1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 07:40
Снять ограничение

ГОСТ 33973-2016

Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля
Название английское Railway communication. Train Radio Communication. Technical specification and methods of control
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 24.09.2019
Дата введения в действие 01.09.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную электросвязь и устанавливает технические требования и методы контроля системы поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт

     
ГОСТ 33973-2016

     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Железнодорожная электросвязь

ПОЕЗДНАЯ РАДИОСВЯЗЬ

Технические требования и методы контроля

Railway electric communication. Train radio communication. Technical requirements and methods of control



МКС 33.100

         45.020

Дата введения 2017-09-01

          

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины


(Поправка)

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2016 г. N 1853-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33973-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2017 г.

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54959-2012

________________

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2016 г. N 1853-ст ГОСТ Р 54959-2012 отменен с 1 сентября 2017 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 3-2019)


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную электросвязь и устанавливает технические требования и методы контроля системы поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12252 Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений

ГОСТ 16019 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний

ГОСТ 23611 Совместимость радиоэлектронных средств электромагнитная. Термины и определения

ГОСТ 24291 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения

ГОСТ 24375 Радиосвязь. Термины и определения

ГОСТ 30318/ГОСТ Р 50016-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к ширине полосы радиочастот и внеполосным излучениям радиопередатчиков. Методы измерений и контроля

ГОСТ 30372 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990).


ГОСТ 30804.4.3 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.6* (МЭК 61000-4-6-96) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний

________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6-96).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 32895 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

ГОСТ 33436.2 (IEC 62236-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 2. Электромагнитные помехи от железнодорожных систем в целом во внешнюю окружающую среду. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33436.3-1 (IEC 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 23611, ГОСТ 24291, ГОСТ 24375, ГОСТ 30372, ГОСТ 32895, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абонент поездной радиосвязи (абонент): Работник железнодорожного транспорта, использующий средства и виды поездной радиосвязи.

3.2 владелец инфраструктуры (железнодорожного транспорта): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора.

3.3 выделение полосы радиочастот: Разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства на территории государства и/или ввоза на территорию государства, принявшего стандарт, радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.

3.4 высокоскоростной участок: Железнодорожная линия, на всей длине или на отдельных участках которой обращаются пассажирские поезда со скоростью более 200 км/ч.

3.5 железнодорожная линия: Комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий функциональные подсистемы: железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, станционную.

3.6 заказчик: Юридическое лицо, по договору с которым создаются средства железнодорожной связи.

3.7 зона радиопокрытия: Территория, в пределах которой существует техническая возможность предоставления и использования услуг радиосвязи, подтвержденная эксплуатирующей организацией.

3.8 зонная сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной радиосвязи, предназначенная для обмена информацией между стационарными и подвижными абонентами, находящимися на ограниченной территории - зоне, на территории железнодорожной станции или перегона.

3.9 интероперабельность: Способность технических средств, интерфейсы которого полностью открыты, взаимодействовать и функционировать с другими техническими средствами без каких-либо ограничений доступа и реализации.

3.10 инфраструктура железнодорожного транспорта: Технологический комплекс, включающий в себя подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающие функционирование этого комплекса.

3.11 использование радиочастотного спектра: Обладание разрешением на пользование и фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других целей, не запрещенных законами или иными нормативно-правовыми актами государства, принявшего стандарт.

3.12 линейная радиосеть: Радиосеть, построенная по радиопроводному принципу и обеспечивающая непрерывную связь между стационарными и подвижными абонентами, рассредоточенными вдоль участка железной дороги.

3.13 линейные устройства поездной радиосвязи: Устройства, обеспечивающие условия распространения высокочастотной энергии по направляющим линиям с минимальными потерями, защиту аппаратуры радиосвязи от перенапряжений, электробезопасность лиц, пользующихся радиосвязью и производящих техническое обслуживание аппаратуры поездной радиосвязи.

3.14 линейный канал поездной радиосвязи: Канал связи, используемый для соединения, передачи речевых сигналов и сигналов взаимодействия между распорядительной станцией, находящейся в диспетчерском центре управления, и стационарными радиостанциями, установленными вдоль участка железной дороги.

3.15 направляющие линии поездной радиосвязи: Совокупность проводов линий электропередачи либо специально подвешиваемых проводов (одно- или двухпроводных линий) и линейных устройств поездной радиосвязи, обеспечивающая распространение высокочастотной энергии гектометрового радиочастотного диапазона вдоль железнодорожных линий с минимальным затуханием.

3.16 помехоподавляющие устройства: Технические средства, устанавливаемые для снижения уровня индустриальных помех.

3.17 радиоэлектронные средства: Технические средства, предназначенные для передачи и/или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и/или приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.

3.18 раздельный пункт: Пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки.

3.19 распределение полос радиочастот: Определение предназначения полос радиочастот посредством записей в нормативном документе государства, принявшего стандарт, на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования.

________________

В Российской Федерации действует "Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1049-34).

3.20 резервирование: Применение дополнительного оборудования и средств (возможностей), с целью сохранения работоспособного состояния объекта при отказе одного или нескольких элементов.

3.21 сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность средств железнодорожной радиосвязи и среды распространения радиоволн, предназначенная для связи между стационарными и подвижными абонентами, участвующими в выполнении технологических процессов и/или для передач данных информационных и управляющих систем.

3.22 система поездной радиосвязи: Система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен информацией между машинистами подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по железнодорожным станциям, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой.

3.23 скоростной участок: Железнодорожная линия, на всей длине или на отдельных участках которой обращаются высокоскоростные и/или скоростные пассажирские поезда со скоростью от 141 до 200 км/ч.

3.24 техническое обслуживание: Совокупность технических и организационных действий, направленных на поддержание объекта в работоспособном состоянии.

3.25 цифровая сеть радиосвязи: Сеть радиосвязи, характеризующаяся использованием только цифровых стандартов и сигналов для представления, передачи и распределения всех сообщений.

3.26 эксплуатация радиоэлектронных средств: Целевое использование радиоэлектронных средств в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.

     4 Обозначения и сокращения


В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

АРМ - автоматизированное рабочее место;

БС - базовая (стационарная) станция;

ВР - возимая радиостанция (локомотивная);

ВЧ - высокочастотный (сигнал);

ГМВ - гектометровые радиоволны;

ДМВ - дециметровые радиоволны;

ДНЦ - диспетчер поездной;

ДСП - дежурный по железнодорожной станции;

Е1 - первичный цифровой канал со скоростью передачи 2048 кбит/с;

ЕСМА - единая система мониторинга и администрирования;

МВ - метровые радиоволны;

МСЭ-Т (ITU-T) - Международный союз электросвязи. Сектор стандартизации электросвязи;

HP - носимая радиостанция;

ОТС - оперативно-технологическая связь;

ПРС - поездная радиосвязь;

ПУ - пульт управления;

РВ - возимая радиостанция (локомотивная);

PH - носимая радиостанция;

РС - стационарная радиостанция;

РЭС - радиоэлектронное средство;

СМА - система мониторинга и администрирования;

СП - система передачи;

СПД - сеть передачи данных;

СР - распорядительная станция;

ТЧ - тональная частота (канал);

УС - устройство сопряжения каналов;

DSL - цифровая абонентская линия;

EIRENE FRS - документ Международного союза железных дорог (перечень функциональных требований);

EIRENE SRS - документ Международного союза железных дорог (перечень системных требований);

Ethernet (Eth) - протокол пакетной передачи данных локальных сетей;

G 703 - протокол обслуживания сетей передачи данных;

GSM-R - стандарт цифровой железнодорожной системы мобильной связи;

IEE 802.3u - протокол подключения к IP-сети;

IP - сетевой протокол негарантированной доставки данных;

TETRA - стандарт цифровой транкинговой системы мобильной связи.

     5 Основные положения

     5.1 Назначение системы поездной радиосвязи


Система поездной радиосвязи (далее - система) предназначена для обеспечения оперативного управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте и повышения безопасности движения поездов.

     5.2 Перечень абонентов, которые имеют право пользования системой поездной радиосвязи

5.2.1 Система должна обеспечивать, в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, устойчивую двустороннюю связь машинистов поездных локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава:     

- с поездным диспетчером в пределах всего диспетчерского участка;

- ДСП, ограничивающим перегон;

- машинистами встречных и вслед идущих локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава, находящихся на одном перегоне;

- дежурными по переездам и локомотивным депо в пределах одного перегона;

- начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и помощником машиниста, при его выходе из кабины на расстояние, необходимое для ограждения поезда и его удалении от оси пути следования поезда в пределах действия РН.

________________

В Российской Федерации действуют "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286, зарегистрированным Минюстом 28 января 2011 г. N 19627).

5.2.2 Система включает в себя линейные и зонные радиосети.

     5.3 Использование радиочастотного спектра

5.3.1 Система должна быть организована в диапазонах частот, выделенных для организации сетей технологической железнодорожной радиосвязи:

- гектометровом диапазоне длин волн (2 МГц);

- метровом диапазоне длин волн (160 МГц);

- дециметровом диапазоне длин волн (900 МГц - стандарт GSM-R), (460 МГц - стандарт TETRA).

5.3.2 Система может быть реализована и в других частотных диапазонах в соответствии с требованиями стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, и при условии получения установленным порядком решения по выделению полос радиочастот для функционирования ПРС.

________________

 В Российской Федерации действует "Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1049-34).

     6 Технические требования

     6.1 Требования к системе поездной радиосвязи в зависимости от категории (класса) железнодорожной линии (участка)

6.1.1 Все участки железнодорожного транспорта, где обращаются поезда, должны быть оборудованы ПРС.

Высокоскоростные участки оборудуют цифровой системой ПРС (стандарты GSM-R, TETRA или другие, обеспечивающие радиосвязь при движении абонентов со скоростью более 200 км/ч).

1 закупка
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное