1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 22:48
Снять ограничение

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 2. Навигация и управление мультимедийными средствами
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 2. Навигация и управление мультимедийными средствами
Дата актуализации текста 01.02.2017
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 26.08.2019
Дата введения в действие 01.12.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает руководство и требования к разработке мультимедийных пользовательских интерфейсов с учетом организации информационного наполнения, навигации и управления формами представления информации. В настоящем стандарте рассмотрены вопросы организации информационного наполнения, но не рассмотрены вопросы разработки информационного наполнения в целом. Вопросы проектирования для конкретной формы представления информации (например, подсветка видеоряда) рассмотрены только для обеспечения выполнения эргономических требований, связанных с элементами управления пользователя)
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт
Взамен ГОСТ Р ИСО 14915-2-2013ГОСТ недействующий

     
ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

Группа Э65

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Часть 2

Навигация и управление мультимедийными средствами

Ergonomics of multimedia user interfaces. Part 2. Multimedia navigation and control



ОКС 13.180

Дата введения 2017-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N 1585-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14915-2:2003* "Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 2. Навигация и управление мультимедийными средствами" (ISO 14915-2:2003 "Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 2: Multimedia navigation and control", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14915-2-2013

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)



Введение


Настоящий стандарт применим к представлению мультимедийного информационного наполнения и к способам взаимодействия средств мультимедиа в управляемых пользователем компьютерных приложениях, в том числе автономных и сетевых приложениях. Эти приложения могут иметь различные размеры и сложность (например, одиночная веб-страница, электронный каталог или приложение интерактивного моделирования).

Настоящий стандарт содержит руководство по навигации и управлению мультимедийными средствами, которое связано с тремя аспектами разработки мультимедийных пользовательских интерфейсов, описанными в ИСО 14915-1

________________

ИСО 14915-1:2002 "Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура".


- разработка информационного наполнения;

- проектирование взаимодействий;

- проектирование форм представления информации.

Разработка информационного наполнения основана на понимании задач, решаемых с помощью приложения и когнитивных потребностей различных пользователей. При разработке информационного наполнения следует учитывать различные подходы к организации информационного наполнения средств мультимедиа, чтобы облегчить исследование информационного наполнения с использованием различных методов.

При проектировании взаимодействий рассматривают вопросы представления информационного наполнения пользователям и методы взаимодействия пользователей с информационным наполнением.

При проектировании форм представления информации рассматривают вопросы использования конкретных медиа-объектов для осуществления разработки информационного наполнения и разработки взаимодействий.

В настоящем стандарте рассмотрены структура навигации и управление различными медиа-объектами, сегментами представления информации и частями данных. Руководство по проектированию форм представления информации приведено в ИСО 14915-3 [6].

Некоторые рекомендации по применению настоящего стандарта приведены в дополнительном приложении ДВ.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает руководство и требования к разработке мультимедийных пользовательских интерфейсов с учетом организации информационного наполнения, навигации и управления формами представления информации. В настоящем стандарте рассмотрены вопросы организации информационного наполнения, но не рассмотрены вопросы разработки информационного наполнения в целом. Вопросы проектирования для конкретной формы представления информации (например, подсветка видеоряда) рассмотрены только для обеспечения выполнения эргономических требований, связанных с элементами управления пользователя.

________________

При проектировании следует учитывать также требования [8].


В настоящем стандарте приведены информация и рекомендации:

- по структуре мультимедийных приложений;

- по проектированию структур и механизмов навигации для мультимедийных приложений;

- по проектированию элементов управления, используемых в мультимедийных приложениях.

В настоящем стандарте не рассмотрены приложения, относящиеся к сфере развлечений, хотя некоторые рекомендации могут быть применены и в этой области.

В настоящем стандарте также не рассмотрены способы реализации эргономических требований, т.к. эти требования могут быть выполнены путем применения различных систем представления информации, языков, сценариев или приложений.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 9241-12:1998, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 12: Presentation of information (Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 12. Представление информации)

________________

        Заменен на ISO 9241-127:2017.


ISO 9241-13:1998, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 13: User guidance (Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 13. Руководство пользователя)

ISO 9241-16:1999, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 16: Direct manipulation Dialogues (Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 16. Диалоги непосредственного управления)

________________

    Отменен.

ISO 14915-1, Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 1: Design principles and framework (Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура)

ISO 9241-171:2008, Ergonomics of human-system interaction - Part 171: Guidance on software accessibility (Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 171. Руководство по доступности программного обеспечения)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 часть информационного наполнения (content chunk): Часть информационного наполнения, которая удовлетворяет требованиям конкретной задачи установленного пользователя.

Примечание 1 - Часть информационного наполнения может также удовлетворять требованиям одной или более задач одного или более пользователей как сама по себе, так и в сочетании с другими частями информационного наполнения.

Примечание 2 - Разделение частей информационного наполнения должно быть выполнено исходя из целесообразности такого разделения для пользователя. Однако разработчики могут решать, сколько частей информационного наполнения представлять вместе в пределах одного сегмента представления информации.


Пример - Отчет об исследовании разделен на пять частей информационного наполнения: вводная информация, методология, результаты, выводы и рекомендации.

3.2 сегмент представления информации (presentation segment): Часть проекта, состоящая из одной или более частей информационного наполнения, вместе представляющих собой часть приложения.

Пример - Веб-страницу используют для представления информации по какой-либо теме.

3.3 медиа-объект (media object): Компонент мультимедийного приложения, который реализуют посредством единственной формы представления информации.

Пример 1 - Текстовый объект, приводящий информацию по какой-либо теме.

Пример 2 - Объект изображения, представляющий изображение какого-либо человека.

Пример 3 - Звуковой объект, представляющий собой песню.

3.3.1 составной медиа-объект (composite media object): Единственный медиа-объект, который используют самостоятельно, или сочетание медиа-объектов, используемых совместно и представляемых синхронизировано друг с другом и/или автоматически соединяемых друг с другом.

Примечание - Некоторые объекты, например фильмы, изначально включают в себя несколько форм представления информации.

Пример 1 - Синхронизированные движущийся объект изображения и звуковой объект, использующие общий набор элементов управления (воспроизведение, пауза, стоп), который влияет на воспроизведение обоих объектов.

Пример 2 - Последовательность песен, воспроизводимых друг за другом, с использованием одного набора элементов управления (воспроизведение, пауза, стоп) для воспроизведения всех песен.

3.4 методы навигации (navigation techniques): Методы навигации включают автоматическую, заранее определенную, определяемую пользователем и адаптивную навигацию.

Примечание - В различных частях мультимедийной системы могут быть использованы сочетания этих методов.

3.4.1 автоматическая навигация (automatic navigation): Метод навигации, при котором информационное наполнение представляют пользователю без его запроса.

Пример - Аудиосопровождение представляют вместе с видеоизображением автоматически.

3.4.2 заранее определенная навигация (predetermined navigation): Метод навигации, при котором у пользователя нет выбора, к какому информационному наполнению перейти далее, но есть выбор, когда перейти к этому наполнению.

Пример - После ответа на вопрос N 2 в вопроснике пользователю представляют вопрос N 3.

3.4.3 определяемая пользователем навигация (user-determined navigation): Метод навигации, при котором у пользователя есть варианты выбора перехода к одному из информационных наполнений.

Пример - Пользователь выбирает между переходом "далее" в текущей теме и переходом к другой теме.

3.4.4 адаптивно определяемая навигация (adaptive determined navigation): Метод навигации, при котором варианты навигации определяет система, основываясь на информационном наполнении и определенном сочетании истории действий пользователя, личных характеристик пользователя, социальной истории группы и/или характеристик группы.

Пример - Система ограничивает варианты выбора для пользователя, основываясь на профиле интересов пользователя.

3.5 структура информационного наполнения (мультимедийных приложений) (content structure (multimedia applications)): Структура, составленная из частей информационного наполнения, которые имеют одну или более логическую связь.

3.6 навигационная структура (мультимедийных приложений) (navigation structure (multimedia applications)): Структура, состоящая из медиа-объектов, сегментов представления информации и методов навигации, которые обеспечивают пользователю перемещение между связанными медиа-объектами и сегментами представления информации.

3.7 базовая структура (basic structures): Структура, используемая в качестве основной при создании других структур.

Примечание - К основным структурам относятся линейные, древовидные и сетевые структуры.

3.7.1 линейная структура (linear structure): Структура, в которой элементы расположены последовательно.

Примечание 1 - Линейные структуры могут включать последовательности элементов, представляющих собой параллельное объединение медиа-объектов.

Примечание 2 - Пример линейной структуры частей информационного наполнения или сегментов представления информации приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Пример линейной структуры

3.7.2 древовидные структуры (tree structures): Структуры, в которых элементы расположены иерархически, когда каждый элемент связан только с одним вышестоящим элементом и может быть связан с несколькими нижестоящими элементами.

Рисунок 2 - Пример древовидной структуры

3.7.3 сетевые структуры (network structures): Структуры, в которых каждый элемент может быть связан с большим количеством других элементов.

Примечание - Пример полносвязной структуры частей информационного наполнения или сегментов представления информации, в которой все части или сегменты соединены со всеми другими частями или сегментами, приведен на рисунке 3. Пример неполносвязной структуры, в которой не все части информационного наполнения или сегменты представления информации связаны со всеми остальными частями или сегментами, приведен на рисунке 4.

Рисунок 3 - Пример полносвязной сетевой структуры

Рисунок 4 - Пример неполносвязной сетевой структуры

3.8 элемент управления (control): Объект, часто аналогичный физическому элементу управления, позволяющий пользователю предпринять какие-либо действия для управления данными, другими объектами или их атрибутами.

3.8.1 навигационный элемент управления (navigation control): Элемент управления, с помощью которого пользователь осуществляет навигацию в пределах приложения.

3.9 ссылка (link): Соединение нескольких форм представления информации или в пределах одной формы представления информации, которое начинается с активации элемента управления и заканчивается в установленном местоположении программы.

3.9.1 ссылка, активируемая системой (system-activated link): Ссылка, активируемая определенным действием системы.

Пример - Система активирует ссылку после установленной задержки в автоматическом слайд-шоу.

3.9.2 ссылка, активируемая пользователем (user-activated link): Ссылка, активируемая определенным действием пользователя.

Пример 1 - Пользователь активирует ссылку, помещая курсор мыши поверх ссылки и нажимая левую кнопку мыши.

Пример 2 - Пользователь активирует ссылку выбором третьего варианта в меню ссылок.

3.9.3 фиксированная ссылка (fixed link): Постоянная ссылка, которая может быть активирована в любое время, пока содержащая ее форма представления информации доступна пользователю.

Пример 1 - Пользователь производит нажатие кнопки мыши, подведя курсор к слову, и получает объяснение значения слова.

Пример 2 - Пользователь нажимает кнопку мыши, подводя курсор к анимированной пиктограмме для начала воспроизведения видеопрезентации.

3.9.4 временная ссылка (temporal link): Ссылка, доступная только на протяжении определенного периода времени.

Пример 1 - Ссылки на описания персонажей становятся доступны только во время отображения этих персонажей в видеоряде.

Пример 2 - Ссылка на описание доступна только в течение первых 20 с отображения изображения.

3.9.5 вычисляемая ссылка (computed link): Временная ссылка, создаваемая по запросу, у которой местоположение при переходе по ней определяется динамически, основываясь на состоянии и/или истории системы.

Пример - Результаты поиска содержат несколько ссылок на различные части приложения. Эти ссылки заменяются результатами последующего поиска.

3.9.6 определяемая пользователем ссылка (user-defined link): Постоянная или временная ссылка, создаваемая пользователем во время использования приложения, которая дополняет ссылки, созданные приложением.

Пример - Пользователь создает закладку для прямого перехода к нужному местоположению в пределах приложения.

3.10 подсказка (cue): Подсказка указывает на возможность получения дополнительной информации.

Пример - Небольшую анимированную пиктограмму выше ссылки используют для предоставления визуальной подсказки о типе информационного наполнения при переходе по ссылке.

3.11 наглядное руководство (guided tour): Линейная навигационная структура, представляющая значимые части приложения, обычно направленная на демонстрацию информационного наполнения и возможностей, доступных пользователю.

Примечание - Для удовлетворения различных нужд пользователей могут быть предусмотрены различные наглядные руководства.

     4 Применение настоящего стандарта

4.1 Назначение и предполагаемые пользователи настоящего стандарта

Предполагаемыми группами пользователей настоящего стандарта являются:

- разработчики пользовательских интерфейсов и мультимедиа, которые применяют настоящий стандарт, в процессе проектирования и разработки;

- лица, ответственные за обеспечение качества, проверяющие продукцию на соответствие требованиям настоящего стандарта;

- потенциальные покупатели при выборе мультимедийной продукции;

- проектировщики средств разработки мультимедиа, предназначенных для использования разработчиками пользовательского интерфейса и мультимедийных приложений.

4.2 Подтверждение соответствия настоящему стандарту

Для проверки соответствия интерфейса или приложения требованиям настоящего стандарта должна быть указана процедура установления требований к разработке и/или оценке мультимедийного пользовательского интерфейса. При этом уровень требований является предметом соглашения между участвующими сторонами. Серия стандартов ИСО 14915 включает несколько стандартов, поэтому заявления о соответствии должны быть сделаны по отношению к требованиям конкретного стандарта серии ИСО 14915, а не всей серии стандартов в целом.

     5 Структура навигации и управления мультимедиа

5.1 Общие положения

В настоящем разделе приведена структура, обеспечивающая учет эргономических принципов при проведении анализа и разработке навигации и управления в мультимедийных приложениях.

Раздел является основным при проведении анализа структур информационного наполнения, разработке навигационных структур и элементов управления.

5.2 Анализ структуры информационного наполнения

5.2.1 Базовый анализ

Навигационные структуры мультимедийных приложений могут быть созданы на основе структуры информационного наполнения.

Мультимедийные системы часто предоставляют информацию, организованную в соответствии с задачами пользователей. Информационное наполнение систем, предназначенных для одного пользователя (или определенной группы пользователей), знакомого с выполняемыми задачами, часто может быть структурировано на основе общепринятой структуры задач. Дополнительные задачи, например, задачи обучения и/или исследования системы могут потребовать дополнительного структурирования. В случае наличия большого количества групп пользователей с различными потребностями создание единой структуры информационного наполнения может быть трудной или вообще невыполнимой задачей.

Информационное наполнение, которое должно быть представлено в мультимедийном приложении, может быть проанализировано с одной из следующих позиций:

- частей информационного наполнения, которые соответствуют важным концепциям в пределах области применения приложения;

- структуры информационного наполнения, которая устанавливает взаимосвязь между отдельными частями информационного наполнения.

Существует несколько семантических подходов к структурированию информационного наполнения, включая следующие подходы (но не ограничиваясь ими):

a) структурирование на основе задач, когда структуру информационного наполнения определяют исходя из структуры задач, решаемых с помощью приложения. Различным пользователям могут понадобиться разные структуры задач, основанные на разных сочетаниях задач из полного набора задач и/или других индивидуальных особенностей пользователей;

b) структурирование на основе использования, когда структура организована в порядке предполагаемого использования информационного наполнения пользователями, исходя, например из значимости информационного наполнения, частоты его использования или индивидуальных особенностей пользователя. В связи с этим различным пользователям могут понадобиться разные структуры и части информационного наполнения:

1) структурирование по значимости, когда информационное наполнение структурируют в порядке вычисленной значимости различных частей информационного наполнения для пользователя. Различные структуры соответствуют относительной значимости разных частей информационного наполнения для различных пользователей;

2) структурирование по частоте использования, когда информационное наполнение структурируют в порядке вычисленной частоты использования различных частей информационного наполнения пользователем. Различные структуры соответствуют относительной частоте использования разных частей информационного наполнения различными пользователями;

3) структурирование по порядку использования, когда информационное наполнение структурируют в вычисленном порядке использования различных частей информационного наполнения. Различные структуры соответствуют относительному порядку использования разных частей информационного наполнения различными пользователями;

4) общепринятое структурирование, когда информационное наполнение структурируют в обычном порядке обучения или самостоятельного изучения данного материала, или в установившемся порядке, применяемом исследователями в данной области. Общепринятое структурирование может включать в себя один или более других подходов;

c) структурирование по времени, когда информационное наполнение структурируют на основе времени или даты, относящихся к этому информационному наполнению:

1) структурирование последовательности с учетом времени и даты. Если учитывают специфические для каждой части информационного наполнения время и дату (например, создания), структура будет линейной. Если существуют перекрывающие друг друга периоды времени, может потребоваться использование нелинейной структуры;

2) структурирование в историческом порядке, когда информационное наполнение структурируют в порядке его разработки/открытия или причин и влияния. Так как различные разработки могут быть сделаны на основе предыдущих разработок, то структурирование в историческом порядке не должно быть полностью линейным;

d) структурирование на основе информационной модели, когда структуру информационного наполнения определяют с помощью модели информации (например, информации, разделенной по категориям, предметным областям и атрибутам, объектам или классам объектов):

1) структурирование по логическим группам, когда информационное наполнение располагают в группах, основываясь на определенном наборе основных логических принципов. Отдельные части информационного наполнения в такой структуре могут быть доступны в нескольких местоположениях;

2) структурирование в алфавитном порядке, основываясь на алфавитном указателе значимых дескрипторов. Результатом структурирования в алфавитном порядке, как правило, является линейная структура, однако и древовидная структура может быть использована для помощи в доступе к большому количеству предметных областей;

3) структурирование по глубине детализации, когда информационное наполнение организуют по уровню его специфичности (от общего к специфическому информационному наполнению или наоборот). Эта форма структурирования часто используется в педагогической практике для помощи людям в усвоении преподаваемого материала;

e) комбинации подходов, используемые для удовлетворения различных потребностей.

Примечание 1 - Различные поставщики информации могут структурировать поставляемую информацию, используя разные подходы.

Примечание 2 - В некоторых приложениях, таких как электронные системы повышения производительности труда (EPSS), требования задач могут преобладать над другими целями структурирования для того, чтобы ограничить пользователю варианты выбора в любом местоположении в пределах всей структуры приложения.

________________

EPSS - electronic-performance support systems.

5.2.2 Структурирование мультимедийных приложений

Семантические подходы к структурированию информационного наполнения должны быть использованы также при структурировании мультимедийных приложений с целью способствовать:

- выполнению задач;

- обучению;

- исследованию системы.

5.3 Проектирование навигационной структуры

5.3.1 Общие положения

Разработку навигационной структуры, определяющей доступ пользователя к информационному наполнению, необходимо выполнять как часть высокоуровневого проектирования мультимедийного приложения. Навигационная структура включает в себя:

- высокоуровневую навигацию между связанными сегментами представления информации;

- навигацию в пределах сегментов представления информации и в пределах медиа-объектов.

5.3.2 Высокоуровневая навигационная структура

5.3.2.1 Основная концепция

В то время как части информационного наполнения имеют семантическую природу и обычно ограничены только логически, сегменты представления информации представляют собой физическую реализацию одной или более части информационного наполнения и имеют физические границы. Навигационные элементы управления могут распознавать и использовать физические границы как местоположение для выполнения навигационных действий. Примеры сегментов представления информации включают в себя: веб-страницу, содержащую процедуру выполнения задачи, окно, содержащее несколько форм представления информации, описывающих определенную тему, и часть аудиопрезентации, которая направлена на изучение определенной темы.

Сегменты представления информации одновременно содержат информационное наполнение, навигационные элементы управления и ссылки, позволяющие пользователям получить доступ к информационному наполнению. Разработка сегментов представления информации должна быть основана на структуре частей представления информации с целью облегчения пользователю понимания структуры информационного наполнения. Сегменты представления информации могут представлять:

- единичные части информационного наполнения;

- большие части структуры информационного наполнения с множественными частями информационного наполнения;

- неполную часть информационного наполнения в случаях, когда часть информационного наполнения разделена между большим количеством сегментов представления информации.

Разработка высокоуровневой навигации включает в себя построение карты связей частей информационного наполнения и сегментов представления информации. Такая карта может иметь связи: один к одному (например {А1}, {C 3}, {A1 1X}, {A2 1Y}), несколько к одному (например {B1, B2, B3 2}) или один к нескольким (например, {C1 3X, 3Y}, {C2 3Y, 3Z}), как показано на рисунке 5.

    
Рисунок 5 - Пример карты связей частей информационного наполнения и сегментов представления информации


У пользователей может возникнуть необходимость или желание иметь возможность доступа к отдельным частям информационного наполнения независимо от способов их физической реализации и представления.

Для удовлетворения этой потребности необходимо предусмотреть навигационные возможности, которые позволят пользователю осуществлять переход как к сегментам представления информации, так и к конкретным частям информационного наполнения. Переход между сегментами представления информации оказывает большее влияние на доступные в будущем варианты навигации для пользователя, чем переход между частями информационного наполнения в пределах одного сегмента, так как пользователь может не иметь возможности вернуться к предыдущему сегменту представления информации.

Примечание - Для возможности использования навигационной структуры пользователю, помимо содержания (например, оглавления или карты информационного наполнения), может потребоваться дополнительная информация.

5.3.2.2 Связь структуры информационного наполнения и навигационной структуры

Навигационная структура должна обеспечивать необходимый доступ к структурам информационного наполнения в пределах мультимедийного приложения.

5.3.2.3 Навигация через границы сегментов представления информации

Пользователи должны быть проинформированы о том, что их навигационные действия обеспечивают переход к другому сегменту представления информации.

Пример: Веб-браузеры отображают адрес ссылки до того, как пользователь активирует ее, чтобы дать возможность пользователю принять решение о необходимости перехода по ссылке. Адрес веб-страницы по ссылке, как правило, заметно отличается от адреса текущей веб-страницы.

5.3.3 Навигация в пределах сегментов представления информации и медиа-объектов

5.3.3.1 Основная концепция

Сегменты представления информации состоят из одного или более медиа-объектов, которые используют для представления информационного наполнения пользователям. Примеры медиа-объектов включают в себя: прокручиваемый текстовый объект, графическое изображение и видеоклип.

Низкоуровневая разработка представления информации включает в себя выбор и расположение медиа-объектов в пределах сегментов представления информации разных размеров. Медиа-объекты в пределах одиночного сегмента представления информации могут быть представлены как последовательно, так и параллельно, или в определенном сочетании этих способов представления информации.

Пример - Окно содержит текстовый объект и несколько видеоклипов.

Медиа-объекты могут иметь различные размеры, например, представлять собой неполную часть информационного наполнения или целую структуру частей информационного наполнения. На рисунке 6 показано, как 11 медиа-объектов формируют четыре части информационного наполнения.

Рисунок 6 - Части информационного наполнения и медиа-объекты в сегменте представления информации


Связь между медиа-объектами, сегментами представления информации и частями информационного наполнения является главным вопросом для рассмотрения во время детальной разработки. Основной проблемой является обеспечение пользователей возможностью навигации к нужному информационному наполнению максимально эффективным образом.

Пользователи могут взаимодействовать с одним составным медиа-объектом вместо взаимодействия с несколькими медиа-объектами по отдельности. Составные медиа-объекты позволяют осуществлять навигационные действия по отношению к нескольким медиа-объектам, которые спроектированы для совместного использования (последовательного или параллельного).

Составной медиа-объект может состоять только из одного медиа-объекта, поэтому внимание разработчиков при проектировании навигации может смещаться от отдельных медиа-объектов к составным медиа-объектам.

Составные медиа-объекты могут быть использованы для синхронизации медиапотоков. Если составные медиа-объекты организованы последовательно, при проектировании навигационной структуры следует рассмотреть синхронизацию как между объектами, так и во всей последовательности.

5.3.3.2 Доступ к частям информационного наполнения

Медиа-объекты, пересекающие границы частей информационного наполнения, должны иметь точки доступа для навигации между каждой пересекаемой частью информационного наполнения.

Пример 1 - Пользователю предоставлена возможность перемещаться к следующей или предыдущей теме в пределах текстового объекта, в котором находится информация по нескольким темам.

Пример 2 - Пользователю предоставлена возможность перемещаться из любого местоположения в пределах текущей части информационного наполнения к началу следующей части при просмотре фильма, который состоит из нескольких частей информационного наполнения, расположенных последовательно.

     6 Проектирование навигации

6.1 Введение

6.1.1 Структура приложения

В проекте мультимедийного приложения следует учитывать структуру сегментов представления информации, частей информационного наполнения и составных медиа-объектов в соответствии с разделом 5.

6.1.2 Навигационные структуры

Проектирование навигационных структур в пределах мультимедийного приложения должно быть направлено на удовлетворение нужд пользователей и выполнение задач в пределах технологических ограничений (таких как вычислительная мощность, ограничения форм представления информации, физические ограничения, скорость доступа и ширина полосы пропускания). Навигационная структура должна:

- минимизировать количество вводов пользователя, которое ему необходимо совершить для обнаружения сегментов представления информации;

- минимизировать усилия пользователя по обнаружению требуемой информации в пределах сегмента представления информации.

Чтобы способствовать навигации пользователей с различными потребностями и ожиданиями, по возможности должно быть предоставлено несколько способов доступа к информационному наполнению.

Пример - Для доступа к информационному наполнению можно использовать оглавление, алфавитный указатель или поисковую систему.

6.1.3 Структура информационного наполнения

Система должна позволять пользователю осуществлять навигацию к конкретным частям информационного наполнения, которые необходимы для выполнения задания.

Выполнение этого требования может затрагивать различные объемы и/или типы информационного наполнения, включая:

- введение в тему информационного наполнения;

- подробную информацию по теме информационного наполнения;

- специальную информацию по использованию информационного наполнения;

1 закупка
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное