1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 06 октября 2022 в 13:43
Снять ограничение

ГОСТ 33966.1-2016

Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке
Недействующий стандарт
Проверено:  28.09.2022
Заменён на  -  ГОСТ 33966.1-2020ГОСТ действующий

Информация

Название Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке
Дата актуализации текста 01.06.2022
Дата актуализации описания 01.06.2022
Дата издания 10.04.2019
Дата введения в действие 01.01.2018
Дата завершения срока действия 01.06.2022
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке вновь изготавливаемых эскалаторов и пассажирских конвейеров (пластинчатых или ленточных). Настоящий стандарт распространяется на все существенные опасности, опасные ситуации и события, имеющие отношение к эскалаторам и пассажирским конвейерам, когда их используют по назначению и в условиях неправильного использования, которые изготовитель может обоснованно спрогнозировать (см. раздел 4). Настоящий стандарт не рассматривает опасности, возникающие вследствие сейсмической активности. Рекомендуется использовать настоящий стандарт при модернизации эскалаторов и пассажирских конвейеров, изготовленных до даты его введения. Настоящий стандарт может быть использован на добровольной основе для обеспечения соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт
Заменяющий ГОСТ 33966.1-2020ГОСТ действующий


ГОСТ 33966.1-2016
(EN 115-1:2008+А1:2010)

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЭСКАЛАТОРЫ И ПАССАЖИРСКИЕ КОНВЕЙЕРЫ

Требования безопасности к устройству и установке

Escalators and moving walks. Safety requirements for construction and installation

     

МКС 53.040.10

Дата введения 2018-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией "Российское лифтовое объединение" (Ассоциация "РЛО"), Закрытым акционерным обществом "Эскомстроймонтаж-сервис" (ЗАО "Эс-сервис") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2016 г. N 91-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 г. N 157-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33966.1-2016 (EN 115-1:2008+А1:2010) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 115-1:2008+А1:2010* "Безопасность эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Устройство и установка" ("Safety of escalators and moving walks - Part 1: Construction and installation", MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3).

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Дополнительные положения и требования, а также сноски, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом*.

________________

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов приводятся обычным шрифтом; обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах 2 "Нормативные ссылки", 7 "Информация по эксплуатации" и в сносках выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.


Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

8 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Настоящий стандарт по определению ГОСТ ISO 12100 - стандарт типа С.

Цель настоящего стандарта - установить требования по обеспечению безопасности людей и объектов при монтаже, оценке соответствия, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и модернизации эскалаторов и пассажирских конвейеров.

В настоящем стандарте приведены меры, направленные на устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков, связанных с опасностями, перечисленными в разделе 5.

Настоящий стандарт не препятствует разработке новых конструкций эскалаторов и пассажирских конвейеров при условии соответствия их конструкции установленному настоящим стандартом уровню безопасности. Для оценки безопасности решений, ситуаций или событий, касающихся эскалаторов и пассажирских конвейеров, которые не охвачены настоящим стандартом (например, принципиально новых технических решений), следует применять процедуру анализа и снижения риска по [7]*.

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53387-2009 "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска".


Особые требования к эскалаторам и пассажирским конвейерам, обусловленные их загруженностью в условиях эксплуатации, учтены в настоящем стандарте введением понятия "режим работы" эскалатора или пассажирского конвейера (нормальный и тяжелый) (см. 5.2.5).

Особые требования сформулированы на основании требований стандарта ЕН 115-1:2010, предъявляемых к эскалаторам и пассажирским конвейерам для общественного транспорта, и требований к тоннельным и поэтажным эскалаторам, установленным в нормативных документах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта**.

________________

** В Российской Федерации действуют ПБ 10-77-94 "Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов".


Содержание настоящего стандарта имеет в своей основе предположение о том, что лица, использующие эскалаторы и пассажирские конвейеры, способны это делать без посторонней помощи. Для обеспечения безопасности лица с ограничениями физических возможностей, при которых самостоятельное использование эскалаторов и пассажирских конвейеров затруднительно, должны использовать помощь сопровождающих, а лица в инвалидных колясках - помощь специально проинструктированного персонала. Если для транспортирования лиц с ограниченными физическими возможностями предусмотрены другие подъемники, например лифты, то путь доступа к ним должен быть четко обозначен с помощью указателей.

Транспортирование на эскалаторах и пассажирских конвейерах громоздких предметов, представляющих опасность для пассажиров, должно быть запрещено. Исключение составляют багажные и покупательские тележки специальной конструкции в торговых центрах (см. приложение В, пункт В.3).

При заключении каждого контракта между заказчиком и поставщиком/организацией, осуществляющей установку, согласовывается следующее:

1) назначение и режим работы эскалатора или пассажирского конвейера;

2) условия окружающей среды;

3) технические особенности здания, сооружения;

4) другие аспекты, связанные с местом установки.

Если эскалаторы или пассажирские конвейеры предназначены для эксплуатации в особых условиях, таких как непосредственное атмосферное воздействие или взрывоопасная среда, или в исключительных случаях они должны служить в качестве аварийных выходов либо использоваться для транспортирования грузов, следует использовать соответствующие критерии проектирования, комплектующие, материалы и инструкции по применению, которые отвечают этим конкретным особым условиям.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия эскалаторов и пассажирских конвейеров требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке вновь изготавливаемых эскалаторов и пассажирских конвейеров (пластинчатых или ленточных).

1.2 Настоящий стандарт распространяется на все существенные опасности, опасные ситуации и события, имеющие отношение к эскалаторам и пассажирским конвейерам, когда их используют по назначению и в условиях неправильного использования, которые изготовитель может обоснованно спрогнозировать (см. раздел 4).

1.3 Настоящий стандарт не рассматривает опасности, возникающие вследствие сейсмической активности.

1.4 Рекомендуется использовать настоящий стандарт при модернизации эскалаторов и пассажирских конвейеров, изготовленных до даты его введения.

1.5 Настоящий стандарт может быть использован на добровольной основе для обеспечения соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 23752-79 Платы печатные. Общие технические условия

ГОСТ 26246.10-89 (МЭК 249-2-11-87) Материал электроизоляционный фольгированный тонкий общего назначения для многослойных печатных плат на основе стеклоткани, пропитанной эпоксидным связующим. Технические условия

ГОСТ 26246.14-91 (МЭК 249-3-1-81) Материалы электроизоляционные фольгированные для печатных плат. Склеивающая прокладка, используемая при изготовлении многослойных печатных плат. Технические условия

ГОСТ 28203-89 (МЭК 68-2-6-82) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Fс и руководство. Вибрация (синусоидальная)

ГОСТ 28209-89 (МЭК 68-2-14-84) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание N. Смена температуры

ГОСТ 28213-89 (МЭК 68-2-27-87) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Ea и руководство. Одиночный удар

ГОСТ 28215-89 (МЭК 68-2-29-87) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Eb и руководство. Многократные удары

ГОСТ 29283-92 (МЭК 747-5-84) Полупроводниковые приборы. Дискретные приборы и интегральные схемы. Часть 5. Оптоэлектронные приборы

ГОСТ 30030-93 (МЭК 742-83) Трансформаторы разделительные и безопасные разделительные трансформаторы. Технические требования

ГОСТ 32142-2013 (EN 12016:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Помехоустойчивость

ГОСТ 32143-2013 (EN 12015:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Помехоэмиссия

ГОСТ ISO 3864-1-2013 Графические символы. Сигнальные цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования знаков и сигнальной разметки

ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки и снижения

ГОСТ ISO 13857-2012 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних и нижних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ IEC 60227-3-2011 Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Кабели без оболочки для стационарной прокладки

ГОСТ IEC 60227-4-2011 Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Кабели в оболочке для стационарной прокладки

ГОСТ IEC 60227-5-2011 Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Часть 5. Гибкие кабели (шнуры)

ГОСТ IEC 60227-6-2011 Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Лифтовые кабели и кабели для гибких соединений

ГОСТ IEC 60947-5-1-2014 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-1. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические устройства цепей управления     


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и обозначения

     

     3.1 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 12100, а также следующие термины с соответствующими определениями:

Общие термины

3.1.1 эскалатор: Наклонная непрерывно движущаяся лестница с механическим приводом для подъема или спуска пассажиров, у которой несущая поверхность ступеней остается горизонтальной.

3.1.2 пассажирский конвейер: Установка с механическим приводом для перемещения пассажиров, в которой непрерывная несущая поверхность пластин или ленты остается параллельной направлению ее движения.

Основные параметры и размеры

3.1.3 высота транспортирования пассажиров: Расстояние по вертикали между уровнями верхней и нижней входных площадок.

3.1.4 угол наклона: Максимальный угол относительно горизонтали, под которым движутся ступени, пластины или лента.

3.1.5 наклонная база эскалатора: Плоскость, проходящая по передним кромкам гребней настилов ступеней в наклонной части эскалатора.

3.1.6 горизонтальная верхняя/нижняя база эскалатора: Плоскость, проходящая по горизонтальной поверхности входных площадок верхнего/нижнего сооружения.

3.1.7 вертикальная верхняя/нижняя база эскалатора: Вертикальная плоскость, проходящая через линию пересечения наклонной базы с горизонтальной базой.

3.1.8 номинальная скорость: Скорость движения ступеней, пластин или ленты при работе без нагрузки в установившемся режиме.

3.1.9 ремонтная скорость: Скорость движения ступеней, пластин или ленты при выполнении технического обслуживания или ремонта.

3.1.10 провозная способность: Наибольшее число пассажиров, которое может быть перемещено эскалатором или пассажирским конвейером в единицу времени.

3.1.11 максимальная эксплуатационная нагрузка: Наибольшая нагрузка от пассажиров на 1 м длины несущего полотна или поручня.

3.1.12 эксплуатация в режиме ожидания: Режим, при котором эскалатор или пассажирский конвейер останавливается или замедляет движение при отсутствии пассажиров и автоматически запускается или ускоряется до номинальной скорости при подходе пассажира.

3.1.13 ширина несущего полотна: Расстояние по внешним боковым торцам настила ступени, пластины или ленты.

3.1.14 высота ступени эскалатора: Расстояние между верхними поверхностями настилов двух смежных ступеней на наклонном участке лестничного полотна.

3.1.15 глубина ступени/пластины: Расстояние между передним и задним торцами настила ступени/пластины.

Привод

3.1.16 привод эскалатора/конвейера: Привод, предназначенный для перемещения несущего полотна с номинальной скоростью.

3.1.17 вспомогательный привод: Привод, предназначенный для перемещения несущего полотна с ремонтной скоростью.

3.1.18 ручной привод: Привод, предназначенный для перемещения несущего полотна вручную.

Тормоза

3.1.19 рабочий тормоз: Устройство, предназначенное для остановки несущего полотна при отключении электродвигателя.

3.1.20 дополнительный тормоз: Устройство, предназначенное для остановки несущего полотна при превышении им номинальной скорости или самопроизвольном изменении направления движения, а также при превышении максимального допустимого тормозного пути рабочего тормоза.

Лестничное/пластинчатое полотно, лента

3.1.21 несущее полотно: Лестничное полотно эскалатора, пластинчатое полотно или лента пассажирского конвейера, предназначенные для перемещения пассажиров.

3.1.22 лестничное полотно эскалатора: Грузонесущий элемент эскалатора, состоящий из ступеней, объединенных тяговыми цепями.

3.1.23 ступень: Часть лестничного полотна эскалатора, предназначенная для размещения пассажиров.

3.1.24 пластинчатое полотно конвейера: Грузонесущий элемент пластинчатого пассажирского конвейера, состоящий из пластин, объединенных тяговыми цепями.

3.1.25 пластина: Часть пластинчатого полотна пассажирского конвейера, предназначенная для размещения пассажиров.

3.1.26 настил ступени/пластины: Рабочая рифленая поверхность ступени/пластины, во впадины которой входят зубья гребенки входной площадки.

3.1.27 подступенок ступени эскалатора: Деталь передней части ступени с рифленой поверхностью, во впадины которой входят зубья настила смежной ступени.

3.1.28 гребень настила ступени эскалатора: Съемный элемент настила ступени, расположенный над подступенком.

3.1.29 горизонтальный участок лестничного полотна эскалатора: Участок лестничного полотна перед входными площадками, предназначенный для обеспечения безопасного входа и выхода пассажиров.

3.1.30 перепад ступеней лестничного полотна: Разность уровней настилов двух смежных ступеней на горизонтальном участке.

3.1.31 основной бегунок ступени/пластины: Опора качения ступени/пластины по направляющим, связанная с тяговой цепью.

3.1.32 вспомогательный бегунок ступени/пластины: Опора качения ступени/пластины по направляющим, не связанная с тяговой цепью.

3.1.33 трасса лестничного/пластинчатого полотна: Совокупность направляющих, контрнаправляющих основных и вспомогательных бегунков ступеней/пластин, обеспечивающих перемещение лестничного/пластинчатого полотна по заданной траектории.

3.1.34 лента: Грузонесущий элемент ленточного пассажирского конвейера в виде бесконечной ленты с рифленой (в продольном направлении) наружной поверхностью, во впадины которой входят зубья гребенки входной площадки.

Входная площадка

3.1.35 гребенка входной площадки: Зубчатая секция входной площадки, зубья которой входят во впадины настила ступеней, пластин или ленты.

3.1.36 плита входной площадки: Несущая плита входной площадки, к которой крепятся гребенки.

Поручневое устройство

3.1.37 поручневое устройство: Совокупность блоков, направляющих, привода и поддерживающих роликов, обеспечивающих движение поручня по трассе.

3.1.38 поручень: Непрерывная лента, перемещающаяся по трассе поручневого устройства, предназначенная для опоры рук пассажиров.

3.1.39 устье поручня: Устройство, расположенное в месте входа поручня в балюстраду при переходе с рабочей на нерабочую ветвь.

3.1.40 борт поручня: Часть поручня, предназначенная для удержания поручня при его движении по рабочей ветви.

Балюстрада

3.1.41 балюстрада: Совокупность щитов, карнизов и других элементов, которые отделяют пассажиров от механизмов и металлоконструкций с целью обеспечения их безопасности и служат для создания интерьера.

3.1.42 карниз балюстрады: Элемент балюстрады, к которому крепятся направляющие поручня и щиты балюстрады.

3.1.43 фартук балюстрады: Нижняя вертикальная часть балюстрады, расположенная вдоль трассы несущего полотна на уровне ступеней, пластин или ленты, предназначенная для регулирования зазора между ступенью и балюстрадой.

3.1.44 плинтус балюстрады: Элемент балюстрады, расположенный над фартуком, к которому крепятся щиты балюстрады.

3.1.45 внутренняя балюстрада: Часть балюстрады, расположенная с обеих сторон несущего полотна между фартуком или плинтусом и карнизом.

3.1.46 средняя балюстрада: Часть балюстрады, расположенная между карнизами двух смежных эскалаторов.

3.1.47 крайняя балюстрада: Часть балюстрады, расположенная между карнизом крайнего эскалатора и строительными сооружениями.

3.1.48 наружная балюстрада: Часть балюстрады, расположенная в местах входа и выхода пассажиров, примыкающая к полу вестибюля и к крайней балюстраде в случае выполнения последней свободностоящей.

3.1.49 штапик балюстрады: Элемент балюстрады, закрывающий зазор между смежными щитами балюстрады.

3.1.50 дефлектор: Устройство, снижающее риск защемления предметов между ступенями и фартуком.

Система безопасности

3.1.51 электрическая система безопасности: Часть электрической системы управления, обеспечивающая безопасность и представляющая собой совокупность цепей безопасности и устройств контроля.

3.1.52 цепь безопасности: Часть электрической системы безопасности, состоящая из электрических устройств безопасности.

3.1.53 электрические устройства безопасности: Часть цепи безопасности, состоящая из выключателей безопасности и/или отказоустойчивых цепей.

3.1.54 отказоустойчивая цепь: Электрическая и/или электронная система, связанная с обеспечением безопасности, которая работает заданным образом в случае отказа оборудования.

3.1.55 выключатель безопасности: Электромеханическое устройство, предназначенное для выключения цепи питания или управления.

3.1.56 блокировочное устройство: Устройство, в состав которого входит электрическое устройство безопасности, отключающее электродвигатель(и) эскалатора или пассажирского конвейера или запрещающее его (их) включение при нарушении установленного режима работы механизма или узла, которое может привести к опасной ситуации.

3.1.57 программируемая электронная система, связанная с безопасностью эскалатора/пассажирского конвейера; (ПЭССБЭ): Система управления, защиты или мониторинга, основанная на использовании одного или нескольких программируемых электронных устройств, включая все элементы системы, такие как источники питания, датчики и другие устройства ввода, магистрали данных и другие каналы связи, приводные устройства и другие устройства вывода, используемые в устройствах безопасности, перечисленных в 5.12.3.

3.1.58 уровень полноты безопасности; (SIL): Дискретный уровень, определяющий требования к полноте безопасности для функций безопасности ПЭССБЭ.

Примечание - В настоящем стандарте SIL1 соответствует наименьшей полноте безопасности, SIL3 характеризует наибольшую полноту безопасности, даже если SIL3 не используется.

3.1.59 обоснование безопасности эскалатора или пассажирского конвейера: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности на всех стадиях жизненного цикла эскалатора или пассажирского конвейера.

Помещения и пространства

3.1.60 машинное оборудование: Механизмы эскалатора или пассажирского конвейера и связанное с ними оборудование.

3.1.61 машинное помещение/пространство: Помещение снаружи или пространство внутри несущей конструкции эскалатора или пассажирского конвейера, в котором машинное оборудование размещается полностью или частично.

     3.2 Обозначения


В настоящем стандарте использованы обозначения, приведенные в таблице 1.


Таблица 1

Обозна-
чение

Наименование

Рису-
нок

Пункт


Расстояние по осям поручней, мм

2

5.9.8


Ширина поручня, мм

2

5.9.6


Расстояние по горизонтали между фартуком и щитом балюстрады, мм

2

5.8.3.7


Ширина горизонтальной части плинтуса балюстрады, мм

2

5.8.3.7


Расстояние по горизонтали между внутренним краем поручня и кромкой карниза балюстрады, мм

2

5.9.7

, ,

Зазор между поручнем и карнизом или направляющей, мм

2

5.9.4


Ширина впадин настила, мм

1

5.4.2.4


Ширина выступов настила, мм

1

5.4.2.6


Расстояние по горизонтали между наружным краем поручня и несплошным препятствием, например колонной, мм

4

5.13.6


Расстояние по горизонтали между наружным краем поручня и сплошным препятствием, например стеной, мм

4

5.13.3


Расстояние по горизонтали между поручнями соседних эскалаторов/пассажирских конвейеров, мм

4

5.13.5


Расстояние по вертикали между нижним краем поручня и карнизом балюстрады, мм

2

5.9.5


Ширина наружного плинтуса, мм

3

5.8.3.5


Расстояние по горизонтали между наружными краями щитов балюстрады соседних эскалаторов или пассажирских конвейеров, мм

3

5.8.3.5


Расстояние по горизонтали между элементом конструкции здания (стеной) и осевой линией поручня, мм

3

5.8.3.6


Расстояние по горизонтали между осями поручней соседних эскалаторов/пассажирских конвейеров, мм

3

5.8.3.6


Расстояние по горизонтали от устройства противоскольжения до наружного края поручня, мм

3

5.8.3.6


Расстояние по вертикали между поверхностью поручня и передним краем ступени, поверхностью пластины или ленты, м

1, 2

5.8.3.1


Расстояние по вертикали между верхним краем фартука или нижним краем плинтуса или штапика и линией кромки ступеней или поверхностью настила пластин или ленты, мм

2

5.8.8.2


Расстояние между входом поручня в устье и полом, м

1, 2

5.9.9


Свободная высота над любой точкой поверхности ступеней, пластин или ленты на участке между наружными краями поручней, м

1, 4

5.13.2


Высота отражательного щитка, м

1, 3

5.13.6


Зазор между верхним краем поверхности настила ступеней, пластин или ленты и основанием зубьев гребенки, мм

1

5.5.3


Глубина впадин настила, мм

1

5.4.2.5


Глубина захода гребенки во впадины настила ступеней, пластин или ленты, мм

1

5.5.3


Расстояние по вертикали между полом и нижним краем устройства, препятствующего влезанию на балюстраду, мм

3

5.8.3.4


Расстояние по вертикали между нижним краем поручня и верхним краем ограждения, мм

3

5.8.3.5


Высота устройства противоскольжения, мм

3

5.8.3.6


Высота верхнего края свободного пространства снаружи поручня, мм

4

5.13.2


Высота транспортирования пассажиров, м

1

5.2.2


Линия основания зубьев гребенки

1

5.5.2


Линия пересечения гребенки и поверхности настила ступени, пластины или ленты

1

5.8.3.2


Длина горизонтальных участков ступеней, пластин или ленты у входных площадок, м

1

5.4.3.2


Расстояние по горизонтали между опорами, м

1

5.3.1


Расстояние между крайней точкой, которую достигает поручень, и линией пересечения гребенки ( рисунок 1), измеряемое параллельно поверхности настила ступеней, пластин или ленты

1

5.8.3.2


Длина прямой части поручня в направлении входной площадки, измеренная от линии пересечения гребенки ( рисунок 1), м

1

5.8.3.3


Расстояние между крайней точкой, которую достигает поручень, и точкой входа в устье, измеряемое параллельно поверхности настила ступеней, пластин или ленты, м

1

5.9.10


Длина ограждения, препятствующего влезанию со стороны наружного плинтуса, мм

3

5.8.3.4


Высота ступени, м

5

5.4.2.2


Глубина ступени, пластины, м

5

5.4.2.3


Номинальная ширина несущего полотна (ступени, пластины или ленты), м

2, 5

5.2.3


Расстояние по горизонтали между фартуками, м

2

5.4.3.5


Расстояние между опорными роликами ленты в поперечном направлении, мм

8

5.4.6.4


Угол наклона эскалатора или пассажирского конвейера, град

1

5.2.2


Угол наклона зубьев гребенки входной площадки, град

1

5.5.5


Угол наклона плинтуса, измеряемый по его поперечному сечению, град

2

5.8.3.7


Коэффициент трения

-

5.8.8.4


Номинальная скорость, м/с

-

5.2.1.1


Фактическая провозная способность, чел./ч, чел./мин

-

5.2.4


Максимальная статическая нагрузка, Н/м

-

5.2.6.1


Максимальная эксплуатационная нагрузка на один метр длины несущего полотна, Н/м

-

5.2.6.2

     

     4 Перечень значительных опасностей


В таблице 2 перечислены все значительные опасности, опасные ситуации и события для эскалаторов и пассажирских конвейеров, требующие действий, направленных на исключение или уменьшение рисков, а также указаны номера пунктов и подпунктов настоящего стандарта, в которых приведены защитные меры для устранения или снижения до безопасного уровня рисков, связанных с конкретными опасностями.

Указанные опасности определены на основании требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".


Таблица 2

Перечень значительных опасностей

Номер пункта, подпункта настоящего стандарта

1 Механические опасности:


- контакт с движущимися деталями (например, вращающимися деталями привода, несущего полотна или привода поручня), которые в штатном режиме эксплуатации недоступны пользователям;

5.8.1, 5.8.2, 5.8.10, 5.8.11, 5.10.2-5.10.4, 5.10.6.1, 5.10.7.4, 5.10.9, 5.12.5.2

- повреждение пальцев при их попадании между поручнем и балюстрадой, в зазоры балюстрады;

5.8.7, 5.9.3-5.9.5, 5.9.12

- опасность пореза о кромки смежных закрывающих профилей;

5.8.4, 5.8.8.1

- удары об элементы конструкции зданий (стены, перекрытия, декоративные элементы) или при столкновении с людьми на соседних эскалаторах/пассажирских конвейерах;

5.13.2-5.13.6

- затягивание в устье поручня;

5.9.9-5.9.11

- защемление между движущимся несущим полотном и неподвижными конструкциями (гребенкой входной площадки, фартуком);

5.4.1.2, 5.4.1.4, 5.4.2.4-5.4.2.6, 5.4.3.5, 5.4.3.9, 5.4.4.3, 5.5.3, 5.5.4, 5.5.6-5.5.9, 5.8.8.2, 5.8.8.4, 5.8.9

- защемление между полом и поручнем;

5.9.9

- защемление смежными ступенями или пластинами

5.4.1.3, 5.4.3.4

2 Электрические опасности:


- прикосновения людей к токоведущим частям, находящимся под напряжением;

5.10.8.2, 5.11.2.1, 5.11.3.1

- непрямого контакта;

5.11.2.2, 5.11.3.2, 5.11.3.4

- аварийных остановок;

5.12.5.1.2, 5.12.6.5

- неправильной сборки электрических элементов;

5.11.9, 5.11.10

- явлений, связанных со статическим электричеством;

5.11.11

- внешних воздействий на электрооборудование

5.12.4.2-5.12.4.6

3 Опасности электромагнитного излучения:


- электромагнитное излучение от оборудования эскалатора или пассажирского конвейера;

5.11.2.3, 5.12.4.5

- электромагнитное излучение из сторонних источников

5.11.2.3, 5.12.4.4

4 Опасности пожара:


- пожароопасные материалы;

5.1.2

- скопление горючих материалов внутри несущей конструкции;

5.1.2

- изоляционные материалы кабелей;

5.11.7.1-5.11.7.5, 5.11.8.4

- перегрузка привода

5.11.5, 5.12.2.4

5 Опасности, связанные с несоблюдением эргономических принципов:


- несоблюдение эргономических параметров, с которыми сталкиваются пользователи (например: скорости, высоты балюстрады, ширины поручня);

5.2.1-5.2.3, 5.4.2.2, 5.4.2.3, 5.4.3.1-5.4.3.3, 5.4.3.6, 5.4.3.7, 5.8.3.1-5.8.3.3, 5.8.7, 5.9.6-5.9.8

- недостаточное освещение рабочих мест и доступа к ним;

5.10.5.4, 5.10.6.1-5.10.6.3, 5.10.8.1

- недостаток свободного места на рабочих местах в зонах обслуживания и путях доступа к ним;

5.10.5.2, 5.10.5.5, 5.10.6.4, 5.10.6.5, 5.10.7.1-5.10.7.3, 5.10.7.6, 5.10.7.7, 5.10.7.9

- отсутствие вентиляции в местах, где она необходима;

5.10.6.7

- отсутствие грузоподъемного оборудования для работы с тяжелыми грузами

5.10.5.3, 5.10.7.8, 5.14

6 Опасности отказа цепи управления:


- отсутствие остановки в случае опасных ситуаций;

5.11.4, 5.11.6, 5.12.2.4, 5.12.3

- короткое замыкание электропроводки;

5.12.2.2, 5.12.4.6.1

- перегрузка электропроводки, в том числе при неправильном монтаже;

5.11.5, 5.11.7, 5.11.8, 5.11.9, 5.11.10, 5.12.2.4

- неожиданный пуск машины после прерывания работы;

5.7.9.5, 5.12.6.8

- неожиданное изменение направления движения привода;

5.7.9.5, 5.7.10.6, 5.12.6.7, 5.12.6.9, перечисление б)

- чрезмерно высокая скорость движения;

5.7.10.6, 5.12.6.9, перечисление а)

- чрезмерно резкое торможение при остановке

5.7.3, 5.7.6, 5.7.10.3, 5.12.6.3

7 Опасности поломки при эксплуатации:


- превышение эксплуатационных нагрузок;

5.1.3, 5.2.6, 5.4.5.1, 5.4.6.1, 5.4.7.2, 5.6.3, 5.6.4

- повреждение несущей конструкции;

5.3

- повреждение, нарушение положения направляющих;

5.4.3.8, 5.4.3.9; 5.4.4

- повреждение балюстрады;

5.8.5, 5.8.6, 5.8.8.3, 5.8.9.3, 5.8.10.1

- разрыв тяговых цепей, ленты;

5.4.3.11, 5.4.5.1-5.4.5.3, 5.4.6

- повреждение ступени/пластины;

5.4.1.5, 5.4.3.9, 5.4.7.2-5.4.7.8

- отказ или повреждение элементов привода;

5.6.6-5.6.8, 5.7

- разрыв, сход поручня с направляющих

5.9.12, 5.9.13

8 Опасности поскользнуться, споткнуться, упасть:


- поскальзывание на ступенях/пластинах/ленте или на настиле входной площадки и плит перекрытия;

5.4.1.6, 5.4.3.1, 5.4.3.2, 5.5.2

- спотыкание при входе/выходе на/с эскалатора/пассажирского конвейера;

5.4.1.7, 5.5.1, 5.5.5

- падение, вызванное изменением скорости движения поручня (включая остановку);

5.9.1, 5.9.2, рисунки А.1-А.3 (приложение А)

- падение, вызванное изменением направления движения;

5.7.10.6, перечисление б), 5.12.6.9, перечисление б)

- падение, вызванное увеличенным ускорением или замедлением;

5.6.5, 5.7.3, 5.7.6, 5.7.10.3

- падение, вызванное неожиданным пуском или превышением скорости движения машины;

5.7.9.5, 5.7.10.6, перечисление а), 5.12.6.9, перечисление а)

- падение, вызванное недостаточным освещением на входных площадках

5.5.10, 5.13.11

9 Особые опасности:


- отсутствие ступеней или пластин;

5.4.3.10

- защемление предметов или конечностей в устройстве ручного перемещения эскалатора или пассажирского конвейера;

5.6.9

- ненадлежащее использование техники для перевозки чего-либо помимо людей (например, покупательских или багажных тележек, складных колясок);

7.2.3.1, перечисление г), рисунок А.4 (приложение А), приложение В

- соскальзывание между балюстрадами;

5.8.3.6

- влезание на балюстраду;

5.8.3.4-5.8.3.5, 5.8.3.7

- катание на поручне;

5.8.3.4-5.8.3.6

- хранение товаров рядом с балюстрадой;

7.2.3.1, перечисление г)

- создание заторов на огороженных входных площадках или промежуточных выходах последовательных эскалаторов или пассажирских конвейеров;

5.13.7-5.13.9

- создание препятствий людским потокам на соединенных эскалаторах/пассажирских конвейерах;

5.13.8, 5.13.9

- катание на поручне и падение за неподвижное ограждение или балюстраду соседнего эскалатора/пассажирского конвейера

5.13.10

     

     5 Требования к обеспечению безопасности и защитные меры

     

     5.1 Общие положения

5.1.1 Эскалаторы и пассажирские конвейеры должны соответствовать требованиям к обеспечению безопасности и защитным мерам, изложенным в настоящем разделе.

Кроме того, при проектировании эскалаторов и пассажирских конвейеров необходимо руководствоваться ГОСТ ISO 12100 в отношении требующих внимания, но не являющихся значительными опасностей, которые не охвачены настоящим стандартом.

5.1.2 Эскалаторы и пассажирские конвейеры следует изготавливать из таких материалов, которые не создают дополнительной опасности в случае пожара.

Скопление материалов (например, консистентной смазки, масла, пыли, бумаги) создает опасность пожара, поэтому необходимо обеспечить возможность чистки внутренней части эскалатора/пассажирского конвейера.

5.1.3 Эскалатор или пассажирский конвейер и его узлы должны обеспечивать установленную прочность и надежность, быть безопасны и удобны для монтажа, использования по назначению, технического обслуживания и ремонта.

5.1.4 Составные части эскалатора или пассажирского конвейера должны быть защищены от коррозии в соответствии с их климатическим исполнением.

     5.2 Основные параметры и размеры

5.2.1 Скорость движения несущего полотна и поручней

5.2.1.1 Номинальная скорость движения несущего полотна должна быть не более 0,75 м/с.

Для эскалаторов с углом наклона более 30° номинальная скорость должна быть не более 0,5 м/с.

Допускается увеличение номинальной скорости пассажирских конвейеров до 0,90 м/с при условии, что ширина пластин или ленты не превышает 1,10 м, а у входных площадок пластины или лента движутся горизонтально на участке не менее 1,60 м. Данное требование не распространяется на пассажирские конвейеры, имеющие участки ускорения, или на системы пассажирских конвейеров с непосредственным переходом между пассажирскими конвейерами, движущимися с разными скоростями.

Допускается отклонение фактической скорости несущего полотна без нагрузки в установившемся режиме от номинальной не более 5% при номинальной частоте и номинальном напряжении питающей сети.

5.2.1.2 Скорость движения поручня не должна отличаться от скорости движения несущего полотна более чем на 2%.

5.2.1.3 Должна быть предусмотрена возможность перемещения несущего полотна с ремонтной скоростью не более 0,04 м/с.

5.2.2 Угол наклона

Угол наклона эскалатора не должен быть более 30°, но при высотах транспортирования пассажиров , не превышающих 6 м, и при номинальной скорости, не превышающей 0,50 м/с, допускается увеличение угла наклона до 35° (см. на рисунке 1).

Угол наклона эскалаторов тяжелого режима работы не должен быть более 30°.

Угол наклона пассажирских конвейеров не должен быть более 12°.

5.2.3 Ширина несущего полотна (ступени, пластины, ленты)

Номинальная ширина несущего полотна эскалаторов и пассажирских конвейеров должна быть не менее 0,58 м и не более 1,10 м.

Для пассажирских конвейеров с углом наклона до 6° допускается ширина до 1,65 м.

5.2.4 Провозная способность

Максимальная фактическая провозная способность , чел./ч, чел./мин, учитывающая реальное заполнение несущего полотна пассажирами, составляет, не более:

, чел./ч;

, чел./мин


Примечание - При проектировании транспортного узла следует учитывать, что максимальная фактическая провозная способность достигается при напряженном пассажиропотоке, дискомфортном для пассажиров.

5.2.5 Режимы работы

5.2.5.1 Эскалаторы и пассажирские конвейеры, устанавливаемые в метрополитенах и транспортных узлах (вокзалах, аэропортах, автостанциях и т.п.), классифицируются в настоящем стандарте как эскалаторы или пассажирские конвейеры тяжелого режима работы.

5.2.5.2 Эскалаторы и пассажирские конвейеры, устанавливаемые вне метрополитенов и транспортных узлов, классифицируются как эскалаторы или пассажирские конвейеры нормального режима работы.

5.2.6 Расчетные нагрузки

5.2.6.1 Максимальная статическая нагрузка для расчета металлоконструкций, плит перекрытий, входных площадок и направляющих на прочность и жесткость составляет 5000 Н/м.

5.2.6.2 Максимальную эксплуатационную нагрузку на один метр длины несущего полотна , Н/м, для расчета деталей и узлов механизмов на прочность, расчета направляющих бегунков на жесткость, проверки пусковых и тормозных характеристик принимают равной , но не более 3000 для эскалаторов и пассажирских конвейеров нормального режима работы (при этом нагрузка на ступень шириной , равной 1,0 м, и глубиной , равной 0,4 м, составляет 1200 Н).

5.2.6.3 Среднечасовая эксплуатационная нагрузка для расчета номинальной мощности двигателя привода составляет:

- 0,83 для тяжелого режима работы;

- 0,55 для нормального режима работы.

5.2.6.4 Эквивалентная эксплуатационная нагрузка для расчета элементов конструкции на выносливость и долговечность составляет:

- 0,63 для тяжелого режима работы;

- 0,42 для нормального режима работы.

5.2.6.5 Эксплуатационные нагрузки на поручень составляют 1% от соответствующих эксплуатационных нагрузок на несущем полотне.

5.2.7 Основные размеры

5.2.7.1 Основные принципиальные размеры эскалатора и пассажирского конвейера приведены на рисунках 1-8.

5.2.7.2 Рисунки 1-8 не определяют конструкцию.


1 - наклонная база; 2 - горизонтальная нижняя база; 3 - горизонтальная верхняя база; 4 - вертикальная нижняя база; 5 - вертикальная верхняя база


Примечание - Зазоры между смежными ступенями на видах и в миллиметрах

Основной размер

Пункт, подпункт

Основной размер

Пункт, подпункт

- 5-7 мм (настилы ступеней и пластин)

5.4.2.4

4 мм

5.5.3

- 4,5-7 мм (лента)

5.4.2.4

- высота транспортирования пассажиров

5.2.2

- 2,5-5 мм (настилы ступеней и пластин)

5.4.2.6

- линия основания зубьев гребенки

5.5.2

- 4,5-8 мм (лента)

5.4.2.6

- линия пересечения гребенки

5.8.3.2

- 0,90-1,10 м

5.8.3.1

- горизонтальный участок перед входной площадкой

5.4.3.2

- 0,10-0,25 м

5.9.9

- расстояние между опорами

5.3.1

2,30 м

5.13.2

0,60 м

5.8.3.2

0,30 м

5.13.6

0,30 м

5.8.3.3

4 мм

5.5.3

0,30 м

5.9.10

10 мм (настилы ступеней и пластин)

5.4.2.5

- угол наклона

5.2.2

5 мм (лента)

5.4.2.5

35°

5.5.5

Рисунок 1 - Эскалатор (основные размеры)

     


1 - фартук (см. 5.8.8); - внутренний плинтус (см. 5.8.3.7); 2b - наружный плинтус (см. 5.8.3.4); 3 - внутренний щит (см. 5.8.3.7, 5.8.4); 4 - наружный щит (см. 5.8.10); 5 - карниз балюстрады (см. 5.8.3.4)

Основной размер

Пункт, подпункт

Основной размер

Пункт, подпункт

Основной размер

Пункт, подпункт

м

5.9.8

 5 мм по всей трассе, кроме НКУ;

5.9.4

25 мм

5.8.8.2

70-100 мм

5.9.6

 7 мм на НКУ

0,10-0,25 м

5.9.9

0,12 м (если менее 45°)

5.8.3.7

 8 мм

5.9.4

мм; расстояние между фартуками

5.4.3.5

30 мм

5.8.3.7

25 мм

5.9.5

50 мм

5.9.7

0,90-1,10 м

5.8.3.1

25°

5.8.3.7

НКУ - нижний криволинейный участок рабочей ветви трассы поручня.

         
Рисунок 2 - Эскалатор/пассажирский конвейер (вид в разрезе), основные размеры

     


1 - ограждение, препятствующее влезанию (см. 5.8.3.4); 2 - ограждение, ограничивающее доступ (см. 5.8.3.5); 3 - противоскользящее устройство (см. 5.8.3.6); 4 - вертикальный предохранительный щиток (см. 5.13.6)

Основной размер

Пункт, подпункт

Основной размер

Пункт, подпункт

,

5.8.3.5

(1000±50) мм

5.8.3.4

,

5.8.3.6

25-150 мм

5.8.3.5

100 мм

5.8.3.6

20 мм

5.8.3.6

0,30 м

5.13.6

1000 мм

5.8.3.4

Рисунок 3 - Устройства, препятствующие ненадлежащему использованию


 

1 - препятствие (например, колонна)

Размеры в миллиметрах

Основной размер

Пункт, подпункт

Основной размер

Пункт, подпункт

400

5.13.6

 2300

5.13.2

80

5.13.3

 2100

5.13.2

160

5.13.5

     
Рисунок 4 - Расстояния между элементами конструкции здания и эскалатором/пассажирским конвейером

     

 

1 - настил ступеней; 2 - подступенок

Размеры в метрах

Основной размер

Пункт, подпункт

0,24

5.4.2.2

0,38

5.4.2.3

0,58-1,10

5.2.3

     
Рисунок 5 - Ступени (основные размеры)

        

  

Размеры в миллиметрах

  


Рисунок 6 - Пластины, зазор между смежными пластинами (пластинчатый пассажирский конвейер без выступов и впадин на передних и задних краях пластин) у нижней и верхней входных площадок и в месте перехода от горизонтального участка к наклонному

     

Размеры в миллиметрах

 
Рисунок 7 - Пластины, зазор и глубина входа выступов в углубления смежной пластины (пластинчатый пассажирский конвейер с выступами и впадинами на передних и задних краях пластин) у нижней и верхней входных площадок и в месте перехода от горизонтального участка к наклонному


- Расстояние между опорными роликами в поперечном направлении, мм (см. 5.4.6.4)

Рисунок 8 - Лента (вид в разрезе), одиночное усилие

     

     5.3 Несущая конструкция

5.3.1 Несущая конструкция должна быть спроектирована таким образом, чтобы она могла нести собственную массу эскалатора или пассажирского конвейера плюс расчетную нагрузку по 5.2.6.1.

Площадь восприятия нагрузки определяется как произведение номинальной ширины 5.2.3 на расстояние между опорами (пролет) (см. рисунок 1) эскалатора или пассажирского конвейера, или пролет рассчитываемого элемента конструкции.

5.3.2 Стрела упругого прогиба под действием нагрузки не должна превышать:

- 1/750 пролета для пролетных металлоконструкций эскалаторов и пассажирских конвейеров;

- 1/600 пролета для плит перекрытий между входными площадками эскалатора или пассажирского конвейера и строительными конструкциями (с учетом массы строительного покрытия).

     5.4 Лестничное/пластинчатое полотно, ленты, направляющие

     

     5.4.1 Общие требования

5.4.1.1 Лестничное/пластинчатое полотно эскалатора/пассажирского конвейера должно состоять из ступеней/пластин, соединенных с помощью не менее чем двух тяговых цепей, причем с каждой стороны ступени/пластины должна располагаться хотя бы одна цепь.

Допускается осуществлять привод пластин пассажирского конвейера одной цепью, если параллельность движения пластин рабочей ветви обеспечивается другими механическими средствами.

5.4.1.2 Рабочая поверхность настила ступеней, пластин, ленты должна иметь впадины в направлении движения, в которые входят зубья гребенок входных площадок.

Настил не должен оканчиваться впадиной у балюстрады.

Два крайних выступа настила и предшествующие им впадины с каждой стороны ступени должны иметь яркий отличительный цвет.

5.4.1.3 Подступенки ступеней должны иметь выступы с гладкой поверхностью. Впадины на конце настила ступени должны совпадать с выступами подступенка следующей ступени.

Подступенок не должен оканчиваться впадиной у балюстрады.

Край настила или съемный гребень настила, примыкающий к подступенку, должен быть притуплен.

5.4.1.4 Стык полотна ленты не должен иметь перепадов на поверхностях выступов и впадин.

5.4.1.5 Материалы, из которых изготовлены ступени, пластины или ленты, должны сохранять свои прочностные характеристики в течение установленного для них срока службы, принимая во внимание условия окружающей среды, например температуру, ультрафиолетовое излучение, влажность.

5.4.1.6 Поверхность настила должна обеспечивать надежную опору ногам пассажиров без проскальзывания. Рекомендации по выбору материала поверхности настила изложены в приложении С.

5.4.1.7 Для выделения края ступени эскалатора у входных площадок должно быть предусмотрено разграничение в направлении движения ступеней (например, впадина в настиле, полоса или гребень яркого отличительного цвета).

     5.4.2 Размеры ступеней, пластин (см. рисунок 1, вид X и рисунок 5), ленты (см. рисунок 1, вид X)

5.4.2.1 Ширина ступени, пластины, ленты - согласно 5.2.3.

5.4.2.2 Высота ступени должна быть не более 0,24 м.

Для эскалаторов с углом наклона не более 30° высота ступени должна быть не более 0,205 м.

5.4.2.3 Глубина ступени должна быть не менее 0,38 м.

5.4.2.4 Ширина впадин настила должна быть не менее 5 мм

(для ленты - не менее 4,5 мм) и не более 7 мм.

5.4.2.5 Глубина впадин настила должна быть не менее 10 мм

(для ленты - не менее 5 мм).

5.4.2.6 Ширина выступов настила должна быть:

- не менее 2,5 мм и не более 5 мм - для ступени/пластины;

- не менее 4,5 мм и не более 8 мм - для ленты.

     5.4.3 Конфигурация ступеней, пластин и ленты

5.4.3.1 В пассажирской зоне эскалатора настил ступеней должен быть горизонтальным с допуском в направлении движения не более 1:100.

5.4.3.2 У входных площадок ступени эскалатора должны направляться таким образом, чтобы передние края ступеней, выходящие из гребенки, и задние края ступеней, входящие в гребенку, двигались горизонтально на участке от линии (см. рисунок 1, вид X) не менее:

- 0,80 м при номинальных скоростях не более 0,50 м/с и при высоте транспортирования пассажиров не более 6 м;

- 1,20 м при номинальных скоростях более 0,50 м/с или при высоте транспортирования пассажиров более 6 м.

При номинальных скоростях более 0,65 м/с рекомендуется увеличивать этот размер до 1,60 м.

Разность уровней двух смежных ступеней/пластин должна быть не более 4 мм.

5.4.3.3 У верхних входных площадок пассажирских конвейеров с наклоном более 6° пластины или лента должны двигаться на участке длиной по крайней мере 0,40 м под углом не более 6° до входа в гребенку или после выхода из гребенки.

При этом передний край пластины, выходящей из гребенки, и задний край пластины, входящей в гребенку, должны двигаться без изменения угла наклона на участке длиной не менее 0,40 м.

5.4.3.4 Зазор между двумя следующими друг за другом ступенями эскалаторов или пластинами пассажирского конвейера в любом положении на рабочей ветви, измеренный у поверхности настила (см. рисунок 1, виды Y, Z, рисунок 6, вид S и рисунок 7, вид U), не должен превышать 6 мм.

При эксплуатации эскалаторов тяжелого режима работы допускается увеличение указанного зазора, но не более чем до 10 мм.

В районе переходных кривых пассажирских конвейеров при заходе выступов во впадины передних и задних кромок пластин допускается увеличение зазора до 8 мм (см. рисунок 7, вид V).

5.4.3.5 Зазор между ступенью, пластиной или лентой и фартуком не должен превышать 4 мм с любой из сторон и 7 мм - по сумме зазоров, измеренных с обеих сторон.

При эксплуатации эскалаторов тяжелого режима работы допускается увеличение указанных зазоров, но не более чем до 6 мм с любой из сторон и не более 10 мм по сумме зазоров с обеих сторон.

Для пассажирских конвейеров, у которых фартук заканчивается выше поверхности настила пластины или ленты, зазор, измеренный по вертикали от поверхности настила пластины/ленты до фартука, не должен превышать 4 мм. Поперечное смещение пластин или ленты не должно вызывать появление горизонтального зазора между фартуком и краем пластины или ленты.

5.4.3.6 Для эскалаторов нормального режима работы радиус кривизны верхнего перехода от наклонного к горизонтальному участку должен быть, м, не менее:

- 1,0 - при номинальных скоростях менее 0,5 м/с;

- 1,5 - при номинальных скоростях более 0,5 м/с, но не более 0,65 м/с;

- 2,6 - при номинальных скоростях более 0,65 м/с.

Радиус кривизны нижнего перехода от наклонного к горизонтальному участку эскалатора должен быть, м, не менее:

- 1,0 - при номинальных скоростях не более 0,65 м/с;

- 2,0 - при номинальных скоростях более 0,65 м/с.

Для эскалаторов тяжелого режима работы радиусы кривизны верхнего и нижнего переходов от наклонного к горизонтальному участку должны быть не менее 2,6 м.

5.4.3.7 Для ленточных пассажирских конвейеров радиус кривизны в месте перехода от наклонного к горизонтальному участку должен быть не менее 0,4 м.

Для пластинчатых пассажирских конвейеров нет необходимости определять радиус кривизны, потому что, принимая во внимание максимальное допустимое расстояние между двумя следующими друг за другом пластинами (см. 5.4.3.4), он всегда будет достаточно большим.

5.4.3.8 Конструкцией эскалатора/пластинчатого пассажирского конвейера должны быть исключены подъем ступеней/пластин на рабочем участке ветви несущего полотна и смещение несущего полотна в поперечном направлении.

5.4.3.9 При опускании ступени или пластины ниже уровня, при котором совмещение зубьев гребенки и впадин рабочей поверхности настила ступени/пластины более не обеспечивается, эскалатор или пассажирский конвейер должен быть остановлен блокировочными устройствами [см. перечисление в) 5.12.3], расположенными перед каждой входной площадкой на расстоянии, достаточном для того, чтобы гарантировать, что опущенная ступень или пластина не дойдет до линии пересечения гребенки (см. тормозные пути, указанные в 5.7.3). Контроль опускания может осуществляться по любому месту ступени или пластины.

5.4.3.10 Отсутствие ступени/пластины должно выявляться [см. перечисление б) 5.12.3], и эскалатор/пассажирский конвейер должен останавливаться до того, как проем, образовавшийся в результате отсутствия ступени/пластины, появится из-под гребенки нижней или верхней входной площадки.

5.4.3.11 В случае расстыковки тяговой цепи эскалатор или наклонный пластинчатый пассажирский конвейер (6°) должен быть остановлен блокировочным устройством по 5.12.3, г). При этом должна обеспечиваться сохранность геометрической формы рабочей ветви несущего полотна.

     5.4.4 Направляющие

5.4.4.1 Стрела упругого прогиба направляющих бегунков рабочего участка трассы движения ступеней/пластин под действием нагрузки должна быть не более 1/1000 длины пролета.

При расчете криволинейных направляющих следует учитывать дополнительные усилия от перегиба тяговых цепей.

5.4.4.2 Направляющие и их стыки на всех участках трассы должны быть предохранены от поперечного смещения.

5.4.4.3 Опоры по осевой линии ленты пассажирского конвейера должны быть установлены с интервалом не более 2 м и расположены не ниже чем на 50 мм относительно нижней поверхности ленты, нагруженной согласно 5.4.6.4.

     5.4.5 Тяговые цепи

5.4.5.1 Расчетный запас прочности тяговой цепи должен быть не менее 7 для эскалаторов/пассажирских конвейеров тяжелого режима работы и не менее 5 - для эскалаторов/пассажирских конвейеров нормального режима работы.

Расчетный запас прочности тяговой цепи определяют как отношение разрывного усилия цепи к наибольшему расчетному натяжению при нагрузке (см. 5.2.6.2) с учетом усилия натяжного устройства, при этом динамические нагрузки не учитывают.

Если применяют более чем одну цепь, предполагается, что нагрузка между цепями распределяется равномерно.

5.4.5.2 Фактический запас прочности тяговой цепи следует проверять на стенде. Для этого отбирают не менее двух однотипных отрезков цепи из партии не более 200 отрезков и доводят их до разрушения. При этом должно быть выполнено требование 5.4.5.1.

Длина отобранных для испытаний отрезков цепи должна быть не менее 600 мм. Испытания цепей допускается проводить совместно с осями ступеней, вставленными в отверстия полых валиков.

Допускается не доводить цепи до разрушения, если нагрузка при испытаниях превысила на 5% расчетную разрушающую нагрузку.

5.4.5.3 Каждый отрезок цепи должен быть проверен на стенде под нагрузкой, превышающей в два раза наибольшее расчетное натяжение при нагрузке .

После испытаний цепь не должна иметь остаточных деформаций или распрессовки деталей цепи.

5.4.5.4 Цепи должны быть постоянно натянуты. При перемещении натяжного устройства в сторону привода или в обратном направлении на расстояние 30 мм (не более) должен подаваться сигнал [см. перечисление г) 5.12.3] на остановку эскалатора или пассажирского конвейера.

Применение пружин растяжения для натяжения цепей не допускается.

При использовании для натяжения цепей грузов должно быть предусмотрено их улавливание в случае обрыва.

Примечание - Допускается не натягивать концевые участки длиннозвенных цепей (шаг цепи равен шагу ступеней/пластин) за пределами пассажирской зоны, если предусмотрены конструктивные меры по обеспечению прохождения несущего полотна на указанных участках без соприкосновения смежных ступеней/пластин.

     5.4.6 Лента

5.4.6.1 Расчетный запас прочности ленты, включая ее стык, должен быть не менее 5.

Расчетный запас прочности определяют как отношение разрывного усилия ленты (по данным предприятия - изготовителя ленты) к наибольшему расчетному натяжению при нагрузке (см. 5.2.6.2) с учетом усилия натяжного устройства и динамических усилий в соответствии с 5.6.5 и 5.7.6. Расчет должен быть проведен для наиболее неблагоприятного случая нагружения.

5.4.6.2 Лента должна выдерживать все возможные нагрузки и деформирующие воздействия, которые могут создаваться приводом, натяжным устройством и направляющей системой в ходе штатной эксплуатации, и должна быть рассчитана на то, чтобы нести равномерно распределенную нагрузку 6000 Н/м.

Примечание - Значение 6000 Н/м получают умножением статической нагрузки (см. 5.2.6.1) на коэффициент динамичности 1,2.

5.4.6.3 Лента должна приводиться в движение барабанами, и ее натяжение должно осуществляться постоянно и автоматически.

Не допускается применение пружин растяжения для натяжения ленты.

При использовании для натяжения ленты грузов должно быть предусмотрено их улавливание в случае обрыва.

5.4.6.4 Ленту при натяжении, соответствующем условиям эксплуатации, следует испытывать одиночным усилием 750 Н (включая массу испытательной пластинки), приложенным через стальную пластинку размером 0,15х0,25х0,025 м. Пластинку следует устанавливать по середине между опорными роликами, находящимися по краям ленты, таким образом, чтобы ее продольная ось была параллельна продольной оси ленты. Прогиб в центре не должен превышать 1/100 [ - поперечное расстояние между опорными роликами (см. на рисунке 8)].

     5.4.7 Ступени, пластины

5.4.7.1 Собранные ступени и пластины должны быть спроектированы таким образом, чтобы все комплектующие детали, например вкладыши или детали крепления, были надежно прикреплены и их крепление не ослаблялось в течение срока службы. Вкладыши и детали крепления должны выдерживать противодействующее усилие гребенки входной площадки при срабатывании блокировки входной площадки [см. перечисление к) 5.12.3].

5.4.7.2 Коэффициент запаса прочности ступени/пластины должен быть не менее 5.

Запас прочности ступени/пластины определяют как отношение предела прочности деталей ступени к расчетным напряжениям, возникающим при равномерно распределенной нагрузке (см. 5.2.6.2) с учетом максимальных усилий от тяговых цепей, действующих на ступень/пластину на верхних криволинейных участках трассы движения лестничного/пластинчатого полотна.

5.4.7.3 Прочность ступеней/пластин должна подтверждаться испытаниями на стенде по 5.4.7.4-5.4.7.8.

Ступень испытывают в сборе вместе с бегунками (невращающимися), полуосями (или осями) в горизонтальном положении на наклонной опоре, угол наклона которой соответствует максимальному углу наклона направляющих эскалатора.

Пластину в сборе испытывают на горизонтальной опоре.

При проверке фактического запаса прочности по 5.4.7.4 допускается основные бегунки не устанавливать.

5.4.7.4 Для проверки фактического запаса прочности отбирают две ступени/пластины от изготавливаемой партии* и нагружают их нагрузкой 5 (не менее), равномерно распределенной по площади настила. Допускается прикладывать нагрузку 5 через пластинку согласно требованиям 5.4.7.5.

________________

* Под партией понимается группа ступеней/пластин, изготавливаемая по единой конструкторской документации и единому технологическому процессу предприятия-изготовителя в количестве не более 10000 шт. за период времени не более одного года.


Для ступеней/пластин, воспринимающих усилия от перегиба тяговых цепей на верхних криволинейных участках трассы движения лестничного/пластинчатого полотна, должно быть проведено испытание этих же двух ступеней/пластин соответствующими пятикратными нагрузками, приложенными к осям ступени/пластины по центру шарниров тяговой цепи.

После испытаний ступень/пластина не должна иметь трещин, изломов или остаточной деформации более 4 мм, измеренной у поверхности настила.

5.4.7.5 Прочность каждой изготовленной или отремонтированной ступени проверяют приложением однократного усилия 3000 Н, пластины - усилием, которое для пластины площадью 1 м составляет 7500 Н.

Указанное усилие (включая массу пластинки) прикладывают в центре стальной пластинки размером 0,20х0,30 м (0,30х0,45 м для пластины площадью 1 м) и толщиной не менее 25 мм перпендикулярно к поверхности настила. Короткий край пластинки должен быть расположен параллельно переднему краю ступени/пластины, длинный край пластинки должен быть расположен перпендикулярно к переднему краю ступени/пластины.

Для пластин меньшей или большей площади усилие и площадь нагрузки должны быть изменены пропорционально, при этом площадь нагрузки должна иметь отношение длин сторон 1:1,5; однако усилие не должно быть меньше 3000 Н (включая массу пластинки), размер пластинки не должен быть менее 0,20х0,30 м, а ее толщина должна быть не менее 25 мм. В случае пластин глубиной менее 0,30 м ширина испытательной пластинки должна быть 0,20 м, а длина пластинки должна быть равна глубине пластины.

Прогиб, измеренный у поверхности настила в ходе этого испытания, не должен превышать 4 мм. Остаточная деформация, превышающая допуски на установку, не допускается.

5.4.7.6 Две ступени/пластины от изготавливаемой партии (см. сноску к 5.4.7.4) должны быть подвергнуты динамическим испытаниям.

Ступень/пластина (независимо от ее размера) должна быть подвергнута воздействию нагрузки, пульсирующей в диапазоне 500-3000 Н на одной частоте в диапазоне 5-20 Гц в течение не менее 5х10 циклов, что позволяет обеспечить установившийся гармонический режим нагружения. Нагрузку следует прикладывать перпендикулярно к поверхности настила через стальную пластинку размером 0,20х0,30 м и толщиной не менее 25 мм, расположенную в центре поверхности настила так, как указано в 5.4.7.5.

В случае пластин глубиной менее 0,30 м ширина испытательной пластинки должна быть 0,20 м, а длина пластинки должна быть равна глубине пластины.

После испытания ступень/пластина не должна иметь признаков трещинообразования. Остаточная деформация, измеренная у поверхности настила, не должна превышать 4 мм. Ступени/пластины и их детали, например вкладыши или крепежные детали, должны быть надежно закреплены и их крепление не должно ослабляться.

В случае повреждения бегунков в ходе испытания допускается их замена.

5.4.7.7 Ступень/пластина с литым каркасом (например, алюминиевая ступень) должна быть такой, чтобы она выдерживала скручивающую нагрузку, эквивалентную смещению на ±2 мм центра вспомогательного бегунка, движущегося по дуге, центром которой является центр основного бегунка. Смещение ±2 мм относится к расстоянию 400 мм между центрами вспомогательного и основного бегунков. При размерах, отличающихся от 400 мм, значение смещения изменяется пропорционально.

Динамическая нагрузка должна регулироваться таким образом, чтобы гарантировать, что указанные выше прогибы достигаются в ходе испытания. Испытание следует проводить на одной частоте в диапазоне 5-20 Гц в течение не менее 5х10 циклов, что должно обеспечивать установившийся гармонический режим нагружения.

После испытания ступень/пластина не должна иметь признаков трещинообразования. Остаточная деформация, измеренная у поверхности настила, не должна превышать 4 мм. Ступени/пластины и их детали, например вкладыши или крепежные детали, должны быть надежно закреплены и их крепление не должно ослабляться.

Примеры испытаний на кручение приведены в приложении D.

Испытание на кручение требуется только для пластин, оснащенных вспомогательными бегунками.

5.4.7.8 Подступенок не должен прогибаться более чем на 4 мм под воздействием одиночной нагрузки 1500 Н, приложенной перпендикулярно к его поверхности на площади 25 см, с использованием квадратной или круглой стальной пластинки толщиной не менее 25 мм, форма которой повторяет кривизну подступенка. Нагрузку следует прикладывать в трех точках по ширине подступенка: по осевой линии в середине и на обоих краях. Остаточная деформация не допускается.

     5.5 Входные площадки

5.5.1 Для обеспечения безопасного входа на несущее полотно эскалатора или пассажирского конвейера и схода с него должны быть оборудованы входные площадки с наклонными гребенками.

Гребенки должны быть легкозаменяемыми.

5.5.2 Поверхность входных площадок должна обеспечивать надежную опору ногам пассажиров на расстоянии не менее 0,85 м от основания зубьев гребенки (см. на рисунке 1, вид X), например быть рифленой. Определение противоскользящих свойств материалов и методика испытаний см. в приложении С.

Это требование не распространяется на гребенки.

5.5.3 Зубья гребенок должны входить во впадины ступеней, пластин или ленты (см. рисунок 1, вид X).

Ширина зубьев гребенки, измеренная у поверхности настила, должна быть не менее 2,5 мм.

Глубина входа зубьев гребенок во впадины поверхности настила должна быть не менее 4 мм.

Зазор между верхним краем поверхности настила и основанием зубьев гребенки должен быть не более 4 мм. При эксплуатации эскалаторов тяжелого режима работы допускается увеличение указанного зазора, но не более чем до 6 мм.

5.5.4 Концы гребенок должны быть скруглены и иметь такую форму, чтобы сводить к минимуму риск защемления обуви или багажа пассажиров между гребенками и ступенями, пластинами или лентой.

Радиус кривизны конца зуба должен быть не более 2 мм.

5.5.5 Зубья гребенки должны иметь такие форму и наклон, чтобы пассажиры, покидающие эскалатор или пассажирский конвейер, не спотыкались о них. Угол наклона зуба гребенки (см. рисунок 1, вид X) не должен превышать 35°.

5.5.6 Гребенки или их опорные конструкции должны быть регулируемыми, чтобы обеспечивать надлежащее совмещение зубьев гребенки и впадин настила ступени.

5.5.7 Конструкцией входной площадки должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее правильное направление настила ступеней, пластин или ленты относительно зубьев гребенки.

При этом должно быть обеспечено прохождение выступов настила ступеней между зубьями гребенки без взаимного бокового задевания.

Ленты должны иметь в этой области соответствующие опоры, например барабаны, ролики или скользящие опоры.

5.5.8 Конструкцией гребенки должно быть предусмотрено, чтобы при попадании посторонних предметов их зубья отклонялись, оставаясь во впадинах ступеней, пластин или ленты, либо ломались.

5.5.9 Если в гребенку попадают предметы, с которыми не удается справиться описанными в 5.5.8 способами, и если это создает опасность повреждения гребенки/ступени/пластины, эскалатор или пассажирский конвейер должен автоматически останавливаться [см. перечисление к) 5.12.3].

5.5.10 Освещенность входных площадок должна быть не менее 50 лк.

     5.6 Привод

5.6.1 Привод не должен приводить в движение более одного эскалатора или пассажирского конвейера.

5.6.2 Привод должен обеспечивать перемещение несущего полотна с номинальной и ремонтной скоростями по 5.2.1.1 и 5.2.1.3.

При наличии отдельного вспомогательного привода для обеспечения ремонтной скорости должна быть исключена возможность его включения одновременно с главным приводом.

5.6.3 Привод эскалатора/пассажирского конвейера тяжелого режима работы должен быть рассчитан на непрерывную работу в течение 140 ч в неделю с эквивалентной нагрузкой по 5.2.6.4, при этом не менее 3 ч непрерывной работы за любой интервал времени 6 ч со среднечасовой нагрузкой по 5.2.6.3, и пуск эскалатора/пассажирского конвейера в любом направлении с нагрузкой по 5.2.6.2.

5.6.4 Мощность двигателя вспомогательного привода должна быть достаточной для выполнения монтажно-ремонтных операций, технического обслуживания, растормаживания дополнительного тормоза (при необходимости).

9 закупок
44-ФЗ
Архив
190 524 871,39 Р
44-ФЗ
Подписание контракта
89 855 228,53 Р
223-ФЗ
Архив
6 500 000,00 Р
223-ФЗ
Архив
6 000 000,00 Р
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное