1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 31 января 2022 в 07:23
Снять ограничение

ГОСТ Р 57740-2017

Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов
Действующий стандарт
Проверено:  23.01.2022

Информация

Название Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов
Название английское Resources saving. Waste treatment. Requirements for accepting, segregating and packaging hazardous solid municipal waste
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 23.07.2019
Дата введения в действие 01.05.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает требования к ресурсосберегающему и безопасному обращению с опасными твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в части их приема и разделения материалов, выбора упаковок для них. Настоящий стандарт распространяется на этапы приема, сортировки и упаковывания опасных ТКО в твердом фазовом состоянии. В настоящем стандарте не рассматриваются этапы хранения, погрузки на транспортные средства, транспортирования собранных и упакованных материалов из ТКО. Настоящий стандарт не предназначен для определения опасных свойств материалов из ТКО. Настоящий стандарт не распространяется на ТКО, образующиеся на химических предприятиях, в оборонных отраслях и в атомной промышленности. Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Дата принятия 02.10.2017

Расположение в каталоге ГОСТ

     
     ГОСТ Р 57740-2017

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов

Resources saving. Waste treatment. Requirements for accepting, segregating and packaging hazardous solid municipal waste

     

ОКС 13.030.01

Дата введения 2018-05-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный экологический фонд" (ООО "ИНЭКО")

2 ВНЕСЕН подкомитетом "Обращение с отходами" Технического комитета по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2017 г. N 1283-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта ASTM D6346-2009* "Стандартное руководство по приему, сортировке и упаковке материалов в рамках Программ обращения с коммунальными опасными отходами" (ASTM D6346-2009 "Standard Guide for Accepting, Segregating and Packaging Materials Collected Through Household Hazardous Waste Programs", NEQ) и Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан на основе стандарта Американского общества испытаний и материалов [1], первоначально принятого в 1998 году и повторно одобренного в 2009 году с тем же названием и обозначением D6346. По утверждению авторов стандарта D6346-2009, ASTM не занимает жесткой позиции, уважая законность доступных прав, отстаиваемых в связи с любым пунктом, упомянутым в указанном стандарте. При этом пользователи стандарта D6346-2009 уведомляются, что определение законности любых авторских прав и возможности нарушения таких прав полностью находятся в сфере ответственности предпринимателей, занятых в сфере обращения с коммунальными отходами (КО) в США.

За рубежом используется классификация КО по определенным возможностям их утилизации, причем технический прогресс обусловливает постоянное пополнение как перечня утилизируемых КО, так и направлений их переработки и использования. Например, в Японии при раздельном сборе КО их подразделяют на горючие отходы (направляют на сжигание), негорючие (подлежат захоронению) и ресурсно-ценные (направляют на переработку). При этом до 1984 г. отработавшие сухие гальванические элементы (батарейки), входящие в состав КО, относили ко второй категории отходов, подлежащих захоронению, но затем в связи с широким обсуждением в Японии проблемы загрязнения окружающей среды ртутью, содержащейся в батарейках, эти отходы стали относить к категории ресурсно-ценных отходов, направляемых на переработку. В Италии, наоборот, отработавшие батарейки, сбор которых обычно проводился совместно с другими твердыми коммунальными и промышленными отходами, направляемыми на сжигание, с 1984 г. по специальному Декрету стали относить к опасным отходам, подлежащим раздельному сбору. Объясняется это тем, что в составе элементов таких батареек присутствует ртуть и при сжигании происходит существенное загрязнение окружающей среды.

При решении проблемы твердых коммунальных отходов (ТКО) в Российской Федерации в первую очередь необходимо выделить так называемые многотоннажные отходы, поскольку именно эти отходы в наибольшей степени загрязняют окружающую среду и в то же время могут дать максимальный эффект при вовлечении в хозяйственный оборот.

С принятием Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и его развитием [2] в стране определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, включая:

- охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

- использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий, наилучших доступных технологий;

- комплексную переработку материально-сырьевых ресурсов, включая извлекаемое из ТКО вторичное сырье, в целях уменьшения общего количества образующихся отходов;

- использование методов экономического регулирования деятельности в целях уменьшения количества ТКО и вовлечения их в хозяйственный оборот;

- доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области экобезопасного и ресурсосберегающего обращения с ТКО;

- участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с ТКО.

В настоящее время в России в процесс обращения с ТКО (от разработки технологий до их внедрения) вовлечено значительное количество отечественных предприятий малого и среднего бизнеса. Имеется большое число потенциальных инвесторов (в том числе частных), заинтересованных во внедрении этих технологий. Однако между ними пока не налажен механизм взаимодействия. Не исследуется процедура инвестирования в самоокупаемые ресурсосберегающие технологии с целью определения стратегий для инвесторов, субъектов малого и среднего экологического предпринимательства. До сих пор не в полном объеме разработана нормативная база по организации работы и разработке территориальных схем обращения с отходами, выбору региональных операторов по работе с коммунальными отходами. На уровнях субъектов Российской Федерации, а тем более на местных уровнях, как правило, отсутствуют объекты размещения отходов, мощности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов и т.д.

Как на федеральном, так и на региональных, местных уровнях практически не проводится глубокая финансовая и экономическая проработка проблем, связанных с переработкой ТКО.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаток сбалансированных целевых государственных, региональных, муниципальных и локальных программ по развитию системы сбора и переработки опасных ТКО во вторичное сырье, позволяющей на конкурсной основе привлечь к этой работе предприятия малого бизнеса, организовать новые перерабатывающие производства на основе высокоэффективных технологий, привлечь оборонные предприятия.

Указанные недостатки в организации и реализации деятельности по обращению с опасными ТКО могут препятствовать эффективному внедрению настоящего стандарта в полном объеме, однако его появление должно стимулировать органы исполнительной власти различного уровня, органы местного самоуправления к устранению препятствий на путях ресурсосбережения и снижения негативного воздействия опасных ТКО на окружающую среду.

В настоящем стандарте рассмотрены подходы к приему, сортировке и упаковыванию опасных ТКО в рамках программ обращения с опасными ТКО, позволяющие свести к минимуму риски, связанные с обращением с такими отходами, и определяющие соответствующие правила.

Настоящий стандарт разработан с учетом требований российских законодательных актов и документов [2-6].

В настоящем стандарте установлены требования к ресурсосберегающему и экобезопасному обращению с опасными ТКО при их приеме, сортировке и упаковывании.

Установление надлежащего порядка обеспечения техники безопасности и охраны труда при приеме, сортировке и упаковывании опасных ТКО относится к сферам непосредственной ответственности пользователей настоящего стандарта.

Объектом стандартизации является ресурсосбережение, предметом стандартизации - обращение с отходами, аспектом стандартизации являются требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов.

Настоящий стандарт является неэквивалентным по отношению к стандарту [1], аналогу: введены ссылки на национальные стандарты Российской Федерации и уточнена структура стандарта.

Приложение А - рекомендуемое.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к ресурсосберегающему и безопасному обращению с опасными твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в части их приема и разделения материалов, выбора упаковок для них.

Настоящий стандарт распространяется на этапы приема, сортировки и упаковывания опасных ТКО в твердом фазовом состоянии.

В настоящем стандарте не рассматриваются этапы хранения, погрузки на транспортные средства, транспортирования собранных и упакованных материалов из ТКО.

Настоящий стандарт не предназначен для определения опасных свойств материалов из ТКО.

Настоящий стандарт не распространяется на ТКО, образующиеся на химических предприятиях, в оборонных отраслях и в атомной промышленности.

Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 53691 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53691, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

[[2], статья 1]

3.2

опасные отходы: Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.

[ГОСТ 30772-2001, статья 3.26]


Примечания

1 Отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, такими как токсичность, радиоактивность, инфекционность, канцерогенность, взрывчатость, пожароопасность, высокая реакционная способность, наличие возбудителей инфекционных заболеваний, и другими опасными характеристиками, установленными в соответствующей нормативной документации и/или в технических регламентах, и присутствующие в таких количествах и видах, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.

2 Термин "опасные отходы" охватывает:

- отходы, идентифицированные как токсичные, канцерогенные и др. действующими правовыми актами и нормативными документами, утвержденными в установленном порядке международными (ООН, ИСО), межгосударственными (СНГ), региональными (ЕС) и территориальными перечнями опасных отходов, в том числе токсичные и другие отходы, которые характеризуются опасными свойствами;

- отходы, классифицируемые как опасные в международных соглашениях, к которым присоединилась Российская Федерация;

- другие отходы, которые классифицированы как опасные, в том числе токсичные, в общегосударственных и региональных перечнях, утвержденных в установленном порядке.

3.3

сбор отходов: Прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

[[2], статья 1]


Примечание - В настоящем стандарте установлены требования к приему отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

3.4

сортировка отходов: Разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.

[ГОСТ 30772-2001, статья 5.27]

3.5 погрузка отходов навалом: Опорожнение нескольких контейнеров, наполненных совместимыми материалами, и смешивание этих материалов в простой упаковочной единице, предназначенной для последующей отгрузки.

Примечание - К подобным материалам также относятся материалы, помещенные в резервуары-хранилища с целью последующей упаковки и отгрузки, а также материалы, закачанные в автоцистерну для отгрузки.

3.6 объединение материалов отходов: Объединение двух или более материалов в простой упаковочной единице.

Примечание - К наиболее распространенным видам объединения при упаковывании коммунальных опасных отходов относятся: погрузка навалом, лабораторная и составная упаковка [1].

3.7

упаковка: Произведенные из любых материалов готовые изделия, передаваемые от изготовителя пользователю или потребителю для сохранения, защиты, манипулирования при транспортировании, погрузке и разгрузке, поставке (доставке), презентации товаров, начиная с сырья и кончая переработанной продукцией.

[ГОСТ 33521-2015, статья 3.1]


Примечание - упаковка: Сосуды и любые другие компоненты или материалы (барабаны, коробки, вкладыши, абсорбенты и т.д.), необходимые для выполнения функции удержания отходов в соответствии с минимальными требованиями к упаковке [1].

3.8

транспортирование отходов: Перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

[[2], статья 1]

3.9

обезвреживание отходов: Уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств [включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках] в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.


Примечание - Обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.

3.10

обработка отходов: Предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

[[2], статья 1]


Примечания

1 Деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

2 К обработке относят также разложение отходов - деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.

3.11

размещение отходов: Хранение и захоронение отходов.

[[2], статья 1]


Примечание - Хранение отходов предполагает срок нахождения их в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях последующих утилизации, обезвреживания и(или) захоронения.

3.12

ликвидация отходов: Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения не используемых в настоящее время опасных и других отходов.

[ГОСТ 30772-2001, статья 5.17]


Примечание - Уничтожение и захоронение опасных и других отходов охватывается одним термином - удаление отходов (ГОСТ 30772-2001, статья 6.32).

3.13

утилизация отходов: Использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

[[2], статья 1]


Примечания

1 Любой организационно-технологический процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на этапах их технологического цикла непосредственно или после доработки (переработки) в качестве вторичных материальных и/или энергетических ресурсов на месте их образования (на установке/предприятии) или в других специально отведенных местах с учетом специфики отраслей экономики в системе хозяйства.

2 Утилизация предполагает использование продукции после снятия ее с эксплуатации, а также отходов на последнем этапе их технологического цикла при избавлении от них с осуществлением обезвреживания, промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов.

3 Утилизацией отходов является любой процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на месте их образования (на установке/предприятии или в других отраслях экономики), в котором отходы используют для замены других материалов, могущих быть использованными для выполнения определенных функций, и в котором отходы подвергают предварительной обработке, способствующей выполнению этих функций.

4 В результате утилизации отходов образуются вторичные материальные ресурсы (BMP), используемые для производства продукции, а также вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) и/или вторичные биогазовые ресурсы (ВБР).

5 Деятельность, связанная с использованием отходов в качестве вторичных ресурсов путем применения их по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

6 В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы в соответствии с ГОСТ 30772-2001 (статья 5.38).

3.14

удаление отходов: Последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды.

[ГОСТ Р 53692-2009, статья 3.1.26]

3.15

захоронение отходов: Изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

[[2], статья 1]

     

     4 Требования к этапам приема, сортировки и упаковывания опасных твердых коммунальных отходов

     4.1 Общие положения

4.1.1 В целях стимулирования снижения вредного воздействия опасных ТКО на окружающую среду и здоровье населения, а также увеличения объемов утилизации ресурсно-ценных отходов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, органы местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями организуют на подведомственных им территориях системы раздельного сбора ТКО, образующихся в домовладениях, сфере услуг и частично в промышленном секторе, путем создания сети приемных пунктов опасных материалов, содержащихся в ТКО, и установки специализированных контейнеров, модульных промежуточных станций сбора и сортировки отходов, двухступенчатой системы вывоза отходов для их последующей утилизации за счет перехода на транспортирование отходов в специализированных контейнерах с использованием малотоннажных автотранспортных средств и транспортирования отходов к местам захоронения большегрузными автотранспортными средствами.

4.1.2 Организация системы раздельного сбора опасных материалов, содержащихся в ТКО, реализуется в первую очередь в частном секторе, в местах временного проживания и отдыха граждан с последующим распространением опыта на районы многоэтажной застройки, для чего создается сеть приемных пунктов по приему опасных материалов, содержащихся в ТКО, и, в случае экономической целесообразности, устанавливаются унифицированные (со специальной маркировкой) контейнеры для раздельного сбора таких материалов.

4.1.3 Собранные опасные материалы, содержащиеся в ТКО, доставляются на расположенные в черте населенных пунктов модульные промежуточные перегрузочно-сортировочные станции, где их сортируют, измельчают, уплотняют, прессуют для сокращения общего количества и объема удаляемых отходов и максимального использования материально-сырьевого потенциала отходов.

4.1.4 На промышленных предприятиях и в тех организациях, для которых характерна однородность образующихся отходов (предприятия общественного питания, учебные учреждения, иные учреждения), также организуют раздельный сбор опасных материалов, содержащихся в ТКО.

4.1.5 Организация и порядок сбора ТКО, предусматривающий раздельный сбор (прием) опасных материалов, их временное хранение, регулярный вывоз и обезвреживание, определяются органами местного самоуправления с учетом наличия или отсутствия на местах предприятий по раздельной переработке или захоронению отходов по видам материалов.

4.1.6 Нормативное правовое обеспечение обращения с опасными твердыми коммунальными отходами

4.1.6.1 Регулирование обращения с опасными ТКО осуществляется на основе нормативных правовых актов федерального и регионального уровней. Настоящий стандарт не заменяет существующие нормативные правовые акты и не предназначен для использования в качестве основы нормативно-правового регулирования обращения с опасными ТКО.

4.1.6.2 В соответствии с [5] класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду (1-й класс - чрезвычайно опасные отходы, 5-й класс - практически не опасные). Отнесение отходов к одному из пяти классов опасности осуществляется расчетными или экспериментальными методами и используется при формировании паспорта опасности по ГОСТ Р 53691.

4.1.6.3 Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление [2, 6].

4.1.6.4 Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с обращением с опасными ТКО, обязаны:

- обеспечить надежную защиту населения и окружающей среды от вредного воздействия опасных ТКО;

- вести обязательные идентификацию, учет и паспортизацию опасных ТКО в установленном порядке;

- принимать все необходимые меры по обеспечению того, чтобы в процессе сбора, транспортирования и временного хранения опасные ТКО были должным образом упакованы и маркированы в соответствии с действующими международными и национальными стандартами.

4.1.6.5 Специализированные установки или объекты для обезвреживания опасных ТКО должны:

- отвечать требованиям наилучших доступных технологий;

- быть разрешены к применению на территории Российской Федерации органами санитарно-эпидемиологического надзора;

- иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.

     4.2 Требования к приему опасных твердых коммунальных отходов

4.2.1 Опасные ТКО, идентифицируемые этикеткой, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, образующиеся у населения, подлежат сдаче на стационарных либо передвижных пунктах приема.

4.2.2 Перечень пунктов приема опасных ТКО (с указанием адреса, телефона и времени работы) и перечень опасных ТКО, подлежащих сдаче в пунктах приема, должны быть доступны для населения.

4.2.3 В пунктах приема осуществляют сбор материалов, обладающих опасными свойствами, перечисленными в приложении А, и входящих в состав ТКО.

4.2.3.1 Перечни опасных ТКО, подлежащих сдаче в пунктах приема, определяются органами местного самоуправления.

4.2.3.2 К наиболее распространенным опасным материалам, образующимся у населения и подлежащим сбору в качестве опасных ТКО, относят:

- отработавшие химические источники тока, включая батареи (гальванические элементы), разового использования, аккумуляторы и аккумуляторные батареи;

- отходы, содержащие ртуть и ее соединения, в том числе отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения, отработанные ртутные термометры, отработанные дуговые ртутные бактерицидные лампы, отработанные люминесцентные лампы с ультрафиолетовым составом;

- аэрозольные и другие упаковки с остатками лакокрасочных материалов, парфюмерно-косметической продукции и др.

4.2.4 Персонал пунктов приема должен пройти специальную подготовку в части идентификации опасных материалов, надлежащего порядка приема, техники безопасности и средств индивидуальной защиты.

4.2.5 Принятые у населения протекающие контейнеры/емкости следует немедленно переупаковать в контейнеры, совместимые с материалами, содержащимися в протекающих контейнерах.

4.2.6 Сбор ТКО, содержащих опасные материалы (тяжелые металлы и др.) крупногабаритных (отработавшее электрическое оборудование, включая холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику), а также отработанного электронного оборудования, нефтепродуктов, подлежащих регенерации, подлежит особому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

4.2.7 В случае сдачи населением в пункты приема опасных отходов, требующих специального регулирования, в том числе медицинских отходов (отработанные медицинские препараты и пр.), взрывчатых веществ (фейерверков и пр.), радиоактивных материалов, асбестсодержащих материалов, следует немедленно уведомить об этом соответствующие органы государственного управления.

     4.3 Требования к сортировке опасных твердых коммунальных отходов

4.3.1 Собранные в пунктах приема опасные ТКО, предварительно разделенные на группы с учетом содержания несовместимых опасных материалов, перечисленных в 4.2.3.2, следует помещать в контейнеры перед их упаковыванием в соответствии с 4.4.

4.3.2 Общие рекомендации по несовместимым категориям материалов опасных ТКО включают обязательное отделение [1]:

- окислителей от легковоспламеняющихся веществ;

- цианидов от кислот, окислителей;

- кислот от оснований, цианидов.

4.3.3 Несовместимые категории материалов при смешивании вызывают химические реакции, которые могут привести к нарушениям техники безопасности и охраны труда, в том числе:

- к образованию токсичных и горючих газов;

- воспламенению;

- взрыву;

- полимеризации материалов и др.

4.3.4 Контейнеры с несовместимыми материалами должны быть надлежащим образом разделены с использованием перегородок, стен или других приспособлений так, чтобы предотвратить смешивание несовместимых материалов в случае поломки в контейнере.

     4.4 Требования к упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов

4.4.1 Собранные ТКО, содержащие опасные материалы, подлежат упаковыванию или перегрузке в соответствии с нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного уровня.

4.4.2 Немаркированные контейнеры и материалы неопределенного характера не должны использоваться без надлежащей идентификации.

4.4.3 Пригодные к повторному использованию материалы, поступившие в первоначальной упаковке, следует оставлять в той же упаковке и предлагать населению или организациям в пункте приема отходов. Такой подход позволяет пользователям использовать исходную информацию, представленную на этикетке, для надлежащего использования, а также сохраняет за производителем ответственность за качество продукции.

4.4.4 Краски и другие совместимые материалы могут быть пересыпаны или переупакованы в контейнеры большего размера для последующей отправки на перерабатывающие предприятия.

4.4.5 Многие чистящие средства и неопасные материалы могут быть растворены в воде и выпущены в канализацию, если объект подключен к местной станции очистки сточных вод и обладает разрешением на такие действия.

4.4.6 Процедуры упаковывания и маркировки контейнеров для каждой из подкатегорий опасных материалов, содержащихся в ТКО, регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами.

4.4.7 До объединения опасных материалов, содержащихся в ТКО, должен быть обоснованно выбран метод дальнейшего безопасного и ресурсосберегающего обращения с ними.

4.4.8 Материалы опасных ТКО, которые подлежат вывозу с места приема на объекты переработки, рекуперации энергии, сжигания и захоронения, должны соответствовать требованиям, установленными нормативными правовыми актами.

     5 Требования к субъектам деятельности по обращению с опасными твердыми коммунальными отходами


При обращении с опасными ТКО следует регламентировать транспортные потоки, порядок разгрузки транспортных средств и правила техники безопасности.

Персонал, задействованный в приемке опасных материалов, должен пройти подготовку в части их идентификации, надлежащего порядка подъема, техники безопасности и средств индивидуальной защиты.

Персонал при обращении с опасными ТКО должен учитывать следующее:

- иерархию обращения с материалами опасных ТКО, отдающей предпочтение повторному использованию, переработке, рекуперации энергии и сырья перед сжиганием и захоронением отходов;

- предполагаемые издержки;

- возможные обязательства, связанные с методами обращения с опасными ТКО;

- ограничения или предпочтения, установленные договором или подрядчиком.

Приложение А
(рекомендуемое)

     
Материалы, входящие в состав твердых коммунальных отходов и обладающие опасными свойствами


К опасным относятся отходы следующих типов:

- взрывоопасные вещества и продукты, которые могут взорваться при контакте с пламенем или обладают высокой большой чувствительностью к ударам и трению;

- окислители и продукты, которые при контакте с другими веществами, в частности с легковоспламеняющимися, могут вызвать сильную экзотермическую реакцию;

- легковоспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки ниже 21°С; вещества и продукты, которые при нормальной температуре могут самонагреваться при контакте с воздухом и в конечном итоге воспламеняться без потребности в дополнительной энергии; вещества и продукты, которые могут легко воспламеняться после кратковременного контакта с каким-либо горящим источником и продолжать гореть после удаления указанного источника, а также вещества и продукты, которые при контакте с влажным воздухом или водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы в опасном количестве;

- воспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки выше 21°С, но ниже 55°С;

- раздражающие не едкие вещества и продукты, которые при мгновенном, продолжительном или повторном контакте с кожей или слизистой оболочкой человека могут вызывать воспаление;

- вредные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать ограниченный риск для здоровья людей;

- токсичные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать тяжкие, острые или хронические повреждения здоровья человека или его смерть;

- канцерогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать онкологические заболевания или увеличивать частоту возникновения указанных заболеваний;

- едкие вещества и продукты, которые при непосредственном контакте с живыми тканями могут уничтожать их;

- вещества, вызывающие инфекцию, содержащие живые микроорганизмы или их токсины, которые по известным данным неотвратимо или с большой вероятностью могут вызвать заболевания людей или живых организмов;

- тератогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать наследственные врожденные уродства или увеличивать частоту их возникновения;

- мутагенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути или органы пищеварения могут вызывать наследственные генетические дефекты или увеличивать частоту их возникновения;

- вещества и продукты, при контакте которых с водой, воздухом или кислотами освобождаются токсичные или сверхтоксичные газы;

- вещества и продукты, после удаления которых могут выделяться иные вещества, обладающие любыми свойствами, перечисленными в подпунктах 1-13 пункта 2 настоящей статьи;

- токсичные вещества и продукты, которые создают или могут создать либо немедленно, либо через определенное время опасность для одного или нескольких компонентов окружающей среды.

Библиография

[1]

ASTM D6346-2009
(ASTM D6346-2009)

Стандартное руководство по приему, сортировке и упаковке материалов в рамках Программ обращения с коммунальными опасными отходами (Standard Guide for Accepting, Segregating and Packaging Materials Collected Through Household Hazardous Waste Programs)

[2]

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

[3]

Приказ Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"

[4]

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов"

[5]

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду"

[6]

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"


УДК 504.064:006.354

ОКС 13.030.01

Ключевые слова: ресурсосбережение, отходы, обращение с отходами, требования безопасности, опасные отходы, коммунальные отходы, сбор, сортировка, упаковывание, ТКО

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное