1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 октября 2022 в 05:18
Снять ограничение

ГОСТ Р 57022-2016

Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства
Действующий стандарт
Проверено:  02.10.2022

Информация

Название Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства
Дата актуализации текста 01.06.2022
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 06.04.2020
Дата введения в действие 01.01.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает порядок добровольной сертификации органического производства продукции (далее - сертификация органического производства) на соответствие требованиям ГОСТ Р 56508. Настоящий стандарт предназначен для применения органами по сертификации органического производства, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, претендующими на получение сертификата соответствия органического производства или держателями сертификатов соответствия органического производства
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ Р 57022-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Продукция органического производства

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Organic production. The procedure of voluntary certification of organic production

ОКС 03.120.20

Дата введения 2017-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 40 "Продукция органического производства"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2016 г. N 906-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.02.2022 N 93-ст c 01.06.2022

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 2022

Введение

Целью настоящего стандарта является установление единого порядка добровольной сертификации органического производства на соответствие требованиям [1] (статья 4, часть 2).

Настоящий стандарт предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включающих в себя производителей органической продукции и экспертов по сертификации.

Настоящий стандарт устанавливает порядок добровольной сертификации органического производства:

- взаимодействие органов по сертификации органического производства и заявителей;

- проведение проверки и оценки органического производства;

- принятие решений о сертификации органического производства;

- оформление сертификатов соответствия органического производства.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок добровольной сертификации органического производства продукции (далее - сертификация органического производства) на соответствие требованиям [1] (статья 4, часть 2).

Настоящий стандарт предназначен для применения органами по сертификации органического производства, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, претендующими на получение сертификата соответствия органического производства или держателями сертификатов соответствия органического производства.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56104-2014 Продукты пищевые органические. Термины и определения

ГОСТ 33980 Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56104-2014, ГОСТ 33980, а также следующие термины с соответствующими определениями:

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.1 сертификат соответствия органического производства (сертификат): Документ, подтверждающий, что производство заявителя соответствует требованиям ГОСТ Р 56508.

3.2 держатель сертификата: Юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на имя которого выдан сертификат соответствия.

3.3 заявитель: Юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации органического производства.

3.4 инспекционный контроль: Контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления того, что органическое производство продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.5 область сертификации: Органическое производство продукции растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой человеком в пищу, используемой в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, заявленной заявителем в качестве продукции органического производства и подтверждаемое органом по сертификации.

3.6 комиссия: Один или несколько экспертов по сертификации органического производства, проводящих проверку органического производства, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости.

Примечания

1 Одного из экспертов назначают председателем комиссии. Председатель комиссии должен обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в процессе проверки.

2 В комиссию допускается включать стажеров, наблюдателей, переводчиков, технических экспертов.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.7 эксперт по сертификации органического производства: Лицо, аттестованное на право проведения работ в системе добровольной сертификации.

3.8 технический эксперт: Лицо, которое предоставляет специальные знания или опыт комиссии.

Примечания

1 Специальные знания или опыт относятся к организации, процессу или деятельности, подвергаемой проверке и оценке, или к знанию языка и культуры страны.

2 Технический эксперт не имеет полномочий эксперта по сертификации в комиссии.

3.9 соответствие: Выполнение требования.

3.10 несоответствие: Невыполнение требования.

3.11 значительное несоответствие: Несоответствие органического производства, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований ГОСТ Р 56508.

3.12 малозначительное несоответствие: Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в процессах производства или в документации, которые могут привести к невыполнению требований ГОСТ Р 56508.

3.13 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или иной нежелательной ситуации.

3.14 (Исключен, Изм. N 1).

     4 Цель проведения сертификации органического производства

Целью проведения сертификации органического производства является определение соответствия органического производства требованиям, установленным [1] (статья 4, часть 2).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     5 Объекты проверки и оценки

Объектами проверки и оценки являются процессы производства органической продукции на всех этапах производственной цепочки (процесс производства (сбора, заготовки дикорастущего сырья), переработки, хранения, упаковки, маркировки, транспортирования).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     6 Проведение сертификации органического производства

6.1 Общие требования

Работы по сертификации органического производства проводят в соответствии с законодательством о техническом регулировании органы по сертификации органического производства (далее - органы по сертификации).

Процесс сертификации органического производства включает в себя организацию работ, двухэтапную первичную сертификацию органического производства (предварительную (заочную) оценку, проверку и оценку органического производства с выездом к заявителю), инспекционные контроли в течение срока действия сертификата.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2 Организация работ

6.2.1 Основанием для начала работ является выбор заявителем органа по сертификации органического производства и подача в орган по сертификации заявки в соответствии с приложением А.

В заявку должна быть включена или к ней приложена следующая информация:

- общая характеристика заявителя, его наименование, адрес местонахождения и фактический адрес и адреса производственных подразделений, сведения о человеческих и технических ресурсах, информация о техногенной нагрузке и потенциальных источниках загрязнения территории производственного подразделения (при наличии нескольких производственных подразделений - по каждому производственному подразделению);

- заявляемая область сертификации;

- заявление о согласии заявителя выполнять правила сертификации и предоставлять любую информацию, необходимую для проведения сертификации.

6.2.2 Орган по сертификации в течение трех рабочих дней регистрирует заявку и проводит ее анализ для определения возможности проведения сертификации, исходя из:

- заявленной области сертификации;

- имеющихся у органа по сертификации ресурсов на выполнение заявки;

- месторасположения заявителя и любых других требований заявителя (например, сроки, принцип оплаты работы, рабочий язык и т.п.);

- наличия/отсутствия потенциальных источников загрязнения территории производственного подразделения заявителя и уровня техногенной нагрузки.

При положительном решении орган по сертификации принимает заявку и извещает об этом заявителя.

В случае невозможности проведения сертификации орган по сертификации письменно извещает заявителя об отказе с мотивировкой принятого решения. Отказ в сертификации не должен носить дискриминационный характер и может быть обусловлен только объективными причинами.

Извещение о результатах рассмотрения заявки оформляют в соответствии с приложением Б.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.3 В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию органического производства орган по сертификации и заявитель заключают договор на проведение сертификации органического производства.

6.2.4 После заключения договора с заявителем на проведение сертификации органического производства орган по сертификации распоряжением руководства назначает председателя комиссии по сертификации (далее - комиссия) и формирует ее состав.

6.2.5 Комиссия может состоять из одного или нескольких экспертов. Если сертификацию осуществляет один эксперт, он выполняет обязанности председателя комиссии.

Для обеспечения полной компетентности комиссии, достаточной для проведения сертификации, необходимо назначать членов комиссии таким образом, чтобы комиссия в совокупности обладала знаниями критериев, процедур и методов сертификации, а также специальными знаниями специфики производственных процессов.

Если эксперты в комиссии в совокупности не обладают необходимыми знаниями и опытом по конкретным видам деятельности, то в комиссию должен(ны) быть включен(ы) технический(е) эксперт(ы).

В состав комиссии не могут быть включены представители заявителя, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации.

Состав комиссии утверждает руководство органа по сертификации.

О составе комиссии информируют заявителя.

Примечание - Орган по сертификации по просьбе заявителя может заменить конкретного члена комиссии по обоснованным мотивам, например, если предлагаемый член комиссии ранее работал в проверяемой организации или во время предыдущей проверки проявлял неэтичное поведение и др. Возникающие претензии к составу комиссии должны быть разрешены до начала сертификации.

6.3 Предварительная (заочная) оценка - первый этап

6.3.1 Председатель комиссии запрашивает у заявителя документы и сведения, необходимые для достижения целей сертификации, в соответствии с приложением В.

Документы и сведения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Полученные документы остаются в органе по сертификации в качестве контрольных документов.

Запрошенные сведения представляют на русском языке или языке, применяемом заявителем по согласованию с органом по сертификации с переводом на русский язык.

6.3.2 Предварительную (заочную) оценку выполняет комиссия по сертификации без выезда к заявителю, по документам и сведениям, представленным заявителем в соответствии с приложением В.

6.3.3 Предварительную (заочную) оценку завершают оформлением письменного отчета, в котором наряду с выявленными замечаниями формулируют вывод о возможности или невозможности проведения второго этапа сертификации органического производства. Отчет доводится со сведения заявителя.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4 Проверка и оценка органического производства с выездом к заявителю - второй этап

6.4.1 Председатель комиссии проводит предварительное взаимодействие с заявителем, подготавливает план проверки органического производства, распределяет обязанности между членами комиссии.

6.4.2 План проверки органического производства утверждает руководство органа по сертификации.

План проверки органического производства доводится до сведения заявителя до выезда на предприятие заявителя.

Любые возражения заявителя разрешаются до начала проведения проверки органического производства председателем комиссии и представителем заявителя, имеющим соответствующие полномочия.

В ходе проведения проверки органического производства председатель комиссии вправе вносить изменения в план проверки органического производства, которые согласовываются с заявителем.

6.4.3 Во время проверки комиссии должен быть предоставлен свободный доступ к документации заявителя, а также во все помещения на производственном объекте. Заявитель во время проверки должен предоставить любую необходимую информацию для целей проверки.

6.4.4 Комиссия собирает и проверяет информацию, касающуюся области и объектов проверки органического производства, включая информацию о взаимодействии подразделений предприятия и процессов органического производства.

К методам проверки относятся:

- опрос работников заявителя;

- собственные наблюдения экспертов за деятельностью персонала;

- собственные наблюдения экспертов за функционированием процессов, состоянием оборудования, применяемых инструментов и т.п.;

- анализ документации и записей;

- отбор проб (образцов) и их испытания в аккредитованной испытательной лаборатории.

В качестве источников информации могут быть использованы:

- пояснения, полученные от работников заявителя;

- документы, содержащие данные о процессах органического производства;

- данные, полученные от потребителей.

Информация, полученная из указанных источников, и все наблюдения должны регистрироваться и иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.4.1 В случае возникновения предположений о применении средств или веществ, не разрешенных к применению в органическом производстве, производится отбор проб (образцов).

Отбор проб (образцов) осуществляет орган по сертификации.

Орган по сертификации может поручить проведение отбора проб (образцов) уполномоченным им лицам.

Отбор проб (образцов) осуществляют в соответствии с требованиями, установленными в документах национальной системы стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора проб (образцов).

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

6.4.4.2 Отобранные образцы направляют в испытательную лабораторию вместе с документом органа по сертификации, отражающим программу испытаний.

Испытания проводят в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации с соответствующей областью аккредитации.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

6.4.5 Полученная и проверенная информация по объектам проверки органического производства должна быть сопоставлена с критериями проверки для формирования выводов.

6.4.6 Все обнаруженные отклонения объектов проверки органического производства от критериев проверки органического производства должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы комиссией как значительные либо малозначительные несоответствия.

Несоответствия определяются применительно к конкретным требованиям [1] (статья 4, часть 2).

Выводы, сделанные в ходе проверки органического производства, классифицируют с целью выполнения заявителем корректирующих действий (для устранения причин несоответствий), адекватных последствиям выявленных несоответствий и принятия органом по сертификации решения об установлении переходного периода о выдаче, приостановлении или отмене действия сертификата, а также расширения или сужения области сертификации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.7. Неоднократное повторение малозначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же требованием [1] (статья 4, часть 2)) дает основание для перевода их в значительные несоответствия.

Окончательное решение по отнесению несоответствий к определенным категориям принимает председатель комиссии.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.8 При наличии несоответствий органом по сертификации совместно с заявителем проводится анализ причин несоответствий и разрабатывается план корректирующих мероприятий с установлением сроков их выполнения.

Выполнение запланированных корректирующих действий комиссия проверяет с выездом или без выезда к заявителю (путем анализа отчета заявителя), как указано в 6.4.11.

6.4.9 Комиссия оформляет акт по результатам проверки производства заявителя в соответствии с приложением Г с указанием несоответствий, их категории и с рекомендациями органу по сертификации для принятия решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия производства.

При наличии значительных несоответствий выдача сертификата не может быть рекомендована комиссией до проверки их устранения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.10 (Исключен, Изм. N 1).

6.4.11 Контроль выполнения корректирующих действий по установленным несоответствиям орган по сертификации планирует и осуществляет после получения письменного отчета заявителя об устранении несоответствий.

При контроле выполнения корректирующих действий по малозначительным несоответствиям допускается рассмотрение письменного отчета заявителя, если содержание корректирующего действия не требует обязательной проверки с выездом к заявителю.

Выполнение корректирующих действий по значительным несоответствиям контролируется экспертом(ами) органа по сертификации при посещении производства заявителя.

Если корректирующие действия по несоответствиям признаны неудовлетворительными, то результат проверки и оценки производства признаются отрицательным* и орган по сертификации уведомляет заявителя об отказе в выдаче сертификата.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

6.4.12 Критерием для принятия решения о соответствии/несоответствии органического производства заявителя установленным требованиям является отсутствие/наличие несоответствий или выполнение/невыполнение заявителем корректирующих действий в согласованные сроки и признание/непризнание органом по сертификации их приемлемости и результативности.

6.4.13 Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата органического производства принимает руководство органа по сертификации на основании рассмотрения акта по результатам проверки и оценки органического производства, результатов выполнения плана корректирующих действий, а также результатов испытаний отобранных проб (образцов) в аккредитованной испытательной лаборатории, в случае если такой отбор проб (образцов) производился.

Решение о выдаче сертификата может быть принято только после устранения всех выявленных несоответствий и вызвавших их причин, т.е. после рассмотрения письменного отчета заявителя органом по сертификации о проведенных корректирующих действиях и, если это необходимо, после рассмотрения результатов выполнения корректирующих действий при посещении заявителя (6.4.11).

Решение о выдаче сертификата соответствия органического производства оформляют в соответствии с приложением Д.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.14 При положительном решении орган по сертификации оформляет на русском языке и выдает заявителю сертификат соответствия органического производства. Срок действия сертификата соответствия органического производства - три года.

Сертификат соответствия органического производства и приложение к нему оформляют в соответствии с приложением Е (формы 1-2). Образцы заполнения сертификата соответствия органического производства и приложения к нему приведены в приложении Е (формы 3-4).

Орган по сертификации присваивает сертификату регистрационный номер.

6.4.15 В случае отказа в выдаче сертификата заявитель имеет право в месячный срок после получения решения об отказе в выдаче сертификата направить в комиссию по апелляциям соответствующей Системы сертификации заявление о несогласии с заключением комиссии по сертификации и/или решением органа по сертификации.

6.4.16 На основании рассмотрения акта по результатам проверки и оценки органического производства, а также результатов испытаний отобранных проб (образцов) в аккредитованной испытательной лаборатории, в случае если такой отбор проб (образцов) производился, может быть принято решение об установлении переходного периода в соответствии с требованиями [1].

Решение об установлении переходного периода оформляют в соответствии с приложением М.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

6.5 Инспекционный контроль сертифицированного производства

6.5.1 Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.

Инспекционный контроль проводит орган по сертификации органического производства, выдавший сертификат.

6.5.2 В течение срока действия сертификата проводят не менее двух плановых инспекционных контролей, не реже одного раза в год.

Дата начала проведения первого инспекционного контроля должна быть назначена не позднее чем через 12 месяцев после даты регистрации сертификата органического производства. Дата проведения второго инспекционного контроля должна быть назначена не позднее чем через 24 месяца после регистрации сертификата органического производства. Количество инспекционных контролей может быть увеличено по решению органа по сертификации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.5.3 Объекты проверки при плановом инспекционном контроле - по 5.

6.5.4 Ежегодно до даты, указанной органом по сертификации, держатель сертификата обязан уведомлять орган по сертификации о плане производства продукции растениеводства и животноводства, давать разбивку деятельности по земельным участкам.

6.5.5 Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях:

- получения органом по сертификации информации о любых серьезных нарушениях в рамках сертифицированного органического производства;

- существенных изменений организационной структуры держателя сертификата, технологии и условий производства.

6.5.6 Объекты проверки органического производства при внеплановом инспекционном контроле определяют в зависимости от причины, вызвавшей необходимость инспекционного контроля.

6.5.7 Проведение инспекционного контроля осуществляют в соответствии с 6.4.

6.5.8 Результаты инспекционного контроля, выводы и рекомендации комиссии оформляют в виде акта в соответствии с приложением Г.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.5.9 Результаты планового и внепланового инспекционного контроля служат основанием для принятия органом по сертификации следующих решений, оформленных в соответствии с приложениями Ж, И, К, Л:

- расширение (приложение Ж) или сужение (приложение И) области сертификации;

- приостановление действия выданного сертификата (приложение К); отмена действия сертификата соответствия (приложение Л).

     7 Расширение или сужение области сертификации, приостановление или отмена действия сертификата органического производства*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.

     

7.1 Расширение области сертификации

7.1.1 Область сертификации расширяют при увеличении:

- номенклатуры продукции, выпускаемой держателем сертификата соответствия;

- производственных площадок держателя сертификата соответствия.

7.1.2 Держатель сертификата, желающий расширить область сертификации, направляет в орган по сертификации письмо-обращение с указанием новой производственной площадки и/или вида продукции.

Орган по сертификации проводит проверку и оценку дополнительных производственных площадок и/или условий производства дополнительной продукции в соответствии с 6.3, 6.4.

При увеличении номенклатуры продукции, выпускаемой держателем сертификата, без изменения технологических процессов, проверка и оценка могут быть проведены в документарной форме без выезда к держателю сертификата, по документам и сведениям, предоставленным держателем сертификата.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.1.3 При положительных результатах проверки и оценки держателю сертификата выдают новый сертификат, включающий в себя описание расширенной области сертификации, при этом предыдущий сертификат отменяют. Отмененный сертификат подлежит возврату в орган по сертификации.

Срок окончания действия выдаваемого вновь сертификата остается тем же, что указан в отмененном сертификате.

По желанию держателя сертификата орган по сертификации может выдать дополнительный сертификат на расширяемую область деятельности держателя сертификата, не отменяя предыдущий. Срок окончания действия дополнительного сертификата такой же, какой указан в первом действующем сертификате.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное