1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 октября 2022 в 11:48
Снять ограничение

ГОСТ Р ИСО 9241-210-2016

Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем
Действующий стандарт
Проверено:  02.10.2022

Информация

Название Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем
Дата актуализации текста 01.02.2017
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 25.12.2018
Дата введения в действие 01.12.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт содержит руководство по человеко-ориентированному проектированию компьютерных интерактивных систем. Стандарт предназначен для специалистов, осуществляющих разработку систем. В настоящем стандарте рассмотрены способы улучшения взаимодействия человек-система за счет аппаратных и программных компонентов интерактивных систем. Настоящий стандарт предназначен для руководителей, ответственных за планирование и разработку интерактивных систем. Стандарт позволяет руководителям понять роль человеческого фактора и эргономики в процессе проектирования в целом. Стандарт также приводит структуру человеко-ориентированного проектирования для специалистов в области эргономики и пригодности использования, вовлеченных в человеко-ориентированное проектирование. Вопросы эргономики, пригодности использования и доступности более детально рассмотрены в других стандартах, в том числе в других частях ИСО 9241 (см. приложение А) и ИСО 6385, который устанавливает общие принципы эргономики
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Утверждён в Росстандарт
Взамен ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012ГОСТ недействующий

Расположение в каталоге ГОСТ


ГОСТ Р ИСО 9241-210-2016

Группа Э65

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК - СИСТЕМА

     
Часть 210

Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем

     
Ergonomics of human-system interaction. Part 210. Human-centred design for interactive systems



ОКС 13.180

          35.180

Дата введения 2017-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N 1581-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9241-210:2010* "Эргономика взаимодействия человек - система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем" (ISO 9241-210:2010 "Ergonomics of human-system interaction - Part 210: Human-centred design for interactive systems", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и действующие в этом качестве межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.


    Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Человеко-ориентированное проектирование - это способ разработки интерактивных систем, направленный на создание пригодных в использовании и полезных систем с учетом особенностей пользователей, их потребностей на основе эргономических принципов. Этот подход увеличивает результативность, эффективность, доступность и устойчивость систем, удовлетворенность пользователя и производительность его труда, а также предотвращает возможное неблагоприятное влияние использования систем на здоровье и безопасность человека.

Существует большое количество исследований в области эргономики и пригодности использования, которые могут быть полезны для человеко-ориентированного проектирования. Настоящий стандарт делает их результаты доступными и позволяет их использовать при проектировании и модернизации программного и аппаратного обеспечения, организации и планировании эффективной проектной деятельности.

Человеко-ориентированный подход к проектированию, описанный в настоящем стандарте, дополняет существующие подходы к проектированию систем. Он может быть встроен в существующие методы проектирования, такие как объектно-ориентированный, каскадный и другие.

Принципы человеко-ориентированного проектирования применялись в течение десяти лет. В настоящем стандарте отражен опыт применения этих принципов, установлены требования к человеко-ориентированному проектированию и приведены необходимые рекомендации.

Краткие сведения о процессах человеко-ориентированного проектирования приведены в дополнительном приложении ДБ.

          

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту, разработанному международным техническим комитетом ISO/TC 159 "Эргономика".

     1 Область применения


Настоящий стандарт содержит руководство по человеко-ориентированному проектированию компьютерных интерактивных систем. Стандарт предназначен для специалистов, осуществляющих разработку систем. В настоящем стандарте рассмотрены способы улучшения взаимодействия человек-система за счет аппаратных и программных компонентов интерактивных систем.

Примечание 1 - Компьютерные интерактивные системы различаются по размерам и сложности. Примерами могут служить программное обеспечение (ПО), офисные системы, системы управления процессами, автоматизированные банковские системы, интернет-сайты и приложения, а также потребительская продукция, такая как торговые автоматы, мобильные телефоны и цифровое телевидение. В настоящем стандарте такие системы названы системами или услугами, однако с целью упрощения, иногда использован только один термин.


В настоящем стандарте приведен обзор деятельности в области человеко-ориентированного проектирования, однако не предоставлено детальное описание методов человеко-ориентированного проектирования и не рассмотрены все аспекты управления проектом. Настоящий стандарт также не рассмотрены аспекты здоровья или безопасности.

Настоящий стандарт предназначен для руководителей, ответственных за планирование и разработку интерактивных систем.  Настоящий стандарт позволяет руководителям понять роль человеческого фактора и эргономики в процессе проектирования в целом. Стандарт также приводит структуру человеко-ориентированного проектирования для специалистов в области эргономики и пригодности использования, вовлеченных в человеко-ориентированное проектирование. Вопросы эргономики, пригодности использования и доступности более детально рассмотрены в других стандартах, в том числе в других частях ИСО 9241 (см. приложение А) и ИСО 6385, который устанавливает общие принципы эргономики.

Требования и рекомендации настоящего стандарта могут быть полезны всем сторонам, вовлеченным в человеко-ориентированное проектирование. В приложении В приведен контрольный перечень, который может быть использован для проверки выполнения требований настоящего стандарта.

Примечание 2 - В приложении А и библиографии приведены сведения о сопутствующих стандартах.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 доступность (в области интерактивных систем) (accessibility <interactive systems>): Пригодность использования продукта, услуги, среды или оборудования для людей с самым широким диапазоном возможностей.

[ИСО 9241-171]

2.2 условия использования (context of use): Пользователи, задачи, оборудование (аппаратные средства, программные средства, материалы), физическая и социальная среда, в которых используют продукцию.

[ИСО 9241-11:1998]

2.3 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

[ИСО 9241-11:1998]

2.4 эффективность (efficiency): Показатель, характеризующий соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

[ИСО 9241-11:1998]

2.5 эргономика (изучение факторов, влияющих на человека) (ergonomics study of human factors): Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с другими элементами системы, предполагающая использование теории, принципов, данных и методов для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

[ИСО 6385:2004]

2.6 цель (goal): Намеченный результат.

[ИСО 9241-11:1998]

2.7 человеко-ориентированное проектирование (human-centred design): Способ проектирования и разработки систем с применением при проектировании принципов эргономики для повышения пригодности использования интерактивных систем.

Примечание 1 - Термин "человеко-ориентированное проектирование" использован вместо термина "проектирование, ориентированное на пользователя" чтобы подчеркнуть, что настоящий стандарт учитывает также воздействие системы на другие причастные стороны, а не только на пользователей. Однако на практике эти термины зачастую используют как синонимы.

Примечание 2 - Системы с высокой пригодностью использования имеют ряд преимуществ, включая более высокую производительность, предотвращение стресса, повышенную доступность и более низкий риск причинения вреда.

2.8 интерактивная система (interactive system): Система компонентов аппаратного и программного обеспечения, которая получает информацию, вводимую пользователем, и передает ему свой ответ, помогая в работе или выполнении задачи.

Примечание - В некоторых случаях интерактивная система включает упаковку, брендинг, документацию пользователя, оперативную помощь, поддержку и обучение.

2.9 исследуемый образец (интерактивной системы) (prototype <interactive system>): Версия интерактивной системы или ее части, которая может быть использована для анализа, разработки и оценки проекта, как минимум, в ограниченном виде.

Примечание - Исследуемый образец может быть как простым, например, в виде эскиза или макета, так и сложным, как работоспособная интерактивная система, в большей или меньшей степени соответствующая функциональным требованиям.

2.10 удовлетворенность (satisfaction): Отсутствие у пользователя дискомфорта при использовании продукции и положительное отношение к ней.

[ИСО 9241-11:1998]

2.11 причастная сторона (stakeholder): Сторона (лицо или организация), имеющая право, долю, интерес или притязания на систему или на владение ее характеристиками, удовлетворяющими потребности и ожидания этой стороны.

[ISO/IEC 15288:2008]

2.12 задача (task): Деятельность, необходимая для достижения цели.

[ИСО 9241-11:1998]

2.13 пригодность использования (usability): Свойство системы, продукции или услуги, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью.

Примечание - Адаптированное определение из ИСО 9241-11:1998.

2.14 пользователь (user): Человек, взаимодействующий с продукцией.

[ИСО 9241-11:1998]

2.15 восприятие пользователем (системы, продукции, услуги) (user experience): Впечатления пользователя, возникающие в результате использования и/или предстоящего использования продукции, системы или услуги.

Примечание 1 - Восприятие пользователем системы включает все эмоции, убеждения, предпочтения, ощущения, физические и психологические реакции пользователя, поведение и достижения, которые возникают до, во время и после использования.

Примечание 2 - Восприятие пользователем системы формирует сочетание образа торговой марки, способа представления, функциональности и производительности системы, ее основных и вспомогательных возможностей, а также физического и психологического состояния пользователя, являющегося результатом предшествующего опыта, привычек, навыков и индивидуальности, а также условий использования.

Примечание 3 - Пригодность использования, если ее интерпретируют с точки зрения личных целей пользователей, может включать аспекты восприятия и эмоциональные аспекты, обычно связанные с опытом пользователя. Для оценки аспектов восприятия пользователем системы могут быть использованы критерии пригодности использования.

2.16 пользовательский интерфейс (интерфейс пользователя) (user interface): Все компоненты интерактивной системы (программное обеспечение или аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и являются инструментами управления для выполнения определенных задач.

[ИСО 9241-110:2006]

2.17 валидация (validation): Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

[ИСО 9000:2005]

Примечание - Валидация - это набор действий, который обеспечивает уверенность в том, что система пригодна для предполагаемого использования, в состоянии достичь целей и поставленных задач (например, требований причастной стороны) в предполагаемой среде эксплуатации.

2.18 верификация (verification): Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены.

Примечание - Верификация - это набор действий, с помощью которого происходит сопоставление характеристик системы или элемента системы с установленными требованиями к характеристикам. Верификация может охватывать установленные требования, описание проекта и непосредственно систему.

     3 Логическое обоснование принятия человеко-ориентированного подхода к проектированию


Принятие человеко-ориентированного подхода к проектированию и разработке несет существенную экономическую и социальную выгоду для пользователей, работодателей и поставщиков. Продукция и системы с высокой пригодностью использования имеют тенденцию быть более совершенными с технической точки зрения и коммерчески более успешными. В некоторых случаях, например, в случае потребительской продукции, покупатели готовы заплатить больше денег за хорошо спроектированную продукцию или систему. Стоимость технической поддержки снижается, когда пользователи могут понять и использовать продукцию без дополнительной помощи. В большинстве стран работодатели и поставщики имеют установленные законом обязательства по защите пользователей от риска ухудшения здоровья. Человеко-ориентированные методы и методы обеспечения безопасности могут снизить такой риск (например, риск опасного воздействия на костно-мышечную систему). Системы, разработанные с использованием человеко-ориентированных методов, обладают более высоким качеством, например, за счет:

a) увеличения производительности пользователей и производительности труда в организациях;

b) простоты понимания и использования, в результате чего снижается стоимость обучения и поддержки;

c) повышения пригодности использования для широкого диапазона пользователей, в результате чего увеличивается доступность;

d) учета опыта пользователей;

e) снижения у пользователя дискомфорта и стресса;

f) обеспечения конкурентного преимущества, например, в результате улучшения образа торговой марки;

g) содействия достижению целей устойчивого развития организации.

Общие преимущества применения человеко-ориентированного проектирования могут быть определены с учетом стоимости всего жизненного цикла продукции, системы или услуги, включая стадии концепции и проектирования, осуществления, использования, технического обслуживания и вывода из эксплуатации. Принятие человеко-ориентированного подхода к проектированию благотворно влияет на другие аспекты проектирования системы, например, упрощая идентификацию функциональных требований. Принятие человеко-ориентированного подхода также увеличивает вероятность успешного завершения проекта в срок и в рамках установленного бюджета. Использование подходящих человеко-ориентированных методов может снизить риск несоответствия продукции требованиям причастных сторон и пользователей.

Примеры результатов применения человеко-ориентированного проектирования приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Примеры результатов применения человеко-ориентированного проектирования

Действия

Результаты человеко-ориентированного проектирования

Анализ и определение условий использования

Описание условий использования

Определение требований пользователей

Спецификация условий использования.

Описание нужд пользователей.

Спецификация требований пользователей

Разработка проектных решений для удовлетворения требований пользователей

Спецификация взаимодействия пользователей с системой пользовательского интерфейса.

Реализованный пользовательский интерфейс

Проверка соответствия проекта установленным требованиям

Результаты оценки.

Результаты проверки на соответствие.

Результаты долгосрочного мониторинга

Примечание - Более подробная информация приведена в ISO/IEC/TR 25060.

     

     4 Принципы человеко-ориентированного проектирования

4.1 Общие положения

В настоящем стандарте приведена структура человеко-ориентированного проектирования. В настоящем стандарте не описаны определенный процесс проектирования и вся деятельность по созданию результативного проекта системы. Настоящий стандарт дополняет существующие методологии проектирования и вводит человеко-ориентированный принцип, который может быть встроен в различные процессы проектирования и разработки. Все человеко-ориентированные действия по проекту, установленные в разделе 6, применимы (в большей или меньшей степени) к любому этапу разработки системы.

Какие бы процессы проектирования и распределения ответственности и функций ни были приняты, человеко-ориентированный подход должен следовать описанным в 4.2-4.7 принципам:

a) проектирование должно быть основано на точном определении предполагаемых пользователей, задач и среды (см. 4.2);

b) пользователи должны быть вовлечены в проектирование и разработку (см. 4.3);

c) для улучшения проекта должна быть выполнена его человеко-ориентированная оценка (см. 4.4);

d) совершенствование проекта должно быть итеративным (см. 4.5);

e) проект должен учитывать опыт пользователя (см. 4.6);

f) в группу проектирования должны быть включены специалисты с навыками и знаниями в различных областях (см. 4.7).

4.2 Проектирование на основе точного определения пользователей, задач и среды

Продукция, системы и услуги должны быть разработаны таким образом, чтобы учитывать влияние (прямое или косвенное), которое они могут оказать на все причастные стороны. Следовательно, все важные группы пользователей и причастных сторон должны быть определены. Построение систем на основе неверного или неполного понимания потребностей пользователей является одним из главных источников отказа системы.

Степень пригодности и доступности зависит от условий использования, т.е. установленных пользователей, имеющих установленные цели, выполняющих установленные задачи в определенных условиях использования (см. ИСО 9241-11). Например, интерфейс, подходящий для молодых людей, загружающих музыку на телефон, может быть полностью неподходящим для доступа к корпоративным данным с помощью карманного компьютера. Характеристики пользователей, задач и вариантов среды называют условиями использования. Руководство по сбору необходимой информации приведено в 6.2. Условия использования - это главный источник информации для установления требований пользователей (см. 6.3) и важный момент в процессе проектирования.

4.3 Вовлечение пользователей в проектирование и разработку

Вовлечение пользователей в проектирование и разработку является важным источником знаний об условиях использования, задачах, и о том, как пользователи будут применять продукцию, систему или услугу. Вовлечение пользователя должно быть активным, он может участвовать в проектировании как источник важных данных или участвовать в оценке тех или иных решений. Характеристики пользователей, вовлеченных в проектирование, должны отражать весь диапазон характеристик пользователей, для которых разрабатывают систему. Способы и частота привлечения к проектированию пользователей изменяются в процессе проектирования и разработки и зависят от особенностей проекта. Результативность вовлечения пользователя возрастает с увеличением активности взаимодействия между разработчиками и пользователями.

Если систему проектируют по заказу, совокупность предполагаемых пользователей и выполняемые задачи должны быть использованы при разработке. Организация, приобретающая систему, имеет возможность непосредственно влиять на разработку проекта, а работники, которые будут работать с системой, могут принимать участие в оценке предлагаемых решений. Такое вовлечение и участие также может увеличить одобрение и заинтересованность пользователя.

При проектировании универсальных или потребительских продуктов совокупность пользователей может представлять собой группы пользователей с определенными характеристиками. В этом случае необходимо, чтобы пользователи или их представители были вовлечены в разработку проекта для учета требований пользователей и задач, важных для предполагаемых групп пользователей, идентификации и включения требований пользователей в спецификацию системы, а также для получения отзывов при испытаниях исследуемых образцов и оценки вариантов проектных решений.

4.4 Улучшение проекта за счет его оценки пользователями

Отзывы пользователей являются важным источником информации при человеко-ориентированном проектировании. Оценка проекта с участием пользователей и его улучшение на основе отзывов пользователей являются эффективными средствами минимизации риска несоответствия системы нуждам пользователей или организации-заказчика (включая трудно выявляемые требования). Такая оценка позволяет проводить проверки предварительных проектных решений на соответствие реальным условиям, что позволяет постепенно совершенствовать проект. Оценка проекта пользователями должна быть частью проверки выполнения требований к проекту при его приемке. Отзывы пользователей при использовании системы выявляют отдаленные проблемы и являются основой для последующих модификаций системы.

Примечание - Оценка пользователем предполагает, что пользователи выполняют проверку проекта на соответствие его требованиям пользователей.

4.5 Итеративное совершенствование проекта

Наиболее подходящий проект интерактивной системы обычно не может быть разработан сразу.

Примечание 1 - Итерация означает повторение последовательности действий до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.

Примечание 2 - В методах разработки, которые состоят из небольших циклов разработки, итерации в человеко-ориентированном проектировании могут быть выполнены сначала на отдельных частях системы, а затем на макроуровне для продукции, системы или услуги в целом.


Итеративный подход позволяет постепенно устранять неопределенность интерактивных систем. На каждой итерации описания, спецификации и образцы пересматривают и улучшают при получении новой информации с целью минимизации риска несоответствия разрабатываемой системы требованиям пользователей.

Сложность взаимодействия человека с компьютером означает, что невозможно полно и точно определить каждую деталь каждого аспекта этого взаимодействия в начале разработки. Многие потребности и ожидания пользователей и других причастных сторон, влияющие на разработку взаимодействия человек - компьютер, выявляются только в процессе проектирования, по мере того как у разработчиков углубляется понимание требований пользователей и их задач, а пользователи определяют свои пожелания при анализе представленных проектных решений.

Итерация проектных решений, включающая отзывы пользователей, является средством снижения риска невыполнения требований пользователей.

Пример 1 - Отзывы пользователей являются основой для пересмотра предполагаемых условий использования, пересмотра требований и совершенствования проектных решений.
     
     Пример 2 - Спецификация требований совершенствуется в процессе итерации при применении сценариев, использования макетов и образцов системы с отзывами пользователей о соответствии разрабатываемых систем требованиям пользователей.


Разработка других аспектов проекта также может потребовать применения итеративного подхода, например, для обеспечения технологичности изготовления продукта, его влияния на рабочую среду или изменения на рынке.

4.6 Учет восприятия пользователем системы

Восприятие пользователем системы формируется на основе образа торговой марки, способа представления, функциональности, производительности системы, интерактивных свойств и вспомогательных возможностей системы, в которую может входить как аппаратное обеспечение, так и программное обеспечение. Опыт пользователя охватывает предшествующий опыт, привычки, навыки и индивидуальные особенности пользователя. Существует распространенное заблуждение, что пригодность использования означает только то, что продукцию легко использовать. В соответствии со стандартами серии ИСО 9241 пригодность использования следует понимать более широко, учитывая личные цели пользователя, в том числе его эмоции и ощущения, обычно связанные с восприятием пользователем системы, а также удовлетворенность работой и отсутствие монотонии.

Анализ восприятия пользователем системы включает рассмотрение (где уместно) влияния организации, документации пользователя, оперативной помощи пользователю, сопровождения и обслуживания (включая справочные службы и пункты обслуживания потребителей), обучения, вариантов долгосрочного использования и упаковки продукции (включая "использование из коробки"). Восприятие пользователем предыдущих моделей или других аналогичных систем, а также вопросы образа торговой марки и рекламы также должны быть учтены. Необходимость учитывать различные факторы и их взаимозависимость должна быть учтена в плане проектирования (см. раздел 5).

Возможности, ограничения, предпочтения и ожидания пользователей необходимо учитывать при определении того, какие функции должен выполнять пользователь, а какие - система или продукция.

Примечание 1 - В системах, где обеспечение безопасности или выполнение задачи имеют критическое значение, более важным, чем удовлетворение предпочтений пользователя, может быть обеспечение результативности или эффективности системы.


Проектные решения, связанные с распределением функций системы, определяют степень автоматизации, а также работы и задачи, выполняемые пользователем, его функции и ответственность. Решения основаны на многих факторах. Они включают возможности и ограничения людей в сравнении с техническими средствами с точки зрения надежности, скорости, точности, силы, гибкости отклика, финансовых расходов, важности выполнения задач успешно и в срок, безопасности и удовлетворенности пользователя (как краткосрочной, например комфорта и удовольствия, так и долгосрочной, например здоровья, благополучия и удовлетворенности работой). Решение передать техническим средствам выполнение всех функций, которые они могут выполнить, а оставшиеся функции отдать пользователю, скорее всего, приведет к разработке неэффективного проекта. Распределение функций описано в 6.4.2.2.

К принятию таких решений следует привлекать представительных пользователей.

Примечание 2 - "Представительный" в данном контексте означает соответствующий целевой совокупности конечных пользователей.


Определенные таким образом действия пользователя должны охватывать набор задач, который должен восприниматься пользователем как единое целое. Это особенно важно для изготавливаемых на заказ систем, когда использование системы обеспечивает выполнение главных элементов работы пользователя (см. также ИСО 9241-2 и ИСО 10075).

4.7 Включение в группу специалистов с навыками и знаниями в различных областях

Группы человеко-ориентированного проектирования не должны быть большими, но они должны быть способны совместно вырабатывать проектные решения. В состав группы проектирования могут входить специалисты с различными точками зрения и обладающие знаниями в разных научных областях:

а) специалисты в области антропометрии и эргономики, пригодности использования, взаимодействия человек - компьютер, анализа предполагаемой совокупности пользователей;

b) пользователи и другие причастные стороны (люди, способные представить свою точку зрения);

c) эксперты в определенной области;

10 закупок
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное