1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 14:13
Снять ограничение

ГОСТ 33986-2016

Автомобильные транспортные средства. Баллоны высокого давления для компримированного природного газа, используемого в качестве моторного топлива. Технические требования и методы испытаний
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Автомобильные транспортные средства. Баллоны высокого давления для компримированного природного газа, используемого в качестве моторного топлива. Технические требования и методы испытаний
Название английское Automotive vehicles. High-pressure cylinders for compressed natural gas used as motor fuel. Technical requirements and test methods
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 24.07.2017
Дата введения в действие 01.02.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает технические требования, предъявляемые к наполняемым баллонам, рассчитанным на рабочее давление не более 20,0 МПа, которые предназначены для использования только в составе систем питания транспортных средств в целях хранения на борту компримированного (сжатого) природного газа (далее - КПГ) под высоким давлением, используемого в качестве топлива, и методы их испытаний. Баллоны, предназначенные для хранения КПГ, могут быть изготовлены из стали, алюминия или неметаллического материала и иметь конструкцию, которая соответствует установленным условиям эксплуатации. Действие настоящего стандарта распространяется на баллоны следующих типов: - КПГ-1 - баллон металлический; - КПГ-2 - баллон с металлическим лейнером, армированным внешней намоткой армирующим материалом, пропитанным связующим (намотка в виде обручей); - КПГ-3 - баллон с металлическим лейнером, армированным жгутовой нитью пропитанной связующим (сплошная намотка); - КПГ-4 - баллон с лейнером из неметаллического материала, армированным жгутовой нитью пропитанной связующим (полностью из композиционных материалов)
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Утверждён в Росстандарт

     
ГОСТ 33986-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства

БАЛЛОНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ КОМПРИМИРОВАННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

Технические требования и методы испытаний

Automotive vehicles. High-pressure cylinders for compressed natural gas used as motor fuel. Technical requirements and test methods



МКС 43.020

Дата введения 2018-02-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины


(Поправка. ИУС N 2-2020).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июня 2017 г. N 563-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33986-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год      

Поправка внесена изготовителем базы данных



     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технические требования, предъявляемые к наполняемым баллонам, рассчитанным на рабочее давление не более 20,0 МПа, которые предназначены для использования только в составе систем питания транспортных средств в целях хранения на борту компримированного (сжатого) природного газа (далее - КПГ) под высоким давлением, используемого в качестве топлива, и методы их испытаний.

Баллоны, предназначенные для хранения КПГ, могут быть изготовлены из стали, алюминия или неметаллического материала и иметь конструкцию, которая соответствует установленным условиям эксплуатации.

Действие настоящего стандарта распространяется на баллоны следующих типов:

- КПГ-1 - баллон металлический;

- КПГ-2 - баллон с металлическим лейнером, армированным внешней намоткой армирующим материалом, пропитанным связующим (намотка в виде обручей);

- КПГ-3 - баллон с металлическим лейнером, армированным жгутовой нитью, пропитанной связующим (сплошная намотка);

- КПГ-4 - баллон с лейнером из неметаллического материала, армированным жгутовой нитью, пропитанной связующим (полностью из композиционных материалов).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.019-74 (ИСО 9591-89) Единая система защиты от коррозии и старения. Сплавы алюминиевые и магниевые. Методы ускоренных испытаний на коррозионное растрескивание

ГОСТ 9.021-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Алюминий и сплавы алюминиевые. Методы ускоренных испытаний на межкристаллитную коррозию

ГОСТ 4784-97 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки

ГОСТ 6611.2-73 (ИСО 2062-72, ИСО 6939-88) Нити текстильные. Методы определения разрывной нагрузки и удлинения при разрыве

ГОСТ 6943.10-2015 Материалы текстильные стеклянные. Метод определения разрывной нагрузки и удлинения при разрыве

ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 9909-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба коническая вентилей и баллонов для газов

ГОСТ 14019-2003 (ИСО 7438:1985) Материалы металлические. Метод испытания на изгиб

ГОСТ 10006-80 (ИСО 6892-84) Трубы металлические. Метод испытания на растяжение

ГОСТ 21553-76 Пластмассы. Методы определения температуры плавления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматический клапан баллона: Автоматический клапан, регулирующий подачу КПГ в топливную систему, который не имеет ручного управления.

3.2 автофреттаж: Метод создания предварительно напряженной конструкции баллона, используемый при изготовлении баллонов из композиционных материалов с металлическим лейнером, в результате которого материал лейнера баллона подвергается нагрузкам, превышающим его предел текучести, достаточным для того, чтобы вызывать остаточную пластическую деформацию, обусловливающую сжимающие напряжения в лейнере баллона и растягивающие напряжения в волокнах при нулевом внутреннем давлении.

3.3 армирующий материал: Непрерывные волокна, воспринимающие основную нагрузку в композиционном материале.

3.4 баллон: Сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев или штуцеров, предназначенный для транспортирования, хранения и использования КПГ.

3.5 внешняя намотка: Система внешнего армирования корпуса с помощью волокон и смолы.

3.6 герметичность баллона: Свойство баллона не пропускать КПГ через стенки и соединения с запорной арматурой.

3.7 горловина баллона: Конструктивный элемент баллона с отверстием, имеющим резьбу для присоединения запорной арматуры.

Примечание - Горловину баллона допускается выполнять частично или целиком внутри баллона.

3.8 датчик/указатель давления: Герметическое устройство, которое указывает величину давления КПГ.

3.9 давление автофреттажа: Давление внутри баллона с внешней намоткой, при котором устанавливается требуемое распределение напряжения между лейнером баллона и внешней намоткой.

3.10 пробное давление: Гидравлическое давление, при котором баллон испытывают на прочность.

3.11 рабочее давление: Максимальное давление, на которое рассчитан элемент оборудования и на основе которого определяется прочность рассматриваемого элемента оборудования.

Примечание - Применительно к баллону - это установившееся давление КПГ на уровне 20 МПа при постоянной температуре 15°С и максимальном давлении наполнения, равном 26 МПа.

3.12 днище: Неотъемная часть корпуса баллона, ограничивающая внутреннюю полость с торца.

3.13 клапан: Устройство, при помощи которого может регулироваться поток КПГ.

3.14 композиционный материал (композит): Материал, состоящий из непрерывных волокон и полимерного связующего.

3.15 компримированный природный газ; КПГ: Сжатый природный газ, хранимый на борту транспортного средства для использования в качестве топлива.

3.16 лейнер: Внутренняя герметизирующая оболочка баллона, которая может нести часть нагрузки.

3.17 намотка в виде обручей: Внешняя намотка, выполненная с использованием армирующей нити, намотанной в основном по окружности на цилиндрической части баллона, таким образом, что нить не подвергается значительной нагрузке в направлении, параллельном продольной оси баллона.

3.18 партия: Ограниченная группа последовательно изготовленных лейнеров баллонов, характеризующихся одними и теми же свойствами, предписанными конструкторскими материалами и процессом изготовления.

3.19 полная намотка: Наружная намотка, выполненная с помощью армирующей нити, намотанной на баллон по окружности и в осевом направлении.

3.20 предварительное напряжение: Напряжение, возникшее в ходе технологического процесса.

3.21 предохранительное устройство: Устройство для защиты баллона от разрыва, срабатывающее при избыточных температуре и/или давлении посредством сброса КПГ в окружающую среду.

3.22 рабочие температуры: Максимальные показатели температурных диапазонов, при которых обеспечивается безопасное и надлежащее функционирование конкретного элемента специального оборудования и с учетом которых этот элемент был сконструирован и официально утвержден.

3.23 разрушение баллона: Потеря баллоном способности выдерживать внутреннее давление.

3.24 ручной вентиль: Устройство, входящее в состав баллона и приводимое в действие вручную.

3.25 связующий материал: Полимерный материал, обеспечивающий монолитность композита и передачу нагрузки между волокнами.

3.26 тип баллона: Баллоны, не имеющие между собой значительных различий в отношении конструкции, размерных характеристик и материалов.

3.27 установившееся давление: Давление КПГ при данной установившейся температуре.

3.28 установившаяся температура: Одинаковая температура КПГ, которая устанавливается после устранения любого перепада в температуре.

3.29 установленный срок службы: Продолжительность эксплуатации баллона, исчисляемая с даты изготовления (даты приемки службой технического контроля изготовителя).

3.30 фитинг: Соединительное устройство, используемое в системе трубопроводов, труб или шлангов.

     4 Технические требования

4.1 Общие требования

4.1.1 Конструкция баллонов должна соответствовать требованиям Правил [1] и настоящего стандарта и обеспечивать их работоспособность при статических и циклических нагружениях давлением.

Температура материала баллона может изменяться в пределах от минус 40°С до 82°С.

Баллоны должны быть предназначены для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 45°С до 65°С.

4.1.2 Напряженно-деформированное состояние баллона должно быть рассчитано для стенок с минимальной толщиной. Расчет должен быть проведен для нулевого, рабочего, пробного и расчетного давлений разрушения.

Баллоны типов КПГ-2 и КПГ-3 могут иметь предварительно напряженную конструкцию, полученную автофреттажем. Автофреттаж следует проводить до испытания баллонов пробным давлением.

4.1.3 В конструкции элементов баллонов/лейнеров не допускается формирование глухих днищ при использовании трубной заготовки из алюминиевых сплавов.

Форма днищ баллонов типов КПГ-3 и КПГ-4 определяется разработчиком. Днища баллонов типа КПГ-4 допускается выполнять с использованием закладных элементов.

4.1.4 Баллоны могут иметь одну или две горловины, расположенные в днищах. При формировании горловины наплавка металла не допускается.

Горловины баллонов типа КПГ-4 выполняют с использованием металлических закладных элементов.

4.1.5 Резьба должна быть выполнена в металлическом элементе баллона. Ось резьбового отверстия должна совпадать с продольной осью баллона.

Баллоны из стали и баллоны со стальными лейнерами или закладными элементами должны иметь внутреннюю коническую резьбу W27,8 по Правилам [1] (допускается по ГОСТ 9909).

Срезывающие напряжения в резьбе при пробном давлении не должны превышать 25% временного сопротивления материала резьбы на срез.

Резьба должна быть нарезана чисто, без выкрашиваний. Резьба на закладных элементах баллонов должна соответствовать требованиям 6.4.4.

4.1.6 Не допускается использование продольных сварных швов, а также остающихся подкладок.

4.1.7 Оболочку из композиционного материала и металлические закладные элементы, имеющие антикоррозионное покрытие, допускается не окрашивать.

Для защиты оболочки из композиционного материала от внешних воздействий может быть использовано защитное покрытие.

4.2 Требования к материалам

4.2.1 Все материалы, используемые при изготовлении баллона, должны быть совместимы и соответствовать требованиям, установленным документами стандартизации, распространяющимися на них. Изготовитель баллонов должен проводить входной контроль используемых материалов и полуфабрикатов в соответствии с требованиями Правил [1].

Не допускается изготовление баллонов из материалов с истекшим сроком хранения.

4.2.2 Стали

4.2.2.1 Стали должны быть раскислены с помощью алюминия и/или кремния и иметь в основном мелкозернистую структуру. В технической документации указывают химический состав всех сталей, как минимум, по следующим параметрам:

- во всех случаях - по содержанию углерода, магния, алюминия и кремния;

- по содержанию никеля, хрома, молибдена, бора и ванадия, а также других специально добавленных легирующих элементов.

4.2.2.2 При использовании борсодержащей углеродистой стали для каждой плавки проводят испытание первой или последней отливки, или заготовки на твердость. Твердость, измеренная на расстоянии 7,9 мм от закаленного конца, должна находиться в пределах 33-53 единиц по шкале С.Роквелла или 327-560 единиц по Виккерсу и быть подтверждена изготовителем материала.

4.2.2.3 Механические свойства стали в изготовленных баллонах или корпусах определяют в соответствии с Правилами [1] и разделом 7 (допускается по ГОСТ 9454).

Относительное удлинение основного металла, определенное по 7.1, должно быть не менее 14%. Ударный изгиб основного металла, определенный по 7.2 при температуре минус 50°С, должен быть не менее значений, приведенных в таблице 1.


Таблица 1 - Ударный изгиб основного металла

Толщина образца, мм

Ударный изгиб, Дж/см

отдельного образца

среднее для трех образцов

От 2,0 до 5,0 включ.

24

30

Св. 5,0

"

7,5

"

28

35

Св. 5,0

"

7,5

"*

32

40

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.2.2.4 Испытания проводят в соответствии с требованиями Правил [1] (допускается по ГОСТ 14019) при температуре окружающей среды от 10°С до 35°С и в соответствии с требованиями, указанными в конструкторской документации (далее - КД), утвержденной в установленном порядке.

4.2.2.5 Определение качества сварных соединений проводят в соответствии с Правилами [1].

4.2.2.6 Если верхнее значение предписанных пределов твердости для стали, из которой изготовлен баллон, превышает 950 единиц по Бринеллю, то материал баллона подвергают испытанию в соответствии с 7.8.

4.2.3 Алюминиевые сплавы

6 закупок
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное