Внимание! В период с 29.07.22 по 11.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства.
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 17 августа 2022 в 08:50
Снять ограничение

ГОСТ 34095-2017

Снегоболотоходы колесные малогабаритные с органами управления автомобильного типа. Требования безопасности и методы испытаний
Недействующий стандарт
Проверено:  09.08.2022

Информация

Название Снегоболотоходы колесные малогабаритные с органами управления автомобильного типа. Требования безопасности и методы испытаний
Название английское Off-road recreational vehicles with automobile type controls. Safety requirements and test methods
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 03.10.2017
Дата введения в действие 01.04.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на снегоболотоходы колесные малогабаритные с органами управления автомобильного типа (далее - снегоболотоходы) 1), оснащенные двигателями внутреннего сгорания предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам без покрытия, а также для буксирования или работы с навесным оборудованием используемые для отдыха или хозяйственных нужд. Настоящий стандарт не содержит требования относительно использования снегоболотоходов на дорогах общего пользования. Настоящий стандарт не распространяется на: - снегоболотоходы, которые предназначены только для соревнований 2); - снегоболотоходы, которые предназначены для использования детьми не старше 14 лет; - трех- и четырехколесные транспортные средства категорий L1 - L7; - сельскохозяйственные или лесные тракторы категории Т; - транспортные средства по ГОСТ 32571; - оборудование для дополнительных функций (буксирное устройство и устройства для крепления груза в том случае, их контуры не выступают за контур вертикальной проекции транспортного средства без этих устройств, не рассматриваются как оборудование для дополнительных функций); Настоящий стандарт не распространяется на снегоболотоходы, которые были изготовлены до его публикации
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ 34095-2017

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СНЕГОБОЛОТОХОДЫ КОЛЕСНЫЕ МАЛОГАБАРИТНЫЕ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА

Требования безопасности и методы испытаний

Off-road recreational vehicles with automobile type controls. Safety requirements and test methods

МКС 43.140, 43.160

Дата введения 2018-04-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 1 июня 2017 г. N 51)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка. ИУС N 4-2020).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2017 г. N 1082-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34095-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost,ru)*

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2020 год      

Поправка внесена изготовителем базы данных



     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на снегоболотоходы колесные малогабаритные с органами управления автомобильного типа (далее - снегоболотоходы), оснащенные двигателями внутреннего сгорания предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам без покрытия, а также для буксирования или работы с навесным оборудованием используемые для отдыха или хозяйственных нужд. Настоящий стандарт не содержит требования относительно использования снегоболотоходов на дорогах общего пользования.

________________

В международной практике данные транспортные средства имеют обозначения ROV (Recreation Off-Road Vehicles) или UTV (Utility Task Vehicles).


Настоящий стандарт не распространяется на:

- снегоболотоходы, которые предназначены только для соревнований;

________________

Критерием, который используется для определения принадлежности транспортных средств к созданным специально для соревнований, является то, что они разработаны в соответствии со спецификациями одного из стандартов (спортивных технических регламентов), официально признанных спортивными ассоциациями.


- снегоболотоходы, которые предназначены для использования детьми не старше 14 лет;

- трех- и четырехколесные транспортные средства категорий L1-L7;

- сельскохозяйственные или лесные тракторы категории T;

- транспортные средства по ГОСТ 32571;

- оборудование для дополнительных функций (буксирное устройство и устройства для крепления груза в том случае, их контуры не выступают за контур вертикальной проекции транспортного средства без этих устройств, не рассматриваются как оборудование для дополнительных функций).

Настоящий стандарт не распространяется на снегоболотоходы, которые были изготовлены до его публикации.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.002-91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 32571-2013 (EN 15997:2011) Снегоболотоходы колесные малогабаритные. Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ 33990-2016 Транспортные средства. Маркировка. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 блокировка запуска от электрического стартера: Устройство, которое при определенных условиях, препятствует пуску двигателя снегоболотохода от электрического стартера.

3.2 боковая имитируемая наземная плоскость (lateral simulated ground plane); LSGP: Плоскость, повернутая на угол 15° в сторону удаления от DLV (см. 3.22), на которую ложится бок снегоболотохода при опрокидывании.

Примечание - Боковая имитируемая наземная плоскость образуется при повороте вертикальной плоскости, параллельной продольной осевой линии снегоболотохода, относительно горизонтальной линии, проходящей через наиболее удаленную точку верхнего элемента устройства защиты от опрокидывания ROPS, к которому приложена боковая нагрузка (см. рисунок 1). LSGP определяется для ненагруженного устройства защиты от опрокидывания и перемещается вместе с элементом, к которому приложена нагрузка, до угла 15° относительно вертикали.

3.3 буксирное устройство: Устройство, являющееся частью конструкции снегоболотохода и предназначенное для присоединения к снегоболотоходу прицепа или другого оборудования.

3.4 грузоподъемность: Наибольшая полезная нагрузка, предписанная предприятием-изготовителем в руководстве пользователя для заводской комплектации снегоболотохода.

Примечание - Грузоподъемность учитывает массу водителя, пассажира/пассажиров (если для него предусмотрено место), собственно груза, дополнительного оборудования и нагрузку на буксирное устройство (при наличии), но не включает снаряженную массу.

3.5 дополнительное оборудование: Предметы или устройства, устанавливаемые (закрепляемые) на снегоболотоходе после его изготовления, не являющиеся необходимыми для его нормального функционирования и предназначенные для изменения дизайна, удобства пользования и/или иных свойств, влияющих на эффективность эксплуатации.

Примечание - К дополнительному оборудованию могут относиться цепи противоскольжения, тент, закрытая кабина, дополнительные устройства освещения.

3.6 защитное снаряжение: Персональное защитное снаряжение для экипировки водителя и пассажира (пассажиров), соответствующее характеру использования снегоболотохода и включающее шлем и защиту для глаз рекомендуемого изготовителем снегоболотохода типа, а также, в отдельных случаях, иные предметы снаряжения, предусмотренные изготовителем снегоболотохода и упомянутые в руководстве пользователя.

3.7 защитный брус (rollbar): Устройство защиты от опрокидывания ROPS, имеющее одну или две стойки, состоящее из трубчатого каркаса, выполненного из одной или нескольких деталей и не имеющее консольных конструктивных элементов.

3.8 идентификационный номер (код) транспортного средства (vehicle identification number); VIN: Буквенно-цифровой код, устанавливаемый изготовителем для транспортного средства с целью обеспечить должную идентификацию каждого транспортного средства.

3.9 имитируемая наземная плоскость (simulated ground plane); SGP: Плоскость, имитирующая плоскую поверхность грунта, на которую ложится снегоболотоход после опрокидывания.

3.10 индикатор заднего хода: Световой или другого типа прибор, сигнализирующий о том, что в трансмиссии включена передача заднего хода.

3.11 индикатор нейтрали: Световой или другого типа прибор, сигнализирующий о том, что в трансмиссии не включена передача (нейтральная передача).

3.12 искрогаситель: Компонент выпускной системы, который ограничивает размер раскаленных частиц, выбрасываемых из выхлопной трубы снегоболотохода.

3.13 конструктивный элемент (structural member): Элемент устройства защиты от опрокидывания ROPS, воспринимающий нагрузку и/или поглощающий энергию.

3.14 крыша: Легкая демонтируемая конструкция, защищающая сидящих в снегоболотоходе от солнца и осадков.

Примечание - Крыша не предназначена для защиты сидящих в снегоболотоходе от падающих предметов.

3.15 максимальная скорость, км/ч: Наивысшая скорость снегоболотохода снаряженной массы с одним водителем (98 кг), развиваемая на чистой сухой ровной поверхности с подъемом не более 1,7%.

3.16 место для перевозки груза: Настил, стойки, багажник(и) или другое конструктивно оформленное загрузочное пространство, предназначенное предприятием-изготовителем для перевозки грузов на снегоболотоходе.

3.17 механическая подвеска: Устройство, которое обеспечивает возможность вертикального перемещения колеса снегоболотохода относительно шасси, сопровождаемое упругим сопротивлением и демпфированием колебаний.

3.18 многостоечное устройство защиты от опрокидывания (multiple-post ROPS): Устройство защиты от опрокидывания ROPS, имеющее более двух стоек, соединенных конструктивными элементами.

3.19 нагрузка на буксирное устройство: Вертикальная нагрузка, приходящаяся на буксирное устройство.

3.20 нейтраль: Состояние трансмиссии, при котором отсутствует механическая связь между входным и выходным валами трансмиссии.

3.21 орган переключения передач (gearshift control): Орган управления, предназначенный для выбора и включения передачи в трансмиссии.

3.22 объем ограничения деформации (deflection limiting volume); DLV: Фигура с прямоугольными очертаниями по размерам приблизительно соответствующая антропометрическим данным мужчины высокого роста, в положении сидя, в обычной рабочей одежде и защитном шлеме, с размерами по [1]* и определяющая минимальное безопасное рабочее пространство вокруг водителя и/или пассажира (пассажиров) при деформации конструкции снегоболотохода в случае аварии.

________________

* Поз. [1]-[4], [6], [11]-[18], [20] и [21] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.23 отрыв колес в повороте: Условие при движении на повороте, при котором все колеса на внутренней стороне поворота отрываются от поверхности испытательной площадки по крайней мере на 50 мм.

3.24 парковочный механизм: Устройство, находящееся в трансмиссии, которое блокирует трансмиссию, если орган управления трансмиссией находится в предусмотренном для парковки положении.

3.25 педаль акселератора: Ножной орган управления скоростью снегоболотохода.

3.26 педаль тормоза: Ножной орган управления, при перемещении которого активируется тормоз (тормоза).

3.27 поручень: Элемент конструкции снегоболотохода, позволяющий водителю и пассажиру (пассажирам) при обхвате его пальцами руки удерживаться во время движения на сиденье.

3.28 предупреждающая табличка: Табличка, идентифицирующая потенциальные риски, определенные изготовителем снегоболотохода для водителя, пассажира (пассажиров), лиц, проводящих техническое обслуживание и ремонт снегоболотохода, а также для лиц, находящихся в зоне эксплуатации снегоболотохода.

3.29 рабочий тормоз: Основная тормозная система, которая используется для замедления и остановки транспортного средства.

3.30 руководство пользователя: Документ, поставляемый предприятием-изготовителем вместе со снегоболотоходом, содержащий информацию об использовании, управлении и обслуживании снегоболотохода.

3.31 ручной орган управления для отключения топливоподачи: Управляемое вручную устройство для открытия или перекрытия потока топлива из топливного бака.

3.32 масса в снаряженном состоянии, кг: Масса снегоболотохода, полностью заправленного топливом, маслом и жидкостью для системы охлаждения, но без водителя, пассажира(ов) (если предусмотрено конструкцией), дополнительного оборудования и груза.

3.33 масса, рекомендуемая изготовителем m, кг: Снаряженная масса с учетом оборудования, инструмента и устройства защиты от опрокидывания ROPS, но без прицепного оборудования.

Примечания

1 Грунт, ветки, камни и т.д., которые часто присутствуют в конструкции, как результат эксплуатации, не являются составной частью снегоболотохода и не могут быть включены в массу машины.

2 Величина m применяется при испытании устройства защиты от опрокидывания ROPS.

3.34 подпятник G (socket): Элемент, воспринимающий сосредоточенную нагрузку на устройство распределения нагрузки (LDD).

3.35 скорость рыскания (yaw velocity) r, рад/с: Угловая скорость снегоболотохода относительно вертикальной оси.

3.36 снегоболотоход колесный малогабаритный с органами управления автомобильного типа: Самоходное транспортное средство с четырьмя или более колесами, сконструированные и предназначенные для движения по дорогам без покрытия и по бездорожью, в том числе по заболоченным и заснеженным участкам местности максимальной массой не более 1700 кг, с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом не более 1000 см, имеющее орган управления направлением движения, отличный от мотоциклетного руля с рукоятками, сиденья не мотоциклетного типа для водителя и по крайней мере, для одного пассажира, расположенные бок о бок и имеющее максимальную скорость более 48 км/ч.

Примечания

1 Сиденье мотоциклетного типа не позволяет свести колени сидящего вместе.

2 Примеры снегоболотоходов колесных малогабаритных с органами управления автомобильного типа приведены в приложении А.

3.37 среднее замедление a, м/с: Интенсивность изменения скорости транспортного средства с момента включения тормозов до момента полной остановки транспортного средства.

3.38 стандартное состояние: Состояние, в котором снегоболотоход был выпущен с завода-изготовителя, т.е. без дополнительного оборудования и принадлежностей, полностью собранный и отрегулированный в соответствии с требованиями изготовителя.

3.39 стояночный тормоз: Тормозная система, которая при активации чисто механическим путем включает один или более тормозных механизмов и постоянно удерживает их во включенном положении без дальнейшего воздействия со стороны водителя.

3.40 сцепление с механическим приводом: Устройство, приводимое в действие мускульной силой водителя и служащее для разъединения двигателя и трансмиссии.

3.41 технически допустимая максимальная масса M, кг: Максимальная допустимая масса груженого снегоболотохода, установленная предприятием-изготовителем.

3.42 тормозной путь S, м: Расстояние, преодолеваемое снегоболотоходом с момента включения тормозов до момента полной его остановки.

3.43 точка приложения нагрузки (load application point); LAP: Точка на устройстве защиты от опрокидывания, к которой прикладывается испытательная нагрузка.

3.44 удерживающее устройство, активируемое однократным воздействием одной руки: Удерживающее устройство в виде компонента или узла, которое приводится в состояние, в котором оно может выполнять свои функции в результате однократного воздействия одной руки.

Примечание - Таким устройством может быть дверца, закрываемая одной рукой или ограждение в виде сетки, пристегиваемое также одной рукой.

3.45 усилие нагружения F, Н: Испытательное усилие, прикладываемое к конструкции устройства защиты от опрокидывания.

3.46 устройство защиты от опрокидывания (roll-over protection structure); ROPS: Система конструктивных элементов, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений водителю и пассажиру (пассажирам) в случае опрокидывания при условии применения ремней безопасности.

3.47 устройство распределения нагрузки (load distribution device); LDD: Устройство, используемое для предотвращения местной деформации конструктивных элементов ROPS внутрь защищаемого пространства в точке приложения нагрузки LAP.

3.48 ход колеса: Расстояние между двумя положениями исходной точки, принадлежащей к неподрессоренным массам (например, точки на оси колеса), одно из которых соответствует состоянию подвески при полном отсутствии нагрузки на колесо, а второе - состоянию подвески при полностью сжатом упругом элементе.

3.49 центр тяжести: Точка, в которой считается сконцентрированной общая масса снегоболотохода, так что при подвешивании в этой точке снегоболотоход будет находиться в равновесии в любом положении.

3.50 ширина снегоболотохода, м: Поперечное расстояние между наиболее разнесенными жесткими точками (например, ободами колес) конструкции снегоболотохода, не учитывающее шины, зеркала и дополнительное оборудование.

3.51 энергия, поглощаемая конструкцией устройства защиты от опрокидывания ROPS U, Дж: Энергия, поглощаемая конструкцией устройства защиты от опрокидывания ROPS, зависящая от массы, рекомендуемой изготовителем.

     4 Требования безопасности

4.1 Рабочий тормоз

4.1.1 Снегоболотоход должен иметь передние и задние тормозные механизмы, приводимые в действие одним ножным органом управления, расположенным слева от педали акселератора. Срабатывание рабочего тормоза должно осуществляться движением органа управления вперед и/или вниз.

4.1.2 При воздействии на орган управления тормозами усилие должно быть не менее 44 Н и не более 555 Н.

4.1.3 В ходе одного из четырех контрольных торможений снегоболотохода до остановки в соответствии с процедурой по 5.1.2 по крайней мере один раз должна быть достигнута величина среднего замедления , не менее 4,5 м/с. Среднее замедление при торможении рассчитывают по формуле (1)

,                                                                  (1)


где - среднее замедление при торможении, м/с;

- скорость начала торможения, км/ч;

- тормозной путь, м.

4.2 Стояночный тормоз/парковочный механизм

4.2.1 Снегоболотоход должен иметь стояночный тормоз/парковочный механизм, способный удерживать его на поверхности с углом наклона 20% (11,4°) в пределах сцепления шин с опорной поверхностью, как в направлении спуска, так и в направлении подъема в течение 5 мин. Возможное смещение снегоболотохода во время испытаний не должно превышать 25 мм. Условия и процедура испытаний - в соответствии с 5.2.2.

4.3 Органы управления двигателем

4.3.1 Снегоболотоход должен иметь устройство останова двигателя, например, с помощью ключа зажигания, расположенное в зоне доступности водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.

4.3.2 Снегоболотоход должен иметь орган управления скоростью в виде педали акселератора.

4.3.2.1 Педаль акселератора должна быть расположена справа от других органов управления, предназначенных для правой ноги водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.

4.3.2.2 Действие педали акселератора должно быть таково, чтобы при движении ее вперед и/или вниз скорость снегоболотохода увеличивалась. При прекращении нажатия на педаль акселератора двигатель должен снижать скорость вращения коленчатого вала до оборотов холостого хода.

4.3.3 В случае, если снегоболотоход имеет ручной орган управления для отключения топливоподачи, он должен отвечать следующим требованиям:

- принцип управляющего движения - поворотный;

- положения органа управления "ВКЛ" и "ВЫКЛ" должны быть разделены углом поворота 90°;

- положения органа управления "ВЫКЛ" и "РЕЗЕРВ" (при наличии) должны быть разделены углом поворота 90°;

- последовательность положений поворотного органа управления должна быть "ВКЛ" - "ВЫКЛ" - "РЕЗЕРВ".

4.4 Органы управления трансмиссией

4.4.1 Сцепление с механическим приводом

Снегоболотоходы, оснащенные сцеплением с механическим приводом должны иметь ножную педаль управления приводом.

4.4.1.1 Педаль управления механическим приводом сцепления должна быть расположена слева от других органов управления, предназначенных для левой ноги водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.

4.4.1.2 Действие педали управления механическим приводом сцепления должно быть таково, чтобы при движении ее вперед и/или вниз происходило разъединение двигателя и трансмиссии.

4.4.2 Орган переключения передач

Снегоболотоходы, оснащенные сцеплением с механическим приводом должны иметь возможность выбора и ручного включения любой передачи в трансмиссии, обозначение которой должно быть в поле зрения водителя.

4.4.2.1 Обозначение передач в трансмиссии должно представлять собой номера передач, где большей цифре соответствует передача, обеспечивающая большую скорость снегоболотохода.

4.4.2.2 Орган переключения передач должен быть расположен так, чтобы любая из передач в трансмиссии могла быть включена водителем, сидящим в нормальном рабочем положении.

4.4.3 Иные органы управления

Обособленные органы управления включения переднего хода, заднего хода, переключения трансмиссии в нейтральное положение, выбора отдельных рядов передач или схемы привода (привод на два или более колес), а также иные органы управления, относящиеся к трансмиссии, могут располагаться отдельно, с возможностью независимого воздействия на них водителя, сидящего в нормальном рабочем положении при условии их однозначно понимаемой маркировки, находящейся в поле зрения водителя.

4.4.4 Блокировка запуска от электрического стартера

Блокировка запуска от электрического стартера должна быть предусмотрена на всех снегоболотоходах с двигателем внутреннего сгорания для предотвращения запуска двигателя электрическим стартером в случаях, когда сцепление находится во включенном положении, трансмиссия не находится в парковочном положении или в положении нейтрали или не приведена в действие тормозная система.

4.5 Рулевое управление

Снегоболотоход должен быть оснащен рулевым колесом в качестве органа управления направлением движения.

4.5.1 Рулевое колесо должно быть расположено перед водителем, сидящим в нормальном рабочем положении таким образом, чтобы он мог охватывать рулевое колесо обеими руками, а также видеть и воздействовать на все остальные органы управления.

4.5.2 Для поворота налево рулевое колесо должно поворачиваться в направлении против часовой стрелки, а для поворота направо - в направлении по часовой стрелке, если смотреть на рулевое колесо с позиции водителя.

4.6 Поручни

Снегоболотоход должен иметь, по крайней мере, один поручень для сидящих в снегоболотоходе на любом из крайних к борту мест. Конструкция поручня должна обеспечивать воспринимать без разрушения статическое усилие, приложенное как вертикально вверх, так и вниз величиной не менее 500 Н. Усилие должно быть приложено в центре рабочей поверхности поручня на площади, обеспечивающей величину распределенной нагрузки 0,5 МПа. Конструкция поручня должна позволять сидящему в снегоболотоходе беспрепятственно высаживаться из него. Рулевое колесо считается поручнем для водителя.

4.7 Устройство защиты от опрокидывания ROPS

Снегоболотоход должен иметь устройство защиты от опрокидывания (далее - ROPS), удовлетворяющее по усмотрению изготовителя [2] или [3], а также следующим требованиям:

4.7.1 При испытаниях, условия и методы которых описаны в 5.3, при приложении статических усилий в боковом, вертикальном и продольном направлении, величины которых приведены в таблице 1, а также при расчете энергии, поглощаемой при нагружении в боковом направлении, снегоболотоход считается соответствующим требованиям настоящего стандарта при выполнении следующих условий.

4.7.1.1 Во время бокового, вертикального или продольного нагружения ни один из элементов ROPS не должен проникать в объем ограничения деформации DLV. Ограничения по деформациям являются обязательными.

4.7.1.2 В течение всего времени действия бокового усилия боковая имитируемая наземная плоскость LSGP, как показано на рисунке 1, не должна проникать в объем ограничения деформации DLV в его исходном прямом состоянии.

     
a - элемент верхней рамы ROPS, к которой прикладывается боковая нагрузка; b - наиболее удаленная точка верхнего элемента a ROPS, к которому приложена боковая нагрузка; c - вертикальная линия, проходящая через точку b; d - вертикальная плоскость, параллельная осевой линии снегоболотохода, проходящая через линию c; LSGP - боковая имитируемая наземная плоскость; DLV - объем ограничения деформации

Рисунок 1 - Боковая имитируемая наземная плоскость LSGP

4.7.1.3 ROPS не должно отрываться от снегоболотохода, а именно не должно происходить отделение ROPS, разрушение системы его крепления, рамы снегоболотохода (при ее наличии). В том случае, если имеет место частичный отрыв, ROPS должно обладать свойством противодействовать полному отделению от снегоболотохода при заданных силовых и энергетических уровнях.


Таблица 1 - Значения усилий и энергии при нагружении ROPS

Масса, рекомендуемая изготовителем, кг

Усилие при боковом нагружении, Н

Энергия U при боковом нагружении, Дж

Усилие F при вертикальном нагружении, Н

Усилие F при продольном нагружении, Н

m*

6m

13000 (m/10000)

19,61m

4,8m

* Если m<700 кг, для расчетов принимается значение m=700 кг.

4.8 Удерживающие устройства для водителя и пассажиров

4.8.1 Ремни безопасности

Каждое место для водителя и пассажиров в снегоболотоходе должно быть оснащено ремнями безопасности, имеющими не менее трех точек крепления и отвечающими требованиям [4]. По выбору изготовителя ремни безопасности могут отвечать требованиям [5], (кроме требований раздела 8 к установке), при этом ремень каждого места для сидения должен иметь аварийно запирающееся втягивающее устройство по [6] с предельным углом запирания, определяемым производителем исходя из предполагаемого характера использования снегоболотохода.

Примечание - Предельный угол запирания соответствует углу наклона чувствительного элемента аварийно запирающегося втягивающего устройства в любом направлении, при котором происходит блокировка вытягивания ремня из втягивающего устройства.

4.8.2 Система реагирования на непристегнутый ремень безопасности водителя

Снегоболотоход должен иметь систему реагирования на непристегнутый ремень безопасности водителя, включающую ограничитель скорости и отвечающую следующим требованиям:

4.8.2.1 Система реагирования на непристегнутый ремень безопасности водителя должна включаться при следующих условиях:

- замок зажигания или система бесключевого запуска находится в положении "старт";

- орган переключения передач находится в положении движения вперед;

- ремень безопасности водителя не пристегнут, что определяется по выбору изготовителя:

- либо непристегнутым замком ремня безопасности;

- либо ремнем безопасности, вытянутым из катушки менее, чем на 100 мм.

4.8.2.2 Во включенном состоянии реагирования на непристегнутый ремень безопасности водителя должна обеспечивать выполнение следующих функций:

- включение постоянно горящего или мигающего светового индикатора, соответствующего [7] (позиция 21 таблицы 1) и видимого с места водителя;

- ограничение максимальной скорости снегоболотохода величиной 25 км/ч до момента, когда ремень водителя будет пристегнут. Процедура испытаний ограничителя максимальной скорости по 5.5.

Режим ограничения максимальной скорости должен сопровождаться включением видимой с места водителя световой индикации до момента, когда ремень безопасности водителя будет пристегнут и ограничение максимальной скорости прекратит свое действие.

Если на снегоболотоходе установлен карбюраторный двигатель или дизель, функция ограничения скорости является факультативной и может быть заменена на включение постоянного или прерывистого звукового сигнала.

4.8.3 Дополнительные удерживающие устройства

Каждое крайнее к борту место для водителя и пассажиров в снегоболотоходе помимо ремней безопасности должно быть оснащено дополнительными удерживающими устройствами, для зон 1-4 по 4.8.3.1-4.8.3.4, отвечающими требованиям по 4.8.3.1-4.8.3.4. Дополнительные удерживающие устройства не должны существенно препятствовать процессу управления снегоболотоходом, также ухудшать поле обзора водителя. Все вышеуказанные зоны определены в вертикальной продольной плоскости снегоболотохода, т.е. на виде сбоку, как показано на рисунках 2-5. Средства удержания в каждой из зон ограничивают выступание частей тела и смещение водителя и пассажиров посредством как уже имеющихся элементов конструкции, так и компонентов или узлов, которые приводятся в состояние, в котором оно может выполнять свои функции в результате однократного воздействия одной руки.

Дополнительные удерживающие устройства должны выдерживать статическое воздействие усилий, величины которых зависят от зоны и указаны в 4.8.3.1-4.8.3.4, а продолжительность воздействия, если не указано иное, составляет не менее 5 с. Если не указан иной способ, распределение усилия должно осуществляться посредством аппликатора, имеющего круглую плоскую поверхность диаметром не более 76 мм. Плоская поверхность аппликатора должна иметь возможность поворотов для наилучшего прилегания к поверхности удерживающего устройства с учетом особенностей его конструкции, иметь возможность упругого деформирования и не должна во всех случаях оставаться перпендикулярной направлению прикладываемого усилия. Для исключения возможности порезов проверяемых элементов, кромки аппликатора должны иметь радиус закругления не менее 6 мм.

4.8.3.1 Зона 1 "Голень/Стопа"

Удерживающие функции для зоны 1 "Голень/Стопа" могут быть обеспечены либо порогом, поднятым не менее чем на 102 мм над ближайшей к нему зоной опоры ног водителя или пассажира на полу снегоболотохода, либо подвижной преградой: дверцей, сеткой или иным элементом, выполняющим функцию удержания. В случае подвижной преграды во время движения должно быть обеспечено перекрытие ею зоны 1 "Голень/Стопа", показанной на рисунке 2. Зона 1 "Голень/Стопа", показанная на данном рисунке прямоугольником, расположенным ниже и спереди от точки P должна располагаться на расстоянии не более 229 мм от основания сиденья и не выше 102 мм над поверхностью пола. Если сиденье имеет продольную регулировку, точку P определяют исходя из крайнего заднего положения сиденья.

     
Рисунок 2 - Зона 1 "Голень/Стопа"

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное