Внимание! В период с 29.07.22 по 11.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства.
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 17 августа 2022 в 07:50
Снять ограничение

ГОСТ 33984.4-2017

Лифты. Методы расчета основных несущих узлов лифта
Недействующий стандарт
Проверено:  09.08.2022

Информация

Название Лифты. Методы расчета основных несущих узлов лифта
Название английское Lifts. Main lift components calculations
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 16.08.2017
Дата введения в действие 01.11.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает методы расчета основных несущих узлов лифтов различного назначения. Требования настоящего стандарта распространяются на основные несущие узлы лифтов для транспортирования: - людей или людей и грузов; - грузов без сопровождения людьми, но кабина лифтов доступна для людей при загрузке, разгрузке; - грузов, кабина лифтов не доступна для людей.
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ 33984.4-2017
(EN 81-50:2014)

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛИФТЫ

Методы расчета основных несущих узлов лифта

Lifts. Main lift components calculations



МКС 91.140.90

Дата введения 2018-11-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией "Российское лифтовое объединение" (Ассоциация "РЛО)", Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод" (ОАО "ЩЛЗ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 1 июня 2017 г. N 51)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июля 2017 г. N 765-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33984.4-2017 (EN 81-50:2014) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2018 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 81-50:2014 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Проверки и испытания. Часть 50. Правила проектирования, расчеты, проверки и испытания лифтовых компонентов" ("Safety rules for the construction and installation of lifts - Examinations and tests - Part 50: Design rules, calculations, examinations and tests of lift components", MOD) в части расчетов основных несущих узлов лифтов путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3).

Дополнительные положения, требования и приложения, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом.

________________

Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей;

В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" и Приложении ДБ приводятся обычным шрифтом; остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.


Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДБ

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов"


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Предметом настоящего стандарта являются методы расчета основных несущих узлов лифтов, требования к которым приведены в стандартах на общие и специальные требования к безопасности лифтов, в том числе в ГОСТ 33984.1-2016 на требования безопасности к лифтам для транспортирования людей или людей и грузов.

Настоящий стандарт представляет собой прямое применение с дополнением тех разделов EN 81-50:2014, которые содержат методы расчета основных несущих узлов лифта.

Разделы EN 81-50:2014, содержащие правила и методы испытаний узлов лифта, положены в основу настоящего стандарта.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает методы расчета основных несущих узлов лифтов различного назначения.

1.2 Требования настоящего стандарта распространяются на основные несущие узлы лифтов для транспортирования:

- людей или людей и грузов;

- грузов без сопровождения людьми, но кабина лифтов доступна для людей при загрузке, разгрузке;

- грузов, кабина лифтов не доступна для людей.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 33605-2015 Лифты. Термины и определения

ГОСТ 33984.1-2016 (ЕН 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33605 и ГОСТ 33984.1.

     4 Перечень существенных опасностей


В настоящем разделе приведен перечень существенных опасностей, связанных с областью применения настоящего стандарта, и соответствующие разделы настоящего стандарта по устранению или уменьшению рисков (см. таблицу 1).


Таблица 1 - Перечень существенных опасностей

Опасность/опасная ситуация

Подраздел, пункт

1 Опасности механические вследствие:

- эластичности элементов

5.1; 5.2; 5.3; 5.4

- высокого давления

5.4

- движущихся элементов

5.1; 5.2; 5.3; 5.4

- вращающихся элементов

5.2; 5.3

- стабильности

5.1; 5.2; 5.3; 5.4

- прочности

5.1; 5.2; 5.3; 5.4

2 Опасности, связанные с условиями окружающей среды лифта

5.1; 5.2; 5.3; 5.4

     

     5 Методы расчета основных несущих узлов лифтов

     5.1 Расчет направляющих*

_________________

* Наименование пункта 5.1 в оригинале  выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

5.1.1 Общие положения прочностного расчета направляющих

5.1.1.1 Направляющие, их стыки и элементы крепления должны выдерживать нагрузки и силы, воздействующие на них, чтобы обеспечить безопасную работу лифта, а именно:

a) должно быть обеспечено направленное движение кабины, противовеса или уравновешивающего груза;

b) прогибы направляющих должны быть ограничены такой величиной, чтобы вследствие них:

1) не возникало непреднамеренное отпирание дверей,

2) не нарушалась работа устройств безопасности,

3) не появлялась возможность столкновения движущихся частей с другими частями.

5.1.1.2 Сочетание отклонений направляющих, отклонений кронштейнов, зазор в направляющих башмаках и отклонение от прямолинейности направляющих следует принимать в расчет для того, чтобы обеспечить безопасную работу лифта.

5.1.2 Варианты нагрузок

В процессе использования лифта по назначению возникают следующие варианты нагрузок:

- нормальная работа - перемещение кабины лифта с одного уровня на другой;

- нормальная работа - загрузка и разгрузка;

- срабатывание устройства безопасности.

Примечания:

1 При каждом варианте нагрузки на направляющие может воздействовать комбинация сил.

2 В зависимости от крепления направляющих (в положении опирания направляющих в нижней части или в подвешенном положении направляющих) следует рассматривать наиболее нагруженный вариант по отношению к устройству безопасности, взаимодействующему с направляющей.

5.1.3 Силы, воздействующие на направляющие

5.1.3.1 Перечисленные ниже силы, воздействующие на направляющие, следует принимать во внимание при расчете допустимых напряжений и отклонений направляющих:

a) Горизонтальные силы от направляющих башмаков в зависимости:

1) от массы кабины и ее номинальной грузоподъемности, противовеса или уравновешивающего устройства, подвесных кабелей и т.п., с учетом точки их приложения и коэффициентов динамического воздействия, и

2) ветровых нагрузок при использовании лифтов, установленных снаружи здания, с частично огороженной шахтой.

b) Вертикальные силы от направляющих башмаков в зависимости:

1) от сил торможения со стороны ловителей и стопорных устройств, закрепленных на направляющих;

2) вспомогательных частей, закрепленных на направляющих;

3) веса направляющей;

4) проталкивающей силы со стороны прижимов направляющей.

c) Крутящие моменты, создаваемые вспомогательным оборудованием, с учетом коэффициента динамического воздействия.

5.1.3.2 Точкой приложения масс кабины и компонентов, закрепленных или подвешенных к кабине, таких как поршень, часть подвесного кабеля, компенсирующие канаты/цепи (при использовании), должен быть центр тяжести масс.

5.1.3.3 Силы, действующие со стороны противовеса или уравновешивающего груза , следует оценивать, принимая во внимание:

- точку приложения масс;

- массы подвешенных компонентов;

- силы, действующие от компенсирующих канатов/цепей (при использовании), массы натяжных устройств (при наличии).

На противовесе или уравновешивающем грузе, перемещающемся по центру по направляющим и подвешенном, должен быть принят во внимание эксцентриситет точки приложения массы относительно центра тяжести горизонтального поперечного сечения противовеса или уравновешивающего груза, составляющий по меньшей мере 5% по ширине и 10% по глубине.

5.1.3.4 В вариантах нагрузки, обозначенных как "нормальная работа" и "срабатывание устройства безопасности", номинальный груз в кабине должен быть равномерно распределен по 3/4 площади пола кабины и размещен в наиболее неблагоприятном положении.

Однако если по условиям применения лифта другие условия распределения груза будут учтены, необходимо производить дополнительные расчеты на основе этих условий и рассмотреть наихудший вариант.

Примечание - Принимается, что устройства безопасности срабатывают одновременно на каждой (всех) направляющей(их) и усилия торможения распределяются по направляющим равномерно.

5.1.3.5 Вертикальную силу от противовеса или балансировочного груза, выраженную в виде силы сжатия или растяжения, следует рассчитывать по следующим формулам:

- для кабины - ;

- противовеса - ;

- уравновешивающего груза - ;

- в случае направляющих, опирающихся на приямок или подвешенных (закрепленных наверху шахты) - ;

- в случае свободно подвешенных направляющих (без точки крепления) - ,

где - коэффициент динамического воздействия (0 в том случае, если никакое устройство безопасности не оказывает воздействия на направляющую);

- ускорение свободного падения (9,81 м/с);

- масса пустой кабины и компонентов, связанных с кабиной, то есть части подвесного кабеля, компенсационных канатов/цепей (при использовании) и т.п., кг;

- номинальная нагрузка, кг;

- число направляющих;

- масса одной линии направляющих, кг;

- проталкивающие силы всех кронштейнов на одной направляющей (вследствие нормальной усадки здания или усыхания бетона), Н;

- масса противовеса, включая массу шкивов, кг;

- масса уравновешивающего груза, кг;

- число кронштейнов направляющей;

- проталкивающая сила всех зажимов на кронштейн, Н.

Примечание - зависит от способа крепления направляющих, посредством которого поддерживаются направляющие, числа креплений, кронштейнов, конструкции зажимов. Для небольших высот подъема эффект усадки зданий (построенных не из дерева) мал и может быть поглощен упругостью кронштейнов. В этом случае на практике обычно используют проскальзывающие зажимы.

Для высот подъема, не превышающих 40 м, сила может не учитываться в этих формулах. Проект установки направляющих должен обеспечивать адекватный зазор над и/или под направляющими в зависимости от крепления, чтобы учесть усадку здания.

5.1.3.6 При загрузке или разгрузке кабины следует предполагать, что вертикальная сила на порог прикладывается по центру порога на входе в кабину. Величину этой силы, приложенной к порогу, рассчитывают по следующим формулам:

- для пассажирских лифтов - ;

- грузопассажирских лифтов - ;

- грузопассажирских лифтов в случае использования тяжелых погрузочно-разгрузочных устройств, если вес устройства не включен в номинальную грузоподъемность, - .

Примечание - Коэффициент 0,85 основан на предположении 0,6· и половине веса вильчатого погрузчика, который - судя по опыту - не более чем половина номинальной нагрузки:

0,6+0,5·0,5=0,85.



Когда сила прикладывается к порогу, кабина должна считаться порожней. В кабинах с более чем одним входом сила, действующая на порог, должна прикладываться только у наиболее неблагоприятного входа.

Когда кабина находится у посадочной площадки и верхние и нижние направляющие башмаки кабины расположены в пределах 10% расстояния между кронштейнами вертикальной направляющей, изгиб вследствие силы, воздействующей на порог, может не учитываться.

5.1.3.7 Силы и крутящие моменты, действующие на направляющую со стороны вспомогательного оборудования, , прикрепленного к направляющей, следует учитывать, за исключением ограничителей скорости и связанных с ними частей, переключателей и позиционирующего оборудования.

Если подвешивающие устройства лебедки или канатов прикреплены к направляющим, варианты дополнительной нагрузки согласно таблице 2 должны быть учтены в расчетах.

5.1.3.8 Ветровые нагрузки следует учитывать для лифтов, установленных снаружи здания и имеющих частичное ограждение, и определять в процессе переговоров с проектировщиком здания.

5.1.4 Сочетание нагрузок и сил

Нагрузки и силы и варианты нагрузок, которые должны быть учтены при расчетах, приведены в таблице 2.


Таблица 2 - Нагрузки и силы, которые должны учитывать при разных вариантах нагрузки

Варианты нагрузки

Нагрузки и силы

/

Нормальная работа

Движение

X

X

X

X

X

X

X


Загрузка + разгрузка

X

X

X

X

X

X

Срабатывание устройства безопасности

X

X

X

X

X

X

Примечание - Нагрузка и силы могут действовать не одновременно.

5.1.5 Коэффициенты динамического воздействия

5.1.5.1 Срабатывание устройств безопасности
     
     Коэффициент динамического воздействия
, обусловленный срабатыванием устройства безопасности (таблица 3), зависит от типа устройства безопасности.
     


    5.1.5.2 Нормальная работа
     
     При варианте нагрузки "нормальная работа, движение" движущиеся по вертикали массы кабины (
) и противовеса/уравновешивающего груза должны быть умножены на коэффициент динамического воздействия , (таблица 3), чтобы учесть торможение, вызванное срабатыванием электрического устройства безопасности или внезапным отключением источника электропитания.
     


    5.1.5.3 Другие рабочие сценарии
     
     Силы, прикладываемые к направляющим кабины, противовеса или уравновешивающего груза, должны быть умножены на коэффициент динамического воздействия
, (таблица 3), чтобы учесть остановку кабины, противовеса или уравновешивающего груза устройством безопасности.
     


    5.1.5.4 Значения коэффициентов динамического воздействия
     
     Значения коэффициентов динамического воздействия приведены в таблице 3.



Таблица 3 - Коэффициенты динамического воздействия

Воздействие

Коэффициент динамического воздействия

Значение

Срабатывание ловителя резкого торможения, не относящегося к типу невыпадающих роликов

5

Срабатывание ловителя резкого торможения типа невыпадающих роликов или стопорного устройства при использовании буфера с накоплением энергии или буфера с рассеянием энергии

3

Срабатывание ловителя плавного торможения или стопорного устройства при использовании буфера с накоплением энергии или буфера с рассеянием энергии

2

Разрывной клапан

2

Движение


1, 2

Вспомогательные части, которые прикреплены к направляющим, и другие рабочие сценарии


*

* Значение должно быть определено изготовителем применительно к реальной установке.

5.1.6 Допустимые напряжения

Допустимые напряжения следует рассчитывать по формуле

,


где - предел при растяжении растяжения, Н/мм;

- допустимое напряжение, Н/мм;

- коэффициент запаса прочности.

Коэффициенты запаса прочности приведены в таблице 4.


Таблица 4 - Коэффициенты запаса прочности для направляющих

Вариант нагрузки

Относительное удлинение при разрыве в нормальных условиях

Коэффициент запаса прочности

Нормальная работа и загрузка/разгрузка

12%

2,25


8%12%

3,75

Срабатывание устройства безопасности

12%

1,8


8%12%

3,0


Значения прочности материала направляющей должны быть получены от изготовителя.

Материалы с относительным удлинением при разрыве менее 8% считаются слишком хрупкими и не должны использоваться.

5.1.7 Условия расчета

Направляющие должны выбирать с учетом следующих напряжений:

- напряжение поперечного изгиба;

- комбинированное напряжение поперечного изгиба и сжатия;

- напряжение продольно-поперечного изгиба;

- напряжение при изгибе головки направляющей.

Примечание - Пример расчета направляющих приведен в приложении А.

5.1.8 Поперечный изгиб

5.1.8.1 При расчете напряжения поперечного изгиба по разным осям направляющей (см. рисунок 1) необходимо исходить из следующего:

- направляющая является многопролетной неразрезной балкой с креплениями, разнесенными на расстоянии ;

- результирующие силы, вызывающие напряжения изгиба, действуют в середине между соседними точками крепления;

- изгибающие моменты воздействуют на нейтральную ось профиля направляющей.

     
Рисунок 1 - Профиль направляющей

          

Напряжения изгиба и , Н/мм, от горизонтальных сил, действующих под прямыми углами по отношению к осям профиля, рассчитывают по следующим формулам:

, где ;

     
, где ,


где , - изгибающие моменты, Н·мм;

, - моменты сопротивления поперечного сечения направляющей, мм;

, - силы, действующие на направляющую, Н;

- максимальное расстояние между точками крепления направляющих, мм.

5.1.8.2 В том случае, если для (момент сопротивления по оси ) и (момент сопротивления по оси ) используются справочные минимальные значения (соответственно и ) и при этом напряжения не превышают допускаемые, дальнейшая проверка не требуется.

В других случаях требуется проведение дополнительного анализа.

5.1.8.3 При использовании более двух направляющих с одинаковыми профилями принимается допущение о равномерном распределении сил между направляющими.

5.1.8.4 При использовании более одного ловителя, воздействующего на разные направляющие, принимается допущение о равномерном распределении тормозной силы между ловителями.

5.1.8.5 В случае нескольких разнесенных по вертикали ловителей, воздействующих на одну и ту же направляющую, принимается допущение о действии тормозной силы на направляющую в одной точке.

5.1.9 Продольный изгиб

Напряжение продольного изгиба , Н/мм, рассчитывают по формуле

,


где - вертикальная сила, действующая на направляющую кабины, противовеса или уравновешивающего груза, Н;

- коэффициент динамического воздействия;

- сила, действующая на направляющую со стороны вспомогательного оборудования, Н;

- расчетное значение;

- площадь поперечного сечения направляющей, мм.

Значения рассчитывают следующим образом:

- гибкость,

где - минимальный радиус инерции сечения направляющей, мм;

- максимальное расстояние между точками крепления направляющей, мм.

Для стали с прочностью на растяжение 370 Н/мм:

2060: ;

6085: ;

85115: ;

115250: .

Для стали с прочностью на растяжение 520 Н/мм:

2050: ;

5070: ;

7089: ;

89250: .

Определение значений для стали с прочностью на растяжение находящейся в диапазоне между 370 и 520 Н/мм, следует рассчитывать по следующей формуле:

.

37 закупок
223-ФЗ
Подача заявок
1 347 600,00 Р
223-ФЗ
Идут торги/работа комиссии
5 496 448,00 Р
223-ФЗ
Идут торги/работа комиссии
1 599 896,00 Р
223-ФЗ
Идут торги/работа комиссии
1 858 408,00 Р
223-ФЗ
Подписание контракта
686 956,00 Р
223-ФЗ
Подписание контракта
848 148,14 Р
Показано 1-30 из 37
Назад 1 2 Вперед
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное