1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 13 октября 2022 в 07:10
Снять ограничение

ГОСТ Р ИСО 15007-1-2016

Эргономика транспортных средств. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и показатели
Действующий стандарт
Проверено:  05.10.2022

Информация

Название Эргономика транспортных средств. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и показатели
Название английское Ergonomics of vehicles. Assessment of driver visual behavior with respect to information and control systems. Part 1. Definitions and indicators
Дата актуализации текста 01.02.2017
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 05.12.2019
Дата введения в действие 01.12.2017
Область и условия применения В настоящемстандарте установлены основные термины и показатели, применяемые при анализе зрительного поведения водителя. При этом, особое внимание уделено характеристикам взгляда водителя и соответствующим измерениям. Стандарт применим при проведении исследований, как в реальных, так и в лабораторных условиях. Процедуры, установленные в настоящем стандарте,также применимы к оценке зрительного поведения водителя при отсутствии информационно-управляющих систем транспортного средства (ИУСТ). Параметры и определения, установленные в стандарте, могут быть использованы при разработке общего источника справочной информации о зрительном поведении водителя. В стандарте также приведены минимальные требования к представлению результатов испытаний для оценки ИУСТ. Дальнейшее руководство, включающее в себя подробное описание методологии анализа и представления результатов анализа зрительного поведения водителя, приведено в других стандартах (см. ISO 2854 и ISO/TR 13425:2006). Тем не менее, данные, собранные и проанализированные в соответствии с настоящим стандартом, позволяют провести сравнения между различными ИУСТ, их применением и методами исследований
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт
Взамен ГОСТ Р ИСО 15007-1-2012ГОСТ недействующий


ГОСТ Р ИСО 15007-1-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства

Часть 1

Определения и показатели

Ergonomics of vehicles. Assessment of driver visual behavior with respect to information and control systems. Part 1. Definitions and indicators

ОКС 13.180

Дата введения 2017-12-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2016 г. N 1795-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15007-1:2014* "Транспорт дорожный. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и параметры" (ISO 15007-1:2014 "Road vehicles - Measurement of driver visual behavior with respect to transport information and control systems - Part 1: Definitions and parameters", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/TC 22.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 15007-1-2012

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Зрение является основным источником информации для водителя. Зрительная информация об объектах и событиях на дороге позволяет водителю управлять транспортным средством. Оценка зрительного поведения водителя является методом получения данных о том, сколько времени водитель смотрит на дорогу и на источники информации внутри транспортного средства [1].

Информационно-управляющие системы транспортного средства (далее - ИУС ТС) могут содержать видеодисплеи, предоставляющие зрительную информацию, необходимую для управления транспортным средством. Если эти видеодисплеи имеют элементы управления (например, предназначенные для выбора масштаба изображения или пункта меню), то используя их, водитель может зрительно отслеживать свои действия. Такое управление становится частью зрительного поведения водителя, связанного с работой ИУСТ. По этой причине следует учитывать не только зрительное поведение, связанное с получением информации с видеодисплея, но также продолжительность и частоту взглядов, сопровождающих управляющие действия водителя.

Различия в условиях окружающей среды, методах эксперимента, ключевых показателях и методах анализа полученных результатов значительно усложняют сравнительный анализ зрительного поведения водителя в различных транспортных средствах.

Стандарты серии ИСО 15007 устанавливают термины и показатели, имеющие отношение к сбору и анализу данных о зрительном поведении водителя. Целью подхода, установленного в этих стандартах, является анализ реакции водителя на дорожную ситуацию и различные задачи, поставленные как в реальных, так и в смоделированных условиях, в зависимости от особенностей конструкции транспортного средства. В основе данного подхода лежит предположение о том, что рационально организованный процесс получения зрительной информации является важнейшей составляющей успеха водителя в управлении транспортным средством.

Настоящий стандарт устанавливает ключевые термины и показатели, распространяющиеся на анализ зрительного поведения водителя, в особенности на характеристики и соответствующие показатели зрительного поведения водителя. В ИСО 15007-2 установлены руководящие принципы технического оснащения и проведения исследования зрительного поведения водителя.

Проведение количественного анализа показателей зрительного поведения водителя (в реальной или смоделированной ситуации) полезно во многих ситуациях. Характеристиками зрительного поведения могут быть: направление взгляда, продолжительность взгляда, частота взглядов на определенный объект, частота перемещения взглядов между объектами. При анализе зрительного поведения часто используют видеозаписывающее оборудование, а также технические средства, позволяющие отслеживать движение глаз водителя. Однако существуют более сложные технические средства, дающие дополнительную информацию о зрительном поведении водителя.

Результаты подобных исследований позволяют оценить ИУС ТС в заданных условиях.

     1 Область применения

В настоящем стандарте установлены основные термины и показатели, применяемые при анализе зрительного поведения водителя. При этом особое внимание уделено характеристикам взгляда водителя и соответствующим измерениям. Стандарт применим при проведении исследований, как в реальных, так и в лабораторных условиях.

Процедуры, установленные в настоящем стандарте, также применимы к оценке зрительного поведения водителя при отсутствии ИУС ТС. Параметры и определения, установленные в стандарте, могут быть использованы при разработке общего источника справочной информации о зрительном поведении водителя.

В стандарте также приведены минимальные требования к представлению результатов испытаний для оценки ИУС ТС.

Дальнейшее руководство, включающее в себя подробное описание методологии анализа и представления результатов анализа зрительного поведения водителя, приведено в других стандартах (см. ИСО 2854 и ISO/TR 13425:2006). Тем не менее, данные, собранные и проанализированные в соответствии с настоящим стандартом, позволяют провести сравнения между различными ИУС ТС, их применением и методами исследований.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 2854, Statistical interpretation of data - Techniques of estimation and tests relating to means and variances (Статистическое представление данных. Методы оценки и проверки гипотез о средних значениях и дисперсиях)

ISO/TR 13425:2006 Guidelines for the selection of statistical methods in standardization and specification (Руководство по выбору статистических методов при разработке стандартов и технических условий)

________________

Отменен.


ISO/TS 15007-2:2014 Road vehicles - Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems - Part 2: Equipment and procedures (Эргономика транспортных средств. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 2. Оборудование и процедуры)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 аккомодация (accommodation): Изменение кривизны хрусталика под действием цилиарной (ресничной) мышцы, позволяющее четко видеть объекты, расположенные на различном расстоянии.

Примечание 1 - Время, необходимое для аккомодации глаза, при переводе взгляда с одного объекта на другой, зависит от расстояния между объектами.

3.2 адаптация (adaptation): Процесс приспособления глаза к изменяющимся световым условиям.

Примечание 1 - Время, необходимое для адаптации глаза при переходе от темноты к свету, отлично от времени, необходимого для адаптации глаза при переходе от света к темноте.

3.3 направление взгляда (direction of gaze): Направление глаз при взгляде на цель.

3.4 фиксация (fixation): Такое расположение глаз, при котором изображение фиксируемой исследуемой области падает на центральную ямку сетчатки глаза (средняя часть сетчатки глаза, ответственная за центральное, четкое зрение) в течение определенного периода времени.

Примечание 1 - Как правило, отдельные фиксации длятся от 100 мс до 2000 мс [3]. Во время фиксации идет получение зрительной информации (с помощью глаз и мозга) о пространственных областях, изображение которых попадает на центральную ямку сетчатки глаза (следовательно, эти изображения достаточно малы). Как полагают, во время фиксации происходит, по крайней мере, три процесса: 1) анализ изображения, попадающего на ямку, 2) выбор новой цели для саккады и 3) планирование следующей саккады. Пока не известно, каким образом и насколько точно мозг синхронизирует эти процессы, так как длительность фиксации не всегда достаточна для определения того, что завершен один из процессов фиксации. Иногда глаза совершают движения до завершения процесса получения информации при определенной фиксации, о чем свидетельствуют частые и краткие возвращения глаз в эту фиксацию, осуществляемые с целью получения недостающей информации. Существует доказательство того, что мозг определяет необходимую длительность фиксации и осуществляет мониторинг процесса получения зрительной информации, анализируя ее полноту. Таким образом, длительность фиксации зависит от особенностей наблюдаемого объекта и предыдущих фиксаций. Отсюда следует, что на продолжительность фиксации может влиять как поставленная задача, так и объем полезной информации, получаемой с видеодисплея [4].

См. А.1-А.4.

3.5 взгляд (glance): Процесс получения зрительной информации из некоторой ограниченной области пространства, при котором осуществляется одна или несколько фиксаций и саккад (продолжительность этого процесса называют "продолжительность взгляда").

Примечание 1 - С научной точки зрения, взгляд можно рассматривать как последовательность фиксаций, при которых зрительная информация поступает от исследуемой области (обычно площадь этой области больше площади фовеальной области глаза, что требует более одной фиксации для полноты зрительной информации), см. 3.11. Таким образом, анализ взгляда является более грубым, чем анализ отдельных фиксаций (так как взгляд представляет собой последовательность фиксаций, при которых зрительная информация поступает из пространственно связанных областей в пределах определенного периода времени). Однако, не все методы анализа зрительной деятельности способны отделять различные фиксации друг от друга, и поэтому работают со "взглядом", учитывая только его пространственно-временную неоднородность. Следовательно, анализ взгляда - это грубый анализ процесса получения зрительной информации. Продолжительность взгляда зависит от особенностей зрительного раздражителя, наблюдаемого объекта и поставленной задачи. Например, для задачи "Настройка радио" (см. [7]) продолжительность взгляда варьирует от 500 мс до 3 с.

См. А.1-А.4.

3.6 саккада (saccade): Короткое, быстрое перемещение глаз между фиксациями.

Примечание 1  - В течение одной секунды может происходить до 500 саккад [6], причем амплитуда саккады колеблется в пределах от 1° (чтение текста) до 5° (восприятие сцены) [9].

См. А.1-А.4.

3.7 зрительное слежение (smooth pursuit movement): Плавное, непрерывное движение глаз, обеспечивающее смену направления взгляда, с целью получения зрительной информации от движущегося объекта (сигнала).

Примечание 1 - Как правило, человек успешнее осуществляет зрительное слежение в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, и в направлении вниз, чем вверх. В процессе зрительного слежения угловая скорость изменения направления взгляда может достигать 90°/с [5].

3.8 период моргания (blink): Короткий временной интервал, в течение которого глаз прикрыт веком.

Примечание 1 - Моргание начинается с движения века вниз и заканчивается, когда глаз снова полностью открыт. В зависимости от длительности периода моргания, могут быть выделены [8]:

- обычное моргание: длительность меньше 300 мс, средняя продолжительность 257 мс, стандартное отклонение 11 мс;

- продолжительное моргание: продолжительность от 300 мс до 500 мс;

- смыкание век: продолжительность более 500 мс (указывает на микросон).

     

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное