1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 06 февраля 2023 в 10:50
Снять ограничение

ГОСТ 33976-2016

Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества
Действующий стандарт
Проверено:  29.01.2023

Информация

Название Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 20.01.2017
Дата введения в действие 01.07.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на проектирование, выполнение и контроль качества сварных соединений и сварных узлов в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава климатических исполнений по ГОСТ 15150. Действие настоящего стандарта не распространяется: - на исправление дефектов литых деталей; - сварку оборудования опасных производственных объектов и резервуаров воздушных железнодорожного подвижного состава; - ремонт железнодорожного подвижного состава
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ 33976-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ В СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


Требования к проектированию, выполнению и контролю качества


Welded joints in steel structures of railway vehicle. Requirements for design, production and quality control

     

МКС 45.060

Дата введения 2017-07-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2016 г. N 1707-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33976-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53192-2014*

_______________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2016 г. N 1707-ст национальный стандарт ГОСТ Р 53192-2014 отменен с 1 июля 2017 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на проектирование, выполнение и контроль качества сварных соединений и сварных узлов в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава климатических исполнений по ГОСТ 15150.

Действие настоящего стандарта не распространяется:

- на исправление дефектов литых деталей;

- сварку оборудования опасных производственных объектов и резервуаров воздушных железнодорожного подвижного состава;

- ремонт железнодорожного подвижного состава.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.8-75 Система стандартов безопасности труда. Устройства электросварочные и для плазменной обработки. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.008-75 Система стандартов безопасности труда. Оборудование и аппаратура для газопламенной обработки металлов и термического напыления покрытий. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.003-86 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.036-84 Система стандартов безопасности труда. Газопламенная обработка металлов. Требования безопасности

ГОСТ 14.201-83 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050-2013 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия

ГОСТ 2601-84 Сварка металлов. Термины и определения основных понятий

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 5520-79 Прокат листовой из углеродистой, низколегированной и легированной стали для котлов и сосудов, работающих под давлением. Технические условия

ГОСТ 5632-2014 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 6032-2003 Стали и сплавы коррозионно-стойкие. Методы испытаний на стойкость к межкристаллитной коррозии

ГОСТ 6996-66 Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 8050-85 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия

ГОСТ 8713-79 Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 9087-81 Флюсы сварочные плавленые. Технические условия

ГОСТ 9466-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия

ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 10052-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки высоколегированных сталей с особыми свойствами. Типы

ГОСТ 10157-79 Аргон газообразный и жидкий. Технические условия

ГОСТ 10885-85 Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия

ГОСТ 11533-75 Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 11534-75 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14776-79 Дуговая сварка. Соединения сварные точечные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55724-2013.


ГОСТ 14792-80 Детали и заготовки, вырезаемые кислородной и плазменно-дуговой резкой. Точность, качество поверхности реза

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15878-79 Контактная сварка. Соединения сварные. Конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 16098-80 Соединения сварные из двухслойной коррозионно-стойкой стали. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 17066-94 Прокат тонколистовой из стали повышенной прочности. Технические условия

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 21357-87 Отливки из хладостойкой и износостойкой стали. Общие технические условия

ГОСТ 22703-2012 Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 23518-79 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 23949-80 Электроды вольфрамовые сварочные неплавящиеся. Технические условия

ГОСТ 30242-97 Дефекты соединений при сварке металлов плавлением. Классификация, обозначение и определения

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 6520-1-2012 "Сварка и родственные процессы. Классификация дефектов геометрии и сплошности в металлических материалах. Часть 1. Сварка плавлением".


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по [1]*, [2]*, ГОСТ 2601, ГОСТ 30242, а также следующие термины с соответствующими определениями:

________________

* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1 аттестация технологии сварки: Подтверждение результатами испытаний соответствия технологической карты сварки требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации.

3.2 испытание технологии сварки: Изготовление и испытание контрольного сварного соединения в соответствии с проектом технологической карты сварки с целью ее аттестации.

3.3 координатор сварки: Лицо, ответственное и компетентное для выполнения координации в сварке.

3.4 проект технологической карты сварки (preliminary welding procedure specification; pWPS): Документальное изложение технологии выполнения сварного шва, подлежащей аттестации.

3.5 отчет об аттестации технологии сварки (welding procedure qualification record; WPQR): Документ, содержащий результаты испытаний и выводы о соответствии технологической карты сварки требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации.

3.6 технологическая карта сварки (welding procedure specification; WPS): Документальное изложение аттестованной технологии выполнения сварного шва, обеспечивающее повторяемость ее выполнения в производстве продукции.

3.7 технология сварки (welding procedure): Установленный порядок действий для выполнения сварного шва, включая указания на процессы сварки, основные и сварочные материалы, подготовку под сварку, предварительный нагрев (при необходимости), параметры режима сварки, технику исполнения, необходимое оборудование.

     4 Общие положения

4.1 Процессы сварки относятся к категории специальных процессов, качество которых ввиду ограниченных возможностей проверки его на готовом изделии должно быть обеспечено на всех стадиях проектирования, разработки технологии, изготовления, контроля и приемки готовой продукции.

4.2 Для изготовления сварных конструкций железнодорожного подвижного состава предприятие-изготовитель должно располагать:

- необходимыми производственными мощностями (отапливаемыми цехами, технологическим, подъемно-транспортным и испытательным оборудованием, средствами механизации и оснасткой);

- аттестованными сварщиками и сварочными операторами;

- специалистами по разработке технологий сварки и надзору за их выполнением;

- обученным персоналом службы технического контроля;

- сертифицированными специалистами по неразрушающим методам контроля.

4.3 При изготовлении сварных конструкций железнодорожного подвижного состава рекомендуется руководствоваться критериями, определяющими уровень качества сварки в соответствии с [3].

4.4 Предприятие-изготовитель в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, должно обеспечить координацию всех относящихся к сварке действий при производстве изделий с установлением перечня должностей и обязанностей участвующего в ней персонала.

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53525-2009 (ИСО 14731:2006) "Координация в сварке. Задачи и обязанности".

4.5 Сварочные работы должны выполнять сварщики и сварочные операторы, прошедшие аттестационные испытания. Инструкции предприятия-изготовителя на аттестационные испытания сварщиков дуговой и плазменной сварки, а также сварочных операторов должны быть разработаны на основе требований национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

_______________

В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 53690-2009 (ИСО 9606-1:1994) "Аттестационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 1. Стали" и ГОСТ Р 53526-2009 (ИСО 14732:1998) "Персонал, выполняющий сварку. Аттестационные испытания операторов сварки плавлением и наладчиков контактной сварки для полностью механизированной и автоматической сварки металлических материалов".

4.6 Сборку и сварку конструкций следует проводить в закрытых помещениях при положительной температуре металла и окружающего воздуха.

     5 Требования к проектированию сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного подвижного состава

     5.1 Общие требования

5.1.1 Проектирование сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного подвижного состава следует проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5.1.2 При проектировании сварных конструкций надлежит учитывать следующее:

- сварные соединения и сварные узлы должны удовлетворять требованиям прочности при минимальной металлоемкости;

- расположение сварных швов должно обеспечивать удобство выполнения сварки, обработки и всех предусмотренных конструкторской и технологической документацией видов контроля сварных соединений;

- следует применять сварные соединения с минимальной концентрацией напряжений, избегая образования объемных напряженных зон;

- в зонах действия высоких напряжений необходимо обеспечивать плавность передачи рабочих нагрузок по возможности без эксцентриситета сопрягаемых элементов;

- при присоединении к несущему элементу конструкции дополнительных деталей форма последних должна обеспечивать плавность переходов сечений в местах сварных соединений;

- для уменьшения сварочных деформаций следует располагать сварные швы по возможности симметрично относительно центра тяжести элемента;

- в несущих элементах конструкций не допускается применение прерывистых швов, за исключением приварки тонколистовых элементов, не являющихся несущими, к несущим элементам;

- в сварных конструкциях необходимо избегать возможного скопления воды и грязи, а элементы замкнутого сечения должны быть герметизированы, или конструкцией предусмотрены отверстия для стока воды и циркуляции воздуха;

- на сопрягаемые поверхности и поверхности деталей замкнутого профиля, изготовляемых из углеродистых и низколегированных сталей, в сварных соединениях кузовов вагонов и локомотивов, выполняемых точечной контактной сваркой или дуговой сваркой точками и прерывистыми швами, следует предусматривать нанесение антикоррозионных покрытий. Допускается не наносить антикоррозионные покрытия на сопрягаемые поверхности деталей, располагаемых внутри кузовов локомотивов.

5.1.3 Чертежи сварных сборочных единиц должны предусматривать преимущественное применение механизированной и автоматической сварки и удовлетворять требованиям технологичности конструкции согласно ГОСТ 14.201.

5.1.4 Чертежи сварных сборочных единиц должны быть согласованы координатором сварки завода-изготовителя или уполномоченным им лицом.

     5.2 Требования к материалам для сварных конструкций

5.2.1 В сварных конструкциях железнодорожного подвижного состава используют:

- листовой, сортовой, фасонный прокат;

- гнутые (гнутосварные) профили;

- штампованные, кованые и литые детали.

5.2.2 При проектировании сварных конструкций применяют следующие основные материалы:

- для несущих конструкций рам вагонов, кузовов, рам тележек - низколегированные стали классов прочности от 295 до 390 марок 09Г2, 09Г2Д, 09Г2С, 09Г2СД, 15ХСНД, 10Г2Б, 10Г2БД, 10ХСНД по ГОСТ 19281 категорий 13, 14 или 15, а также 12Г2Ф, 12Г2ФД категории 14 по нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт; для корпусов котлов вагонов-цистерн и котловых лап - стали марок 09Г2С, 09Г2СД по ГОСТ 5520 тех же категорий и классов прочности;

_______________

В Российской Федерации действуют ТУ 14-1-5391-99 "Прокат фасонный из низколегированной стали для вагоностроения".


- для литых деталей, являющихся несущими элементами конструкций, - низколегированные стали марок 20ФЛ, 20Г1ФЛ, 20ФТЛ, 20ГТЛ, 20ГЛ по ГОСТ 977, ГОСТ 21357, ГОСТ 22703 с ударной вязкостью не менее 25 Дж/см при минус 60°С и содержанием марганца не более 1,4%, углерода в стали марки 20ГЛ не более 0,23%; для остальных деталей - перечисленные выше низколегированные стали, углеродистые стали марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23%;

- для коррозионно-стойких элементов конструкций (детали кузовов пассажирских и бункерных вагонов, баки и др.) - стали марок 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т, 12Х18Н9, 08Х22Н6Т, 08Х21Н6М2Т, 10X17Н13М2Т, 10X14Г14Н3, 08X18Г8Н2Т по ГОСТ 5632 и двухслойные стали марок 12X18Н10Т+Ст3сп, 06ХН28МДТ+Ст3сп, 10Х17Н13М2Т+20К, 10Х17Н13М3Т+20К, 12Х18Н10Т+09Г2С по ГОСТ 10885;

- для остальных элементов сварных конструкций - перечисленные выше низколегированные стали категорий 2, 6, 12, 13, 14, низколегированную сталь марки 10ХНДП по ГОСТ 19281 категории не ниже 2 толщиной до 5 мм и ГОСТ 17066, углеродистые стали марок Ст3сп по ГОСТ 380, марок 15 и 20 по ГОСТ 1050.

Следует применять стальной прокат с гарантией свариваемости.

Допускается изготовление литых приварных деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава из сталей марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23%.

Допускается применение стали других марок и классов прочности при подтверждении достаточного уровня усталостной прочности и хладостойкости нагруженных элементов конструкций в зонах сварных соединений и аттестации технологии сварки. Выбор сварочных материалов производят в зависимости от химического состава стали, ее механических свойств и условий работы конструкции.

5.2.3 Допускается применение соединений элементов из коррозионно-стойких сталей с элементами из низколегированных и углеродистых сталей, соответствующих 5.2.2.

5.2.4 Марки присадочных проволок и типы покрытых электродов, применяемых при выполнении сварных швов, рассчитываемых на прочность, должны быть указаны в чертеже сварной сборочной единицы или другой документации.

5.2.5 Присадочные материалы, защитные газы и флюсы для сварки рекомендуется выбирать в соответствии с приложениями А и Б.

Допускается применение других присадочных материалов, флюсов и защитных газов по результатам аттестации технологии сварки.

     5.3 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с поперечными нагрузками на сварные швы

5.3.1 Сварные соединения несущих элементов, изготовляемых из нескольких частей, следует выполнять двусторонними стыковыми швами с полным проплавлением. Допускаются односторонние сварные соединения на съемной или остающейся подкладке с обеспечением полного проплавления. При невозможности установки подкладки допускается сварка на весу с контролем 100% длины сварного шва на отсутствие непроваров.

5.3.2 При стыковом соединении деталей неодинаковой толщины должен быть достигнут плавный переход от одной детали к другой путем выполнения скоса на детали большей толщины с одной или двух сторон до толщины более тонкой детали под углом 15° к плоскости листа или наклонного расположения поверхности сварного шва.

При различии деталей по ширине рекомендуется выполнять аналогичные скосы на концах более широкой детали.

5.3.3 Поперечные стыковые соединения рекомендуется выполнять прямыми (под углом 90° к продольной оси элемента).

Поперечные стыки размещают в зонах с наименьшими напряжениями.

     5.4 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с продольными нагрузками на сварные швы

5.4.1 Продольные сварные швы, соединяющие растянутые поясные элементы со стенками балок, должны быть двусторонними с полным проплавлением, как показано на рисунке 1.


Рисунок 1


При невозможности двусторонней сварки допустимость применения односторонних швов с частичным проплавлением в соединениях растянутых элементов со стенками балок коробчатого сечения должна быть подтверждена расчетами или испытаниями на сопротивление усталости.

5.4.2 Продольные стыковые швы балок коробчатого сечения, изготовляемых из гнутых (штампованных) или прокатных швеллеров, рекомендуется располагать в плоскости нейтрального слоя поперечного сечения, как показано на рисунке 2. В случае невозможности выполнения этих швов с полным проплавлением (например, с помощью подкладки) в чертеже должна быть указана наименьшая допустимая толщина шва, подтвержденная расчетами или испытаниями.


Рисунок 2

5.4.3 При применении в конструкциях хребтовых балок зетового профиля в чертежах следует указывать минимально допустимую толщину продольного стыкового шва, соединяющего верхние полки профилей.

5.4.4 В тавровых соединениях минимальное расстояние от стенки до края поясного элемента рекомендуется принимать равным сумме толщины поясного элемента и катета сварного шва.

     5.5 Требования к сварным соединениям в узлах сопряжения элементов сварных конструкций

5.5.1 Поперечные стыки сопрягаемых несущих элементов сварных балок должны быть взаимно разнесены на расстояние не менее 100 мм согласно рисунку 3.


Рисунок 3

5.5.2 В местах пересечения сварных швов выпуклость ранее выполненного стыкового шва должна быть удалена.

5.5.3 Для обеспечения плавной передачи нагрузок между частями конструкций, сопрягаемыми под разными углами, соединение поясных элементов рекомендуется выполнять стыковыми швами с полным проплавлением через промежуточные элементы, косынки или увеличивать длину концевого участка одного из соединяемых элементов. При этом места перехода вместе с концами швов рекомендуется обрабатывать по радиусу.

Варианты узлов соединения несущих элементов представлены на рисунке 4.


Рисунок 4

5.5.4 При применении несущих элементов, изготовленных гибкой или штамповкой в холодном состоянии, выполнение сварных швов в местах деформации допускается при условии, что отношение внутреннего радиуса гиба к толщине металла составляет не менее:

1,0

при толщине до 4 мм включительно;

1,5

при толщине от 5 до 8 мм включительно;

2,0

при толщине от 9 до 12 мм включительно;

3,0

при толщине от 13 до 24 мм включительно.


Применение замкнутых гнутых профилей в элементах жесткости кузовов с выполнением сварных швов вдоль радиуса гиба для соединения этих элементов между собой и с листами обшивки не рекомендуется.

     5.6 Требования к сварным соединениям с дополнительными деталями и усиливающими элементами

5.6.1 Ребра жесткости, диафрагмы и другие дополнительные детали следует устанавливать с учетом напряжений, действующих в основном сечении, размещая их в менее напряженных местах.

Приварку этих элементов толщиной более 4 мм следует выполнять непрерывными двусторонними угловыми швами по контуру. При больших конструкционных нагрузках концы швов и торец присоединяемой детали должны быть обварены.

Приваривать ребра жесткости и диафрагмы непосредственно к растянутым поясам не рекомендуется. Варианты конструктивного исполнения установки ребер жесткости приведены на рисунке 5.


Рисунок 5


Расстояние между ребрами жесткости и стыковыми швами стенки несущего элемента должно быть не менее 10 толщин стенки.

5.6.2 При проектировании приварки деталей к растянутым несущим элементам сварными швами, расположенными перпендикулярно к действующим напряжениям, расстояние между швами должно быть не менее 50 мм.

5.6.3 Применять нахлесточные соединения деталей с элементами, работающими на растяжение, не рекомендуется.

5.6.4 Минимальная длина прерывистых сварных швов в соединениях тонколистовых элементов с несущими элементами рамы и каркаса кузова должна быть не менее пяти толщин несущего элемента и не менее 20 мм.

     5.7 Требования к расчету размеров сварных швов и назначению конструктивных элементов подготовки кромок свариваемых деталей

5.7.1 Размеры сварных швов, передающих усилия между соединяемыми деталями, подлежат расчету.

Соотношения эффективной (расчетной) толщины стыкового шва s и углового шва а с толщиной детали t должны соответствовать требованиям таблицы 1.


Таблица 1 - Конструктивные элементы подготовки кромок под сварку и эффективная толщина сварных швов

Тип сварного соединения

Форма подготовки кромок

Форма сварного шва

Процесс дуговой сварки плавящимся электродом

Толщина металла, t, мм

Конструктивные элементы подготовки кромок

Эффективная толщина сварного шва

b, мм

c, мм

, град

Стыковое с односторонним швом

В защитном газе

От 0 до 2

-

-

s=0,8t*

Ручная покрытым электродом

В защитном газе

От 0 до 3

-

-

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 3

-

-

Стыковое с двусторонним швом

В защитном газе

От 0 до 3

-

-

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 2

-

-

Стыковое с односторонним швом

В защитном газе

От 0 до 3

От 0 до 2

50**

s=0,8t*

Ручная покрытым электродом

В защитном газе

От 1 до 3

От 0 до 2

50**

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 3

От 1 до 2

50

Стыковое с двусторонним швом

В защитном газе

s=t

Ручная покрытым электродом

От 1 до 3

От 0 до 2

50**

Под флюсом

От 0 до 3

От 1 до 6

50

Стыковое с двусто-
ронним швом

В защитном газе

От 1 до 3

От 0 до 2

от 45 до 50

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 3

От 1 до 6

50

Стыковое с односторонним швом

В защитном газе

От 6 до 15

-

От 20 до 40

Ручная покрытым электродом

В защитном газе

От 1 до 3

От 1 до 2

от 45 до 50

s=0,8t*

Ручная покрытым электродом

Стыковое с односторонним швом

В защитном газе

От 1 до 3

От 0 до 2

от 45 до 50**

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 3

От 1 до 2

50

Стыковое с двусторонним швом

В защитном газе

От 1 до 3

От 0 до 2

50**

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 4

От 2 до 6

50

В защитном газе

От 1 до 3

От 0 до 2

от 45 до 50**

s=t

Ручная покрытым электродом

Тавровое с односторонним швом

В защитном газе

От 1 до 3

От 0 до 2

от 45 до 50**

s=0,8t*

Ручная покрытым электродом

Тавровое с двусторонним швом

В защитном газе

От 0 до 3

От 0 до 2

от 45 до 50**

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 3

От 1 до 5

50

В защитном газе

От 1 до 3

От 0 до 2

от 45 до 50**

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 2

От 3 до 5

50

Тавровое с двусторонним швом

В защитном газе

От 0 до 2

-

-


Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 1

-

-

Тавровое с односторонним швом

В защитном газе

От 0 до 2

-

-

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 1

-

-

Угловое с односторонним швом

В защитном газе

От 0 до 1

-

-



Ручная покрытым электродом

Угловое с односторонним швом

В защитном газе

От 1 до 3

От 0 до 2

от 45 до 50**

s=0,8t*

Ручная покрытым электродом

Угловое с двусторонним швом

В защитном газе

От 0 до 3

От 0 до 2

от 45 до 50**

s=t

Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 3

От 1 до 5

50

Нахлесточное

В защитном газе

От 0 до 2

-

-



Ручная покрытым электродом

Под флюсом

От 0 до 1

-

-

* s=t, t с введением в конструкторскую документацию требования неразрушающего контроля на отсутствие непроваров 100% длины сварного шва.

** При сварке в двуокиси углерода электродной проволокой диаметром от 1,4 до 1,6 мм включительно допускается размеры конструктивных элементов прдготовки кромок назначать по ГОСТ 14771 (способ УП).

5.7.2 Размер катета углового шва z (сторона наибольшего равнобедренного треугольника, который можно вписать в сечение шва), мм, при сопряжении деталей под прямым углом рассчитывают по формуле:

,                                                                      (1)


где а - эффективная (расчетная) толщина шва, мм;

- коэффициент эффективности проплавления.

Значения коэффициента следует принимать в соответствии с таблицей 2.


Таблица 2 - Значения коэффициента эффективности проплавления угловых швов

6 закупок
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное