1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 11 октября 2022 в 15:48
Снять ограничение

ГОСТ 33471-2015

Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля устройства/системы вызова экстренных оперативных служб
Действующий стандарт
Проверено:  03.10.2022

Информация

Название Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля устройства/системы вызова экстренных оперативных служб
Название английское Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods for navigationmodule of in-vehicle emergency call device/system
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 07.11.2018
Дата введения в действие 01.01.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на устройства и системы вызова экстренных оперативных служб со встроенным навигационным модулем глобальной навигационной спутниковой системы, предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий M и N в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» с изменениями (далее - ТР ТС 018/2011). Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний устройств/систем вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям ТР ТС 018/2011 и ГОСТ 33464 в части оценки навигационных характеристик и свойств, определяемых навигационным модулем. Настоящий стандарт может быть также применен для оценки соответствия навигационных характеристик и свойств аппаратуры спутниковой навигации требованиям, установленным в ТР ТС 018/2011.
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ


ГОСТ 33471-2015

     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

Глобальная навигационная спутниковая система

     
СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний навигационного модуля устройства/системы вызова экстренных оперативных служб

     
Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods for navigation module of in-vehicle emergency call device/system



МКС 35.240.60

Дата введения 2017-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" и акционерным обществом "Научно-технический центр современных навигационных технологий" "Интернавигация" (АО "НТЦ "Интернавигация")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по результатам голосования (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2016 г. N 2060-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33471-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55534-2013*

_________________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2016 г. N 2060-ст национальный стандарт ГОСТ Р 55534-2013 отменен с 1 июня 2017 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на устройства и системы вызова экстренных оперативных служб со встроенным навигационным модулем глобальной навигационной спутниковой системы, предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий M и N в соответствии с требованиями [1].

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний устройств/систем вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям технического регламента [1] и ГОСТ 33464 в части оценки навигационных характеристик и свойств, определяемых навигационным модулем.

Настоящий стандарт может быть также применен для оценки соответствия навигационных характеристик и свойств аппаратуры спутниковой навигации требованиям, установленным в [1].

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.3.019-80 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 32453-2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек

ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аппаратура спутниковой навигации: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

3.1.2 навигационный модуль (навигационный приемник) ГНСС: Составная часть (компонент) устройства/системы вызова экстренных оперативных служб, предназначенная для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам ГЛОНАСС, GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем.

Примечание - Навигационный модуль, входящий в состав УСВ, может быть как встроенным в УСВ, так и внешним по отношению к ней (встроен в электронный блок другой автомобильной системы или устройства, установленных на транспортном средстве).

3.1.3 система вызова экстренных оперативных служб; СВ: Cистема, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме.

Примечания

1 Система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.

2 Категории транспортных средств категории*, подлежащих оснащению системами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].

_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1.4 система экстренного реагирования при авариях: Федеральная государственная территориально-распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.

Примечание - В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом вышеуказанных систем является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой эти системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.).

3.1.5 режим "холодного" старта: Состояние навигационного модуля ГНСС, при котором системное время, координаты местоположения, альманах ГНСС и эфемериды навигационных космических аппаратов неизвестны.

Примечание - Имеются в виду координаты местоположения фазового центра антенны ГНСС, подключенной к навигационному модулю.

3.1.6 режим тестирования: Режим функционирования УСВ, предназначенный для проверки функциональных свойств и параметров УСВ как при эксплуатации устройства/системы в составе транспортного средства, так и при проведении различных испытаний УСВ.

3.1.7 устройство вызова экстренных оперативных служб; УВ: устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.     

Примечания

1 Устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, а также сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве установлены в [1].

2 Категории транспортных средств категории*, подлежащих оснащению устройствами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].

_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВАЦ - векторный анализатор цепей;

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;

НАП - навигационная аппаратура потребителей;

НКА - навигационный космический аппарат;

НС - навигационные сигналы;

ОЗУ - оперативное запоминающее устройство;

ПЗ-90 - общеземная геоцентрическая система координат "Параметры Земли 1990 года";

ПК - персональный компьютер;

РЭ - руководство по эксплуатации;

СИ - сценарий имитации;

СК - система координат;

СКО - среднее квадратическое отклонение;

СПО - специальное программное обеспечение;

СТ - навигационный сигнал стандартной точности в ГНСС ГЛОНАСС, доступный широкому кругу гражданских потребителей;

ТС - транспортное средство;

УСВ - устройство/система вызова экстренных оперативных служб;

ЭД - эксплуатационная документация;

C/A - псевдослучайный код, используемый в навигационных сигналах ГНСС GPS, доступных широкому кругу гражданских потребителей;

DTM - сообщение протокола NMEA-0183, содержащее информацию об используемой системе координат;

GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;

GGA - сообщение протокола NMEA-0183, содержащее информацию о времени, местоположении и годности навигационного решения;

GSA - сообщение протокола NMEA-0183, содержащее информацию о спутниках в навигационном решении;

GSV - сообщение протокола NMEA-0183, содержащее информацию о видимых спутниках;

GSM - глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи;

PDOP - геометрический фактор точности определения местоположения потребителя ГНСС в пространстве;

PIRTR - запрос на изменение параметров выдачи координат и времени в протоколе NMEA-0183;

RS - рекомендованный стандарт;

RMC - сообщение протокола NMEA-0183, содержащее рекомендованный минимум навигационных данных;

SIM - модуль идентификации абонента, SIM-карта;

USB - универсальная последовательная проводная шина;

VTG - сообщение протокола NMEA-0183, содержащее наземный курс и скорость;

WGS-84 - Всемирная геодезическая система координат.

     4 Общие положения

4.1 Объектом испытаний является УСВ, в состав которой входит навигационный модуль (навигационный приемник ГНСС) и антенна ГНСС, определяющие навигационные характеристики и свойства испытуемой системы.

4.1.1 Общее число испытуемых образцов УСВ должно быть не менее 3 шт.

4.1.2 УСВ предоставляется на испытания в составе, определенном в ГОСТ 33464 (раздел 5), вместе с РЭ и программным обеспечением (на электронном носителе).

Примечание - Для испытаний УСВ со встроенной антенной ГНСС по согласованию с испытательной лабораторией могут быть предоставлены образцы со специально выведенным технологическим радиочастотным разъемом. При этом встроенная антенна ГНСС должна быть отключена.

4.1.3 Прилагаемые документы на УСВ должны содержать:

- серийный номер устройства;

- версию аппаратной платформы;

- версию программного обеспечения;

- идентификатор поставщика устройства.

Примечание - Для проведения испытаний должен быть предоставлен оригинал РЭ, содержащий указанные сведения.

4.1.4 Навигационный модуль (навигационный приемник ГНСС) должен выдавать во внешние устройства измеренные навигационные параметры в формате протокола NMEA-0183 (сообщения RMC, GGA, VTG, GSA, DTM и GSV) [2]*. Порядок настройки УСВ для выдачи во внешние устройства указанной информации должен быть отражен в РЭ.

________________

* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.5 Образцы, предоставленные на испытания, должны быть отобраны уполномоченным представителем испытательной лаборатории (органа по сертификации) из партии готовой продукции, принятой техническим контролером организации-изготовителя. По результатам отбора образцов составляется акт, разрабатываемый по форме в соответствии с приложением А.

4.2 Цель испытаний

Цель испытаний - оценить соответствие навигационных характеристик и свойств УСВ, определяемых входящим в ее состав навигационным модулем, требованиям, установленным в ГОСТ 33464 (подраздел 8.1).

4.3 Условия проведения испытаний

4.3.1 Испытания УСВ проводят в режиме тестирования.

4.3.2 Испытания проводят в нормальных климатических условиях, характеризуемых следующими значениями климатических факторов:

- температура воздуха - (25±10)°С;

- относительная влажность воздуха от 45% до 80%;

- атмосферное давление от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт.ст.).

Примечание - При проведении операций испытаний образец может находиться в диапазоне рабочих температур, указанных в ЭД.

4.3.3 Питание испытуемой УСВ осуществляется от имитатора бортовой сети транспортного средства. Процедура испытаний "включить/выключить" УСВ, отраженная в соответствующих пунктах методов испытаний, изложенных в разделе 5, соответствует процедуре "включить/выключить" зажигание ТС и должна осуществляться при помощи тумблера или иного выключателя, подающего (отключающего) питание имитатора бортовой сети.

4.3.4 Техническое обслуживание испытуемых образцов в процессе испытаний не производится.

4.3.5 Испытательные режимы указаны в соответствующих пунктах методов испытаний, приведенных в разделе 5.

4.3.6 Для проведения испытаний УСВ в части навигационного модуля ГНСС применяется испытательное и вспомогательное оборудование, а также средства измерений, указанные в таблице Б.1 (приложение Б). Вместо указанных в таблице Б.1 средств испытаний допускается применять другие аналогичные средства, обеспечивающие определение характеристик спутниковой навигационной аппаратуры с требуемой точностью.

4.4 Требования по безопасности труда, предъявляемые при проведении испытаний:

- при измерении параметров УСВ в процессе испытаний должны выполняться требования ГОСТ 12.1.030, ГОСТ 12.3.019, а также требования безопасности, изложенные в эксплуатационных документах на используемые при испытаниях средства измерений и испытательное оборудование;

- включение используемых при испытаниях средств измерений и испытательного оборудования разрешается производить только при подключенном к ним внешнем заземлении;

- подключение и отключение кабелей, устройств и средств измерений разрешается производить только при выключенном напряжении питания всех приборов, входящих в состав испытательной установки, и отключенной от цепей питания испытуемого образца.

При проведении испытаний необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.3.019, а также требования безопасности, изложенные в ЭД на УСВ, измерительное и испытательное оборудование.

4.5 Объем испытаний (проверок)

Состав и рекомендуемая последовательность испытаний (проверок) приведены в таблице 1.

Каждый из видов испытаний, указанных в таблице 1, проводится на каждом из образцов, представленных на испытания.

Примечание - Допускается изменение последовательности проверок с сохранением условий и режимов, приведенных в соответствующем разделе методик.


Таблица 1 - Состав и рекомендуемая последовательность испытаний

Виды испытания (проверки)

Требование по ГОСТ 33464

Номер подраздела

1 Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в диапазоне L1 ГНСС ГЛОНАСС с целью определения координат местоположения и составляющих вектора скорости транспортного средства

8.1.2, 8.1.5

5.1

2 Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в диапазоне L1 ГНСС GPS с целью определения координат местоположения и составляющих вектора скорости транспортного средства

8.1.3, 8.1.4

5.2

3 Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в диапазоне L1 ГНСС ГЛОНАСС и GPS с целью определения координат местоположения и составляющих вектора скорости транспортного средства

3.1.1

5.3

4 Проверка возможности выдачи во внешние устройства информации о навигационных параметрах в формате NMEA-0183

8.1.15

5.4

5 Проверка алгоритма автономного контроля достоверности навигационных определений и исключения недостоверных измерений (RAIM)

8.1.4

5.5

6 Проверка возможности определения навигационных параметров в системах координат ПЗ-90 и WGS-84

8.1.6

5.6

7 Оценка погрешности определения координат в плане и высоты в автономном статическом режиме

8.1.7

5.7

8 Оценка погрешности определения координат в плане, высоты и скорости в динамическом режиме

8.1.7

5.8

9 Проверка минимального временного интервала обновления обсервационных данных

8.1.8

5.9

10 Проверка времени восстановления слежения за сигналами рабочего созвездия НКА после срыва слежения из-за затенения

8.1.9

5.10

11 Определение времени решения навигационной задачи в режиме "холодного" старта

8.1.10

5.11

12 Определение чувствительности навигационного модуля ГНСС в режимах:

- поиска (захвата) сигналов ГНСС;

- удержания (слежения) сигналов ГНСС

8.1.11

5.12

13 Проверка возможности изменения частоты выдачи данных в требуемом диапазоне значений с помощью параметра настройки GNSS_DATA_RATE

8.1.12, 8.1.13

5.13

14 Проверка минимального угла возвышения (угла отсечки) навигационных космических аппаратов

8.1.14

5.14

15 Проверка времени отключения питания навигационного модуля (навигационного приемника ГНСС) после выключения зажигания

8.1.16

5.15

4.6 Если при проведении испытаний вычисление погрешностей определения навигационным модулем координат местоположения и скорости движения осуществляется с помощью специального программного обеспечения, то программы для проведения необходимых расчетов должны основываться на использовании формул, приведенных в разделе 5.

4.7 Используемое при испытаниях испытательное оборудование должно быть аттестовано и иметь свидетельство об аттестации с неистекшим сроком аттестации на период проведения испытаний.

4.8 Все средства испытаний должны быть исправны, иметь свидетельство об утверждении типа (для средств измерений).

4.9 Средства измерений должны быть поверены (иметь свидетельства о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе или в ЭД с неистекшим сроком поверки на период проведения испытаний).

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное