1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 февраля 2023 в 10:07
Снять ограничение

ГОСТ 33463.3-2015

Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 3. Методы испытаний по определению санитарно-химических показателей
Действующий стандарт
Проверено:  02.02.2023

Информация

Название Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 3. Методы испытаний по определению санитарно-химических показателей
Дата актуализации текста 01.01.2023
Дата актуализации описания 01.01.2023
Дата издания 24.09.2019
Дата введения в действие 01.10.2016
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав, специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы испытаний по определению уровня загрязнения воздушной среды помещений указанного подвижного состава продуктами неполного сгорания топлива, уровня загрязнения воздушной среды продуктами деструкции полимерных материалов в нормальных условиях, а также методы испытаний полимерных материалов и изделий, используемых в конструкции и отделке этих помещений
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт
Вероятно взамен ГОСТ 33463.3-2015ГОСТ действующий


ГОСТ 33463.3-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

Часть 3

Методы испытаний по определению санитарно-химических показателей

Life-support systems for railway rolling stock. Part 3. Test methods for determination of the sanitary-chemical indicators

     

МКС 45.060

Дата введения 2016-10-01

     

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2016 г. N 56-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33463.3-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2016 г.

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для оценки соответствия требованиям технических регламентов: "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" в части требований к состоянию воздушной среды помещений

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав, специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы испытаний по определению уровня загрязнения воздушной среды помещений указанного подвижного состава продуктами неполного сгорания топлива, продуктами деструкции полимерных материалов в нормальных условиях, а также методы испытаний полимерных материалов и изделий, используемых в конструкции и отделке этих помещений.

Примечание - Настоящий стандарт может быть применен для определения санитарно-химических показателей в служебных и вспомогательных помещениях изотермических вагонов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 продукты неполного сгорания топлива: Вещества, являющиеся результатом незавершенной реакции горения при недостаточном количестве кислорода или при плохом перемешивании топлива с воздухом, когда в продуктах сгорания появляются несгоревшие углеводороды, окись углерода, окислы азота, альдегиды и т.д.

3.2

полимерный материал: Материал, состоящий из полимеров и добавок.

Примечание - Добавки (наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, красители и т.п.) вводят в полимеры для придания им требуемых свойств и облегчения переработки.


[ГОСТ 9.710-84, статья 1]

3.3 продукт деструкции (полимерного материала): Химическое соединение, полученное в результате разрушения полимерного материала, в том числе любое соединение, образовавшееся при последующих химических реакциях.

3.4 насыщенность (полимерным материалом): м, м, кг/м: Отношение единицы поверхности, объема или массы полимерного материала к единице объема помещения.

3.5 предельно допустимая концентрация (ПДК): Утвержденный в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив.

Примечание - ПДК химических элементов и их соединений в воздушной среде - концентрация, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

3.6 проба воздуха: Объем воздуха (л, м), отобранный при испытаниях и используемый для анализа при проведении качественной и количественной оценки химического состава воздуха.

3.7 точка отбора пробы: Отраженное в документах место в контролируемой зоне, где производится отбор пробы для дальнейших санитарно-химических исследований.

Примечание - Точка отбора пробы выбирается, исходя из потенциального влияния на человека.

3.7 топливо: Смеси углеводородов, используемые в работе двигателей внутреннего сгорания, в том числе в дизельных двигателях и газотурбинных установках.

     4 Метод испытаний по определению показателя "уровень загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания топлива"

     

     4.1 Общие положения

4.1.1 Настоящий метод предназначен для определения содержания вредных химических веществ (продуктов неполного сгорания топлива) в воздушной среде помещений железнодорожного подвижного состава, работающего с использованием двигателей внутреннего сгорания (дизель-поезда, дизель-электропоезда, рельсовые автобусы, автомотрисы, тепловозы, специальный железнодорожный подвижной состав и пр.).

Примечание - Основными компонентами продуктов неполного сгорания топлива являются окислы азота (в пересчете на ), оксид углерода (СО). Могут также определяться предельные углеводороды алифатического ряда (), акролеин, диоксид серы (), сажа.

4.1.2 Уровень загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания топлива определяют путем количественного анализа химического состава проб воздуха, отобранных внутри помещений железнодорожного подвижного состава при его движении по железнодорожному пути и (или) при выполнении технологического процесса.

4.1.3 Для определения концентрации продуктов неполного сгорания топлива используют методики количественного химического анализа (МКХА) в пробах воздуха, методики выполнения измерений концентрации вредных химических веществ с непосредственным отсчетом показаний, аттестованные в порядке, установленном национальными органами исполнительной власти.

     4.2 Образец для испытаний

4.2.1 На испытания предъявляется один образец железнодорожного подвижного состава, упомянутого в 4.1.1 (далее - объект испытаний).

     4.3 Условия проведения испытаний

4.3.1 Испытания должны проводиться в реальных условиях эксплуатации подвижного состава либо в условиях, приближенных к реальным, при которых обеспечиваются полная нагрузка на двигатель и работа двигателя на установившихся режимах.

4.3.1.1 Испытания локомотивов, моторвагонного и специального самоходного железнодорожного подвижного состава проводят в транспортном режиме (при движении по железнодорожному пути со скоростью, составляющей 2/3 от конструкционной скорости с пределом отклонений ±5 км/ч, и мощностью силовой установки, равной 2/3 паспортной производительности ±10%).

4.3.1.2 Испытания специального самоходного и несамоходного железнодорожного подвижного состава проводят в технологическом режиме, определяемом их назначением (областью применения).

4.3.2 Устройства подачи наружного воздуха, отверстия для забора воздуха извне и выпуска отводимого воздуха в помещениях, в которых проводятся испытания, должны функционировать в штатном режиме в зависимости от температуры наружного воздуха.

4.3.3 Все двери и окна в помещениях, в которых проводятся испытания, должны быть закрыты.

4.3.4 Условия отбора проб воздуха (в том числе продолжительность отбора и расход), а также условия хранения и транспортировки отобранных при испытаниях проб должны соответствовать методикам, упомянутым в 4.1.3.

________________

    Для целей оценки по максимально разовой ПДК (ПДКмр) - концентрации, которая не оказывает вредного влияния на организм человека при кратковременном воздействии.

     4.4 Средства измерений

4.4.1 Применяемые средства измерения (СИ) должны соответствовать требованиям национального законодательства об обеспечении единства измерений.

________________

В Российской Федерации действуют Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений N 102-ФЗ от 26 июня 2008 г. и правила по метрологии ПР 50.2.006-94 "Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений".

4.4.2 Измерение температуры воздуха проводят термоизмерительной аппаратурой с пределами погрешности ±0,5°С.

4.4.3 Измерение относительной влажности воздуха проводят СИ влажности (гигрометр, термогигрометр и другие СИ) с погрешностью не более 10%.

4.4.4 Линейные размеры измеряют рулеткой по ГОСТ 7502 класса точности 3.

4.4.5 Для регистрации времени измерений и продолжительности отбора проб воздуха используют приборы (секундомер, часы-секундомер, хронограф) с погрешностью ±1 с, а также средства измерений температуры, относительной влажности с функцией фиксации времени.

4.4.6 Отбор проб воздуха производят аспираторами с ротаметрами с пределами погрешности ±5%.

4.4.7 Перечень СИ, применяемых при химическом анализе проб воздуха, определяется методиками, указанными в 4.1.3.

     4.5 Подготовка к испытаниям

4.5.1 Перед началом испытаний по технической документации на объект испытаний (см. 4.2.3) определяют:

- значение скорости движения железнодорожного подвижного состава для проведения испытаний в транспортном режиме (см. 4.3.1.1);

- технические характеристики двигателя внутреннего сгорания;

- характеристики и режимы работы устройства подачи наружного воздуха;

- места расположения отверстий для выпуска отработавших газов и забора наружного воздуха;

- объем помещений объекта испытаний;

- этапы технологического процесса для проведения испытаний в технологическом режиме (см. 4.3.1.2).

4.5.2 В зависимости от количества, назначения и объемов помещений объекта испытаний (далее - помещения) определяют точки отбора проб воздуха.

В кабине машиниста, служебных, бытовых и иных помещениях объемом менее 15 м отбор осуществляется в одной точке, расположенной в центре помещения.

В салонах, служебных и иных помещениях объемом более 15 м - отбор проб следует осуществлять не менее чем в двух точках, расположенных по диагонали помещения: в первом и последнем рядах кресел салона (в одном - справа, в другом - слева).

4.5.3 Для подготовки к испытаниям специального подвижного состава в технологическом режиме определяют этапы (стадии) технологического процесса, при проведении которых необходимо осуществлять отбор проб воздуха.

Отбор проб необходимо проводить во время технологических операций, при которых возможно выделение в воздушную среду наибольшего количества вредных веществ.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное