1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 15:27
Снять ограничение

ГОСТ Р ИСО 10667-1-2015

Предоставление услуг по оценке. Процедуры и методы оценки работы персонала и организационной среды. Часть 1. Требования к заказчику
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Предоставление услуг по оценке. Процедуры и методы оценки работы персонала и организационной среды. Часть 1. Требования к заказчику
Название английское Assessment service delivery. Procedures and methods to assess people in work and organizational settings. Part 1. Requirements for the client
Дата актуализации текста 07.08.2016
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 28.04.2020
Дата введения в действие 01.10.2016
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает требования и рекомендации для заказчика, работающего с поставщиком услуг для проведения оценки личности, группы или организации для рабочих целей. Настоящий стандарт позволяет заказчику принимать решения на основе подтвержденных результатов оценки
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020 год
Утверждён в Росстандарт

  

ГОСТ Р ИСО 10667-1-2015

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО ОЦЕНКЕ. ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Часть 1

Требования к заказчику

Assessment service delivery. Procedures and methods to assess people in work and organizational settings. Part 1. Requirements for the client


ОКС 03.080.30

Дата введения 2016-10-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 "Услуги населению"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2015 г. N 1886-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10667-1:2011* "Предоставление услуг по оценке. Процедуры и методы оценки работы персонала и организационной среды. Часть 1. Требования к заказчику" (ISO 10667-1:2011 "Assessment service delivery - Procedures and methods to assess people in work and organizational settings - Part 1: Requirements for the client", IDT)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

0.1 Общие требования

ИСО 10667 представляет доказательную, измеримую перспективу в области предоставления услуг по оценке, применяющуюся в международном масштабе. Стандарт позволит организациям стать более эффективными пользователями оценочной системы, принимать обоснованные решения по подбору персонала и повышению потенциала организации, способствовать росту благосостояния и созданию такого объединения, которое бы удовлетворяло всех работающих. Данное руководство будет стимулировать предоставление стандартизированных, обоснованных и отвечающих интересам той и другой стороны услуг по оценке работы персонала. Оно предоставит возможность надзорным органам, другим органам власти и обществу в целом с большим доверием относиться к процедурам оценки.

ИСО 10667 устанавливает четкие и конкретные указания поставщикам услуг по оценке и заказчикам, что позволит всем заинтересованным сторонам реализовать потенциальные преимущества правильного предоставления услуг по оценке. Это достигается за счет:

- выбора эффективного применения процедур и методов оценки;

- обеспечения беспристрастности к процессу применения процедур и методов оценки;

- включения соответствующих показателей качества предоставляемых услуг по оценке.

Возможно, что пользователи ИСО 10667 будут иметь различный уровень компетенции, понимания и знания понятий, связанных с разработкой стандартизированных процедур и методов оценки отдельных лиц, групп и организаций в профессиональной сфере. В связи с этим в целях упрощения условий применения стандартов данной серии разными лицами, а также предоставления рекомендаций относительно применяемого ИСО 10667, данное введение содержит основную информацию о предназначении и структуре ИСО 10667.

0.2 Функция ИСО 10667

ИСО 10667 применим при предоставлении услуг по оценке работы отдельных лиц, групп и организаций. ИСО 10667 способствует содействию в продвижении эффективной практики и стимулированию четкого документирования трудовых отношений между заказчиками и поставщиками услуг. Настоящий стандарт является практическим руководством как для заказчиков, так и для поставщиков услуг, участвующих в проведении оценки. В настоящем стандарте установлены область ответственности и обязанности всех заинтересованных сторон до начала, в период и по окончании процесса оценки. В нем также определены права и обязанности участников оценки и других лиц, вовлеченных в эту процедуру, включая потребителей результатов оценки. На рисунке 1 представлена схема возможного взаимодействия различных сторон в процессе оценки.

Определения различных функций приведены в разделе 2.

Примечание - Разные стороны, участвующие в процессе оценки, выполняют различные функции и взаимодействуют друг с другом в процессе оценки. Кроме того, одна сторона может выполнять несколько функций. Например, участник может быть заказчиком, поставщик услуг также может быть заказчиком. При проведении консультаций по вопросам профессиональной деятельности участник оценки может приобретать услуги и таким образом выступать также в роли заказчика. Аналогично команда по связям с общественностью может оказывать услуги внутри организации и пользоваться услугами, предоставляемыми внешними поставщиками.

Рисунок 1 - Функции в процессе оценки

0.3 Предполагаемые пользователи ИСО 10667

ИСО 10667 предназначен для заказчиков и поставщиков услуг, которые должны работать как последовательно, так и совместно для обеспечения эффективности предоставления услуг по оценке. Настоящий стандарт устанавливает требования к заказчику. В ИСО 10667-2 установлены требования к поставщику услуг. Заказчики должны знать и следовать требованиям настоящего стандарта при инициировании запроса в отношении услуг по оценке, включая полное описание требований, относящихся к оценке и реализации требований ИСО 10667. Однако если поставщик услуг узнает, что потенциальный заказчик не информирован о стандарте ИСО 10667 или не пользуется им, он должен поставить его в известность о современных методах работы и стимулировать действия заказчика в соответствии с настоящим стандартом с точки зрения всего процесса оценки.

К поставщикам услуг относятся те, кто занимается предоставлением услуг по оценке работы персонала и организационной среды, включая как сотрудников заказчика внутри организации, так и работающих по договору. Заказчики - это лица, которые нуждаются в услугах по оценке самих себя, или организации, которым требуются эти услуги для оценки работы отдельных лиц или групп внутри организации, или самой организации.

ИСО 10667 направлен на продвижение передового опыта и открытого документирования трудовых отношений между заказчиками и поставщиками услуг. В обеих частях ИСО 10667 в приложении А установлены права и обязанности участников оценки касательно оценки.

0.4 Другие заинтересованные стороны

Кроме поставщиков услуг, заказчиков и участников процесса оценки к заинтересованным сторонам относятся следующие:

a) конечные пользователи информации об оценке внутри организации, которые принимают стратегические и/или оперативные решения, например руководители по найму персонала в случае оценки для их отбора, руководители кадровых служб для успешного планирования или организаторского таланта, касающегося управления, исполнительные руководители в случае слияния и поглощения компаний;

b) независимые посредники или косвенные пользователи, к которым относятся, но не ограничиваясь только ими:

1) разработчики и дистрибьюторы процедур оценки;

2) сотрудники агентств по найму, инструкторы и консультанты;

3) организации, проводящие оценку с целью лицензирования и аттестации персонала;

4) эксперты по оценке учебных программ или программ профессионального образования;

5) лица, определяющие политику, например, руководители кадровых служб для выработки оценки организационной среды, профсоюзы, участвующие в проведении методов оценки, внешние управленцы, такие как профессиональные организации, регулирующие органы и другие лица, которые используют в своей работе результаты оценки.

0.5 Виды оценки, которые рассматриваются в ИСО 10667

ИСО 10667 устанавливает процедуры и методы для следующих видов оценки:

a) оценка индивидуального уровня. Примерами такой оценки являются интервью, профориентация, всестороннее инструктирование руководителя высшего звена, саморазвитие, выбор, планирование преемственности;

b) оценка группового уровня. Примерами такой оценки являются повышение морального духа команды и оценка эффективности деятельности, направленные на повышение производительности работы команды в целом;

c) оценка уровня организации. Примерами такой оценки являются удовлетворенность сотрудников (данные, представленные на уровне организации), изменение культуры вследствие слияния или поглощения, уровни занятости сотрудника в структурных подразделениях организации.

ИСО 10667 распространяется на услуги по оценке персонала на протяжении всего жизненного цикла занятости.

Аспекты жизненного цикла занятости можно описать как:

- набор и отбор персонала;

- карьера/профессиональное обучение;

- карьерный рост людей среднего возраста или возвращение в трудовой коллектив;

- самосовершенствование и участие в тренингах;

- продвижение по службе и планирование преемственности;

- трудоустройство и планирование выхода на пенсию.

0.6 Структура ИСО 10667

В целях создания эффективного стандарта, полезного как для заказчика, так и для поставщика услуг, процесс оценки разделен на четыре этапа:

- согласительные процедуры;

- процедуры, предшествующие оценке;

- проведение услуг по оценке;

- проверка после оценки.

В настоящем стандарте устанавливаются требования к заказчику, который определяет потребность в проведении одной или более оценок, используемых в жизненном цикле трудовой занятости, а затем старается получить от поставщика такие услуги по оценке, которые он сам выберет. ИСО 10667-2 устанавливает требования, применимые к поставщику услуг, от которого заказчик хочет получить рекомендации о том, какие виды оценок могут соответствовать требованиям заказчика, а затем поставщик услуг оказывает заказчику эти услуги на основе выданных рекомендаций.

В обеих частях ИСО 10667 каждый этап оценки рассматривается в отдельном разделе (разделы 3, 4, 5 и 6) в следующем порядке:

a) согласительные процедуры (раздел 3), в котором описываются взаимная ответственность и обязанности заказчика и поставщика услуг, а также формат их соглашения и определяется предмет соглашения;

b) процедуры, предшествующие оценке (раздел 4):

1) устанавливающие, что и как необходимо оценить с учетом выбранных критериев оценки достижений и четко выраженной ожидаемой полезности процесса;

2) определяющие, существует ли конфликт интересов, которые необходимо сбалансировать;

3) обеспечивающие понятное обоснование процесса оценивания, документально подтверждающие договор между заказчиком и поставщиком услуг посредством описания объема работ, или заключения контракта, что более подходит;

c) предоставление услуг по оценке (раздел 5), в котором определены все этапы подготовки и проведения оценки;

d) проверка после оценки (раздел 6), в котором установлены требования к проверке процесса оценки, чтобы определить, соответствуют ли результаты, их важность и полезность оценки предъявляемым требованиям и поставленным целям, и какие изменения в процессе оценки следует принять заказчику для последующего исполнения.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования и рекомендации для заказчика, работающего с поставщиком услуг для проведения оценки личности, группы или организации для рабочих целей. Настоящий стандарт позволяет заказчику принимать решения на основе подтвержденных результатов оценки.

Настоящий стандарт устанавливает требования к заказчику, учитывая:

a) потребности и обоснованность применения оценок;

b) условия, в которых будет применена оценка;

c) решения, касающиеся подхода к оценке вместе с их реализацией и анализом процедур и методов оценки;

d) необходимую компетенцию и профессионализм персонала заказчика, который вовлечен в процесс оценки;

e) решения о доступе, использовании и хранении результатов оценки и последующих отчетов;

f) решения, связанные с организационными вопросами, например, обучением, созданием команды, определением культуры или норм поведения в организации.

Настоящий стандарт также определяет процедуры и методы оценки, которые могут быть выполнены для достижения одной или нескольких связанных с работой целей, поставленных перед отдельным лицом, группой или организацией, или влияющие на их выполнение, включая, но, не ограничиваясь только ими:

- решения, связанные с устройством на работу, например, подбор и расстановка кадров, отбор, повышение квалификации, оценка деятельности, продвижение, трудоустройство уволенных, планирование преемственности и назначение на новую должность;

- решения, связанные с карьерным ростом, например, подбор кадров, обучение, наставничество, профессиональное переобучение и консультирование по устройству на работу;

- групповые решения, например, инициативы по обучению сотрудников, созданию команды и т.д.;

- решения на уровне организации, например, реструктуризация, правила и нормы нравственного поведения и культуры, слияние и поглощение и т.д.

Любые технические профессиональные стандарты не входят составной частью в ИСО 10667. Однако качество методов оценки следует определять с учетом целей оценки, актуальности применяемых мер, их обоснованности, достоверности, беспристрастности, стандартизации и иных вопросов, касающихся особых потребностей участника процесса оценки, а также других факторов, которые влияют на практичность, приемлемость и полезность оценки.

Примечания

1 Требования к поставщику услуг приведены в ИСО 10667-2.

2 Примеры различных принципов профессионального применения приведены в библиографии.

3 Более подробная информация об общепринятых технических требованиях к качеству приведена в приложении В.

Настоящий стандарт не содержит требования, касающиеся специфической компетенции, необходимой для специалистов по оценке, так как это зависит от характера оценки.

4 Дополнительная информация о компетенции специалистов по оценке приведена в приложении С.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 соглашение (agreement): Подробное описание сроков и условий взаимодействия между заказчиком и поставщиком услуг.

Примечание - Примеры включают, но не ограничиваются только ими, конкретизацию предоставляемых услуг или продуктов, их продолжительность, сферу действия, применение права интеллектуальной собственности и расходы.

2.2 оценка (assessment): Последовательные метод и процедура установления связанных с работой знаний, навыков, способностей или других характеристик лица или группы лиц, или возможностей отдельного лица или группы лиц.

Примечание - Процесс оценки имеет результаты и последствия, которые могут быть определены и использованы для анализа их полезности. Формы оценки могут включать, но не ограничиваются только этим, структурированные анкеты, списки биографических данных; тестирование общих и специфических способностей; архивы самоотчетов и других документов, относящиеся к компетенции, личностным свойствам, мотивации, отношениям, ценностям, убеждениям, интересам и т.д.; структурированные интервью, задачи для решения индивидуальных проблем; групповые треннинги, моделирование и образцы работ; групповые мероприятия и мероприятия на уровне организации; опрос сотрудников; развернутую оценку обратной связи и оценку эффективности, например мнение эксперта по оценке интерпретаций, рейтинговую оценку руководителя и т.д.

2.3 администратор оценки (assessment administrator): Лицо или организация, ответственные за проведение оценки.

Примечание - Задачи администратора оценки включают, но не ограничиваются только этим, тестирование наедине; проведение оценки в интерактивном режиме; дистанционный мониторинг, управление деятельностью в пределах центра по оценке и другие административные задачи. В некоторых странах администраторов оценки называют "тест-инспекторы", "тест-помощники" или "наблюдатели". Администраторы оценки могут быть сотрудниками поставщика услуг или заказчика, или быть третьей стороной, с которой заключен договор для предоставления услуг по оценке.

2.4 участник оценки (assessment participant): Лицо, подлежащее оценке либо для себя самого, либо для организации, индивидуально или в составе группы.

Примечание - Участник оценки - это лицо, к которому относятся, но не ограничиваются только ими, претендент на работу или кандидат, сотрудник заказчика, являющийся кандидатом на продвижение по службе или проходящий оценку для каких-то других внутренних целей организации; любое лицо, подлежащее оценке, предоставляющее информацию или получающее профориентацию в своих собственных интересах.

2.5 эксперт по оценке (assessor): Лицо или организация, ответственные за оценку и интерпретацию способностей и возможностей участника оценки, связанных с выполнением производственного задания, предоставляющих соответствующий отчет и обеспечивающих обратную связь участников оценки и заказчика.

Примечание - Эксперты по оценке правомочны принимать комплексные решения относительно применения и интерпретации процедур оценки. Что касается психологического тестирования, то в некоторых странах их называют "пользователями тестов" в отличие от "инспекторов тестов", "администраторов тестов" или "контролеров". Экспертами по оценке могут быть сотрудники поставщика услуг или заказчика или третьи стороны, с которыми заключен договор на предоставление услуг по оценке.

2.6 заказчик (client): Лицо или организация, заключающие соглашение с поставщиком услуг на проведение оценки и смежных видов деятельности по предоставлению услуг по оценке.

Примечания

1 Заказчиками могут быть:

a) лица, в собственных интересах (например, для принятия решений, связанных с карьерным ростом по результатам оценки, включая инструктирование, тестирование на профориентацию, профессиональное переобучение и консультирование), или другие заказчики (например, органы лицензирования, органы по сертификации);

b) организации, для оценки самих организаций (например, исследование вовлеченности сотрудников, оценка условий труда, исследование удовлетворенности работой) или отдельные лица и/или группы внутри организаций (например, принимающие решения, связанные с приемом на работу, такие как подбор и расстановка кадров, повышение квалификации, продвижение, трудоустройство уволенных, планирование преемственности и назначение на новую должность).

2 В отдельных случаях участником оценки может быть заказчик. В настоящем стандарте, когда заказчик подлежит индивидуальной оценке, его определяют как участника оценки.

2.7 компетенция (competence): В оценке - владение соответствующими знаниями и умениями, полученными в результате обучения и/или подготовки с целью применения и интерпретации оценок, конкретно или в целом, в том числе в соответствующей теоретической, методологической и практической областях, и для предоставления услуг на заданном уровне, определенном настоящим стандартом.

Примечания

1 В ИСО 10667, термин "компетенция" относится к эксперту по оценке, а также ко всем работающим под его руководством, где это необходимо, но не к участнику оценки.

2 Компетенция необязательно предполагает применимость на практике во всех странах.

2.8 полномочия (credential): Лицензия, регистрация, сертификация или диплом, свидетельствующие об уровне компетенции в конкретной области.

2.9 критерий (criteria): Связанные с работой меры или последствия, результаты, используемые для оценки осмысленности, прогностической ценности или полезности результатов оценки.

2.10 оператор персональных данных (data controller): Лицо или организация, которые определяют цель и способ обработки, хранения и использования персональных данных.

2.11 обработчик данных (data processor): Лицо (отличное от оператора персональных данных) или организация, которые обрабатывают данные по поручению оператора персональных данных.

2.12 конечный пользователь (end user): Лицо или организация, которые используют результаты оценки для принятия решения или дальнейшего действия.

Примечание - Это может быть заказчик или промежуточные лица в процессе оценки, такие как непосредственный руководитель. В других случаях конечным пользователем может быть участник оценки.

2.13 беспристрастность (equity): Принцип, в соответствии с которым следует проводить оценку каждого участника, используя беспристрастные и, насколько возможно, лишенные субъективности процедуры, способствующие получению более точных результатов.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное