1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 апреля 2023 в 23:56
Снять ограничение

ГОСТ Р 57701-2017

Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Действующий стандарт
Проверено:  25.03.2023

Информация

Название Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Название английское Resources saving. Waste treatment. Solid municipal waste management programs
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2023
Дата издания 05.08.2019
Дата введения в действие 01.05.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает основы для разработки программ ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с твердыми коммунальными отходами. Настоящий стандарт распространяется на целевые государственные, региональные, муниципальные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Настоящий стандарт не распространяется на программы в области обращения с радиоактивными отходами и шламами, которые попадают в сферу действия другого законодательства. Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ


ГОСТ Р 57701-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Resources saving. Waste treatment. Solid municipal waste management programs

ОКС 13.030.01

Дата введения 2018-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с ООО "Инновационный экологический фонд" (ООО "ИНЭКО")

2 ВНЕСЕН подкомитетом "Обращение с отходами" Технического комитета по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 сентября 2017 г. N 1205-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Модельного закона "Об отходах производства и потребления" (новая редакция), принятого Постановлением МПА СНГ N 29-15 от 31 октября 2007 г., а также Директивы 2008/98/ЕС* Европейского парламента и Совета Европейского союза от 19 ноября 2008 года "Об отходах и отмене определенных директив" (Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

С принятием федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ", "Об экологической экспертизе" определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами (ТКО):

- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения общего количества образующихся отходов;

- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот;

- доступ общественности к информации в области обращения с отходами;

- участие в международном сотрудничестве.

Практическая реализация в документах разного уровня названых принципов позволяет обеспечить безопасность жизни населения и охрану окружающей среды.

Санитарная очистка городских территорий находится в неудовлетворительном состоянии, крайне медленно решаются вопросы, связанные с улучшением системы организации работ по сбору, вывозу и утилизации ТКО, не принимается должных мер к развитию индустриальных методов переработки ТКО, сооружению мусороперегрузочных станций и выполнению других задач в сфере обращения с отходами.

Применяемые в настоящее время методы сжигания ТКО требуют дорогостоящих систем очистки.

Основными причинами сложившегося негативного положения являются:

- отсутствие системно-комплексного подхода решения проблем учета и контроля образования, сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов;

- отсутствие действенного правового и экономического обеспечения экологизации производств, предусматривающей использование малоотходных и наилучших доступных технологий, максимально технически и экономически возможную утилизацию отходов различных видов и безопасное захоронение неутилизированных отходов;

- низкая степень использования вторичного сырья на промышленных предприятиях;

- недостаточно развитое информационное обеспечение, что не позволяет организациям и предприятиям получить необходимые сведения об объемах и поставках отходов, местах их образования и накопления, о средствах и методах утилизации отходов, о потребностях территорий в сырье или вторичной продукции (после утилизации).

Известные в настоящее время многочисленные эффективные технологии подготовки и переработки различных видов отходов остаются, как правило, невостребованными из-за необходимости финансовых вложений.

В процесс переработки ТКО (от разработки технологий до их внедрения) вовлечено значительное количество отечественных предприятий малого и среднего бизнеса. Имеется большое число потенциальных инвесторов (в том числе частных), заинтересованных во внедрении этих технологий. Однако между ними пока не налажен механизм взаимодействия. Не исследуется процедура инвестирования в самоокупаемые ресурсосберегающие технологии с целью определения стратегий для инвесторов, субъектов малого и среднего экологического предпринимательства.

Как на федеральном, так и на региональных, местных уровнях практически не проводится глубокая финансовая и экономическая проработка проблем, связанных с переработкой ТКО.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является отсутствие сбалансированных целевых государственных, региональных, муниципальных программ по развитию системы сбора отходов и их переработки во вторичное сырье, позволяющее на конкурсной основе привлечь к этой работе предприятия малого бизнеса, организовать новые перерабатывающие производства на основе высокоэффективных технологий, привлечь оборонные предприятия.

Настоящий стандарт призван системно увязать практику государственного программного планирования в сфере обращения с отходами потребления с региональной практикой ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с ТБО.

Настоящий стандарт разработан на основе Федерального закона [1] и Модельного закона [2].

В настоящем стандарте использованы положения российских нормативных актов [3]-[9], Директивы [10].

Объектом стандартизации является ресурсосбережение, предметом стандартизации - обращение с отходами, аспектом стандартизации являются требования к программам в области обращения с отходами.

В настоящем стандарте установлены в качестве примера рекомендации по формированию региональной Программы "Отходы", которая может входить в качестве подпрограммы "Отходы" в региональную программу "Экология и природные ресурсы". Рекомендации гармонизированы с Типовым макетом программ экономического и социального развития субъекта Российской Федерации [3] с учетом положений, разработанных Минприроды России документов в области регионального планирования.

Приложения А-Г носят справочный характер.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основы для разработки программ ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

Настоящий стандарт распространяется на целевые государственные, региональные, муниципальные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Настоящий стандарт не распространяется на программы в области обращения с радиоактивными отходами и шламами, которые попадают в сферу действия другого законодательства.

Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины и определения, приведенные по ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Примечание - К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами [1].

3.2

опасные отходы: Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.

[ГОСТ 30772-2001, пункт 3.26]


Примечания

1 Отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, такими, как токсичность, радиоактивность, инфекционность, канцерогенность, взрывчатость, пожароопасность, высокая реакционная способность, наличие возбудитетелей инфекционных заболеваний и другими опасными характеристиками, установленными в соответствующей нормативной документации и/или в технических регламентах) и присутствуют в таких количествах и видах, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.

2 Термин "опасные отходы" охватывает:

- отходы, идентифицированные как токсичные, канцерогенные и др. действующими правовыми актами и нормативными документами, утвержденными в установленном порядке международными (ООН, ИСО), межгосударственными (СНГ), региональными (ЕС) и территориальными перечнями опасных, в том числе токсичные и другие отходы, которые характеризуются опасными свойствами;

- отходы, классифицируемые как опасные в международных соглашениях, к которым присоединилась Российская Федерация;

- другие отходы, которые классифицированы как опасные, в том числе токсичные, в общегосударственных и региональных перечнях, утвержденных в установленном порядке.

3.3 неопасные отходы: Отходы, которые не подпадают под определение "опасные отходы".

Примечание - в Российской Федерации используется термин "безопасные отходы" с определением "Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми в определенных условиях и в определенное время признаны безопасными для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды" [ГОСТ 30772-2001, пункт 3.25].

3.4

вторичные ресурсы: Материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и/или энергии.

[ГОСТ 30772-2001, пункт 3.2].

3.5

вторичные материальные ресурсы: Отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

[ГОСТ 30772-2001, пункт 3.3].

3.6

вторичные энергетические ресурсы: Отходы производства и потребления, используемые повторно, с выделением тепловой и/или электрической энергии.

[ГОСТ 30772-2001, пункт 3.4].

3.7

вторичное сырье: Вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве.

[ГОСТ 30772-2001, пункт 3.5].

3.8 сбор отходов: Прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов [1].

3.9

ликвидация отходов: Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов.

[ГОСТ 30772-2001, пункт 5.17]


Примечание - Уничтожение и захоронение опасных и других отходов охватывается одним термином - удаление отходов. [ГОСТ 30772-2001, пункт 6.32].

3.10 утилизация отходов: Использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) [1].

Примечания

1 Любой организационно-технологический процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на этапах их технологического цикла непосредственно или после доработки (переработки) в качестве вторичных материальных и/или энергетических ресурсов на месте их образования (на установке/предприятии) или в других специально отведенных местах с учетом специфики отраслей экономики в системе хозяйства.

2 Утилизация предполагает использование продукции после снятия ее с эксплуатации, а также отходов на последнем этапе их технологического цикла при избавлении от них с осуществлением обезвреживания, промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов.

3 Утилизацией отходов является любой процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на месте их образования (на установке/предприятии или в других отраслях экономики), в котором отходы используют для замены других материалов, могущих быть использованными для выполнения определенных функций, и в котором отходы подвергают предварительной обработке, способствующей выполнению этих функций. В Приложении II к Директиве 2008/98/ЕС [24] приведен перечень процессов утилизации (ограниченный).

4 В результате утилизации отходов образуются вторичные материальные ресурсы (ВМР), используемые для производства продукции, а также вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) и/или вторичные биогазовые ресурсы (ВБР).

5 Деятельность, связанная с использованием отходов в качестве вторичных ресурсов [3] путем применения их по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

     4 Общие требования к программам в области обращения с твердыми коммунальными отходами

4.1 Общий подход к решению проблем ресурсосберегающей и экобезопасной ликвидации ТКО базируется на требованиях законодательства, реальных социально-политических и экономических условиях, объективной оценке техногенного загрязнения окружающей среды отходами.

4.2 Основные направления деятельности по сокращению образования отходов, включая ТКО, вовлечению их в качестве вторичных ресурсов в хозяйственный оборот и предотвращению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей целесообразно определять на основе государственных, региональных, муниципальных, локальных программ, включающих мероприятия, разработанные с учетом прогнозов и уровня социально-экономического развития территорий, состояния окружающей среды [2].

4.3 Гармонизированные с международной практикой программные действия (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, пилотные проекты и другие) включают мероприятия по:

- изучению и идентификации отходов, выявлению и ликвидации бесхозных мест для захоронения отходов;

- учету образующихся ТКО, в том числе пригодных к использованию в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов;

- учету вторичного сырья, подлежащего переработке;

- разработке и внедрению ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий;

- внедрению наилучших доступных технологий в области обращения с отходами;

- совершенствованию технологий переработки, утилизации, обезвреживания и удаления отходов;

- разработке и введению новых правовых и экономических механизмов, направленных на совершенствование управления при обращении с отходами;

- экологическому просвещению и обеспечению общественных организаций и граждан достоверной информацией в сферах обращения с отходами.

4.4 Порядок разработки и финансирования целевых государственных, региональных, муниципальных программ в сфере обращения с ТКО для достижения целей, установленных настоящим стандартом, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

4.5 Разработка программ в области обращения с ТКО осуществляется с учетом предложений граждан и общественных организаций.

4.6 На реализацию программных мероприятий могут быть направлены бюджетные средства в порядке, установленном соответствующим законодательством, в виде прямых инвестиций, налоговых льгот, бюджетных кредитов, предоставляемых предприятиям, осуществляющим сбор и утилизацию отходов в качестве вторичных ресурсов, в том числе осуществляющим переработку техногенных месторождений (образований).

4.7 Объемы бюджетного финансирования программ в сфере обращения с ТКО определяются при формировании государственного и местных бюджетов в соответствии с законодательством.

4.8 В ходе реализации программ в сфере обращения с ТКО объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке, исходя из возможностей организаций, осуществляющих финансирование программных мероприятий.

4.9 Программа в области обращения с ТКО в общем виде должна содержать:

- данные о видах, количестве и местонахождении отходов, подлежащих утилизации и (или) удалению;

- описание принятых и планируемых мер по предотвращению образования отходов, их утилизации и (или) удалению;

- оценку воздействия отходов на состояние окружающей среды;

- меры по уменьшению количества образующихся отходов и снижению их опасности для окружающей среды, а также меры по безопасному сбору отходов, их хранению, транспортированию, переработке, утилизации и (или) удалению;

- меры по выявлению и безопасной ликвидации мест захоронения бесхозных ТКО.

4.10 При разработке программ в области обращения с ТКО должны учитываться следующие основные требования:

- использование наилучших доступных технологий;

- максимальная утилизация образующихся отходов в случае отсутствия технологической возможности исключения их образования;

- установление приоритета утилизации отходов в качестве вторичных материальных ресурсов перед их сжиганием с целью выработки энергии или захоронением;

- утилизация или удаление отходов на объектах, обеспечивающих безопасность для здоровья человека и окружающей среды.

4.11 Федеральная программа в области обращения с ТКО распространяется на всю территорию Российской Федерации, включает вопросы информационного обеспечения деятельности в области обращения с отходами и международного сотрудничества в данной сфере.

4.11.1 Разработка, обсуждение и реализация государственной программы в области обращения с ТКО осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

4.11.2 Проект государственной программы в области обращения с ТКО может быть внесен на общественное обсуждение.

4.12 Региональные и муниципальные, локальные программы в области обращения с ТКО разрабатываются с учетом положений государственной программы в области обращения с ТКО.

4.12.1 Разработка, обсуждение и реализация региональных, муниципальных, локальных программ в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления и территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами.

4.12.2 Собственники отходов разрабатывают, утверждают и реализуют свои локальные программы управления ТКО, согласуя их с органами местного самоуправления.

4.13 Региональные программы в области обращения с ТКО должны включать в себя, как правило, следующие разделы [3]:

- паспорт программы (приводятся краткие сведения о программе и составляется по унифицированной форме в соответствии с рекомендациями);

- характеристика ситуации в области обращения с ТКО;

- меры по оптимизации обращения с ТКО, действующие в регионе (рассматриваются действующие формы и методы управления деятельностью по обращению с отходами со стороны федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также анализируется эффективность реализуемых мер, исходя из оценки динамики социально-экологического и экономического развития региона);

- цели и задачи программы (определяются положениями основных направлений региональных программ в области охраны окружающей среды);

- сроки и этапы реализации программы (реализацию программы рекомендуется осуществлять поэтапно, при этом этапы реализации программы зависят от местных условий региона, поставленных целей и задач, характера выполнения мероприятий программы);

- система программных мероприятий (программные мероприятия излагаются в табличной форме, включающей следующие позиции: наименование мероприятия, финансовые средства - всего и с разбивкой по годам, источники финансирования, ожидаемые результаты);

- механизм реализации программы (в данном разделе рекомендуется дать описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для практической реализации программы);

- управление программой и контроль за ходом ее реализации (осуществляет заказчик программы - см. раздел 8 настоящего стандарта);

- ресурсное обеспечение программы (технико-экономическая эффективность программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок, исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных научно-исследовательских организаций - см. раздел 9 настоящего стандарта);

- эффективность социально-экономических и экологических последствий от реализации программы (эффективность программы оценивается по результатам реализации мероприятий в технологической, экологической, социальной и экономической сферах деятельности).

4.13.1 В разделе 5 настоящего стандарта представлены в качестве примера основные характеристики проекта региональной программы обращения с ТКО. В программе намечен взаимоувязанный комплекс мероприятий, позволяющий поднять на качественно новый уровень решение проблемы сбора и сортировки отходов с вовлечением в хозяйственный оборот извлекаемого из ТКО вторичного сырья.

4.13.2 Перечень типовых задач, решаемых региональными программами в области обращения с ТКО, представлен в приложении А.

4.13.3 Ориентировочный состав соответствующих программных мероприятий представлен в приложении Б.

4.13.3.1 Каждое мероприятие, включенное в перечень программных мероприятий, должно характеризоваться следующими параметрами:

- целью;

- конкретным планом действий по достижению заданной цели;

- планируемым физическим объемом производства (для инвестиционных проектов);

- объемом и источниками финансирования;

- показателями экономической, экологической и социальной эффективности. Для инвестиционных проектов в обязательном порядке должно указываться значение чистой прибыли и внутренней нормы рентабельности, платежи в бюджеты всех уровней, срок окупаемости, число новых рабочих мест;

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное