1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 07:46
Снять ограничение

ГОСТ Р 57241-2016

Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные риски безопасности полетов, возникающие при производстве аэропортовой деятельности
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные риски безопасности полетов, возникающие при производстве аэропортовой деятельности
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 22.05.2020
Дата введения в действие 01.07.2017
Область и условия применения Объектом стандартизации являются общие требования к системе риск-менеджмента в составе СУБП оператора аэродрома и конкретные положения риск-менеджмента, возникающими при аэропортовой деятельности, связанной с обслуживанием воздушных судов в районе взлетно-посадочной полосы. Требования настоящего стандарта предназначены для применения всеми организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность по аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов гражданских воздушных судов
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ Р 57241-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БАЗА ДАННЫХ

Авиационные риски безопасности полетов, возникающие при производстве аэропортовой деятельности

Air transport. Safety management of aviation activity. Data base. Aviation safety risks of airport operation



ОКС 03.220.50

Дата введения 2017-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2016 г. N 1631-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


По многолетней статистике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) на взлетно-посадочной полосе (ВПП) происходит около 30% авиационных происшествий от их общего числа, из них 97% составляют выкатывания за пределы ВПП, 2% - несанкционированные занятия ВПП и 1% - ошибки в выборе ВПП.

_______________

GRSS 2011: Выработка глобально согласованного подхода к проблеме снижения рисков операций на ВПП. Журнал ИКАО том 66 N 2, 2011.


Существенная часть событий на ВПП связана с недостатками при производстве аэропортовой деятельности по аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов. Система управления безопасностью полетов оператора аэродрома (СУБП) должна включать методы и процедуры управления безопасностью, относящиеся к этому аспекту деятельности оператора.

Основой управления безопасностью является управление рисками. В настоящем стандарте изложены основные требования по разработке, внедрению и применению системы управления рисками в рамках СУБП операторов аэродромов.

Подробно рассмотрены требования по управлению рисками при аэропортовой деятельности, связанной с выполнением операций на ВПП.

     1 Область применения


Объектом стандартизации являются общие требования к системе риск-менеджмента в составе СУБП оператора аэродрома и конкретные положения риск-менеджмента, возникающими при аэропортовой деятельности, связанной с обслуживанием воздушных судов в районе взлетно-посадочной полосы.

Требования настоящего стандарта предназначены для применения всеми организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность по аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов гражданских воздушных судов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22733 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ Р 57240 Воздушный транспорт. Менеджмент безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации. Основные положения

ГОСТ Р 57239 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные инфраструктурные риски, возникающие при производстве аэропортовой деятельности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Сокращения, термины и определения

     3.1 Сокращения

AT - авиационная техника.

АБ - авиационная безопасность.

ВС - воздушное судно.

ВПП - взлетно-посадочная полоса.

ГА - гражданская авиация.

ГВПП - грунтовая ВПП.

ИВПП - ВПП с искусственным покрытием.

ИКАО - Международная организация гражданской авиации.

МБАД - менеджмент безопасности авиационной деятельности.

ОВД - обслуживание воздушного движения.

РД - рулежная дорожка.

СМБАД - система менеджмента безопасности авиационной деятельности.

СМК - система менеджмента качества.

РУБП - Руководство по управлению безопасностью полетов.

СУБП - система управления безопасностью полетов.

ФАП - федеральные авиационные правила.

ФО - фактор опасности.

ЭСТО - эксплуатация светотехнического оборудования.

ADREP - Accident/incident data reporting - система представления данных об авиационных происшествиях/инцидентах.

IATA - International Air Transport Association - Международная ассоциация воздушного транспорта.

NOTAM - Notice to airmen - извещение, рассылаемое средствами электросвязи, содержащее информацию, которая имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов.

SNOWTAM - NOTAM специальной серии, уведомляющий по установленному формату о существовании или ликвидации опасных условий на аэродроме, связанных с атмосферными осадками.

SARPs - Standards and Recommended Practices - Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО.

SMGCS - Surface Movement Guidance and Control System - Система наведения и управления движением на аэродроме.

     3.2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины из ГОСТ Р 57240, ГОСТ Р 57239, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.2.1 боковая полоса безопасности (shoulder): Участок, прилегающий к краю искусственного покрытия и подготовленный таким образом, чтобы обеспечить переход от искусственного покрытия к прилегающей поверхности [4].

3.2.2 классификационное число покрытия (pavement classification number PCN): Число, выражающее несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений [4].

3.2.3 концевая зона безопасности ВПП (КЗБ) (runway end safety area RESA): Зона, расположенная симметрично по обе стороны от продолжения осевой линии ВПП и примыкающая к концу полосы, предназначенная прежде всего для уменьшения риска повреждения самолета при приземлении с недолетом до ВПП или при выкатывании за пределы ВПП [4].

3.2.4 концевая полоса торможения (КПТ) (stopway): Определенный прямоугольный участок земной поверхности в конце располагаемой длины разбега, подготовленный в качестве участка, пригодного для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета [4].

3.2.5 коэффициент использования (usability factor): Определенный промежуток времени, выраженный в процентах, в течение которого использование ВПП или системы ВПП не ограничивается в связи с боковой составляющей ветра [4].

3.2.6 летная полоса (runway strip): Определенный участок, который включает ВПП и концевую полосу торможения, если таковая имеется, и который предназначен для:

а) уменьшения риска повреждения ВС, выкатившихся за пределы ВПП, и

б) обеспечения безопасности ВС, пролетающих над ней во время взлета или посадки [4].

3.2.7 магистральная рулежная дорожка (main taxiway): РД, расположенная, как правило, вдоль ВПП и обеспечивающая руление ВС от одного конца ВПП к другому по кратчайшему расстоянию.

3.2.8 маршрут движения (road): Установленный в пределах рабочей площади наземный маршрут, предназначенный для исключительного использования транспортными средствами [4].

3.2.9 место ожидания у ВПП (runway-holding position): Определенное место, предназначенное для защиты ВПП, поверхности ограничения препятствий, критической/чувствительной зоны ILS/MLS, в котором рулящие ВС и транспортные средства останавливаются и ожидают, если нет иного указания от аэродромного диспетчерского пункта [4].

3.2.10 надежность системы огней (lighting system reliability): Вероятность того, что все оборудование будет работать в пределах установленных допусков и что система является пригодной к эксплуатации [4].

3.2.11 несанкционированный выезд на ВПП (runway incursion): Любое событие на аэродроме, связанное с необоснованным наличием ВС, транспортного средства или лица на защищенной площади поверхности, предназначенной для выполняющих посадку и взлет ВС.

3.2.12 огни защиты ВПП (runway guard lights): Светосигнальная система, предназначенная для предупреждения пилотов или водителей транспортных средств о возможности выезда на действующую ВПП [4].

3.2.13 опасный участок (hot spot): Участок на рабочей площади аэродрома, где уже имели место столкновения или несанкционированные выезды на ВПП или существует потенциальный риск таких случаев и где требуется повышенное внимание пилотов/водителей [4].

3.2.14 площадка разворота на ВПП (runway turn pad): Определенный участок на сухопутном аэродроме, примыкающий к ВПП и используемый для разворота на 180° на ВПП при отсутствии РД [4].

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное