1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 10:20
Снять ограничение

ГОСТ 34019-2016

Краны грузоподъемные. Методы и процедура оценки и снижения риска
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Краны грузоподъемные. Методы и процедура оценки и снижения риска
Дата актуализации текста 05.05.2017
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 22.04.2017
Дата введения в действие 01.01.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает методы и процедуры оценки и снижения риска в процессе эксплуатации кранов. Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1, а также на плавучие и оффшорные краны. Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Целью настоящего стандарта не является замена или модернизация существующей документации
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ 34019-2016

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

Методы и процедура оценки и снижения риска

Cranes. Methods and procedures for assessment and reduction of risk

МКС 53.020.20

Дата введения 2018-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 г. N 153-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34019-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт устанавливает методы и процедуры оценки и снижения риска в процессе эксплуатации кранов. Цель настоящего стандарта состоит в создании способа для принятия решений, относящихся к обеспечению безопасности кранов при:

а) разработке технических условий и стандартов, влияющих на безопасность кранов;

б) проектировании, изготовлении, монтаже и обслуживании кранов, крановых компонентов и систем;

в) разработке общих процедур для применения, эксплуатации, испытаний, проверки соблюдения требований и обслуживания кранов.

Положения настоящего стандарта, в основном, относятся к рискам причинения вреда людям, однако процедуры оценки риска, изложенные в настоящем стандарте, могут быть также эффективны для оценки других видов рисков, связанных с кранами, таких как риски повреждения имущества и окружающей среды.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы и процедуры оценки и снижения риска в процессе эксплуатации кранов. Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1, а также на плавучие и оффшорные краны.

Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным по истечении одного года после его утверждения. Целью настоящего стандарта не является замена или модернизация существующей документации.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 причина: Обстоятельства, условия, события или действия, которые в опасной ситуации приводят к возникновению последствия.

3.2 последствие: Результат причины при наличии опасной ситуации.

3.3 вред: Ущерб здоровью людей, окружающей среде, имуществу, экономические потери.

3.4 неблагоприятное событие: Случай, в котором опасная ситуация приводит к нанесению вреда.


Примечание - В настоящем стандарте термин "неблагоприятное событие" интерпретируется как сочетание причины и последствия.

3.5 опасность: Потенциальный источник вреда.


Примечание - Термин "опасность" может быть использован для того, чтобы определить его происхождение (например, механическую опасность, опасность поражения электрическим током и т.д.) или характер потенциального вреда (например, опасность поражения электрическим током, опасность отравления и т.д.). Опасность согласно этому определению постоянно присутствует во время эксплуатации машины (например, движение опасных подвижных элементов, электрической дуги в процессе сварки, нездоровая поза, уровень шума, высокая температура) или может появиться неожиданно (например, взрыв, разрушение, как следствие непреднамеренного/неожиданного пуска, выброс вследствие поломки, падение из-за разгона/торможения).

3.6 опасное событие: Событие, которое может причинить вред.


Примечание - Опасное событие может происходить в течение как короткого, так и продолжительного периода времени.

3.7 опасная ситуация: Ситуация, в которой человек, имущество и/или окружающая среда подвергаются воздействию минимум одной опасности.


Примечание - Воздействие может привести к нанесению вреда немедленно или по прохождении определенного периода времени.

3.8 конструктивные меры безопасности: Меры, принятые для устранения опасности и/или снижения рисков путем изменения конструкции или эксплуатационных характеристик крана или крановой системы.

3.9 правильная эксплуатация: Использование оборудования в соответствии с предоставленной вместе с продуктом системой информации, руководством по эксплуатации или, при отсутствии такой информации, по предыдущему опыту эксплуатации.

3.10 прогнозируемое неправильное применение: Использование крана или крановой системы способом, не предусмотренным производителем, но которое следует из легко предсказуемого поведения человека.

3.11 защитное мероприятие: Мероприятие, направленное на снижение риска, которое реализуется конструктором (конструктивные меры безопасности, устройства безопасности и дополнительные защитные мероприятия, информация для использования) и/или пользователем (организация безопасного ведения работ, надзора, допуска к работе систем; предоставление и использование дополнительных устройств безопасности; использование индивидуальных средств защиты; подготовка персонала).

3.12 риск: Сочетание вероятности возникновения вреда и его тяжести.


Примечание - Вероятность возникновения включает в себя сочетание опасной ситуации, возникновения опасного события и возможности предотвращения или ограничения вреда.

3.13 анализ риска: Систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей, расчета тяжести вреда и вероятности его причинения.

3.14 оценивание риска: Рассмотрение результатов вычисления рисков, чтобы определить, требуется ли снижение риска.

3.15 оценка риска: Общий процесс, включающий анализ рисков и оценивание рисков.

3.16 остаточный риск: Риск, остающийся после реализации защитных мер.


Примечание - В настоящем стандарте различают:

- остаточный риск после защитных мер, реализованных конструктором;

- остаточный риск после реализации всех защитных мер.

3.17 адекватное снижение риска: Снижение степени риска как минимум в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом современного уровня развития техники.

3.18 сценарий: Сочетание опасной ситуации и неблагоприятного события - причины и последствия.

3.19 тяжесть вреда: Уровень потенциального вреда.

     4 Требования безопасности, меры по защите и/или снижению риска

     4.1 Общие положения

Краны должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в межгосударственных стандартах и законодательствах по охране труда и промышленной безопасности государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта, и национальных стандартах этих государств, с учетом мероприятий по защите и/или снижению риска.

Безопасность в настоящем стандарте определена как отсутствие неприемлемого риска. Не может быть абсолютной безопасности. Некоторые риски, определенные в настоящем стандарте как остаточные риски, могут сохраняться. Таким образом, кран в целом или отдельный процесс (например, операции использования, проверки, испытания или обслуживания) могут быть только относительно безопасными. Безопасность достигается адекватным снижением риска.

Безопасность достигается поиском оптимального баланса между идеалом абсолютной безопасности, требованиями, предъявляемыми к продукту или процессу, и такими факторами, как благо для пользователя, пригодность для конкретной цели, эффективности затрат и законов соответствующего общества. Следовательно, существует необходимость в периодическом пересмотре предустановленных уровней безопасности, в частности когда события в развитии технологии и знаний могут привести к возможным улучшениям для достижения достаточного снижения риска, совместимым с использованием продукта, процесса или услуги.

     4.2 Концепция оценки риска и уменьшения риска

4.2.1 Безопасность достигается с помощью итерационного процесса оценки риска (анализ рисков и оценивание рисков) и снижения риска (см. рисунок 1).



Рисунок 1 - Итерационный процесс оценки риска

4.2.2 Оценка риска является рядом логических шагов, что дает возможность в систематическом порядке рассматривать риски, связанные с кранами. Оценку риска проводят по мере необходимости в процессе снижения рисков. Повторение этого процесса дает итерационный характер процесса снижения опасности (насколько это возможно) и осуществления мер защиты.

4.2.3 Оценка риска включает в себя:

1) определение предмета анализа;

2) определение сценариев опасных ситуаций, причин и последствий;

3) анализ (вычисление) риска;

4) оценивание риска.

4.2.4 Анализ рисков предоставляет информацию, необходимую для оценивания риска, что, в свою очередь, позволяет судить об уровне безопасности компонента крана, крана в целом и процессов эксплуатации (рабочих процессов, испытаний или обслуживания).

4.2.5 Оценивание риска зависит от субъективных решений. Эти решения должны быть подкреплены качественными методами и дополнены, насколько это возможно, количественными методами. Количественные методы особенно уместны, когда возможные тяжесть и степень вреда высоки. Качественные методы полезны для оценки альтернативных мер безопасности и определения, какая из них дает лучшую защиту.

4.2.6 Оценку риска следует проводить в соответствии с заранее определенной процедурой, так чтобы достигнутые результаты были соответствующим образом оформлены.

     5 Проверка требований безопасности, мер защиты/снижения риска

     5.1 Процедура оценки риска

5.1.1 Определение причины для проведения оценки риска


Процесс оценки риска должен начаться после определения причины оценки (шаг 1). Причины могут быть следующие (список не исчерпывающий):

а) подтверждение того, что устранены или достаточно снижены риски, связанные:

1) с конструкцией крана, его компонентов или подсистем, а также монтажом крана;

2) с процессом эксплуатации крана;

3) с процедурой испытаний, проверки, обслуживания или выполнения любой другой работы с целью обслуживания крана или его компонентов в предполагаемых условиях эксплуатации;

б) разработка стандартов и правил, которые предусматривают требования, связанные с безопасностью крана;

в) подготовка к процедуре подтверждения соответствия;

г) освоение новой продукции (новый проект).

5.1.2 Формирование группы по оценке риска

5.1.2.1 Общие положения

Эксперты по оценке рисков должны знать особенности конструкций кранов, специфику процессов и технологий, используемых при эксплуатации кранов. Оценка риска может осуществляться физическим лицом или группой экспертов. Оценка риска, как правило, более точна и эффективна, когда выполняется командой. Поэтому командный подход для процесса оценки риска является предпочтительным. С другой стороны, при командном подходе могут различаться интересы и опыт работы экспертов, что должно быть принято во внимание.

5.1.2.2 Члены группы по оценке риска

Выбор членов группы по оценке риска (шаг 2), в том числе лидера группы, имеет первостепенное значение для успеха процесса оценки риска. Группа должна состоять из лиц с различными интересами и имеющих опыт во всех областях, которые могут быть затронуты в процессе оценки риска.

Примечание - При оценке конструкции крана с целью обеспечения безопасности людей, которые будут работать на кране или обслуживать его, группа может включать в себя экспертов с соответствующим опытом работы в конструировании, монтаже, испытаниях, проверке и обслуживании в дополнение к экспертам по безопасности и специалистам по проектированию различных систем и подсистем крана.


Эксперты со специальными знаниями могут выступать консультантами во всех или отдельных частях процесса оценки риска. Такое участие может существенно повысить качество результатов.

Лидер группы должен:

а) иметь общие знания устройства крана или оцениваемых процессов;

б) понимать процесс оценки рисков;

в) быть в состоянии выразить беспристрастное мнение, свободное от каких-либо предубеждений;

г) иметь "организационные" способности;

д) действовать в качестве посредника, а не участника дебатов группы;

е) быть в состоянии осуществить арбитраж, когда консенсус не может быть достигнут.

Примечание - Дополнительная информация о роли и обязанностях лидера группы приведена в приложении А.

5.1.3 Определение предмета оценки рисков и связанных с ним факторов

5.1.3.1 После того как причина для процесса оценки риска определена, предмет оценки определяется как можно более точно (шаг 3). Предмет может включать в себя один или более пунктов из списка (не ограничиваясь им):

а) полная крановая система:

1) для определенной нагрузки, скорости, перемещения или их диапазона;

2) для любого типа расположения, например в помещении или на открытом воздухе;

3) в течение определенного или неопределенного времени жизненного цикла;

4) любой тип привода (например, электрический или гидравлический);

б) компонент или подсистема крана, например:

1) машинное помещение;

2) система привода или тормозная система во время нормальной работы или в случае чрезвычайного положения;

3) средства доступа, безопасности и ограничений;

4) система управления работой;

5) блокирующие устройства;

6) устройства ограничения и индикации;

в) лица, которые могут выполнять определенные функции на кране:

1) управлять краном;

2) получать доступ к области, где находится или работает любая часть крана;

3) выполнять любые работы на кране или в непосредственной близости от него, как, например, установка, испытания, проверка, обслуживание, ремонт и т.п.;

4) выполнять определенные функции, например пожаротушение;

г) процессы, связанные с краном или его компонентами, такие как:

1) монтаж;

2) обслуживание;

3) ремонт;

4) очистка;

5) испытания;

6) модернизация;

7) замена;

8) спасательные работы.

5.1.3.2 Определение любых дополнительных факторов и данных

В дополнение к причине и объекту для оценки риска определяются дополнительные факторы, которые могут изменять или уточнять предмет оценки; любой опыт работы с подобными кранами следует принимать во внимание в ходе оценки.

5.1.3.3 Жизненный цикл объекта оценки

Предполагаемое время жизненного цикла является важным фактором, определяющим вероятность того, что будет происходить данное событие. Это не означает, однако, что оно всегда должно учитываться.

Примечание - Если, например, стандарт разрабатывается для решения проблемы искробезопасности, жизненный цикл может не приниматься во внимание. Безопасное значение может быть определено как "величина, не превышающая X". Это требование не относится к времени. Превышение "X" считается небезопасным.


Жизненный цикл играет определенную роль при рассмотрении вероятности того, что будет происходить определенное событие из-за отказа компонента. В этой ситуации жизненный цикл системы, включающей компонент, учитывается. Если, например, система должна выполнять свои функции в течение 8 лет, то срок службы компонентов должен соответствовать этому сроку, чтобы избежать высокой вероятности отказа и, следовательно, возникновения данного события. Если, однако, компонент при профилактике заменяется прежде, чем произойдет отказ, вероятность возникновения данного события является низкой.

Примеры

1 Если компонент, включенный в систему крана, должен выполнять свою функцию безопасности не более 8 лет, то безопасно работать в течение 20 лет кран будет только в том случае, если интервалы замены компонента будут менее 8 лет.

2 Если компонент имеет решающее значение для безопасности крана и его замена проводится не один раз, а дважды или трижды в течение жизненного цикла системы крана, то вероятность отказа компонента, а также вероятность возникновения опасного состояния крановой системы будут оцениваться как "C - иногда" (см. 5.1.5.8 и таблицу Б.2 приложения Б). Если, однако, предусмотрена регулярная замена компонента до окончания его жизненного цикла, вероятность возникновения опасного состояния крановой системы должна быть оценена как "D - маловероятно" или "E - невероятно", в зависимости от надежности компонента, а также надежности программы замены.

5.1.3.4 Следует учитывать любую доступную информацию и данные, которые могли бы помочь в качественном и количественном анализах, которые включают в себя аварии и историю инцидентов, причины и последствия, которые имеют отношение к предмету оценки или подобным продуктам или процедурам.

Отсутствие истории несчастных случаев, небольшое количество аварий или низкая степень тяжести последствий аварий не должны приводить к автоматическому заключению о низком риске.

Количественные данные могут быть использованы в дополнение к данным, основанным на консенсусе экспертных заключений, полученных из опыта, как описано в настоящем стандарте.

5.1.4 Сценарии оценки риска, опасные ситуации, причины и последствия

5.1.4.1 Идентификация опасности

Ключевой точкой сценария является выявление опасностей, которые могут быть связаны с предметом оценки. В таблицах приложения В перечислены типичные опасности, которые могут быть связаны с кранами, описания и примеры опасностей. Перечень может быть использован в качестве отправной точки при разработке сценария (шаг 4). Опасность может быть присуща функциональности крановой системы.

Примечание - Более общие и всеобъемлющие примеры опасностей, опасных ситуаций и вредных событий, связанных с техникой в целом, приведены в ГОСТ ISO 12100.


Группа по оценке риска может начать с вопроса, есть ли ситуации, в которой люди могут подвергаться какому-либо виду опасности, например механической, электрической, пожарной или химической.

Во многих случаях опасность становится очевидной только после того, как сценарий формулируется. Опасности, которые не присущи функциональности крановой системы, следующие:

а) опасности, связанные с отказом крановой системы, компонента или части крана или неисправностью систем безопасности;

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное