Внимание! В период с 29.07.22 по 11.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства.
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 17 августа 2022 в 11:15
Снять ограничение

ГОСТ Р 18.3.01-2016

Технологии авиатопливообеспечения. Типовые схемы
Недействующий стандарт
Проверено:  09.08.2022

Информация

Название Технологии авиатопливообеспечения. Типовые схемы
Название английское Technology of the aviation fueling. Typical schemes
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 13.02.2017
Дата введения в действие 01.08.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает требования к типовой схеме авиатопливообеспечения и принципиальным гидравлическим схемам технологических модулей авиатопливообеспечения. Настоящий стандарт предназначен для использования при проектировании, реконструкции, модернизации и эксплуатации производственных объектов, инфраструктуры и технологического оборудования организаций авиатопливообеспечения на аэродромах и вертодромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации, посадочных площадках с соблюдением требований действующих норм охраны труда, правил промышленной, пожарной и экологической безопасности и охраны окружающей среды. В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения правил, руководств и рекомендуемых практик ИКАО и ИАТА [1] - [12]
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Утверждён в Росстандарт

     
ГОСТ Р 18.3.01-2016

Группа Д18

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Типовые схемы

Technologies of the aviation fueling. Typical schemes



ОКС 49.100

ОКСТУ 7561

Дата введения 2017-08-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией организаций авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации (Ассоциация ОАТО ВС ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 018 "Оборудование и технологии авиатопливообеспечения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2016 г. N 2106-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к типовой схеме авиатопливообеспечения и принципиальным гидравлическим схемам технологических модулей авиатопливообеспечения.

Настоящий стандарт предназначен для использования при проектировании, реконструкции, модернизации и эксплуатации производственных объектов, инфраструктуры и технологического оборудования организаций авиатопливообеспечения на аэродромах и вертодромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации, посадочных площадках с соблюдением требований действующих норм охраны труда, правил промышленной, пожарной и экологической безопасности и охраны окружающей среды.

В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения правил, руководств и рекомендуемых практик ИКАО и ИАТА* [1]-[12].

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 18.0.01 Технологии авиатопливообеспечения. Основные положения

ГОСТ Р 18.12.01 Технологии авиатопливообеспечения. Функциональные и технологические параметры автотопливозаправщиков (топливозаправщиков) аэродромных. Требования заказчика

ГОСТ Р 52906 Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования

ГОСТ 2.704 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения гидравлических и пневматических схем

ГОСТ 2.781 Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические. Аппараты гидравлические и пневматические, устройства управления и приборы контрольно-измерительные

ГОСТ 2.782 Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические. Машины гидравлические и пневматические

ГОСТ 2.784 Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические. Элементы трубопроводов

ГОСТ 2.785 Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические. Арматура трубопроводная

ГОСТ 12.2.020 Система стандартов безопасности труда. Электрооборудование взрывозащищенное. Термины и определения. Классификация. Маркировка

ГОСТ 1510 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18194 Установки для нижнего слива (налива) нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн. Технические условия

ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 20772 Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования

ГОСТ 22639 Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов. Термины и определения

ГОСТ 28822 Автоматизированные системы налива и слива морских и речных судов. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 31812 Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов гражданского назначения. Общие технические требования

ГОСТ 31873 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22639, ГОСТ 31812, ГОСТ 2.704, ГОСТ 2.781, ГОСТ 2.782, ГОСТ 2.784, ГОСТ 2.785, ГОСТ Р 18.0.01, ГОСТ Р 18.12.01, ГОСТ Р 52906, а также термины с соответствующими определениями:

3.1.1 технологические модули авиатопливообеспечения; ТМ АТО: Оборудование, конструктивно объединенное в изделии для выполнения отдельных законченных технологических процессов.

3.1.2 принципиальные гидравлические схемы технологических модулей авиатопливообеспечения: Документы, определяющие состав и последовательность размещения (установки) оборудования в конструкции ТМ АТО при их изготовлении.

3.1.3 функциональная группа технологических модулей авиатопливообеспечения: Совокупность ТМ АТО, выполняющих отдельную часть технологии ТС АТО.

3.1.4 предназначенное средство транспортирования: Наземные, водные средства транспортирования и трубопроводы, предназначенные для транспортирования авиатоплива одной марки.

3.1.5 взлив: Текущий уровень авиатоплива и ПВКЖ по высоте резервуара.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

авиаГСМ - авиационные горюче-смазочные материалы;

АТЗ - автотопливозаправщик аэродромный, транспортное средство с правом движения по дорогам общего пользования;

АТО - авиатопливообеспечение;

АЦ - автомобильная цистерна;

АФТ - агрегат фильтрации топлива;

АФТ-П - агрегат фильтрации топлива (на шасси прицепа или транспортного средства);

АФТ-С - агрегат фильтрации топлива стационарный;

ВС - воздушное судно;

ЖДЦ - железнодорожная цистерна;

НД- нормативные документы;

ННЗ - наконечник нижней заправки;

ОНП - отработанные нефтепродукты;

ПВКЖ - противоводокристаллизационная жидкость;

ПСО - пункт сбора отстоя;

ПТЗ - прицеп-топливозаправщик;

ПУВ - плавающее устройство верхнего забора топлива;

СНЗ - стояк нижней заправки;

ТЗА - топливозаправщик аэродромный, транспортное средство без права движения по дорогам общего пользования;

ТР ТС - Технический регламент Таможенного союза;

ТС АТО - типовая схема авиатопливообеспечения;

ЦЗС - централизованная заправка самолетов.

     4 Требования к типовой схеме авиатопливообеспечения

4.1 ТС АТО должна обеспечивать выполнение следующих технологических операций:

- прием авиатоплива из средств транспортирования (ЖДЦ, АЦ, танков нефтеналивных судов, магистральных трубопроводов);

- внутрискладские перекачки;

- хранение авиатоплива в резервуарах склада авиаГСМ;

- выдача авиатоплива в систему ЦЗС и пункты налива средств заправки ВС;

- налив цистерн средств заправки ВС;

- транспортирование авиатоплива к местам стоянки и заправки ВС;

- заправка ВС;

- прием, хранение, внутрискладские перекачки и выдача кондиционного авиатоплива в смеси с ПВКЖ, применяемая на государственных и экспериментальных аэродромах;

- прием, хранение, учет и выдача ПВКЖ в средства транспортирования и заправки ВС;

- учет авиатоплива в процессе выполнения технологических операций;

- отбор проб авиатоплива и ПВКЖ;

- прием дренируемого авиатоплива, хранение, отстой, паспортизация, возврат в резервуары хранения и/или выдача в транспортные средства;

- прием, хранение и выдача ОНП в транспортные средства;

- технологические операции, осуществляемые в нештатных или аварийных ситуациях.

Выполнение технологических операций по 4.1 сгруппированы в девяти блоках ТС АТО в соответствии с приложением А.

4.2 ТС АТО должна применяться при проектировании, модернизации и реконструкции объектов АТО и инфраструктуры на аэродромах и вертодромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации, посадочных площадках и обеспечивать:

- выдачу кондиционного авиатоплива в борт ВС;

- безопасную заправку ВС в установленные сроки;

- сохранность качества авиатоплива и ПВКЖ при выполнении технологических операций;

- безопасность полетов ВС, сохранение жизни и здоровья пассажиров, а также их имущества, технических средств и технологического оборудования АТО;

- соблюдение правил промышленной, пожарной и экологической безопасности;

- выполнение процедур утилизации оборудования и используемых материалов.

4.3 ТС АТО должна комплектоваться ТМ АТО с учетом:

- типов ВС постоянного и периодического базирования на аэродроме, вертодроме и посадочной площадке, их заправочных характеристик и других особенностей;

- эксплуатационных свойств применяемых авиатоплив и ПВКЖ, допущенных к заправке ВС;

- обеспечения приема необходимого среднесуточного объема авиатоплива, его подготовки и выдачи на заправку в борт ВС;

- организации транспортирования авиатоплива на склад авиаГСМ и возможности его приема по пропускной способности оборудования АТО;

- применяемых способов заправки ВС;

- заданного времени заправки ВС;

- нормативного времени перевода оборудования АТО из режима ожидания в рабочий режим;

- соответствия функциональных и технических характеристик, последовательно установленных ТМ АТО;

- обеспечения безопасной закрытой (под давлением) и/или открытой заправки кондиционным авиатопливом ВС с заданными параметрами по подаче и рабочему давлению;

- обеспечения отбора проб авиатоплива и ПВКЖ в процессе приема, транспортирования по складу авиаГСМ, хранения, подготовки и выдачи;

- предотвращения пульсаций авиатоплива в технологических трубопроводах, защиты оборудования АТО и заправляемых ВС от превышения давления (гидроударов) и встречного движения авиатоплива в расходных трубопроводах;

- предотвращения электризации авиатоплива в оборудовании АТО (особенно в насосных агрегатах и средствах очистки авиатоплива), защиты оборудования АТО и заправляемых ВС от опасного проявления статического электричества;

- предотвращения несанкционированного смешивания различных видов (марок) авиатоплива при выполнении технологических операций;

- требований заказчика по автоматизации и диспетчеризации технологических процессов и комплектации элементами оборудования различных производителей;

- требований заказчика по климатическому исполнению оборудования АТО по ГОСТ 15150;

- соблюдения метрологических требований национальной системы единства измерений и использования средств измерений и учета авиатоплива и ПВКЖ при выполнении технологических операций заправки ВС;

- организации инженерно-технического обеспечения выполнения технологических операций ТС АТО в реальных условиях эксплуатации;

- требований настоящего стандарта, ДОПОГ [13], ТР ТС [14]-[19] и НД, обязательных к применению при проектировании, изготовлении и эксплуатации оборудования АТО.

4.4 При проектировании ТС АТО количество одновременно заправляемых авиатопливом ВС должно уточняться исходя из установленных нормативов времени подготовки ВС к вылету и интенсивности их полетов.

4.5 ТМ АТО, как структурные элементы ТС АТО, могут функционировать в качестве самостоятельных модулей, выполняющих отдельные операции по 4.1, а также использоваться в формате функциональной группы ТМ АТО, выполняющей часть ТС АТО.

В этом случае допускается совместное применение ТМ АТО, принадлежащих организации АТО, или ТМ АТО сторонних организаций, которые соответствуют требованиям настоящего стандарта.

4.6 Принцип комплектации ТМ АТО - блочно-модульные агрегаты заводского производства с законченным технологическим циклом, изготовленные по ГОСТ Р 52906 и поставляемые заказчику (потребителю) со степенью готовности, обеспечивающей монтаж и ввод в эксплуатацию методом крупноузловой сборки.

4.7 Комплектация ТМ АТО технологическим оборудованием должна обеспечить возможность использования серийно выпускаемых, унифицированных и сертифицированных комплектующих изделий.

4.8 Оборудование АТО, используемое в конструкции ТМ АТО, должно быть идентифицировано по маркам авиатоплива.

4.9 Для обеспечения транспортирования ТМ АТО допускается их изготовление в конфигурации стандартных контейнеров, предназначенных для перевозки автомобильным, железнодорожным и водным транспортом.

4.10 Для транспортирования авиатоплива и ПВКЖ должен использоваться предназначенный транспорт, подготовленный по ГОСТ 1510, на котором должна быть нанесена марка перевозимого авиатоплива и ПВКЖ, знаки опасности по ГОСТ 19433, знаки безопасности, предупреждающие надписи и сигнальная маркировка по ГОСТ Р 12.4.026, ДОПОГ [13] и ГОСТ Р 52906.

4.11 Основные параметры и характеристики ТМ АТО в составе ТС АТО следует определять в каждом проекте с учетом типов заправляемых ВС, объема годового, суточного и разового расхода авиатоплива на заправку ВС, требуемой интенсивности поставок, используемых средств транспортирования, последовательности выполняемых операций ТС АТО по 4.1 и климатических особенностей в реальных условиях эксплуатации ВС.

4.12 Основные параметры (характеристики) технологических трубопроводов и используемой арматуры (пропускная способность, рабочее давление, параметры диаметров труб и потери напора) должны соответствовать расчетным данным, обоснованным при проектировании ТС АТО.

4.13 В проекте ТС АТО должны быть предусмотрены технические решения, обеспечивающие предотвращение возникновения пульсаций (гидроударов) в потоке авиатоплива в процессе перекачки.

Допустимое значение гидроудара не должно превышать 1,75 рабочего давления.

4.14 На участках технологических трубопроводов ТС АТО с равной пропускной способностью или при изменении подачи в интервале от 0,8 до 1,2 от предусмотренных в проекте величин пропускной способности должны использоваться однотипные по производительности ТМ АТО.

4.15 Технические решения системы трубопроводов ТС АТО должны обеспечивать последовательную перекачку авиатоплива сначала в отстойные резервуары, затем в расходные и, на заключительном этапе, в баки ВС с использованием ТМ АТО заправки ВС, диспенсеров, ТЗА или АТЗ.

4.16 Технологические трубопроводы ТС АТО должны предусматривать наличие:

- устройств полного дренажного опорожнения;

- системы автоматической деаэрации;

- системы контроля герметичности;

- запорной и регулирующей арматуры;

- устройств отбора проб;

- устройств защиты от гидроударов;

- системы катодной защиты;

- устройств подключения оборудования предпусковой и периодической промывки трубопроводов.

4.17 Технологические трубопроводы должны быть оснащены перепускными предохранительными и обратными клапанами в соответствии с проектом ТС АТО.

Обратные клапаны должны устанавливаться после насосов, а также на выходных патрубках системы ЦЗС.

4.18 Верхние точки трубопроводов и СНЗ должны быть оборудованы системами деаэрации с устройствами дренажного слива.

4.19 Нижние точки трубопроводов должны иметь устройства полного опорожнения и слива отстоя, которые должны быть соединены с дренажными устройствами.

4.20 Методы отбора проб, устройство и расположение пробоотборников в технологических трубопроводах ТС АТО - по ГОСТ 2517, ГОСТ 31873 и ГОСТ Р 52906, с обеспечением безопасности работ при отборе проб.

Система отбора проб должна предусматривать возможность предварительного слива авиатоплива перед началом отбора проб в специальную емкость.

4.21 Соединительные трубопроводы от точки отбора проб до пробоотборника должны иметь минимальное число изгибов и изготавливаться без расширения, карманов и других застойных мест, в которых скапливаются механические примеси, остатки авиатоплива и паровоздушная смесь.

4.22 Соединения в трубопроводах ТС АТО должны быть герметичными.

4.23 ТС АТО должна предусматривать наличие зачистного трубопровода, оборудованного собственной дренажной системой.

4.24 Участки трубопроводов, отсекаемые запорной арматурой, должны быть калиброваны по объему.

4.25 Скорость потока авиатоплива в напорных трубопроводах ТС АТО не должна превышать 5 м/сек. Скорость потока авиатоплива в питающих трубопроводах не должна превышать 50% скорости в напорных трубопроводах.

4.26 Трубопроводы, обеспечивающие выдачу авиатоплива из расходных резервуаров на пункты налива и в системы ЦЗС, должны быть изготовлены из стали 12Х18Н10Т без покрытия или из стали 09Г2С с покрытием; во всех остальных случаях применения трубопроводы должны быть изготовлены из стали 09Г2С.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное