1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 октября 2022 в 05:34
Снять ограничение

ГОСТ 33244-2015

Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Концептуальная эталонная модель компетенции и связанных объектов
Действующий стандарт
Проверено:  02.10.2022

Информация

Название Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Концептуальная эталонная модель компетенции и связанных объектов
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 11.10.2018
Дата введения в действие 01.11.2016
Область и условия применения Настоящий стандарт поддерживает концептуальную эталонную модель, которая включает в себя набор пунктов, атрибутов и отношений. Стандарт может быть использован для распознания связи между понятиями, представленными в ITLET системах, таких как компетенции, знания, навыки, возможности, квалификация, успеваемость, и цели обучения
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ

     
ГОСТ 33244-2015
(ISO/IEC TR 24763:2011)

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Информационные технологии

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЭТАЛОННАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ И СВЯЗАННЫХ ОБЪЕКТОВ

Information technologies. Learning, education and training. Conceptual reference model for competency and related objects



МКС 35.240.99

Дата введения 2016-11-01

     

Предисловие


Цели, принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1833-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33244-2015 (ISO/IEC TR 24763:2011) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному документу ISO/IEC TR 24763:2011* "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Концептуальная эталонная модель компетенции и связанных объектов" ("Information technologies for learning, education and training - Conceptual reference model for competency and related objects", MOD) путем исключения справочных приложений А, В, С, D.

________________

     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного документа приведено в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2018 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Предисловие


ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия) образуют специализированную систему всемирной стандартизации. Национальные органы, являющиеся членами ИСО или МЭК, принимают участие в разработке международных стандартов через технические комитеты, признанные соответствующими организациями для рассмотрения технической деятельности в конкретных областях. Технические комитеты ИСО и МЭК сотрудничают в областях, представляющих взаимный интерес. Другие международные организации, государственные и негосударственные, взаимодействуют с ИСО и МЭК, а также принимают участие в их работе. В области информационных технологий ИСО и МЭК учредили совместный технический комитет ИСО/МЭК СТК1.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в инструкциях ИСО/МЭК, часть 2.

Основной задачей совместного технического комитета является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые совместным техническим комитетом, рассылаются национальным органам на голосование. Публикация в качестве международного стандарта требует одобрения по меньшей мере 75% национальных органов, участвующих в голосовании.

В исключительных случаях, совместный технический комитет может предложить публикацию стандарта одного из следующих типов:

- тип 1, когда необходимая поддержка не может быть получена на издание международного стандарта, несмотря на многократные попытки;

- тип 2, когда объект находится в стадии технического развития или по каким-либо другим причинам, но нет возможности прийти к соглашению о международном стандарте в данный момент;

- тип 3, когда совместный технический комитет собрал данные другого рода, отличные от того, что обычно публикуются в качестве международного стандарта.

Технические документы типов 1 и 2 рассматриваются в течение трех лет после публикации, чтобы принять решение, могут ли они быть преобразованы в международные стандарты.

Технические документы типа 3 могут не пересматриваться, до тех пор, пока предоставляемые данные считаются действительными или полезными.

Следует обратить внимание на то, что некоторые элементы этого стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО и МЭК не несет ответственность за выявление патентных прав.

Введение


Есть несколько существующих и реализованных моделей, обеспечивающих информацию о компетенциях, связанных с получением знаний, навыков, способностей, квалификаций, производительностей, целей обучения и других связанных объектов. Некоторые из этих моделей несовместимы, из-за отсутствия ясности и последовательности семантики. Основной целью стандарта является предоставление информационных технологий в обучении, образовании и подготовке кадров (ITLET) в виде концептуальной эталонной модели (CRM), которая будет поддерживать согласованность и повышение взаимопонимания и взаимодействия различных существующих информационных моделей компетенций по обучению, образованию и подготовки кадров (LET).

Настоящий стандарт поддерживает эталонную концептуальную модель ITLET и процессы, которые могут быть использованы для сравнения и разрешения обмена информацией между различными информационными моделями через сообщества LET. Концептуальная эталонная модель ITLET общая точка отсчета, с помощью которой различные и несовместимые источники информации могут, в конечном счете, быть согласованы. Это также может быть использовано в качестве основы для сборки новых моделей и связанных с ними работ по стандартизации.

Понятие стандартизации это то, для чего концептуальная эталонная модель ITLET может быть использована, как "фундамент" моделирования для дополнения принятых уже уровней 1) семантической модели и мета-моделей, 2) информационной модели, 3) модели данных. Это определяет фреймворк для построения потенциальных информационных моделей отношения для компетенций как представлено в информационных технологических системах LET для поддержки классов и свойств, которые объединяются (обобщаются) для нескольких (многих) случаев использования и отображения существующих метаданных на эти классы. Эти классы и свойства поддерживают реперные точки для атрибутов и информационных структур входящих в информационную модель. Информационные модели, в свою очередь, могут быть использованы для разработки фреймворка и для разработки связи различных по структуре данных и форматов.

Стандарт поддерживает общую модель и формат для пояснения типов логической информации и отношений, что используются в информационных технологических системах LET, лежащих в основе информационных систем связанных с компетенциями, использующихся организациями LET и их доверенными сообществами. Важно отметить, что стандарт имеет цель пояснить логику типов информации и взаимоотношений, используемых в информационных технологических системах организаций LET, и их объединение в правила управления, разработки, описания, переноса или оценки информации о компетенции или других связанных объектов.

Проблемы, которые были определены, включают (но не ограничивают) потребность в стандартах для размещения сложных информационных структур компетенций, поддержки адекватной связи для информации о компетенции, которая находится в различных IT-cистемах, обеспечивающих поддержку для сравнения информации о компетенции, через различные сообщества и контексты, разрешения для мониторинга и обновления информации о компетенции связанной с индивидуальными (конкретными) учащимися.

IT-системы управления информацией о компетенциях сталкиваются со множеством проблем представленных ниже:

- Не существует единого определения компетенции принятого всеми. Вместо этого многие определения используют различные структуры и словари, описывающие различные уровни компетенции.

- Было высказано предположение, что компетенция является не наблюдаемой сущностью, и, следовательно, не может быть прослежена, измерена или записана.

- IT-системы могут быть спроектированы, разработаны и реализованы с определенным обозначением для понимания информации о компетенции: в зависимости от контекста, в котором она используется (см. раздел 8).

- IT-системы необходимы для обеспечения эффективной и экономной поддержки для описания компетенции нескольких уровней абстракции в различных форматах.

- IT-системы могут потребоваться в соответствии с международными, национальными и региональными законодательными требованиями.

- Информация о компетенции может быть связана с конкретными лицами и может быть использована для создания решений связанных с занятостью, продвижению по службе, признания, аккредитации и т.д. В случае, когда компетенция информации связана с идентифицируемой личностью, то защита личной информации этого человека имеет большое значение.

Область применения

Область применения ISO/IEC TR 24763 включает:

a) Помощь в понимании компетенции, как это определяется и соблюдается в IT-системе, описание и процесс, в котором концептуальная эталонная модель ITLET может быть использована, как общая точка привязки, для облегчения обмена и управления информацией в IT-системах, которые поддерживают управление, разработку, описание, передачи или оценки информации о компетенции или других соответствующих объектов.

b) Использование инструментария концептуальной эталонной модели ITLET, которая включает в себя следующие пункты:

- Концептуальная эталонная модель ITLET, которая включает в себя классы сущностей и связей, содержащая такие понятия как компетенция, актер, действие, результат, оценка, процесс оценки, и другие связанные с ним понятия или объекты.

- Процедура сбора информации в отношении отдельных случаев использования.

- Процесс описания информации о компетенции с различными системами и получение модели информационной системы.

- Общая информация и подробные примеры применения инструментария концептуальной эталонной модели ITLET, которая позволяет разработать информационные модели, определения объектов информации о компетенции и записей информации о компетенциях.

c) Руководство по вопросам процессов оказания помощи в обмене информацией о компетенциях между и среди информационных технологических систем используемых и разработанных для обучения, образования и подготовки LET сообществ.

d) Общая модель и формат для определения общего контента информации, которая находится в разных форматах. В частности, для поддержки и реализации алгоритмов автоматического преобразования данных из локальной структуры данных в глобальную без потери смысла. Эти алгоритмы трансформации полезны для обмена данными, перемещения данных из устаревших систем, интеграции информации, посредничество разнородных источников.

e) Поддержка для ассоциативных запросов против интегрированных ресурсов на поддержку центральной модели простых классов и их ассоциаций для формулирования таких же запросов.

Общее представление структуры стандарта

Структура данного стандарта состоит из 9 разделов.

Разделы структурированы следующим образом:

- раздел 1 - область применения;

- раздел 2 - термины и определения;

- раздел 3 - обозначения и сокращения;

- раздел 4 - дает графическое изображение концептуальной эталонной модели ITLET, которая представляет собой введение в связи между классами и свойствами;

- разделы 5 и 6 - обеспечивает подробное описание информации по вопросам концептуальной эталонной модели, ее классов и свойств;

- раздел 7 - предоставляется обзор использования концептуальной эталонной модели ITLET, и вводит в курс совместного использования и объединения информации о компетенции (см. 7.2, 7.3), получение запроса требований и структуры информационной модели (см. 7.4), поддержка совместимости запросов (см. 7.5), и использование метаданных для построения объектов информации о компетенции (см. 7.6);

- раздел 8 - обсуждение представления компетенций в информационных технологиях для обучения, образования и подготовки (ITLET), характер компетенций, как это рассматривается в контексте ITLET, и вопросам свойственным для стандартов информации о компетенции в контексте ITLET;

- раздел 9 кратко описывает потенциальные области, которые так же могут быть рассмотрены международной стандартизацией.

Подтверждение

Следует отметить, что основой для создания настоящего стандарта является концептуальная эталонная модель CIDOC, представленная группой документации стандартов ICOM/CIDOC и продолжена специальной группой CIDOC CRM (http://cidoc.ics.forth.gr/), известный, как ISO 21127:2006 (E). Несмотря на то, что CIDOC является основой для данного документа, он не считается нормативной ссылкой на этот стандарт.

     1 Область применения

     1.1 Цель стандарта


Настоящий стандарт поддерживает концептуальную эталонную модель, которая включает в себя набор пунктов, атрибутов и отношений. Стандарт может быть использован для распознания связи между понятиями, представленными в ITLET системах, таких как компетенции, знания, навыки, возможности, квалификация, успеваемость, и цели обучения.

Стандарт может быть использован для выявления связанных объектов, которые используются в передаче информации о компетенциях. Данный стандарт относится к обмену и объединению неоднородной информации относящейся к области информационных технологических систем, использующихся в обучении, образовании, и организации обучения и их сообществ в целях управления, разработки, описания, передачи или оценки компетенций информации или других связанных объектах. Область применения дальнейшей разработки включает:

- Настоящий стандарт поддерживает руководящие указания в отношении уровня подробности и точности, ожидания и необходимости к описанию отношений в концептуальной эталонной модели ITLET. Информационные технологические системы используются в обучении, образовании, и организации обучения и их сообществ в целях управления, разработки, описания, передачи или оценки информации о компетенции или других связанных объектах в составе обучения, образования и подготовки.

- Настоящий стандарт дает определение компетенции (ITLET), отдельно взятой компетенции, как это представляется в IT-системах. Данное определение не является узконаправленным и признает уникальные проблемы представления информации о компетенциях в пределах IT-систем (некоторые из которых так же тщательно разобраны в 8.2).

- Настоящий стандарт предназначен специально для внедрения необходимой контекстной информации, т.е. условий, которые могут, например, включать такую информацию как место описания, отрезок времени, дата и время и т.д.

- Обмен информацией о компетенции в области информационных технологических систем между организациями LET и их сообществами, унификация данных с их моделями в пределах области применения настоящего стандарта.

- Настоящий стандарт рассматривает проблему конфиденциальности по отношению к системам информационных технологий, которые используются организациями LET в целях управления, разработки, описания, передачи или оценки информации о компетенциях или других связанных объектах.

Настоящий стандарт обращает внимание на информацию об участниках, связанных элементах и соответствующих отношениях, включенных в состав информационных систем в LET, которые используются в целях управления разработки, описания, передачи или оценки информации о компетенции или других связанных объектах.

     1.2 Основное назначение стандарта


Основное назначение настоящего стандарта заключается в объединении и совместимости неоднородных источников информации о компетенции. Этот стандарт включает в себя поддержку инструментария ITLET концептуальной эталонной модели и процессов, необходимых при разработке семантических определений и пояснений, для преобразования и разрешения обмена информацией через различные или локальные информационные источники в единый глобальный ресурс. Концептуальная эталонная модель ITLET может быть использована, как общая точка отсчета, а процесс, описанный в стандарте, может быть использован, чтобы помочь человеку в понимании информационных технологических систем, использованных в LET для управления, разработки, описания передачи или оценки компетенции информации или других связанных объектов.

     1.3 Область применения - аспекты, не рассматриваемые в настоящем стандарте


В первой версии настоящего стандарта все еще не рассмотрены нижележащие аспекты:

- Было высказано предположение, что компетенция является ненаблюдаемым и неизмеримым субъектом. Данное понимание не рассматривается в этой версии стандарта.

- Конкретные детали, связанные с функциями классов.

- Создание модели данных и сложных структур данных.

- Правила, связанные с использованием таких моделей данных или их привязки.

- Интерфейс прикладных программ и объединенные связи.

- Специфика взаимосвязей с другими стандартами и подробное описание работы, связанной с другими организациями.

- Многоязычная поддержка.

- Простота приспособления.

- Подробный обзор вопросов конфиденциальности. Для получения дополнительной информации относящейся к конфиденциальности в ITLET системах, используется [1].

- Правила по вопросам доступности. Для получения дополнительной информации относящейся к доступности в ITLET системах, используется [2].

- Подробное объяснение и руководящие указания в отношении приложения. Цепочка доставки цифровых сервисов (DSSC).

- Руководящие указания в отношении передовых методов концептуального моделирования для информационных технологических систем.

Предполагается, что некоторые или все эти технические требования будут реализованные в следующих версиях настоящего стандарта или в схожих стандартах, или технических документах.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 класс (class): Категория пунктов, которые разделяют один или более общих свойств, которые служат в качестве пунктов принадлежащих к классу.

Примечания

1 В состав концептуальной эталонной модели ITLET информация о компетенции и связанных объектов, включает 9 классов: действие; актер; компетенция; критерий и метод; окружающая среда; анализ, процесс оценки; организации LET; результат; роль.

2 Свойства класса не должны быть явно сформулированы в  логических терминах, но могут быть описаны как заявление, которое относится к общему осмыслению экспертов по области. Суть этих свойств дает насыщенность класса. Класс может быть областью или диапазоном из нуля, одного или более свойств формально определенных в модели. Формально определенные свойства не должны быть частью области или диапазона: такие свойства являются оптимальными.

2.2 компетенция (competency): (ITLET) видимая или измеряемая способность актера к выполнению необходимых действий, учитывая окружающую среду, для достижения определенных результатов.

Примечание - Смотрите раздел 8 настоящего стандарта.

2.3 информация о компетенции (competency information): (ITLET) информация о компетенции может быть объединена для связи между физическими лицами, организациями и государственными администрациями.

Примечание - Информация о компетенции может принадлежать к одной или нескольким записям и может быть связана с другими типами информации, относящимися к отдельным лицам или организациям.

2.4 объект информации о компетенции (competency information object): (ITLET) множество информации, которое формируется для облегчения взаимодействия компетенций между физическими лицами, организациями и государственными администрациями.

Примечание - В целях облегчения взаимодействия и обмена, объект информации о компетенции может быть задан согласованным образом, объединяя информацию о компетенции, которая содержится в одной или более записях информации о компетенции.

2.5 запись информации о компетенции (competency information record): (ITLET) набор записанной информации описывающей компетенции.

2.6 цепочка доставки цифровых сервисов (digital services supply chain): (ITLET) процесс доставки цифровых продуктов из места происхождения (поставщик) к удаленному адресу (заинтересованные лица) для подтверждения обучения, образования и практики.

2.7 окружающая среда (environment): (ITLET) контекст, окружение или условия, в которых субъект существует и действует.

Примечание - (ITLET) класс в концептуальной эталонной модели ITLET информации о компетенции и связанных объектов.

2.8 концептуальная эталонная модель ITLET (conceptual reference model): Определение и общая структура для описания внутренних и внешних понятий и взаимоотношений в составе IT-систем для LET.

2.9 организации LET (LET institution): Различные организации, предоставляющие услуги по обучению, образованию и подготовке будь то формальные или неформальные.

Пример - Собрание или органы принятия решений, государственные предприятия, сообщества учащихся, профессиональные органы по сертификации, юридические лица и т.д.

Примечание - Организации LET это класс в составе концептуальной эталонной модели ITLET для информации о компетенции и связанных объектов.

2.10 объект (object): То, что является различимым или постижимым.

Примечание - Объекты могут быть материальными (резюме, бумажная расшифровка, компьютер) или нематериальными (виртуальная среда, видео поток), или воображаемыми (единорог) [3], 3.1.1.

2.11 свойство (property): Характеристика класса, устанавливающая особые связи, находящиеся между двумя классами.

Примечания

1 Свойство определяется содержанием термина, который выражен утверждением или примечанием в разделе область применения.

2 В разделе 6 определяются любые свойства, т.е. свойства каждой части класса, который определяется и находится в разделе 5.

     3 Обозначения и сокращения


Последующие обозначения и сокращения обозначены для использования в стандарте.

3.1 Обозначения

[ ] - квадратные скобки (square brackets) - обозначают класс, подкласс или например связь классов в главах 5, 6, 7.4, 7.6.

{ } - фигурные скобки (curly brackets) используются в обозначении примеров подклассов в главах 5 и 6. Используются в главе 7.4 для обозначения множества примеров и подмножества информации, которые образуют компетенцию информационных объектов.

( ) - скобки или простые скобки (brackets or parentheses) - используются на протяжении всего стандарта для поддержки вводной или дополнительной информации. Используется в главе 6 для обозначения диапазона к области взаимодействия. Используется в главе 7.4 в обозначении множества примеров и подмножества, которые образуют компетенцию информационных объектов.

- объединение (union) - этот символ представляется простой бинарной операцией в множестве теорий известных как объединение. Объединение двух множеств обозначается как А В, которые указывают множество включающее все субкомпоненты, которые включены по крайней мере в А или В. Для примера, объединение (1, 2) и (2, 3) это множество (1, 2, 3). Использование этого символа в главе 7.4 предназначены для обеспечения поддержки для запросов не обязательных для создания модели данных, но для создания множества информации.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное