Внимание! В период с 29.07.22 по 11.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства.
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 15 августа 2022 в 15:48
Снять ограничение

ГОСТ Р 58050-2017

Авиационная техника. Менеджмент риска при обеспечении качества на стадиях жизненного цикла. Классификатор областей неопределенности
Недействующий стандарт
Проверено:  07.08.2022

Информация

Название Авиационная техника. Менеджмент риска при обеспечении качества на стадиях жизненного цикла. Классификатор областей неопределенности
Название английское Aircraft equipment. Risk management for quality assurance through life cycle stages. Areas of uncertainty classification
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 27.02.2018
Дата введения в действие 01.06.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт содержит классификатор областей неопределенности и устанавливает требования к управлению перечнем неопределенности при обеспечении качества АТ на стадиях ЖЦ и предназначен для применения во всех организациях авиационной промышленности, участвующих в исследовании и обосновании разработки, разработке, производстве, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и утилизации АТ гражданского назначения независимо от вида и размера организации
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ

      
ГОСТ Р 58050-2017

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Авиационная техника


МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА


Классификатор областей неопределенности


Aircraft equipment. Risk management for quality assurance through life cycle stages. Areas of uncertainty classification



ОКС 49.020

        03.120.10

Дата введения 2018-06-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского"), ООО "Центр "Приоритет"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2017 г. N 2130-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение


Общие положения

Деятельность любой организации подвержена влиянию внутренних и внешних факторов и воздействий, которые порождают неопределенность в отношении достижения поставленных целей в области качества, получения ожидаемых результатов и возможности возникновения потенциально негативных последствий, т.е. порождают риск. Необходимость управления риском в системах менеджмента качества (далее - СМК) организаций гражданской авиационной промышленности установлена в ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ЕН 9100 и [1]*.

________________

* Поз.[1], [2], [4] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.     


Общие положения по менеджменту риска, описание процесса менеджмента риска приведены в ГОСТ Р ИСО 31000. Идентификация риска является одним из первых этапов процесса менеджмента риска и заключается в составлении всеобъемлющего перечня, содержащего риск, его источники и последствия.

Основой для идентификации источников риска является классификатор областей неопределенности, приведенный в настоящем стандарте. Перечень состояний неопределенности (далее - перечень неопределенности) разрабатывается и управляется в организации на основе подходов, описанных в настоящем стандарте, и является входной информацией для процесса менеджмента риска.

Классификатор областей неопределенности, приведенный в настоящем стандарте, позволяет:

- проводить подробную идентификацию источников риска, основываясь на накопленных знаниях относительно объекта и приспособленную к автоматизированной обработке;

- накапливать, сохранять, структурировать и распространять знания по менеджменту риска в организации.

Классификатор областей неопределенности является основой для применения методов оценки риска и способствует эффективной разработке и реализации мер воздействия на риск (виды мер воздействия на риск определяют в зависимости от их вида, определенного в классификаторе).

Менеджмент риска при обеспечении безопасности авиационной деятельности и при обеспечении качества АТ

Для результативности любой деятельности, в том числе управления организацией с учетом риска (менеджмент риска), очень важным является определение объекта этой деятельности, целей и ограничений. В настоящем стандарте рассмотрены методы оценки и критерии приемлемости риска при обеспечении качества АТ.

Вопросы обеспечения безопасности авиационной деятельности важны и первостепенны, но они не охватывают весь спектр проблем с качеством в авиационной промышленности и не являются объектом рассмотрения настоящего стандарта. Требования по обеспечению безопасности полетов установлены в законодательных, нормативных документах и руководствах. Для разработки, реализации и поддержания системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) следует руководствоваться [2], ГОСТ Р 56117, ГОСТ Р 56119, ГОСТ Р 57240, ГОСТ Р 55860 и др. Авиационные риски с точки зрения пассажиров и членов экипажа, совершающих полет на воздушном судне, возникающие при проектировании и производстве АТ, рассмотрены в ГОСТ Р 57242, ГОСТ Р 57235 и других стандартах.

Качество в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 - это степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. Требования в отношении характеристик затрагивают как вопросы обеспечения безопасности авиационной деятельности, так и другие аспекты, такие как обеспечение экономичности АТ при эксплуатации, собираемость на операциях сборки, выполнение стадий разработки АТ в срок и др. Обеспечение качества - это часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что все требования к качеству будут выполнены. В организациях авиационной промышленности важными и часто нерешенными при обеспечении качества являются вопросы распределения ответственности за качество, особенно при переходе от одной стадии ЖЦ АТ к другой (что подтверждается срывами сроков разработки новой АТ и проблемами с качеством, не связанными с безопасностью: проблемами при производстве и эксплуатации АТ; неудовлетворенностью потребителей по удобству и стоимости эксплуатации и облуживания АТ и др.). Вопросы распределения ответственности за качество и достижение целей в области качества могут быть решены с использованием менеджмента риска.

Менеджмент риска при обеспечении безопасности авиационной деятельности и при обеспечении качества АТ имеет различные базовые установки. Если при обеспечении безопасности авиационной деятельности менеджмент риска - это механизм блокирования неблагоприятных потенциальных значимых для общества последствий (т.е. управление нежелательными последствиями), то при обеспечении качества АТ менеджмент риска - это механизм:

- определяющий правила перехода от стадии к стадии ЖЦ (с возможностью возврата на предыдущие стадии для решения возникающих проблем);

- определяющий необходимость разработки предупреждающих действий;

- определяющий объекты для проведения аудита СМК;

- распределения ответственности за качество;

- накопления знаний.

В силу этого подходы по менеджменту риска при обеспечении качества и обеспечении безопасности не идентичны. Информация, полученная в результате оценки риска при обеспечении качества, должна быть рассмотрена как основа для управления и улучшения СМК.

     1 Область применения


Настоящий стандарт содержит классификатор областей неопределенности и устанавливает требования к управлению перечнем неопределенности при обеспечении качества АТ на стадиях ЖЦ и предназначен для применения во всех организациях авиационной промышленности, участвующих в исследовании и обосновании разработки, разработке, производстве, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и утилизации АТ гражданского назначения, независимо от вида и размера организации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ЕН 9100 Системы менеджмента качества. Организации авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования

ГОСТ Р ИСО 5725-1 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения

ГОСТ Р ИСО 7870-1 Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы

ГОСТ Р 22514-2 Статистические методы. Управление процессами. Часть 2. Оценка пригодности и воспроизводимости процесса на основе модели его изменения во времени

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения

ГОСТ Р 55860 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

ГОСТ Р 56117 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности проектировщиков авиационной техники

ГОСТ Р 56119 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по управлению безопасностью деятельности производителей авиационной техники

ГОСТ Р 57194.1 Трансфер технологий. Общие положения

ГОСТ Р 57235 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные риски, возникающие при производстве авиационной техники

ГОСТ Р 57240 Воздушный транспорт. Менеджмент безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации. Основные положения

ГОСТ Р 57242 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные риски, возникающие при проектировании авиационной техники

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ЕН 9100, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р 51897, [3], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 жизненный цикл: Совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния АТ при ее создании, использовании (эксплуатации) и ликвидации (с избавлением от отходов путем их утилизации и/или удаления).

Примечание - Определение термина из ГОСТ Р 53791-2010 (пункт 3.1.1) было модифицировано посредством замены термина "продукция" на термин "авиационная техника".

3.1.2 классификатор областей неопределенности: Систематизированный перечень областей неопределенности при обеспечении качества АТ на стадиях ЖЦ, всем элементам которых присвоен определенный код (наименование).

3.1.3 неопределенность: Возможность нахождения объекта в одном из нескольких состояний и недостаточность информации, понимания или знания относительно нахождения объекта в конкретный момент времени в конкретном состоянии.

3.1.4 процесс менеджмента риска: Систематическое применение политик, процедур и практик менеджмента к деятельности по обмену информацией, консультированию, установлению среды организации и идентификации, анализу, оцениванию, воздействию на риск, мониторингу и пересмотру риска.

Примечание - Определение термина из ГОСТ Р ИСО 31000-2010 (пункт 2.8) было модифицировано посредством замены термина "ситуация (контекст)" на термин "среда организации".

3.1.5 стадия жизненного цикла: Условно выделяемая часть ЖЦ АТ, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами.

Примечание - Определение термина из ГОСТ Р 53791-2010 (пункт 3.1.2) было модифицировано посредством исключения аббревиатуры ЖЦП и замены термина "продукция" на термин "авиационная техника".

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

АТ - авиационная техника;

ВС - воздушное судно;

ЖЦ - жизненный цикл;

КД - конструкторская документация;

КИ - комплектующие изделия;

ОКР - опытно-конструкторские работы;

СМК - система менеджмента качества;

СУБП - система управления безопасностью полетов;

ТД - технологическая документация;

ТЗ - техническое задание.

     4 Основные положения

4.1 Деятельность по менеджменту риска при обеспечении качества АТ на стадиях ЖЦ должна быть организована на основе принципов менеджмента риска по ГОСТ Р ИСО 31000 и осуществлена на системной основе, включая выполнение процесса менеджмента риска (рисунок 1).

     
Рисунок 1 - Процесс менеджмента риска

4.2 Результативность и эффективность выполнения процесса менеджмента риска зависит от полноты и точности идентификации риска, в частности идентификации его источников.

Деятельность по идентификации источников риска следует осуществлять на основе перечня ситуаций неопределенности (далее - перечень неопределенности), разработанного в организации на основе классификатора областей неопределенности, описанного в настоящем стандарте (см. раздел 5 и приложение А).

4.3 В СМК организации должно быть предусмотрено управление перечнем неопределенности. Рекомендации по управлению перечнем неопределенности приведены в приложении Б.

4.4 Управление перечнем неопределенности должно быть частью инфраструктуры менеджмента риска в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000.

Примечание - Перечень неопределенности следует рассматривать как часть знаний организации.

4.5 Перечень неопределенности должен быть входом в процесс менеджмента риска при обеспечении качества АТ на стадиях ЖЦ.

     5 Структура классификатора областей неопределенности

5.1 Классификатор областей неопределенности состоит из трех уровней.

5.2 Первый уровень классификатора включает шесть стадий ЖЦ АТ.

Примечание - В настоящем стандарте приняты следующие наименования стадий ЖЦ АТ гражданского назначения:

- "исследования и обоснование разработки" (далее - "исследования");

- "разработка ТЗ и проведение ОКР" (далее - "разработка");

- "производство и испытания" (далее - "производство");

- "эксплуатация (применение, хранение)" (далее - "эксплуатация");

- "ремонт";

- "утилизация, ликвидация с избавлением от отходов путем их утилизации и/или удаления" (далее - "утилизация").


Под стадией ЖЦ "ремонт" понимается проведение капитального ремонта. Текущий и средний ремонты включены в стадию "эксплуатация".

Подходы по управлению перечнем неопределенности и структура второго и третьего уровней классификатора, приведенные в настоящем стандарте, не зависят от наименования стадий ЖЦ*.

_______________

* В соответствии с принципами стандартизации в части гармонизации требований национальных стандартов с международными (см. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании") наименование стадий ЖЦ, включая стадию "производство", может быть заимствовано из [4].

5.3 Второй уровень классификатора включает внешние и внутренние области неопределенности по отношению к рассматриваемой стадии ЖЦ/процессу СМК.

Примечание - Такое разделение областей неопределенности обусловлено различием в формировании в дальнейшем мер воздействия на риск, связанный с внешними или внутренними по отношению к рассматриваемой стадии ЖЦ/процессу СМК источниками риска, а также с вопросами распределения ответственности при переходе от стадии к стадии ЖЦ.

5.4 Третий уровень классификатора включает в себя категории в соответствии с моделью, приведенной на рисунке 2.

     
Рисунок 2 - Модель третьего уровня классификатора - области неопределенности стадии ЖЦ АТ

5.4.1 К внешней области неопределенности на третьем уровне классификатора отнесены следующие категории:

- поставляемые материалы, КИ, запасные части, инструменты и принадлежности, а также сопроводительная документированная информация;

- предоставляемые услуги или работы, выполняемые внешними организациями или процессами на предыдущих стадиях ЖЦ, а также сопроводительная документированная информация;

- внешняя информация по отношению к стадии ЖЦ АТ в документированном или устном видах;

- инфраструктура в части предоставления в аренду, поддержания и обслуживания помещений, технологического и измерительного оборудования, программных продуктов, баз данных (статистические данные, накопленные знания);

- персонал в части найма, подготовки и увольнения;

- финансы: денежные потоки, бюджет, кредиты, экономическая ситуация в стране и ситуация на международном уровне.

5.4.2 К внутренней области неопределенности на третьем уровне классификатора отнесены следующие категории:

- планирование стадии ЖЦ в части определения требований к продукции и услугам, установления критериев для процессов и приемки продукции и услуг, определения ресурсов и необходимой документированной информации, управления процессами в соответствии с установленными критериями, а также установления требований к результатам (к продукции и услугам, сопроводительной информации);

- выполнение стадии ЖЦ в соответствии с запланированной деятельностью;

- мониторинг выполнения стадии ЖЦ и используемые методы проверки результатов;

- деятельность по улучшению стадии ЖЦ;

- персонал, задействованный при выполнении деятельности на стадии ЖЦ;

- инфраструктура как один из основных ресурсов, используемых при создании ценности для потребителей на стадии ЖЦ;

- производственная среда, такая как социальная (например, отсутствие дискриминации, спокойствие, бесконфликтность), психологическая (например, снижение уровня стресса, профилактика эмоционального "выгорания", эмоциональная защита), физическая (например, температура, тепловой поток, влажность, освещение, движение воздуха, гигиена, шум);

- знания как информация, которая используется и которой обмениваются для достижения целей стадии ЖЦ;

- внутренняя документированная информация.

5.4.3 Для областей неопределенности на третьем уровне классификатора применены следующие формулировки:

- изменчивость категорий;

- отсутствие, недостаточность или избыток информации;

- противоречивость информации;

- различия в восприятии информации;

- некорректность информации;

- несогласованность действий;

- неправильно определенные требования к внешним и внутренним категориям и прочие.

5.5 Полное содержание классификатора приведено в приложении А.

Приложение А
(рекомендуемое)

     
Классификатор областей неопределенности при обеспечении качества авиационной техники на стадиях жизненного цикла



Таблица А.1 - Классификатор областей неопределенности при обеспечении качества АТ на стадиях ЖЦ. Часть 1. Стадия "исследования"

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное