1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 октября 2022 в 04:40
Снять ограничение

ГОСТ 33327-2015

Рельсовые автобусы. Общие технические требования
Действующий стандарт
Проверено:  02.10.2022

Информация

Название Рельсовые автобусы. Общие технические требования
Название английское Railway bus. General technical requirements
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.06.2019
Дата издания 20.02.2016
Дата введения в действие 01.03.2016
Дата последнего изменения 12.09.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на рельсовые автобусы с конструкционной скоростью до 160 км/ч, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении по железнодорожным путям шириной колеи 1520 мм (далее - рельсовые автобусы), и устанавливает общие технические требования к ним
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ 33327-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

РЕЛЬСОВЫЕ АВТОБУСЫ

Общие технические требования

Railway buses. General technical requirements



МКС 45.060.10

Дата введения 2016-03-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ), Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ), Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены" (ФГУП "ВНИИЖГ Роспотребнадзора"), Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка. ИУС N 2-2019).

Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54750-2011*

_______________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. N 1323-ст национальный стандарт ГОСТ Р 54750-2011 отменен с 1 марта 2016 г.

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. N 1323-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33327-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2019 год      

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на рельсовые автобусы с конструкционной скоростью до 160 км/ч, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении по железнодорожным путям шириной колеи 1520 мм (далее - рельсовые автобусы), и устанавливает общие технические требования к ним.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 3191-93 Вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия

ГОСТ 5365-83 Приборы электроизмерительные. Циферблаты и шкалы. Общие технические требования

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 8732-78 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент

ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 10150-88 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия

ГОСТ 11018-2011 Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

ГОСТ 11677-85 Трансформаторы силовые. Общие технические условия

ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 18142.1-85 Выпрямители полупроводниковые мощностью свыше 5 кВт. Общие технические условия

ГОСТ 21447-75 Контур зацепления автосцепки. Размеры

ГОСТ 21829-76 Система "человек-машина". Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования

ГОСТ 22613-77 Система "человек-машина". Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614-77 Система "человек-машина". Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615-77 Система "человек-машина". Выключатели и переключатели типа "Тумблер". Общие эргономические требования

ГОСТ 26445-85 Провода силовые изолированные. Общие технические условия

ГОСТ 28300-2010 Валы карданные тягового привода тепловозов и дизель-поездов. Общие технические условия

ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

ГОСТ 30471-96* Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

__________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50602-93, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 30472-96* Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50603-93, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 30804.6.4-2013 (IEC 61000-6-4:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 31365-2008 Покрытия лакокрасочные электровозов и тепловозов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 33321-2015 Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 блокирование: Функция механического, электрического или другого устройства, которая при определенных условиях обеспечивает фиксацию рабочих частей (элементов) аппарата, машины или схемы (электрической, пневматической) в определенном состоянии, которое сохраняется до момента поступления сигнала о разрешении перехода в другое рабочее состояние.

3.2 головной вагон: Вагон, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления.

Примечание - Головной вагон может быть моторным или немоторным.

3.3 гидравлический тормоз: Тормоз, при действии которого замедление подвижного состава обеспечивается тормозным усилием в точке сцепления колес с рельсами, возникающим в результате гидравлического сопротивления.

3.4 загрузка (вагона, рельсового автобуса): Эквивалентная масса локомотивной бригады, инвентаря, продуктов питания, пассажиров с багажом (с учетом населенности).

Примечание - Масса одного пассажира с багажом принимается равной 70 кг.

3.5 кабина машиниста рельсового автобуса: Отделенная перегородками часть кузова, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления рельсовым автобусом.

3.6 конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

3.7 локомотивная бригада: Работники железнодорожного транспорта, обслуживающие магистральные и маневровые локомотивы и моторвагонные поезда.

3.8 максимальная (расчетная) загрузка: Загрузка с учетом максимальной (расчетной) населенности.

3.9 максимальная населенность: Число пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех пассажирских креслах и пассажиров, стоящих в проходах и тамбурах с плотностью 7 чел/м.

3.10 машинное отделение: Отгороженное перегородками помещение в кузове, в котором размещается автономный источник энергии и элементы тяговой передачи.

3.11 моторный вагон рельсового автобуса: Вагон, тяговое усилие на кузов которого передается посредством механической связи тяговой колесной пары с кузовом.

3.12 населенность: Число пассажиров в рельсовом автобусе.

3.13 немоторный вагон рельсового автобуса: Вагон, тяговое усилие на кузов которого передается только через сцепное устройство.

3.14 пневматический тормоз: Тормоз с пневматическим управлением.

3.15 расчетная населенность рельсового автобуса: Число пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех пассажирских креслах и пассажиров, стоящих в проходах и тамбурах с плотностью 3 чел/м.

3.16 рельсовый автобус: Автономный моторвагонный подвижной состав из моторных и немоторных вагонов.

3.17 реостатный тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается электромагнитным полем при переключении тяговых электродвигателей в генераторный режим, а электроэнергия рассеивается в резисторах.

3.18 салон: Отгороженная перегородками часть вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системами обеспечения микроклимата.

3.19 силовая установка: Установка, которая включает в себя двигатель внутреннего сгорания или другой автономный источник энергии и тяговую передачу.

3.20 страховочное устройство: Элемент, выполняющий несущую функцию только при отказе штатных элементов крепления.

3.21 стоп-кран: Устройство экстренного торможения, приводящее в действие автоматические тормоза.

3.22 стояночный тормоз: Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.

3.23 тамбур: Часть вагона, отгороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста или служебных помещений.

3.24 экстренное торможение рельсового автобуса: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки рельсового автобуса путем применения максимальной тормозной силы.

3.25 электропневматический тормоз: Устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами.

     4 Технические требования к рельсовому автобусу

     4.1 Требования к показателям назначения

4.1.1 Рельсовый автобус представляет собой железнодорожный подвижной состав в одновагонном или многовагонном исполнении.

Вагоны рельсового автобуса могут быть следующих вариантов:

- моторный вагон с кабиной машиниста;

- моторный вагон с двумя кабинами машиниста;

- моторный вагон без кабины машиниста;

- немоторный вагон без кабины машиниста;

- немоторный вагон с кабиной машиниста.

4.1.2 В многовагонных рельсовых автобусах должен быть предусмотрен сквозной проход между вагонами.

Конструкция торцевых межвагонных переходов рельсового автобуса должна обеспечивать безопасный переход пассажиров из вагона в вагон и не должна иметь выступающих частей, которые могут привести к травмам. Межвагонный переход должен быть оборудован поручнями.

Каждый головной вагон рельсового автобуса должен быть оборудован санузлом с туалетной системой замкнутого типа.

4.1.3 Габарит вагонов рельсового автобуса должен соответствовать ГОСТ 9238. Верхнее и нижнее очертания габарита вагонов, а также длину и ширину вагонов определяют с учетом нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

_______________

В Российской Федерации действуют ЦВ/4422 "Инструкция по применению габаритов подвижного состава" и СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".

4.1.4 Коэффициент тормозного нажатия (расчетный тормозной коэффициент в пересчете на стандартные чугунные тормозные колодки) рельсового автобуса с максимальной населенностью должен быть не менее 0,7 при конструкционной скорости до 120 км/ч включительно и не менее 1,0 при конструкционной скорости от 120 до 160 км/ч включительно.

4.1.5 Среднее ускорение при расчетной населенности на прямом горизонтальном участке пути в диапазоне скоростей 0-20 км/ч должно быть не менее 0,3 м/с.

4.1.6 Скорость изменения ускорения или замедления движения при автоматическом управлении (кроме аварийных режимов и экстренного торможения) должна быть не более 0,6 м/с.

4.1.7 Для обеспечения надежного шунтирования рельсовых цепей минимальная осевая нагрузка рельсового автобуса одновагонного исполнения без пассажиров должна быть не менее 110 кН.

4.1.8 Климатическое исполнение рельсового автобуса должно соответствовать требованиям ГОСТ 15150 в зависимости от климатических условий полигона эксплуатации.

4.1.9 Запас хода рельсового автобуса по топливу должен быть не менее 400 км.

4.1.10 Отношение касательной мощности к номинальной мощности силовой установки с учетом затрат на сервисные нужды в диапазоне скоростей от 20-100 км/ч должно быть не менее 0,5.

4.1.11 Развеска вагонов в порожнем состоянии (без пассажиров) должна соответствовать следующим требованиям:

- относительная разность нагрузок по колесам колесной пары должна быть не более 4%;

- относительная разность нагрузок по осям в одной тележке должна быть не более 3%;

- относительная разность нагрузок по сторонам вагона должна быть не более 3%.

     4.2 Требования к конструкции

4.2.1 В конструкции вагона рельсового автобуса в общем случае должны быть предусмотрены:

- силовая установка;

- механическое оборудование;

- кузов;

- кабина машиниста;

- пассажирский салон;

- электрооборудование;

- системы жизнеобеспечения;

- тормозное и пневматическое оборудование;

- система безопасности;

- система управления и диагностики оборудования;

- внешнее сигнальное и осветительное оборудование.

4.2.2 Органы управления рельсовым автобусом должны быть:

- доступны и свободно различимы, снабжены надписями, символами или обозначены другими способами;

- сконструированы и размещены так, чтобы исключалось непроизвольное их перемещение и обеспечивалось надежное и однозначное манипулирование ими;

- размещены с учетом значимости функций, последовательности и частоты использования.

4.2.3 Система управления и диагностики оборудования, установленная на рельсовом автобусе, должна:

- обеспечивать безопасность при эксплуатации во всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных в руководстве по эксплуатации;

- исключать создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках и из-за нарушения обслуживающим персоналом правильности управляющих действий;

- включать средства предупредительной сигнализации и другие средства информации, предупреждающие о нарушениях нормального функционирования железнодорожного подвижного состава и его составных частей, приводящих к возникновению опасных ситуаций.

Средства системы управления и контроля, предупреждающие о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное и быстрое восприятие информации обслуживающим персоналом.

4.2.4 Рельсовые автобусы должны быть оборудованы концевыми автоматическими и беззазорными межвагонными сцепными устройствами.

Сцепные устройства должны быть ударно-тяговыми и должны обеспечивать упругую связь между единицами железнодорожного подвижного состава (передавать и демпфировать сжимающие и растягивающие нагрузки), а также выдерживать нормируемые превышения эксплуатационных нагрузок.

Автоматическое сцепное устройство должно исключать самопроизвольное разъединение вагонов.

При применении сцепных устройств, для сцепления или расцепления которых необходимо обязательное приложение к вагонам продольной сжимающей нагрузки, приводящей к смещению сцепа вдоль оси пути, должно быть предусмотрено наличие устройства дистанционного управления сцепными устройствами вагонов.

При использовании в межвагонных сцепных устройствах беззазорных сцепок допускается исключение буферных устройств.

4.2.5 Должно быть обеспечено сцепление вагонов рельсовых автобусов с железнодорожным подвижным составом, оборудованным сцепными устройствами с контуром зацепления по ГОСТ 21447, а также должно быть обеспечено соединение пневматических магистралей.

Примечание - Цепи управления рельсового автобуса могут быть соединены только с рельсовым автобусом такой же модели по системе многих единиц.


В случае, если головные сцепные устройства рельсового автобуса имеют другой контур зацепления, в составе возимого оборудования должны быть предусмотрены адаптеры для возможности сцепления головной сцепки со сцепным устройством, имеющим контур зацепления по ГОСТ 21447. Высота оси головного сцепного устройства или адаптера над уровнем верха головки рельса должна составлять не более 1080 мм в порожнем состоянии и не менее 980 мм - при расчетной загрузке.

4.2.6 При отстое рельсового автобуса должна быть предусмотрена возможность прогрева силовой установки, питания потребителей, предусмотренных технической документацией и возможность заряда аккумуляторных батарей от внешнего источника питания.

4.2.7 Конструктивное исполнение рельсового автобуса должно предусматривать:

- управление силовым оборудованием и наружными входными дверями в вагон, минуя основную систему управления;

- ручное управление пневматическими тормозами с механической разрядкой тормозной магистрали в атмосферу.

4.2.8 Головной вагон рельсового автобуса должен быть оборудован системой подачи песка под колесные пары, если головной вагон является моторным.

     5 Требования к силовой установке

     5.1 Требования к составу и компоновке

5.1.1 Силовая установка рельсового автобуса может быть размещена в кузове вагона или вне кузова.

В состав силовой установки должны входить:

- двигатель;

- тяговая передача (гидравлическая или электрическая);

- вспомогательное оборудование, обеспечивающее работу силовой установки;

- источник энергии.

5.1.2 Компоновка элементов силовой установки на раме должна обеспечивать:

- удобный доступ к точкам обслуживания и контроля;

- удобный монтаж и демонтаж оборудования.

Допускается модульное исполнение силовой установки.

     5.2 Требования к двигателю

5.2.1 Основные характеристики двигателя должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.


Таблица 1 - Параметры двигателя

Параметр двигателя

Значение параметра

Удельная номинальная мощность, отнесенная к массе тары, кВт/т, не менее

7,0

Удельный расход топлива на номинальной мощности, г/(кВт·ч), не более

225

Удельный расход топлива при мощности равной 0,6 от номинальной, г/(кВт·ч), не более

215

Часовой расход топлива на холостом ходу от расхода топлива на номинальной мощности, %, не более

3,0

Средний расход масла от расхода топлива, % , не более

0,5

Ресурс двигателя до первой переборки, моточасы, не менее

18000

5.2.2 Система прогрева двигателя должна обеспечивать при температуре окружающей среды, предусмотренной соответствующим климатическим исполнением по ГОСТ 15150, соблюдение следующих условий:

- поддержание температуры охлаждающей жидкости не ниже 40°С, а масла и топлива - не ниже 8°С;

- прогрев охлаждающей жидкости до температуры 40°С при холодном пуске.

Двигатель рельсового автобуса должен быть оснащен топливоподогревателем.

5.2.3 Двигатель должен быть оборудован приборами и устройствами сигнализации, которые должны обеспечивать защиту силовой установки от недопустимого повышения:

- температуры охлаждающей жидкости и масла не более 10% по ГОСТ 10150 (пункт 2.6.5) и ГОСТ 11928;

- частоты вращения коленчатого вала (разнос) двигателя внутреннего сгорания не более 10% - по ГОСТ 11928;

- давления паров масла в картере двигателя внутреннего сгорания (кроме двигателей с сухим картером) не более 25% - по ГОСТ 11928.

5.2.4 Двигатель должен быть оборудован системой автоматического учета расхода топлива, а также должен учитывать (контролировать) несанкционированный отбор топлива в эксплуатацию.

     5.3 Требования к тяговой передаче

5.3.1 Тяговая передача мощности (гидравлическая или электрическая) совместно с системой регулирования двигателя должна обеспечивать возможность использования для тяги всей мощности двигателя при изменении затрат мощности на собственные нужды.

5.3.2 В качестве гидравлической передачи мощности допускается применение гидродинамической или гидромеханической передачи мощности.

5.3.3 Полный коэффициент полезного действия гидравлической передачи мощности при номинальном режиме должен быть не менее 0,85.

5.3.4 Установку гидравлической передачи мощности на рельсовом автобусе выполняют с учетом необходимости обеспечения доступа к узлам, требующим регулярного технического обслуживания.

5.3.5 Для исключения влияния крутильных колебаний валопровода между валом отбора мощности двигателя и входным валом гидравлической передачи мощности может быть установлена эластичная муфта.

В тяговой передаче должен быть предусмотрен реверсивный механизм для изменения направления движения рельсового автобуса.

5.3.6 Управление гидравлической передачи мощности осуществляют с пульта управления кабины машиниста.

В системе управления гидравлической передачи мощности необходимо предусмотреть устройство, обеспечивающее автоматическое переключение скоростей.

5.3.7 Система смазки гидравлической передачи мощности должна обеспечивать подачу масла ко всем узлам трения в случае остановки дизеля при движении рельсового автобуса, а также при транспортировании рельсовых автобусов в холодном состоянии.

5.3.8 Система охлаждения гидравлической передачи мощности должна обеспечивать допустимые значения температуры рабочей жидкости при температурах окружающей среды, предусмотренные соответствующим климатическим исполнением по ГОСТ 15150.

Конструкцией гидравлической передачи мощности должно быть предусмотрено исключение утечки рабочей жидкости и масла.

5.3.9 Электрическая передача мощности в общем случае должна содержать:

- тяговый генератор;

- выпрямительную установку или тяговый инвертор;

- тяговый электродвигатель;

- механизм передачи крутящего момента от тягового двигателя к ведущей колесной паре.

5.3.10 Тяговые электрические машины рельсовых автобусов должны соответствовать требованиям ГОСТ 2582, а тяговые электрические аппараты - требованиям ГОСТ 9219.

Тяговые электродвигатели не должны иметь опорно-осевое подвешивание.

Охлаждение всех элементов электрической передачи мощности должно быть воздушное.

Номинальные значения коэффициентов полезного действия элементов электрической передачи мощности должны быть не менее значений, приведенных в таблице 2.


Таблица 2 - Номинальные значения коэффициентов полезного действия

Элемент электрической передачи мощности

Значение коэффициента полезного действия

Тяговый генератор

0,92

Тяговый двигатель

0,90 для постоянного тока


0,93 для переменного тока

Выпрямительная установка

0,92

Тяговый инвертор

0,92

Передача крутящего момента

0,93


Электрическая передача мощности должна обеспечивать работу в режиме электрического торможения.

5.3.11 Электрическая передача мощности переменно-постоянного тока должна содержать выпрямительную установку, тяговый генератор и тяговые двигатели постоянного тока.

5.3.12 Электрическая передача мощности переменно-переменного тока должна включать тяговый инвертор, тяговый генератор, асинхронные или иные электрические тяговые двигатели, а также систему регулирования тягового генератора и тягового инвертора.

Система регулирования тягового генератора и тягового инвертора должна обеспечивать оптимальное соотношение выходного напряжения и его частоты и коэффициента скольжения тяговых электродвигателей.

5.3.13 В качестве тягового генератора должен быть применен синхронный трехфазный генератор.

     5.4 Требования к блоку охлаждения

5.4.1 Блок охлаждения при работе силовой установки при температуре окружающей среды, предусмотренной соответствующим климатическим исполнением по ГОСТ 15150, должен обеспечивать теплоотвод в требуемых пределах рабочей температуры.

5.4.2 Допускается оборудование блока охлаждения размещать на отдельной раме с ограждением.

     6 Требования к механическому оборудованию

6.1 Тележки должны содержать:

- систему двухступенчатого рессорного подвешивания с гасителями колебаний;

- колесные пары с буксами;

- раму тележки;

- тормозное оборудование;

- осевые редукторы;

- стабилизирующие устройства.

6.2 Конструкцией тележек должна быть предусмотрена возможность установки гидравлических домкратов под буксы колесных пар.

Тележка должна быть оборудована предохранительными устройствами, исключающими возможность падения деталей на путь.

Моторные тележки должны быть оборудованы элементами системы подачи песка.

6.3 Конструкция рессорного подвешивания должна предусматривать возможность регулировки поколесной развески.

При наличии пневматических рессор и пересылке рельсового автобуса в холодном состоянии должно быть обеспечено питание рессор от тормозной магистрали.

6.4 Колесные пары должны соответствовать требованиям ГОСТ 11018, предъявляемым к колесным парам с конструкционной скоростью до 160 км/ч.

6.5 Буксовые узлы колесных пар должны быть оснащены подшипниками, не требующими обслуживания в период между заводскими ремонтами рельсового автобуса, а также датчиками контроля нагрева подшипников.

Конструкцией буксового узла должно быть предусмотрено исключение попадания в него влаги.

Подшипниковые буксовые узлы обмоторенных и необмоторенных колесных пар должны быть унифицированы.

6.6 Рама тележек должна быть сварной конструкции с основными несущими элементами коробчатого сечения.

6.7 Привод должен обеспечивать стабильность вращающего момента при колебаниях экипажа, не должна препятствовать поперечным горизонтальным, вертикальным перемещениям кузова относительно колесных пар при движении по различным элементам профиля, а также повороту кузова относительно вертикальных осей тележек при прохождении криволинейных участков пути при скоростях до 10 км/ч:

- рельсового автобуса одновагонного исполнения - кривой с минимальным радиусом 80 м;

- рельсового автобуса в составе двух и более вагонов - кривой с минимальным радиусом 150 м.

6.8 Карданные валы должны соответствовать требованиям ГОСТ 28300.

6.9 Зубчатые колеса тяговой передачи должны соответствовать требованиям национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51175-98 "Колеса зубчатые тяговых передач тягового подвижного состава магистральных железных дорог. Технические условия".

6.10 Система рессорного подвешивания должна быть двухступенчатой с применением гасителей колебаний.

Применение гасителей колебаний фрикционного типа не допускается.

6.11 Резиновые, резинокордные и резинометаллические элементы должны быть морозоустойчивы и не должны разрушаться под воздействием масла при температуре окружающей среды, предусмотренной соответствующим климатическим исполнением рельсового автобуса по ГОСТ 15150.

     7 Требования к вагону

7.1 Кузов вагона рельсового автобуса должен быть цельнонесущий типа замкнутой оболочки, выполненной из набора продольных и поперечных элементов жесткости, связанных наружной обшивкой.

Кузов должен включать в себя хребтовую балку, боковые обвязки, шкворневые, буферные и промежуточные балки, обвязки боковых стен и крыши, настилы пола, подкрепленные элементами набора.

7.2 Кузов должен выдерживать без усталостных повреждений динамические, исходящие от пути, нагрузки, которые возникают в процессе эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

7.3 Вагоны должны иметь антикоррозионную защиту, обеспечивающую работу кузова без коррозионных повреждений между капитальными ремонтами. Боковые стены, потолок и пол вагона должны иметь тепловую изоляцию, предотвращающую промерзание и скопление конденсата между внутренней и наружной стенками обшивки.

7.4 Конструкцией кузовов вагонов рельсового автобуса должны быть предусмотрены:

- подъем вагона со всем оборудованием четырьмя типовыми домкратами;

- места строповки кузовов для подъема вагонов краном;

- транспортировка вагона при заклинивании одной колесной пары.

7.5 Конструкцией кузова головного вагона рельсового автобуса должны быть предусмотрены подножки и поручни, используемые при протирке лобовой части, в том числе стекол кабины машиниста и прожектора.

7.6 Под кузовом должны быть установлены светильники для освещения ходовых частей и розетки с закрывающимися крышками для включения переносных светильников.

Примечание - Требования распространяются на рельсовые автобусы, техническое задание на которые утверждено после даты введения настоящего стандарта.

7.7 Вагоны рельсового автобуса должны иметь с каждой стороны не менее двух автоматических наружных входных дверей. При наличии в головном вагоне служебного тамбура, расположенного со стороны кабины машиниста и имеющего выходы на обе стороны, допускается иметь с каждой стороны вагона по одной входной двери для пассажиров при условии обеспечения требований аварийной эвакуации пассажиров через служебный тамбур.

Должны быть предусмотрены подножки и поручни для обеспечения безопасного входа и выхода пассажиров и персонала с низких (высотой 200 мм от уровня верха головки рельса) и высоких (высотой 1100 мм от уровня верха головки рельса) платформ.

7.8 Нижние подножки должны быть установлены в крайнем нижнем положении по условиям вписывания рельсового автобуса в габарит железнодорожного подвижного состава по ГОСТ 9238.

7.9 Шаг ступенек для пассажиров должен быть по высоте не более 280 мм, а для локомотивных бригад - не более 285 мм. Ширина ступенек для пассажиров должна быть не менее 1000 мм, а для локомотивных бригад - не менее 400 мм. Глубина ступенек для пассажиров должна быть не менее 180 мм, а для локомотивных бригад - не менее 160 мм.

7.10 Поверхность площадок и подножек должна препятствовать скольжению.

7.11 Диаметр поручня для подъема на рельсовый автобус по рабочей длине должен быть от 25 до 28 мм.

Зазор между поручнями и кузовом или рамой должен быть не менее 50 мм. Начало рабочего участка поручня должно быть расположено не выше 1200 мм от уровня головки рельса.

Крепление площадок, подножек и поручней должно быть рассчитано на действие сил не менее 2 кН. Подножки и поручни должны быть прикреплены к кузову болтами или заклепками.

Использование сварных соединений не допускается.

7.12 Наружные входные двери

7.12.1 Наружные входные двери в вагон для пассажиров должны иметь устройства, фиксирующие их в открытом положении. Должна быть обеспечена блокировка наружных входных дверей в закрытом положении.

Открытие и закрытие наружных входных дверей в вагон должно быть из кабины машиниста. Должен быть установлен резервный (аварийный) ручной привод открывания наружных входных дверей из тамбура.

Усилие сжатия автоматических наружных входных дверей в вагон при закрывании не должно превышать 200 Н.

При аварийном открывании наружных входных дверей сдвижного типа усилие не должно превышать 200 Н, для наружных входных дверей прислонно-сдвижного типа усилие вывода дверного полотна из плоскости стенки вагона должно составлять не более 250 Н.

7.12.2 Высота проема наружных входных дверей в вагон в свету должна быть не менее 1900 мм.

7.12.3 Ширина проема наружных входных дверей в вагон в свету для пассажиров должна быть не менее 1250 мм.

Ширина проема дверей в кабину машиниста в свету должна быть не менее 600 мм.

7.12.4 Ручки наружных входных дверей в вагон, расположенные с наружной стороны вагона, должны иметь замкнутый контур или загнутые внутрь концы.

7.13 Стекла наружных входных дверей в вагон должны иметь несмывающиеся надписи "Не прислоняться".

7.14 Наружные входные двери в вагон должны быть хорошо уплотнены, должны иметь эффективную звукоизоляцию, не должны допускать проникновения в тамбур атмосферных осадков и пыли, а также выдерживать давление ±1800 Па при возникновении ударной волны от движения встречных поездов.

7.15 Все помещения вагона должны быть отделены друг от друга внутренними перегородками с внутренними проходными дверями.

7.16 Оконные стекла должны соответствовать требованиям ГОСТ 5727.

7.17 Внутренние помещения должны быть обеспечены рабочим и аварийным освещением.

7.18 Воздухозаборное устройство вентиляционной системы должно быть расположено таким образом, чтобы исключать возможность попадания выхлопных газов силовой установки в систему вентиляции.

Система вентиляции в вагонах должна быть установлена отдельно в кабине машиниста и в пассажирском салоне.

7.19 Главные воздушные резервуары и аккумуляторные батареи не должны находиться под полом кабины машиниста.

7.20 Вагон должен быть оснащен страховочными устройствами, предотвращающими падение на путь подвесного оборудования. Страховочные устройства должны быть рассчитаны по допускаемым напряжениям на действие двукратной силы тяжести страхуемого от падения на путь подвесного оборудования. Перечень подвесного оборудования, подлежащего страхованию от падения на путь, определяет разработчик.

Карданные валы подлежат обязательному страхованию от падения на путь.

7.21 Рельсовый автобус должен быть оснащен системой пассивной безопасности при аварийных столкновениях, включающей съемные разрушаемые устройства поглощения энергии (крэш-элементы).

Рельсовый автобус должен быть оборудован устройствами поглощения энергии так, чтобы основное энергопоглощение было сосредоточено в передней части каждого головного вагона (со стороны кабины машиниста).

     8 Требования к кабине машиниста

     8.1 Требования к планировке и основные размеры

8.1.1 Размеры кабины машиниста и размещение в ней оборудования должны быть рассчитаны на одновременное присутствие трех лиц: машиниста, помощника машиниста и машиниста-инструктора.

В кабине должны быть оборудованы рабочие места с правой стороны для машиниста, с левой стороны - для помощника машиниста, а также должно быть установлено сиденье для машиниста-инструктора.

Расстояние между боковыми внутренними стенками кабины у ее задней стенки должно быть таким, чтобы строительное очертание, определенное из условия вписывания в габарит железнодорожного подвижного состава по ГОСТ 9238, было наиболее полно использовано.

8.1.2 Кабина машиниста должна иметь размеры, удовлетворяющие следующим требованиям:

- расстояние от задней стенки кабины до лобового окна по продольной оси кресла машиниста на высоте его нижней кромки должно быть не менее 1900 мм;

- расстояние от пола до потолка должно быть не менее 2000 мм.

8.1.3 Санитарно-гигиенические и эргономические показатели кабины должны соответствовать санитарным правилам по организации пассажирских перевозок, санитарным нормам и эргономическим требованиям нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

_______________

В Российской Федерации действуют СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" и СН и ЭТ ЦУВСС-6/35 "Тяговый и моторвагонный подвижной состав железнодорожного транспорта. Санитарные нормы и эргономические требования к проектированию кабин и оборудования тягового и мотор-вагонного подвижного состава железнодорожного транспорта"*.

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

8.1.4 Для локомотивной бригады должен быть предусмотрен отдельный вход в кабину машиниста из служебного тамбура, в котором допускается размещение вспомогательного оборудования.

Ширина прохода в служебном тамбуре должна быть не менее 500 мм.

Кабина машиниста должна иметь аварийные выходы с использованием боковых оконных проемов площадью не менее 0,25 м и приспособлениями, обеспечивающими эвакуацию на любую сторону. В качестве приспособлений, обеспечивающих эвакуацию локомотивной бригады, могут быть применены веревочные лестницы (фалы), нижняя ступень которых в рабочем положении должна достигать головки рельса. Устройства эвакуации должны соответствовать рабочей нагрузке не менее 1,5 кН.

Высота проема дверей в кабину машиниста в свету должна составлять не менее 1900 мм, а ширина в свету - не менее 600 мм. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в открытом положении.

Время для экстренного покидания рабочего места машинистом не должно превышать 3 с.

8.1.5 Конструкция кабины машиниста рельсового автобуса должна обеспечивать безопасность, защиту от воздействия вредных и опасных производственных факторов по ГОСТ 12.0.003, удобное управление, удобный и безопасный доступ ко всем приборам и агрегатам при управлении, техническом обслуживании и ремонте.

8.1.6 Материал покрытия пола кабины машиниста должен исключать скольжение.

8.1.7 В кабине машиниста должны быть:

- принципиальная электрическая схема рельсового автобуса;

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное