1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 08:54
Снять ограничение

ГОСТ Р 56876.2-2016

Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Часть 2. Общие требования
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Часть 2. Общие требования
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 06.04.2020
Дата введения в действие 01.08.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает общие требования к добросовестности практик торговых сетей и поставщиков потребительских товаров в области взаимоотношений между ними посредством определения основных признаков как добросовестных, так и недобросовестных практик на всех этапах и во всех видах их взаимодействия. Требования настоящего стандарта являются общими и рекомендуются для применения во всех видах документации, входящих в сферу действия работ по стандартизации в данной области и/или использующих результаты этих работ
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Утверждён в Росстандарт

ГОСТ Р 56876.2-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДСТВО ПО ДОБРОСОВЕСТНЫМ ПРАКТИКАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Часть 2

Общие требования

Manual on good business practices between retail chains and consumer product suppliers. Part 2. General requirements

ОКС 03.100.20

Дата введения 2017-08-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Общероссийским союзом общественных объединений "Союз потребителей Российской Федерации" (СПРФ) при поддержке Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 сентября 2016 г. N 1090-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт представляет свод общих правил (Кодекс) добросовестного поведения торговых сетей и поставщиков продовольственных и непродовольственных потребительских товаров при взаимодействии между ними, который может непосредственно признаваться участниками такого взаимодействия в качестве своих публичных обязательств либо использоваться ими в качестве основы для разработки корпоративных стандартов.

Установленные в настоящем стандарте положения расположены в порядке, отражающем их логическую связь, и охватывают общие и специальные принципы взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, требования, которым должны отвечать добросовестные практики, а также признаки недобросовестности действий сторон на различных этапах и при разных видах их взаимодействия, от обеспечения качества потребительских товаров до разрешения споров между сторонами.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к добросовестности практик торговых сетей и поставщиков потребительских товаров в области взаимоотношений между ними посредством определения основных признаков как добросовестных, так и недобросовестных практик на всех этапах и во всех видах их взаимодействия.

Требования настоящего стандарта являются общими и рекомендуются для применения во всех видах документации, входящих в сферу действия работ по стандартизации в данной области и/или использующих результаты этих работ.

Если какие-либо положения настоящего стандарта нельзя применить вследствие специфики торговой сети, поставщика и/или реализуемых потребительских товаров, допускается использование иных положений, в том числе принятых в международной практике, не противоречащих настоящему стандарту.

Несовпадение или неполное совпадение основных признаков какой-либо практики взаимодействия конкретного поставщика и конкретной торговой сети с представленными в настоящем стандарте признаками добросовестных практик не означает ее недобросовестности, если основные признаки этой практики не позволяют также отнести ее к числу недобросовестных практик. В таких случаях необходима дополнительная оценка на основе представленных в настоящем стандарте принципов взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.

     2 Общие принципы обеспечения добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров

Добросовестные практики взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров основаны на основополагающих принципах гражданского права: признания равенства участников коммерческого оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а также на изложенных в настоящем разделе общих принципах обеспечения добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.

- Поставщики и торговые сети в своих взаимоотношениях самостоятельно несут предпринимательские риски и определяют источники формирования своей прибыли. При этом основным источником формирования прибыли торговых сетей и поставщиков признается наценка, а прочие условия могут зависеть от достижения целей по объемам продаж, развитию брендов (повышению узнаваемости товарных знаков), повышению уровня лояльности потребителей и других экономически обоснованных критериев. Поставщики и торговые сети прилагают все усилия к обеспечению добросовестной конкуренции и не вмешиваются в коммерческую деятельность своих контрагентов.

- Поставщики и торговые сети предпринимают совместные усилия, направленные на обеспечение предсказуемости для контрагента (потенциального контрагента) основных условий взаимодействия, таких как публичность критериев отбора контрагентов, зависимость торговых условий от эффективности совместной работы, в случае наличия штрафных санкций их соразмерность потерям пострадавшей от нарушения стороны и других условий, способствующих развитию конкуренции, формированию партнерских отношений между поставщиками и торговыми сетями, оптимизации издержек и минимизации потерь на этапах согласования условий сотрудничества и выполнения обязательств сторон. При этом поставщики и торговые сети не ограничиваются в праве принимать любые не противоречащие действующему законодательству меры для ограничения доступа третьих лиц к информации об индивидуальных коммерческих условиях договоров и иной конфиденциальной информации.

- Поставщики и торговые сети предпринимают совместные усилия, направленные на повышение предсказуемости для сторон объема и графика заказов поставки товаров, оказания услуг, с целью оптимизации издержек на производство, хранение, доставку и реализацию товаров.

- Обмен информацией осуществляется между поставщиком и торговой сетью на добровольной основе с учетом норм антимонопольного законодательства, других законодательных актов и необходимости обеспечения конфиденциальности полученной партнерами друг от друга информации.

- Все договоренности, включая соглашения о намерениях, подлежат письменной фиксации (в том числе с использованием электронных средств коммуникации), обязательным является закрепление всех договоренностей и параметров торговых условий в договоре между сторонами и их неукоснительное выполнение, не допускаются мнимые и притворные сделки.

- В целях упорядочения и рационализации своей деловой практики, повышения предсказуемости и эффективности взаимодействия с контрагентами торговые сети и поставщики потребительских товаров стремятся добровольно принимать Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между ними (или присоединяться к такому Кодексу) и руководствоваться им в своей договорной практике отношений с контрагентами (поставщиками или торговыми сетями).

- Для содействия применению и развитию Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, разрешения споров между торговыми сетями и поставщиками по поводу его толкования и применения сторонами, принявшими Кодекс, создается Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик, включающая равное количество представителей поставщиков и торговых сетей, а также независимых членов, согласованных представителями обеих сторон.

- Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров может непосредственно признаваться участниками таких взаимоотношений в качестве своих публичных обязательств либо использоваться ими в качестве основы для разработки корпоративных стандартов.

     3 Взаимодействие торговых сетей и поставщиков в целях обеспечения надлежащего качества потребительских товаров, реализуемых потребителям

В интересах третьей стороны - потребителей - поставщики и торговые сети, ассоциации, союзы, иные некоммерческие объединения поставщиков и торговых сетей предпринимают индивидуальные и совместные усилия для предотвращения поставки, выявления и недопущения реализации потребителям и дальнейшего оборота потребительских товаров ненадлежащего качества. В этих целях торговые сети и поставщики включают в договор поставки условия о качестве поставляемых товаров, порядке его подтверждения, об аудите качества и последствиях выявления товаров ненадлежащего качества. В процессе исполнения договора поставки поставщик осуществляет собственный контроль качества поставляемых им товаров и несет ответственность перед торговой сетью за поставку товаров ненадлежащего качества, а торговая сеть осуществляет аудит качества поставляемых товаров при их приемке, в процессе их хранения и реализации, а также в процессе их потребления (на основе анализа претензий потребителей в связи с их ненадлежащим качеством). В целях обеспечения надлежащего качества потребительских товаров поставщики и торговые сети, их ассоциации, союзы, по возможности с участием общественных объединений потребителей, осуществляют согласование требований к качеству поставляемых потребительских товаров, включая совместное участие в разработке корпоративных и национальных стандартов и оценке соответствия потребительских товаров обязательным требованиям и стандартам, выявлении и недопущении реализации товаров ненадлежащего качества и продвижении товаров повышенного качества, характеризующихся относительно высоким спросом и относительно низким числом претензий потребителей.

     4 Практики, связанные с обеспечением надлежащего качества потребительских товаров

Добросовестные практики обеспечения надлежащего качества потребительских товаров в процессе взаимодействия торговых сетей и поставщиков предусматривают систематическое проведение торговыми сетями и поставщиками проверки соответствия качества поставляемых товаров условиям договора поставки и (или) обязательным требованиям законодательства на всех этапах взаимодействия между ними, начиная с выбора поставщика торговой сетью и заканчивая совместным анализом претензий потребителей к качеству товаров поставщика, реализованных торговой сетью. Сроки, порядок и условия проведения конкретных мероприятий по проверке качества потребительских товаров определяются каждой стороной договора (поставщиком и торговой сетью) самостоятельно, при этом сроки и порядок проведения проверки качества поставляемых товаров при их приемке должны быть согласованы сторонами. Проверки качества потребительских товаров, предлагаемых в местах их продажи, направленные на выявление и предотвращение реализации товаров ненадлежащего качества, могут проводиться также ассоциациями, союзами, иными некоммерческими объединениями торговых сетей и поставщиков с участием общественных объединений потребителей и специализированных некоммерческих организаций.

Все выявленные при проверке товары ненадлежащего качества должны изыматься из торгового зала и выводиться из оборота посредством их возврата поставщику или согласованной с поставщиком утилизации, если их недостатки возникли по вине поставщика, то есть до их передачи поставщиком торговой сети или по причинам, возникшим до этого момента, либо посредством утилизации или иным законным способом, если их недостатки возникли по вине торговой сети, то есть после их передачи поставщиком торговой сети.

В случае обращения к торговой сети (поставщику) потребителя с обоснованной претензией к качеству приобретенного им товара добросовестной практикой является удовлетворение этой торговой сетью (поставщиком) законных требований потребителя в установленные законом сроки за свой счет. Торговая сеть, удовлетворившая законные требования потребителя, вправе требовать от поставщика возмещения своих связанных с этим расходов при наличии у нее оснований считать, что недостатки потребительского товара возникли до его передачи торговой сети или по причинам, возникшим до этого момента, а поставщик вправе требовать от торговой сети возмещения своих расходов на удовлетворение законных требований потребителя при наличии у него оснований считать, что недостатки потребительского товара возникли после его передачи торговой сети или по причинам, возникшим после этого момента.

Недобросовестными практиками в области взаимодействия торговых сетей и поставщиков, связанными с ненадлежащим качеством потребительских товаров, являются сознательная поставка поставщиком торговой сети товаров ненадлежащего качества, отсутствие или ненадежность систем проверки качества продукции при ее приемке торговой сетью, продолжение реализации в торговой сети выявленных товаров ненадлежащего качества или продажа их другой торговой организации, уклонение торговой сети или поставщика от исполнения своих обязательств перед потребителем в связи с ненадлежащим качеством товара, необоснованное затягивание сроков исполнения таких обязательств, предъявление торговой сетью требования поставщику (или поставщиком торговой сети) о возмещении своих расходов в связи с ненадлежащим качеством товара без наличия достаточных оснований считать, что недостатки потребительского товара возникли до (или после) его передачи торговой сети или по причинам, возникшим до (или после) этого момента.

     5 Практики выбора контрагента

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное