1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 11 октября 2022 в 17:38
Снять ограничение

ГОСТ Р ИСО 10133-2018

Суда малые. Системы электрические. Установки постоянного тока безопасного напряжения
Действующий стандарт
Проверено:  03.10.2022

Информация

Название Суда малые. Системы электрические. Установки постоянного тока безопасного напряжения
Название английское Small craft. Electrical system. Extra low-voltage d.c. installations
Дата актуализации текста 21.04.2018
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 06.02.2018
Дата введения в действие 01.07.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению и установке систем постоянного тока безопасного напряжения, которые работают при номинальных потенциалах 50 В постоянного тока или менее на малых судах длиной не более 24 м. Настоящий стандарт не распространяется на проводку внутри кожуха подвесного мотора, поставляемого производителем
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ Р ИСО 10133-2018

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Суда малые



СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ


Установки постоянного тока безопасного напряжения


Small craft. Electrical systems. Extra low-voltage d.c. installations

     

ОКС 47.020

Дата введения 2018-07-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ФГУП "Крыловский государственный научный центр", ООО "НПП Электропром", АО "Чебоксарский электроаппаратный завод" на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 стандарта, который выполнен ООО "НПП Электропром"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 "Судостроение"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2018 г. N 37-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10133:2012* "Суда малые. Системы электрические. Установки постоянного тока безопасного напряжения" (ISO 10133:2012 "Small craft - Electrical systems - Extra-Low-voltage d.c. installations", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению и установке систем постоянного тока безопасного напряжения, которые работают при номинальном потенциале 50 В постоянного тока или менее на малых судах длиной не более 24 м.

Настоящий стандарт не распространяется на проводку внутри кожуха подвесного мотора, поставляемого производителем.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO 8846:1990 Small craft - Electrical devices - Protection against ignition of surrounding flammable gases (Суда малые. Электрические устройства. Защита от возгорания окружающих горючих газов)

ISO 10239:2014 Small craft - Liquefied petroleum gas (LPG) systems [Суда малые. Системы сжиженного природного газа (СПГ)]

ISO 10240:2004 Small craft - Owner's manual (Суда малые. Руководство для владельца)

IEC 60529 Degrees of protection provided by enclosures (IP CODE) [Степени защиты, обеспечиваемые оболочкой (IP)]

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 уравнительная шина: Нетоковедущий проводник, используемый для создания одинакового потенциала у открытых токопроводящих частей различных электрических устройств.

3.2 отрицательная клемма двигателя: Клемма на двигателе, стартере или электромагнитном клапане, к которой подсоединяется отрицательный кабель аккумулятора.

3.3 основное заземление, точка заземления: Основная точка или шина, которая обеспечивает соединение отрицательного проводника постоянного тока, защитных заземляющих проводников переменного тока и, если применимо, нейтрального проводника, а также, если необходимо, функционального заземления к общей линии заземления.

Примечание - Точка заземления может содержать любую токопроводящую часть смоченной поверхности корпуса, находящуюся в постоянном контакте с водой, в зависимости от общей конструкции системы.

3.4 оборудование, защищенное от возгорания: Оборудование, спроектированное и изготовленное в целях защиты от воспламенения окружающих горючих газов.

3.5 устройство защиты от перегрузки по току: Устройство, предназначенное для прерывания питания в случае превышения предварительно установленного значения тока с определенной выдержкой по времени.

Пример - Предохранитель или автоматический выключатель.

3.6 распределительный щит, панель управления: Сборка устройств, предназначенных для контроля и/или распределения электрической мощности.

Примечание - Примеры устройств включают прерыватели цепи, предохранители, переключатели, органы управления и индикаторы.

3.7 оболочка: Однородное непрерывное защитное трубчатое покрытие металлического или неметаллического материала, как правило, расположенное вокруг одного или нескольких изолированных проводников.

Примечание - Примеры подходящих материалов для оболочки включают формовую резину, формованный пластик, плетеные или гибкие трубки.

3.8 выключатель с механизмом свободного расцепления: Механическое выключающее устройство, которое может вызывать, проводить и прерывать ток при нормальных условиях цепи, а также в указанных аномальных условиях цепи, например в случае короткого замыкания, и которое предназначено для тех ситуаций, в которых ручной сброс невозможен, с целью обхода механизма прерывания тока.

3.9 кабельный канал: Часть закрытой системы проводки круглого или некруглого поперечного сечения для изолированных проводников и/или кабелей в электрических установках, позволяющая их укладывать и/или заменять проводники и кабели.

3.10 кабельный короб: Система закрытых корпусов, состоящая из основания со съемной крышкой, предназначенная для полного закрытия изолированных проводников, кабелей, жил, а также для размещения иного электрического оборудования.

3.11 напряжение системы: Номинальное напряжение, подаваемое на распределительный щит (панель управления) постоянного тока от источника питания.

3.12 наружная токопроводящая часть: Токопроводящая часть электрического оборудования, к которой можно прикоснуться и которая в нормальном состоянии не находится под напряжением, однако может находиться под напряжением в случае неисправности.

3.13 предохранитель: Защитное устройство, которое, как правило, необратимо прерывает ток с определенной выдержкой времени, когда он достигает указанного значения.

3.14 полностью изолированная двухпроводная система постоянного тока: Система, в которой положительные и отрицательные полюса остаются изолированными от земли.

Пример - Системы, положительные и отрицательные полюса, которые не соединены с водой через металлический корпус, движительную систему, или заземленные через защитный проводник переменного тока.

Примечание - В некоторых системах может быть использовано моментное соединение с землей в целях запуска двигателя; такие системы могут оставаться изолированными.

3.15 самоограничивающееся устройство: Устройство, максимальная мощность которого ограничена указанным значением его магнитных или электрических характеристик.

3.16 двухпроводная система постоянного тока с отрицательным заземлением: Система, в которой отрицательный полюс постоянного тока соединен с заземлением через металлический корпус, движительную систему или иными способами.

     4 Общие требования

4.1 Система должна быть либо полностью изолированной двухпроводной системой постоянного тока, либо двухпроводной системой постоянного тока с отрицательным заземлением. Системы проводки, устанавливаемые на двигателе, в качестве заземленного проводника могут использовать блок двигателя.

Для систем постоянного тока с отрицательным заземлением основной точкой заземления может быть:

- отрицательная клемма двигателя;

- основная заземляющая шина с достаточной допустимой нагрузкой по току.

Запрещено использовать корпус в качестве токопроводящего проводника.

Системы с несколькими блоками аккумуляторов должны иметь общее отрицательное соединение. Исключение составляют специальные электрические системы, изолированные от системы судна, например электрические движительные системы, которые четко идентифицированы как часть изолированной системы.

4.2 Проводник уравнивания потенциалов (уравнительная шина), если он(а) установлен(а), должен(на) быть соединен(а) с основной точкой заземления судна.

4.3 Все ручные выключатели, элементы управления должны иметь обозначения, объясняющие их назначение, если назначение переключателя не является очевидным или его неправильное использование создаст опасную ситуацию.

4.4 Защитные устройства, такие как выключатели с механизмом свободного расцепления или предохранители, должны быть предусмотрены в источнике питания, например в панели управления (распределительном щите), для прерывания тока перегрузки в проводниках цепи до повреждения изоляции проводников, соединений или клемм системы проводки сверхтоком.

4.5 Выбор, расположение и рабочие характеристики электрических систем должны обеспечивать:

- максимальную непрерывность обслуживания исправных цепей в случае возникновения неисправностей в других цепях посредством выборочной работы различных защитных устройств;

- защиту электрического оборудования и цепей от повреждений перегрузкой по току, обеспечиваемую посредством координации электрических характеристик цепи или аппарата, а также характеристик срабатывания защитных устройств.

4.6 Все оборудование постоянного тока должно функционировать в диапазоне напряжения от 75% до 133% номинального напряжения на клеммах аккумулятора, например для системы:

- 12 В - от 9 до 16 В;

- 24 В - от 18 до 32 В;

- 48 В - от 36 до 64 В.

Примечание - Если цепь включает оборудование, для которого необходимо большее минимальное напряжение, указанное минимальное напряжение необходимо использовать для расчета размера проводника (см. приложение А).

4.7 Длина и площадь поперечного сечения проводников в каждой цепи должны быть такими, чтобы расчетное падение напряжения не превышало 10% номинального напряжения.

Примечание - Расчеты падения напряжения приведены в приложении С.


Цепи, для которых требуется 3%-ное падение напряжения, как правило, включают:

- основные проводники распределительного щита/панели управления;

- навигационные огни;

- трюмные вентиляторы;

- трюмные насосы;

- другое оборудование, необходимое для обеспечения безопасности или в случае падения напряжения в пределах минимума, указанного их производителем.

     5 Аккумуляторы

5.1 Аккумуляторы должны быть стационарно установлены в сухом проветриваемом месте над предполагаемым уровнем трюмной воды.

5.2 Аккумуляторы должны быть установлены таким образом, чтобы их движение было ограничено в горизонтальном и вертикальном направлениях, учитывая использование судна по назначению, в том числе перевозку в случае ее применения. После установки аккумулятор не должен перемещаться более чем на 10 мм в любом направлении при воздействии силы, соответствующей двойному весу аккумулятора.

5.3 Установленные на судне аккумуляторы должны выдерживать крен не более 30° без утечки электролита. В однокорпусном парусном судне необходимо предусмотреть средства для собирания пролитого электролита при крене судна не более 45°.

5.4 Аккумуляторы должны быть установлены, разработаны или защищены таким образом, чтобы предотвратить контакт с клеммами аккумулятора металлических предметов.

5.5 После установки аккумуляторы должны быть защищены от механических повреждений в месте установки или в пределах его защитного кожуха.

5.6 Аккумуляторы запрещено устанавливать непосредственно над или под топливным баком, или топливным фильтром без перегородки, или иной конструкцией, надежно изолирующей топливные компоненты.

5.7 Любой металлический компонент топливной системы, расположенный в пределах 300 мм под или над верхней частью аккумулятора, после установки должен быть электрически изолирован.

5.8 Клеммы аккумулятора не должны испытывать усилия от проводников, присоединенных к батарее (см. рисунок 1).

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное