1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 06 февраля 2023 в 11:58
Снять ограничение

ГОСТ Р 57240-2016

Воздушный транспорт. Менеджмент безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации. Основные положения
Действующий стандарт
Проверено:  29.01.2023

Информация

Название Воздушный транспорт. Менеджмент безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации. Основные положения
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 26.05.2020
Дата введения в действие 01.07.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента безопасности авиационной деятельности для организаций авиационной отрасли, когда она: а) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поддерживать уровень безопасности не ниже приемлемого; б) нацелена на повышение безопасности авиационной деятельности посредством результативного применения системы
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ Р 57240-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

МЕНЕДЖМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Основные положения

Air transport. Management of aviation activity in civil aviation. Basic principles



ОКС 03.220.50

Дата введения 2017-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2016 г. N 1630-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


Введение


Безопасность является важнейшим свойством и характеристикой авиационной деятельности и включает следующие аспекты:

- безопасность полетов;

- авиационную безопасность;

- экологическую безопасность;

- производственную безопасность;

- информационную безопасность.

Соответственно, система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБАД) должна включать процедуры и методы управления по всем аспектам безопасности.

Безопасность полетов является центральным аспектом безопасности авиационной деятельности. Вопросы безопасности полетов составляют основное содержание стандартов и рекомендуемой практики (SARPs) Международной организации гражданской авиации (ИКАО), содержащихся в ряде приложений к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. В настоящее время вопросы управления безопасностью в наибольшей степени проработаны именно в части управления безопасностью полетов как на государственном уровне, так и на уровне поставщиков обслуживания. Государство взяло на себя обязанности по выполнению SARPs, относящихся к управлению безопасностью полетов. Тем ни менее, процедуры разработки и внедрения программ и систем управления безопасностью полетов нуждаются в стандартизации.

Программы и системы управления по другим аспектам безопасности авиационной деятельности находятся в стадии разработки. Настоящий стандарт является основой для разработки подробных стандартов по формированию и внедрению систем управления безопасностью в различных предприятиях авиационной отрасли.

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента безопасности авиационной деятельности для организаций авиационной отрасли, когда она:

а) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поддерживать уровень безопасности не ниже приемлемого;

б) нацелена на повышение безопасности авиационной деятельности посредством результативного применения системы.

Объектом стандартизации являются основные положения, определяющие содержание процесса разработки, внедрения и функционирования системы менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБАД) на уровне поставщика авиационного обслуживания как совокупности систем управления безопасностью полетов, авиационной безопасностью, экологической, производственной и информационной безопасностью

Цель настоящего стандарта - обеспечить единый подход разработчиков к нормотворчеству в области менеджмента безопасности авиационной деятельности для обеспечения интеграции разрабатываемых отраслевых норм и правил в единую систему управления безопасностью Авиационного Комплекса Российской Федерации.

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями авиационной отрасли независимо от их юридической формы, типа, размера и вида деятельности.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Сокращения, термины и определения

     3.1 Сокращения


АБ - авиационная безопасность

АНВ - акт незаконного вмешательства

АОН - авиация общего назначения

БАД - безопасность авиационной деятельности

ВС - воздушное судно

ГА - гражданская авиация

ГосПБП - Государственная программа по безопасности полетов

ИБ - информационная безопасность

ИКАО - Международная организация гражданской авиации

МБАД - менеджмент безопасности авиационной деятельности

ОВД - обслуживание воздушного движения

ПАП - предотвращение авиационных происшествий

СМБАД - система менеджмента безопасности авиационной деятельности

СУБП - система управления безопасностью полетов

РУБП - Руководство по управлению безопасностью полетов

УЗ - уровень значимости (информации)

ФАП - Федеральные авиационные правила

SARPs - Standards and Recommended Practices - Стандарты и Рекомендуемая практика

     3.2 Термины и определения

3.2.1 авиационная деятельность (aviation activity): Организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач [10].

3.2.2 авиационная безопасность (aviation security): Состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации [8].

3.2.3 акт незаконного вмешательства (act of unlawful interference): Противоправное действие, в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий [13].

3.2.4

база данных СМБАД (safety management data base): Совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, числовых значений показателей и объектов, относящихся к задаче менеджмента безопасности авиационной деятельности, обеспечивающих добавление, изменение, выборку, обработку и отображение данных с использованием ЭВМ.

[ГОСТ Р 55859-2013]

3.2.5 безопасность авиационной деятельности (safety of aviation activity): Состояние, при котором риски, связанные со всеми аспектами авиационной деятельности, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

3.2.6 безопасность полетов (safety): Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются [6].

3.2.7

вероятность (probability): Возможность того, что что-то произойдет.

[ГОСТ Р 51897-2011]

3.2.8 государственная программа по безопасности полетов (state safety program): Единый комплекс правил и видов деятельности, нацеленных на повышение безопасности полетов [6].

3.2.9 государственная система управления безопасностью полетов (state safety management system): Совокупность осуществляемых на государственном уровне мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов, по оценке эффективности мер по управлению безопасностью полетов гражданских воздушных судов [9].

3.2.10

допустимый риск (acceptable risk): Риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях.

[ГОСТ Р 51898-2002]

3.2.11 информационная безопасность (information security): Защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений и поддерживающей инфраструктуры [7].

3.2.12 защита информации (protection of information): Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности [7].

3.2.13 культура безопасности (safety culture): Квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности авиационной деятельности является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к осознанию личной ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

3.2.14 менеджмент безопасности авиационной деятельности (safety management of aviation activity): Скоординированные действия по руководству и управлению безопасностью авиационной деятельности и реализуемые государственными органами и поставщиками обслуживания.

3.2.15 остаточный риск (residual risk): Риск, оставшийся после реализации мер воздействия на риск.

3.2.16 отраслевые нормы и правила (industry codes of practice): Инструктивный материал, разработанный отраслевым органом для конкретного сектора авиационной отрасли по соблюдению требований Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, других авиационных требований к безопасности полетов и считающейся целесообразной передовой практикой [6].

3.2.17 показатель безопасности полетов (safety performance indicator): Основанный на данных параметр, используемый для мониторинга и оценки безопасности полетов.

3.2.18

поставщики обслуживания (service provider): Любая организация, предоставляющая авиационное обслуживание, подверженная факторам опасности и рискам во время предоставления своих услуг.

[ГОСТ Р 55588-2013]

3.2.19

последствие (severity of the consequences): Исход события, влияющий на цели.

[ГОСТ Р 51897-2011]

3.2.20 предотвращение авиационного происшествия (aviation accident prevention): Целенаправленная деятельность организаций и должностных лиц по выявлению, оценке отклонений и устранению или уменьшению их опасности в работе элементов авиационной системы [11].

3.2.21 риск безопасности полетов (safety risk): Предполагаемая вероятность и серьезность последствий или результатов опасности [6].

3.2.22

риск-менеджмент (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.

[ГОСТ Р 51897-2011]

3.2.23 система управления безопасностью полетов (safety management system): Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры [6].

3.2.24 фактор опасности (hazard): Состояние, предмет или деятельность, обладающие потенциальной возможностью нанести травмы персоналу, причинить ущерб оборудованию или конструкциям, вызвать уничтожение материалов или понизить способность осуществлять предписанную функцию [1]*.

________________

* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.2.25 целевой уровень безопасности полетов (safety performance target): Планируемая или предполагаемая целевая установка для показателя(ей) безопасности полетов на заданный период.

3.2.26 экологическая безопасность (environment safety): Состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [12].

3.2.27 уровень безопасности полетов (safety performance): Достигнутый государством или поставщиком обслуживания уровень безопасности полетов, определяемый установленными ими целевыми уровнями безопасности полетов и показателями безопасности полетов [6].

     4 Общая характеристика менеджмента безопасности авиационной деятельности с учетом контекста организации

     4.1 Компоненты менеджмента безопасности организации - поставщика обслуживания

4.1.1 МБАД представляет собой скоординированные действия по руководству и управлению организацией - поставщиком авиационного обслуживания, направленные на управление безопасностью авиационной деятельности.

4.1.2 МБАД охватывает все аспекты безопасности, непосредственно относящиеся к АД. Структурная схема системы МБАД, состоящей из пяти подсистем, соответствующих основным аспектам безопасности, приведена на рисунке 1.

4.1.3 Управление по каждому аспекту безопасности имеет особенности, однако единой основой управления является системный подход, включающий построение необходимой организационной структуры, установление иерархии ответственности и внедрение руководящих принципов и процедур.

4.1.4 В каждой из подсистем СМБАД осуществляется:

- обеспечение выполнения нормативных требований безопасности;

- риск-менеджмент, включающий выявление факторов опасности, оценку обусловленных ими рисков и разработку, при необходимости, корректирующих/предупреждающих мероприятий по снижению рисков.

    
Рисунок 1 - Структура СМБАД

     4.2 Область действия системы менеджмента безопасности авиационной деятельности

4.2.1 Организация поставщика обслуживания должна определить границы и применимость системы менеджмента безопасности авиационной деятельности для установления области ее действия. При определении области действия системы менеджмента безопасности авиационной деятельности организация должна учитывать:

- требования соответствующих заинтересованных сторон,

- деятельность организации;

- нормативные требования безопасности по направлениям деятельности;

- условия, в которых организация осуществляет деятельность.

4.2.2 Область действия системы менеджмента безопасности авиационной деятельности должна быть определена и задокументирована и доступна персоналу организации.

     5 Требования к системе менеджмента безопасности авиационной деятельности

     5.1 Общие требования

5.1.1 Организация должна установить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему менеджмента безопасности авиационной деятельности, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5.1.2 Управление каждым аспектом безопасности должно осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов, регулирующих данный аспект безопасности.

5.1.3 В систему управления безопасностью каждого аспекта безопасности должны быть включены следующие элементы.

5.1.3.1 Политика безопасности, которая должна:

- содержать обязанности организации в области безопасности, цели управления безопасностью, заявление о выделении всех необходимых ресурсов, описание неприемлемого поведения персонала и обстоятельства, при которых не будут приниматься дисциплинарные меры;

- подписываться ответственным руководителем организации;

- доводиться до сведения всего персонала, размещаться в общедоступных местах и периодически актуализироваться.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное