1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 октября 2022 в 05:35
Снять ограничение

ГОСТ 33247-2015

Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура
Действующий стандарт
Проверено:  02.10.2022

Информация

Название Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 08.10.2018
Дата введения в действие 01.11.2016
Область и условия применения Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы определить элементы метаданных и их признаки для описания ресурсов обучения. Это включает правила, которые управляют идентификацией элементов данных и спецификацией их признаков. Настоящий стандарт обеспечивает описание ресурсов изучения элементами данных и ресурсами, непосредственно связанными с ними
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ

     
     ГОСТ 33247-2015
(ISO/IEC 19788-1:2011)

Группа П80

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Информационные технологии

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Часть 1

Структура

Information technology. Learning, education and training. Metadata for learning resources. Part 1: Framework

     

МКС 03.100.30
        35.240.99

Дата введения 2016-11-01

     

Предисловие


Цели, принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Ркспублики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1836-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33247-2015 (ISO/IEC 19788-1:2011) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO/IEC 19788-1:2011* "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура" ("Information technology. Learning, education and training - Metadata for learning resources. Part 1: Framework", MOD) путем исключения информационных приложений А, В, С и алфавитного указателя.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в приложении ДА.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта приведено в приложении ДБ

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2018 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы упростить: (1) описание образовательного ресурса, используя основанный на стандартах подход к идентификации и спецификации элементов метаданных, требуемых для описания образовательного ресурса; (2) поиск, открытие, приобретение, оценку и использование образовательных ресурсов, например учениками, преподавателями или автоматизированными процессами программного обеспечения. Способность к взаимодействию этих функций может быть достигнута посредством сбора данных или объединенных процессов поиска либо других технологий и решений. Настоящий стандарт основан на идентифицированных пользовательских требованиях.

Настоящий стандарт включает правила для назначения и управления идентификаторами и развитие последующих частей, выполняющих определенные пользовательские потребности.

Дополнительно в настоящем стандарте описаны способы определения прикладных профилей.

В то же самое время настоящий стандарт принимает во внимание разнообразие культурных и лингвистических контекстов, в которых образовательные ресурсы и их метаданные, вероятно, будут создаваться и эксплуатироваться. Стандарт также облегчает повторное использование описаний образовательного ресурса путем обеспечения элементами спецификаций. Это облегчает сбор метаданных.

Данный стандарт ставит цель определить элементы данных, касающиеся изучения ресурсов, которые будут выражены в диапазоне установленных форматов, предоставляя оптимальную совместимость IEEE 1484.12.1-2002 [1] и ISO 15836:2009 [2] (см. Библиографию), также рассматривает требования пользователей, которые не явно рассмотрены в этих стандартах. Эти элементы данных используются, чтобы сформировать описание образовательного ресурса.

Настоящий стандарт имеет модульную структуру со всеми последующими частями, имеющими различные области применения. Каждая из этих частей представляет собой определенный набор требований пользователей для выявления и уточнения элементов данных, которые могут быть использованы в описании образовательного ресурса. Это включает категории элементов данных, которые сосредоточены на технических перспективах, образовательных (педагогических) аспектах, доступности и аспектах интеллектуальной собственности, системах классификации, управления жизненным циклом, регистрации и т.д. Также включает использование прикладных профилей, определяющих правила объединения элементов метаданных из различных частей стандарта и других технических требований, для обеспечения описания образовательных ресурсов, например MLR записи, в определенном контексте.

Идентификация и спецификация отдельных элементов метаданных не включены в настоящий стандарт, но определены в последующих частях. Также исключены из этой части стандарта спецификации привязки для элементов данных (например, привязки XML), а также описание конкретных профилей приложений. Они будут рассмотрены в последующих частях. Тем не менее XML-фрагменты могут быть использованы в примерах.

Следующие аспекты могут быть рассмотрены в последующих изданиях или в других частях настоящего стандарта:

дополнительные атрибуты спецификаций элементов данных;

регистрация MLR-записей (см. 3.23) и присвоение им уникальных идентификаторов;

подробные правила, регулирующие кодирование областей;

личности в качестве образовательного ресурса.

     1 Область применения


Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы определить элементы метаданных и их признаки для описания ресурсов обучения. Это включает правила, которые управляют идентификацией элементов данных и спецификацией их признаков.

Примечание - Термины определены в 3.


Настоящий стандарт обеспечивает описание ресурсов изучения элементами данных и ресурсами, непосредственно связанными с ними.

Данная часть определяет принципы, правила и структуры для спецификации описания ресурсов обучения; в настоящем стандарте идентифицируются и определяются признаки элемента данных, а также правила, управляющие их использованием. Ключевые принципы, заявленные в настоящем стандарте, содержат требования к пользовательскому контексту с целью поддержки многоязычных и культурных требований, адаптируемых к глобальным перспективам.

Настоящий стандарт определяет ряд общих подходов, то есть методологии и конструкции, которые относятся к развитию последующих частей данного стандарта.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 7.75-97 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименования языков

Примечание - При использовании настоящим стандартом* целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 прикладной профиль (application profile): Определенный структурированный набор технических требований элемента данных (см. 3.14), выбранный таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности сообщества.

Примечание - Технические требования элемента данных взяты из различных частей ISO/IEC 19788 и из других источников.

3.2 прикладной отчет профиля (application profile record): Специальный набор элементов данных (см. 3.11), описывающий определенный ресурс обучения (см. 3.20) и удовлетворяющий правилам (см. 3.32) определенного прикладного профиля (см. 3.1).

3.3 прикладная спецификация профиля (application profile specification): Описание прикладного профиля (см. 3.1) путем представления значения его атрибута (см. 3.5) и описания лежащей в его основе спецификации группы элемента данных (см. 3.13).

3.4 атрибут (attribute): Особенность (характеристика) объекта или сущности (см. 3.17).

3.5 значение атрибута (attribute value): Информация, записанная в качестве содержимого атрибута (см. 3.4) в спецификации элементов данных (см. 3.14), в спецификации группы элемента данных (см. 3.13) или в прикладной спецификации профиля (см. 3.3).

3.6 условный (conditional): Требуется при определенных заданных условиях по [3], 3.2.9.

Примечание - Одно из обязательных положений, которые применяются к атрибутам элемента данных (в спецификации элементов данных), с указанием условий, при которых требуется значение атрибута.

3.7 совместимый элемент данных (conformant data element): Элемент данных (см. 3.11), который подчиняется правилам (см. 3.32) спецификации элемента данных (см. 3.14).

3.8 соответствующая запись MLR (conforming MLR record): Запись MLR (см. 3.24), в которой все элементы данных (см. 3.11) являются совместимыми элементами данных (см. 3.7).

3.9 соответствующая запись MLR родственная к прикладному профилю (conforming MLR record relative to an application profile): Соответствующая запись MLR (см. 3.8), для которой дополнительные условия, указанные в прикладном профиле спецификации (см. 3.3), удовлетворяют всем элементам данных (см. 3.11) в записи MLR.

3.10 содержание значения (content value): Информация, записанная в качестве содержимого элементов данных (см. 3.11) в соответствии со спецификацией элементов данных (см. 3.14).

3.11 элемент данных (data element): Единица данных, описанная в спецификации элемента данных по [4].

3.12 группа элементов данных (data element group): Названный набор связанных элементов данных (см. 3.11) и/или групп элементов данных групп (см. 3.12), который описан в спецификации групп элементов данных (см. 3.13).

Примечание - Группа элементов данных представляет собой структурированный набор элементов данных.

3.13 спецификация группы элементов данных (data element group specification): Описание элемента данных (см. 3.11) или группы элементов данных (см. 3.12), составляющих группу рассматриваемых элементов данных.

3.14 спецификация элемента данных (data element specification): Набор атрибутов (см. 3.4) и значение атрибута (см. 3.5), определяющие правила, которые характеризуют набор элементов данных (см. 3.11).

Примечание - Адаптировано из определения "простой спецификации элементов данных" по [4], 4.106.

3.15 определение (описание) (definition): Представление концепции через описательное утверждение, которое служит для отличия от схожих понятий по [5], 3.3.1.

3.16 область (сфера) элемента данных (domain): Класс ресурсов (см. 3.31), ресурсы которого (см. 3.30) описываются рассматриваемыми элементами данных (см. 3.11).

3.17 сущность (объект) (entity): Любая конкретная или абстрактная вещь, которая существует, существовала или могла бы существовать, включая ассоциации этих вещей.

Примечание - Сущность определяется независимо от того, доступны ли данные о ней или нет, по [6].


Пример - Человек, объект, событие, идея, процесс и т.д.

3.18 расширение (extension): Набор всех строк (см. 3.35), удовлетворяющих всем лексическим правилам в рассматриваемом наборе правил (см. 3.33).

3.19 идентификатор (identifier): Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность (см. 3.17).

Примечания

1 Идентификатор лингвистически нейтрален, не требует перевода.

2 Идентификатор может быть составным, т.е. уникальный идентификатор может состоять из двух или более идентификаторов и/или других элементов данных, которые основаны на правилах и которые вместе служат "единым" идентификатором.

3.20 ресурс обучения (learning resource): Ресурс (см. 3.30), используемый для образования, обучения и подготовки кадров.

3.21 литерал (literal): Строка (см. 3.35), представляющая значение.

3.22 обязательный (mandatory): Требуемый всегда, по [3], 3.2.17.

Примечание - Один из обязательных статусов, применяемых к признакам элемента данных (в спецификации элемента данных), указание на условия, при которых требуется значение атрибута.

3.23 элемент метаданных (metadata element): Элемент(ы) данных (см. 3.11), используемый(ые) для описания ресурса обучения (см. 3.20).

3.24 MLR запись (MLR record): Указанный набор элементов данных (см. 3.11), описывающий ресурс обучения (см. 3.20) и ресурсы, непосредственно связанные с данным ресурсом обучения.

Примечание - Если элементы данных сохранены как элементы XML (документ XML), например, отчет MLR состоит из целого документа XML.

3.25 наименование (name): Обозначение объекта через лингвистическое выражение по [7], 3.2.21.

3.26 статус обязательства (obligation status): Признак того, должна ли быть обеспечена ценность атрибута (см. 3.4).

Примечание - Статус обязательства может быть обязательным (см. 3.22), условным (см. 3.6) или опциональным (см. 3.27).

3.27 выбираемый (optional): Разрешенный, но не требуемый.

Примечания

1 Один из статусов обязательства, который относится к признакам элемента данных (в спецификации элемента данных), указание на условия, при которых требуется значение атрибута.

2 Адаптировано по [3], 3.2.28.

3.28 диапазон (range) (элемента данных): Класс ресурсов, которому принадлежит значение (см. 3.10) элемента данных (см. 3.11) или набор литералов (см. 3.21), содержащий строку представления допустимых значений рассматриваемого элемента данных.

3.29 уточнение (refine): Наличие у спецификации элемента данных связанной собственности, которая является подсобственностью связанной с ней собственности.

Примечания

1 Это означает, что ценность признака области первой спецификации элемента данных является идентичной (или собственным подмножеством) ценности признака области второй спецификации элемента данных, а также, что значение диапазона первой спецификации элемента данных является идентичным (или собственным подмножеством) значению диапазона второй спецификации элемента данных.

2 Элементы данных первой спецификации элемента данных уточняют элементы данных второй спецификации элемента данных.


Примеры

1 Свойство "быть сыном" уточняет свойство "быть ребенком".

2 Свойство "иметь мать" уточняет свойство "иметь родителя".

3.30 ресурс (resourse): Объект, который может быть выявлен и идентифицирован однозначным и устойчивым идентификатором (см. 3.19) в признанной идентификационной системе.

3.31 класс ресурсов (resource class): Набор ресурсов (см. 3.30), который может быть идентифицирован путем перечисления или описания границ и значений и чьи свойства и поведение используют одни и те же правила (см. 3.32).

Примечания

1 Класс ресурсов имеет следующие атрибуты:

- идентификатор;

- имя;

- определение;

- подкласс [многократное наследование];

- примечание.

Пример - Ресурс обучения (набор всех ресурсов обучения), Человек (компания всех людей), Права (набор всех прав объектов) и Документ (набор всех документов).

2 Адаптировано из определения "объект класса" по [7], 3.3.22.

3.32 правила (rules): 3аявления, которые определяют ограничения.

Примечания

1 Правила определяют условия, которые должны быть выполнены. Они могут включать отношения среди объектов и их признаки.

2 Правила имеют или обязательный, или условный характер.

3 В MLR правила формально определены и применены к условиям, управляющим содержимым, т.е. обеспечивают точность семантики данных.

4 Правила должны быть явными и достаточно ясными, быть понятны для всех.

3.33 набор правил (rules set): Определенные и предварительно установленные правила (см. 3.32), используемые совместно.

3.34 строго соответствующий MLR-записи (strictly conforming MLR record): Приспосабливание записи MLR (см. 3.8), для которой спецификация (см. 3.14) элемента данных для каждого элемента данных (см. 3.11) берется из той части настоящего стандарта, в которой определяются технические требования элемента данных.

3.35 строка (string): Последовательность знаков, рассмотренная как единое целое.

3.36 уникальный идентификатор ресурса (uniform resource identifier): Представление идентификатора, основанное на синтаксисе правил, предусмотренных в [8].

     4 Сокращения

ID

-

идентификатор;

IEEE

-

институт инженеров по электротехнике и электронике;

LOM

-

метаданные объекта обучения;

MLR

-

метаданные ресурсов обучения;

MLR-1

-

метаданные ресурсов обучения;

MLR-AP

-

профиль приложения MLR;

MLR Record

-

метаданные для записи ресурса обучения;

URI

-

уникальный идентификатор ресурса;

XML

-

расширяемый язык разметки.


     5 Принципы, регулирующие развитие настоящего стандарта


Основные принципы, изложенные в настоящем стандарте, помещаются в контекст. Они обусловлены требованиями пользователя и поддерживают многоязычную и культурную адаптацию требований с учетом глобальной перспективы.

5.1 Составные части стандарта

Составные части стандарта обеспечивают как комплексный, так и модульный подход. Каждая часть стандарта имеет свою собственную цель, задачи и является самодостаточной. Это облегчает использование отдельных частей и, следовательно, всего стандарта. Кроме того, это упрощает дальнейшее взаимодействие с новыми частями стандарта для решения новых вопросов в течение времени.

5.2 Развитие, обусловленное требованиями пользователя

Все требования настоящего стандарта четко сформулированы и согласованы с потребностями пользователей в области обучения, образования и подготовки кадров. Важным источником требований пользователей является государственный сектор - значительный участник рынка обучения, образования и подготовки кадров.

Требования пользователей определяются странами, участвующими в разработке стандарта, и демонстрируют "варианты использования", в том числе связанные с культурным разнообразием, потребностями людей с ограниченными возможностями и приоритетами в мире широких перспектив.

5.3 Поддержка многоязычных эквивалентов и межкультурных требований

ISO/IEC 19788 направлен на создание возможностей многоязычной эквивалентности и культурной адаптации. Это означает включение и поддержку как требований подхода "сверху вниз", так и требований подхода "снизу вверх", т.е. человека как пользователя (заключительного). Для достижения этой цели данный стандарт должен поддерживать как глобальную совместимость, так и местную специфику, а также включать примеры:

естественных и специальных языков и связанных с ними многоязычных требований;

подведомственных, правовых, нормативных и геополитических ограничений, как это предусмотрено соответствующими юрисдикционными доменами.

5.4 Поддержка различных уровней детализации

При некоторых обстоятельствах или требованиях пользователей образовательных ресурсов могут потребоваться описания на более высоком уровне конкретности, чем те, что уже предусмотрены в некоторых предыдущих частях стандарта.

5.5 Повторное использование международных стандартов и спецификаций

Многие аспекты настоящего стандарта не являются уникальными в области обучения, образования и подготовки кадров. Таким образом, ключевой стратегией в развитии и поддержании стандарта является использование соответствующих существующих международных стандартов и спецификаций (или их частей).

5.6 Пользовательские расширения

Стандарт охватывает общие требования пользователей. При реализации одной (или более) части(ей) данного стандарта пользователь может иметь дополнительные или уточненные требования, которые должны быть реализованы как пользовательские расширения или как ограничения в профиле приложения.

Этот стандарт должен обеспечивать введение "пользовательского расширения" для тех, кто реализовывает одну или несколько частей стандарта (или комбинацию частей). Идентификация таких пользовательских расширений и их спецификации поддержаны полной архитектурой и структурой стандарта.

Типы пользовательских расширений включают:

добавление элемента данных местного значения необходимого в дополнение к указанным в настоящем стандарте;

возможность включения дополнительных значений содержания для элемента данных.

"Внутренний абонент", который привлекает широкое распространение и общее пользование может стать кандидатом на включение и использование его в контексте данного стандарта (например, в новой части или более поздней версии издания).

     6 Спецификации элементов данных MRL

6.1 Введение

Основным принципом настоящего стандарта является то, что общий набор атрибутов определяет основные характеристики каждого элемента данных раздел 6. Спецификации элементов данных MLR определяет атрибуты элемента данных и правила значения этих атрибутов.

6.2 Атрибуты спецификации элемента данных

Идентификация элементов данных должна быть полностью документирована. Этот процесс не зависит от того, как разработчики и исполнители информационной системы строят свои базы данных (например, в качестве хранилища учебных ресурсов, в качестве микроформатов). Это достигается за счет использования спецификации элемента данных. Спецификация элемента данных состоит из идентификатора (для спецификации элементов данных) и перечня (определенного) элементов данных атрибутов с правилами значения этих атрибутов.

Каждая спецификация элементов данных имеет следующие атрибуты:

- идентификатор (идентификатор спецификаций элемента данных);

- название объекта (имя элемента данных);

- определение (определение элементов данных);

- лингвистический индикатор (языковой индикатор элемента данных);

- домен (элемент данных домена);

- диапазон (элемент данных диапазона);

- правила содержания значения;

- уточнение;

- пример(ы);

- примечание(я).

6.2.1 Спецификации элементов данных. Атрибут "Идентификатор"

Идентификаторы в целом и в частности идентификаторы спецификации элемента данных являются уникальными тегами, используемыми для управления спецификацией каждого уникального элемента данных. Идентификатор представляет собой лингвистически независимую последовательность символов для уникальной и постоянной идентификации. Идентификатор спецификации элементов данных должен:

- быть лингвистически нейтральным;

- избегать неоднозначности в определении конкретной спецификации элементов данных в данном стандарте;

- быть использован для перекрестных ссылок спецификации элементов данных;

- быть платформо-независимым;

- быть по возможности понятным.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное