1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 октября 2022 в 04:59
Снять ограничение

ГОСТ 33398-2015

Железнодорожная электросвязь. Правила защиты проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока
Действующий стандарт
Проверено:  02.10.2022

Информация

Название Железнодорожная электросвязь. Правила защиты проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока
Название английское Railway telecommunication. Protection regulation of lines communication against influence of a traction network of the electrified railways constant and alternating current
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 30.09.2019
Дата введения в действие 01.06.2016
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на устройства железнодорожной проводной электросвязи и устанавливает правила защиты их от опасных и мешающих напряжений и токов, возникающих при влиянии тяговых сетей электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока. Правила, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения на всех участках электрифицированных железных дорог и на всех участках неэлектрифицированных железных дорог, находящихся в зоне влияния тяговой сети
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Утверждён в Росстандарт


ГОСТ 33398-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ

Правила защиты проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока

Railway telecommunication. Protection regulations of lines communication against influence of a traction network of the electrified railways of constant and alternating current



МКС 45.020

Дата введения 2016-06-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 июля 2015 г. N 78-П)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2015 г. N 1566-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33398-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2016 г.

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54938-2012*

_______________

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2015 г. N 1566-ст национальный стандарт ГОСТ Р 54938-2012 отменен с 1 июня 2016 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на устройства железнодорожной проводной электросвязи и устанавливает правила защиты их от опасных и мешающих напряжений и токов, возникающих при влиянии тяговых сетей электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока.

Правила, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения на всех участках электрифицированных железных дорог и на всех участках неэлектрифицированных железных дорог, находящихся в зоне влияния тяговой сети.

Настоящий стандарт не распространяется на:

- установки проводной электросвязи энергосистем, линии которых обслуживаются как высоковольтные;

- средства и сооружения железнодорожной проводной электросвязи, расположенные внутри защитного заземляющего контура установок высокого напряжения;

- средства и сооружения железнодорожной автоматики и телемеханики (сигнализации, централизации и блокировки);

- устройства защиты подземных кабелей от коррозии блуждающими токами.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 5238-81 Установки проводной связи. Схемы защиты от опасных напряжений и токов, возникающих на линиях. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

     3.1 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 абонентское защитное устройство; АЗУ: Устройство, обеспечивающее защиту обслуживающего персонала и аппаратуры абонентского доступа от опасных напряжений и токов, возникающих в цепях электросвязи.

3.1.2 вводно-защитное устройство; ВЗУ: Устройство, обеспечивающее ввод кабелей электросвязи, защиту обслуживающего персонала и аппаратуры аналоговой и цифровой электросвязи от опасных напряжений и токов, возникающих в цепях электросвязи.

3.1.3 гальваническое влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи при их непосредственном соприкосновении или косвенном соединении через землю, обусловленном протеканием тяговых токов.

3.1.4 железнодорожная электросвязь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта.

3.1.5 длина сближения: Длина той части цепи электросвязи, которая находится в зоне влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог.

3.1.6 "два провода рельс" линия; ДПР: Воздушная линия продольного электроснабжения на участках контактной сети переменного тока.

3.1.7 заземляющее устройство (для средств и сооружений железнодорожной электросвязи): Совокупность заземлителя и заземляющих проводников, предназначенная для заземления средств и сооружений железнодорожной электросвязи.

Примечание - По назначению заземляющие устройства делят на защитные, предназначенные для защиты средств и сооружений железнодорожной электросвязи от опасных и мешающих влияний электромагнитных полей, рабочие, обеспечивающие использование земли в качестве одного из проводов электрической цепи, рабоче-защитные и измерительные.

3.1.8 защитные меры от опасного и мешающего влияния (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение опасного и мешающего воздействия на людей и средства проводной железнодорожной электросвязи.

3.1.9 защитные устройства (станционного) оборудования железнодорожной электросвязи: Технические средства, предназначенные для защиты станционного оборудования железнодорожной электросвязи от помех и повреждения электрическим током, возникающих в проводных линиях связи в результате магнитного и гальванического влияний.

3.1.10 магнитное влияние (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи посредством электромагнитного поля.

3.1.11 местная сеть общетехнологической телефонной связи; сеть ОбТС МС: Часть сети общетехнологической телефонной связи, обеспечивающая фиксированной телефонной связью работников железнодорожного транспорта в пределах железнодорожных станции или предприятия.

Примечание - Структурно местная телефонная сеть состоит из сети абонентского доступа и межстанционной сети, образованной совокупностью коммутационных станций и соединительных линий.

3.1.12 мешающее влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Появление токов или напряжений в каналах железнодорожной проводной электросвязи, ухудшающих нормируемое качество связи.

3.1.13 опасное влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Появление недопустимо высоких токов или напряжений в сооружении железнодорожной проводной электросвязи, которые подвергают опасности здоровье обслуживающего персонала или абонентов, пользующихся средствами железнодорожной электросвязи, повреждают или разрушают сооружения электросвязи.

3.1.14 проводная железнодорожная электросвязь: Железнодорожная электросвязь, осуществляемая посредством электрических сигналов, распространяющихся по кабелям связи и проводам.

3.1.15 сближение: Взаимное расположение электрифицированной железной дороги и линии железнодорожной проводной электросвязи, при котором в цепях линии проводной железнодорожной электросвязи могут возникать опасные и мешающие напряжения и токи.

3.1.16 сеть общетехнологической телефонной связи; сеть ОбТС: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность автоматических телефонных станций, узлов автоматической коммутации, средств информационно-справочных служб, циркулярного вызова, тарификации, линий, каналов телефонной сети, оконечных абонентских устройств, обеспечивающая потребность структурных подразделений железнодорожного транспорта в фиксированной телефонной связи в пределах всей сети железнодорожного транспорта в целях обеспечения общего руководства технологическими процессами.

Примечания

1 Сеть ОбТС организуют на магистральном, зоновом и местном уровнях.

2 Присоединение сети ОбТС к телефонной сети общего пользования (ТфОП) осуществляют на уровне местных сетей.

3.1.17 сеть оперативно-технологической связи (железнодорожного транспорта); сеть ОТС: Телефонная сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций, линий, каналов сети, оконечных абонентских устройств, предназначенная для оперативного руководства технологическим процессом работы железнодорожного транспорта, связанным с управлением движением поездов, перевозками и текущим содержанием железнодорожной инфраструктуры.

Примечания

1 Сеть ОТС является технологической, не присоединенной к сети общего пользования.

2 В сети ОТС организуют виды связи, работающие по диспетчерскому и постанционному принципам с использованием групповых каналов, дорожные виды диспетчерской связи с использованием коммутируемых каналов, станционные виды связи, межстанционную и перегонную связь.

3.1.18 сеть станционной двухсторонней парковой связи; сеть СДПС: Часть станционной сети оперативно-технологической связи, предназначенная для громкоговорящего оповещения и переговоров между руководителями технологического процесса работы железнодорожной станции и исполнителями, находящимися как в служебных помещениях, так и в парках на территории станции.

Примечание - Основными техническими средствами станционной двухсторонней парковой связи являются коммутационное и усилительное оборудование, пульты руководителей, парковые переговорные устройства и громкоговорители фидерных линий.

3.1.19 сеть станционной оперативно-технологической связи; сеть ОТС С: Часть сети оперативно-технологической связи, предназначенная для оперативного управления эксплуатационной работой железнодорожной станции.

Примечание - Станционная ОТС включает в себя связи следующего назначения:

- станционную распорядительную телефонную связь (СРТС), предназначенную для оперативного руководства работой станции;

- стрелочную телефонную связь, предназначенную для связи дежурного по станции со стрелочными постами в процессе управления поездной и маневровой работой;

- станционную двустороннюю парковую связь для связи руководителей станции с исполнителями, находящимися в парках железнодорожных станций.

3.1.20 согласованная нагрузка: Резистор на конце длинной линии, сопротивление которого равно волновому сопротивлению данной линии.

3.1.21 сооружения проводной железнодорожной электросвязи: Объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств и кабелей железнодорожной электросвязи.

3.1.22 средства железнодорожной электросвязи: Технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений железнодорожной электросвязи, а также иные технические и программные средства, используемые при обеспечении функционирования сетей железнодорожной электросвязи или оказании услуг связи.

3.1.23 ширина сближения: Среднее расстояние между эквивалентным проводником, находящимся под напряжением тяговой сети и проводником линии электросвязи. Если это расстояние менее 10 м, то шириной сближения следует считать расстояние от контактной сети до линии электросвязи.

3.1.24 электрическое влияние (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи посредством электрического поля.

     3.2 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВОЛП - волоконно-оптическая линия передачи;

ВЗУ - вводно-защитное устройство;

ВЧ линия - высокочастотная;

ДП - дистанционное питание;

ЛКС - линейно-кабельные сооружения;

НУП - необслуживаемый усилительный пункт;

НЧ - низкая частота;

ОУП - обслуживаемый усилительный пункт;

ЭТД - электротермическая деградация.

     4 Общие положения


Правила защиты устройств проводной железнодорожной электросвязи от влияний тяговых сетей применяют при следующих характеристиках сетей:

- постоянном токе, номинальном напряжении 3,3 кВ;

- однофазном переменном токе с частотой 50 Гц, номинальном напряжении 25 кВ (двухпроводная система);

- однофазном переменном токе с частотой 50 Гц, номинальном напряжении 2х25 кВ (трехпроводная система).

Тяговые сети постоянного и переменного тока оказывают на линейные устройства проводной железнодорожной электросвязи магнитное, гальваническое и электрическое влияние.

По степени и характеру воздействия возможны:

- опасное влияние;

- мешающее влияние.

Допустимые значения опасных напряжений и токов на линиях проводной железнодорожной электросвязи установлены для двух режимов работы тяговой сети:

- вынужденного (к нему относят и режим плавки гололеда);

- режима короткого замыкания тяговой сети на рельс (землю).

Допустимые значения мешающих напряжений и токов на линиях проводной железнодорожной электросвязи установлены для нормального режима работы тяговой сети.

     5 Правила защиты устройств проводной железнодорожной электросвязи от влияния тяговых сетей

     5.1 Нормы опасных и мешающих напряжений и токов влияния тяговой сети на устройства проводной железнодорожной электросвязи

5.1.1 Нормы опасных и мешающих напряжений и токов влияния тяговой сети переменного тока на устройства проводной железнодорожной электросвязи

5.1.1.1 При определении значений опасного и мешающего влияний тяговой сети переменного тока цепи устройств проводной железнодорожной электросвязи разбивают на расчетные участки.

Расчетным участком является гальванически неразделенный участок, не содержащий усилителей, трансформаторов или других элементов, препятствующих прохождению переменного тока в проводах.

5.1.1.2 Допустимые опасные напряжения

На линиях проводной железнодорожной электросвязи не применяют специальных мер защиты обслуживающего персонала и абонентов от опасных влияний тяговой сети, если трасса линий проводной железнодорожной электросвязи проходит на таком расстоянии от полотна электрифицированной железной дороги, при котором в проводе (жиле кабеля) по отношению к земле при его заземлении на противоположном конце расчетного участка возникают индуцированные напряжения, значения которых не превышают приведенных в таблице 1 (в вынужденном режиме работы тяговой сети и при коротком замыкании тяговой сети, при соответствующем времени ее отключения).


Таблица 1

Линия связи

Допустимые опасные напряжения, В, в режиме работы тяговой сети


вынужденном

короткого замыкания при времени отключения тяговой сети , с

Воздушная с деревянными опорами, в том числе с железобетонными приставками

50

2000 при 0,15;
1500 при 0,3;
1000 при ,6.


     Примечание - На заземленных частях не допускается напряжение более 50 В с длительностью более 1,0 с.

Воздушная с железобетонными или металлическими опорами; кабельная, в том числе волоконно-оптическая с металлическими жилами для дистанционного питания

36

500 при 0,1;
450 при 0,15;
310 при 0,3;
160 при 0,6.

     
     Примечание - На заземленных частях не допускается напряжение более 50 В с длительностью более 1,0 с.


При возникновении на одном из концов жилы кабеля индуцированных напряжений, превышающих приведенные в таблице 1, и в случае, когда применяют специальные меры по защите, опасные напряжения не должны превышать значений, приведенных в таблице 2.

Значения допустимых напряжений опасного влияния, определяемые по формулам, приведенным в таблице 2, являются максимально возможными, исходя из электрической прочности изоляции жил или вводного оборудования.


Таблица 2

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное