Внимание! В период с 29.07.22 по 11.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства.
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 17 августа 2022 в 08:45
Снять ограничение

ГОСТ ISO 13984-2016

Водород сжиженный. Стыки систем заправки топливом автомобилей
Недействующий стандарт
Проверено:  09.08.2022

Информация

Название Водород сжиженный. Стыки систем заправки топливом автомобилей
Название английское Liquid hydrogen. Land vehicle fuelling system interface
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 24.04.2017
Дата введения в действие 01.09.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт определяет характеристики систем заправки и раздачи жидкого водородного топлива для наземных транспортных средств с целью снижения риска возникновения пожара или взрыва в процессе заправки транспортных средств топливом и обеспечения необходимого уровня защиты, связанной с предотвращением гибели людей и материального ущерба. Настоящий стандарт распространяется на проектирование и монтаж систем заправки и раздачи жидкого водородного топлива (LH2). Стандарт содержит описание системы, предназначенной для подачи жидкого водорода в автомобиль, в том числе части системы, для холодного газообразного водорода, поступающего из бака автомобиля, т.е. системы, расположенной между наземным транспортным средством и резервуаром для хранения
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Утверждён в Росстандарт

         
ГОСТ ISO 13984-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВОДОРОД СЖИЖЕННЫЙ

Стыки систем заправки топливом автомобилей

Liquid hydrogen. Land vehicle fuelling system interface



МКС 27.075

Дата введения 2017-09-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "КВТ" (ООО КВТ) и Некоммерческим партнерством "Национальная ассоциация водородной энергетики" (НП НАВЭ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 029 "Водородные технологии"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2017 г. N 187-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISО 13984-2016 введен в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 13984:1999* "Жидкий водород. Стыки систем заправки топливом автомобилей" ("Liquid hydrogen - Land vehicle fuelling system interface", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ТС 197 Международной организации по стандартизации (ISO).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией комитетов по национальным стандартам (комитеты - члены ИСО). Подготовка международных стандартов выполняется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет - член ИСО отвечает за область, которая ему поручена. Правительственные и неправительственные, международные организации при взаимодействии с ИСО также принимают участие в данной работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в электротехнике.

Международный стандарт ISO 13984:1999 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 197 "Водородные технологии".

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет характеристики систем заправки и раздачи жидкого водородного топлива для наземных транспортных средств с целью снижения риска возникновения пожара или взрыва в процессе заправки транспортных средств топливом и обеспечения необходимого уровня защиты, связанной с предотвращением гибели людей и материального ущерба. Настоящий стандарт распространяется на проектирование и монтаж систем заправки и раздачи жидкого водородного топлива (LH). Стандарт содержит описание системы, предназначенной для подачи жидкого водорода в автомобиль, в том числе части системы, для холодного газообразного водорода, поступающего из бака автомобиля, т.е. системы, расположенной между наземным транспортным средством и резервуаром для хранения.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на международные стандарты*. Для датированных ссылок использовано только то издание, которое указано в ссылке. Для недатированных ссылок использовано последнее издание документа (включая изменения и поправки).

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO 1106-3:1984, Recommended practice for radiographic examination of fusion welded joints - Part 3: Fusion welded circumferential joints in steel pipes of up to 50 mm wall thickness (Контроль радиографический сварных соединений, полученных сваркой плавлением. Рекомендуемый метод. Часть 3. Круговые соединения, полученные сваркой плавлением для стальных труб с толщиной стенок (до 50 мм)

ISO 1182, Reaction to fire tests for building products - Non-combustibility test (Реакция строительных материалов при испытании на огнестойкость. Испытание на невоспламеняемость)

ISO 9303:1989, Seamless and welded (except submerged arc-welded) steel tubes for pressure purposes - Full peripheral ultrasonic testing for the detection of longitudinal imperfections (Трубы стальные бесшовные и сварные (кроме труб, полученных дуговой сваркой под флюсом) напорные. Ультразвуковой контроль всей периферийной поверхности для обнаружения продольных несовершенств)

ISO 10286:1996, Gas cylinders - Terminology (Баллоны газовые. Терминология)

ISO 11484:1994, Steel tubes for pressure purposes - Qualification and certification of non-destructive testing (NDT) personnel (Трубы стальные напорные. Квалификация и сертификация персонала по неразрушающему контролю)

12095:1994*, Seamless and welded steel tubes for pressure purposes - Liquid penetrant testing (Трубы стальные сварные и бесшовные напорные. Испытание методом проникающих жидкостей)

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.   


ISO 13663:1995, Welded steel tubes for pressure purposes - Ultrasonic testing of the area adjacent to the weld seam for the detection of laminar imperfections (Трубы стальные сварные напорные. Ультразвуковой контроль участка, смежного со сварным швом, для обнаружения слоистых несовершенств)

ISO 13664:1997, Seamless and welded steel tubes for pressure purposes - Magnetic particle inspection of the tube ends for the detection of laminar imperfections (Трубы стальные напорные бесшовные и сварные. Контроль концов труб магнитопорошковым методом для обнаружения слоистых несовершенств)

ASTM A240/A240M-97a, Heat-Resisting Chromium and Chromium-Nickel Stainless Steel Plate, Sheet, and Strip for Pressure Vessels (Стандартная спецификация на плиты, листы и полосы из огнеупорной хромистой и хромоникелевой нержавеющей стали для сосудов высокого давления)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 расчетное давление (design pressure): Давление, используемое для расчета минимальной толщины стенки для каждого элемента в системе трубопроводов.

Примечание - Расчетное давление не должно быть меньше давления при наиболее тяжелых условиях: внутреннего и внешнего давлений, температуры (минимальной и максимальной), ожидаемых при эксплуатации.

3.2 топливный бак (fuel tank): Резервуар для жидкого водорода, установленный в автомобиле, оснащенный системой для подключения к заправочной станции.

3.3 инспектор (inspector): Квалифицированный сотрудник международного или национального ведомства.

3.4 жидкий водород (liquid hydrogen); LH: Водород, который был сжижен, т.е. приведен в жидкое агрегатное состояние.

Примечание - Сжижение может быть достигнуто посредством охлаждения и сжатия или другим способом, таким как магнитокалорический эффект.

3.5 максимально допустимое рабочее давление (maximum permissible operating pressure); МРОР: Максимальное давление, допустимое в системе трубопроводов в ее рабочем состоянии.

3.6 негорючий материал (noncombustible material): Материал, который не воспламеняется, не горит, не поддерживает горение или не выделяет легковоспламеняющиеся пары под воздействием огня или тепла в соответствии с ISO 1182.

3.7 рабочее давление (operating pressure): Давление, при котором работает система трубопроводов.

Примечание - Рабочее давление не должно превышать максимально допустимое рабочее давление.

3.8 диапазон рабочих температур (service temperature range): Температурный диапазон от температуры жидкого водорода минус 253°С до расчетной температуры окружающей среды плюс 54°С.

3.9 резервуар для хранения (storage tank): Резервуар для жидкого водорода, расположенный на заправочной станции, предназначенный для снабжения автомобиля жидким водородом.

     4 Технические требования

     4.1 Особенности применения


Требования применяются только к элементам системы, которые работают с жидким водородом и холодным газообразным водородом.

     4.2 Система заправки топливом

4.2.1 Совместимость с водородом и низкими температурами

Все элементы системы заправки топливом должны быть совместимы с жидким водородом и холодными газами, например, при перемещении холодного газообразного водорода, возвращающегося из топливного бака автомобиля.

Следует учитывать тепловое расширение и сжатие трубопроводов при воздействии температурных колебаний в пределах диапазона рабочих температур. Следует учитывать возможную конденсацию воздуха.

4.2.2 Технические условия на материалы

Для производства трубопроводов, предназначенных для работы с жидким водородом, должна использоваться аустенитная нержавеющая сталь или другой материал при условии подтверждения наличия у него аналогичных характеристик.

4.2.3 Трубопроводы

4.2.3.1 Проектирование

Трубопроводы, клапаны, фитинги, прокладки и герметики должны быть пригодны для эксплуатации в среде водорода при соответствующих температурах и давлениях.

Неразъемные соединения в трубопроводах должны выполняться с помощью сварки или пайки твердым припоем; применение фланцевых, резьбовых или винтовых соединений не допускаются. Компрессионные фитинги могут использоваться только для подключения контрольно-измерительных приборов и устройств для сброса давления. Материалы, используемые в клапанах и фитингах, должны быть пригодны для работы в среде жидкого водорода в пределах диапазона рабочих температур. Для перекачки жидкого водорода следует использовать байонетные соединения.

Прочность на разрыв всех труб, клапанов, фитингов и шлангов должна быть по крайней мере в четыре раза больше расчетного давления резервуара для хранения и не менее чем в четыре раза больше давления, которому они будут подвергаться в нормальных условиях эксплуатации при работе насоса или другого устройства, работа которого может привести к созданию на участках трубопроводов давления, превышающего расчетное давление резервуара для хранения.

Каждый клапан должен быть спроектирован и выполнен с учетом номинального давления и рабочей температуры не ниже тех, которые используются в качестве расчетных значений для резервуаров хранения или участков трубопровода, на котором расположены клапаны, в зависимости от того, какой набор значений выше. Каждый клапан должен быть рассчитан на работу с жидким водородом или холодной газообразной средой. Необходимо предусмотреть средства для минимизации воздействия трубопроводов на персонал и для предотвращения контакта конденсата воздуха с трубопроводами, конструкционными элементами и поверхностями, которые не пригодны для обогащения кислородом или криогенных температур. В случае чрезвычайной ситуации, при воздействии огня, тепла, холода или воды (в зависимости от ситуации), изоляция должна обеспечивать сохранение всех параметров, требуемых в соответствии с проектом. В наружном покрытии необходимо предусмотреть паронепроницаемое уплотнение для предотвращения конденсации воздуха и последующего насыщения кислородом изоляции. Изоляционный материал и внешнее покрытие должны иметь соответствующую конструкцию, не допускающую истирания изоляции при нормальных условиях эксплуатации.

4.2.3.2 Требования к толщине

Номинальную толщину , мм (включая механические, коррозионные и эрозионные допуски) прямых участков трубы вычисляют по формуле

,                                                                     (1)


где t - толщина при воздействии давления, рассчитанная по формуле (2), мм;

с - сумма механических допусков (глубина резьбы или канавки) и допусков на коррозию и эрозию, мм.

Толщину при воздействии давления t, мм вычисляют по формуле

,                                                            (2)


где Р - внутреннее расчетное манометрическое давление, плюс отрицательное давление в случае вакуумной изоляции, МПа;

D - наружный диаметр трубы, мм;

S - исходное допустимое значение напряжения для материала (см. таблицу 1), МПа;

Y - коэффициент, равный 0,4 для аустенитных сталей;

Е - коэффициент качества, который для нержавеющей стали и бесшовных труб составляет 1,0.


Таблица 1 - Исходные допустимые напряжения S при растяжении для труб и трубопроводов из аустенитных нержавеющих сталей

Размеры в МПа

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное