1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 23:11
Снять ограничение

ГОСТ Р 57215-2016

Тепловозы магистральные с гидропередачей. Общие технические требования
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Тепловозы магистральные с гидропередачей. Общие технические требования
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 29.11.2019
Дата введения в действие 01.07.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на магистральные тепловозы с гидропередачей колеи 1067 мм и 1520 мм и устанавливает общие технические требования к тепловозу в целом и его составным частям
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ Р 57215-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕПЛОВОЗЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ С ГИДРОПЕРЕДАЧЕЙ

Общие технические требования

Main line hydraulic diesel locomotives. General technical requirements



ОКС 45.060.10

Дата введения 2017-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N 1591-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

6 Пункты 4.1.3-4.1.5, 4.1.7-4.1.10, 4.1.12-4.1.1.16, 4.4.2, 4.4.4-4.4.8, 4.4.10, 4.4.12-4.4.15, 4.5.1-4.5.3, 4.5.5-4.5.10, 4.5.11.1, 4.5.11.2, 4.5.12, 4.5.13, 4.5.15-4.5.19, 4.5.21, 4.6.1, 4.6.3-4.6.8, 4.6.14-4.6.16, 4.6.19, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.2, 4.8.5-4.8.7, 4.9.2-4.9.5, 4.9.9.1, 4.9.9.7, 4.9.11. 4.9.12, 4.9.14, 4.9.15, 4.10.1, 4.10.2, 4.11.1-4.11.13, 4.12.1-4.12.3, 4.13.1-4.13.8, 4.14.1, 4.14.2, 4.14.4, 4.15.1, 4.15.2 могут использоваться в качестве подтверждения соответствия требованиям безопасности, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на магистральные тепловозы с гидропередачей колеи 1067 и 1520 мм и устанавливает общие технические требования к тепловозу в целом и его составным частям.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

________________

В части метода определения коэффициента теплопередачи кабины локомотива (приложение 5) действует ГОСТ 33661-2015. В части методов измерения шума (приложение 3) и вибрации (приложение 4) в кабинах локомотивов действует ГОСТ 33463.2-2015. В части метода измерений параметров микроклимата действует ГОСТ 33463.1-2015.


ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 2582 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 8865 Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация

ГОСТ 9219 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 10150 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия

ГОСТ 10393 Компрессоры, агрегаты компрессорные с электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 11729 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Воздухоочистители. Общие технические условия

ГОСТ 11928 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543.1 Изделия электротехнические и другие технические изделия. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 16350 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 22483 (IEC 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров

ГОСТ 28465 Устройства очистки лобовых стекол кабины машиниста тягового подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 30247.0 (ИСО 834-75) Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 31187-2011 Тепловозы магистральные. Общие технические требования

ГОСТ 31539 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ 31565 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ 32192 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 32202 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава и систем испытаний пневматического оборудования железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству и методы контроля

ГОСТ 32410 Крэш-системы аварийные железнодорожного подвижного состава для пассажирских перевозок. Технические требования и методы контроля

ГОСТ 32565 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 32880 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия

ГОСТ 33321 Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия

ГОСТ 33330 Кресло машиниста (оператора) железнодорожного подвижного состава. Технические условия

ГОСТ 33434 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки

ГОСТ 33436.3-1 (ЕС 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Подвижной состав. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33754 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения

ГОСТ 34056 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения

ГОСТ 34077 Передачи гидродинамические для железнодорожного подвижного состава. Технические условия

ГОСТ 34394 Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 50951 Внешний шум магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р 52307-2005 Холодильники пищи термоэлектрические для подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ Р 53784 Элементы оптические для световых сигнальных приборов железнодорожного транспорта. Технические условия

ГОСТ Р 55056 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ Р 55437 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Классификация по объему автоматизации и технические требования к автоматизации

ГОСТ Р 55513-2013 Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам

ГОСТ Р 56057 Системы светооптические светодиодные для железнодорожной светофорной сигнализации. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 56963 Локомотивы. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 31539, ГОСТ 32192, ГОСТ Р 51759, ГОСТ Р 55056, ГОСТ Р 55057, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1

заказчик: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке и контракту с которым производится создание и/или поставка продукции (в том числе научно-технической).

[ГОСТ 15.101-98, статья 3.5]

     

     4 Общие технические требования

     4.1 Требования к тепловозам

4.1.1 Климатическое исполнение тепловоза - У1 по ГОСТ 15150.

Оборудование, устанавливаемое вне кузова, должно быть исполнения У1; оборудование, устанавливаемое в кузове, - исполнения У2; оборудование, устанавливаемое в кабине машиниста, - исполнения У3 по ГОСТ 15150.

Допускаются другие климатические исполнения тепловоза по ГОСТ 15150 в зависимости от региона эксплуатации по ГОСТ 16350.

4.1.2 Оборудование тепловоза должно быть рассчитано на работу при воздействии механических внешних воздействующих факторов - по ГОСТ 30631 для групп механического исполнения М25, М26, М27 в зависимости от места расположения оборудования на тепловозе.

4.1.3 Конструкцией тепловоза может быть обеспечена работа по системе многих единиц (до четырех секций). Тепловозы могут быть односекционными и многосекционными и иметь от четырех до восьми сцепных осей в секции. При наличии сочлененных секций многосекционный тепловоз должен быть оборудован переходными площадками (из секции в секцию) закрытого типа с соблюдением требований, соответствующих показателю 13 таблицы А.1 (приложение А).

4.1.4 Конструкцией тепловоза должна быть предусмотрена возможность управления одним машинистом с учетом требований ГОСТ 12.2.056-81 (пункты 3.3.1, 3.9).

4.1.5 Тепловоз должен обеспечивать установленную на него в технических условиях силу тяги при высоте над уровнем моря до 1400 м.

4.1.6 Коэффициент сцепления колес при подаче песка при трогании с места должен быть не менее 0,4. Коэффициент использования сцепной массы при коэффициенте сцепления 0,4 должен быть не менее 0,9.

4.1.7 Габарит тепловозов должен соответствовать:

- для колеи 1520 мм 1-Т по ГОСТ 9238.

- для колеи 1067 мм - согласно приложению Б.

4.1.8 Допустимое воздействие тепловоза на путь типовой конструкции - по таблице 1.


Таблица 1

Наименование показателя

Значение показателя

Допускаемые динамические напряжения растяжения в кромках подошвы рельса в кривых и прямых участках железнодорожного пути, в переднем вылете рамных рельсов и переводных кривых стрелочных переводов, МПа

240

Допускаемые напряжения в кромках подошвы остряков стрелочных переводов, МПа

275

Допускаемые напряжения на основной площадке земляного полотна, МПа

0,12

Допускаемые напряжения в балласте под шпалой:

для железнодорожного пути с типовой конструкцией верхнего строения, МПа



0,5

для железнодорожного пути с песчаным и гравийным балластом

0,3

Допускаемые напряжения на смятие в деревянных шпалах под подкладками, осредненные по площади подкладки, МПа

2,2

Критерий устойчивости рельсошпальной решетки от поперечного сдвига по балласту (отношение максимальной горизонтальной нагрузки к средней вертикальной нагрузке рельса на шпалу - коэффициент а), не более:

для железнодорожного пути с типовой конструкцией верхнего строения пути

1,4

для железнодорожного пути с песчаным и гравийным балластом

1,1

Допускаемая динамическая погонная нагрузка на железнодорожный путь от тележки, кН/м

168

Допускаемое отношение рамной силы к вертикальной статической нагрузке колесной пары на рельсы () при движении на прямых, кривых участках железнодорожного пути и стрелочных переводах:

для железнодорожного пути с типовой конструкцией верхнего строения пути

0,4

для железнодорожного пути с песчаным и гравийным балластом

0,3

Допускаемые боковые силы, передаваемые от колеса на рельс, кН:

на прямых и кривых участках пути и стрелочных переводах на деревянных брусьях

100

на стрелочных переводах на железобетонных брусьях

120

4.1.9 Тепловоз должен быть оборудован звуковыми сигнальными устройствами большой громкости (тифон) и малой громкости (свисток).

Звуковые сигнальные устройства большой громкости (тифон) и малой громкости (свисток) должны соответствовать требованиям ГОСТ 33321.

В конструкции тепловоза должно быть предусмотрено резервирование управления исполнительными устройствами тифона.

4.1.10 Тепловоз должен быть оборудован светосигнальными приборами и устройствами управления ими, которые должны реализовывать схемы обозначения тепловоза, в соответствии с требованиями ГОСТ 31187-2011 (приложение Б).

4.1.11 Окрашивание тепловозов - по ГОСТ Р 56963. Срок службы лакокрасочных покрытий наружных и внутренних поверхностей кузовов тепловозов должен быть не менее восьми лет, ходовой части - не менее двух лет. Покрытие должно обладать эрозионной стойкостью (стойкостью к износу при аэродинамических нагрузках), атмосферостойкостью, стойкостью к перепаду температур от минус 50°С до плюс 50°С.

Металлические части тепловоза, кроме замкнутых внутренних полостей, поверхностей трения, нагреваемых поверхностей, должны быть защищены антикоррозионными покрытиями.

На лобовой части тепловоза должна быть нанесена полоса, выполненная красно-оранжевой флюоресцирующей краской, общей площадью не менее 1,2 м.

4.1.12 Тепловозы должны быть оборудованы автосцепным устройством по ГОСТ 33434 с поглощающим аппаратом и возможностью их замены без выкатки тележек. Энергоемкость поглощающих аппаратов автосцепного устройства должна быть не менее 100 кДж.

4.1.13 На тепловозе для технического обслуживания и эксплуатации тепловоза должны быть предусмотрены:

- шкаф для инструментов;

- места для специального хранения электрозащитных средств, комплектов тормозных башмаков, ремкомплектов.

4.1.14 Минимальный радиус кривой, проходимой одиночным тепловозом при скорости до 10 км/ч, должен быть 125 м для колеи шириной 1520 мм и 80 м - для колеи шириной 1067 мм.

4.1.15 Санитарно-бытовое обеспечение локомотивной бригады должно включать в себя следующие элементы:

- шкаф для размещения одежды и личных вещей локомотивной бригады;

- место для размещения аптечки для оказания первой помощи;

- санитарное оборудование, включающее умывальник, биотуалет переносного типа или унитаз со стационарным баком-сборником замкнутого типа.

Конструкция туалетной системы должна обеспечивать возможность промывки, дезинфекции и опорожнения бака-сборника и исключать соприкосновение персонала с фекальными сбросами.

Конструкция бака-сборника должна предотвращать возможность попадания запахов в помещение. Бак-сборник, трубопроводы, арматура, находящиеся в неотапливаемой части и снаружи кузова, должны иметь теплоизоляцию и электроподогрев или иные средства, предотвращающие замораживание при движении и на стоянке. Исполнение бака-сборника должно также не допускать сброс содержимого на железнодорожные пути.

В кабине машиниста должны быть предусмотрены:

- места и устройства (не менее одного на тепловоз) для подогрева пищи (электрическая плитка или печь СВЧ);

- места и устройства (не менее одного на тепловоз) для хранения продуктов питания локомотивной бригады (холодильник) емкостью не менее 5 л, температура в холодильной камере - по ГОСТ Р 52307-2005 (пункт 3.5).

Примечания

1 В случае размещения шкафа для одежды вне кабины в кабине предусматривают оборудование для размещения легкой верхней одежды (крючки, вешалки).

2 Холодильник может быть размещен в машинном отделении.

4.1.16 Показатели развески тепловоза должны удовлетворять следующим требованиям:

- относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары - не более 4%;

- относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке - не более 3%;

- относительная разность статических нагрузок по сторонам тепловоза (секции тепловоза) - не более 3%.

4.1.17 Источники света в машинном помещении должны иметь рассеиватели или располагаться так, чтобы прямой поток света не попадал в глаза при обслуживании оборудования. Должно быть предусмотрено освещение контрольно-измерительных приборов и рабочих органов на вертикальной поверхности вдоль прохода в машинном отделении (вертикальная освещенность на их поверхности - не менее 20 лк). Освещенность на полу туалета - не менее 10 лк.

4.1.18 По требованию заказчика может быть предусмотрено освещение места выхода из тепловоза под нижней ступенькой лестницы в кабину машиниста в темное время суток, обеспечивающее освещенность на уровне головки рельса не менее 2 лк.

     4.2 Требования к двигателю

4.2.1 Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 10150.

4.2.2 Двигатель должен отвечать второй степени автоматизации по ГОСТ Р 55437.

4.2.3 Система пуска двигателя должна автоматически отключаться после состоявшегося запуска двигателя.

4.2.4 Аварийно-предупредительная сигнализация и защита двигателя должны соответствовать ГОСТ 11928.

     4.3 Требования к тяговой передаче

4.3.1 Тепловозы должны быть оборудованы тяговой передачей, состоящей из гидродинамической передачи, раздаточного реверс-редуктора, карданных приводов, осевых редукторов, системы охлаждения масла гидродинамической передачи и гидротормоза.

4.3.2 Конструкция гидродинамической передачи, включая режим работы гидротормоза, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 34077*.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 34077. - Примечание изготовителя базы данных.

4.3.3 Гидродинамическая передача должна обеспечивать тепловозу реализацию расчетной тяговой характеристики при движении тепловоза в обоих направлениях.

     4.4 Требования к экипажной части

4.4.1 Конструкция тепловоза по показателям прочности и динамическим качествам должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 55513.

4.4.2 Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса должен быть не менее 1,4.

4.4.3 При наличии в конструкции экипажной части ограничителей перемещений, предназначенных для функционирования в штатной эксплуатации, они должны иметь упругие упоры.

4.4.4 Коэффициент конструктивного запаса пружинных комплектов должен быть:

- первой ступени рессорного подвешивания: при отсутствии упругих упоров, ограничивающих вертикальные перемещения буксы относительно рамы тележки, - не менее 1,6; при наличии упругих упоров и их нагружении - не менее 1,6; при наличии упругих упоров до их нагружения - не менее 1,4;

- второй ступени рессорного подвешивания - не менее 1,4.

4.4.5 Коэффициент горизонтальной динамики должен быть не более 0,3.

Коэффициент вертикальной динамики первой ступени рессорного подвешивания должен быть не более:

- 0,35 для пассажирского тепловоза с конструкционной скоростью 160 км/ч и менее;

- 0,30 для пассажирского тепловоза с конструкционной скоростью более 160 км/ч;

- 0,40 для грузового тепловоза.

Коэффициент вертикальной динамики второй ступени рессорного подвешивания должен быть не более:

- 0,20 для пассажирского тепловоза;

- 0,25 для грузового тепловоза.

4.4.6 Коэффициенты запаса сопротивления усталости для конструкций экипажной части, за исключением колесных пар, валов тягового привода, зубчатых колес и пружин рессорного подвешивания, должны быть не менее:

- 2,0 для стальных конструкций;

- 2,2 для конструкций из алюминиевых сплавов.

4.4.7 Сопротивление усталости рам тележек и промежуточных рам (балок, брусьев и т.п.) второй ступени рессорного подвешивания должно быть подтверждено отсутствием усталостных трещин после 10 млн циклов нагружения на вибрационном стенде [при условии одновременного нагружения рам тележек на стенде вертикальными силами от веса надрессорного строения и горизонтальными поперечными (рамными) силами].

4.4.8 В конструкции тепловоза (секции) должны быть предусмотрены места для его подъема домкратами. Поверхность, предназначенная для соприкосновения с головками домкратов, должна препятствовать их скольжению.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное