1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 08:12
Снять ограничение

ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015

Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 5. Образовательные элементы
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 5. Образовательные элементы
Название английское Information technology. Learning, education and training. Metadata for learning resources. Part 5. Educational elements
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 16.10.2018
Дата введения в действие 01.03.2017
Область и условия применения ISO/IEC 19788 определяет, основным образом, элементы метаданных и их атрибуты для описания образовательных ресурсов. Это включает в себя правила, регулирующие идентификацию элементов метаданных и спецификации атрибутов метаданных
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ

     
ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

Информационные технологии

     
ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

     
Часть 5

     
Образовательные элементы

     
Information technologies. Learning, education and training. Metadata for learning resources. Part 5. Educational elements



МКС 35.240.99*

_____________________

* В ИУС N 10-2016 ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015 приводится

с МКС 35.240.99, 03.100.30, здесь и далее по тексту. -

Примечание изготовителя базы данных.     

     

Дата введения 2017-03-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2016 г. N 280-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO/IEC 19788-5:2012* "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 5. Образовательные элементы" ("Information technology - Learning, education and training - Metadata for learning resources - Part 5: Educational elements", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Основная цель стандарта ISO/IEC 19788 состоит в том, чтобы облегчить: (1) описание образовательного ресурса, используя основанный на стандартах подход к идентификации и спецификации элементов метаданных, требуемых для описания образовательного ресурса; (2) поиск, открытие, приобретение, оценку и использование образовательных ресурсов, например учениками, преподавателями или автоматизированными процессами программного обеспечения. Способность к взаимодействию этих функций может быть достигнута посредством сбора данных или объединенных процессов поиска, либо других технологий и решений. Стандарт ISO/IEC 19788 основан на идентифицированных пользовательских требованиях.

Данный стандарт с последующими частями представляет собой модульную структуру, соответствующую заданным наборам пользовательских требований к идентификации и спецификации элементов метаданных, имеющих конкретную направленность и целевое использование в описании образовательного ресурса. Набор включает в себя категории элементов метаданных, сосредоточенных на технической точке зрения, педагогических аспектов, объектов интеллектуальной собственности, привязок и т.д.

Учебные элементы, определенные в настоящем стандарте, представляют собой инструментарий для описания образовательных ресурсов, их использования в образовательной деятельности, связи с учебными планами или программами обучения и с конкретными целевыми группами и т.д.

В данной части стандарт представляет набор элементов данных для описания использования образовательных ресурсов. В области информационных технологий для обучения, образования и подготовки (ITLET), образовательные ресурсы часто используются для получения конкретного результата, который может быть описан в той или иной форме, например, в рамках курса обучения, плана урока, учебной программы и т.д. Информация о ресурсе может включать в себя его тематику и вид, часто связанные с определенным образовательным уровнем, а иногда и с соответствующим описанием метода преподавания. Кроме того, результаты обучения также могут быть измерены или установлены с помощью той или иной формы оценки.

Элементы данных, определенные в данной части стандарта, могут быть использованы в сочетании с элементами из других частей этого стандарта, и/или в сочетании с элементами из других стандартов, таких как набор метаданных элементов из Дублинского ядра, IEEE 1484.12.1-2002 Learning Object Metadata (LOM) или других схем метаданных. Рекомендуется в качестве отправной точки, которая может быть дополнительно уточнена путем добавления данных об элементах из других авторитетных источников и пользовательских сообществ.

     1 Область применения


ISO/IEC 19788 определяет, основным образом, элементы метаданных и их атрибуты для описания образовательных ресурсов. Это включает в себя правила, регулирующие идентификацию элементов метаданных и спецификации атрибутов метаданных.

Эти метаданные элемента используются для формирования описания образовательного ресурса, т.е. записи MLR (метаданные образовательного ресурса).

В этой части ISO/IEC 19788 указываются различные вариации описания образовательных ресурсов в учебных, культурных и языковых аспектах, используя первую часть стандарта ISO/IEC 19788: Framework.

     2 Нормативные ссылки


Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения)

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 639-2:1998, Codes for the representation of names of languages - Part 2: Alpha-3 code/Codes pour la des noms de langue - Partie 2: Code alpha-3 (Коды для представления названий языков. Часть 2. Код Альфа-3)

ISO 639-3:2007, Codes for the representation of names of languages - Part 3: Alpha-3 code for comprehensive coverage of languages (Коды для представления названий языков. Часть 3. Код Альфа-3 для всестороннего охвата языков)

ISO/IEC 10646:2003*, Information technology - Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS) (Информационные технологии. Универсальный многооктетный набор кодированных символов)

________________

* Заменен на ISO/IEC 10646:2017.     


ISO/IEC 19788-1:2011, Information technology - Metadata for learning resources - Part 1: Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 1. Структура)

ISO/IEC 19788-2:2011, Information technology - Information technology - Metadata for learning resources - Part 2: Dublin Core elements Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 2. Элементы дублинского ядра)

     3 Термины и определения


   В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аудитория (audience): Набор лиц, для которых образовательный ресурс (3.6) предназначен или полезен.

3.2

значение содержимого (content value): Информация, записанная в качестве содержимого элементов данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.11), в соответствии со спецификацией элементов данных

(ISO/IEC 19788-1:2011, 3.14).

[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.10]

3.3

определение (definition): Представление понятия посредством его описания, которое необходимо для того, чтобы отличать его от смежных понятий.

[ISO 1087-1:2000, 3.3.1]

3.4

область (сфера) элемента данных (domain): Класс ресурсов (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.30), ресурсы которого (3.30) описываются рассматриваемыми элементами данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.11).

[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.16]

3.5

идентификатор (identifier): Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.17).

Примечания

1 Идентификатор лингвистически нейтрален, не требует перевода.

2 Идентификатор может быть составным, т.е. уникальный идентификатор может состоять из двух или более идентификаторов и/или других элементов данных, которые основаны на правилах и которые вместе служат "единым" идентификатором.

[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.19]

3.6

образовательный ресурс (learning resource): Ресурс (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.30), используемый для образования, обучения и подготовки кадров.

[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.19]

3.7

имя (name): Обозначение объекта путем языкового выражения

[ISO/IEC 11179-1:2004 (3.2.21)]

3.8

диапазон (range) (элемента данных): Класс ресурсов, которому принадлежит значение (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.10) элемента данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.11) или набор литералов (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.21), содержащий строку представления допустимых значений рассматриваемого элемента данных.

[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.28]

3.9

уточнение (refine): Наличие у спецификации элемента данных связанных свойств, которые являются подсвойствами связанного с ней свойства.

Примечания

1 Это означает, что значение атрибута области первой спецификации элемента данных является идентичной или собственным подмножеством значений атрибутов области второй спецификации элемента данных. А также, что значение диапазона первой спецификации элемента данных является идентичным или собственным подмножеством значению диапазона второй спецификации элемента данных.

2 Элементы данных первой спецификации элемента данных уточняют элементы данных второй спецификации элемента данных.

Примеры

1 Свойство "быть сыном" уточняет свойство "быть ребенком".

2 Свойство "иметь мать" уточняет свойство "иметь родителя".

[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.29]

3.10

класс ресурсов (resource class): Набор ресурсов (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.30), который может быть идентифицирован путем перечисления или описания границ и значений и чьи свойства и поведение используют одни и те же правила (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.32).

Примечания

1 Класс ресурсов имеет следующие атрибуты:

- идентификатор;

- имя;

- определение;

- подкласс [многократное наследование];

- примечание.

Пример - Образовательный ресурс (набор всех ресурсов обучения), Человек (компания всех людей), Права (набор всех прав объектов), и Документ (набор всех документов).

2 Адаптировано из определения "объект класса" из ISO/IEC 11179-1:2004, 3.3.22.

[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.31]

3.11

набор правил (rules set): Определенные и предварительно установленные правила (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.32), используемые совместно.

[ISO/IEC 19788-1:2011, 3.33]

     

     4 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие символы, сокращения  и аббревиатуры:

     

DCMI - инициативы метаданных Dublin Core;

DES - спецификация элемента данных;

LOM - метаданные объекта обучения;

MLR - метаданные образовательных ресурсов;

PRS - предопределенный набор правил;

RC - класс ресурсов;

URI - уникальный идентификатор ресурса;

URN - уникальное имя ресурса.

     5 Спецификация элемента данных


Все атрибуты спецификации элементов данных приводятся в пункте 6.2 ISO/IEC 19788-1 Framework, также в данном разделе приведены идентификаторы спецификации элемента данных (DES). Примерами таких уникальных идентификаторов являются "ISO_IEC_19788-2:2011::DES0020", "ISO_IEC_19788-5:2012::DES0100" и т.д. При технической реализации часто требуется отображение идентификаторов DES, определенных в этой (и других частях стандарта ISO/IEC 19788) в HTTP URI, в соответствии с правилами, приведенными в примечании к правилу [R0004], для удобства приведенных в полном объеме:

"Для привязки идентификаторов используется карта URI, как это определено в IETF RFC 5141 ((URN) для Международной организации по Стандартизации (ИСО)). Пространство имен, связанных со стандартом ISO/IEC 19788, основывается на IETF RFC 5141, предлагаемый процесс для определения идентификатора описан в разделе 2.8. Например, это часть стандарта ISO/IEC 19788 (издание 1) представляет собой документ с идентификатором urn:iso:std:isoiec:19788:-1:ed-1:en соответствует HTTP URI http://standards.iso.org/isoiec/19788/-1/ed-1/en/ (использование URN iso:std:isoiec:19788:-1:ed-1:en также возможно)".

Например, URI для MLR 5 элемент данных ISO_IEC_19788-5:2012::DES0200, Текст аннотации, будет иметь вид http://standards.iso.org/iso-iec/19788/-5/ed-1/en/DES0200.

Диапазон атрибутов элементов данных может быть представлен либо как класс ресурсов, либо как набор литералов. Классы ресурсов определены в разделе 6.

В следующих разделах спецификации элементов данных перечислены в алфавитном порядке. Графическое представление спецификации элементов данных представлено в Приложении.

     5.1 Дата аннотации (DES0100)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0100

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Дата аннотации (annotation date)

Определение

Дата создания аннотации

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Аннотация (ISO_IEC_19788-5:RC0001)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0002 (Дата)

Уточнение

-

Пример(ы)

2005-08-07

Примечание(я)

-

     

     5.2 Текст аннотации (DES0200)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0200

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Текст аннотации (annotation text)

Определение

Текстовой комментарий о правилах использования образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Аннотация
(ISO_IEC_19788-5:RC0001)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

-

Пример(ы)

Является полезным при осуществлении работы над ошибками

Примечание(я)

-

          

   5.3 Тип аннотации (DES0300)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0300

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Тип аннотации (annotation type)

Определение

Тип представленной аннотации

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Аннотация
(ISO_IEC_19788-5:RC0001)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES0300

Уточнение

-

Пример(ы)

ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5:T040 (надежность)

Примечание(я)

-

ID: RS_DES0300

Rule_ID

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я)

01

Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001)

02

Идентификатор термина из ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5 "Тип аннотации"

     

     5.4 Язык аудитории (DES0400)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0400

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Язык аудитории (audience language)

Определение

Язык людей, составляющих аудиторию

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Аудитория
(ISO_IEC_19788-5:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES0400

Уточнение

-

Пример(ы)

fra (French)

eng (English)

Примечание(я)

-

ID: RS_DES0400

Rule_ID

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я)

01

Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001)

02

Если элемент можно найти на предложенном языке, использовать трехбуквенный код из ISO 639-2/Т, иначе использовать трехбуквенный код из ISO 639-3.

     

     5.5 Уровень аудитории (DES0500)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0500

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Уровень аудитории (audience level)

Определение

Уровень подготовки (прогресса) аудитории

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Аудитория
(ISO_IEC_19788-5:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

-

Пример(ы)

Детский сад

Примечание(я)

Этот элемент может быть использован для целевой аудитории или любой другой аудитории, для которой образовательный ресурс может быть полезен

     

     5.6 Роль аудитории (DES0600)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0600

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Роль аудитории (audience role)

Определение

Функция аудитории, для которой предназначен или полезен данный образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Аудитория (ISO_IEC_19788-5:2012::RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES0600

Уточнение

-

Пример(ы)

ISO_IEC_19788-5:2012::VA.2:T020 (посредник)

Примечание(я)

-

ID: RS_DES0300

Rule_ID

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я)

01

Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001)

02

Идентификатор термина из ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5 "Тип аннотации"

     

     5.7 Дата участия (DES0700)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0700

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Дата участия (contribution date)

Определение

Дата участия

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Вклад
(ISO_IEC_19788-5:RC0003)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0002 (Дата)

Уточнение

-

Пример(ы)

1995-04-13

Примечание(я)

-

          

    5.8 Роль участника (DES0800)

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное