1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 09 февраля 2023 в 14:34
Снять ограничение

ГОСТ Р ИСО 15534-1-2016

Эргономическое проектирование машин для обеспечения безопасности. Часть 1. Принципы определения размеров проемов для доступа всего тела человека внутрь машины
Действующий стандарт
Проверено:  01.02.2023

Информация

Название Эргономическое проектирование машин для обеспечения безопасности. Часть 1. Принципы определения размеров проемов для доступа всего тела человека внутрь машины
Дата актуализации текста 01.02.2017
Дата актуализации описания 01.01.2023
Дата издания 06.12.2019
Дата введения в действие 01.12.2017
Область и условия применения В настоящем стандарте установлены размеры проемов для доступа всего тела человека внутрь машины или механизма. К этим размерам применимы припуски для обеспечения более свободного доступа, установленные в ИСО 15534-3. В приложении А приведены значения размеров с припуском для обеспечения свободы перемещения. Настоящий стандарт применим, в первую очередь, для неподвижного механизма, для подвижного механизма могут быть установлены особые дополнительные требования
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт
Взамен ГОСТ Р ИСО 15534-1-2009ГОСТ недействующий

     ГОСТ Р ИСО 15534-1-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАШИН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Часть 1

Принципы определения размеров проемов для доступа всего тела человека внутрь машины

Ergonomic design for the safety of machinery. Part 1. Principles for determining the dimensions required for openings for whole-body access into machinery



ОКС 13.180

Дата введения 2017-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N 1586-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15534-1:2000* "Эргономическое проектирование машин для обеспечения безопасности. Часть 1. Принципы определения необходимых размеров проемов для доступа всего тела человека внутрь машины" (ISO 15534-1:2000 "Ergonomic design for the safety of machinery - Part 1: Principles for determining the dimensions required for openings for whole-body access into machinery", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.      


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 15534-1-2009

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт является одним из стандартов в области обеспечения безопасности машин.

В настоящем стандарте установлены требования к проектированию проемов в машинах, обеспечивающих доступ внутрь оборудования всего тела человека.

Настоящий стандарт гармонизирован с европейскими директивами по охране труда в машиностроении и положениями Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA).

Международный стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, разработан Техническим комитетом ISO/TC 159 "Эргономика".

В связи с возрастающими темпами разработки и внедрения новой техники актуальность соответствия создаваемых объектов эргономическим требованиям тоже возрастает.

Для достижения этой цели необходимо обеспечивать выполнение устанавливающих требований в области эргономики на всех этапах проектирования и разработки объекта - от разработки концепции, когда эти требования должны быть учтены, до испытаний опытного образца, когда выполнение эргономических требований может быть проверено, и ввода в эксплуатацию, когда могут быть предложены организационные и иные методы улучшения эргономических свойств объекта.

На этапе эксплуатации проведение действий по улучшению оборудования, направленных на обеспечение выполнения эргономических требований, позволяет повысить безопасность операторов и персонала, выполняющего техническое обслуживание и ремонт оборудования, и создает условия для повышения производительности труда.

Это особенно важно при выполнении проектов в области инжиниринга. Создание эргономических условий труда способствует повышению производительности труда персонала, его безопасности и снижению неблагоприятных последствий при возникновении опасных ситуаций. Общие рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 15534 при выполнении работ в области инжиниринга приведены в приложении ДБ.

     1 Область применения


В настоящем стандарте установлены размеры проемов для доступа всего тела человека внутрь машины или механизма. К этим размерам применимы припуски для обеспечения более свободного доступа, установленные в ИСО 15534-3. В приложении А приведены значения размеров с припуском для обеспечения свободы перемещения. Настоящий стандарт применим в первую очередь для неподвижного механизма; для подвижного механизма могут быть установлены особые, дополнительные требования.

________________

Термин "машина" установлен в ИСО 12100.


Размеры проемов рассчитаны на основе значений 95-го или 99-го процентилей ожидаемой совокупности пользователей. Для расчета проемов аварийного выхода обычно используют значение 99-й процентили.

Антропометрические данные, приведенные в ИСО 15534-3, основаны на результатах измерений обнаженных людей без учета движений тела, наличия одежды, использования оборудования и условий эксплуатации машины или условий окружающей среды.

В настоящем стандарте установлены методы учета названных дополнительных факторов путем расчета соответствующих припусков, добавляемых к антропометрическим размерам.

Ситуации, в которых человек должен быть защищен от опасности, детально рассмотрены в ИСО 13857.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO/TR 12100-1:1992, Safety of machinery - Basic concepts, general principles for desigh - Part 1: Basic terminology, methodology (Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы расчета. Часть 1. Основная терминология, методология)

________________

Заменен на ISO 12100:2010.


ISO 13857:1996, Safety of machinery - Safety distances to prevent danger zones being reached by the upper limbs (Безопасность машин. Установление безопасных расстояний, препятствующих касанию руками и ногами опасных зон)

________________

Заменен на ISO 13857:2019.


ISO 15534-3:2000, Ergonomic design for the safety of machinery - Part 3: Anthropometric data (Эргономическое проектирование машин для обеспечения безопасности. Часть 3. Антропометрические данные)

     3 Общие требования


В настоящем стандарте установлены размеры проемов с учетом различных положений тела человека.

При определении этих размеров к основным антропометрическим данным необходимо прибавлять припуски, позволяющие осуществлять беспрепятственный доступ и работу с учетом особенностей работы оператора и рабочих условий.

При этом особое значение имеют следующие критерии:

a) свободный проход человека с учетом:

- типа одежды, например легкой или массивной;

- переносимых инструментов, например для целей технического обслуживания или ремонта;

- дополнительного оборудования, которое несут в руках или надевают на себя, например средства индивидуальной защиты (включая защитную одежду) или переносное освещение;

- требований задания, например позы человека, характера и скорости движений, обзора (видимости), применения физической силы;

- периодичности и продолжительности выполнения рабочего задания;

- длины прохода, например при проходе по тоннелю;

- величины свободного пространства для обеспечения безопасности при выполнении активных движений;

- положения и размера вспомогательных средств, используемых для поддержки тела человека, например опор для ног и рукоятки;

b) условия окружающей среды (например, время суток, высокая температура, шум, влажностб);

c) риск, соответствующий выполнению рабочего задания.

Припуски, которые должны быть сделаны в соответствии с данными критериями, должны учитывать особенности конкретной машины и ее применения.

Рекомендации по применению настоящего стандарта приведены в приложении А.

Обозначения размеров проемов и антропометрических измерений приведены в приложении В.

     4 Проемы доступа


Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное