Внимание! В период с 29.07.22 по 07.08.22 сервис будет находиться в режиме технического обслуживания. В этой связи может наблюдаться нестабильная работа. Приносим извинения за неудобства.
1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 15 августа 2022 в 05:21
Снять ограничение

ГОСТ Р 58067-2018

Техническое обеспечение строящихся, переоборудуемых и ремонтируемых судов. Системы отопления судовых помещений. Требования
Недействующий стандарт
Проверено:  07.08.2022

Информация

Название Техническое обеспечение строящихся, переоборудуемых и ремонтируемых судов. Системы отопления судовых помещений. Требования
Название английское Maintenance of ships under construction, refit and repair. Heating systems of ship’s compartments. Requirements
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 06.03.2018
Дата введения в действие 01.07.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на системы отопления, предназна-ченные для создания необходимых условий труда и соблюдения технологических норм в помещениях кораблей, судов и других плавучих сооружений, находящихся на построечных местах, местах ремонта и утилизации. Настоящий стандарт предназначен для применения на предприятиях судо-строительной промышленности при постройке, ремонте, переоборудовании, модернизации и утилизации судов. Настоящий стандарт распространяется на следующие системы отопления: - системы парового отопления; - системы жидкостного отопления; - системы воздушного отопления; - системы инфракрасного отопления; - системы электроотопления
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ Р 58067-2018

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Техническое обеспечение строящихся, переоборудуемых и ремонтируемых судов

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Требования

Maintenance of ships under construction, refit and repair. Heating systems of ship's compartments. Requirements



ОКС 47.020.99

Дата введения 2018-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега" (АО "НИПТБ "Онега")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 февраля 2018 г. N 43-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на системы отопления, предназначенные для создания необходимых условий труда и соблюдения технологических норм в помещениях кораблей, судов и других плавучих сооружений (далее - суда), находящихся на построечных местах, местах ремонта и утилизации.

Настоящий стандарт предназначен для применения на предприятиях судостроительной промышленности при постройке, ремонте, переоборудовании, модернизации и утилизации судов.

Настоящий стандарт распространяется на следующие системы отопления:

- системы парового отопления;

- системы жидкостного отопления;

- системы воздушного отопления;

- системы инфракрасного отопления;

- системы электроотопления.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 481 Паронит и прокладки из него. Технические условия

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 3262 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия

ГОСТ 5152 Набивки сальниковые. Технические условия

ГОСТ 14202 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки

ГОСТ 16617 Электроприборы отопительные бытовые. Общие технические условия

ГОСТ 18698 Рукава резиновые напорные с текстильным каркасом. Технические условия

ГОСТ 24389 Системы кондиционирования воздуха, вентиляции и отопления судов. Расчетные параметры воздуха и расчетная температура забортной воды

ГОСТ 24856 Арматура трубопроводная. Термины и определения

ГОСТ 27330 Воздухонагреватели. Типы и основные параметры

ГОСТ 31311 Приборы отопительные. Общие технические условия

СП 60.13330.2016 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003

СП 61.13330.2012 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 41-03-2003

СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

КИП - контрольно-измерительный прибор;

НКПРП - нижний концентрационный предел распространения пламени;

ПДК - предельно допустимая концентрация;

РМРС - Российский морской регистр судоходства;

СВО - система воздушного отопления;

СЖО - система жидкостного отопления;

СИО - система инфракрасного отопления;

СПО - система парового отопления;

СЭО - система электроотопления.

     4 Назначение и состав систем

4.1 Системы отопления предназначены для создания и поддержания в судовых помещениях нормируемых параметров воздушной среды (с учетом метеорологических условий окружающей среды и категории тяжести выполняемых работ), а также соблюдения технологических норм.

Метеорологические условия окружающей среды - в соответствии с ГОСТ 24389, СП 131.13330.2012.

4.2 В состав СПО входят следующие основные элементы:

- трубопроводы подачи пара;

- трубопроводы отвода конденсата;

- парораспределительные станции;

- отопительные приборы;

- гибкие рукава;

- трубопроводная арматура по ГОСТ 24856;

- эжекторы;

- КИП.

4.3 В состав СЖО входят следующие основные элементы:

- подающий трубопровод;

- обратный трубопровод;

- гибкие рукава;

- отопительные приборы;

- трубопроводная арматура по ГОСТ 24856;

- КИП.

4.4 В состав СВО входят следующие основные элементы:

- воздуховоды;

- воздухонагреватели;

- вентиляторы;

- фильтровентиляционные установки;

- гибкие рукава;

- трубопроводы;

- трубопроводная арматура по ГОСТ 24856;

- воздухораспределительные устройства;

- пускорегулирующая аппаратура;

- КИП.

4.5 В состав СИО входят следующие основные элементы:

- инфракрасные приборы отопления (керамические, карбоновые, пленочные резистивные и т.п.);

- приборы управления и средства регулирования и автоматической защиты;

- кабельные трассы.

4.6 В состав СЭО входят следующие основные элементы:

- электрические конвекционные приборы отопления (конвекторы, электрорадиаторы, трубчатые электронагреватели и т.п.);

- приборы управления и средства регулирования и автоматической защиты;

- кабельные трассы.

     5 Требования к системам отопления

5.1 Общие требования

5.1.1 Внутри строящихся (ремонтируемых) судов следует предусматривать технические решения, обеспечивающие нормируемые метеорологические условия (температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха в рабочей зоне), соответствующие ГОСТ 12.1.005, [1].

Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, допустимое содержание в нем вредных веществ) определяют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.

5.1.2 Для устройства систем отопления следует применять материалы, указанные в [2]*. Материалы для водогазопроводных обыкновенных и усиленных труб по ГОСТ 3262 приведены в таблицах А.1 и А.2 (приложение А) соответственно.

________________

* Поз. [2], [5] - [8], [13], [14], [21], [25] - [27] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

5.1.3 Отопительно-вентиляционное оборудование, воздуховоды, трубопроводы, теплоизоляционные конструкции и другие изделия и материалы, используемые в системах отопления, подлежащие обязательной сертификации, в том числе гигиенической или пожарной оценке, должны иметь подтверждение РМРС на их применение в соответствии с требованиями [3].

5.1.4 При модернизации или техническом обслуживании судов (в том числе при продлении срока службы путем восстановления технической готовности судна) по согласованию с заказчиком* допускается использовать существующие системы отопления, если они отвечают требованиям настоящего стандарта.

_______________

* Заказчик - юридическое или физическое лицо, для которого на договорной основе ведутся работы по строительству (ремонту, модернизации, переоборудованию) судов на судостроительных (ремонтных) предприятиях.

5.1.5 При выборе вида системы отопления необходимо руководствоваться требованиями технологии постройки и ремонта судов, учитывать энерговооруженность построечных мест (наличие в необходимом количестве электроэнергии, пара и горячей жидкости-теплоносителя), а также мобильность систем отопления и затраты на их изготовление и эксплуатацию. Кроме того, при выборе вида системы отопления следует руководствоваться возможностью применения ряда энергоэффективных решений и оптимизации управления системами:

- применение двухтрубных систем отопления;

- установка термостатов на отопительных приборах для вертикальных систем отопления;

- утилизация теплоты вытяжного воздуха;

- применение инженерного оборудования высоких классов энергоэффективности - А, В (насосы, вентиляторы, теплообменное оборудование и т.д.);

- применение интеллектуальных систем автоматики и др.

Примечание - Определение классов энергоэффективности - в соответствии с [4].


Сокращение расходов теплоты и электроэнергии на тепловую обработку воздуха должно достигаться за счет применения:

- рекуператоров;

- систем с рециркуляцией воздуха;

- отдельных систем для разных судовых помещений и разных режимов работы;

- СВО с регулируемым переменным расходом воздуха;

- мероприятий по снижению аэродинамического сопротивления систем (СВО, СПО);

- воздуховодов круглого сечения и более высокого класса плотности;

- энергоэффективных схем обработки воздуха, включая схемы применения аппаратов для утилизации теплоты воздуха, удаляемого из судовых помещений;

- аккумуляторов теплоты для сокращения пиковых нагрузок потребления теплоты и др.

5.1.6 Разработку схем систем отопления судовых помещений выполняют в соответствии с требованиями пункта 7 [5].          

5.2 Расчетные параметры воздуха в судовых помещениях

5.2.1 Оптимальные и допустимые величины показателей микроклимата в судовых помещениях должны соответствовать требованиям [1] с учетом требований технологии постройки и ремонта судов.

В обоснованных случаях допускается в расчетах принимать минимальные значения температуры воздуха в судовых помещениях с учетом сезонности и категории работ.

В обоснованных случаях допускается снижение температуры воздуха в судовых помещениях до 12°С при всех категориях работ, если это не противоречит требованиям технологии производства работ.

В нерабочее время температура воздуха в судовых помещениях должна отвечать требованиям технологии постройки и ремонта судов и настоящим стандартом не нормируется.

5.2.2 Для уменьшения потерь теплоты через ограждения в холодный и переходный периоды года все наружные дверные проемы судовых помещений должны быть закрыты штатными или временными технологическими дверями, оснащены проушинами или временными самозакрывающимися шторами.

Для судовых помещений с естественной вентиляцией расчетные теплопотери через ограждения необходимо увеличить на 10%, а для помещений, имеющих наружные двери, - на 10-15%.

5.2.3 Расчетные параметры наружного воздуха следует принимать по СП 131.13330.2012, расчетную температуру забортной воды - в соответствии с ГОСТ 24389.

5.3 Системы парового отопления

5.3.1 Рабочее давление пара в СПО необходимо принимать в пределах 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/ см). Допускается использование средств для повышения давления пара (механические или струйные парокомпрессоры), в случае если существующие СПО судостроительного предприятия не обеспечивают данных параметров.

5.3.2 Поверхность нагрева отопительных приборов СПО необходимо определять расчетом из условия компенсации теплопотерь обогреваемых судовых помещений. Расчет следует производить по методике, приведенной в [6].     

5.3.3 Гидравлический расчет СПО - по методике, приведенной в [6].

5.3.4 Диаметры труб свежего пара СПО необходимо определять расчетом при условии максимального расхода пара всеми потребителями. Расчетная скорость пара для двухпроводной СПО, как правило, не должна превышать 40 м/с в главных магистралях и 30 м/с - в ответвлениях, а для однопроводной СПО - 20 м/с.

Диаметры труб, отводящих пар и конденсат, следует принимать не менее 60% диаметров соответствующих труб свежего пара.

Полученные расчеты диаметров труб должны быть округлены до ближайших больших размеров, приведенных в ограничительных стандартах на трубы.

5.3.5 Расчетную температуру трубопроводов, при которой определяется величина допускаемого напряжения материала трубопровода, необходимо принимать равной наивысшей температуре транспортируемого теплоносителя.

5.3.6 СПО необходимо выполнять:

- однопроводными, с подключением отопительных приборов к одной магистрали, по которой пар подается к приборам и отводится от них через эжекторы, как показано на рисунке Б.1 (приложение Б);

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное