1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 06:57
Снять ограничение

ГОСТ 33852-2016

Арматура трубопроводная. Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов. Общие технические условия
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Арматура трубопроводная. Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов. Общие технические условия
Название английское Pipeline valves. Knife gate valves for trunk pipelines. General specifications
Дата актуализации текста 01.02.2017
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 16.12.2016
Дата введения в действие 01.08.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на задвижки шиберные (далее-задвижки) номинальных диаметров от DN 100 до DN 1200 на номинальное давление от PN 1,6 МПа до PN 12,5 МПа (от 16 до 125 бар), предназначенные для герметичного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах на объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ 33852-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Арматура трубопроводная

ЗАДВИЖКИ ШИБЕРНЫЕ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Общие технические условия

Pipeline valves. Knife gate valves for trunk pipelines. General specifications



МКС 23.060.30

ОКП 37 0000

Дата введения 2017-08-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-производственная фирма "Центральное конструкторское бюро арматуростроения" (АО "НПФ "ЦКБА") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть" (ООО "НИИ Транснефть")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 523 "Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 93-П от 22 ноября 2016 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2016 г. N 1818-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33852-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2017 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 14313:2007* "Нефтяная и газовая промышленность. Системы трубопроводного транспорта. Арматура трубопроводная" ("Petroleum and natural gas industries - Pipeline transportation systems - Pipeline valves", NEQ).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55020-2012 при участии Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 259 "Трубопроводная арматура и сильфоны"

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на задвижки шиберные (далее - задвижки) номинальных диаметров от DN 100 до DN 1200 на номинальное давление от PN 1,6 МПа до PN 12,5 МПа (от 16 до 125 бар), предназначенные для герметичного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах на объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

Настоящий стандарт содержит технические характеристики задвижек, правила осуществления процессов проектирования, производства, хранения, перевозки, эксплуатации, а также правила и методы контроля и испытаний, требования к упаковке и маркировке.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.063-2015 Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения*

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".


ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное. Технические условия

ГОСТ 411-77 Резина и клей. Методы определения прочности связи с металлом при отслаивании

ГОСТ 1012-2013 Бензины авиационные. Технические условия

ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 1667-68 Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условия

ГОСТ 1778-70 (ИСО 4697-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений

ГОСТ 2999-75 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Виккерсу

ГОСТ 4666-2015 Арматура трубопроводная. Требования к маркировке

ГОСТ 5639-82 Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна

ГОСТ 5640-68 Сталь. Металлографический метод оценки микроструктуры листов и ленты

ГОСТ 5762-2002 Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия

ГОСТ 6996-66 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны микроструктуры

ГОСТ 8479-70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

ГОСТ 8731-74 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические требования

ГОСТ 8732-78 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент

ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 9450-76 Измерение микротвердости вдавливанием алмазных наконечников

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов

ГОСТ 10227-2013 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия

ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 10433-75 Топливо нефтяное для газотурбинных установок. Технические условия

ГОСТ 10692-80 Трубы стальные, чугунные и соединительные части к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 10877-76 Масло консервационное К-17. Технические условия

ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые*

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55724-2013 "Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые".


ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16118-70 Пружины винтовые цилиндрические сжатия и растяжения из стали круглого сечения. Технические условия

ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 18442-80 Контроль неразрушающий. Капиллярные методы. Общие требования

ГОСТ 21105-87 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод

ГОСТ 21120-75 Прутки и заготовки круглого и прямоугольного сечения. Методы ультразвуковой дефектоскопии

ГОСТ 21752-76 Система "Человек-машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 22727-88 Прокат листовой. Методы ультразвукового контроля

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 23304-78 Болты, шпильки, гайки и шайбы для фланцевых соединений атомных энергетических установок. Технические требования. Приемка. Методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 23354-78 Соединения трубопроводов резьбовые. Кольца врезающиеся. Конструкция

ГОСТ 24054-80 Изделия машиностроения и приборостроения. Методы испытаний на герметичность. Общие требования

ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24507-80 Контроль неразрушающий. Поковки из черных и цветных металлов. Методы ультразвуковой дефектоскопии

ГОСТ 24642-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения*

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53442-2015 "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Установление геометрических допусков. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения".


ГОСТ 24856-2014 Арматура трубопроводная. Термины и определения

ГОСТ 25054-81 Поковки из коррозионно-стойких сталей и сплавов. Общие технические условия

ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия

ГОСТ 26304-84 Арматура промышленная трубопроводная для экспорта. Общие технические условия

ГОСТ 30546.1-98 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям и методы расчета их сложных конструкций в части сейсмостойкости

ГОСТ 30852.0-2002 (МЭК 60079-0:1998) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования

ГОСТ 30852.1-2002 (МЭК 60079-1:1998) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 1. Взрывозащита вида "взрывонепроницаемая оболочка"

ГОСТ 30852.5-2002 (МЭК 60079-4:1975) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 4. Метод определения температуры самовоспламенения

ГОСТ 30852.9-2002 (МЭК 60079-10:1995) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон

ГОСТ 30852.11-2002 (МЭК 60079-12:1978) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 12. Классификация смесей газов и паров с воздухом по безопасным экспериментальным максимальным зазорам и минимальным воспламеняющим токам

ГОСТ 31149-2014 (ISO 2409:2013) Материалы лакокрасочные. Определение адгезии методом решетчатого надреза

ГОСТ 31993-2013 (ISO 2808:2007) Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия

ГОСТ 32702.2-2014 (ISO 16276:2007) Материалы лакокрасочные. Определение адгезии методом Х-образного надреза

ГОСТ 32299-2013 (ISO 4624:2002) Материалы лакокрасочные. Определение адгезии методом отрыва

ГОСТ 33257-2015 Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытаний

ГОСТ 33258-2015 Арматура трубопроводная. Наплавка и контроль качества наплавленных поверхностей. Технические требования

ГОСТ 33259-2015 Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования

ГОСТ 33260-2015 Арматура трубопроводная. Металлы, применяемые в арматуростроении. Основные требования к выбору материалов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения, сокращения и обозначения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24856, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, ГОСТ 24054, ГОСТ 24642*, ГОСТ 27.002, а также следующий термин с соответствующим определением:

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53442-2009.


основной металл: Металл подвергающихся сварке соединяемых частей задвижки.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АКП - антикоррозионное покрытие;

ЗИП - запасные части, инструменты и принадлежности;

КД - конструкторская документация;

ЛКМ - лакокрасочные материалы;

НД - нормативная документация;

ННЭ - нарушение нормальной эксплуатации;

НЭ - нормальная эксплуатация;

ОТК - отдел технического контроля;

ПМ - программа и методика испытаний;

РЭ - руководство по эксплуатации;

ТД - техническая документация;

ТЗ - техническое задание;

ТРГ - терморасширенный графит;

ТУ - технические условия;

ЭД - эксплуатационные документы.

3.3 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

DN - номинальный диаметр;

D - наружный диаметр трубопровода;

L - строительная длина;

n - коэффициент запаса устойчивости;

PN - номинальное давление;

P- пробное давление;

- максимальный перепад давления на затворе при открытии;

R - минимальное значение предела текучести при остаточном удлинении 0,2% при расчетной температуре (максимальной рабочей температуре);

- коэффициент сопротивления.

     4 Классификация


Классификация шиберных задвижек приведена в таблице 1.


Таблица 1 - Классификация шиберных задвижек

Классификационный признак

Исполнение

Место установки

Подземная установка без сооружения колодцев (засыпкой в траншеи)

Надземная установка на открытом воздухе без защитных сооружений от атмосферных воздействий или с применением теплоизолирующих конструкций, а также в помещениях и колодцах

Сейсмостойкость

Не сейсмостойкое, для районов с сейсмичностью до 6 баллов по шкале [1] включительно (С0)

Сейсмостойкое, для районов с сейсмичностью свыше 6 до 9 баллов по шкале [1] включительно (С)

Повышенной сейсмостойкости для районов с сейсмичностью свыше 9 до 10 баллов по шкале [1] включительно (ПС)

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

У1

ХЛ1*

Присоединение к трубопроводу

Под приварку (Св - корпус с концами под приварку или с приваренными катушками)

Фланцевое (Ф)

Комбинированное - фланцевое со стороны одного патрубка и под приварку с другого (К)

Конструкция корпусных деталей

Литая (изготовлены методом литья)

Литосварная (изготовлены методом литья и соединены сваркой)

Штампосварная (изготовлены методом штамповки, ковки или вальцовки обечаек из листового проката и соединены сваркой)

Листовая (изготовлены методом сварки из заготовок, изготовленных из листового проката)

Комбинированная (при изготовлении корпусов и крышек одного изделия разными способами)

Тип привода

С ручным приводом, в том числе с редуктором (РУ)

С электроприводом (ЭП)

* В макроклиматических районах допускается применение задвижек в исполнении УХЛ1.

     

     5 Технические требования

     5.1 Общие требования

5.1.1 Задвижки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, КД, ТУ, стандартам организаций и требованиям заказчика. Требования заказчика могут уточнять и дополнять отдельные положения, при условии, что характеристики задвижки будут не хуже установленных в настоящем стандарте. Требования заказчика могут быть оформлены в виде опросного листа, приведенного в приложении А.

5.1.2 Номенклатура технических характеристик задвижек приведена в таблице 2 и должна быть указана в ТУ и паспорте.


Таблица 2 - Технические характеристики задвижек

Техническая характеристика

Значение или НД, определяющий параметр

Номинальное давление PN, МПа (бар)

1,6 (16); 2,5 (25); 4 (40); 6,3 (63); 8 (80); 10 (100); 12,5 (125)

Номинальный диаметр DN

100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500; 600; 700; 800; 1000; 1050; 1200

Пробное давление P

1,5 PN

Максимальный перепад давлений на задвижке в закрытом положении

1,1 PN

Максимальный перепад давлений на задвижке при открытии (), МПа (бар)

1,6 (16); 2,5 (25); 3 (30); 4 (40); 5 (50); 6,3 (63); 7 (70); 8 (80); 10 (100)

Характеристика рабочих сред

Приведены в приложении Б

Температура рабочей среды

Параметры приводных устройств

В соответствии с ТУ и КД

Строительная длина L

По таблицам 6, 7, 8

Коэффициент сопротивления , не более

0,1

Направление подачи рабочей среды

Двухстороннее

Установочное положение

По 10.1

Герметичность затвора при любом перепаде давлений

Класс А по ГОСТ 9544

Типы, присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев корпуса и ответных фланцев

ГОСТ 33259

Масса

По ТУ

Примечание - По требованию заказчика допускается применять фланцы по другим НД или КД. Нестандартные соединения - в соответствии с КД.

5.1.3 Сочетания основных параметров определяют в соответствии с показателями назначения задвижек и устанавливают в КД.

5.1.4 Исполнение по материалу основных деталей и климатическое исполнение задвижек, рабочие среды и их параметры указывают в КД и ТУ.

5.1.5 При заказе задвижек указывают следующие параметры:

- тип задвижки (задвижка шиберная);

- номинальный диаметр DN;

- номинальное давление PN, МПа;

- максимально допустимый перепад рабочего давления на затворе при открытии, МПа;

- тип присоединения к трубопроводу (Св, Ф, К);

- класс герметичности затвора по ГОСТ 9544 (класс А);

- тип привода (РУ, ЭП);

- исполнение по сейсмостойкости (С0, С, ПС);

- вид климатического исполнения по ГОСТ 15150 (У1, ХЛ1);

- наличие наружного АКП;

- место установки (подземная, надземная);

- размеры присоединяемой трубы, класс прочности материала трубы, обозначение НД, в соответствии с которым изготавливается труба (для задвижек со сварным соединением и с фланцевым присоединением с ответными фланцами);

- наименование рабочей среды.

При необходимости, при заказе указывают дополнительные требования, в том числе:

- к наличию теплоизоляции задвижки и обозначению НД, в соответствии с которым должна изготавливаться теплоизоляция;

- к наличию кронштейнов для крепления площадок обслуживания;

- к цвету наружных поверхностей задвижки;

- к наличию ответных фланцев, крепежа и прокладок;

- к конструкции корпусных деталей;

- к типу электропривода и его техническим характеристикам;

- к наличию узла отбора давления из патрубков задвижки, необходимости наличия защитного корпуса для защиты узла от механических повреждений и несанкционированного доступа, количеству размерам и расположению кабельных вводов в защитном корпусе;

- необходимости теплоизоляции и обогрева защитного корпуса или узла отбора давления из патрубков задвижки (для задвижек, устанавливаемых на открытом воздухе или необогреваемых помещениях).

5.1.6 Схема условного обозначения задвижки при заказе приведена на рисунке 1.

Дополнительно допускается указывать в обозначении КД на задвижку, материал корпуса и другие характеристики по требованию заказчика.


Рисунок 1 - Схема условного обозначения задвижки


Пример условного обозначения задвижки шиберной DN 1000, PN 8,0 МПа, 5,0 МПа, присоединение к трубопроводу - фланцевое, тип привода - электропривод, в исполнении по сейсмостойкости - С0, вид климатического исполнения - У1, обозначение по КД - ХХХХХ-1000-02, из стали 09Г2С при заказе:

"ЗШ-1000-8,0-5,0-Ф-ЭП-С0-У1 (ХХХХХ-1000-02, сталь 09Г2С)
     
     Дополнительные требования:
     
     - цвет наружных поверхностей задвижки: корпус - белый; боковая поверхность фланцев - красный;
     
     - исполнение задвижки по способу изготовления корпусных деталей - литая".


5.1.7 В ТУ и ЭД указывают класс опасности рабочей среды (приведен в приложении Б) в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

5.1.8 Задвижки применяются во взрывоопасных зонах классов 1 и 2 по ГОСТ 30852.9, в которых возможно образование взрывоопасных смесей категорий IIА, IIВ по ГОСТ 30852.11 температурных классов Т3, Т4 по ГОСТ 30852.5, а также согласно [2] (глава 7.3).

Соударяющиеся в процессе работы детали арматуры и приводных устройств, предназначенных для работы во взрывоопасных и пожароопасных помещениях, изготавливают из материалов, не допускающих образования искр при ударе.

5.1.9 Задвижки, поставляемые на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом, дополнительно должны соответствовать требованиям ГОСТ 26304.

5.1.10 Материал деталей задвижек и их сварные швы, работающие под давлением, должны быть прочными и плотными.

5.1.11 Задвижки должны быть герметичны относительно окружающей среды.

5.1.12 Задвижки должны иметь наружное АКП, выполненное в заводских условиях.

5.1.13 Прочность основных деталей задвижек должна быть подтверждена расчетом и испытаниями при пробном давлении P.

5.1.13.1 Расчет должен включать в себя силовой расчет задвижки, выбор толщин стенок корпуса и крышки задвижки (проектный расчет) и поверочный расчет узлов и деталей.

5.1.13.2 Силовой расчет задвижки проводится в целях предварительного определения усилий на шпинделе и крутящих моментов на приводе, необходимых для обеспечения работоспособности задвижки. Окончательные значения необходимых крутящих моментов на приводе принимаются с учетом результатов испытаний.

5.1.13.3 Выбор толщин стенок корпуса и крышки проводят инженерным методом с учетом номинального давления. Расчет рекомендуется выполнять по [3], [4], [5].

5.1.13.4 Номинальные допускаемые напряжения для деталей арматуры [], кроме крепежных деталей, рекомендуется определять по [3] (8.1-8.4).

5.1.13.5 Поверочный расчет должен включать силовые расчеты разъемных соединений, оценки статической и сейсмической прочности деталей, оценку продольной устойчивости шпинделя, оценку удельных давлений в зонах контакта. По специальному требованию заказчика также проводят оценку сопротивления деталей хрупкому разрушению.

5.1.13.6 Поверочный расчет проводят с учетом следующих нагрузок:

- расчетное давление;

- давление при гидроиспытаниях;

- усилия на шпинделе, соответствующие моменту настройки привода (режим НЭ) и максимальному моменту, развиваемому приводом (режим ННЭ);

- нагрузки от трубопровода;

- сейсмические ускорения элементов арматуры (с учетом 5.4.3).

5.1.13.7 Силовой расчет соединения "корпус-крышка" рекомендуется выполнять по [6]. Силовой расчет других разъемных соединений выполняют в целях подтверждения нераскрытия стыка при действии нагрузок в режиме НЭ.

5.1.13.8 Поверочный расчет деталей выполняют инженерными методами или методом конечных элементов с применением сертифицированных программных комплексов, при этом оценку прочности деталей, кроме крепежных деталей и ходовой резьбы, рекомендуется проводить по [3] (8.10).

5.1.13.9 Оценку прочности крепежных деталей проводят для стержня шпильки и резьбы шпильки, гайки и фланца. Прочность стержня шпильки рекомендуется проверять по [6] (раздел 7).

5.1.13.10 Прочность ходовой резьбы и резьб крепежных деталей проверяют по средним касательным напряжениям, которые не должны превышать 0,25R (в режиме НЭ) и 0,35R (в режиме ННЭ). При определении средних касательных напряжений в резьбе крепежных деталей учитывают полноту резьбы, а также изменение деформации витков по высоте.

5.1.13.11 Оценку продольной устойчивости шпинделя рекомендуется выполнять с учетом коэффициента запаса устойчивости n по [3], равного 2,4.

5.1.13.12 Удельные давления в зонах контакта деталей, в случае отсутствия движения под нагрузкой, не должны превышать 1,5R для каждой контактирующей детали. Удельные давления в ходовой резьбе и в других контактирующих деталях, имеющих взаимные перемещения под нагрузкой, не должны превышать 50 МПа в режиме НЭ, в режиме ННЭ они не регламентируются.

5.1.14 Требования к разработке и постановке на производство задвижек - по ГОСТ 15.001*.

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.

     5.2 Требования к конструкции

5.2.1 В зависимости от PN и DN могут применяться следующие типы соединения с трубопроводом:

- сварное - для задвижек подземной и надземной установки до DN 1200 и от PN 1,6 до PN 12,5 МПа (от 16 до 125 бар);

- фланцевое и комбинированное:

а) для задвижек надземной установки до DN 1200 и PN 1,6 МПа (16 бар);

б) для задвижек надземной установки до DN 250 и от PN 1,6 МПа до PN 12,5 МПа (от 16 до 125 бар);

в) для задвижек надземной установки до DN 500 и от PN 1,6 МПа до PN 6,3 МПа (от 16 до 63 бар).

5.2.2 Конструкцией задвижки должна быть предусмотрена возможность автоматического сброса давления из корпусной полости в патрубок при разнице давлений в корпусе и патрубках:

- не менее 0,2 МПа и не более 0,4 PN для задвижек на PN 1,6 МПа;

- не менее 0,2 МПа и не более 0,3 PN для задвижек на PN 2,5 МПа и PN 4,0 МПа;

- не менее 0,2 МПа и не более 0,1 PN, для задвижек на PN 6,3 МПа и выше.

5.2.3 Задвижки должны иметь ограничитель хода шпинделя при достижении шибером крайнего нижнего положения.

5.2.4 Задвижки должны иметь местный указатель для визуального контроля положения шибера с метками "Открыто", "Закрыто", выполненных ударным способом или в виде табличек, и указатель направления движения шибера при открытии или закрытии (стрелка вверх - закрытие задвижки, стрелка вниз - открытие задвижки).

Стойка задвижки должна иметь смотровые окна для контроля и обслуживания местного указателя положения и сальникового узла. Смотровые окна должны быть закрыты защитными щитками, обеспечивающими защиту внутренней полости стойки от атмосферных осадков.

В конструкции задвижки должны быть предусмотрены направляющие для шибера, обеспечивающие взаимную ориентацию шибера и шпинделя относительно корпуса задвижки при эксплуатации и транспортировании в любом положении арматуры.

Возможность самопроизвольного включения органов управления арматуры и ручных дублеров приводных устройств должна быть исключена.

5.2.5 В задвижках должны быть предусмотрены устройства для контроля герметичности затвора и промывки нижней части полости корпуса (дренажный и спускной трубопроводы), изготовленные из коррозионностойких сталей. Порядок контроля герметичности затвора и промывки полости корпуса должен быть указан в РЭ. Дренажный и спускной трубопроводы должны позволять проводить операции по контролю герметичности затвора и промывке нижней части полости корпуса задвижки без остановки трубопровода.

5.2.6 Дренажный трубопровод должен быть расположен:

- снаружи корпуса - для задвижек DN250;

- внутри корпуса - для задвижек DN300.

Элементы дренажного и спускного трубопроводов, находящиеся снаружи корпуса, должны иметь защитный кожух.

Пример задвижки с дренажным и спускным трубопроводами приведен на рисунке 2.


1 - дренажный трубопровод; 2 - спускной трубопровод; 3, 4 - запорная арматура; 5, 6 -заглушка

Рисунок 2 - Задвижка с дренажным и спускным трубопроводами


Дренажный и спускной трубопроводы оснащают запорной арматурой и травмобезопасными заглушками, изготовленными из коррозионностойких сталей. Запорная арматура должна предусматривать ниппельное соединение "металл по металлу", соединение врезающимися кольцами по ГОСТ 23354 или муфтовое соединение с дренажным и спускным трубопроводами. Запорная арматура и заглушки дренажного и спускного трубопроводов должны быть рассчитаны на работу при давлении не менее номинального давления задвижки.

Спускной трубопровод располагают в верхней части крышки для обеспечения максимального удаления воздуха из корпуса задвижки при заполнении ее жидкостью.

Отвод дренажного трубопровода с запорной арматурой и заглушкой и отвод спускного трубопровода с запорной арматурой и заглушкой располагают в горизонтальной плоскости выше уровня радиусного перехода "крышка-горловина", при этом запорная арматура дренажного трубопровода, должна быть расположена выше запорной арматуры спускного трубопровода не менее чем на 100 мм.

Разъемные элементы наружной части дренажного трубопровода должны предусматривать ниппельное соединение "металл по металлу" или соединение врезающимися кольцами по ГОСТ 23354.

Элементы дренажного трубопровода, расположенные внутри корпуса задвижки, должны предусматривать уплотнение радиального типа уплотнительными кольцами из маслобензоморозостойких эластомеров.

Дренажный трубопровод, расположенный внутри корпуса, должен иметь выход наружу над крышкой.

Отверстия под дренажный и продувочный трубопроводы располагают вне сварных швов. Расстояние между краем шва приварки внутренних и внешних устройств (деталей) и краем ближайшего шва корпуса должно быть не менее толщины наиболее толстой стенки, но не менее 20 мм.

5.2.7 Задвижки DN300 должны иметь опорные поверхности для установки на фундаменте.

Допускается пересечение стыковых швов корпуса угловыми швами приварки внутренних и внешних устройств (опорных элементов и т.п.) при условии контроля всего перекрываемого участка шва корпуса и прилегающего к нему участка шириной не менее 50 мм радиографическим или ультразвуковым методом.

5.2.8 Задвижки должны иметь элементы для строповки, пригодные для подъема задвижки с приводом и узла "крышка-стойка-привод". Грузоподъемность каждого стропового устройства должна быть не менее силы, действующей на задвижку при минимальном количестве строповых устройств, одновременно участвующих в подъеме задвижки.

Конструкция элементов для строповки должна обеспечивать строповку крюками по ГОСТ 25573. Между крюком и поверхностями элемента для строповки должны быть гарантированные зазоры (рекомендуется по [7]).

5.2.9 Конструкция и расположение строповых устройств должны исключать контакт строповых тросов с поверхностью задвижки в целях сохранения АКП при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.

5.2.10 При проектировании рекомендуется схема работы задвижки, при которой шибер при открытии должен перемещаться вниз, при закрытии - вверх (проходное отверстие должно быть в верхней части шибера).

5.2.11 Конструкция бугельного узла задвижек под электропривод должна предусматривать болт для крепления клеммы заземления.

Конструкция бугельного узла должна обеспечивать возможность замены ходовой гайки и подшипников без извлечения шпинделя из корпуса задвижки.

Детали бугельного и сальникового узлов должны быть изготовлены из коррозионностойких материалов или иметь защитное гальваническое покрытие (рекомендуемое - по [8] или иное коррозионно-стойкое покрытие с аналогичными параметрами).

5.2.12 Для задвижек с фланцевым и комбинированным присоединением фланцы должны соответствовать ГОСТ 33259 и/или КД.

5.2.13 Присоединительные размеры, тип и размеры уплотнительных поверхностей фланцев задвижек должны соответствовать исполнениям F (впадина), K (под линзовую прокладку) или J (под прокладку овального сечения) по ГОСТ 33259.

Присоединительные размеры, тип и размеры уплотнительных поверхностей ответных фланцев должны соответствовать исполнениям E (выступ), K или J.

Допускается изготовление фланцевых задвижек с фланцами, соответствующими исполнению В (фланцы с соединительным выступом), при применении спирально-навитых прокладок из ТРГ с ограничительными кольцами.

Требования к линзовым прокладкам и прокладкам овального сечения - по [9].

5.2.14 Герметичность сальникового уплотнения задвижек должна быть обеспечена при условии, что втулка сальника входит в сальниковую камеру не более чем на 30% своей высоты, при этом заглубление втулки должно быть не менее 3 мм. При сборке разрезы на соседних кольцах сальниковой набивки (при применении разрезных колец) смещают на угол (90±5)°.

5.2.15 Задвижки должны иметь верхнее уплотнение шпинделя, которое должно обеспечивать герметичность относительно внешней среды при номинальном усилии привода и/или принудительном поджатии ручным дублером. Утечки через верхнее уплотнение не допускаются.

Уплотнительные поверхности элементов верхнего уплотнения должны быть изготовлены из коррозионностойкой стали или иметь коррозионностойкую наплавку.

Задвижки должны быть оснащены устройством для контроля герметичности верхнего уплотнения (например, травмобезопасная пробка, прокладка).

Пример конструкции сальникового узла задвижки с устройством контроля герметичности верхнего уплотнения приведен на рисунке 3.


Рисунок 3 - Сальниковый узел задвижки с устройством контроля герметичности верхнего уплотнения

5.2.16 При изготовлении узла затвора "шибер-седло" с уплотнением из полимерных или эластомерных материалов, уплотнение должно состоять не менее чем из двух уплотнительных колец.

5.2.17 Размеры маховиков управления должны соответствовать ГОСТ 21752. Рабочее усилие, прилагаемое к маховику, и максимальное усилие в момент закрытия запирающего элемента или "страгивания" при открытии должны быть приведены в ТУ и РЭ с учетом требований ГОСТ 12.2.063.

5.2.18 Вращение по часовой стрелке маховика ручного дублера электропривода или маховика ручного привода должно соответствовать закрытию задвижки, а вращение против часовой стрелки - открытию задвижки.

5.2.19 Максимальный крутящий момент электропривода должен превышать расчетный крутящий момент задвижки не менее чем в 1,25 раза.

5.2.20 Задвижки должны быть работоспособны при , указанном в ТУ.

5.2.21 Перемещение шибера должно осуществляться плавно, без рывков и заеданий. Допускается наличие рывка в момент страгивания шибера.

5.2.22 Время открытия или закрытия задвижки, приведенное в таблице 3, должно обеспечиваться выбором соответствующего электропривода задвижки при перепаде давления на затворе при открытии , указанном в ТУ.

Для задвижек с ручным управлением время открытия или закрытия не регламентируется.


Таблица 3 - Время открытия или закрытия задвижки

Номинальный диаметр DN

Время открытия или закрытия, с

От

100

до

150

включ.

Не более 100

"

200

"

300

От

100

до

180

"

350

"

500

"

120

"

250

"

600

"

800

"

150

"

320

"

1000

"

1200

"

300

"

440

Примечание - По требованию заказчика допускается изготавливать задвижки с временем открытия или закрытия, отличным от приведенного в таблице.

5.2.23 Задвижки должны быть полнопроходными. Конструкция задвижек должна обеспечивать свободный проход внутритрубных средств очистки, диагностирования, герметизации и разделительных устройств. В открытом положении узла затвора внутри проходного сечения не должно быть выступающих частей конструкции.

5.2.24 Минимальные диаметры проходного сечения задвижек приведены в таблице 4.


Таблица 4 - Минимальные диаметры проходного сечения задвижек

Размеры в миллиметрах

PN, МПа (бар)

Минимальный диаметр проходного сечения задвижки D для номинальных диаметров DN

100

150

200

250

300

350

400

500

600

700

800

1000

1050

1200

1,6 (16)

100

150

200

250

300

335

385

490

590

685

780

980

1020

1180

2,5 (25)

4,0 (40)

975

6,3 (63)

1015

1165

8,0 (80)

245

295

330

10,0 (100)

12,5 (125)

320

375

470

570

665

760

970


Внутренний диаметр концов под приварку патрубков и катушек должен быть не более внутреннего диаметра присоединяемой трубы. Внутренний диаметр проходного сечения задвижки, патрубков и катушек должны быть не менее значений, приведенных в таблице 4, за исключением случаев, когда внутренний диаметр присоединяемой трубы меньше значений, приведенных в таблице 4.

При изготовлении катушек допускается применять трубы с внутренним диаметром меньше значений, приведенных в таблице 4, при условии обеспечения расчетного коэффициента сопротивления задвижки.

5.2.25 Тип присоединения задвижки к электроприводу определяется КД (рекомендуется в соответствии с [10]).

5.2.26 Строительные длины задвижек с фланцевым присоединением приведены в таблице 5. Строительные длины задвижек с концами под приварку до DN 250 включительно приведены в таблице 6. Строительные длины задвижек с фланцевым присоединением, не указанные в таблице 5, и задвижек с комбинированным присоединением - по КД и ТУ.


Таблица 5 - Строительная длина задвижек с фланцевым присоединением

Размеры в миллиметрах

PN, МПа (бар)

Строительная длина L задвижек с фланцевым присоединением, не более, для номинальных диаметров DN

100

150

200

250

300

350

400

500

600

700

800

1000

1050

1200

1,6 (16)

300

350

480

530

800

850

950

1150

1200

1300

1500

1855

1975

2095

2,5 (25)

550

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4,0 (40)

350

450

550

680

6,3 (63)

430

560

660

785

8,0 (80)

10,0 (100)

12,5 (125)

455

610

735

840



Таблица 6 - Строительная длина задвижек с концами под приварку

Размеры в миллиметрах

PN, МПа (бар)

Строительная длина L задвижек со сварным соединением, не более, для номинальных диаметров DN

100

150

200

250

1,6 (16)

305

405

480

530

2,5 (25)

550

4,0 (40)

350

450

550

680

6,3 (63)

430

560

660

785

8,0 (80)

10,0 (100)

12,5 (125)

455

610

735

840

5.2.27 Задвижки с концами под приварку DN300 должны иметь приварные катушки.

Длина приварных катушек должна быть не менее:

- 250 мм - для задвижек DN500;

- 400 мм - для задвижек DN>500.

Строительные длины задвижек с приварными катушками приведены в таблице 7.


Таблица 7 - Строительная длина L задвижек с концами под приварку к трубопроводу и с приварными катушками

Номинальный диаметр DN

300

350

400

500

600

700

800

1000

1050

1200

Строительная длина L, мм

1550

1650

1700

1900

2400

2550

2700

3000

3050

3150

5.2.28 Предельные отклонения строительных длин задвижек с фланцевым, сварным или комбинированным присоединениями к трубопроводу приведены в таблице 8.


Таблица 8 - Предельные отклонения строительных длин задвижек

Размеры в миллиметрах

Строительная длина L

Предельное отклонение строительной длины задвижек

с фланцевым присоединением

со сварным присоединением

с комбинированным присоединением

До 300 включ.

±2,0

±5,0

±3,5

Св.

300

"

500

"

±3,0

±6,0

±4,5

"

500

"

800

"

±4,0

±8,0

±6,0

"

800

"

1000

"

±5,0

±10,0

±7,5

"

1000

"

1600

"

±6,0

±12,0

-

"

1600

"

2550

"

±8,0

±15,0

-

"

2550

±10,0

±20,0

-

5.2.29 Неуказанные в КД допуски, отклонения линейных и угловых размеров, отклонения расположения поверхностей, отклонения формы, параметры и характеристики шероховатости поверхностей, основные размеры метрической резьбы, профиль резьбы, допуски посадок с зазором, сбеги, недорезы, проточки и фаски - по ГОСТ 5762.

5.2.30 Отклонения от параллельности и перпендикулярности (относительно оси корпуса) уплотнительных поверхностей присоединительных фланцев задвижек - по ГОСТ 5762.

5.2.31 В качестве уплотнительных прокладок для фланцевых соединений задвижки с трубопроводом должны применяться армированные и спирально-навитые прокладки из ТРГ, прокладки линзовые или овального сечения.

5.2.32 Разъем "корпус-крышка" должен иметь два уплотнения (основное и дублирующее) из материалов, работоспособных во всем диапазоне эксплуатационных параметров.

Прокладки разъемных соединений должны быть изготовлены из ТРГ или маслобензоморозостойких эластомеров, работоспособных во всем диапазоне эксплуатационных параметров.

5.2.33 Сальниковое уплотнение должно быть работоспособно во всем диапазоне эксплуатационных параметров.

5.2.34 Уплотнение разъема "корпус-крышка" и сальниковое уплотнение должны обеспечивать герметичность в течение назначенного срока службы (ресурса) выемных частей.

5.2.35 Конструкция задвижки должна обеспечивать свободный доступ к элементам, подлежащим регулированию и настройке (привод, сигнализаторы и др.) без демонтажа как самой задвижки, так и отдельных ее деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий.

5.2.36 Задвижки, комплектуемые узлами и деталями, срок службы которых равен или меньше назначенного срока службы задвижки, должны быть ремонтопригодны и допускать в условиях эксплуатации без демонтажа с трубопровода:

- текущее обслуживание и текущий ремонт с заменой быстроизнашиваемых и имеющих ограниченный срок службы деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий;

- средний ремонт;

- замену узла затвора (шибера и седла из ЗИП);

- замену уплотнений шпинделя в условиях эксплуатации. Замена вторичного уплотнения шпинделя из ТРГ в условиях эксплуатации должна быть технологически возможна без демонтажа электропривода.

Запасные быстроизнашиваемые или имеющие ограниченный срок службы детали, сборочные единицы и комплектующие изделия должны быть поставлены по требованию заказчика для обеспечения требуемой долговечности и безотказности.

5.2.37 При наличии требований при заказе, задвижки DN500 должны иметь возможность крепления площадки обслуживания на кронштейнах, размещенных на фланце крышки. Требования к массе площадки и дополнительной массе, воздействующей на площадку во время эксплуатации (персонал, снеговая нагрузка и т.д.), определяются заказчиком.

5.2.38 Корпусные детали не должны иметь острых выступающих частей и кромок.

5.2.39 Пружины, используемые в узле затвора, должны соответствовать классу II второй группе точности по ГОСТ 16118.

Пружины из углеродистой стали должны иметь защитное покрытие, обеспечивающее работоспособное состояние в течение срока службы.

     5.3 Показатели надежности и показатели безопасности

5.3.1 Показатели надежности

5.3.1.1 Задвижки относятся к классу ремонтируемых, восстанавливаемых изделий с регламентированной дисциплиной восстановления.

5.3.1.2 Номенклатура показателей надежности задвижек включает:

- показатели долговечности:

а) полный срок службы (в годах);

б) полный ресурс (в циклах).

Примечание - Дополнительно, по требованию заказчика, допускается устанавливать следующие показатели долговечности:

- срок службы до капитального (среднего и т.п.) ремонта (в годах);

- ресурс до капитального (среднего и т.п.) ремонта (в циклах);


- показатели безотказности - наработка на отказ (в циклах) - для задвижек, по условиям эксплуатации которых отказы не могут быть критическими, и/или вероятность безотказной работы в течение полного ресурса;

- показатель ремонтопригодности (по требованию заказчика) - время восстановления работоспособного состояния (в часах);

- показатель сохраняемости - срок хранения (в годах) для задвижек, их деталей и комплектующих, подверженных длительному хранению и состояние которых в течение срока хранения будет соответствовать требованиям безотказности, долговечности и ремонтопригодности, установленным НД и КД.

5.3.1.3 Если в конструкции задвижки имеется узел, определяющий конкретный вид отказа или предельного состояния задвижки, то дополнительно к показателям надежности на задвижку в целом допускается нормировать показатели надежности конкретного узла.

5.3.2 Показатели безопасности

5.3.2.1 Для задвижек, отказы которых могут быть критическими, устанавливают показатели безопасности:

- назначенные показатели:

а) назначенный срок службы (в годах);

б) назначенный ресурс (в циклах и/или часах);

- вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам в течение назначенного ресурса;

Примечание - Вероятность безотказной работы по отношению к критическому отказу в течение назначенного ресурса, должна быть близка к единице и удовлетворять требованиям заказчика.


- коэффициент оперативной готовности (для задвижек, работающих в режиме ожидания);

- назначенный срок хранения (в годах) (для задвижек, их деталей и комплектующих, изменение свойств которых в процессе хранения может привести к критическому отказу в процессе эксплуатации или фактическое состояние которых в течение срока хранения неизвестно).

5.3.2.2 Назначенные показатели устанавливают в дополнение к показателям долговечности (сохраняемости) или взамен их с целью обеспечения своевременного прекращения эксплуатации (хранения) задвижек.

5.3.2.3 При достижении задвижкой одного из назначенных показателей ее эксплуатацию прекращают. По результатам экспертизы промышленной безопасности определяют остаточный ресурс и возможность продления назначенных показателей.

5.3.3 Расчет, обеспечение и подтверждение показателей надежности и безопасности

5.3.3.1 Номенклатуру и количественные значения показателей надежности и показателей безопасности приводят в ТУ и ЭД в зависимости от условий эксплуатации и требований заказчика.

5.3.3.2 Показатели надежности и показатели безопасности рассчитывают (обосновывают, оценивают) в соответствии с требованиями НД (например, по ГОСТ 27.301, [11], [12]*, [13]) на этапе проектирования, исходя из результатов всех видов испытаний и информации об эксплуатационной надежности задвижек конкретного изготовителя.

________________

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

5.3.3.3 Показатели надежности и показатели безопасности задвижек обеспечивают:

- выбором материалов основных деталей и уплотнительных элементов в зависимости от параметров и условий эксплуатации;

- полнотой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- проведением комплекса необходимых расчетов и испытаний, основанных на верифицированных в установленном порядке методиках;

- установлением критериев предельных состояний;

- установлением назначенных сроков службы, назначенных ресурсов, сроков технического обслуживания, ремонта и утилизации;

- выявлением всех опасностей, связанных с возможным предсказуемым неправильным использованием;

- ограничением в использовании.

5.3.3.4 Показатели надежности и показатели безопасности подтверждают при приемочных и периодических испытаниях. Методики определения показателей безопасности и надежности устанавливают в ПМ (рекомендуется с учетом [14]).

Допускается подтверждать показатели надежности и показатели безопасности путем анализа технологических процессов изготовления и действующей у изготовителя системы производственного контроля, а также сбором и анализом данных, полученных в процессе эксплуатации. В этом случае соответствующие методики определяет разработчик и согласует с изготовителем или с эксплуатирующей организацией.

Полный ресурс и назначенный ресурс в циклах, а также показатели ремонтопригодности задвижек подтверждают в ходе приемочных испытаний, если в ТУ не указано иное.

Показатели надежности, связанные со временем эксплуатации (срок службы, ресурс в часах, срок хранения) и показатели безотказности задвижек подтверждают статистической информацией по результатам эксплуатации.

5.3.3.5 В ТУ и РЭ на задвижки приводят:

- сведения о назначении, об особенностях конструкции, принципе действия, основные технические характеристики задвижек;

- перечень деталей, сборочных единиц, комплектующих элементов, имеющих ограниченный срок службы (ресурс) и требующих замены независимо от их технического состояния;

- перечень предельных состояний деталей, узлов и комплектующих элементов, а также критерии предельных состояний, предшествующих возникновению критических отказов;

- перечень возможных отказов и контролируемых параметров, по которым следует проводить оценку технического состояния задвижек.

В РЭ указывают вероятные причины и способ устранения отказов.

5.3.3.6 Нормативные значения показателей надежности и показателей безопасности - в соответствии с приложением В.

5.3.3.7 Перечень потенциально возможных отказов задвижек, признаков, характеризующих наличие развивающихся дефектов, ведущих к отказам, и параметров, по которым оценивают техническое состояние, приведен в приложении Г.

5.3.3.8 Задвижки должны быть пригодны для непрерывного или периодического контроля (оценки) технического состояния, в том числе с помощью технических средств диагностирования.

     5.4 Требования стойкости к внешним воздействиям

5.4.1 Общие требования

5.4.1.1 При проектировании должны быть учтены следующие требования стойкости к внешним воздействиям:

- сейсмостойкость;

- стойкость к нагрузкам, передаваемым от трубопроводов;

- стойкость к климатическим воздействиям и воздействиям агрессивной внешней среды.

5.4.1.2 Дополнительные требования, в том числе степени защиты от попаданий пыли, влаги, степени взрывозащиты и т.д., указывают в договоре на поставку.

5.4.2 Сейсмостойкость

5.4.2.1 Задвижки должны сохранять работоспособность, прочность, герметичность по отношению к внешней среде и в затворе во время и после сейсмического воздействия до значения, указанного при заказе (в баллах по шкале [1]).

5.4.2.2 Сейсмостойкость подтверждают расчетами, а по требованию заказчика - дополнительно подтверждают испытаниями.

5.4.2.3 Расчетам и/или испытаниям на сейсмостойкость должно предшествовать определение собственной частоты колебаний задвижки.

5.4.2.4 Низшую собственную частоту колебаний рассчитывают по схеме жесткого крепления задвижек за патрубки. Низшая собственная частота колебаний задвижек должна быть не ниже 18 Гц.

5.4.2.5 Расчеты и испытания на сейсмостойкость выполняют на сочетание сейсмических и эксплуатационных нагрузок.

В расчетах учитывают одновременное воздействие сейсмических ускорений в вертикальном и горизонтальном направлениях, нагрузки, передаваемые от трубопровода в соответствии с 5.4.4, а также расчетное давление и усилие по шпинделю.

На сейсмопрочность рассчитывают корпус, крышку, стойку, бугельный узел, разъемные соединения, патрубки, элементы крепежа привода, повреждение, смещение или деформация которых может привести к разрушению, отказу задвижки или к снижению ее эксплуатационных качеств. Влияние площадки обслуживания при расчетах не учитывается. Расчеты выполняют в соответствии с требованиями норм расчета на прочность (например, по [3], [4], [5], [6], [15], [16]). В расчетах используют общеинженерные или специальные методики и/или компьютерные программы расчета.

Сейсмостойкость подтверждают расчетом на работоспособность (оценка влияния сейсмических нагрузок на работу задвижки).

5.4.2.6 При выполнении расчетов значения ответных максимальных амплитуд ускорений в горизонтальном направлении принимают по спектрам ответа по ГОСТ 30546.1 (рисунок 2) по кривой с относительным демпфированием 2%.

5.4.2.7 При проведении испытаний учитывают одновременное воздействие сейсмических ускорений в вертикальном и горизонтальном направлениях, а также расчетное давление и усилие по шпинделю.

5.4.2.8 При проведении испытаний значения максимальных амплитуд ускорений в горизонтальном направлении на места крепления задвижек принимают по спектрам воздействий в соответствии с ГОСТ 30546.1 (рисунок 1). Значения ускорений в вертикальном направлении составляют 0,7 от соответствующих значений ускорения в горизонтальном направлении.

5.4.2.9 При проведении расчетов и испытаний значения ускорений для 10 баллов по шкале [1] удваивают по сравнению со значениями ускорения для 9 баллов по шкале [1].

5.4.2.10 Расчетные сейсмические нагрузки на элементы конструкции задвижки определяют умножением эквивалентного расчетного максимального ускорения на инерционные характеристики задвижки.

5.4.3 Нагрузки, передаваемые от трубопроводов

Корпусные детали арматуры рассчитывают на прочность при совместном действии номинального давления и нагрузок, передаваемых на патрубки от присоединяемых трубопроводов. Опытные образцы испытывают на стойкость к нагрузкам от трубопровода.

Значения нагрузок на патрубки арматуры от присоединяемых трубопроводов - в соответствии с приложением Д. Допускается использовать нагрузки по [17].

5.4.4 Климатические воздействия

5.4.4.1 Климатические исполнения, категории размещения и значения температуры окружающего воздуха при хранении, транспортировании, монтаже и эксплуатации задвижек приведены в таблице 9. Опытные образцы испытывают на стойкость к климатическим воздействиям.


Таблица 9 - Климатические исполнения

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

Категория размещения

Температура окружающего воздуха, °C





верхнее значение

нижнее значение

У

1

40

Минус 40

ХЛ

1

40

Минус 60

Примечания

1 За значение температуры окружающего воздуха принимается средняя из ежегодных абсолютных минимумов и максимумов температура воздуха.

2 По требованию заказчика возможна поставка задвижек в других климатических исполнениях и категории размещения по ГОСТ 15150.


Задвижки категории размещения 1 предназначены для эксплуатации на открытом воздухе (воздействие совокупности климатических факторов, характерных для данного макроклиматического района).

5.4.4.2 При транспортировании, хранении, монтаже и эксплуатации задвижки должны выдерживать колебания температур окружающего воздуха. Величина изменения температуры окружающего воздуха за 8 ч - до 40°C.

5.4.4.3 Относительная влажность окружающего воздуха при транспортировании, хранении, монтаже и эксплуатации задвижек может достигать 100%.

     5.5 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям

5.5.1 Корпусные детали задвижек, работающие под давлением, и катушки изготавливают из низкоуглеродистых или низколегированных сталей, обеспечивающих качественную сварку патрубков (катушек) задвижек с трубопроводом в полевых условиях.

5.5.2 Материалы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, КД, стандартов или ТУ на материалы, а также НД (требованиям) заказчика. Соответствие материалов этим требованиям должно подтверждаться сертификатами поставщиков или протоколами испытаний изготовителя по методике на соответствующий материал.

Использование материалов, поступивших без сертификатов, для изготовления основных деталей задвижек не допускается.

Металлы, применяемые для изготовления задвижек, - по ГОСТ 33260.

5.5.3 Материалы основных деталей задвижек и материалы уплотнений должны быть стойкими по отношению к рабочей среде и внешним воздействиям. Скорость коррозии материала корпуса и сварных швов должна быть не более 0,1 мм/год при воздействии рабочей среды и внешних факторов. Расчетная толщина корпусных деталей должна включать прибавку для компенсации коррозии, определяемой произведением скорости коррозии на срок службы.

Требования к механическим свойствам материалов основных деталей, уплотнительным кольцам и пружинам определяются разработчиком и указываются в КД.

5.5.4 Для применения новых материалов необходимо подтвердить результатами испытаний, согласованными со специализированной металловедческой организацией, соответствие свойств материалов требованиям настоящего стандарта, а также аттестовать технологию сварки (наплавки).

5.5.5 При выборе материалов для климатического исполнения (У, ХЛ по ГОСТ 15150) задвижек принимают нижнее значение температуры окружающего воздуха в соответствии с таблицей 9.

5.5.6 Металл деталей задвижек подвергают контролю загрязненности неметаллическими включениями. Наличие неметаллических включений (оксиды, сульфиды, силикаты) определяют по ГОСТ 1778 от каждой плавки. Сведения о результатах контроля загрязненности неметаллическими включениями заносят в сертификат.

5.5.7 Размер зерна материала литых корпусных деталей задвижек - не крупнее номера 5 по ГОСТ 5639.

5.5.8 Сопротивление хрупкому разрушению материалов корпусных деталей, работающих при отрицательных температурах окружающего воздуха, и возможность испытания на прочность воздухом давлением 1,1 PN с выдержкой в течение 24 ч при температуре минус 40°С (при наличии требований при заказе) подтверждают расчетом на сопротивление хрупкому разрушению.

5.5.9 Поковки основных деталей из конструкционной углеродистой и легированной стали должны соответствовать группе IV по ГОСТ 8479, из коррозионностойких сталей - группе IV по ГОСТ 25054.

5.5.10 Испытания на ударный изгиб основного металла проводят на образцах с концентратором вида V по ГОСТ 9454.

Примечание - Допускается величину ударной вязкости определять делением работы удара на площадь в месте надреза.

5.5.11 Эквивалент углерода [С] для катушек, ответных фланцев, а также патрубков (в случае приварки непосредственно к трубопроводу или к катушкам, ответным фланцам на месте монтажа в полевых условиях) не должен превышать 0,43.

Расчет [С]  проводить по формуле

,                          (1)


где C, Mn, Cr, Mo, V, Ni, Cu - массовые доли встали соответственно углерода, марганца, хрома, молибдена, ванадия, никеля и меди в процентах.

Медь, никель, хром, содержащиеся в сталях как примеси, при расчете [С] не учитывают, если их суммарное содержание не превышает 0,20%.

Эквивалент углерода [С]  углеродистых марок стали (сталь 10, 20) и низколегированной стали только с кремнемарганцевой системой легирования (17ГС, 17Г1С, 09Г2С) определяют по формуле

.                          (2)


Для остальных материалов расчет эквивалента углерода выполняют по формуле (1).

Если в НД на материал не установлено содержание каких-либо элементов, включенных в формулу (1), необходимо проводить дополнительный анализ химического состава металла с целью определения всех данных для расчета [С].

Маркировка фактического значения [С] - по 5.12.3.

5.5.12 Шпиндель изготавливают из коррозионностойких сталей или из углеродистых и низколегированных сталей с нанесенным покрытием, обеспечивающим коррозионную стойкость и работоспособность.

5.5.13 Материалы крепежных деталей выбирают с коэффициентом линейного расширения, близким по значению коэффициенту линейного расширения материала фланца. Разница в значениях коэффициентов линейного расширения не должна превышать 10%.

Разница между твердостью заготовок для шпилек и гаек должна быть не менее 15 НВ, при этом твердость гайки должна быть ниже твердости шпильки.

Примечание - Допускается величину ударной вязкости определять делением работы удара на площадь в месте надреза.

5.5.14 В случае применения уплотнения затвора "металл - эластомер", уплотнение узла затвора "шибер-седло" должно предусматривать уплотнение не менее чем двумя кольцами из эластомерных или полимерных материалов.

Требования к износостойкому покрытию шибера устанавливают в ТУ и КД с учетом требований заказчика. Характеристики износостойкого защитного покрытия уплотнительных поверхностей шибера должны соответствовать приведенным в таблице 10.


Таблица 10 - Характеристики износостойкого защитного покрытия шибера

Наименование показателя (характеристики)

Значение показателя (содержание характеристики)

Внешний вид

Однородная поверхность с металлическим блеском или матовым оттенком без нарушений целостности участков, отслоений, трещин, вздутий, очагов коррозии и механических повреждений

Толщина покрытия, мкм, не менее

20

Разнотолщинность покрытия, мкм, не более

40

Шероховатость Ra, мкм, не более

0,8

Пористость

Не более 2 шт./дм сквозных пор покрытия, достигающих основного металла (подложки)

Микротвердость HV, не менее

1000


Характеристики износостойкого защитного покрытия шибера должны сохраняться при эксплуатации в рабочих средах во всем интервале температур, а также в условиях хранения и транспортирования.

Твердость уплотнительных поверхностей седел уплотнения "металл по металлу" - не менее 35 HRC.

Контроль микротвердости покрытия шибера - в соответствии с 5.6.17.

При использовании шиберов без покрытия требования к твердости уплотнительных поверхностей шибера устанавливается по согласованию с заказчиком.

Твердость уплотнений "шибер - седло" из эластомеров - не менее 75 единиц по Шору А.

5.5.15 Сварочные материалы, применяемые при изготовлении задвижки и исправлении дефектов, должны быть аттестованы в установленном порядке (рекомендуется по [18]).

5.5.16 Механические свойства материала основных деталей после окончательной термической обработки приведены в таблице 11.

Требования к типу надреза на образцах при определении ударной вязкости (образцы с V-образным или с U-образным надрезом) определяются заказчиком.


Таблица 11 - Механические свойства материала

Наименование

Твердость, не более

Предел текучести R, МПа, не менее

Ударная вязкость при температуре минус 40°C (для климатического исполнения У) и минус 60°C (для климатического исполнения ХЛ), Дж/см, не менее

KCU

KCV

Корпус, крышка, катушка, ответные фланцы

низкоуглеродистая сталь

200 HV

195

39,2

24,5

низколегированная сталь

240 HV

коррозионностойкая сталь

В соответствии с НД на марку стали

Шибер

-

195

24,5

Шпиндель

-

540

24,5

Шпильки, болты

-

590

30,0

Гайки

-

440

30,0

5.5.17 Механические свойства сварных соединений после окончательной термообработки должны отвечать следующим требованиям:

- временное сопротивление разрыву должно быть не ниже минимального значения временного сопротивления разрыву основного металла по стандарту или ТУ для данной марки стали;

- минимальное значение угла изгиба должно быть 120° при отсутствии трещин или надрывов длиной более 12,5% его ширины, но не более 3 мм;

- твердость металла шва и зоны термического влияния сварных соединений после сварки низкоуглеродистой стали должна быть не более 250 HV; после сварки низколегированной стали должна быть не более 275 HV. По согласованию с заказчиком допускается измерение твердости по Бринеллю (HB) и по Роквеллу - шкалам A, B и C (HRA, HRB и HRC).

5.5.18 Величина ударной вязкости сварных соединений определяется на образцах по ГОСТ 6996, при этом значение ударной вязкости при температуре от минус 40°C до минус 60°C должно быть не менее значений, приведенных в таблице 12 (на образцах с V-образным или с U-образным надрезом). Требования к типу надреза определяются заказчиком.


Таблица 12 - Величина ударной вязкости сварного соединения

Номинальная толщина стенки свариваемых деталей, мм

Ударная вязкость при температуре минус 40°C (для климатического исполнения У) и минус 60°C (для климатического исполнения ХЛ), Дж/см, не менее

KCU

KCV

До 25 включ.

39,2

24,5

Св. 25

49,0

     

     5.6 Требования к изготовлению

5.6.1 Задвижки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 5762, КД, ТУ и требованиями заказчика.

При изготовлении задвижек применяют систему контроля качества (входной, операционный и приемочный).

Изготовитель должен подтвердить обеспечение качества технологическими процессами, системой производственного контроля количественных значений показателей безотказности, заданных в ТУ.

Процесс выполнения всех видов контроля, методики контроля, контрольные операции устанавливают в технологической документации.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное