1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 13 октября 2022 в 06:09
Снять ограничение

ГОСТ 33468-2015

Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства
Действующий стандарт
Проверено:  05.10.2022

Информация

Название Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 27.12.2016
Дата введения в действие 01.01.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на устройства и системы вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий M и N в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Настоящий стандарт определяет методы испытаний устройств/систем вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства, указанным в ГОСТ 33464, в целях установления двухстороннего дуплексного голосового соединения в режиме громкой связи с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи согласно требованиям Технического регламента
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ

     
     ГОСТ 33468-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods for in-vehicle emergency call device/system on compliance with requirements for speakerphone quality in a vehicle



МКС 35.240.60

Дата введения 2017-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" и акционерным обществом "Научно-технический центр современных навигационных технологий" "Интернавигация" (АО "НТЦ "Интернавигация")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по результатам голосования (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2016 г. N 2038-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33468-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55531-2013*

________________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2016 г. N 2038-ст национальный стандарт ГОСТ Р 55531-2013 отменен с 1 июня 2017 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на устройства и системы вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий М и N в соответствии с требованиями [1].

Настоящий стандарт определяет методы испытаний устройств/систем вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства, указанным в ГОСТ 33464, в целях установления двухстороннего дуплексного голосового соединения в режиме громкой связи с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи согласно требованиям технического регламента [1].

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16600-72 Передача речи по трактам радиотелефонной связи. Требования к разборчивости речи и методы артикуляционных измерений.

ГОСТ 17187-2010 (МЭК 61672-1:2002). Шумомеры. Часть 1. Технические требования.

ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 акустический эхокомпенсатор; АЭК: Устройство или алгоритм обработки сигнала, входящие в УСВ, компенсирующие акустические эхосигналы дальнего абонента, попадающие в канал передачи вместе с речью ближнего абонента, путем вычитания предсказанного эхосигнала, полученного на основе адаптивной фильтрации сигнала дальнего абонента, взятого из канала приема.

Примечание - Качественный АЭК позволяет вести сеанс громкоговорящей связи в режиме полного дуплекса.

3.1.2 акустический эхоподавитель; АЭП: Устройство или алгоритм обработки сигнала, входящие в УСВ, подавляющие акустические эхосигналы дальнего абонента, попадающие в канал передачи вместе с речью ближнего абонента, путем реализации переключателя направления "прием - передача", управляемого голосами ближнего и дальнего абонентов.

Примечание - Основное отличие АЭП от АЭК - ослабление эхосигналов методом внесения потерь в каналы приема и передачи, что не позволяет вести разговор в режиме полного дуплекса.

3.1.3 громкоговорящее УСВ: УСВ без телефонной трубки или гарнитуры, работающее на удалении от абонента через динамики и микрофоны, не требующее использования рук в течение сессии связи.

3.1.4 искусственное ухо: Устройство, представляющее собой модель наружного уха человека в виде переходной камеры и калиброванного микрофона, предназначенное для измерения уровня звукового давления, развиваемого внешними источниками звука, и имеющее в диапазоне слышимых звуковых частот входной акустический импеданс, близкий к средним показателям входного импеданса уха взрослого человека.

3.1.5 искусственные голова и торс; HATS: Устройство, представляющее собой манекен с головой и торсом размерами, близкими к средним показателям для взрослого человека, и предназначенное для учета явлений звуковой дифракции, вызываемой головой и телом человека при акустических измерениях в кабине транспортного средства.

Примечание - В голове манекена располагаются устройства искусственного рта и уха.

3.1.6 искусственный голос: Синтетический тестовый сигнал, заданный математически и имеющий спектральные и временные характеристики, близкие к средним показателям для мужской или женской речи. Используется при проведении объективных измерений вместо натуральной речи для получения повторяемых результатов.

3.1.7 искусственный рот: Устройство, представляющее собой модель рта человека и состоящее из громкоговорителя, установленного в корпусе с имитацией губ и имеющего в ближнем звуковом поле направленность и диаграмму излучения, которые аналогичны средним показателям направленности и диаграммы излучения рта взрослого человека.

3.1.8 кодек: Устройство или алгоритм, осуществляющее цифровое кодирование и декодирование речевых или аудиосигналов, передаваемых в системах мобильной радиосвязи.

Примечание - Кодеки характеризуются полосой передаваемых частот, скоростью кодированного цифрового потока, задержкой обработки сигналов, разборчивостью и качеством кодирования речевых или аудиосигналов.

3.1.9 комбинированный тестовый сигнал; CSS: Звуковой тестовый сигнал, представляющий собой последовательную комбинацию различных тестовых сигналов.

3.1.10 направление передачи: Канал передачи от ближнего абонента в транспортном средстве к дальнему абоненту в центре обслуживания.

3.1.11 направление приема: Канал приема от дальнего абонента в центре обслуживания к ближнему абоненту в транспортном средстве.

3.1.12 оценка качества речи по шкале MOS: Субъективная оценка качества речи методом усреднения мнений экспертов по пятибалльной шкале от 1 (очень плохо) до 5 (отлично).

3.1.13 пик-фактор сигнала: Отношение максимальной амплитуды сигнала к его среднеквадратичному уровню.

Примечание - Например, пик-фактор синусоидального сигнала равен 3,01 дБ. Пик-фактор узкополосных речевых сигналов редко превышает 18 дБ.

3.1.14 показатель громкости передачи; SLR: Взвешенное акустоэлектрическое затухание громкоговорящего УСВ на передачу, характеризует величину ослабления сигнала в канале передачи между уровнем громкости акустического сигнала, развиваемого ближним абонентом в эталонной точке рта, и уровнем электрического сигнала в эталонной точке системного симулятора.

Примечание - Данная величина определена как частотно-взвешенное усреднение отношений уровней звукового давления в Паскалях (Па) к эффективному напряжению сигнала в вольтах (В), измеренных в третьоктавных частотных полосах. Показатель громкости передачи учитывает механизм восприятия громкости сигнала человеком, выражается в децибелах и рассчитывается согласно [2].

3.1.15 показатель громкости приема; RLR: Взвешенное электроакустическое затухание громкоговорящего УСВ на прием характеризует величину ослабления сигнала в канале приема между уровнем электрического сигнала в эталонной точке системного симулятора и уровнем громкости акустического сигнала, воспринимаемого ближним абонентом в эталонной точке барабанной перепонки.

Примечание - Данная величина определена как частотно-взвешенное усреднение отношений эффективного напряжения сигнала в вольтах к уровню звукового давления в паскалях, измеренных в третьоктавных частотных полосах. Показатель громкости приема учитывает механизм восприятия громкости сигнала человеком, выражается в децибелах и рассчитывается согласно [2].

3.1.16 полный дуплекс: Возможность проводить сеанс громкоговорящей связи без напряжения внимания в режиме одновременного двухстороннего разговора.

3.1.17 полудуплекс: Возможность проводить сеанс громкоговорящей связи только в режиме попеременного одностороннего разговора.

3.1.18 режим одновременного двухстороннего разговора; dt: Режим работы громкоговорящего УСВ, когда оба абонента, ближний и дальний, пытаются говорить и слушать друг друга одновременно, перебивая друг друга.

3.1.19 режим одностороннего разговора; st: Режим работы громкоговорящего УСВ, когда оба абонента, ближний и дальний, говорят и слушают друг друга поочередно, не перебивая друг друга. Во время речи одного абонента другой абонент молчит.

3.1.20 речь ближнего абонента: Речь абонента, расположенного в кабине (салоне) транспортного средства, оборудованного громкоговорящим УСВ.

Примечание - В процессе испытаний абонентом может выступать как реальный человек, так и тестовый сигнал, подаваемый через устройство "искусственный рот" манекена HATS.

3.1.21 речь дальнего абонента: Речь абонента, расположенного в удаленном центре обслуживания звонков.

Примечание - В процессе испытаний абонентом может выступать как реальный человек, использующий обычный стационарный телефон с телефонной трубкой, так и тестовый сигнал, подаваемый через электрические входы - выходы системного симулятора.

3.1.22 система вызова экстренных оперативных служб; СВ: Система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме.

Примечания

1 Система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.

2 Категории транспортных средств, подлежащих оснащению системами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].

3.1.23 системный симулятор: Устройство, имитирующее сеть мобильной связи и имеющее с одной стороны радиоинтерфейс, а с другой стороны - электрические входы - выходы каналов передачи и приема.

3.1.24 устройство/система вызова экстренных оперативных служб узкополосные: Устройство/система вызова экстренных оперативных служб, работающие с узкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,3-3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).

3.1.25 устройство вызова экстренных оперативных служб; УВ: устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествии в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания

1 Устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, а также сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве установлены в [1].

2 Категории транспортных средств, подлежащих оснащению устройствами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].

3.1.26 частичный дуплекс: Ограниченная возможность проводить сеанс связи в режиме одновременного двухстороннего разговора, сигнал собеседника слышен, но испытывает скачки громкости, затрудняющие понимание.

3.1.27 устройство/система вызова экстренных оперативных служб широкополосные: Устройство/система вызова экстренных оперативных служб, работающие с широкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,15-7,0 кГц и частотой дискретизации не менее 16 кГц).

3.1.28 эталонная точка барабанной перепонки; DRP: Точка измерения уровня звукового давления, расположенная внутри уха человека в конце наружного слухового прохода у барабанной перепонки или на мембране измерительного микрофона внутри устройства "искусственное ухо".

3.1.29 эталонная точка рта; MRP: Точка измерения уровня звукового давления, расположенная на расстоянии 25 мм перед губами человека или излучающим кольцом устройства "искусственный рот".

3.1.30 эталонная точка связи громкоговорящей системы; HFRP: Точка измерения уровня звукового давления, расположенная в 50 см от излучающего кольца губ по направлению, совпадающему с направлением на микрофон УСВ в салоне ТС, в которой в условиях свободного звукового поля осуществляется калибровка уровня звукового давления устройства искусственного рта.

3.1.31 эталонная точка системного симулятора; POI: Точка подключения и измерения электрических уровней сигналов в каналах приема и передачи симулятора системы мобильной связи.

3.1.32 эталонная точка уха; ERP: Точка измерения уровня звукового давления, расположенная снаружи уха человека или устройства "искусственное ухо" рядом с входным отверстием.

3.1.33 эталонная точка радиоинтерфейса; RFRP: Гипотетическая точка подключения УСВ по радиоинтерфейсу к системе мобильной связи или к системному симулятору. Используется при вычислении задержки обработки сигналов в УСВ.

     4 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АДИКМ

-

адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция;

АРУ

-

автоматическая регулировка усиления;

АЦП

-

аналогово-цифровой преобразователь (включая аналоговый ФНЧ на входе);

АЧХ

-

амплитудно-частотная характеристика;

БПФ

-

быстрое преобразование Фурье;

ИКМ

-

импульсно-кодовая модуляция;

КД

-

конструкторская документация;

НД

-

нормативный документ;

ОСШ

-

отношение сигнал/шум;

ПЭВМ

-

персональная электронно-вычислительная машина;

РМП

-

рабочее место проверки;

СПМ

-

спектральная плотность мощности;

ТС

-

транспортное средство;

УЗД

-

уровень звукового давления;

УМЗЧ

-

усилитель мощности звуковых частот;

УСВ

-

устройство/система вызова экстренных оперативных служб;

ФВЧ

-

фильтр верхних частот;

ФНЧ

-

фильтр нижних частот;

ЦАП

-

цифроаналоговый преобразователь (включая аналоговый ФНЧ на выходе);

ЦОС

-

цифровая обработка сигналов;

ШПУ

-

шумопонижающее устройство;

ЭД

-

эксплуатационные документы;

ACR

-

абсолютная шкала качества;

AMR

-

стандарт адаптивного кодирования звуковых файлов с переменной скоростью;

A

-

диапазон ослабления сигнала в канале приема УСВ во время одностороннего разговора в направлении передачи;

A

-

диапазон ослабления сигнала в канале приема УСВ во время одновременного двухстороннего разговора;

A

-

диапазон ослабления сигнала в канале передачи УСВ во время одностороннего разговора в направлении приема;

A

-

диапазон ослабления сигнала в канале передачи УСВ во время одновременного двухстороннего разговора;

CCR

-

шкала сравнительного качества;

DCR

-

шкала ухудшения качества;

Dl

-

цифровой интерфейс;

DTX

-

передача речи по каналу связи с перерывами во время пауз;

ERL

-

ослабление эхосигнала;

full rate

-

цифровой стандарт кодирования речи;

GSM

-

глобальный стандарт цифровой мобильной сотовой связи;

L

-

минимальный уровень активации (включения) канала в направлении приема;

L

-

минимальный уровень активации (включения) канала в направлении передачи;

MOS

-

оценка качества речи методом усреднения субъективных мнений нескольких экспертов;

PN

-

псевдослучайный шум;

S

-

чувствительность в диффузном акустическом поле;

S

-

чувствительность в прямом направлении для плоской волны;

SPL

-

уровень звукового давления;

TCL

-

взвешенное переходное затухание электроакустического тракта;

Т

-

задержка обработки сигнала в УСВ на прием;

Т

-

задержка обработки сигнала в УСВ на передачу;

UMTS

-

универсальная мобильная телекоммуникационная система.

     

     5 Общие положения

5.1 Приведенные в настоящем стандарте методы испытаний предназначены для проверки соответствия УСВ требованиям ГОСТ 33464 в части обеспечения качества громкоговорящей связи в целях выполнения требований [1] по установлению и обеспечению УСВ двухстороннего дуплексного голосового соединения в режиме громкой связи с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

5.2 Настоящий стандарт также устанавливает требования к организации и условиям проведения испытаний, испытательному оборудованию и средствам измерений.

5.3 Полный цикл испытаний УСВ состоит из следующих этапов:

1) испытания микрофонов отдельно от УСВ (испытания не проводятся, если микрофон заданного производителем УСВ типа входит в комплект УСВ);

2) объективные измерения технических характеристик УСВ;

3) субъективная оценка качества громкоговорящей связи, в том числе при работе в шумах для каждого из возможных сценариев (см. 7.7.6.3 и 7.12.2).

5.4 Если УСВ является универсальным и предназначено для использования в ТС различных типов, рекомендуется проведение испытаний УСВ минимум для трех типов ТС, имеющих различную геометрию кузова. Это связано с тем, что технические характеристики УСВ в части обеспечения требуемого качества звука в значительной степени зависят от геометрии кузова ТС, определяющей уровни эхосигналов и фоновых акустических шумов, а также от типов микрофона и динамиков и их расположения в салоне ТС.

     6 Условия и порядок проведения испытаний

6.1 Основное оборудование

6.1.1 Для проведения испытаний УСВ, в части обеспечения качества громкоговорящей связи, используются два интерфейса подключения: акустический интерфейс и радиоинтерфейс поддерживаемой системы подвижной связи.

6.1.2 При подключении к УСВ по акустическому интерфейсу для имитации ближнего абонента должен использоваться манекен HATS, содержащий в своем составе искусственные ухо и рот, характеристики которых должны соответствовать требованиям [3] как в направлении передачи, так и в направлении приема акустических колебаний.

Примечание - Допускается применение устройств искусственного рта и уха альтернативных HATS, если они не вносят существенной погрешности при проведении акустических измерений по сравнению с применением HATS.

6.1.3 При подключении к УСВ по радиоинтерфейсу поддерживаемой системы подвижной связи (в точке RFRP) для имитации дальнего абонента должен использоваться системный симулятор, удовлетворяющий всем требованиям используемого в УСВ стандарта подвижной связи и имеющий калиброванный (в дБм0) электрический вход/выход для аудиосигналов, который используется для подключения испытательной аппаратуры.

6.1.4 Установки системного симулятора должны позволять выбирать тип и скорость речевого кодирования, а также отключать дополнительную обработку речевого сигнала, например DTX - режим прерывистой передачи голосовых данных на основе детектора речевой активности.

6.1.5 Расположение антенн симулятора и УСВ и уровни радиосигнала должны выбираться так, чтобы отсутствовали потери речевых пакетов в цифровом канале связи в обоих направлениях.

6.1.6 При проведении измерительных тестов, в которых важно исключить дополнительные искажения речевых сигналов, возникающие в сети связи оператора (системном симуляторе) из-за процессов низкоскоростного кодирования речевых и аудиосигналов, для проведения испытаний должен выбираться лучший по качеству кодек из перечня доступных для симулятора и УСВ и для него должна устанавливаться максимально возможная скорость передачи данных.

Примечание - В большинстве тестов, а также при субъективных испытаниях качества прохождения речевых сигналов, особенно в присутствии акустических шумов, необходимо также проверять все доступные варианты кодеков и скоростей, поддерживаемые системой мобильной связи и УСВ, так чтобы гарантировать качество работы УСВ в реальных условиях эксплуатации независимо от типа используемого кодирования, выбираемого базовой станцией автоматически при организации соединения с УСВ.

6.1.7 Тестовые сигналы на УСВ должны подаваться и сниматься электрически через системный симулятор и акустически через искусственный рот и ухо, расположенные в голове манекена HATS. Блок-схема испытательной установки для УСВ изображена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Блок-схема установки для испытания устройства/системы вызова экстренных оперативных служб

6.1.8 Испытания микрофонов УСВ проводятся отдельно от УСВ в условиях свободного звукового поля (безэховой камеры) с применением контрольного громкоговорителя с низким уровнем искажений и в кабине ТС с применением аппарата искусственный рот. Блок-схема испытательной установки для микрофонов определяется производителем УСВ, одна из возможных схем изображена на рисунке 2.


Рисунок 2 - Блок-схема испытательной установки для микрофонов

6.1.9 Для питания микрофона следует выбирать стабилизированный источник питания или батареи с пульсациями напряжения не более 0,5 мВ так, чтобы паразитные пульсации на выходе микрофона не превышали 0,5 мВ при нагрузке на сопротивление R более 10 кОм.

6.1.10 При проведении испытаний должны быть применены измерительные системы, испытательное оборудование, средства измерений и устройства, приведенные в таблице А.1 (приложение А).

6.2 Имитация внешнего акустического шума

6.2.1 Для имитации акустического шума внутри ТС, окружающего водителя во время движения ТС в реальных условиях эксплуатации, должна использоваться отдельная звуковоспроизводящая установка на основе ПЭВМ с многоканальной звуковой платой, пятиканальным усилителем мощности звуковой частоты, четырьмя широкополосными громкоговорителями и одним низкочастотным громкоговорителем (сабвуфером). Схема размещения тестового оборудования в машине приведена на рисунке 3. Звуковоспроизводящая установка должна воспроизводить записи шумов, сделанные во время движения ТС данного типа. Запись и воспроизведение шумовых сигналов должны осуществляться с учетом требований, приведенных в Б.2 (приложение Б) и [4].

6.2.2 Запись акустических шумов внутри салона ТС должна проводиться для различных шумовых сценариев, характерных для эксплуатации ТС данного типа.

Запись должна вестись на широкополосный измерительный конденсаторный микрофон, расположенный в точке, близкой к точке размещения микрофона УСВ с применением цифровой аппаратуры записи с динамическим диапазоном не менее 60 дБ в диапазоне частот не менее 20-16000 Гц. Параллельно записи должен производиться контроль и протоколирование общего УЗД внутри ТС по шумомеру.

6.2.3 При воспроизведении записей акустического шума звуковоспроизводящая установка должна быть откалибрована по общему УЗД с помощью шумомера и выравниванием АЧХ воспроизведения так, чтобы при повторной записи шума на измерительный микрофон спектральные плотности мощности сигналов исходной записи оригинального шума и записи его имитации через громкоговорители совпадали с заданной точностью во всем диапазоне частот от 100 Гц до 10 кГц.

6.2.4 Максимальное отклонение УЗД воспроизводимого шума по сравнению с УЗД оригинального шума при измерении с частотным взвешиванием по кривой А должно быть не более ±1 дБ. Отклонение спектральной плотности мощности воспроизводимого шума, измеренной в третьоктавных частотных полосах в диапазоне от 100 Гц до 10 кГц должно быть не более ±3 дБ от спектра оригинального шума.

6.2.5 Данный метод имитации шумов не позволяет в точности воспроизвести звуковое поле исходного шумового сигнала внутри кабины ТС, но является достаточно хорошим приближением для тестирования громкоговорящих УСВ с одним микрофоном. Процедура выравнивания АЧХ, а также эталонная база записей акустических шумов приведены в [4].


Рисунок 3 - Тестовое оборудование для имитации внешнего акустического шума

6.3 Расположение громкоговорящего УСВ в салоне транспортного средства

6.3.1 УСВ, установленные в конфигурации штатного оборудования производителями транспортного средства, испытываются в поступившем оригинальном виде с уже установленными микрофонами и динамиками.

6.3.2 УСВ, устанавливаемые в качестве дополнительного оборудования, должны быть установлены и настроены в салоне ТС согласно требованиям производителя УСВ. Расположение микрофона (либо микрофонной решетки) и громкоговорителя должно быть четко оговорено производителем УСВ. Если эти рекомендации отсутствуют, испытательная лаборатория определяет расположение составных частей УСВ самостоятельно. Как правило, микрофон располагают на зеркале заднего вида или солнцезащитном козырьке, а громкоговоритель - в углублении для ног бокового пассажира.

6.3.3 При проведении испытаний место размещения микрофона и динамика должно быть отражено в протоколе и документировано в виде фотографии в электронном виде.

6.3.4 Основное место размещения манекена HATS, соответствующего требованиям [3] - кресло водителя ТС.

Расположение манекена должно соответствовать средним показателям расположения водителя - мужчины 50-перцентильного уровня репрезентативности.

Если производитель ТС или производитель УСВ не приводят четких требований относительно расстояния между точкой MRP манекена HATS и микрофоном УСВ, расстояние между точками MRP и микрофоном определяется испытательной лабораторией самостоятельно.

6.3.5 При проведении испытаний место размещения манекена, особенно место размещения головы, должно быть измерено относительно потолка, стен, подушек безопасности и т.д. транспортного средства, подробно отражено в протоколе испытаний и задокументировано в виде фотографии в электронном виде. Рекомендуется нанести разметку непосредственно в салоне ТС и на манекене HATS с целью обеспечения повторяемости условий эксперимента в любое время после проведенных испытаний.

6.3.6 Различные положения искусственной головы манекена могут существенно влиять на результаты испытаний, особенно на качество речи на передачу в условиях акустического шума. Поэтому рекомендуется проводить испытания также для максимально возможного для водителя расстояния между точками MRP и микрофоном, когда отношение сигнал/шум речевого сигнала на передачу будет минимально.

6.4 Требования к устройству "искусственный рот"

6.4.1 Искусственный рот, расположенный в искусственной голове манекена HATS, должен удовлетворять требованиям [3] и [5], а его передаточная функция (АЧХ) в условиях свободного звукового поля должна быть выровнена в точке MRP при УЗД для речевых сигналов на передачу, равном минус 4,7 дБПа (89,3 дБ SPL) согласно требованиям [6], затем уровень дополнительно повышается на 3 дБ до минус 1,7 дБПа с учетом "эффекта громкой связи".

6.4.2 Для манекена HATS в условиях свободного звукового поля в точке HFRP должен быть установлен средний УЗД для речевых сигналов на передачу, равный минус 25,7 дБПа, путем коррекции УЗД в точке MRP. Точка калибровки HFRP в свободном звуковом поле (в заглушенной измерительной камере) выбирается на расстоянии 50 см от кольца "губ" в направлении, совпадающем с направлением на микрофон УСВ, установленного в ТС. Для идеального HATS и если точка HFRP лежит на оси излучения искусственного рта, УЗД в точке HFRP минус 25,7 дБПа будет соответствовать УЗД в точке MRP равному минус 1,7 дБПа. Для реального HATS или если направление на HFRP лежит под углом к оси излучения искусственного рта, значение УЗД в точке MRP после калибровки будет отличаться от минус 1,7 дБПа. Данное скорректированное в условиях свободного звукового поля значение УЗД в точке MRP будет соответствовать определенному уровню электрических (цифровых) сигналов на входе усилителя "искусственного рта", который запоминается и в дальнейшем используется для выставления номинального уровня "минус 1,7 дБПа в точке MRP" при испытаниях, проводимых в салоне ТС, где прямые измерения реального УЗД в точках MRP и HFRP не могут быть произведены из-за геометрии кузова, наличия отражений и стоячих акустических волн.

Процедуры использования манекена HATS для испытаний громкоговорящих устройств, включая процедуры выравнивания и калибровки его характеристик, изложены в [7].

6.4.3 Акустический уровень речевых сигналов на передачу со средним уровнем, равным минус 25,7 дБПа (62,3 дБ SPL) в точке HFRP, является основным для проведения большинства испытаний и соответствует "обычной" громкости голоса человека при беседе на расстоянии 0,5-1 м с учетом повышения уровня на 3 дБ из-за "эффекта громкой связи" [6].

6.4.4 При испытании в шумах с уровнем более 50 дБ(А) выходной уровень речевых сигналов должен быть повышен на 3 дБ для каждых 10 дБ прироста уровня шума, усредненного за длительное время. Это отражает эффект, когда человек в условиях окружающего шума повышает громкость своего голоса. Зависимость выходного уровня речевых сигналов к приросту уровня шума выражается, как:

                                  (1)

     
где - приращение выходного уровня речи, дБ;

N - уровень шума, измеренного вблизи головы водителя и усредненного за длительное время, дБ(А).

Например, если измеренный уровень шума в салоне ТС равен 70 дБ(A), то приращение выходного уровня искусственного рта должно быть 6 дБ. Максимальное приращение составляет 8 дБ.

Данная коррекция уровня ближней речи используется только при проведении испытаний в шумах.

Дополнительно необходимо принять во внимание увеличение уровня речевых сигналов в направлении передачи на 3 дБ за счет "эффекта громкой связи" [6].

6.5 Требования к устройству "искусственное ухо"

6.5.1 При испытании УСВ возможно использование сигналов обоих или одного искусственного уха в голове манекена HATS. Одно ухо может быть использовано по согласованию с изготовителем УСВ и должно быть расположено со стороны размещения основного динамика УСВ.

6.5.2 Передаточная характеристика искусственного уха должна быть выровнена в условиях свободного звукового поля в соответствии с [7].

6.6 Исключение влияния системы подвижной связи

6.6.1 Измерения параметров УСВ могут быть подвержены негативному влиянию со стороны дополнительной обработки тестовых сигналов, происходящих при их прохождении по каналам связи (различные речевые кодеки, детекторы речевой активности, генерация комфортного шума паузы и т.д.), которые зависят от системы подвижной связи и настроек системного симулятора, используемого для испытания.

6.6.2 Если требования, предъявляемые к характеристикам УСВ, не могут быть выполнены по причине искажений, вносимых системным симулятором, то такое поведение симулятора должно быть проверено с использованием образцового УСВ и соответствующим образом запротоколировано.

6.7 Калибровка уровней и выравнивание АЧХ акустических устройств

6.7.1 Перед запуском испытаний должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

1) акустическая калибровка уровней измерительных микрофонов, а также микрофона в искусственном ухе манекена HATS;

2) калибровка уровней и выравнивание заданной передаточной функции АЧХ искусственного рта в голове манекена HATS в точках MRP и HFRP;

3) выравнивание передаточной функции АЧХ искусственного уха в голове манекена HATS в свободном звуковом поле, если в УСВ используется один громкоговоритель, или в диффузном звуковом поле, если в УСВ используется несколько громкоговорителей.

6.7.2 Для проверки и компенсации разницы между спектральными плотностями мощности тестовых сигналов, подаваемых на УСВ в акустическом и в электрическом виде, и их исходными спектральными плотностями мощности в цифровом виде необходимо провести контрольные измерения:

1) в направлении передачи контрольный спектр акустического сигнала записывается и анализируется в точке MRP;

2) в направлении приема контрольный спектр электрического сигнала записывается на электрическом входе интерфейса системного симулятора в точке POI.

6.8 Настройка системного симулятора

6.8.1 Все настройки системного симулятора должны обеспечивать отсутствие дополнительной обработки звуковых сигналов (кроме кодирования-декодирования) и отсутствие ошибок в радиоканале. Режим DTX должен быть выключен. Для всех поддерживаемых сетей уровень радиочастотного сигнала должен быть установлен на максимум. Все настройки системного симулятора должны быть отражены в отчете.

6.8.2 Для узкополосных измерений в GSM сетях следует использовать full rate кодек. Если измерения проводятся с узкополосным AMR кодеком, на нем должна быть выставлена максимальная скорость цифрового потока 12,2 кбит/с.

6.8.3 Для широкополосных измерений в GSM и UMTS сетях следует использовать AMR-WB кодек со скоростью цифрового потока 12,65 кбит/с.

6.9 Акустические условия измерений

6.9.1 Общий УЗД постороннего акустического шума в испытательной лаборатории не должен превышать значения минус 54 дБПа(А), а его спектральная плотность не должна превышать уровень, установленный на рисунке 4 (кривая NC 40).

Для определенной части тестов необходимо иметь уровень фонового акустического шума не более минус 64 дБПа(А) и спектральную плотность не выше профиля NC30, при этом для повышения точности измерений рекомендуется иметь уровень фонового акустического шума не более минус 74 дБПа(А) и спектральную плотность не выше профиля NC 20.

6.10 Условия и оборудование для проведения испытаний по субъективной оценке качества громкой связи

6.10.1 Схема испытания приведена на рисунке 5. Ближний абонент расположен в ТС, оборудованном громкоговорящим УСВ. На дальнем конце в центре обслуживания звонков расположен руководитель эксперимента, использующий стационарный телефон. Руководитель управляет ходом экспериментов и делает основные оценки качества связи.


Рисунок 4 - Спектральная плотность окружающего шума


Рисунок 5 - Схема испытаний для субъективной оценки качества громкой связи

6.10.2 Требования к оборудованию:

1) ТС заданного типа, марки и модели, оборудованное испытуемым УСВ;

2) аппаратура записи сигналов на стороне оператора (электрическое подключение) и в кабине ТС (акустическое подключение через микрофоны, расположенные рядом с головой ближнего абонента);

3) сеть подвижной связи, используемая для проведения испытания, должна иметь полное покрытие дорожной зоны проведения испытания и достаточный уровень радиосигнала для обеспечения максимального и постоянного качества обслуживания в течение всего испытания;

4) сеть подвижной связи, если это возможно, не должна использовать дополнительную внутреннюю обработку сигналов (например АРУ, шумопонижение [8], эхокомпенсацию и т.д.).

6.10.3 Требования к команде испытателей:

1) испытания должны проводить эксперты в области оценки качества речи, понимающие на какие детали и нюансы звучания необходимо обращать внимание. При прослушивании записей испытаний допускаются рядовые неподготовленные пользователи системы, а также независимые эксперты;

2) дикторами, находящимися в ТС, должны быть как мужчины, так и женщины в количестве не менее трех голосов каждого вида без заметных дефектов произношения и слуха. Должны быть проверены варианты тихой, нормальной и громкой речи (крика), произнесенные в нормальном и ускоренном темпе при различных положениях диктора относительно микрофона УСВ;

3) оба диктора (ближний и дальний) должны быть хорошо знакомы с голосами друг друга, так чтобы была возможность оценки натуральности звучания и узнаваемости голоса диктора;

4) в течение испытания пассажиры ТС и люди, окружающие дальнего абонента, не должны разговаривать, создавая дополнительные помехи.

6.10.4 Требования к ведению протокола

Протокол процесса испытания должен содержать следующую основную информацию:

1) модель ТС, год выпуска, вариант комплектации (тип шин, мотора, обшивки салона и т.д.), фотография;

2) модель УСВ, версия аппаратной части и программного обеспечения, фотография;

3) положение громкоговорителя и микрофона УСВ относительно водителя (тип, расположение, ориентация, расстояние, фотография);

4) провайдер сети связи, тип речевого кодирования (если он известен);

5) тип абонентского оборудования, на котором проводились испытания в центре обслуживания звонков.

Дополнительная информация по организации процесса субъективного тестирования изложена в 7.13.

Примечание - При проведении стационарных испытаний может использоваться имитатор (эмулятор) сетей подвижной связи. При проведении полевых испытаний (на выезде) необходимо использовать общедоступную мобильную сеть связи.

     7 Методы испытаний


Методы испытаний УСВ, приведенные в настоящем разделе:

- направлены на подтверждение соответствия требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине ТС, установленным в ГОСТ 33464;

- распространяются (если не оговорено особо) на узкополосные и широкополосные УСВ;

- учитывают основные требования [9], [10];

- включают минимальные требования к параметрам каналов приема/передачи и рабочим характеристикам алгоритмов цифровой обработки звуковых сигналов (эхокомпенсаторов и других алгоритмов).

Если УСВ является широкополосным и использует технологию дополнительного искусственного расширения полосы звуковых частот для принятого по сети связи узкополосного речевого сигнала, то для проведения корректных измерений эта технология должна быть отключена.

Если УСВ использует АРУ на передачу, то в нем может быть реализован тестовый режим работы, позволяющий принудительно выставлять минимальное, номинальное или максимальное усиления передачи. Номинальное усиление должно соответствовать SLR для водителя ТС.

Если УСВ использует АРУ на прием, то в нем может быть реализован тестовый режим работы, позволяющий принудительно выставлять минимальную, номинальную или максимальную громкость приема, соответствующую RLR, RLR и RLR для водителя ТС.

Если УСВ использует ШПУ, то в нем может быть реализован тестовый режим работы, позволяющий принудительно отключать шумопонижение.

Если УСВ использует АЭК, то в нем может быть реализован тестовый режим работы, позволяющий следующее управление алгоритмом работы АЭК: отключение эхокомпенсации, отключение эхоподавления, отключение адаптации (замораживание) коэффициентов адаптивного фильтра, сброс (обнуление) коэффициентов адаптивного фильтра.

Перед проведением испытания необходимо провести калибровку и выравнивание АЧХ всех акустических измерительных устройств.

7.1 Задержка обработки сигнала в УСВ

7.1.1 Задержки распространения сигнала от абонента до абонента, как в направлении приема Т, так и в направлении передачи T, складываются из задержек Т, Т, вносимых алгоритмами обработки звуковых сигналов в УСВ (АРУ, АЭК, шумоподавление и т.д.), задержек кодирования и декодирования сигналов Т, Т в телефонной части УСВ и стандартных задержек сигналов в системе мобильной связи Т, T, связанных с процессами кодирования и декодирования сигналов на стороне базовой станции, а также со временем распространения сигналов в каналах оператора связи:

,                                           (2)

.                                          (3)


Так как раздельное измерение задержек Т, Т, T, T в УСВ затруднено, нормируются суммарные задержки на передачу (T+Т) и на прием (T+Т) между акустическим интерфейсом УСВ (звуковым сигналом в точках MRP, ERP) и радиоинтерфейсом УСВ (точка RFRP).

Требования к задержкам обработки сигнала в УСВ предъявляются как раздельно [задержка обработки сигнала на передачу (T+Т), задержка обработки сигнала на прием (T+Т)], так и совместно [суммарная задержка в обе стороны (T+Т+T+Т)].

7.1.2 Задержка обработки сигнала в УСВ на передачу

7.1.2.1 Требования

Задержка обработки сигнала в громкоговорящем УСВ в направлении передачи (T+Т) должна быть не более 122 мс для системы связи GSM и не более 143 мс для системы связи UMTS.

Так как минимальная задержка Т определяется системой мобильной связи, значение задержки обработки звуковых сигналов в канале передачи Т должна быть минимизирована при разработке УСВ путем рационального выбора алгоритмических решений и схем буферизации сигналов (рекомендуется не более 50 мс).

7.1.2.2 Способ измерения

Полная задержка распространения сигнала в канале передачи Т должна быть измерена как время распространения сигнала от эталонной точки рта MRP (акустический речевой сигнал) до эталонной точки POI симулятора системы связи (электрический речевой сигнал после декодирования), как показано на рисунке 6.


Рисунок 6 - Задержка распространения сигнала в канале передачи


Задержка сигнала Т зависит от режима работы системного симулятора и должна быть известна из его паспортных данных.

Для измерения используется комбинированный CSS сигнал согласно [11]. Часть CSS сигнала, содержащая псевдослучайный шум, по длительности должна быть продолжительнее измеряемого времени распространения сигнала. Рекомендуется использовать PN последовательность, содержащую не менее 16000 отсчетов при частоте дискретизации 48 кГц. УЗД акустического УЗД входного тестового сигнала, подаваемого через HATS [7], устанавливается равным минус 25,7 дБПа в эталонной точке HFRP (см. 6.4.2). Предварительное выравнивание АЧХ искусственного рта проводится в эталонной точке рта MRP (см. 6.4.1).

Производится одновременная запись двух электрических сигналов: входного тестового сигнала, подаваемого на искусственный рот, и выходного сигнала, снимаемого в эталонной точки POI с выхода декодера системного симулятора.

Задержка распространения сигнала определяется в миллисекундах на основе расчета функции взаимной корреляции между двумя записанными сигналами и определения ее основного максимума.

После вычитания известной задержки сигнала в системном симуляторе Т находится требуемая задержка обработки сигнала в УСВ на передачу (T+Т).

7.1.3 Задержка обработки сигнала в УСВ на прием

7.1.3.1 Требования

Задержка обработки сигнала в громкоговорящем УСВ в направлении приема (T+Т) должна быть не более 122 мс для системы связи GSM и не более 143 мс - для системы связи UMTS.

Так как минимальная задержка Т определяется системой мобильной связи, значение задержки обработки звуковых сигналов в канале приема Т должно быть минимизировано при разработке УСВ путем рационального выбора алгоритмических решений и схем буферизации сигналов (рекомендуется не более 50 мс).

7.1.3.2 Способ измерения

Полная задержка распространения сигнала в канале приема Т должна быть измерена как время распространения сигнала от эталонной точки симулятора системы связи POI (электрический речевой сигнал до кодирования) до эталонной точки уха ERP или барабанной перепонки DRP (акустический речевой сигнал), как показано на рисунке 7.


Рисунок 7 - Задержка распространения сигнала в направлении приема


Задержка сигнала Т зависит от режима работы системного симулятора и должна быть известна из его паспортных данных.

Для измерения используется комбинированный CSS сигнал согласно [11]. Часть CSS сигнала, содержащая псевдослучайный шум, по длительности должна быть продолжительнее измеряемого времени распространения сигнала. Рекомендуется использовать PN последовательность, содержащую не менее 16000 отсчетов при частоте дискретизации 48 кГц. Электрический уровень входного тестового сигнала устанавливается равным минус 16 дБм0 в эталонной точке POI на входе кодера системного симулятора.

Производится одновременная запись двух электрических сигналов: входного тестового сигнала, подаваемого на вход кодера системного симулятора и выходного сигнала, снимаемого с эталонной точки DRP искусственного уха манекена HATS (используется ухо, ближайшее к громкоговорителю УСВ).

Задержка распространения сигнала определяется в миллисекундах на основе расчета функции взаимной корреляции между двумя записанными сигналами и определения ее основного максимума.

После вычитания известной задержки сигнала в системном симуляторе Т находится требуемая задержка обработки сигнала в УСВ на прием (T+Т).

7.1.4 Суммарная задержка обработки сигнала в УСВ на прием и передачу

7.1.4.1 Требования

Суммарная задержка обработки сигнала в громкоговорящем УСВ в направлении приема и передачи (T+Т+Т+Т) должна быть не более 214 мс для системы связи GSM и не более 256 мс для системы связи UMTS.

Так как минимальные задержки для слагаемых T и T определяются системой мобильной связи, суммарное значение задержки обработки звуковых сигналов в каналах приема и передачи (Т+Т) должно быть минимизировано при разработке УСВ путем рационального выбора алгоритмических решений и схем буферизации (рекомендуется не более 70 мс).

7.1.4.2 Способ измерения

Проводят раздельное измерение (T+Т) и (T+Т) с последующим сложением.

7.2 Показатели громкости

7.2.1 Показатели громкости громкоговорящего УСВ в направлении передачи и направлении приема являются стандартными способами описания соотношения уровней акустических и электрических (цифровых) сигналов в сети связи с учетом психоакустических свойств восприятия громкости звуковых сигналов ухом человека.

Измерения показателей громкости для громкоговорящих УСВ проводятся в соответствии с требованиями [2], [6], [12], [13] с учетом особенностей их применения в ТС, изложенных в [9], [10].

7.2.2 Показатель громкости передачи SLR

7.2.2.1 Показатель громкости УСВ на передачу SLR является частотно-взвешенной мерой ослабления сигнала от акустического входа УСВ в точке MRP до электрического выхода декодера симулятора сети в эталонной точке POI и имеет физическую размерность (дБПа/В), обратную чувствительности.

7.2.2.2 Требования

Показатель громкости передачи SLR, измеренный для УСВ, установленного в салоне (кабине) ТС, должен быть равен (13±4) дБ для водителя и ближайших к нему пассажиров.

В качестве ближайших должен рассматриваться боковой пассажир справа, а также рекомендуется рассматривать пассажиров второго ряда, расположенного за спиной водителя.

Микрофон УСВ не должен отключаться.

Дополнительная ручная регулировка усиления микрофона УСВ на передачу не предусматривается. Необходимость использования в УСВ АРУ на передачу для выравнивания показателя громкости для пассажиров, находящихся на различном расстоянии от микрофона УСВ, определяется производителем УСВ или производителем ТС.

Примечание - Наличие АРУ на передачу может приводить к повышенному уровню передачи для окружающих фоновых шумов или эхосигналов.

7.2.2.3 Способ измерения

1) Условия испытаний должны отвечать требованиям раздела 6. При наличии АРУ на передачу при проведении измерений она может быть переведена в тестовый режим работы с фиксацией усиления на уровнях K, K, K, если адаптивный характер изменения усиления АРУ на тестовых сигналах мешает измерениям.

2) Акустический тестовый сигнал представляет собой искусственный голос, полученный согласно [14]. Искусственный рот манекена HATS калибруется, а его АЧХ выравнивается в точке MRP в соответствии с требованиями [7] (см. 6.4.1). Акустический УЗД тестового сигнала в эталонной точке HFRP выставляется равным минус 25,7 дБПа (см. 6.4.2). Уровень тестового сигнала определяется усреднением по всей его длине.

3) Производится оценка СПМ для тестового сигнала в точке MRP, которая потом используется для оценки чувствительности УСВ в направлении передачи.

4) Чувствительность узкополосного УСВ в направлении передачи рассчитывается для каждой из 14 третьоктавных частотных полос, приведенных в [2] (таблица 1), полосы 4-17. Чувствительность широкополосного УСВ в направлении передачи рассчитывается для каждой из 20 третьоктавных частотных полос, приведенных в [2] (таблица А.2), полосы 1-20. Для расчета чувствительности в каждой частотной полосе измеряется среднеквадратический уровень электрического сигнала в точке POI на выходе декодера системного симулятора, который относится к среднеквадратическому УЗД акустического сигнала для данной полосы в точке MRP. Чувствительность оценивается в дБВ/Па.

5) Показатель громкости в направлении передачи SLR рассчитывается согласно [2]:

- для узкополосного УСВ - по формуле 5-1, в полосах 4-17, для m=0,175 и частотном взвешивании согласно [2] (таблица 1);

- для широкополосного УСВ - в соответствии с [2] (приложение А).

Примечание - Для предварительной грубой оценки чувствительности УСВ на передачу может использоваться оценка коэффициента передачи между акустическим входом УСВ в точке MRP и электрическим выходом декодера системного симулятора в точке POI в широкой полосе частот со взвешиванием по кривой А.

7.2.3 Показатель громкости приема RLR

7.2.3.1 Показатель громкости УСВ на прием RLR является частотно-взвешенной мерой ослабления сигнала от электрического входа кодера системного симулятора в эталонной точке POI до акустического выхода в точке DRP и имеет физическую размерность (дБВ/Па), обратную чувствительности.

При наличии дополнительной регулировки громкости на прием она может быть как ручной (с помощью регулятора громкости УСВ), так и автоматической (АРУ) с управлением в зависимости от уровня сигнала приема, а также в зависимости от уровня окружающего акустического шума.

7.2.3.2 Требования

Номинальный показатель громкости приема RLR, измеренный для УСВ, установленного в салоне (кабине) ТС, должен быть равен значению, определенному производителем УСВ или ТС, согласно требованиям ГОСТ 33464 (подпункт 7.5.3.10) для водителя и ближайших пассажиров.

В качестве ближайших должен рассматриваться боковой пассажир справа, а также рекомендуется рассматривать пассажиров второго ряда, расположенного за спиной водителя.

Номинальный показатель громкости на прием (постоянный для систем без регулировки громкости и первоначальный для систем с ручной или автоматической регулировкой громкости) должен обеспечивать осуществление надежной двухсторонней голосовой дуплексной связи с оператором системы во всех характерных ситуациях эксплуатации ТС, в том числе при наличии мешающего акустического шума в салоне (кабине) ТС.

Необходимое значение показателя RLR определяется производителем АС или производителем ТС, исходя из требования обеспечения громкости звука на прием, достаточной для проведения в салоне (кабине) ТС уверенной двухсторонней громкоговорящей связи с акустическим отношением сигнал/шум (ОСШ) на прием не менее 6 дБ в условиях "обычной" по шуму ситуации [зависит от категории (типа) ТС и шумового сценария]. Если требования к виду и уровню шумов не определены производителем ТС, то минимальный УЗД фоновых шумов в салоне ТС принимается равным минус 24 дБПа(А) (70 dBa SPL). Выбранное производителем значение RLR должно находиться в пределах от (минус 6±4) дБ до (2±4) дБ. Рекомендуемое значение показателя RLR составляет (минус 6±4) дБ.

Если в УСВ предусмотрена ручная регулировка уровня громкости на прием, то выбранный номинальный показатель громкости приема RLR, соответствующий номинальной громкости УСВ, должен достигаться при номинальном (среднем по диапазону регулировки и отмеченном по шкале регулировки) положении регулятора громкости.

Максимальный показатель громкости приема RLR, соответствующий минимальной громкости УСВ, должен достигаться при минимальном (крайнем левом) положении регулятора громкости. Необходимое значение показателя RLR определяется производителем УСВ или производителем ТС согласно требованиям ГОСТ 33464 (подпункт 7.5.3.11).

Пользователь УСВ или УСВ (автоматически) не должны иметь возможности понижения уровня громкости звука на прием ниже этого минимального уровня, позволяющего осуществлять двустороннюю громкоговорящую связь с акустическим отношением сигнал/шум на прием не менее 0 дБ в условиях "типовой" по шуму ситуации (зависит от категории (типа) ТС и шумового сценария). Если требования к виду и уровню шумов не определены производителем ТС, то минимальный УЗД фоновых шумов в салоне ТС принимается равным минус 24 дБПа(А) (70 dBa SPL). Выбранное значение RLR должно находиться в пределах от (0±4) дБ до (8±4) дБ. Рекомендуемое значение показателя RLR составляет (2±4) дБ.

Минимальный показатель громкости приема RLR, соответствующий максимальной громкости УСВ, должен достигаться при максимальном (крайнем правом) положении регулятора громкости. Необходимое значение показателя RLR определяется производителем УСВ или производителем ТС согласно требованиям ГОСТ 33464 (пункт И.4.3, приложение И) исходя из требования обеспечения громкости звука на прием, достаточной для проведения в салоне (кабине) ТС уверенной двухсторонней громкоговорящей связи с акустическим отношением сигнал/шум на прием не менее 6 дБ в условиях "наихудшей" по шуму ситуации (зависит от типа ТС и шумового сценария). Если требования к виду и уровню шумов не определены производителем ТС, то уровень звукового давления фоновых шумов в салоне ТС принимается равным минус 14 дБПа(А) (80 dBa SPL).

Выбранное значение RLR должно быть в пределах от минус (10±4) дБ до минус (18±4) дБ. Рекомендуемое значение показателя RLR составляет минус (13±4) дБ.

Необходимость использования в УСВ автоматической регулировки усиления (АРУ) на прием определяется производителем УСВ или производителем ТС.

Примечание - Наличие АРУ на прием может приводить к повышенному уровню передачи эхосигналов.

7.2.3.3 Способ измерения

1) Условия испытания должны отвечать требованиям раздела 6. При наличии АРУ на прием при проведении измерений она может быть переведена в тестовый режим работы с фиксацией усиления на уровнях K, K, K, если адаптивный характер изменения усиления АРУ на тестовых сигналах мешает измерениям.

2) Тестовый сигнал представляет собой искусственный голос, полученный согласно [14]. Уровень тестового сигнала на электрическом входе кодера системного симулятора в эталонной точке POI выставляется равным минус 16 дБм0. Уровень тестового сигнала определяется усреднением по всей его длине.

3) Для тестового сигнала в точке POI в третьоктавных полосах производится оценка СПМ, которая потом используется для оценки чувствительности УСВ в направлении приема.

4) Искусственное ухо в голове манекена HATS калибруется, а ее АЧХ выравнивается в свободном звуковом поле в соответствии с требованиями [7]. Сигнал, снимаемый в точке DRP, при необходимости может быть пересчитан к эталонной точке уха ERP в соответствии с [15]. Для измерения RLR в узкополосных УСВ используется выход одного искусственного уха, ближайшего к громкоговорителю УСВ. Для измерения RLR в широкополосных УСВ предпочтительно использование обоих искусственных ушей, уровни сигналов которых усредняются независимо в третьоктавных частотных полосах и затем складываются;

5) Чувствительность узкополосной УСВ в направлении приема рассчитывается для каждой из 14 третьоктавных частотных полос, приведенных в [2] (таблица 1, полосы 4-17). Чувствительность широкополосной УСВ в направлении передачи рассчитывается для каждой из 20 третьоктавных частотных полос, приведенных в [2] (таблица А.2, полосы 1-20). Для расчета чувствительности в каждой частотной полосе измеряется среднеквадратический уровень акустического сигнала в точке DRP, который относится к среднеквадратическому уровню электрического сигнала в точке POI. Чувствительность оценивается в дБПа/В.

6) Показатель громкости в направлении приема RLR рассчитывается согласно [2]:

- для узкополосного УСВ - по формуле 5-1, в полосах 4-17, для m=0,175 и частотном взвешивании согласно таблице 1 [13];

- для широкополосного УСВ - в соответствии с приложением А без учета L фактора.

7) Полученное значение RLR для узкополосных УСВ должно быть скорректировано в сторону уменьшения на 14 дБ, а для широкополосных УСВ - уменьшено на 14 дБ при использовании одного искусственного уха и на 8 дБ - при использовании двух ушей согласно требованиям [9], [10].

При наличии дополнительной регулировки громкости на прием измерения RLR проводятся для минимального, номинального и максимального положения регулятора громкости УСВ.

Примечание - Для предварительной грубой оценки чувствительности УСВ на прием допускается использовать оценку коэффициента передачи УСВ между электрическим входом кодера системного симулятора в точке POI и акустическим выходом в точке DRP в широкой полосе частот со взвешиванием по кривой А.


Проверяется соответствие выбранных производителем ТС или УСВ значений RLR, RLR, RLR критерию обеспечения заданного ОСШ в салоне ТС. Для этого в канал приема в точке POI подается тестовый сигнал искусственного голоса с номинальным уровнем минус 16 дБм(0), а в салоне ТС включается имитирующий шум заданного уровня, соответствующий "типовой" или "наихудшей" по шуму ситуации.

Сигналы на выходе искусственного уха для речи и шума подаются и записываются раздельно, если громкость УСВ на прием не зависит от уровня внешних шумов в салоне ТС, в противном случае речевой сигнал подается во время имитации шумового сигнала. Записанные сигналы шума и речи взвешиваются по частоте по кривой А, затем их энергия усредняется во времени (исключая паузы между словами для речи) и рассчитывается отношение энергии речевого сигнала к энергии шума паузы в децибелах, обозначаемое А.

Если энергии шума и речи оценивались раздельно, то полученное отношение А равно ОСШ. Если энергия речи оценивалась на фоне шума, а речь и шум некоррелированы, то необходима коррекция: порогу ОСШ, равному 0 дБ, соответствует порог А, равный 3 дБ, а порогу ОСШ, равному 6 дБ, соответствует порог А, равный 7 дБ.

7.2.4 Отклонения показателя громкости SLR в направлении передачи

7.2.4.1 Требования

Для передаваемых акустических сигналов с отклонениями УЗД в диапазоне от минус 3 до плюс 6 дБ от номинального уровня измеренное значение показателя громкости в направлении передачи SLR не должно изменяться более чем на ±1 дБ от значения SLR для сигналов с номинальным УЗД (при отсутствии или отключении АРУ на передачу).

Данное требование является мерой стабильности чувствительности сквозного тракта на передачу.

7.2.4.2 Способ измерения

Если адаптивный характер изменения усиления в ШПУ для тестовых сигналов мешает измерениям, ШПУ может быть отключена (переведена в тестовый режим).

Проводится измерение SLR, как указано выше, для двух дополнительных значений УЗД входного акустического тестового сигнала, соответствующих минус 28,7 дБПа и минус 19,7 дБПа в точке HFRP (согласно 6.4.2).

Для обоих измерений полученные значения сравниваются со значением SLR для номинального уровня громкости соответствующего УЗД минус 25,7 дБПа в точке HFRP.

Примечание - Выполнение этого требования свидетельствует также об отсутствии перегрузки микрофонного входа УСВ сигналами с уровнями выше номинального.

7.2.4.3 УСВ с АРУ на передачу

Если в УСВ реализована АРУ на передачу, то измерения могут быть проведены при наличии тестового режима, позволяющего отключить АРУ. В этом случае для проведения измерений АРУ отключается, переводится в тестовый режим с фиксацией усиления, обеспечивающего заданный SLR для данного размещения говорящего.

Если в УСВ реализована АРУ на передачу, но нет возможности ее отключения в тестовом режиме, то измерения отклонения показателя громкости SLR в направлении передачи не производятся.

7.2.5 Отклонения показателя громкости RLR в направлении приема

7.2.5.1 Требования

Для принимаемых электрических сигналов с отклонениями в диапазоне ±5 дБ от номинального электрического уровня измеренное значение показателя громкости в направлении приема RLR не должно изменяться более чем на ±1 дБ от значения RLR для сигналов с номинальным уровнем [при номинальном положении регулятора громкости RLR и при отсутствии или выключении АРУ в направлении приема].

Данное требование является мерой стабильности чувствительности сквозного тракта на прием.

7.2.5.2 Способ измерения

Если адаптивный характер изменения усиления в ШПУ для тестовых сигналов мешает измерениям, ШПУ может быть отключена (переведена в тестовый режим).

Проводится измерение RLR, как указано выше, для двух дополнительных уровней входного электрического тестового сигнала, равных минус 11 и минус 21 дБм0 в точке POI.

Для обоих измерений полученные значения сравниваются со значением RLR для номинального уровня электрического сигнала, равного минус 16 дБм0.

Примечание - Выполнение этого требования свидетельствует также об отсутствии перегрузки акустического выхода УСВ сигналами с уровнями выше номинального. Сочетание максимального уровня громкости УСВ с такими сигналами может приводить к перегрузке и искажениям и, как следствие, снижению класса дуплекса УСВ.

7.2.5.3 УСВ с АРУ на прием

Если в УСВ реализована АРУ на прием, то измерения могут быть проведены при наличии тестового режима, позволяющего отключить АРУ. В этом случае для проведения измерений АРУ отключается, переводится в тестовый режим с фиксацией усиления, обеспечивающего заданный RLR для данного размещения говорящего.

Если в УСВ реализована АРУ на прием, но нет возможности ее отключения в тестовом режиме, то измерения отклонения показателя громкости RLR в направлении приема не производятся.

7.3 Частотные характеристики чувствительности

7.3.1 Частотная характеристика чувствительности передающей части УСВ

7.3.1.1 Амплитудно-частотные характеристики чувствительности УСВ в направлении передачи измеряются для УСВ, установленного в салоне (кабине) ТС, от акустического входа УСВ в эталонной точке рта MRP до электрического выхода речевого кодека на стороне оператора в эталонной точке POI системного симулятора.

7.3.1.2 Требования

Требования к относительным допускам на АЧХ для узкополосных УСВ в направлении передачи приведены в таблице 1, а для широкополосных - в таблице 2. Для промежуточных частот можно использовать линейную интерполяцию в двойном логарифмическом масштабе.

Идеальная АЧХ на передачу может быть плоской в диапазоне от 200 Гц до 4 кГц для узкополосных и от 100 Гц до 7 кГц - для широкополосных УСВ. Однако, особенно в присутствии мешающих акустических шумов, более предпочтительной с точки зрения разборчивости речи может оказаться АЧХ, осуществляющая дополнительное частотное взвешивание, например завал АЧХ в сторону НЧ и небольшой подъем на ВЧ, в пределах указанных допусков.


Таблица 1 - Частотная характеристика чувствительности на передачу для узкополосных УСВ

Частота, Гц

Верхний предел, дБ

Нижний предел, дБ

200

0

-

250

0

-

315

0

-14

400

0

-13

500

0

-12

630

0

-11

800

0

-10

1000

0

-8

1300

2

-8

1600

3

-8

2000

4

-8

2500

4

-8

3100

4

-8

4000

0

-



Таблица 2 - Частотная характеристика чувствительности на передачу для широкополосных УСВ

Частота, Гц

Верхний предел, дБ

Нижний предел, дБ

100

4

-

125

4

-10

200

4

-4

1000

4

-4

5000

8,5

-4

6300

9

-7

8000

9

-


Допускается коррекция АЧХ на передачу цифровыми методами (с помощью эквалайзера, встроенного в УСВ).

7.3.1.3 Способ измерения

1) Условия испытаний должны соответствовать требованиям раздела 6.

2) Акустический тестовый сигнал представляет собой искусственный голос согласно [14]. Искусственный рот должен быть откалиброван по уровню и выровнен по АЧХ в точке MRP согласно 6.4.1. Для входного тестового сигнала согласно 6.4.2 устанавливается номинальный УЗД, соответствующий УЗД минус 25,7 дБПа в точке HFRP (уровень тестового сигнала, усредненный на всей его длине).

3) АЧХ УСВ определяется в третьоктавных частотных полосах согласно МЭК 61260-1* в диапазоне частот от 100 Гц до 4 кГц включительно для узкополосных УСВ и в диапазоне от 100 Гц до 8 кГц - для широкополосных УСВ. Для расчета уровня сигнала в каждой частотной полосе используется усреднение на всей длине тестового сигнала.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

4) На входе измерения УЗД в третьоктавных частотных полосах проводятся в точке MRP.

5) На выходе измерения уровня электрического сигнала в третьоктавных частотных полосах проводятся в точке POI.

6) Чувствительность УСВ на передачу в каждой частотной полосе выражается в дБВ/Па.

Примечание - Так как измерения АЧХ на передачу проводятся не в заглушенной камере, а в замкнутом салоне ТС, на результирующую АЧХ будут оказывать влияние стоячие звуковые волны внутри салона ТС, поэтому АЧХ при различных положениях манекена HATS могут отличаться друг от друга.

7.3.2 Частотная характеристика чувствительности приемной части УСВ

7.3.2.1 АЧХ УСВ в направлении приема измеряется для УСВ, установленного в салоне (кабине) ТС, от электрического входа речевого кодека на стороне оператора в эталонной точке системного симулятора POI до акустического выхода УСВ в эталонной точке DRP.

7.3.2.2 Требования

Требования к относительным допускам на АЧХ для узкополосных УСВ в направлении приема приведены в таблице 3, а для широкополосных УСВ - в таблице 4. Для промежуточных частот необходимо использовать линейную интерполяцию в двойном логарифмическом масштабе.

Таблица 3 - Частотная характеристика чувствительности на прием для узкополосных УСВ

Частота, Гц

Верхний предел, дБ

Нижний предел, дБ

200

0

-

250

0

-

315

0

-

400

0

-15

630

0

-12

3100

0

-12

4000

0

-



Таблица 4 - Частотная характеристика чувствительности на прием для широкополосных УСВ

Частота, Гц

Верхний предел, дБ

Нижний предел, дБ

125

8

-

200

8

-12

250

8

-9

315

7

-6

400

6

-6

5000

6

-6

6300

6

-9

8000

6

-


Допускается коррекция АЧХ на прием цифровыми методами (с помощью эквалайзера).

7.3.2.3 Способ измерения

1) Условия испытания должны отвечать требованиям раздела 6.

2) Электрический тестовый сигнал представляет собой искусственный голос согласно [14]. Уровень тестового сигнала на электрическом входе системного симулятора в точке POI устанавливается равным минус 16 дБм0 (рассчитывается как уровень тестового сигнала, усредненный на всей его длине).

3) АЧХ УСВ определяется в третьоктавных частотных полосах по [16] в диапазоне частот от 100 Гц до 4 кГц включительно для узкополосных УСВ и в диапазоне от 100 Гц до 8 кГц - для широкополосных УСВ. Для расчета уровня сигнала в каждой частотной полосе используется усреднение на всей длине тестового сигнала.

4) На входе измерения уровня электрического сигнала в третьоктавных частотных полосах проводятся в точке POI.

5) На выходе измерения УЗД в третьоктавных частотных полосах проводятся в точке DRP. Принятый акустический сигнал снимается с микрофона уха искусственной головы манекена HATS, который предварительно должен быть откалиброван, а его АЧХ выровнена согласно требованиям [7].

6) Чувствительность УСВ на прием выражается в дБПа/В.

Примечание - Так как измерения АЧХ на передачу проводятся не в заглушенной камере, а в замкнутом салоне ТС, на результирующую АЧХ будут оказывать влияние стоячие звуковые волны внутри салона ТС, поэтому АЧХ при различных положениях манекена HATS могут отличаться друг от друга.

7.4 Уровень собственных шумов УСВ

7.4.1 Под собственным шумом УСВ понимается суммарный уровень шумов в сквозном активном речевом канале связи в направлении приема или передачи в моменты отсутствия (в паузах) речи абонента.

Этот шум складывается из собственных шумов микрофона УСВ, шумов аналоговых электрических схем и АЦП/ЦАП в УСВ, цифровых шумов речевого кодирования и алгоритмов ЦОС в УСВ, интегральных шумов системного симулятора.

При проведении измерений максимальный уровень окружающих акустических шумов тестовой лаборатории внутри ТС должен быть не более минус 64 дБПа(А). Рекомендуемый уровень окружающих акустических шумов - не более минус 74 дБПа(А).

Максимальный уровень собственных электрических шумов системного симулятора в точке POI на входе кодера и выходе декодера должен быть не более минус 74 дБм0(А).

Так как помехи от радиопередающих средств подвижной радиотелефонной связи, входящих в УСВ, также вносят свой вклад в общий уровень шумов и помех в звуковом канале связи, тестирование должно выполняться при различных настройках мощности передатчика и чувствительности приемника системного симулятора.

7.4.2 Уровень шума в канале передачи

7.4.2.1 Требования

Максимально допустимый уровень собственных шумов УСВ в канале передачи в тишине при отсутствии речи ближнего абонента, измеренный на электрическом выходе речевого кодека на стороне оператора, должен быть не более минус 64 дБм0(Р) для узкополосных систем и не более минус 64 дБм0(А) для широкополосных систем при включенном шумопонижении в канале передачи либо не более минус 58 дБм0(Р) для узкополосных систем и не более минус 58 дБм0(А) для широкополосных систем при выключенном шумопонижении в канале передачи. Отдельные спектральные пики в частотной области не должны превышать среднюю огибающую спектра собственного шума более чем на 10 дБ.

7.4.2.2 Способ измерения

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное