Внимание! До 21.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 24 августа 2022 в 18:42
Снять ограничение

ГОСТ Р 56828.34-2017

Наилучшие доступные технологии. Ресурсосбережение. Методология принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания
Действующий стандарт
Проверено:  16.08.2022

Информация

Название Наилучшие доступные технологии. Ресурсосбережение. Методология принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания
Название английское Best available techniques. Resource conservation. Methodology of management decisions for conservation of aquatic bioresources and their habitats
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 08.08.2019
Дата введения в действие 01.03.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт на основе НДТ устанавливает основные требования для принятия управленческих и методических решений по предупреждению и компенсации негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания в целях их сохранения и устойчивого использования. Настоящий стандарт распространяется на объекты планируемой хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, способные производить негативное трансграничное влияние на сопредельные территории. Действие настоящего стандарта не распространяется на: - виды деятельности, основной целью которых является обеспечение национальной и международной безопасности либо единственной целью которых является защита объектов и (или) территорий от природных катастроф; - объекты хозяйственной и иной деятельности, введенные в эксплуатацию до его принятия. Положения настоящего стандарта не затрагивают обязанности уполномоченных органов в части соблюдения ограничений, накладываемых национальными нормативными правовыми актами и административными предписаниями, а также принятой законодательной практикой в отношении коммерческой и промышленной конфиденциальности, включая охрану интеллектуальной собственности и общественных интересов. Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативно-методической, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам предупреждения и компенсации негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, обеспечивая при этом защиту окружающей среды и здоровья людей
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ


ГОСТ Р 56828.34-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ресурсосбережение. Методология принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

Best available techniques. Resource conservation. Methodology of management decisions for conservation of aquatic bioresources and their habitats

ОКС 13.020.01

Дата введения 2018-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и веществ" (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с Индивидуальным предпринимателем Боравским Борисом Вячеславовичем

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2017 г. N 1115-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы и принципы Директивы Европейского парламента и Совета 2004/35/ЕС* "Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде" (Directive 2004/35/СЕ of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on environmental liability with regard to the prevention and remedying of environmental damage)

________________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Законодательство Российской Федерации устанавливает приоритет сохранения водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении любой хозяйственной деятельности, что нашло свое отражение в следующих федеральных законах: от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" [1]; от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" [2]; от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" [3]; от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [4]. Основные принципы, включающие реализацию разработанных мер по сохранению водных биоресурсов и среды обитания, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. N 380 [5]. Полный перечень правовых и нормативно-методических документов в области сохранения водных биологических ресурсов приведен в приложении А.

Значительный вред (ущерб) водным биоресурсам и среде их обитания наносят крупные водозаборы из поверхностных водных объектов, которые осуществляются практически на всех объектах I категории [6], к которым относятся теплоэлектростанции, предприятия по добыче угля, нефти и газа и др.

Вред водным биоресурсам и среде их обитания определяется на стадии планирования хозяйственной и иной деятельности, то есть до его фактического причинения, и возмещается в установленном порядке на основе ожидаемой, а не фактической величины вреда.

Планируемые мероприятия в целях возмещения вреда водным биоресурсам и среде их обитания не всегда соответствует возможностям их реализации и не учитывают трудность и многоступенчатость механизма их осуществления и, как следствие, объем выполненных мероприятий снижается при одновременном росте не возмещенного (компенсированного) вреда водным биоресурсам [7]. Сложившуюся ситуацию усугубляет законодательно определенный ограниченный набор методов исполнения мероприятий, не учитывающий в полной мере информацию об эффективных отечественных и зарубежных технологиях в области предупреждения и возмещения (компенсации) негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания.

Современная система возмещения вреда водным биоресурсам и среде их обитания, сформированная в советский период в условиях плановой экономики, государственной собственности на средства производства и пр., не соответствует правовым формам организации рыночной экономики и не учитывает наличие института частной собственности и его особенности. Основное внимание уделяется возмещению (компенсации) количественных показателей нанесенного вреда: возвращение обществу хозяйственно полезного единичного продукта - наиболее ценного в промысловом отношении вида (реже - нескольких видов) биоресурсов. При этом качественные показатели, т.е. все элементы экосистем, подвергшихся негативному воздействию и отраженные в оценках воздействия и исчисленных показателях вреда, остаются без внимания и возмещения.

Вместе с тем, в отличие от советского периода, в действующих правовых документах отсутствуют нормы, регулирующие экономические показатели утраченных и восполняемых ресурсов, что приводит к конфликту интересов хозяйствующих субъектов и органов государственной власти, выражающемся в понуждении первых при возмещении вреда нести затраты, не соизмеримые со стоимостью (ценностью) утраченных в результате их деятельности водных биоресурсов. Так, на практике, при осуществлении мероприятий по возмещению (компенсации) вреда, исчисленного в отношении малоценных видов водных биоресурсов, хозяйствующие субъекты понуждаются производить воспроизводство эквивалентного количества ценных и особо ценных видов (осетровых, лососевых, сиговых и других рыб), то есть, возмещать вред в отношении водных биоресурсов, который не наносили.

Кроме того, требование полного возмещения санкционированного (правомерного) вреда водным биоресурсам и среде их обитания, который устанавливается расчетным путем, а не по факту свершения, практически не исполнимо ввиду субъективного характера оценки его количественных, качественных и, как следствие, стоимостных показателей.

На современном этапе развития российской экономики перед бизнес-сообществом стоит задача практического объединения четырех взаимосвязанных целей: технологической целесообразности, экономической эффективности, экологической ответственности и социальной активности. При этом основное внимание должно быть уделено достижению синергетического эффекта при практической реализации высоких экологических обязательств и их положительного воздействия на финансово-экономические показатели и конкурентоспособность бизнеса (особенно в средне- и долгосрочном периодах), что возможно при переходе на модель технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий (далее - НДТ) и эффективном применении информационно-технических обобщений (справочников), разрабатываемых совместно с бизнес-сообществом [8]. Реализация Проекта ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России" подтвердила, что компании энергетического сектора успешно реализуют как технологии предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, так и мероприятия по их возмещению (компенсации) причиненного им вреда. На основе накопленного опыта в рамках указанного Проекта ПРООН/ГЭФ-Минприроды России проведена разработка [7], [9], [10].

В соответствии с нормативными правовыми документами [11], ГОСТ 33570 и др., технологии, показавшие экономическую и экологическую состоятельность при внедрении более чем на двух российских предприятиях, могут позиционироваться как НДТ предупреждения и снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания. Кроме того, положительный опыт использования отраслевых и региональных регламентов и стандартов [12]-[21] в компаниях энергетического сектора позволяет позиционировать подходы и технологии в указанных документах в качестве НДТ.

Настоящий стандарт устанавливает пошаговую последовательность действий при принятии управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания в части оценки и возмещения причиняемого им вреда, учитывая проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды, возможность разработки планов мероприятий по охране окружающей среды и программ повышения экологической эффективности на предприятиях I и II категорий, а также допустимость использования региональных (бассейновых) перспективных программ, позволяющих на системной и комплексной основе повысить эффективность мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, поскольку единичные (разовые) биотехнические мероприятия (в частности выпуска рыбоводной продукции) не могут считаться экономически и экологически эффективными. Кроме того, стандарт позволяет нивелировать конфликтные ситуации и обеспечивает гармонизацию интересов хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и общества в сфере сохранения и рационального использования водных биоресурсов.

Настоящий стандарт соответствует законодательству Российской Федерации. При его разработке учтены положения федеральных законов о техническом регулировании, охране окружающей среды, рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и др., модельных законов, принятых Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ, а также нормы международных конвенций, к которым присоединилась Российская Федерация.

Настоящий стандарт подготовлен с учетом основных положений Директивы ЕС [22], отраслевого стандарта РусГидро [23], справочно-аналитического издания [7], имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации.

Настоящий стандарт стратегически структурирован. "Рамочная" структура позволяет использовать модель "Стратегии и НДТ", охватив одновременно четыре блока стратегий (производственно-технологические - в техносфере, целе-экологические - в экосфере, социально-организационные - в социосфере и ресурсно-логистические - в ресурсосфере). Эти четыре блока стратегий являются обязательными ограничениями (ГОСТ Р 51750) при управлении в сфере любой хозяйственной деятельности, обеспечивая ее устойчивость и гармоничное развитие предприятий, организаций, а также способствуя качеству, экологичности, безопасности, экономичности производимой продукции и оказываемых услуг.

Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.

Предметом стандартизации является ресурсосбережение.

Аспектом стандартизации является методология принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, в части оценки и возмещения причиняемого им вреда.

Приложение А (справочное) содержит перечень правовых и нормативно-методических документов в области сохранения водных биологических ресурсов, приложение Б (справочное) - определения и понятия в дополнение к терминологии, установленной в разделе 3 настоящего стандарта, приложение В (справочное) - типовую структуру и содержание рыбохозяйственного раздела ОВОС.

В настоящий стандарт могут вноситься изменения и дополнения, что связано с достижениями научно-технического прогресса и появлением новых подходов и технологий в области сохранения водных биоресурсов.

     1 Область применения

Настоящий стандарт на основе НДТ устанавливает основные требования для принятия управленческих и методических решений по предупреждению и компенсации негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания в целях их сохранения и устойчивого использования.

Настоящий стандарт распространяется на объекты планируемой хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, способные производить негативное трансграничное влияние на сопредельные территории.

Действие настоящего стандарта не распространяется на:

- виды деятельности, основной целью которых является обеспечение национальной и международной безопасности либо единственной целью которых является защита объектов и (или) территорий от природных катастроф;

- объекты хозяйственной и иной деятельности, введенные в эксплуатацию до его принятия.

Примечание - Настоящий стандарт подлежит применению при проведении работ по ремонту, реконструкции, модернизации, ликвидации объектов хозяйственной и иной деятельности, введенных в эксплуатацию до введения в действие настоящего стандарта.


Положения настоящего стандарта не затрагивают обязанности уполномоченных органов в части соблюдения ограничений, накладываемых национальными нормативными правовыми актами и административными предписаниями, а также принятой законодательной практикой в отношении коммерческой и промышленной конфиденциальности, включая охрану интеллектуальной собственности и общественных интересов.

Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативно-методической, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам предупреждения и компенсации негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, обеспечивая при этом защиту окружающей среды и здоровья людей.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 33570 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методология идентификации. Зарубежный опыт

ГОСТ Р 51750 Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения         

ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения        

ГОСТ Р 56061 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 56062 Производственный экологический контроль. Общие положения

ГОСТ Р 56063 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга

ГОСТ Р 56828.15-2016 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения

ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения

СП 101.13330.2012 Свод правил. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 57007, ГОСТ Р 56828.15, СП 101.13330.2012, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 водные биологические ресурсы: Рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы [1].

Примечания

1 водные биологические ресурсы: Рыбы, моллюски, ракообразные, млекопитающие и другие виды водных животных и растений [24];

2 водные биологические ресурсы (водные биоресурсы): Рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы [25], [26];

3 водные биологические ресурсы (водные биоресурсы): Рыбы, другие водные животные и растения (гидробионты), находящиеся в состоянии естественной свободы [27];

4 водные биологические ресурсы (живые ресурсы) исключительной экономической зоны (далее - водные биоресурсы): Рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется федеральными законами [2], [28].

5 водные биологические ресурсы: Рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы [29].

3.2 сохранение водных биоресурсов: Поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания [1].

3.3 предупреждение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания: Меры и процедуры по предотвращению и минимизации негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, которые позволяют полностью или частично предохранить водные объекты и их охранные зоны от истощения и загрязнения, а также предотвратить негативное воздействие на состояние водных биоресурсов и среду их обитания в местах производства работ, размещения хозяйственных объектов и их эксплуатации в результате аварийных ситуаций, непреднамеренных действий, создающих непосредственную угрозу водным биоресурсам и среде их обитания.

3.4 возмещение (компенсация) негативного воздействия хозяйственной деятельности (вреда) на водные биоресурсы и среду их обитания: Принятие обоснованных мер и проведение мероприятий, основанных на натуральной и (или) денежной (монетарной) формах реализации ответственности хозяйствующих субъектов по восстановлению водных биоресурсов и среды их обитания, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3.5

методология: Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Примечания

1 Методический подход является результатом приложения методологии к определенной области деятельности.

2 Разница между методом и методологией состоит в том, что метод предполагает конкретные шаги к выполнению задачи, в то время как методология предполагает глобальную стратегию внедрения.


[ГОСТ Р 56828.15-2016, статья 2.86]

3.6 Комплекс определений и понятий в дополнение к терминологии в областях предупреждения и компенсации негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания приведен в приложении Б к настоящему стандарту.

     4 Общие положения

     4.1 Экологические принципы сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

4.1.1 Основными экологическими принципами сохранения водных биоресурсов и среды их обитания являются:

- системная последовательность действий по достижению важнейших стратегических ориентиров в сфере экологии на локальном, региональном и глобальном уровнях на основе современной методологии анализа природных рисков и оценки экологического вреда (ущерба);

- признание значимости для общества жизнеобеспечивающих функций экосферы при соблюдении баланса потребностей настоящего и будущих поколений в благосостоянии и экологическом благополучии;

- необходимая достаточность норм регулирования экономической деятельности по экологическим основаниям, их экономическая обоснованность и учет отдаленных экологических последствий;

- ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за экологические последствия такой деятельности, а также за экологические последствия деятельности лиц, правопреемниками которых они являются;

- признание значимой роли общественной и предпринимательской инициативы в реализации целей государственной экологической политики в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания и необходимости ее поощрения, в том числе в инвестиционной сфере;

- использование НДТ и, при соответствующих обстоятельствах, традиционных знаний в качестве основы для принятия решений, влияющих на водные биоресурсы и среду их обитания;

- предотвращение возможного вреда (ущерба) водным биоресурсам и среде их обитания;

- реализация мер по возмещению (компенсации) последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, основанных на натуральной и (или) денежной (монетарной) формах реализации ответственности хозяйствующих субъектов по восстановлению и (или) искусственному воспроизводству водных биоресурсов и среды их обитания, в случае невозможности предотвращения вреда (ущерба) водным биоресурсам и среде их обитания;

- учет трансграничного воздействия хозяйственной и иной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания.

4.1.2 Проектирование и реализацию мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания осуществляют на основании результатов оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС).

4.1.3 В соответствии с [30], материалы проектов строительства и реконструкции объектов капитального строительства, содержащие информацию о проектировании мер по сохранению водных биоресурсов, а также оценку воздействия на водные биоресурсы согласовывают с уполномоченным органом исполнительной власти (далее - ОИВ) в области рыболовства, который утверждает перечень мер по минимизации и (или) компенсации возможных негативных воздействий.

Примечание - Согласование с региональными ОИВ производится только в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации.

4.1.4 Сохранение и устойчивое использование водных биоресурсов и среды их обитания достигается при реализации основных принципов государственной политики в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, установленных в статье 5 [31], в состав которых входят:

- стоимостная оценка биологического разнообразия и экосистемных услуг;

- распределение между всеми заинтересованными сторонами на справедливой основе затрат и выгод, связанных с устойчивым использованием биологического разнообразия и биологических ресурсов;

- осуществление стратегии долгосрочного комплексного управления земельными, водными и живыми ресурсами, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и его устойчивое использование на справедливой основе;

- использование наилучших доступных технологий и, в соответствующих обстоятельствах, традиционных знаний в качестве основы для принятия всех решений, влияющих на биологическое разнообразие и биологические ресурсы;

- поддержание высокого запаса устойчивости природных экосистем и природно-антропогенных систем, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

- системная последовательность действий по достижению важнейших стратегических ориентиров на локальном, региональном и глобальном уровнях на основе современной методологии анализа природных рисков и оценки экологического вреда (ущерба);

- обоснованность и прозрачность управленческих решений, открытость и доступность экологической информации;

- экологическая ориентированность роста экономики, признание значимости для общества жизнеобеспечивающих функций экосферы при соблюдении баланса потребностей настоящего и будущих поколений в благосостоянии и экологическом благополучии;

- обеспечение условий непревышения критических уровней негативного воздействия на биологическое разнообразие на основе оперативного регулирования производственных процессов, установления квот на негативное воздействие и их рыночного оборота;

- необходимая достаточность норм регулирования экономической деятельности по экологическим основаниям, их экономическая обоснованность и учет отдаленных экологических последствий;

- ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за ее экологические последствия, а также за экологические последствия деятельности лиц, правопреемниками которых они являются;

- учет позиции населения по общим и частным вопросам политики в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, информационная обеспеченность и открытость деятельности в области обеспечения экологической безопасности;

- признание значимой роли общественной и предпринимательской инициативы в реализации целей политики в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия и необходимости ее поощрения, в том числе в инвестиционной сфере;

- учет трансграничного влияния хозяйственной и иной деятельности в макрорегиональном и глобальном масштабе, гармонизация норм и стандартов с учетом международной практики, сотрудничество в решении глобальных проблем;

- гуманное отношение к животным, включая оказание помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и вследствие других причин.

     4.2 Методология подготовки и принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

4.2.1 Хозяйственная деятельность, в том числе в сфере использования водных биоресурсов, реализуется в четыре этапа:

1) оформление права пользования природными ресурсами на определенных условиях, которые определяют ОИВ;

2) разработка проектной документации, включающей оценку вреда и перечень мероприятий по возмещению (компенсации) причиненного вреда, подлежащей согласованию с ОИВ;

3) реализация права пользования природными ресурсами на условиях, определенных разрешительным документом ОИВ и проектной документацией;

4) мониторинг последствий реализации проекта и, при необходимости, принятие корректирующих мер.

4.2.2 Каждый этап управленческого решения включает следующие стадии:

- подготовка управленческого решения;

- принятие управленческого решения;

- реализация управленческого решения;

- анализ результатов реализации управленческого решения и, при необходимости, проведение корректирующих мероприятий (действий).

4.2.2.1 На стадии подготовки управленческого решения реализуются целе-экологические стратегии хозяйственной деятельности, в том числе учитываются: виды хозяйственной деятельности, способные оказать негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания; классификация мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания; условия осуществления планируемой хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения (предоставление водных объектов в пользование, требования к проектированию мер по сохранению водных биоресурсов).

4.2.2.2 На стадии принятия управленческого решения реализуются производственно-технологические стратегии и ресурсосберегающие стратегии хозяйственной деятельности.

Производственно-технологические стратегии хозяйственной деятельности включают проектирование мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе:

- оценку воздействия реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;

- определение последствий негативного воздействия реализации планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания (исчисление размера вреда водным биоресурсам и среде их обитания);

- обоснование мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при разработке проектной документации.

Ресурсосберегающие стратегии хозяйственной деятельности включают:

- осуществление мероприятий по предупреждению и (или) уменьшению негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания с учетом классификации рыбоохранных сооружений;

- планирование производственного экологического контроля за воздействием осуществляемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания;

- осуществление мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния (мероприятий по возмещению (компенсации) вреда);

- корректировку запланированных мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

4.2.2.3 На стадии реализации управленческого решения применяют социально-организационные стратегии хозяйственной деятельности, направленные на конкретизацию управленческого решения при исполнении мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и предусматривающие:

- осуществление мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния (мероприятий по возмещению (компенсации) вреда); документальное оформление исполнения компенсационных мероприятий;

- учет и контроль исполнения мероприятия по возмещению (компенсации) вреда;

- мониторинг водных биоресурсов и среды их обитания при исполнении мероприятия по возмещению (компенсации) вреда, включая государственный мониторинг водных биоресурсов, мониторинг водных биоресурсов при оценке эффективности исполнения мероприятия по возмещению (компенсации) вреда.

4.2.2.4 На стадии анализа результатов реализации управленческого решения применяют социально-организационные стратегии хозяйственной деятельности, которые включают:

- оценку эффективности реализации мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;

- анализ ожидаемых и фактических показателей;

- выявление необходимости проведения корректирующих мероприятий (действий).

     4.3 Виды мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности

4.3.1 Мероприятия по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности (рыбоохранные мероприятия) подразделяют на организационно-правовые, инженерно-экологические и специальные.

4.3.1.1 Организационно-правовые мероприятия включают:

- установление условий и ограничений использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зон в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планированию территорий границ таких зон;

- выполнение условий и ограничений планируемой хозяйственной и иной деятельности на предпроектной стадии, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, в том числе ограничения условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также сроков и способов производства работ на акватории и других условий, исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);

- проведение оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на биоресурсы и среду их обитания;

- определение последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;

- разработка мероприятий по производственному экологическому контролю за воздействием осуществляемой хозяйственной и иной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания;

- разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния (восстановительные мероприятия);

- проведение государственной и государственной экологической экспертизы проектов строительства хозяйственных объектов;

- проведение государственного мониторинга водных биологических ресурсов и др.

4.3.1.2 Инженерно-экологические мероприятия включают:

- экологические способы защиты водных биоресурсов и среды их обитания: предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения; соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму объектов рыбохозяйственного значения; производственно-экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности и др.;

- экологические попуски и лимиты изъятия водных ресурсов; правила использования водохранилищ, включая рыбохозяйственные попуски из водохранилищ;

- учет и выполнение нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

4.3.1.3 Специальные мероприятия включают:

- искусственное воспроизводство водных биоресурсов; сооружение нерестово-выростных хозяйств, рыбоводных заводов, рыбопитомников; акклиматизацию (реакклиматизацию) водных биоресурсов;

- рыбохозяйственную мелиорацию, включая дноуглубительные работы на водотоках, удаление излишней водной растительности, спасение молоди, предотвращение заморных явлений, биологические методы очистки воды;

- проектирование, строительство и эксплуатацию рыбоохранных сооружений; применение современного экологически безопасного оборудования; создание искусственных нерестилищ.

     4.4 Виды хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания

4.4.1 Основными видами хозяйственной и иной деятельности, оказывающими негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, являются:

- работы, связанные с нарушением дна и берегов водных объектов и прилегающих территорий в пределах прибрежных защитных полос, водоохранных и рыбоохранных зон, водосборной площади;

- земляные работы на водосборной площади;

- строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры гидроэнергетического комплекса (плотины; здания гидроэлектростанций; водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения; туннели, каналы, насосные станции; судоходные шлюзы, судоподъемники и пр.);

- строительство линейных объектов (дорог, продуктопроводов, линий связи и электропередач и других коммуникаций) при пересечении ими водных объектов либо прокладке в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон;

- разведка и добыча полезных ископаемых (сейсморазведка, буровые и другие работы, разработка карьеров, сбросы сточных вод и буровых отходов, отведение поверхностного стока рек и ручьев за пределы горных работ по руслоотводному каналу, отведение ливневых потоков по системе нагорных канав, строительство плотин, перемычек и дамб обвалования для создания технологических и отстойных прудов, гидроотвалов и др.);

- создание и эксплуатация искусственных островов и сооружений, рифов;

- защита территорий от негативного воздействия вод (спрямления русел рек, дноуглубления, сооружения дамб, берегоукрепления);

- сооружение гидромелиоративных систем, систем водоснабжения и водоотведения;

- проведение взрывных работ на водных объектах и их прибрежных зонах;

- заготовка древесины на лесосеках речных водосборов или вырубка древесины при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом;

- планировка и застройка территорий населенных пунктов, строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

- деятельность предприятий химической промышленности и целлюлозно-бумажных предприятий;

- осуществление забора воды из водных объектов;

- сброс сточных вод в водные объекты либо на площади водосбора;

- осуществление товарного рыбоводства, в том числе эксплуатация садковых рыбоводных хозяйств непосредственно в акватории водных объектов и др.

4.4.2 Основными факторами, оказывающими негативное воздействие на водные биоценозы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, являются [32]:

- изменение гидравлических условий речного потока вследствие изменения конфигурации русла (стеснение, расширение, углубление, выпрямление) и изменения его уклона, физические препятствия, вызывающие затруднения миграций рыб;

- изъятие водных ресурсов и изменение водного режима;

- изъятие (добыча) водных биологических ресурсов;

- нарушение уровенного режима водных объектов при эксплуатации гидротехнических сооружений, влияющее на условия воспроизводства гидробионтов;

- повышение мутности воды при производстве всех видов работ в акватории и пойме водного объекта, в том числе дноуглубительных работах, разрушении коренных берегов, отсыпке насыпей разного назначения, укреплении русла и берегов, разработке и засыпке подводных траншей, котлованов, откачке воды, при перекрытии и временном отводе русла, при планировке берега в соответствии с проектным положением трубы или дороги, приводящее к снижению интенсивности биологических процессов, угнетению и гибели гидробионтов в зоне распространения шлейфа мутности; осаждение взвеси и заиление нерестилищ и донных сообществ бентоса в зоне воздействия строительных работ;

- ухудшение качества водной среды в результате ее загрязнения сточными водами;

- засорение русла и поймы водотоков отходами производства и потребления;

- вторичное загрязнение водной среды при извлечении донных грунтов и их захоронении;

- вторичное загрязнение атмосферного воздуха при выбросах вредных (загрязняющих) веществ при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на промышленных предприятиях;

- нарушение почвенно-растительного покрытия берегов и поймы при проведении различных видов строительных работ, приводящих к деградации прибрежных мест обитания и нереста рыб;

- отторжение участков дна водных объектов под искусственные острова, намывные территории, гидротехнические сооружения, мостовые опоры, сваи, насыпи дорожных и противопаводковых дамб, при укреплении берегов и прочее;

- сокращение (перераспределение) естественного стока в результате деформации поверхности водосборного бассейна водного объекта, вырубки лесов и пр.;

- воздействие техногенных физических полей (акустических, ультра- и инфразвуковых, вибрационных, гидроударных, тепловых, электромагнитных, радиационных, сейсмических), оказывающих на гидрофауну отпугивающее (фактор беспокойства), поражающее или травмирующие действие и/или приводящее к разрушению или повреждению нерестилищ.

4.4.3 Каждый из перечисленных в п.4.4.2 факторов возможного причинения вреда водным биоресурсам имеет свои направленность и специфику по характеру, масштабу, интенсивности и продолжительности воздействия на водные экосистемы.

     5 Целе-экологически ориентированные стратегии хозяйственной деятельности

     5.1 Предоставление водных объектов в пользование

5.1.1 Хозяйственную деятельность, связанную с использованием водных объектов, осуществляют при условии оформления предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование [33].

5.1.2 Порядок предоставления водных объектов в пользование установлен в [34].

5.1.3 Правила подготовки заключения договора водопользования определены в [35].

5.1.4 Решение о предоставлении водных объектов в пользование принимается в соответствии с [34].

5.1.5 В случае принятия решения в отношении водного объекта рыбохозяйственного значения уполномоченные ОИВ определяют условия использования водного объекта совместно с уполномоченным ОИВ в области рыболовства или его территориальным управлением.

     5.2 Требования к планированию мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания

5.2.1 Последовательность этапов планирования мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Последовательность этапов планирования мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания

N

Мероприятие

Этап планирования

1

Ихтиологические, гидробиологические, гидрологические и гидрохимические исследования

Инженерные изыскания

2

Оценка воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания

Оценка воздействия на окружающую среду

3

Расчет размера вреда водным биоресурсам и среде их обитания

Разработка проектной документации

4

Разработка обоснования мер по сохранению водных биоресурсов

Разработка проектной документации

5

Включение рыбоохранных мер в Перечень мероприятий по охране окружающей среды

Разработка проектной документации

6

Утверждение и согласование перечня мер по охране водных биоресурсов

Государственная экспертиза/государственная экологическая экспертиза проектной документации

Согласование планируемой деятельности с уполномоченным ОИВ в области рыболовства

5.2.2 Исходными данными для проведения оценки воздействия на водные биоресурсы и планирования мероприятий по сохранению водных биоресурсов являются: ихтиологические, гидробиологические, гидрологические и гидрохимические исследования водного объекта, проводимые в составе инженерно-экологических изысканий, а также проектные решения и технологии работ.

5.2.3 Инженерно-экологические изыскания проводят в соответствии с требованиями [36] и [37].

5.2.4 Информационной основой для планирования ихтиологических, гидробиологических, гидрологических и гидрохимических исследований являются:

- фондовые (архивные) данные о состоянии водных биоресурсов в водном объекте;

- научные публикации;

- гидрологические ежегодники, тематические описания, справочники;

- данные государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

- данные государственного рыбохозяйственного реестра;

- данные государственного водного реестра;

- данные регулярных отчетов о состоянии окружающей среды и водных объектов субъекта Российской Федерации;

- рекомендации уполномоченных ОИВ о размерах водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон, местах обитания видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, о границах особо охраняемых природных территорий и объектов.

5.2.5 Ихтиологические и гидробиологические исследования осуществляют в целях сбора актуальной и детализированной информации о состоянии водных биоресурсов и среды обитания в пределах расчетной зоны возможного негативного воздействия проектируемого объекта.

Результаты ихтиологических и гидробиологических исследований должны содержать следующие данные:

- рыбохозяйственную характеристику водного объекта, включая данные о местах и сроках нереста, нагула, зимовки и массовых миграций водных биоресурсов;

- расположение площадей негативного воздействия хозяйственной деятельности относительно мест нереста и размножения, зимовки, нагульных площадей, путей миграции;

- рыбопродуктивность водного объекта (общая, потенциальная (по уровню развития кормовой базы) и/или промысловая по видам водных биоресурсов);

- количественные и качественные характеристики водных биоресурсов, включая данные о развитии кормовой базы гидробионтов (фито- и зоопланктон, фито- и зообентос, ихтиофауна, морские млекопитающие);

- кормовые коэффициенты планктонных и бентосных организмов, коэффициенты для перевода биомассы кормовых организмов в продукцию кормовых организмов, коэффициенты использования кормовой базы, коэффициенты промыслового возврата.

5.2.6 Гидрологические исследования осуществляют в целях сбора актуальной и детализированной информации о гидрологическом режиме, границах зоны затопления, ледовом режиме, режиме руслового процесса (тип руслового процесса, интенсивность и степень его развития, характеристика деформации берегов).

Результаты гидрологических исследований должны содержать следующие данные:

- распределение скоростей течения;

- глубина потока;

- температурный режим в верхнем и нижнем бьефах;

- наносной режим в водотоке;

- прозрачность воды;

- другие характеристики, значимые для рассматриваемого водного объекта.

5.2.7 Гидрохимические исследования осуществляют в целях сбора актуальной и детализированной информации о степени загрязненности поверхностных и подземных вод, составах и концентрациях загрязняющих веществ, в том числе фоновых концентрациях загрязняющих веществ, источниках загрязнений.

Результаты гидрохимических исследований должны содержать следующие данные [38]:

- взвешенные вещества;

- плавающие примеси;

- окраска;

- запахи;

- температура;

- водородный показатель (рН);

- минерализация воды;

- растворенный кислород;

- биохимическое потребление кислорода ();

- химическое потребление кислорода (бихроматная окисляемость), ХПК;

- химические вещества;

- возбудители кишечных инфекций;

- жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид и жизнеспособные цисты патогенных кишечных простейших;

- термотолерантные колиформные бактерии;

- общие колиформные бактерии;

- колифаги;

- суммарная объемная активность радионуклидов при совместном присутствии.

5.2.7.1 Результаты исследований донных отложений должны содержать следующие данные [39], [40]:

- визуальные физические характеристики (цвет, запах, консистенцию, тип, включения);

- температура;

- влажность;

- значение рН;

- значение Eh;

- тяжелые металлы. Приоритетными являются ртуть, мышьяк, медь, цинк, кадмий, свинец, хром;

- нефтепродукты (углеводороды и смолистые вещества (смолы и асфальтены));

- ПАУ (в основном стойкие и токсичные 4-7-ядерные ароматические углеводороды, имеющие преимущественно техногенное происхождение);

- пестициды (наиболее опасные и стойкие хлорорганические пестициды (ХОП); , , -изомеры ГХЦГ; ДДТ и его метаболиты - ДДД и ДДЭ). Пестициды других классов, способные к накоплению в донных отложениях, определяют только в водных объектах, где имеются источники их поступления;

- специфические загрязняющие вещества (ПХБ, ПХФ, серосодержащие соединения и др.) определяют в донных отложениях только тех водных объектов, где имеются источники их поступления.

     6 Производственно-технологические стратегии хозяйственной деятельности

     6.1 Обоснование мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при разработке проектной документации

6.1.1 Основными исходными данными для разработки обоснования мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при разработке проектной документации являются:

- данные ихтиологических, гидрохимических, гидробиологических и гидрологических исследований;

- результаты оценки негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания;

- исчисление размеров вреда, причиненного водным биоресурсам.

6.1.2 В рамках обоснования мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при разработке проектной документации проводят:

- анализ исходных данных ихтиологических исследований о состоянии водных биоресурсов и ихтиофауны в планируемом районе строительства объекта хозяйственной и иной деятельности, учитывая:

а) рыбохозяйственную категорию водного объекта, согласно государственному рыбохозяйственному реестру водных объектов (высшая, первая, вторая категории);

б) наличие промысловых, а также особо ценных и ценных видов рыб, мест их размножения (нереста), зимовки, массового нагула, путей миграции, искусственного воспроизводства и т.д.;

в) социальную значимость рыболовства в качестве элемента традиционного хозяйствования местных и (или) коренных малочисленных народов;

- анализ результатов исчисления размеров вреда водным биоресурсам;

- сопоставительный анализ различных вариантов мер по сохранению водных биоресурсов.

6.1.3 Сопоставительный анализ вариантов реализации мер по сохранению водных биоресурсов целесообразно выполнять на основании:

- прогноза снижения величины вреда (ущерба) водным биоресурсам и среде их обитания;

- прогноза рыбохозяйственной эффективности после реализации рыбоохранных мер;

- прогноза эффективности предлагаемых мер по сохранению водных биоресурсов для обеспечения снижения размера вреда водным биоресурсам;

- анализа техническо-экономической возможности строительства эффективных рыбоохранных сооружений;

- сравнения мер по сохранению условий естественного воспроизводства с мерами по развитию искусственного воспроизводства водных биоресурсов;

- оценки эколого-экономической эффективности воспроизводства водных биоресурсов после реализации рыбоохранных мер;

- оценки стоимости реализации рыбоохранных мер.

1 закупка
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное