Внимание! В период с 29.07.22 по 11.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства.
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 17 августа 2022 в 10:19
Снять ограничение

ГОСТ ISO 12217-3-2016

Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 3. Суда с длиной корпуса менее 6 м
Недействующий стандарт
Проверено:  09.08.2022

Информация

Название Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 3. Суда с длиной корпуса менее 6 м
Название английское Small craft-Stability and buoyancy assessment and categorization -Part 3: Boats of hull length less than 6 m
Дата актуализации текста 01.01.2018
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 02.08.2017
Дата введения в действие 01.11.2017
Область и условия применения Настоящая часть стандарта ИСО 12217 устанавливает методы оценки остойчивости и плавучести целых (т. е. неповрежденных) судов. Также рассматриваются характеристики плавучести судов, с риском заливания водой. Оценка остойчивости и запаса плавучести согласно настоящей части стандарта, дает возможность присвоить судну проектную категорию (C или D), соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке. Настоящая часть стандарта ИСО 12217 применима к гребным и моторным судам с длиной корпуса менее 6 м, за исключением обитаемых многокорпусных судов. К палубным судам с быстроосушаемыми рецессами в соответствии с ISO 11812 с длиной корпуса менее 6 м, могут также применяться стандарты ISO 12217-1 или ISO 12217-2 (для не парусных и парусных судов, соответственно), в этом случае может быть назначена более высокая проектная категория. Для обитаемых многокорпусных судов в настоящем стандарте приводятся оценка вероятности опрокидывания судна, определение эффективного способа эвакуации и требования к положительной плавучести при опрокидывании судна. Требования настоящей части стандарта ИСО 12217 не распространяются на: - надувные и каркасно-надувные суда (РИБ), рассматриваемые в ISO 6185, кроме ссылок, сделанных в ISO 6185 на специальные положения ИСО 12217; - персональные суда, рассматриваемые в ISO 13590 и прочий, сходный по управлению водный транспорт; - водные игрушки; - каноэ и каяки; - гондолы и водные велосипеды; - парусные доски для виндсерфинга; - доски для серфинга, в том числе укомплектованные механическим двигателем; - суда на подводных крыльях и на воздушной подушке в случае, когда они не находятся в водоизмещающем режиме;- подводные аппараты
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Утверждён в Росстандарт

     
     ГОСТ ISO 12217-3-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СУДА МАЛЫЕ

Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории

Часть 3

Суда с длиной корпуса менее 6 м

Small craft. Stability and buoyancy assessment and categorization. Part 3. Boats of hull length less than 6 m

     

ОКС 47.080
ОКП 744352

Дата введения 2017-11-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 межгосударственного стандарта

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 032 "Внутренний водный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. N 469-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 12217-3-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 12217-3:2015* "Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 3. Суда с длиной корпуса менее 6 м" ("Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 3: Boats of hull length less than 6 m", IDT)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт определяет предельные условия окружающей среды, для которых проектируется конкретное судно.

Это дает возможность определить проектную категорию судна, соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке. Проектные категории соответствуют проектным категориям, приведенными в Директиве Европейского Союза о прогулочных судах, Директива ЕС 2013/53/ЕС.

Приложение Н содержит таблицы, способствующие проведению комплексной оценки соответствия судна требованиям настоящего стандарта.


ВНИМАНИЕ - Соответствие правилам настоящего стандарта не гарантирует обеспечения полной безопасности и исключения риска опрокидывания судна или его затопления.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы оценки остойчивости и плавучести целых (т.е. неповрежденных) судов. Также рассматриваются характеристики плавучести судов, с риском заливания водой.

Оценка остойчивости и запаса плавучести согласно настоящему стандарту, дает возможность присвоить судну проектную категорию (С или D), соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке.

Настоящий стандарт применим к гребным и моторным судам с длиной корпуса менее 6 м, за исключением обитаемых многокорпусных судов. К палубным судам с быстроосушаемыми рецессами в соответствии с ISO 11812 с длиной корпуса менее 6 м могут также применяться стандарты ISO 12217-1 или ISO 12217-2 (для непарусных и парусных судов соответственно), в этом случае может быть назначена более высокая проектная категория.

Для обитаемых многокорпусных судов в настоящем стандарте приводятся оценка восприимчивости судна к опрокидыванию, определение эффективного способа эвакуации и требования к положительной плавучести при опрокидывании судна.

Требования настоящего стандарта не распространяются на:

- надувные и каркасно-надувные суда (РИБ), рассматриваемые в ISO 6185, кроме ссылок, сделанных в ISO 6185 на специальные положения ISO 12217;

- персональные суда, рассматриваемые в ISO 13590 и прочий, сходный по управлению водный транспорт;

- водные игрушки;

- каноэ и каяки;

- гондолы и водные велосипеды;

- парусные доски для виндсерфинга;

- доски для серфинга, в том числе укомплектованные механическим двигателем;

- суда на подводных крыльях и на воздушной подушке в случае, когда они не находятся в водоизмещающем режиме;

- подводные аппараты.

Примечание - Водоизмещающий режим представляет собой режим поддержания судна только при помощи гидростатической силы.


Настоящий стандарт не включает и не дает оценку воздействия на остойчивость буксировки, рыбной ловли, дноуглубительных работ или подъемных операций, так как вышеперечисленное следует рассматривать отдельно в случае необходимости.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты*. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного стандарта (включая все его изменения). Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта.

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO 2896:2001, Rigid cellular plastics - Determination of water absorption (Поропласты жесткие. Определение водопоглощения)

ISO 3864-1, Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 1: Design principles for safety signs and safety markings (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования для знаков и маркировки безопасности)

ISO 8666, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)

ISO 9093-1, Seacocks and through-hull fittings - Part 1: Metallic (Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 1. Металлические)

ISO 9093-2, Small craft - Seacocks and through-hull fittings - Part 2: Non-metallic (Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 2. Неметаллические)

ISO 10240, Small craft - Owner's manual (Суда малые. Руководство для владельца)

ISO 11812, Small craft - Watertight cockpits and quick-draining cockpits (Суда малые. Водонепроницаемые и быстроосушаемые кокпиты)

ISO 12216, Small craft - Windows, portlights, hatches, deadlights and doors - Strength and watertightness requirements (Суда малые. Окна, бортовые иллюминаторы, люки, глухие иллюминаторы и двери. Требования к прочности и водонепроницаемости)

ISO 12217-1:2015, Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 1: Non-sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m (Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести. Определение проектной категории. Часть 1. Непарусные суда с длиной корпуса 6 м и более)

ISO 12217-2:2015, Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 2: Sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m (Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 2. Суда парусные с длиной корпуса 6 м или более)

ISO 14946, Small craft - Maximum load capacity (Суда малые. Максимальная грузоподъемность)

ISO 15083, Small craft - Bilge-pumping systems (Суда малые. Трюмные насосные системы)

ISO 15085, Small craft - Man-overboard prevention and recovery (Суда малые. Предотвращение падения за борт и подъем человека на борт)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Примечание - Значения некоторых символов, используемых в определениях, приведены в разделе 4.

     3.1 Основные термины

3.1.1 проектная категория (design category): Описание условий плавания по ветру и волнению, при которых разрешается эксплуатация судна.

Примечание - См. также 9.2.

3.1.2 рецесс (recess): Открытый для доступа воздуха объем, который может быть заполнен водой в пределах допустимых нагрузок и соответствующих дифферентов.

Пример - Кокпиты, ниши подвесного мотора, открытые объемы или пространства, ограниченные фальшбортами или комингсами.

Примечание 1 - Каюты, навесы (укрытия) или локеры, снабженные закрытиями, удовлетворяющими требованиям ISO 12216, не являются рецессами.

Примечание 2 - Кокпиты, открытые в кормовой части, рассматриваются как рецессы. Палубы без фальшбортов и комингсов не являются рецессами.

3.1.3 быстроосушаемый рецесс (quick-draining recess): Рецесс, удовлетворяющий требованиям ISO 11812 для "быстроосушаемых кокпитов и рецессов".

Примечание 1 - ISO 11812 содержит требования, которым большинство парусных лодок не может соответствовать.

Примечание 2 - Согласно характеристикам, приведенным в ISO 11812, кокпит можно рассматривать как быстроосушаемый только для одной проектной категории; для более высокой проектной категории данный же кокпит не будет считаться быстроосушаемым.

3.1.4 водонепроницаемый рецесс (watertight recess): Рецесс, удовлетворяющий требованиям ISO 11812 для "водонепроницаемых кокпитов и рецессов".

Примечание - Настоящий термин включает в себя требования, применимые только к водонепроницаемости и высоте комингса, но не к осушению.

3.1.5 палубное (закрытое) судно (fully enclosed boat): Судно, у которого горизонтальная проекция площади, ограниченная бортовой линией, включает любую комбинацию из:

- водонепроницаемой палубы и надстройки, и/или

- быстроосушаемого рецесса, соответствующего ISO 11812, и/или

- водонепроницаемого рецесса в соответствии ISO 11812 с суммарным объемом меньше, чем (LBF)/40, у которого все закрытия имеют степень водонепроницаемости в соответствии с ISO 12216.

Примечание - Размер рецессов, разрешенный для некоторых судов проектной категории С, ограничен требованиями 6.4.

3.1.6 частично закрытое судно (partially protected boat): Судно, которое не отвечает определению закрытого судна, и у которого горизонтальная проекция площади палубы, кают, укрытий, ниш подвесного мотора и других жестких покрытий, считаемых водонепроницаемыми сверху в соответствии с ISO 12216, и из которых вода сливается непосредственно за борт (то есть не через осушительную систему), и:

- составляет не менее 1/3 от горизонтальной проекции площади, ограниченной бортовой линией,

- включает всю площадь в пределах L/3 от носовой оконечности,

- включает зону шириной не менее 100 мм, проходящую вдоль бортовой линии,

исключая площадь водонепроницаемых рецессов, имеющих объем меньше чем (LBF)/40, которые могут иметь сливные устройства.

Примечание 1 - См. рисунок 1.

Примечание 2 - Предполагается, что ниши подвесного мотора имеют соответствующую защиту.


1 - площадь рецесса, открытого сверху (менее чем 2/3 от общей площади, ограниченной бортовой линией); 2 - бортовая линия; 3 - открытое укрытие или закрытая каюта

Рисунок 1 - Частично закрытое судно

3.1.7 обитаемое судно (habitable boat): Судно, на котором расположена полностью закрытая каюта с жесткой (твердой) крышей, оборудованная одной или несколькими койками, скамьями, раскладными и подвесными койками и т.п., пригодными для сна во время плавания судна.

Примечание 1 - Судно считается обитаемым, если вместо жесткой двери для закрытия каюты применяется тканевый материал, или если стены каюты выполнены из подобного материала.

Примечание 2 - Следующий тип судна не считается обитаемым, если есть:

- оборудованный навес над кокпитом;

- небольшая открытая с боков каюта, служащая для ограниченной защиты от брызг, при условии, что отсутствует круговая тканевая завеса.

Примечание 3 - Спальные помещения имеют минимальный размер 1,5 м по диагонали, 0,4 м по ширине в самом широком месте, с минимальной габаритной высотой 0,4 м. Палубы кают и помещения, предназначенные только для хранения, и упомянутые в руководстве для владельца, не являются спальными помещениями.

     3.2 Заливание

3.2.1 отверстие, считающееся открытым (downflooding opening): Отверстие в корпусе или в палубе (включая комингс рецесса), через которое вода может поступать во внутренние помещения судна, трюм судна или в рецессы, кроме отверстий, указанных в 6.3.1.5.

3.2.2 высота заливания h (downflooding height): Наименьшая высота от ватерлинии до отверстия, считающегося открытым, за исключением отверстий, приведенных в 6.3.1.5, при отсутствии крена судна и максимальной нагрузке, измеренная до критической точки, которая может представлять собой выходное отверстие трубопровода или канала, идущего внутрь корпуса.

Примечание - Высота заливания измеряется в метрах.

3.2.3 угол заливания (downflooding angle): Угол крена, при котором через отверстия, считающиеся открытыми (кроме указанных в 6.3.1.5), происходит заливание внутренних помещений, когда судно в тихой воде и при соответствующей загрузке с проектным дифферентом.

Примечание 1 - Угол заливания может быть определен любым из методов, представленных в приложении В.

Примечание 2 - В случае, если отверстия, считающиеся открытыми, несимметричны относительно диаметральной линии судна, учитывается наименьший угол заливания.

Примечание 3 - Угол заливания измеряется в градусах.

     3.3 Состояние судна и масса

3.3.1 состояние пустого судна (empty craft condition): Пустое судно без дополнительного оборудования и конструкций, не включенных в базовую комплектацию изготовителя, на котором размещены конструкции и оборудование, перечисленные ниже:

a) все конструктивные детали, включая балластный киль и/или выдвижной киль/шверт/шверцы и/или руль/рули;

b) балласт: любой стационарный твердый балласт;

c) внутренние конструкции и оборудование: переборки и выгородки, изоляция, настилы, встроенная мебель, плавучие материалы, окна, люки и двери, постоянно установленные матрацы и материалы обшивки;

d) стационарно установленные двигатель (двигатели) и топливная система: включая двигатель (двигатели) и все сопутствующее оборудование и устройства управления, необходимые для его работы, постоянно установленные топливные/масляные системы, включая цистерны;

e) жидкости в стационарно установленных системах: рабочие жидкости, необходимые для их работы (см. пример ниже), но исключая жидкости, содержащиеся в балластных системах и цистернах, и в главных цистернах хранения, которые включены в наибольшую нагрузку.

Пример - Жидкости в системах горячей и холодной воды, топлива, смазочного или гидравлического масел;

f) внутреннее оборудование: включая

- все оборудование, стационарно установленное на судне, например, цистерны, системы туалетов, системы перекачки воды;

- осушительные системы, камбузные и нагревательные устройства, холодильное оборудование, системы вентиляции;

- электрическая установка и оборудование, включая аккумуляторные батареи, стационарно установленные в положении, определенном строителем судна;

- установленное навигационное и электронное оборудование;

- установленное противопожарное оборудование (если установлено);

g) внешнее оборудование, включая:

- все стационарно установленные стандартные или специальные палубные конструкции, например, поручни, площадки и пульты, бушприты и их оснащение, платформы для купания, внешние трапы, рулевое устройство, лебедки, тент(ы) для защиты от брызг;

- навесы, столы кокпита, решетки, сигнальные мачты (если установлены);

- мачты, гики, стоячий и бегучий такелаж, размещенный в положении по-походному и готовый к использованию; весь установленный стоячий и бегучий такелаж.

Примечание - Масса пустого судна обозначается m и измеряется в килограммах.

3.3.2 состояние судна порожнем (light craft condition): Пустое судно с добавлением стандартного оборудования (см. 3.4.10), съемного балласта (твердого или жидкого), установленного и/или предусмотренного изготовителем для установки на борту судна, находящегося на воде, и элементов, перечисленных ниже:

a) установленный(ые) в рабочем положении самый(ые) тяжелый(ые) забортный(ые) мотор (моторы), разрешенный(ые) изготовителем, если предусмотрено размещение забортного мотора мощностью более 3 кВт;

b) аккумуляторные батареи, установленные в месте, рекомендуемом изготовителем, а если место для размещения аккумуляторных батарей не указано изготовителем, то батареи для каждого двигателя с мощностью, превышающей 7 кВт, должны располагаться на расстоянии от двигателя, не превышающем 1 м;

c) все паруса, поставляемые или рекомендованные изготовителем, находящиеся на борту в свернутом состоянии и готовые к использованию, но не поднятые, например, главный парус на гике, закрученные паруса, фок паруса, сложенные на носовой части палубы.

Примечание 1 - В таблицах С.1 и С.2 приведены минимальные массы подвесных моторов и аккумуляторных батарей.

Примечание 2 - Масса судна порожнем обозначается m и измеряется в килограммах.

3.3.3 наибольшая нагрузка (maximum load): Наибольшая проектная нагрузка судна в дополнение к состоянию судна порожнем, включающая:

- максимально допустимое число людей на борту по 75 кг каждый (взрослый) или 37,5 кг (ребенок);

- личные вещи членов экипажа;

- снабжение и груз (если есть), сухая провизия, расходные жидкости;

- содержимое всех стационарно установленных цистерн, заполненных на 95% от их максимальной емкости, включая топливо, питьевую воду, сточные воды, сточные хозяйственно-бытовые воды, смазочное и гидравлическое масла, цистерны для наживки и/или садки для живой рыбы; плюс 100% балластной воды;

- расходные жидкости в передвижных цистернах (питьевая вода, топливо), заполненных на 95% максимальной емкости;

- шлюпку или другое малое судно, предназначенные для размещения на борту судна, и их подвесной мотор;

- спасательные плоты, если они размещены сверх минимального необходимого спасательного оборудования;

- снабжение (непродовольственное) и оборудование, размещаемое, как правило, на борту и не включенное в перечень стандартного оборудования, например, переносное оборудование и инструменты, запасные части, дополнительные якоря, шлюпки и подвесной мотор, если они находятся на борту;

- все прочее, что разрешено добавлять к максимально разрешенной массе дополнительного оборудования и к конструкциям, не включенное в основной перечень оборудования изготовителя.

Примечание 1 - Спасательные плоты не включаются в перечень обязательного спасательного оборудования для судов проектных категорий С и D.

Примечание 2 - Ориентировочно, каждый член экипажа может взять на борт обитаемого судна личные вещи массой не менее 20 кг.

Примечание 3 - Ориентировочно, масса спасательных плотов, предусмотренных для яхт, варьируется от приблизительно 12+2CL (кг) до удвоенного значения этой величины в соответствии со спецификацией.

Примечание 4 - Масса наибольшей нагрузки обозначается m и измеряется в килограммах.

3.3.4 состояние судна с полной нагрузкой (maximum load condition): Состояние судна порожнем с добавлением наибольшей нагрузки при проектном дифференте.

Примечание - Масса судна с полной нагрузкой обозначается m и измеряется в килограммах.

3.3.5 состояние судна в конце рейса (loaded arrival condition): Судно с полной нагрузкой за вычетом 85% от максимальной емкости стационарных и переносных цистерн для топлива, масел и питьевой воды, и минус 90% запасов провизии, но включая наихудшую с точки зрения остойчивости комбинацию расположения арматуры и оборудования.

Примечание 1 - В этом состоянии цистерны содержат 10% от их максимальной емкости.

Примечание 2 - Масса судна в конце рейса обозначается m и измеряется в килограммах.

     3.4 Прочие термины и определения

3.4.1 экипаж (crew): Люди, находящиеся на борту.

3.4.2 предельная численность экипажа CL (crew limit): Максимальное число людей (массой 75 кг каждый) на борту судна, которое учитывается при определении проектной категории.

Примечание - Половина единицы обозначает ребенка с массой тела менее 37,5 кг.

3.4.3 проектный дифферент (design trim): Дифферент судна без крена с экипажем, запасом жидкостей, снабжением и оборудованием, расположенных в местах, определенных проектантом или строителем.

Примечание - Предполагается, что экипаж находится в положении, определенным строителем. При отсутствии инструкций строителя предполагается, что экипаж и оборудование находятся в положении наиболее предпочтительном для результатов испытаний при должной эксплуатации судна и, что члены экипажа либо стоят в отведенных для этого местах, оборудованных поручнями, либо сидят.

3.4.4 обязательное спасательное оборудование (essential safety equipment): Необходимое переносное оборудование для спасательных операций, которое может включать спасательные фальшфейеры и ракеты, спасательные буи с лампочками и батарейками, аптечки первой помощи, кусачки для стоячего такелажа, спасательные жилеты, спасательные сбруи и лини, переносные огнетушители, фонарики, бинокли, радио (например, УКВ), шаровые и конические визуальные сигналы, карты и навигационные публикации в соответствии с проектной категорией судна.

Примечание 1 - Количество может варьироваться в зависимости от размера судна, проектной категории и предельного числа членов экипажа.

Примечание 2 - Как правило, масса, допустимая для необходимого спасательного оборудования, куда не включены спасательные плоты, должна быть не менее 3L, кг.

Примечание 3 - Спасательные плоты не считаются необходимым спасательным оборудованием для проектных категорий С и D.

3.4.5 элемент плавучести (flotation element): Элемент, обеспечивающий судно запасом плавучести, и, таким образом, влияющий на характеристики плавучести судна.

3.4.5.1 воздушный ящик (air tank): Ящик, выполненный из материалов конструкции корпуса и интегрированный в конструкцию корпуса или палубы.

3.4.5.2 воздушный контейнер (air container): Контейнер, выполненный из жесткого материала и не интегрированный в конструкцию корпуса или палубы.

3.4.5.3 материал с низкой плотностью (low density material): Материал с удельной плотностью меньше, чем 1,0, изначально встроенный в корпус судна для увеличения запаса плавучести в случае затопления судна.

3.4.5.4 надувной баллон (rib collar): Прочный надувной трубчатый баллон, прикрепленный по периметру судна и постоянно надутый при эксплуатации судна.

3.4.5.5 надувной мешок (inflated bag): Емкость из гибкого материала, которая не встроена в конструкцию корпуса или палубы, доступна для визуального осмотра и которая должна быть постоянно надута при эксплуатации судна.

Примечание - Надувные мешки, которые надуваются автоматически при попадании в воду (например, расположенные на главной мачте как средство предотвращения опрокидывания судна) не считаются элементами плавучести.

3.4.6 длина корпуса L (length of hull): Длина корпуса, измеренная в соответствии с ISO 8666.

Примечание - Длина корпуса измеряется в метрах.

3.4.7 грузовая ватерлиния (loaded waterline): Ватерлиния судна при отсутствии крена и в состоянии с полной нагрузкой.

3.4.8 проектная площадь парусов A (reference sail area): Площадь проекции всех парусов, которые могут быть одновременно установлены за мачтами, плюс максимальная площадь проекции всех мачт, плюс площади треугольных парусов впереди мачт, как определено в ISO 8666.

Примечание - Площадь парусности измеряется в квадратных метрах.

3.4.9 уровень наполнения рецесса (recess retention level): Уровень воды в рецессах судна, имеющего проектный дифферент, при котором 20% проекции верхнего периметра окружающего комингса (на горизонтальную плоскость, параллельную ватерлинии при проектном дифференте) будут покрыты водой, при условии, что все люки, двери задраены, сливные отверстия закрыты.

Примечание - Это определение проиллюстрировано в приложении I.

3.4.10 стандартное оборудование (standard equipment): Устройства, включая подвесные моторы (за исключением моторов для тендерных судов), переносные предметы мебели и домашние принадлежности такие как столы, стулья, переносные матрацы, ширмы и т.д., переносные осушительные насосы, якоря, цепи, тросы, паруса, переносное внешнее оборудование, такое как кранцы, багры и сходни, весла, и необходимое оборудование для обеспечения безопасности.

Примечание 1 - Там, где применяется подвесной мотор, учитывается самый тяжелый подвесной мотор, рекомендованный изготовителем судна. Масса, разрешенная для подвесного мотора и батарей (если не стационарно установленные), не должна быть меньше, чем указанная масса в колонках 1 и 3 таблиц С.1 и С.2.

Примечание 2 - Как правило, масса, допустимая для якорей, якорных цепей, верповальных тросов и кранцев, должна быть не меньше чем 0,25L (кг). В некоторых случаях допустимо удвоение значение данной массы.

3.4.11 степень водонепроницаемости (watertightness degree): Степень водонепроницаемости определена в ISO 11812 и ISO 12216.

Примечание - Степени водонепроницаемости представлены ниже.


Степень 1: степень водонепроницаемости, обеспечивающая защиту при непрерывном погружении в воду.

Степень 2: степень водонепроницаемости, обеспечивающая защиту при временном погружении в воду.

Степень 3: степень водонепроницаемости, обеспечивающая защиту от брызг воды.

Степень 4: степень водонепроницаемости, обеспечивающая защиту от капель воды, падающих под углом до 15° от вертикали.

3.4.12 площадь парусности судна A (windage area): Площадь проекции корпуса, надстроек, рубок, подвесного мотора и рангоута над ватерлинией при определенном состоянии загрузки судна, при отсутствии крена.

Примечание 1 - Учитываются тенты и навесы, которые могут устанавливаться в плохую погоду, например, защитные щиты кокпита, навесы плоскодонных лодок.

Примечание 2 - Площадь парусности судна измеряется в квадратных метрах.

3.4.13 угол заката диаграммы статической остойчивости (angle of vanishing stability): Угол крена, наиболее близкий к нулевому (отличный от нуля), при определенном состоянии загрузки, при котором восстанавливающий момент равен нулю; определяется при условии, что отсутствует смещение нагрузки; и что все отверстия, через которые возможно заливание, рассматриваются как водонепроницаемые.

Примечание 1 - У судов, рецессы которых не считаются быстроосушаемыми, принимается за угол заливания рецессов, кроме случаев, когда потеря запаса плавучести из-за таких рецессов полностью учитывается при определении .

Примечание 2 - Угол заката диаграммы статической остойчивости измеряется в градусах.

3.4.14 в плавании (under way): Не на якоре, не пришвартовано к берегу и не стоит на мели.

     4 Символы


В настоящем стандарте применены символы, указанные в таблице 1.

Таблица 1 - Символы

Символ

Единица измерения

Значение


градус (°)

Угол крена


градус (°)

Угол заливания, см. 3.2.3


градус (°)

Угол крена при испытании со смещением нагрузки, см. 6.5


градус (°)

Угол заката диаграммы статической остойчивости, см. 3.4.13

A

м

Площадь проекции надводной части корпуса судна на диаметральную плоскость при соответствующем состоянии нагрузки, см. 3.4.12

A

м

Расчетная площадь парусов, см. 3.4.8

A'

м

Фактическая площадь парусов, см. 7.7.2.4

B

м

Наибольшая ширина корпуса судна согласно ISO 8666

B

м

Ширина судна по ватерлинии согласно ISO 8666 при соответствующем состоянии нагрузки. Для многокорпусных судов является суммой значений наибольшей ширины каждого из корпусов

CL

Максимальное число членов экипажа на борту согласно 3.4.2

F

м

Высота надводного борта на миделе при соответствующем состоянии нагрузки согласно ISO 8666

h

м

Действительная высота заливания, измеренная в соответствии с 3.2.2 и 6.3.2

h

м

Требуемая высота заливания в соответствии с 6.3.2

L

м

Наибольшая длина корпуса судна, измеренная согласно ISO 8666

L

м

Длина по ватерлинии при соответствующем состоянии нагрузки, измеренная согласно ISO 8666

m

кг

Масса пустого судна, см. 3.3.1

m

кг

Масса наибольшей нагрузки судна, см. 3.3.3

m

кг

Масса судна в конце рейса, см. 3.3.5

m

кг

Масса порожнего судна, см. 3.3.2

m

кг

Масса судна в состоянии с полной нагрузкой, см. 3.3.4

     

     5 Методика

     5.1 Наибольшая нагрузка


Определить максимальную численность экипажа и наибольшую нагрузку судна в соответствии с определениями. Максимальная численность экипажа не должна превышать количество мест для размещения на судне (стоя и сидя) согласно ISO 14946.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - Необходимо исключить недооценку наибольшей нагрузки.

Примечание - Если судно оценивается с разными величинами наибольшей нагрузки, то ему могут быть присвоены различные проектные категории для различных значений величины нагрузки.

     5.2 Парусное или непарусное судно


Определить является судно парусным или непарусным. Непарусные суда - это суда, у которых

,                                                  (1)

     
где A - проектная площадь парусов в соответствии с 3.4.8, м;


m - масса судна в состоянии с полной нагрузкой, как определено в 3.3.4, кг.

Не отвечающие этим требованиям суда считаются парусными судами. В таблице 2 приведены значения проектной площади парусов для различных значений массы судна в состоянии с полной нагрузкой.


Таблица 2 - Минимальные значения проектной площади парусов для парусных судов

m, кг

200

300

400

500

600

700

800

900

1000

1100

1200

1500

A, м должна быть

2,4

3,1

3,8

4,4

5,0

5,5

6,0

6,5

7,0

7,5

7,9

9,2

     

     5.3 Применяемые испытания

5.3.1 Общая информация

5.3.1.1 Непарусные суда должны оцениваться в соответствии с требованиями раздела 6 и 5.3.1.2 (если это применимо).

Парусные суда, кроме обитаемых многокорпусных, должны оцениваться в соответствии с требованиями раздела 7. Обитаемые многокорпусные парусные суда оцениваются в соответствии с ISO 12217-2. Для обитаемых непарусных многокорпусных судов см. 6.2.

Примечание 1 - Обитаемое судно определено в 3.1.7.

Примечание 2 - Для любого из приведенных испытаний, требования, например, для высоты заливания, могут отличаться в зависимости от выбранного варианта.

5.3.1.2 Если парусное судно может также использоваться в качестве непарусного, например, с веслами или двигателями, то оно должно также, как правило, оцениваться как непарусное судно, см. также 7.1. Окончательно присваивается проектная категория, для которой судно удовлетворяет всем соответствующим требованиям. См. приложение G.

Примечание 1 - Судам могут быть даны разные предельная численность экипажа и/или проектная категория в зависимости от того, используются они как парусные или непарусные.

Примечание 2 - Обратите внимание на вариант 3 в таблице 3, который может быть целесообразным в некоторых случаях.

5.3.1.3 Если парусное судно, используемое также в качестве непарусного, было оценено с помощью вариантов 7, 8 или 9 таблицы 7, не может пройти какое-либо испытание для непарусного судна, тогда судно считается пригодным, если на видном месте установлен знак безопасности, приведенный на рисунке 8. Установленный знак безопасности должен соответствовать разделу 8.

     5.4 Альтернативы


Если судно не достигает желаемой проектной категории, измените наибольшую нагрузку или количество экипажа и повторите оценку.

Закрытые суда могут также оцениваться с помощью ISO 12217-1 или ISO 12217-2, для непарусных и парусных судов, соответственно, в этом случае они могут достичь проектной категории А или В.

     5.5 Варианты вводных параметров


При применении настоящего стандарта пользователи должны учитывать возможные изменения массы пустого судна в пределах допустимых погрешностей при изготовлении.

     6 Испытания непарусных судов

     6.1 Общая информация


Непарусные суда могут соответствовать требованиям одного из шести вариантов в соответствии с длиной корпуса, показателями запаса плавучести, палубности и рецессами, соответствующими ISO 11812, при их наличии. Эти варианты и соответствующие испытания, которые должны быть проведены, приведены в таблице 3.

Примечание - Для любого приведенного испытания, требования могут варьироваться в зависимости от выбранного варианта, например, для высоты заливания.


Присвоенная в итоге проектная категория означает, что судно удовлетворяет всем соответствующим требованиям одного из вариантов для этой категории.

Закрытые суда могут также оцениваться с использованием ISO 12217-1, в этом случае судну может быть присвоена более высокая проектная категория.

В случае, если судно оборудовано носовой погрузочной рампой, она должна обладать степенью водонепроницаемости 2 (см. 3.4.11), или, если рампа открыта, судно должно соответствовать настоящему стандарту.

     6.2 Обитаемые многокорпусные непарусные суда

6.2.1 Если обитаемые многокорпусные суда считаются восприимчивыми к опрокидыванию при использовании в их проектной категории, в дополнение к разделу 6 они должны соответствовать:

a) требованиям к запасу плавучести, приведенным в ISO 12217-2:2015, 7.12, и

b) требованиям к средствам спасания, приведенным в ISO 12217-2:2015, 7.13.

Примечание - Определение обитаемого судна в 3.1.7.

6.2.2 Суда проектной категории С считаются уязвимыми к опрокидыванию, если:

,                                                        (2)


где h - высота геометрического центра тяжести надводной проекции порожнего судна, м;

V - объемное водоизмещение порожнего судна, м.

6.2.3 Суда проектной категории D, которые соответствуют 6.5 и 6.6, не рассматриваются, как уязвимые к опрокидыванию.

     6.3 Заливание


Примечание - Соблюдение нижеперечисленных требований гарантирует обеспечение уровня водонепроницаемости, соответствующего определенной проектной категории.

6.3.1 Требования к отверстиям, считающимся открытыми, через которые возможно заливание

6.3.1.1 Все закрывающие устройства (как определено в ISO 12216), такие как окна, иллюминаторы, люки, глухие крышки иллюминаторов и двери должны удовлетворять требованиям ISO 12216 в соответствии с проектной категорией и местоположением этих устройств.

Отверстия в кожухах для шверта и выдвижного киля, в случае их наличия на обитаемом парусном судне, должны соответствовать степени водонепроницаемости 3, если они расположены ниже зоны I.

Таблица 3 - Испытания непарусных судов

Вариант

1

2

3

4

5

6

Применимо к

L<6,0 м

L4,8 м и L<6,0 м

Возможные проектные категории

С и D

С и D

D

С и D

D

С и D

Применимо для двигателей мощностью

Любая

Любая

3 кВ

Любая

Любая

Любая

Применимо к следующим типам установки двигателя

Любое

Любое

Любое

Любое

Любое

Стационарный двигатель

Палуба или покрытие

Любое судно за исключением закрытого судна

Закрытое судно

Любое судно за исключением закрытого судна

Частично закрытое судно

Любое судно за исключением закрытого судна

Любое судно за исключением закрытого судна

Определение высоты заливания

6.3

6.3

-

6.3

6.3

6.3

Размер рецесса

-

6.4

-

-

-

-

Испытание со смещением нагрузки

6.5

6.5

-

6.5

6.5

6.5

Крен, вызванный действием ветра

6.6

6.6

6.6

6.6

6.6

6.6

Стандарт аварийной плавучести

Уровень

-

См. 6.9

-

-

Начальный

Испытание плавучести

6.7

-

См. 6.9

-

-

6.8

Элементы плавучести

Приложение D

-

Приложение D

-

-

Приложение D

Испытание способности восстанавливаться из перевернутого состояния

-

-

6.9

-

-

-

Обнаружение и удаление воды

6.10

6.10

6.10

6.10

6.10

6.10

Суда с использованием вариантов 1, 3 и 6 считаются допускающими затопление при использовании в своей проектной категории.

Это любое судно, не относящееся к закрытым, то есть не имеющее какой-либо палубы.

Этот термин определен в 3.1.5. Суда, соответствующие варианту 2, могут также быть оценены, используя ISO 12217-1.

Этот термин определен в 3.1.6.

Проверка высоты заливания не требуется для некоторых судов - см. 6.3.2.1.

Это требование относится только к проектной категории С.

Применение 6.6 необходимо только для судов, у которых в условиях проведения испытания со смещением нагрузки .

6.3.1.2 В корпусе не должно быть люков и открывающихся иллюминаторов, нижняя кромка которых отступает от грузовой ватерлинии менее, чем на 0,2 м (проектная категория С) или на 0,1 м (проектная категория D), за исключением люков аварийных выходов для судов проектной категории С, где допустимо расстояние 0,1 м.

6.3.1.3 Забортные клапаны, соответствующие ISO 9093-1 и ISO 9093-2, с устройствами предотвращения затопления судна при открытых клапанах, должны быть соединены с фитингами, проходящими через корпус, расположенными совместно с любой частью отверстия ниже ватерлинии при крене либо без крена судна при полной нагрузке за исключением:

a) выхлопных труб двигателя,

b) водостоков, являющихся неотъемлемой частью корпуса с равной ему прочностью и непроницаемостью, и поднимающихся над грузовой ватерлинией не менее чем на 0,06 м для проектной категории С и 0,04 м для проектной категории D, а также над ватерлинией крена, определяемого:

1) 0° для непарусных судов;

2) 7° для парусных многокорпусных судов;

3) минимальным из углов отклонения на миделе или 30° для однокорпусных парусных судов.

Примечание 1 - Средства для предотвращения затопления судна могут включать:

- трубопровод или шланг, расположенный выше ватерлинии крена, или

- трубопровод или шланг, ведущий к точке заливания, расположенной выше ватерлинии крена, или

- невозвратный клапан, или

- трубопровод или шланг, подсоединенные к системе, через которую не может произойти затопление внутренних помещений судна, или

- для забортных клапанов, не подсоединенных к внутренним трубопроводам, постоянной заглушки или средств фиксации положения забортного клапана в закрытом положении.

Инструкции для правильной и безопасной эксплуатации забортных клапанов должны быть включены в руководство для владельца.

Примечание 2 - Специальные требования для забортных клапанов осушительной системы приведены в ISO 15083.

6.3.1.4 Отверстия в корпусе, такие как ниши подвесных моторов, свободно заливающиеся резервуары для наживки или отверстия в кожухах шверта, должны рассматриваться, как отверстия, считающиеся открытыми.

6.3.1.5 Требования, приведенные в 6.3.2 и 6.3.3, применяются для всех отверстий, считающихся открытыми, кроме:

а) отверстий, ведущих в водонепроницаемые рецессы, с суммарным объемом менее чем (LBF)/40, или в быстроосушаемые рецессы;

b) сливных отверстий из:

- быстроосушаемых рецессов,

- водонепроницаемых рецессов, затопление которых не приведет к затоплению или опрокидыванию судна без крена и которые:

1) представляют собой штормовые шпигаты, оборудованные невозвратными захлопками со степенью водонепроницаемости 3 с внешней стороны согласно ISO 12216, или

2) имеют суммарную площадь проходного сечения, которая в три раза меньше, чем минимальная площадь, требуемая для соответствия требованиям ISO 11812 для быстроосушаемых кокпитов;

c) неоткрываемых устройств;

d) закрывающих устройств, расположенных выше палубы, которые соответствуют ISO 12216 и которые:

1) приводятся в руководстве пользователя как водонепроницаемые закрытия, которые в плавании должны быть закрыты, и

2) имеют четкую надпись с внутренней стороны прописными буквами, высотой не менее чем 4,8 мм, "ДЕРЖАТЬ ЗАКРЫТЫМ В ПЛАВАНИИ", и

3) расположены так, что их нижняя кромка расположена выше грузовой ватерлинии, по крайней мере, на расстоянии, составляющем 50% от минимальной высоты заливания, требуемой в 6.2.2, или в случае, если являются путями эвакуации на обитаемых многокорпусных судах, рассматриваемых как восприимчивые к опрокидыванию (см. 6.2 и 7.1), то нижняя кромка отверстия находится на расстоянии 0,1 м выше грузовой ватерлинии судна, не имеющего крена;

e) закрывающих устройств, которые установлены в отсеке настолько ограниченного объема, что даже в случае его затопления, судно будет соответствовать всем требованиям;

f) закрывающих устройств, которые расположены не на верхней палубе и которые соответствуют степени водонепроницаемости 2 по ISO 12216, и в руководстве пользователя в которых сказано - "ДЕРЖАТЬ ЗАКРЫТЫМИ В ПЛАВАНИИ", и которые имеют четкую маркировку внутри помещений, прописными буквами не менее чем 4,8 мм высотой;

g) газоотводных трубопроводов или прочих отверстий, которые подсоединены только к водонепроницаемым системам;

h) отливных труб, оборудованных невозвратными клапанами;

i) отверстий в стенках ниш подвесных моторов, которые

1) имеют степень водонепроницаемости 2 и самая низкая точка заливания которых расположена на расстоянии более чем на 0,1 м над грузовой ватерлинией, или

2) имеют степень водонепроницаемости 3 и самая низкая точка заливания которых расположена на расстоянии более чем на 0,2 м выше грузовой ватерлинии, а также выше верхней части транца со стороны крепления двигателя, таким образом, что сливные отверстия располагаются в соответствии с рисунком 2, или

3) имеют степень водонепроницаемости 4; самая низкая точка заливания расположена на расстоянии более чем 0,2 м выше грузовой ватерлинии, а также над верхней частью транца со стороны крепления двигателя, при условии наличия в нише шпигатов, и что часть внутренних или небыстроосушаемых пространств, в которые вода может попасть, имеет длину менее чем L/6, и из которых вода, поднимаясь на уровень 0,2 м над грузовой ватерлинией, не может попасть в прочие части внутренних и небыстроосушаемых пространств судна, см. рисунок 2.

Размеры в метрах


1 - ватерлиния; 2 - отверстие со степенью водонепроницаемости 3 или 4; 3 - сливное отверстие; 4 - отверстие со степенью водонепроницаемости 4; 5 - пространство, не являющееся быстроосушаемым

Рисунок 2 - Отверстия в нишах подвесного мотора

6.3.2 Высота заливания с наибольшей нагрузкой

6.3.2.1 Испытание

Настоящее испытание проводится для определения допустимых пределов надводного борта судна с полной нагрузкой до поступления воды внутрь судна.

Испытание по определению высоты заливания не требуется проводить для следующих судов:

- для тех, при испытании которых согласно С.4.3, было доказано, что они могут быть загружены в добавок к массе, требуемой в С.2 и в таблице С.5, в том же месте размещения, дополнительным грузом массой (75CL+10% сухой массы снабжения и оборудования, включенного в наибольшую нагрузку) (кг), или

- для тех, в которые не попадает вода при изменении крена от 0° до 90° при нагрузке, соответствующей состоянию судна порожнем.

Настоящее испытание должно быть выполнено с привлечением людей, как описано ниже, или с испытательным грузом, соответствующим числу людей (по 75 кг каждый), или путем вычислений (при помощи чертежа и водоизмещения, полученного путем взвешивания или измерения высоты надводного борта).

a) Выбрать число людей, равное максимальному числу членов экипажа, со средней массой не менее чем 75 кг.

b) На тихой воде, нагрузить судно всеми составляющими наибольшей нагрузки, с людьми, размещенными так, чтобы получить проектный дифферент.

c) Измерить высоту от ватерлинии до самой низкой точки, в которой вода может начать заливаться в отверстия, считающиеся открытыми, кроме отверстий, исключенных в 6.3.1.5. Там, где отверстия, считающиеся открытыми, полностью защищены высоким комингсом вокруг рецесса, высота заливания должна быть измерена в самой низкой точке комингса, где возможно заливание воды - см. рисунок В.1. Там, где отверстия в корпусе соединены с водонепроницаемой трубой или вертикальным трубопроводом, которые поднимаются на более высокий уровень внутри судна, высота заливания берется как критическая высота внутри трубы или трубопровода.

Высота заливания, определяемая точками заливания в быстроосушаемых или водонепроницаемых рецессах, должна быть измерена при закрытых следующих отверстиях:

- штормовые шпигаты, оборудованные невозвратными клапанами, со степенью водонепроницаемости 3 снаружи согласно ISO 12216, или

- сливы с общей площадью проходного сечения меньшей трехкратного значения площади минимального проходного сечения, требуемой для быстроосушаемых кокпитов согласно ISO 11812.

6.3.2.2 Требования

a) Определить проектную категорию путем сравнения результатов измерений с требованиями для минимальной высоты заливания, как определено в перечислениях b)-f), используя или

1) метод из приложения А, который в целом приводит самые низкие требования, или

2) рисунок 3, который основан только на длине судна.

b) Для судов, которые оценивались с использованием вариантов 1, 3, 5 или 6, требуемая высота заливания в пределах L/3 носовой части судна должна увеличиваться, как показано на рисунке 4.

а) проектные категории А и В

X - длина корпуса, м; Y - требуемая высота заливания, м,

1 - номера вариантов (см. таблицу 2)

b) проектная категория С


Рисунок 3 - Требуемая высота заливания - проектные категории С и D


1 - ватерлиния; 2 - требования к начальной высоте заливания; 3 - увеличение показателя требуемой высоты заливания при движении к носу судна

Рисунок 4 - Увеличение показателя требуемой высоты заливания - варианты 1, 3, 5 и 6 (см. таблицу 3)

c) Для судов, оцениваемых с использованием вариантов 1, 3 или 5, допускается уменьшение требуемой высоты заливания на 20% в месте установки подвесного мотора при условии, что ширина площади, где производится уменьшение, минимизирована.

d) Требуемая высота заливания на транце должна быть уменьшена на 0,05 м для судов проектной категории С, при использовании варианта 1, при условии, что такие суда имеют водонепроницаемый рецесс в кормовой части (например, кокпит).

e) Для судов, которые оценены с использованием рисунка 3, допускается наличие общей площади отверстий, считающихся открытыми, измеренной в миллиметрах квадратных (мм), не более, чем (50L) в пределах кормовой четверти L, при условии, что высота заливания этих открытий не менее чем 75% от требуемой согласно рисунку 3.

f) Для парусных судов, оснащенных также для использования как непарусные, требуемая высота заливания кожухов шверта, выдвижного киля или шверцев на диаметральной линии должна составлять половину величины, определяемой в соответствии с а) выше.

6.3.3 Высота заливания. Суда с подвесным мотором при старте

Дополнительно и только для судов с подвесными моторами, монтируемыми снаружи, должны выполняться нижеперечисленные требования:

- когда судно порожнем, с установленным мотором и одним человеком массой не менее чем 75 кг расположенным на расстоянии 0,5 м впереди точки крепления двигателя, наименьшая высота от ватерлинии до точки, где в судне в первую очередь начнется попадание воды в какое-либо заливаемое отверстие, должна быть более 0,1 м;

- массы бензиновых моторов должны быть взяты из столбцов 1 и 3 таблиц С.1 и С.2 в зависимости от максимальной мощности, рекомендованной строителем судна. Для других моторов должна использоваться фактическая масса мотора.

     6.4 Размер рецесса

6.4.1 Применение

Настоящее требование, касающееся размера рецесса, применимо к закрытым судам проектной категории С, для которых минимальный надводный борт до комингса рецесса не превышает L/10. Судно должно быть оценено в условиях испытания со смещением нагрузки судна. Требования, приведенные в 6.4.2 или в 6.4.3, должны применяться к рецессам за исключением тех, которые перечислены ниже:

a) рецессы на судах с углом заката диаграммы статической остойчивости большим чем 90°, или

b) глубина рецесса составляет менее 3% максимальной ширины рецесса на протяжении не менее 35% его периметра, или

Пример - Рельсы для бегучего такелажа, низкие фальшборты.

c) рецессы, образованные фальшбортами, у которых 5% площади представляют собой дренажные вырезы, расположенные в пределах нижней четверти их высоты, и где высота фальшборта составляет менее 1/8 максимальной ширины рецесса, или

d) рецессы, у которых площадь проходного сечения сливных отверстий с каждой стороны от диаметральной линии судна превышает К(объем рецесса до уровня его наполнения, определенный в 3.4.9), где К равно:

- 0,09, если сливные отверстия расположены в нижней четверти рецесса;

- 0,16, если сливные отверстия расположены в нижней половине рецесса;

- 0,30, если сливные отверстия по высоте равны полной глубине рецесса.

В дополнение к перечислению с) и d) 6.4.1:

1) нижняя кромка сливного отверстия должна располагаться на высоте не более чем 10 мм от днища рецесса, высота отверстия должна составлять не менее 70% его ширины, и

2) если слив обеспечивается открытым или частично открытым транцем, отверстия должны быть расположены в нижней части по обоим бортам рецесса.

Примечание - Площадь сливных отверстий измеряется в квадратных метрах; объем рецессов - в кубических метрах.


Считается, что рецессы, полностью или частично расположенные в пределах любой трети длины судна, затапливаются одновременно.

Сообщающиеся рецессы должны рассматриваться как разделенные, если более чем 80% объема каждого рецесса не может осушаться через примыкающий рецесс. Там, где два рецесса сообщаются участками палуб вдоль бортов, суммарная площадь сечения перетоков сообщающихся рецессов должна быть больше, чем площадь отверстий в транце, помноженная на объем переднего рецесса и деленная на объем всех сообщающихся рецессов.

6.4.2 Упрощенные методы

6.4.2.1 Уменьшение начальной метацентрической высоты (GM) в процентах из-за возникающего эффекта свободной поверхности, когда рецесс заполнен до уровня наполнения, определенного в 3.4.9, а судно в условиях испытания со смещением нагрузки, должно быть не более чем:

                                                      (3)


для судов с проектной категорией С,

где F - средняя высота надводного борта по периметру рецесса, равная (F+2F+F)/4 (F - среднее значение высоты между самым высоким и самым низким значением высоты надводного борта в районе кормовой стенки рецесса; F - среднее значение высоты между самым высоким и самым низким значением высоты надводного борта вдоль рецесса; F - среднее значение высоты между самым высоким и самым низким значением высоты надводного борта в районе носовой стенки рецесса).

Соответствие настоящему требованию может быть продемонстрировано любым из методов, приведенных в 6.4.2.2, 6.4.2.3 или 6.4.2.4 для однокорпусных судов, и 6.4.2.2 или 6.4.2.3 для многокорпусных судов.

Также может быть применен метод непосредственного расчета согласно 6.4.3.

Примечание - Методы, приведенные далее, являются приблизительными. Степень приблизительности изменяется в сторону увеличения от первого метода к последнему, но в некоторых случаях 6.4.2.3 или 6.4.2.4 может быть несколько совершеннее, чем 6.4.2.2.

6.4.2.2 Уменьшение начальной метацентрической высоты (GM) в процентах из-за возникающего эффекта свободной поверхности может быть вычислено по формуле

,                              (4)


где SMA - момент инерции площади свободной поверхности при уровне наполнения, который определен в 3.4.9, относительно продольной оси, проходящей через центр площади, м.

Если несколько рецессов считаются затапливаемыми одновременно, то SMA должен включать все такие рецессы.

6.4.2.3 Уменьшение начальной метацентрической высоты (GM) в процентах из-за возникающего эффекта свободной поверхности может быть вычислено по формуле

,                               (5)


где SMA - момент инерции площади свободной поверхности при уровне наполнения, который определен в 3.4.9;

SMA - момент инерции плоскости ватерлинии судна при m.

Оба момента инерции площади относительно продольной оси, проходящей через центр площади, выражаются в м.

Если несколько рецессов считаются затапливаемыми одновременно, SMA должен включать в себя все такие рецессы.

6.4.2.4 Уменьшение начальной метацентрической высоты (GM) в процентах из-за возникающего эффекта свободной поверхности может альтернативно быть оценено более приблизительно, и, следовательно, более консервативно по формуле

,                                         (6)


где - максимальная длина рецесса на уровне наполнения рецесса, как определено в 3.4.9;

b - максимальная ширина рецесса на уровне наполнения рецесса, как определено в 3.4.9.

Если несколько рецессов считаются затапливаемыми одновременно, должна представлять собой сумму длин каждого рецесса, и b должна представлять максимальное значение ширины любого рецесса, рассматриваемого как затапливаемый одновременно.

Примечание - Настоящий метод не применяется для многокорпусных судов.

6.4.3 Метод прямых вычислений

Для непарусных судов может быть использован прямой метод расчета ISO 12217-1:2015, 6.5.3.

Для парусных судов может быть использован прямой метод расчета ISO 12217-2:2015, 6.3.3.

     6.5 Испытание со смещением нагрузки

6.5.1 Общая информация

6.5.1.1 Настоящее испытание проводится с целью демонстрации достаточной остойчивости при смещении нагрузки с помощью экипажа, для незатопленного судна.

Если это более удобно, то люди могут быть использованы вместо испытательных грузов, при условии, что масса каждого человека принимается за равную или превышающую массу соответствующего испытательного груза. Расчет остойчивости, с применением массы судна, установленной путем измерений, может быть применен взамен натурного испытания. Испытание должно проводиться в тихой воде и при слабом ветре.

6.5.1.2 Каждое судно может быть испытано в соответствии с упрощенным методом по 6.5.2 или с полным методом по 6.5.3. Полный метод может применяться с использованием натурного испытания или метода расчета. Упрощенный метод может применяться только путем проведения расчетов.

Если масса судна порожнем менее 800 кг, судно должно также пройти испытание нагрузкой фальшборта в соответствии с 6.5.4.

Примечание - Упрощенный метод предполагает большие резервы безопасности и подходит для судов с большой статической остойчивостью по отношению к предельной численности экипажа, например, для судов с предельной численностью экипажа менее чем один человек на метр длины.

6.5.1.3 Испытания должны проводиться для всех судов в состоянии полной нагрузки, кроме тех судов, которые имеют цистерны (для топлива, пресной воды, сточных вод, живой рыбы, масла), имеющие максимальные поперечные размеры более чем 0,35В, и которые должны испытываться со всеми цистернами, заполненными насколько это возможно на 50%, но не менее чем 25% и не более чем 75% от объема. Там, где применяется метод вычисления, соответствующие цистерны должны приниматься при расчетах заполненными на 50%, и эффект свободной поверхности должен приниматься во внимание или как виртуальное увеличение аппликаты центра тяжести (VCG) или применяя программное обеспечение, которое моделирует движение жидкости в цистернах.

Примечание - Если цистерны сообщаются друг с другом в том числе, во время нахождения судна в эксплуатации, то максимальный поперечный размер таких цистерн измеряется между крайними точками сообщающихся цистерн.

6.5.1.4 В общем случае, суда должны быть испытаны при крене на оба борта. Однако, там, где очевидно, что крен на один борт более критичен, испытания проводятся только для углов крена в этом направлении.

Пример - Начальный крен и/или наиболее низкие отверстия, считающиеся открытыми, на одной стороне и/или помещения для экипажа очевидно ассиметричные.

6.5.1.5 При испытаниях, на судах с водонепроницаемыми или быстроосушаемыми кокпитами, вода может попасть в кокпит через сливные отверстия, при креновании судна во время испытаний, предполагается, что эта вода должна сливаться за борт при перемещении центра тяжести всех находящихся на борту испытательных грузов к диаметральной плоскости. Если вода поступает внутрь судна во время испытаний, замеры угла крена и высоты заливания должны производиться после того, как поступление воды внутрь корпуса прекратится.

6.5.1.6 В процессе испытаний высота остаточного надводного борта (оставшееся расстояние по вертикали от ватерлинии) должна быть измерена до точки, где в первую очередь начнется попадание воды во внутренние помещения или в трюм. При измерении высоты остаточного надводного борта отверстия, считающиеся открытыми, на верхней палубе должны также учитываться. При проведении таких измерений, один подвесной мотор, оборудованный герметичным кожухом, может рассматриваться как водонепроницаемый.

6.5.1.7 Зона размещения экипажа, включает "рабочую палубу", как определено строителем в соответствии с ISO 15085, плюс площадь всех сидений, коек, мест для загорания, кают и внутренних палуб. Она должна включать все площади, предназначенные для использования экипажем, при стоянке судна, но может исключать участки палубы шириной менее чем 0,10 м и площади, исключенные знаками "нет доступа".

Примечание 1 - См. ISO 15085:2003, 3.6, примечание 3 для учета наклонных поверхностей.


Если строитель при оценке остойчивости исключает некоторые площади из зоны размещения экипажа или ограничивает число людей на каждом данном уровне, то

- такие площади должны быть указаны в руководстве для владельца, и

- такие площади должны быть обозначены в строго определенных точках знаками "нет доступа" или "доступ ограничен", изображенные на рисунках 5 и 6, или

- на каждом посте управления должна быть размещена схема с указанием таких площадей и ограничением доступа к ним - см. рисунок 7, и в дополнение таблички "нет доступа" и "ограниченный доступ", изображенные на рисунках 5 и 6, должны быть размещены в тех точках доступа в указанные площади, которые не видны со всех альтернативных постов управления.

Примечание 2 - На шлюпках и беспалубных судах зона размещения экипажа включает все внутреннее помещение судна за исключением тех площадей, которые обозначены знаками "нет доступа". На судах, предназначенных для однодневных плаваний, зона размещения экипажа может быть ограничена кокпитом, при условии, что есть возможность проводить постановку на якорь и швартовку.

Примечание 3 - На рисунке 6 число членов экипажа и их размещение должно быть установлено в соответствии с требуемым ограничением, например, в наклонной части крыши каюты, на передней палубе, на открытой палубе над главным мостиком.


Установленные знаки безопасности должны соответствовать требованиям раздела 8.


1 - знак Р004 "Проход закрыт" из ISO 7010; 2 - сопутствующий текст "Нет доступа"

Рисунок 5 - Знак "Нет доступа"


1 - знак W001 "Общее предупреждение" согласно ISO 7010; 2 - сопутствующий текст "Максимальное число N людей на (местоположение)", где N - это соответствующее число людей и (местоположение) - их расположение, например, как "крыша мостика" или "крыша каюты"

Рисунок 6 - Знак "Доступ ограничен"

     


1 - текст, устанавливающий максимальное число людей на борту; 2 - текст, устанавливающий любые ограничения доступа, такие как "сидеть или стоять запрещено"; 3 - текст, устанавливающий любые ограничения доступа, такие как "максимальное число людей на палубе =2"; 4 - текст, устанавливающий любые ограничения доступа, такие как "нет ограничений"; 5 - знак W001 "общее предупреждение" согласно ISO 7010

Рисунок 7 - Пример зоны размещения экипажа и знака ограничения доступа для поста управления

6.5.2 Упрощенная методика испытания со смещением нагрузки

6.5.2.1 Настоящий метод может применяться только путем расчетов.

6.5.2.2 Рассчитать массу и центр тяжести судна для двух условий нагрузки (LC1 и LC2), как указано ниже:

- судно в состоянии с полной нагрузкой, исключая цистерны, которые должны быть в состоянии, описанном в 6.5.1.3;

- аппликата центра тяжести экипажа должна определяться при максимально разрешенном числе людей (85 кг каждый) на самой высокой части площади размещения экипажа (как определено в 6.5.1.7), например: флайбридж или крыша рубки, с аппликатой их центра тяжести 0,1 м над сидениями, и максимальном разрешенном числе членов экипажа (по 85 кг каждый) на всех следующих расположенных ниже частях площади размещения экипажа (например, ходовой мостик, главная палуба или кокпит), с аппликатой их центра тяжести, равной 0,1 м над сидениями, при общем числе человек, равном проектной предельной численности экипажа. Там, где сидения отсутствуют, центр тяжести экипажа должен быть расположен на высоте 0,1 м над поверхностью, на которой они стоят. Там, где максимальное число членов экипажа не установлено строителем, максимальное число людей на каждом уровне определяется числом сидячих мест (шириной 500 мм) и не более чем 4 на квадратный метр для других площадей;

- (LC1) центр тяжести экипажа LCG располагается на расстоянии, равном 75% максимальной общей длины зоны размещения экипажа (как определено в 6.5.1.7) от кормовой оконечности судна, и центр тяжести CG располагается на диаметральной плоскости;

- (LC2) центр тяжести экипажа LCG располагается на расстоянии, равном 25% максимальной общей длины зоны размещения экипажа (как определено в 6.5.1.7) от кормовой оконечности судна, и центр тяжести CG располагается на диаметральной плоскости.

Максимальная общая длина зоны размещения экипажа - это расстояние между носовой и кормовой границами этой площади. Длины различных участков не должны суммироваться.

6.5.2.3 Рассчитать диаграмму статической остойчивости в соответствии с приложением Е ISO 12217-1:2015.

6.5.2.4 Рассчитать диаграмму кренящих моментов от воздействия массы экипажа, равную 961CL(В/2-0,2)cos Н·м (В - максимальное поперечное расстояние между крайними границами зоны размещения экипажа, как определено в 6.5.1.7, и - угол крена). Там, где зона размещения экипажа включает палубы вдоль бортов шириной менее 0,4 м, момент должен быть 480CL В cos Н·м. Пороги шириной менее чем 0,10 м могут быть исключены из зоны размещения экипажа.

6.5.2.5 На одном графике строятся восстанавливающие и кренящие моменты. Судно прошло испытание если:

- в точке пересечения этих кривых минимальная высота остаточного надводного борта перед заливанием не менее той, что требуется по таблице 4, будь то очевидно экипажу (например, над планширем), или не очевидно (например, через открытия в надводной части); и

- в точке пересечения этих кривых, кроме судов, проектной категории D, не являющихся палубными, угол крена (в градусах) не превышает

,                                                          (7)

см. также таблицу 5;

- максимальный восстанавливающий момент до достижения угла заливания превышает кренящий момент при угле крена во время испытания со смещением нагрузки.


Таблица 4 - Требуемая минимальная высота остаточного надводного борта во время испытания со смещением нагрузки

Размеры в миллиметрах

Вариант

1

2

3

4

5

6

Проектная категория С

100

100

Не применяют

150

Не применяют

100

Проектная категория D

10

10

Не применяют

10

170

10



Таблица 5 - Максимально разрешенный угол крена во время испытания со смещением нагрузки

L, м

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

5,5

6,0

, °

30,6

29,3

28,1

26,9

25,8

24,7

23,7

22,7

6.5.3 Полная процедура испытания со смещением нагрузки

6.5.3.1 Настоящий метод может быть применен как путем натурного испытания, так и расчетным способом. Расчет должен повторять метод натурного испытания, описанный ниже или соответствовать В.5.2 в ISO 12217-1:2015.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное