Внимание! В период с 29.07.22 по 11.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства.
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 17 августа 2022 в 08:57
Снять ограничение

ГОСТ Р 18.12.02-2017

Технологии авиатопливообеспечения. Оборудование типовых схем авиатопливообеспечения. Общие технические требования
Недействующий стандарт
Проверено:  09.08.2022

Информация

Название Технологии авиатопливообеспечения. Оборудование типовых схем авиатопливообеспечения. Общие технические требования
Название английское Technologies of the aviation fueling. Installation of the aviation fuel supply typical schemes.General technical requirements
Дата актуализации текста 21.04.2018
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 06.02.2018
Дата введения в действие 01.06.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на новое или модернизированное оборудование авиатопливообеспечения, предназначенное для использования в типовых схемах авиатопливообеспечения на аэродромах и вертодромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации, посадочных площадках. Стандарт определяет основные принципы и тенденции повышения технического уровня технологического оборудования, обеспечения безопасного выполнения процедур заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, соблюдения правил пожарной безопасности и охраны окружающей среды с учетом особенностей использования в рядовых условиях эксплуатации в различных климатических зонах Российской Федерации. Стандарт распространяется на оборудование, подлежащее эксплуатации в технологических линиях нефтеперерабатывающих заводов на завершающих этапах производства авиатоплива при выдаче его в цистерны предназначенных транспортных средств и танки нефтеналивных судов. Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования и требования безопасности к оборудованию приема, хранения, внутрискладских перекачек, выдачи, учета, транспортирования и заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, а также определяет минимальные требования к устройствам отбора проб для контроля качества авиатоплива в местах, определенных типовыми схемами авиатопливообеспечения. В настоящем стандарте учтены положения технических регламентов, межгосударственных и национальных стандартов, а также основные требования международных правил, стандартов ASTM, рекомендуемых практик ICAO и IАТА и спецификаций EI [1] - [19]
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт
Взамен ГОСТ Р 52906-2008ГОСТ недействующий


ГОСТ Р 18.12.02-2017

Группа Д18

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Технологии авиатопливообеспечения

ОБОРУДОВАНИЕ ТИПОВЫХ СХЕМ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Общие технические требования

Technologies of the aviation fueling. Installation of the aviation fuel supply typical schemes. General technical requirements



ОКС 49.100

ОКСТУ 7561

Дата введения 2018-06-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией организаций авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации (Ассоциация ОАТО ВС ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 018 "Оборудование и технологии авиатопливообеспечения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2017 г. N 2118-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52906-2008


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на новое или модернизированное оборудование авиатопливообеспечения, предназначенное для использования в типовых схемах авиатопливообеспечения на аэродромах и вертодромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации, посадочных площадках.

1.2 Стандарт определяет основные принципы и тенденции повышения технического уровня технологического оборудования, обеспечения безопасного выполнения процедур заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, соблюдения правил пожарной безопасности и охраны окружающей среды с учетом особенностей использования в рядовых условиях эксплуатации в различных климатических зонах Российской Федерации.

1.3 Стандарт распространяется на оборудование, подлежащее эксплуатации в технологических линиях нефтеперерабатывающих заводов на завершающих этапах производства авиатоплива при выдаче его в цистерны предназначенных транспортных средств и танки нефтеналивных судов.

1.4 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования и требования безопасности к оборудованию приема, хранения, внутрискладских перекачек, выдачи, учета, транспортирования и заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, а также определяет минимальные требования к устройствам отбора проб для контроля качества авиатоплива в местах, определенных типовыми схемами авиатопливообеспечения.

1.5 В настоящем стандарте учтены положения технических регламентов, межгосударственных и национальных стандартов, а также основные требования международных правил, стандартов ASTM, рекомендуемых практик ICAO и IATA и спецификаций EI* [1]-[19].

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.114 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ 2.503 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.603 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию

ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.346 Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки

ГОСТ 8.570 Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.302 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 9.303 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.306 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Обозначения

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.033 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.049 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.063 Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.085 Сосуды, работающие под давлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 27.003 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ 2349 Устройства тягово-сцепные системы "крюк - петля" автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 8769 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ ISO 9001 Система менеджмента качества. Требования

ГОСТ 9544 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов

ГОСТ 12017 Шкворни сцепные автомобильных полуприцепов. Типы и основные размеры

ГОСТ 12105 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры

ГОСТ 13547 Арматура трубопроводная. Затворы дисковые. Общие технические условия

ГОСТ 14202 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17032 Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 18194 Установки для нижнего слива (налива) нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн. Технические условия

ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 20772 Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования

ГОСТ 21130 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 21345 Краны шаровые, конусные и цилиндрические на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия

ГОСТ 22639 Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов. Термины и определения

ГОСТ 24856 Арматура трубопроводная. Термины и определения

ГОСТ 27472 Средства автотранспортные специализированные. Охрана труда, эргономика. Требования

ГОСТ 28247 Устройства седельно-сцепные седельных тягачей. Типы, основные размеры и технические требования

ГОСТ 28343 (ИСО 7121) Краны шаровые стальные фланцевые. Технические требования

ГОСТ 31294 Клапаны предохранительные прямого действия. Общие технические условия

ГОСТ 31610.0 Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования

ГОСТ 31812 Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов гражданского назначения. Общие технические требования

ГОСТ 32569 Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах

ГОСТ 33259 Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования

ГОСТ 33423 Арматура трубопроводная. Затворы и клапаны обратные. Общие технические условия

ГОСТ 33666 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования

ГОСТ IEC 60079-10-1 Взрывоопасные среды. Часть 10-1. Классификация зон. Взрывоопасные газовые среды

ГОСТ Р 15.201 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 18.0.01 Технологии авиатопливообеспечения. Основные положения

ГОСТ Р 18.3.01-2016 Технологии авиатопливообеспечения. Типовые схемы

ГОСТ Р 18.12.01 Технологии авиатопливообеспечения. Функциональные и технологические параметры автотопливозаправщиков (топливозаправщиков) аэродромных. Требования заказчика

ГОСТ Р 27.403 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля вероятности безотказной работы

ГОСТ Р 50553 Промышленная чистота. Фильтры и фильтроэлементы. Общие технические требования

ГОСТ Р 50586 Шкворни сцепные автомобильных полуприцепов. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52630 Сосуды и аппараты стальные сварные. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22639, ГОСТ 24856, ГОСТ 31812, ГОСТ 32569, ГОСТ 33259, ГОСТ Р 18.0.01, ГОСТ Р 18.3.01, ГОСТ Р 18.12.01.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

авиаГСМ

- авиационные горюче-смазочные материалы;

АТЗ

- автотопливозаправщик аэродромный;

АЦ

- автомобильная цистерна;

АФТ

- агрегат фильтрации топлива;

АФТ-П

- агрегат фильтрации топлива (на шасси прицепа или транспортного средства);

АФТ-П-Ц

- агрегат фильтрации топлива (на шасси прицепа с собственной цистерной);

АФТ-С

- агрегат фильтрации топлива стационарный;

АЦЗС

- агрегат заправки ВС из системы ЦЗС;

АЦЗС-Ц

- агрегат заправки ВС из системы ЦЗС или из собственной цистерны;

ВС

- воздушное судно;

ЖДЦ

- железнодорожная цистерна;

КД

- конструкторская документация;

ЛКП

- лакокрасочные покрытия;

НД

- нормативные документы;

ННЗ

- наконечник нижней заправки;

НПГ

- наконечник присоединительный гидрантный;

ОНП

- отработанные нефтепродукты;

ОТК

- отдел технического контроля;

ОТТС

- одобрение типа транспортного средства;

ПВКЖ

- противоводокристаллизационная жидкость;

ПД

- проектная документация;

ПРД

- поточный регулятор давления;

ПСО

- пункт сбора отстоя;

ПТЗ

- прицеп-топливозаправщик;

ПУВ

- плавающее устройство верхнего забора топлива;

РДН

- регулятор давления на ННЗ;

РП

- раздаточный пистолет;

СИ

- средства измерения;

ТД

- технологическая документация;

ТЗА

- топливозаправщик аэродромный, транспортное средство без права движения по дорогам общего пользования;

ТМ АТО

- технологический модуль авиатопливообеспечения;

ТО

- техническое обслуживание;

ТР ТС

- Технический регламент Таможенного союза;

ТС АТО

- типовая схема авиатопливообеспечения;

ТУ

- технические условия;

ЦЗС

- централизованная заправка самолетов;

ЭД

- эксплуатационные документы.

     

     4 Общие технические требования к оборудованию типовой схемы авиатопливообеспечения

4.1 Оборудование ТС АТО должно использоваться при выполнении следующих технологических операций по ГОСТ Р 18.3.01:

- прием авиатоплива из средств транспортирования (ЖДЦ, АЦ, танков нефтеналивных судов, магистральных трубопроводов);

- внутрискладские перекачки;

- хранение авиатоплива в резервуарах склада авиаГСМ;

- выдача авиатоплива в систему ЦЗС и пункты налива средств заправки ВС;

- налив в цистерны средств заправки ВС;

- транспортирование авиатоплива к местам стоянки и заправки ВС;

- заправка ВС;

- учет авиатоплива в процессе выполнения технологических операций;

- прием, хранение, внутрискладские перекачки и выдача кондиционного авиатоплива в смеси с ПВКЖ;

- прием, хранение, учет и выдача ПВКЖ в средства транспортирования и заправки ВС;

- отбор проб авиатоплива и ПВКЖ;

- прием дренируемого авиатоплива, хранение, отстой, паспортизация, возврат в резервуары хранения и/или выдача в транспортные средства;

- прием, хранение и выдача ОНП в транспортные средства.

4.2 Обязательными процедурами при выполнении технологических операций по 4.1 являются:

- фильтрация авиатоплива с заданными значениями тонкости фильтрации, полноты отсева механических примесей и волокон;

- отбор проб для контроля качества авиатоплива (со сбором и локализацией остатков);

- контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;

- предотвращение гидроударов, защита от гидроударов и превышения давления в гидравлических системах;

- снижение уровня статического электричества в авиатопливе;

- сбор и локализация возможных проливов авиатоплива, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

4.3 Планировочные и конструктивные решения с использованием технологических модулей оборудования ТС АТО следует предусматривать в ПД и КД с учетом требований норм и правил действующих НД и [2], [8], [14]-[19].

4.4 Устройство, комплектацию, монтаж и испытания технологических трубопроводов оборудования ТС АТО на взрывоопасных объектах следует осуществлять по ПД и КД с учетом требований ГОСТ 32569.

Трубопроводы и коллекторы ТМ АТО необходимо оснащать запорной, регулирующей и предохранительной арматурой, регуляторами давления и газосбрасывающими клапанами, конструкция которых соответствует ГОСТ 13547, ГОСТ 21345, ГОСТ 28343, ГОСТ 31294, ГОСТ 33423.

Требования к герметичности трубопроводной арматуры следует указывать в КД по ГОСТ 9544.

Требования к применяемым фланцам соединительных частей оборудования ТС АТО и трубопроводов - по ГОСТ 33259.

4.5 В конструкции оборудования ТС АТО следует предусмотреть защиту от обратных потоков авиатоплива для снижения отрицательных последствий гидроударов на фильтроэлементы, счетчики, системы регулирования давления, дозированного введения ПВКЖ и другие узлы и агрегаты.

4.6 Оборудование ТС АТО следует оснащать системами регулирования и поддержания рабочего давления в пределах, предусмотренных в КД.

4.7 В конструкции ТС АТО на линиях деаэрации авиатоплива и ПВКЖ следует предусмотреть устройства визуального контроля непрерывности потока в соответствии с КД.

4.8 Комплектацию элементами фильтров, микрофильтров и фильтров-водоотделителей, используемых в оборудовании ТС АТО, следует осуществлять только в соответствии с указаниями, приведенными в ЭД на конкретный образец фильтра, микрофильтра или фильтра-водоотделителя.

Установку элементов в корпусы фильтра, микрофильтра и фильтра-водоотделителя необходимо проводить в процессе подготовки оборудования к вводу в эксплуатацию.

Не допускается установка элементов в корпусы микрофильтров или фильтров-водоотделителей при их длительном хранении.

4.9 Оборудование ТС АТО следует оснащать средствами учета авиатоплива и ПВКЖ, зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений Российской Федерации.

Перед счетчиками необходимо устанавливать устройства фильтрации и деаэрации авиатоплива.

4.10 Оборудование ТС АТО следует оснащать устройствами отбора проб авиатоплива и ПВКЖ по ГОСТ 2517.

Устройства отбора проб должны предусматривать возможность предварительной промывки методом слива авиатоплива и ПВКЖ перед началом отбора проб в специальную емкость.

Соединительные трубопроводы от точки отбора проб до пробоотборника должны иметь минимальное число изгибов и изготавливаться без расширения, карманов и застойных мест, в которых могут скапливаться механические примеси, остатки авиатоплива, ПВКЖ и паровоздушная смесь.

4.11 Органы управления оборудования ТС АТО следует размещать в местах, доступных для управления оператором, а приборы контроля режимов работы оборудования и СИ - в зоне их видимости.

4.12 Электрические системы оборудования ТС АТО должны быть спроектированы на основе серийно выпускаемых сертифицированных электротехнических изделий, монтаж которых выполняется с учетом требований [20], и предусматривать использование:

- систем включения насосных агрегатов, обеспечивающих плавный пуск электродвигателя;

- автоматизированных систем плавного пуска или регулирования оборотов электродвигателя насосных агрегатов в соответствии с проектными решениями или условиями контракта (договора) на разработку, изготовление и поставку конкретных образцов оборудования.

4.13 Общие требования к электрооборудованию и их системам управления применительно к выбранной взрывоопасной зоне - по ГОСТ 31610.0.

Основные принципы классификации (выбора) взрывоопасной зоны по классам, размерам и интенсивности утечек - по ГОСТ IEC 60079-10-1 (раздел 5) либо в соответствии с экспертным заключением уполномоченной организации.

Комплектующие электрооборудования должны иметь Ех маркировку с учетом особенностей взрывоопасной зоны с подтверждением ее соответствия требованиям [16].

4.14 Электропроводку, находящуюся в зоне возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ, а также соприкасающуюся с наружными поверхностями корпусов узлов и агрегатов, следует монтировать в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ.

Электропроводку следует прокладывать в местах, защищенных от воздействий внешних климатических факторов.

Способы защиты мест соединения проводов должны быть определены в КД и на принципиальных электрических схемах.

4.15 Токоведущие провода следует тщательно изолировать и надежно закреплять.

Соединение проводов должно производиться специальными зажимами с использованием унифицированных наконечников или штекеров и иметь достаточный запас длины провода для повторного их подсоединения после ремонтно-восстановительных работ.

4.16 Световые приборы, электрические кнопки управления (пуска, остановки) и средства сигнализации должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении и иметь соответствующую маркировку по [16].

4.17 Металлические и электропроводные неметаллические части оборудования ТС АТО следует заземлять независимо от применения других мер защиты от статического электричества.

4.18 Система заземления и снятия статического электричества должна предусматривать использование:

- постоянно замкнутой системы заземления оборудования, которая через выводное устройство заземления должна соединяться с контуром заземления объекта авиатопливообеспечения;

- шунтирующих перемычек на фланцевых соединениях трубопроводов, узлов и агрегатов;

- тросиков выравнивания потенциалов на ННЗ, РП и быстроразъемных соединениях (за исключением использования металлических гибких рукавов);

- барабанов с тросами заземления и выравнивания потенциалов.

4.19 Материалы, используемые для изготовления деталей, узлов и агрегатов оборудования ТС АТО, а также покрытия внутренних поверхностей трубопроводов, корпусных изделий и резервуаров, должны быть стойкими к воздействию авиатоплива (как в чистом виде, так и в смеси с ПВКЖ) в рабочем диапазоне температур.

4.20 Детали, узлы, резервуары и агрегаты оборудования ТС АТО, имеющие непосредственный контакт с ПВКЖ, не должны ухудшать качество выдаваемого продукта. В указанных изделиях должны применяться коррозионно-стойкие стали, а в качестве уплотнений - материалы, химически стойкие ко всем видам авиатоплива и ПВКЖ.

4.21 В конструкции деталей, узлов и агрегатов, имеющих непосредственный контакт с авиатопливом в смеси с ПВКЖ, использование ванадия, меди, цинка, кадмия и их сплавов не допускается [2].

Применяемость материалов должна регламентироваться в КД.

4.22 Оборудование ТС АТО должно комплектоваться СИ, внесенными в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации и имеющими свидетельство об утверждении типа СИ.

Размещение СИ и приборов контроля режимов работы оборудования должно быть регламентировано в КД.

4.23 Оборудование ТС АТО должно быть оснащено лестницами, площадками для обслуживания, ограждениями и поручнями по ГОСТ 27472, [2] и [8].

4.24 Комплектация оборудования ТС АТО системами пожаротушения, заземления, энергоснабжения, освещения, охраны, оповещения и связи, а также устройствами для защиты от прямых ударов молнии и электромагнитной индукции должна быть определена в проекте или контракте (договоре) на разработку, изготовление и поставку конкретных образцов оборудования.

4.25 Конструкция узлов и агрегатов оборудования ТС АТО должна быть приспособлена для пломбирования.

В обязательном порядке пломбированию подлежат: люки цистерн, крышки фильтров, микрофильтров и фильтров-водоотделителей, предохранительная и регулирующая арматура, дыхательные устройства, расходно-контрольные резервуары для ПВКЖ, счетчики, ННЗ, элементы системы дистанционного управления заправкой ВС ("Дедман") и системы блокировки движения ("Интерлок").

Схема пломбирования должна быть регламентирована в КД на конкретный образец оборудования.

4.26 Оборудование ТС АТО должно иметь маркировку, указанную в КД, с учетом требований действующих НД и [14]-[19].

Окраска оборудования должна проводиться по согласованной с заказчиком карте окраски с нанесением необходимых знаков безопасности и сигнальной маркировки.

Опознавательная окраска и маркировка технологических трубопроводов по ГОСТ 14202.

4.27 Оборудование авиатопливообеспечения должно иметь документы, подтверждающие его соответствие требованиям [14]-[19].

При необходимости по согласованию с заказчиком оборудование ТС АТО может быть сертифицировано в Национальной системе сертификации.

4.28 Основные процедуры сертификации оборудования ТС АТО и порядок формирования доказательной документации - по [14]-[19] и [21].

4.29 Оборудование ТС АТО импортного производства должно соответствовать требованиям разделов 4-11.

4.30 В комплект поставки импортного оборудования должны быть включены ЭД на русском языке в объеме, достаточном для его безопасной эксплуатации и обслуживания ВС, а также доказательная документация, подтверждающая его соответствие требованиям действующих НД, [14]-[19] и [22].

     5 Состав оборудования типовой схемы авиатопливообеспечения

5.1 Состав оборудования ТС АТО должен предусматривать основные блоки и ТМ АТО в соответствии с ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 5.1, приложение А).

5.2 В составе основных блоков и ТМ АТО в соответствии с требованиями ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) должно быть предусмотрено использование:

а) систем технологических трубопроводов и коллекторов;

б) запорной арматуры;

в) предохранительной арматуры;

г) обратных клапанов;

д) устройств отбора проб рабочих жидкостей (авиатоплива, авиатоплива в смеси с ПВКЖ, ПВКЖ) со сбором и локализацией остатков;

е) систем предотвращения гидроударов, защиты от гидроударов и превышения давления в оборудовании и гидравлических магистралях;

ж) газосбрасывающих клапанов и системы удаления паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций перекачки авиатоплива или авиатоплива в смеси с ПВКЖ;

и) системы заземления и выравнивания потенциалов;

к) системы визуализации непрерывности потока авиатоплива или авиатоплива в смеси с ПВКЖ в трубопроводах (определяется в КД на образец);

л) системы сбора и локализации возможных проливов рабочих жидкостей (авиатоплива, авиатоплива в смеси с ПВКЖ, ПВКЖ), химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

5.3 В составе блоков 3-7 оборудования ТС АТО по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) должно быть предусмотрено использование резервуарных парков или отдельных резервуаров с учетом требований [23], оснащение которых приемно-раздаточными патрубками с запорной арматурой, ПУВ, предохранительной и дыхательной арматурой с огнепреградителями, устройствами отбора проб и удаления подтоварной воды, устройствами контроля уровня наполнения и прекращения их наполнения, системами заземления, защиты от статического электричества и прямых ударов молниями, рабочими площадками, ограждениями и лестницами определено в ПД, КД и ЭД.

В составе блока 2 оборудования ТС АТО по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) использование промежуточного резервуара определяется в ПД.

5.4 В составе блока 1 оборудования ТС АТО по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) должно быть предусмотрено использование групповых или одиночных эстакад для нижнего слива ЖДЦ или АЦ, оснащение которых устройствами автоматического прекращения слива, датчиками загазованности, системами защиты от статического электричества и прямых ударов молнии, рабочими площадками и лестницами определено в ПД, КД и ЭД в соответствии с требованиями [23].

5.5 В составе блока 1 оборудования ТС АТО по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) должно быть предусмотрено использование оборудования по [23] для приема авиатоплива из танков нефтеналивных судов.

5.6 Основные блоки и ТМ АТО должны быть связаны закрытой гидравлической системой дренажа, обеспечивающей слив отстоя, остатков проб авиатоплива и ПВКЖ в резервуары ПСО или резервуары ОНП с последующей их переработкой или утилизацией.

     6 Специальные требования к оборудованию основных блоков и технологических модулей типовой схемы авиатопливообеспечения

     6.1 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из железнодорожных и/или автомобильных цистерн

6.1.1 Назначение оборудования - по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.1).

6.1.2 Комплектация оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.1 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

- фильтров;

- насосных агрегатов;

- систем плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных агрегатов;

- систем контроля и регулирования потока авиатоплива в сливных коллекторах либо средств автоматики контроля предельного уровня наполнения авиатопливом промежуточных (сливных) резервуаров;

- устройств нижнего слива для одиночных ЖДЦ или АЦ;

- устройств нижнего слива эстакады для группового опорожнения ЖДЦ или АЦ;

- микрофильтров (определяется в КД на образец);

- фильтров-водоотделителей (определяется в КД на образец);

- средств учета перекачиваемого авиатоплива (определяется в КД на образец);

- резервуаров слива отстоя авиатоплива (определяется в КД на образец);

- системы перекачки и фильтрации авиатоплива из резервуара слива отстоя в резервуары склада (определяется в КД на образец).

6.1.3 Устройства нижнего слива авиатоплива из ЖДЦ по ГОСТ 18194 и АЦ по ГОСТ 20772 должны обеспечивать возможность свободного подключения и отключения штуцера приемного трубопровода к сливному устройству цистерны.

6.1.4 Использование устройства верхнего слива ЖДЦ допускается только при нештатной (аварийной) ситуации.

6.1.5 Каждое устройство нижнего (верхнего) слива должно иметь запорную арматуру для отключения от основного коллектора.

     6.2 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из магистрального трубопровода, танков пришвартованных нефтеналивных судов и нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с пневмоопорожнением шлангующих устройств

6.2.1 Назначение оборудования - по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.2).

6.2.2 Комплектация оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.2 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

- фильтров;

- микрофильтров;

- системы контроля и регулирования потока авиатоплива в коллекторах и трубопроводах;

- средств учета перекачиваемого авиатоплива (определяется в КД на образец);

- резервуара слива отстоя авиатоплива (определяется в КД на образец);

- системы перекачки и фильтрации авиатоплива из резервуара слива отстоя в резервуары склада (определяется в КД на образец);

- системы внутрискладских перекачек и фильтрации авиатоплива (определяется в КД на образец).

6.2.3 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из магистрального трубопровода дополнительно к комплектации по 5.2 и 6.2.2 должно включать специальные распределительные (линейные) трубопроводы (отводы) от магистрального трубопровода с узлами приема и подключения.

6.2.4 В состав узла подключения трубопровода (отвода) должно входить следующее оборудование по [23]:

- запорная арматура,

- система отбора проб, их сбора и локализации,

- СИ и приборы учета и контроля.

6.2.5 В состав узла приема трубопровода (отвода) должна входить запорная арматура. Комплектация узла приема трубопровода (отвода) оборудованием по 6.2.4 определяется в ПД.

6.2.6 Оснащение узлов приема и подключения трубопровода (отвода) системой защиты от несанкционированного доступа, освещения и оповещения, защиты от статического электричества и прямых ударов молнии следует предусмотреть в ПД и ЭД.

6.2.7 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из танков пришвартованных нефтеналивных судов дополнительно к комплектации по 5.2 и 6.2.2 должно включать:

- шлангующие устройства для соединения береговых трубопроводов со сливными устройствами нефтеналивных судов;

- береговые (подвижные, стационарные) или плавучие насосные станции (агрегаты);

- системы плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных станций (агрегатов).

6.2.8 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из танков нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с пневмоопорожнением шлангующих устройств дополнительно к комплектации по 5.2 и 6.2.2 должно включать:

- шлангующие устройства для соединения береговых трубопроводов со сливными устройствами нефтеналивных судов;

- береговые (подвижные или стационарные) насосные станции (агрегаты);

- системы плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных станций (агрегатов);

- разделительные устройства удаления паровоздушной смеси из авиатоплива;

- береговые системы разделения паровоздушной и жидкостной сред.

6.2.9 В конструкции технологического модуля оборудования приема авиатоплива из танков нефтеналивных судов должны быть предусмотрены автоматические устройства по аварийному беспроливному рассоединению шлангующих устройств с оснащением их быстрозакрывающимися клапанами при несанкционированном отходе судна от причала или несанкционированном снятии судна с якорной стоянки.

Шлангующие устройства должны быть оснащены механизмами для намотки шлангов (рукавов) или их укладки.

6.2.10 Береговые трубопроводы должны быть оснащены запорной, регулирующей и предохранительной арматурой, а также устройствами для снижения возможных гидравлических ударов и отключения подачи авиатоплива в резервуары при нештатных (аварийных) ситуациях.

6.2.11 Конструктивные особенности и требования к монтажу береговых трубопроводов должны быть отражены в ПД и КД с учетом требований ГОСТ 32569.

     6.3 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из танков нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с гидроопорожнением шлангующих устройств

6.3.1 Назначение оборудования - по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.3).

6.3.2 Комплектация оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.З приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

- фильтра разделителя сред;

- фильтров;

- фильтров-водоотделителей;

- шлангующих устройств для соединения береговых трубопроводов со сливными устройствами нефтеналивных судов;

- береговых (подвижных или стационарных) насосных станций (агрегатов);

- систем плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных станций (агрегатов);

- систем разделения водотопливной смеси от топлива;

- разделителя водотопливной смеси на топливо и воду;

- системы декантации свободной воды;

- средств учета перекачиваемого авиатоплива (определяется в КД на образец);

- системы внутрискладских перекачек и фильтрации авиатоплива (определяется в КД на образец).

6.3.3 Требования к конструкции и комплектации шлангующих устройств и береговых трубопроводов - по 6.2.9-6.2.11.

     6.4 Оборудование технологического модуля выдачи авиатоплива в систему централизованной заправки самолетов и пункты налива средств заправки воздушных судов

6.4.1 Назначение оборудования - по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.4).

6.4.2 Комплектация оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.4 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

- фильтров;

- микрофильтров;

- фильтров-водоотделителей;

- насосных агрегатов;

- систем плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных агрегатов;

- устройств нейтрализации зарядов статического электричества;

- системы дренажа;

- системы перекачки, фильтрации и выдачи авиатоплива в резервуары склада (определяется в КД на образец).

     6.5 Оборудование технологического модуля выдачи авиатоплива в цистерны средств заправки воздушных судов (пункт налива автотопливозаправщиков, топливозаправщиков, прицепов-топливозаправщиков)

6.5.1 Назначение оборудования - по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.5).

6.5.2 Комплектация оборудования должна соответствовать требованиями ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.5 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

- фильтров-водоотделителей;

- средств учета перекачиваемого авиатоплива;

- регулирующей арматуры;

- системы гибких рукавов с беспроливными соединениями для налива авиатоплива в цистерны средств заправки ВС через стояк налива, исключающий возможность контакта рукава с поверхностью рабочей площадки пункта налива, или соединительные шарнирно-сочлененные трубопроводы из алюминия, исключающие искрообразование при стыковке к устройству налива АТЗ, ТЗА, ПТЗ;

- системы управления, измерений и контроля параметров технологических процессов перекачки авиатоплива;

- системы дренажа.

6.5.3 В верхних точках стояков налива должны быть предусмотрены устройства для деаэрации.

6.5.4 Допускается совмещение использования оборудования подачи авиатоплива в систему ЦЗС и на пункты налива по 6.4 и оборудования выдачи авиатоплива в цистерны АТЗ, ТЗА, ПТЗ в одном модуле.

6.5.5 Раздаточные рукава, используемые для выдачи авиатоплива, должны быть антистатическими, стойкими к воздействию авиатоплива и не влиять на его качество в процессе работы, иметь маркировку светоотражающими полосами и длину, достаточную для соединения со средствами заправки ВС.

6.5.6 Штуцер раздаточного рукава должен быть изготовлен из алюминиевых сплавов, исключающих искрообразование при его стыковке с наливным устройством цистерны.

     6.6 Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из системы централизованной заправки самолетов

6.6.1 Назначение средства заправки ВС из системы ЦЗС (подвижные - АЦЗС, передвижные - АФТ-П, стационарные - АФТ-С) - по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.6).

6.6.2 АЦЗС и АФТ-П могут быть изготовлены с возможностью выполнения следующих операций (определяется в КД на образец):

- передвижение к местам стоянки и заправки ВС;

- заправка ВС авиатопливом с использованием оборудования, расположенного в технологическом отсеке и/или на подъемной платформе.

6.6.3 АЦЗС, АФТ-П должны соответствовать требованиям [22] в части, касающейся транспортных средств для перевозки опасных грузов (категория FL).

6.6.4 Комплектация АЦЗС, АФТ-П, АФТ-С должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.6 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

- регулирующей арматуры;

- фильтров-водоотделителей для авиатоплива;

- системы регулирования давления авиатоплива в трубопроводах и на ННЗ при заправке ВС;

- устройств визуализации непрерывности потока авиатоплива или авиатоплива в смеси с ПВКЖ;

- систем управления, измерений и контроля параметров технологического процесса с необходимой защитой оборудования при нарушении установленных режимов работы;

- приемных рукавов, оснащенных быстроразъемными беспроливными соединениями или НПГ;

- раздаточных рукавов, оснащенных ННЗ и/или РП;

- устройства безопасного дистанционного управления заправкой ВС "Дедман" (для АЦЗС и АФТ-П в обязательном порядке, для АФТ-С определяется в КД на образец);

- электрооборудования;

- средства пожаротушения;

- средств учета перекачиваемого авиатоплива и ПВКЖ (определяется в КД на образец);

- рукавных барабанов с устройством регулирования скорости их вращения и тормозным механизмом (определяется в КД на образец);

- устройств отбора проб авиатоплива и ПВКЖ (определяется в КД на образец) со сбором и локализацией остатков;

- устройств сбора и локализации проливов авиатоплива и ПВКЖ (определяется в КД на образец);

- системы технологических трубопроводов ПВКЖ с быстроразъемными беспроливными соединениями (определяется в КД на образец);

- системы дозированного введения ПВКЖ с устройством оперативного контроля количества (определяется в КД на образец);

- системы фильтрации ПВКЖ (определяется в КД на образец).

6.6.5 В дополнение к комплектации по 5.2 и 6.6.4 в состав АЦЗС и АФТ-П должны входить:

- базовое транспортное средство или его компоненты;

- рабочая оснастка (лестницы, поручни, рабочие площадки);

- устройство блокировки движения "Интерлок" (для АЦЗС в обязательном порядке, для АФТ-П определяется в КД на образец);

- подъемная платформа (определяется в КД на образец);

- гидрооборудование (определяется в КД на образец);

- пневмооборудование (определяется в КД на образец).

6.6.6 Спецификацией и контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку конкретного образца АЦЗС должна быть определена необходимость комплектации его следующими узлами и агрегатами:

- системой подогрева для обеспечения пуска двигателя транспортного средства при низких температурах;

- автономным обогревателем в кабине транспортного средства.

6.6.7 Технологическое оборудование средств заправки ВС из системы ЦЗС может иметь следующие варианты компоновки:

- АЦЗС - на шасси грузового автомобиля или на специализированном самоходном шасси;

- АФТ-П - на шасси прицепа;

- АФТ-С - на стационарной раме в контейнерном исполнении.

6.6.8 Габаритные размеры АЦЗС и АФТ-П во всех вариантах компоновки не должны превышать:

- по высоте - 3,6 м;

- по ширине - 3,6 м.

Самая низкая точка конструкции АЦЗС и АФТ-П должна находиться на расстоянии не менее 0,2 м над уровнем земли.

Габаритные размеры АФТ-С определяются в КД на образец.

Высота расположения условной точки центра масс полностью загруженного АЦЗС или АФТ-П не должна превышать 95% колеи базового транспортного средства.

6.6.9 В качестве базовых транспортных средств следует использовать серийные или специальные (доработанные) шасси и прицепы, которые должны соответствовать 6.8.10-6.8.23, 6.8.29.

6.6.10 Тип прицепа для размещения технологического оборудования - по ГОСТ Р 52051.

Вертикальная нагрузка на сцепное устройство одноосного прицепа не должна превышать 70 кгс.

6.6.11 НПГ приемного рукава должен быть совместим по размерам с приемным штуцером гидрантной колонки ЦЗС и обеспечивать герметичность соединения по классу А в соответствии с ГОСТ 9544.

6.6.12 Приемный рукав должен быть стойким к воздействию авиатоплива и не влиять на его качество в процессе работы, обладать антистатическими свойствами и иметь маркировку светоотражающими полосами.

6.6.13 Приемный рукав должны иметь длину, достаточную для соединения с системой ЦЗС (определяется в КД на образец).

6.6.14 Размещение НПГ и приемного рукава на АЦЗС и АФТ-П должно осуществляться на специальных кронштейнах, исключающих повреждение НПГ и рукава при транспортировке.

6.6.15 НПГ следует оснащать сигнальным фонарем красного цвета во взрывозащищенном исполнении.

6.6.16 Приемный рукав и НПГ должны оборудоваться колесными тележками для исключения непосредственного контакта с дорожным (бетонным) покрытием.

6.6.17 Требования к технологическому оборудованию (фильтры-водоотделители, счетчики, раздаточные рукава, ННЗ, оборудование дозированного введения ПВКЖ, рукавные барабаны) - по 6.8.34-6.8.47.

6.6.18 Система регулирования давления в АЦЗС, АФТ-П и АФТ-С при заправке ВС закрытым способом должна предусматривать наличие РДН и ПРД.

Применение системы регулирования должно быть определено условиями:

- при максимально достижимом давлении в гидрантной системе ЦЗС не более 0,35 МПа (3,5 кгс/см) систему регулирования давления не устанавливают;

- при максимально достижимом давлении в гидрантной системе ЦЗС от 0,35 до 0,55 МПа (от 3,5 до 5,5 кгс/см) установка РДН обязательна;

- при максимально достижимом давлении в гидрантной системе ЦЗС от 0,35 до 0,55 МПа (от 3,5 до 5,5 кгс/см) и при максимальном расходе более 1000 дм/мин (на один раздаточный рукав) установка РДН и ПРД обязательна;

- при максимально достижимом давлении в гидрантной системе ЦЗС более 0,55 МПа (5,5 кгс/см) независимо от расхода установка РДН и ПРД обязательна.

Дополнительно АЦЗС, АФТ-П и АФТ-С могут оснащаться регуляторами подачи авиатоплива (ограничитель производительности), гидроамортизаторами, применение которых должно быть определено контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку конкретного образца АЦЗС или АФТ-П.

6.6.19 Устройства блокировки движения АЦЗС или АФТ-П должны активироваться при:

- не установленных в специальные держатели НПГ, ННЗ в технологическом отсеке (определяется в КД на образец) и на подъемной платформе;

- открытых дверцах технологического отсека (при его наличии в комплектации);

- не установленной в транспортное положение подъемной платформе;

- не смотанных тросах заземления и выравнивания потенциалов.

6.6.20 Требования к системам управления технологическим оборудованием: для АФТ-С - по 4.11, для АЦЗС или АФТ-П - по 6.8.51.

6.6.21 Требования к устройствам отбора проб - по 4.10.

6.6.22 Требования к рабочей подъемной платформе - по 6.8.52.

6.6.23 Требования к электрооборудованию и системам заземления и снятия статического электричества - по 4.12-4.18 и 6.8.53.

6.6.24 Требования к оборудованию и системам пожаротушения: для АФТ-С - по [2], для АЦЗС и АФТ-П - по [22].

6.6.25 Требования к совместимости АЦЗС и АФТ-П с ВС - по 6.8.55.

     6.7 Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из системы централизованной заправки самолетов или из собственной цистерны

6.7.1 Назначение средства заправки ВС из системы ЦЗС или из собственной цистерны (подвижные - АЦЗС-Ц, передвижные - АФТ-П-Ц) - по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.7).

6.7.2 АЦЗС-Ц и АФТ-П-Ц могут быть изготовлены с возможностью выполнения следующих операций (определяется в КД на образец):

- заправка ВС авиатопливом с использованием оборудования, расположенного в технологическом отсеке и/или на подъемной платформе;

- наполнение авиатопливом цистерны из гидрантной системы ЦЗС;

- наполнение авиатопливом цистерны на пункте налива;

- наполнение авиатопливом цистерны собственным насосом из резервуарного парка;

- перекачивание авиатоплива собственным насосом из одного резервуара в другой, минуя собственную цистерну;

- опорожнение топливных баков ВС с обеспечением учета количества принятого авиатоплива и транспортирование его к местам складирования (хранения).

6.7.3 АЦЗС-Ц, АФТ-П-Ц должны соответствовать требованиям [22] в части, касающейся транспортных средств для перевозки опасных грузов (категория FL).

6.7.4 Комплектация АЦЗС-Ц и АФТ-П-Ц должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.7 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, 6.6.4, 6.6.5, а также:

- насоса;

- привода насоса и рукавных барабанов;

- цистерны с необходимым оборудованием;

- устройства ограничения наполнения цистерны;

- рабочей оснастки (лестниц, поручней, рабочих площадок).

15 закупок
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное