1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 октября 2022 в 11:11
Снять ограничение

ГОСТ 33322-2015

Железнодорожный подвижной состав. Требования к защите от поражения электрическим током
Действующий стандарт
Проверено:  02.10.2022

Информация

Название Железнодорожный подвижной состав. Требования к защите от поражения электрическим током
Название английское Railway rolling stock. Requirements for protection against electrical hazards
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 08.02.2016
Дата введения в действие 01.03.2016
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав и его электрооборудование. Настоящий стандарт устанавливает совокупность требований, которые необходимо применять при проектировании, изготовлении, выполнении электрического монтажа и оснащении железнодорожного подвижного состава для защиты людей и животных от поражения электрическим током
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Утверждён в Росстандарт

     
     ГОСТ 33322-2015
(IEC 61991:2000)

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Требования к защите от поражения электрическим током

Railway rolling stock. Requirements for protection against electrical hazards



МКС 13.260

         45.060

Дата введения 2016-03-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Обществом с ограниченной ответственностью "Центр нормативно-технической документации "Регламент"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. N 1318-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33322-2015 (IEC 61991:2000) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2016 г.

5 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту IEC 61991:2000* Railway applications - Rolling stock - Protective provisions against electrical hazards (Транспорт железнодорожный. Подвижной состав. Положения о защите от ударов электрическим током) путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный стандарт разработан Техническим комитетом ТС 9.

Перевод с английского языка (en).

Официальный экземпляр международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, имеется ООО "Центр нормативно-технической документации "Регламент".

В настоящем стандарте исключен текст международного стандарта на французском языке (fr).

Степень соответствия - модифицированная (MOD).

Наименование настоящего стандартаизменено относительно наименования межгосударственного стандарта в связи с особенностями построения межгосударственной системы стандартизации.

Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54799-2011 (МЭК 61991:2000)*

________________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. N 1318-ст ГОСТ Р 54799-2011 (МЭК 61991:2000) отменен с 1 марта 2016 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2016 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение


В настоящем стандарте раздел "Нормативные ссылки" изложен в соответствии с ГОСТ 1.5-2001 и выделен курсивом*. В тексте стандарта соответствующие ссылки выделены курсивом.

________________

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Введение", 3 "Термины и определения", приложениях ДА, ДБ, а также примечаниях приводятся обычным шрифтом; остальные по тексту документа выделены курсивом; отмеченные по тексту документа знаком "**" выделены полужирным курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.


Стандарты, дополнительно включенные в настоящий стандарт, выделены в разделе "Нормативные ссылки" полужирным курсивом.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам, использованным в настоящем стандарте, приведены в приложении ДА.

В отличие от применяемого международного стандарта в настоящий стандарт не включены ссылки на МЭК 61133:2006 "Железные дороги. Подвижной состав. Испытания подвижного состава после сборки перед вводом в эксплуатацию", размещенный в элементе "Библиография" международного стандарта, и таблицы 2 и 3, содержащие справочные данные о применяемых диапазонах напряжений во Франции и Италии, исключен пункт 6.5.5 как не относящийся к железнодорожному подвижному составу. Термины даны в редакции, отличной от приведенной в МЭК 61991:2000, и дополнены терминологическими статьями для терминов, используемых в настоящем стандарте, но не установленных в применяемом международном стандарте, и выделены курсивом. Также настоящий стандарт дополнен отдельными словами, фразами, и внесены редакционные изменения в части конкретизации требований примененного международного стандарта, ограничения и уточнения области распространения стандарта, переноса ссылки на приложение А из введения в область применения, которые в тексте стандарта выделены полужирным курсивом с горизонтальным подчеркиванием.

В настоящий стандарт внесены технические отклонения, перечень которых с разъяснением причин их внесения представлен в дополнительном приложении ДА.

Дополнительные требования представлены в дополнительном приложении ДБ.

(Поправка. ИУС N 5-2016).

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав и его электрооборудование.

Настоящий стандарт устанавливает совокупность требований, которые необходимо применять при проектировании, изготовлении, выполнении электрического монтажа и оснащении железнодорожного подвижного состава для защиты людей и животных от поражения электрическим током.

Настоящий стандарт не распространяется на:

- метрополитены:

- городской транспорт:

- монорельсовые транспортные системы:

- рудничные железные дороги в подземных рудниках;

- крановые установки, подвижные платформы и подобные транспортные агрегаты на рельсах;

- фуникулеры;

- временные конструкции.

Настоящий стандарт не устанавливает методов испытаний по подтверждению установленных в нем требований и требований к защите от электрических полей различной частоты и атмосферного электричества.

Требования и положения, выбор реализации которых подлежит согласованию между изготовителем и потребителем, приведены в приложении А.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.038-82 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов

ГОСТ 12.2.056-81** Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

ГОСТ 6962-75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 21130-75** Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Часть 2. Частные требования к системам сборных шин (шинопроводам)

ГОСТ 30487-97** Электропоезда пригородного сообщения. Общие требования безопасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

блокировка электротехнического изделия (устройства): Часть электротехнического изделия (устройства), предназначенная для предотвращения или ограничения выполнения операций одними частями изделия при определенных состояниях или положениях других частей изделия в целях предупреждения возникновения в нем недопустимых состояний или исключения доступа к его частям, находящимся под напряжением.

[ГОСТ 18311-80, статья 54]

3.2 дополнительная изоляция: Независимая изоляция в электроустановках напряжением до 1 кВ, выполняемая дополнительно к основной изоляции для защиты при косвенном прикосновении.

Примечание - Данный термин использован в настоящем стандарте, но не установлен в IEC 61991:2000.

3.3 закрытая электрическая рабочая зона: Помещение или ограниченная зона для размещения электрооборудования, доступ к которым возможен для квалифицированного или инструктированного персонала путем открытия двери или перемещения барьера с помощью ключа или специнструмента, оборудованные специальными предупреждающими знаками.

Примечание - Определение "закрытая электрическая рабочая зона" может быть пригодно для секций, находящихся под вагоном, в вагоне или на крыше, то есть ею является любой участок (внутри или снаружи кузова железнодорожного подвижного состава), который надежно защищен от напряжения, опасного для жизни, под которым может находиться оборудование внутри этого участка. Доступ к таким зонам обычным лицам не разрешается.

3.4 защитное уравнивание потенциалов: Уравнивание потенциалов, выполняемое в целях электробезопасности.

3.5 защитное ограждение (электрическое): Ограждение, обеспечивающее защиту от прямого прикосновения со стороны обычного направления доступа.

3.6 защитные меры: Меры, предпринимаемые для адекватного снижения степени риска:

- конструктором (разработка безопасной конструкции машины, средств защиты и дополнительных защитных мер, информации для пользователя);

- пользователем (осуществление безопасной эксплуатации, технический контроль, система допуска к работе; применение дополнительных защитных мер; использование средств индивидуальной защиты; обучение персонала).

Примечание - Данный термин использован в настоящем стандарте, но не установлен в IEC 61991:2000.

3.7 защитный проводник (обозначение: РЕ): Проводник, предназначенный для целей безопасности, например для защиты от поражения электрическим током.

3.8 земля: Проводящая масса земли, электрический потенциал которой в любой точке условно принимают равным нулю.

3.9 импеданс: Полное сопротивление между точкой системы или установки, или оборудования и относительной землей на данной частоте.

Примечание - Данный термин использован в настоящем стандарте, но не установлен в IEC 61991:2000.

3.10 (электротехнический) инструктированный персонал: Лица, соответственно проинструктированные квалифицированным персоналом или выполняющие работы под наблюдением квалифицированного персонала, что позволяет им оценивать риски и избегать опасностей, которые может создавать электричество.

3.11 (электротехнический) квалифицированный персонал: Лица, имеющие соответствующее образование и опыт, позволяющие им оценивать риски и избегать опасностей, которые может создавать электричество.

3.12 контактная сеть: Совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемнику электроподвижного состава.

3.13 контактный провод: Электрический проводник надземной контактной сети, с которым контактирует токоприемник.

3.14 косвенное прикосновение: Электрический контакт людей или животных с открытыми проводящими частями, которые оказались под напряжением при повреждении.

3.15 неисправность: Прекращение способности изделия выполнять требуемую функцию.

3.16 номинальное напряжение: Напряжение, на которое рассчитана работа электроустановки или части электроустановки.

Примечания

1 Напряжение выражается величиной разности потенциалов между полюсами без пульсации постоянного тока и среднеквадратичной величиной разности потенциалов между фазами для переменного тока.

2 Фактическое напряжение может количественно отличаться от номинального напряжения в пределах разрешенных допусков. Дополнительная информация о напряжениях электрического питания тяговых агрегатов содержится в ГОСТ 6962.

3.17 обычное лицо: Лицо, не являющееся ни квалифицированным, ни инструктированным лицом.

3.18 опасность: Потенциальный источник причинения вреда, ущерба здоровью.

3.19 открытая проводящая часть: Доступная прикосновению проводящая часть электроустановки, нормально не находящаяся под напряжением, но которая может оказаться под напряжением при повреждении основной изоляции.

3.20 поражение электрическим током: Физиологический эффект от воздействия электрического тока при его прохождении через тело человека или животного.

3.21 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса.

Примечание - Данный термин использован в настоящем стандарте, но не установлен в IEC 61991:2000.

3.22 прямое прикосновение: Электрический контакт людей или животных с токоведущими частями.

3.23 силовая цепь: Цепь, питающая током машины и оборудование, например преобразователи и тяговые двигатели, которые передают тяговую мощность движению подвижного состава.

3.24 токоведущая часть: Проводящая часть электроустановки, находящаяся в процессе ее работы под рабочим напряжением, в том числе нулевой рабочий проводник (но не PEN-проводник).

3.25 тяговый (железнодорожный) подвижной состав: Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.

Примечание - Моторвагонный подвижной состав включает в себя электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров.

Примечание - Данный термин использован в настоящем стандарте, но не установлен в IEC 61991:2000.

3.26 электрическая рабочая зона: Помещение или ограниченная зона для размещения электрооборудования, доступ к которым возможен для квалифицированного или инструктированного персонала путем открывания двери или перемещения барьера без ключа или специнструмента, оборудованные специальными предупреждающими знаками.

Примечание - Определение "электрическая рабочая зона" может быть пригодно для секций, находящихся под вагоном, в вагоне или на крыше, то есть ею является любой участок (внутри или снаружи кузова железнодорожного подвижного состава), который надежно защищен от напряжения, под которым может находиться оборудование внутри этого участка. Доступ к таким зонам обычным лицам не разрешается.

     4 Классификация

4.1 Общие положения диапазонов напряжения

Настоящий стандарт базируется на максимальных напряжениях питания, которыми питаются оборудование или электрические цепи.

Напряжения классифицируются в диапазонах, соответствующих номинальному значению, которое указано в таблице 1. К каждому из этих диапазонов применяют различные правила введения в эксплуатацию.

Электрическое питание различных цепей железнодорожного подвижного состава осуществляют от источников питания различного вида:

- аккумуляторных батарей;

- трансформаторов;

- делителей напряжения;

- электрических вращающихся машин;

- статических преобразователей;

- конденсаторов;

- специальных источников.


Таблица 1 - Диапазоны напряжения

Диапазон

Номинальное напряжение

Переменный ток, В

Постоянный ток, В

I

U25

U605

II

25<U50

60<U120

III

50<U1000

120<U1500

IV

U>1000

U>1500

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное