1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 13 октября 2022 в 07:51
Снять ограничение

ГОСТ 33555-2015

Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
Действующий стандарт
Проверено:  05.10.2022

Информация

Название Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
Название английское Motor vеhicles. Internal noise. Рermissible levels and methods of tests
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 08.07.2020
Дата введения в действие 01.04.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, L6, L7. Стандарт не распространяется на АТС, конструкция которых не предусматривает полной изоляции кабины (салона) от окружающей среды ни в одном из вариантов своего состояния, за исключением воздухообмена через элементы системы вентиляции, отопления и кондиционирования, а также через неплотности, вызванные особенностями конструктивного исполнения или соединений деталей. Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении (салоне) АТС и методы испытаний
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020 год
Утверждён в Росстандарт
Вероятно заменяющий ГОСТ 33555-2022ГОСТ недействующий

ГОСТ 33555-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Автомобильные транспортные средства


ШУМ ВНУТРЕННИЙ


Допустимые уровни и методы испытаний


Motor vehicles. Internal noise. Permissible levels and methods of tests

     

МКС 03.220.20

Дата введения 2017-04-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 663-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33555-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
     
     В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) категорий , , , , , , , в соответствии с [1]. Стандарт не распространяется на АТС, конструкция которых не предусматривает полной изоляции кабины (салона) от окружающей среды ни в одном из вариантов своего состояния, за исключением воздухообмена через элементы системы вентиляции, отопления и кондиционирования, а также через неплотности, вызванные особенностями конструктивного исполнения или соединений деталей.

Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении (салоне) АТС и методы испытаний.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 17187 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53188.1-2019.


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система, влияющая на образование внутреннего шума: Комплекс элементов АТС, который может оказывать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).

3.2 элемент системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: Любой отдельный элемент АТС, участвующий в формировании звукового излучения и/или вибраций и/или их передаче от источника к кабине (пассажирскому помещению), способный оказать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).

Примечание - Примеры элементов системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: элемент упругой подвески кузова, двигателя, коробки передач (силового агрегата), раздаточной коробки, карданного вала, главной передачи, колесных редукторов; системы снижения шума впуска воздуха и шума выпуска отработавших газов, глушители шума истечения воздуха из пневмосистемы, перегородки в пассажирском помещении; вибродемпфирующие, звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы и т.п.

3.3 технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса АТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

3.4 масса АТС в снаряженном состоянии: Определенная изготовителем масса порожнего АТС с кузовом и сцепным устройством в случае буксирующего АТС либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством, включая массы охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - члена экипажа (75 кг), если в АТС для него предусмотрено сиденье согласно [1].

3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя, кВт, определенная по [2].

3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность двигателя(ей), кВт, приведенная к единице технически допустимой максимальной массы АТС, кг, умноженная на 1000.

     4 Допустимые уровни внутреннего шума

4.1 АТС одного типа в отношении внутреннего шума не должны иметь существенных различий в характеристиках:

- конструкции и материала кузова, места установки двигателя, основных элементов шасси (например, рамы и элементов крепления на ней кузова), элементов упругой подвески двигателя (силового агрегата) и узлов трансмиссии;

- длины и ширины АТС;

- типа двигателя (с искровым зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный), типа и конструкции системы питания и газораспределения, номинальной или максимальной мощности и соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя, типа электродвигателя (вид тока, мощность, частота вращения и т.п.), типа силовой установки;

- системы выпуска отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС): глушители, резонаторы, нейтрализаторы, подвижные соединения и элементы крепления системы выпуска;

- системы впуска воздуха ДВС (глушители, резонаторы, воздухозаборники);

- системы истечения воздуха из тормозной системы после срабатывания пневмоаппаратов (глушители, отводные трубки);

- наличия вспомогательных систем, не являющихся необходимыми для получения движения, но используемых при движении АТС (система отопления, кондиционирования и вентиляции кузова или пассажирского помещения, далее - вентиляционная установка);

- конструкции трансмиссии (в части типов: коробки передач, главной передачи, раздаточной коробки, дополнительной коробки), числа передач и передаточных чисел;

- других систем, влияющих на образование внутреннего шума (например, перегородки в пассажирском помещении, элементов конструкций, состоящих из вибродемпфирующих, звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов).

4.2 В качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука, корректированный по А (дБА) по ГОСТ 17187.

Допустимые уровни внутреннего шума АТС, измеренные при движении, приведены в таблице 1.

4.3 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категории допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА.

4.4 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категорий , , , , допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА.

4.5 Для АТС категории с технически допустимой максимальной массой до 2000 кг с удельной мощностью на единицу массы более 75 в режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБА.

4.6 Для АТС категории с удельной мощностью на единицу массы более 110 допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.

Уровни звука, измеренные при разгоне, в случае превышения допустимых значений, приведенных в таблице 1, указываются в сопроводительной документации на АТС, предоставляемой покупателю (например, в "Руководстве по эксплуатации").

Таблица 1 - Допустимые уровни внутреннего шума АТС

Категории АТС

Допустимый уровень звука, дБА

1 АТС категории с компоновкой кузова вагонной или полукапотной

79

2 АТС категории с компоновкой кузова, за исключением указанных в пункте 1

77

3 АТС категорий и с расположением корпуса двигателя или большей его части в передней половине транспортного средства относительно вертикальной плоскости, перпендикулярной оси движения и проходящей через его геометрический центр - на рабочем месте водителя и в пассажирском помещении

79

4 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, - на рабочем месте водителя

77

5 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам II, III и В, - в пассажирском помещении

79

6 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам I и А, - в пассажирском помещении

81

7 АТС категории технически допустимой максимальной массой не более 2000 кг

79

8 АТС категории , за исключением указанных в пункте 7

81

9 АТС категорий и при наличии спального места в кабине

78

10 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 9

81

11 Квадрициклы (категорий , ) с закрытым кузовом

86

4.7 АТС, в отношении которых применены положения 4.5 и 4.6, не могут применяться для общественного пользования (например, в качестве такси), что также указывается в сопроводительной документации на АТС, предоставляемой покупателю.

4.8 Для АТС специального назначения по [1] (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.), изготовленных на базе АТС категории М, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового АТС. Для таких же АТС, изготовленных на базе АТС категории N, уровень звука не должен превышать 79 дБА.

4.9 Для специализированных пассажирских АТС в случае, когда кабина (рабочее место водителя) и пассажирское помещение конструктивно разделены, для рабочего места водителя применяются нормы пунктов 9 или 10, для пассажирского помещения - нормы пункта 3 таблицы 1.

4.10 При истечении воздуха из пневмоаппаратов тормозной системы после их срабатывания уровень звука в кабине (пассажирском помещении) АТС не должен превышать 70 дБА.

4.11 При работе системы отопления и вентиляции энергетическая сумма уровня звука этой системы, Lvent, и уровня звука в кабине (пассажирском помещении) АТС категорий и при движении в режиме разгона, Lacc, в том числе категорий , , , , не должна превышать допустимых уровней, приведенных в таблице 1. У АТС остальных категорий уровни звука системы отопления и вентиляции не должны превышать допустимых уровней, приведенных в таблице 1. Энергетическая сумма L рассчитывается с учетом 5.8.3 по каждой точке измерения по формуле

.                                                    (1)

4.12 При проверке уровня внутреннего шума в АТС, проводимой при контроле за объектами оценки соответствия, допускается превышение допустимых уровней звука, установленных для конкретного типа АТС, не более чем на 1 дБА.

     5 Методы испытаний

     5.1 Общие требования

5.1.1 Методы испытаний, изложенные в настоящем стандарте, используют при проведении испытаний АТС (в том числе периодических, сертификационных, контрольных, инспекционных и др.).

5.1.2 Испытательной лаборатории при проведении сертификационных испытаний должно быть предоставлено техническое описание АТС в соответствии с приложением А. Заявленное на испытание АТС должно соответствовать представленному техническому описанию. В случае, если допуск транспортного средства на рынок осуществляется с учетом 4.5 и 4.6, в дополнение к техническому описанию заявителем должна быть предоставлена декларация о внесении данных измерений в сопроводительную документацию на АТС, передаваемую покупателю, или документация, подтверждающая наличие такой информации.

5.1.3 Испытания проводят на одном образце, определяющем тип АТС в отношении внутреннего шума.

5.1.4 Порядок проведения инспекционных испытаний сертифицированных АТС (испытаний при контроле за объектами оценки соответствия) - в соответствии с приложением Б.

     5.2 Средства измерений и регистрации

5.2.1 Для измерения внутреннего шума АТС применяют следующие приборы:

- шумомер не ниже 1-го класса точности по ГОСТ 17187;

- стандартный источник звука (акустический калибратор, пистонфон) с погрешностью ±0,3 дБ;

- приборы для измерения скорости АТС и/или прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя с относительной погрешностью измерения ±2%;

- прибор для измерения скорости ветра с погрешностью измерения ±0,5 м/с с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с;

- прибор для измерения температуры окружающего воздуха с погрешностью измерения ±1°С;

- прибор для измерения атмосферного давления с погрешностью измерения ±1%.

5.2.2 Акустическую калибровку шумомера проводят до и после проведения каждой серии измерений с применением стандартного источника звука. Если результаты калибровки до и после испытаний отличаются более чем на 0,5 дБ, то испытание считают недействительным.

Допускается использовать другие средства измерений и регистрации, если их электроакустические характеристики соответствуют требованиям ГОСТ 17187.

     5.3 Условия проведения испытаний

5.3.1 АТС, на которых для условий бездорожья используются шины повышенной проходимости, на время испытаний могут быть оборудованы дорожными шинами, указанными в документации предприятия-изготовителя. На время проведения испытаний при температурах ниже +5°С автомобиль может быть оборудован зимними нешипованными шинами. Остаточная глубина протектора шины должна быть не менее 1,6 мм.

5.3.2 АТС испытывают без нагрузки, прицепов и полуприцепов, если они не предназначены для перевозки пассажиров. В кабине АТС могут находиться два человека: водитель и испытатель. В АТС с числом мест для сидения более девяти (категории , ) допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается.

5.3.3 В процессе испытаний ни одно из мест для сидения в АТС, где измеряется уровень звука, не должно быть занято, за исключением места водителя.

5.3.4 На АТС, оборудованном вспомогательной (дополнительной) коробкой передач с ручным переключением и/или приводом более чем на одну ось с принудительным включением дополнительных осей, все отключаемые оси следует отключить (если это возможно). Не следует использовать устройства, предназначенные для движения на малой скорости, стоянки, торможения или очень интенсивного разгона (спортивный режим).

5.3.5 При измерениях окна, люки в крыше должны быть закрыты, мягкий тент установлен.

5.3.6 Передвижные регулируемые сиденья во время испытаний (кроме сиденья водителя), возле которых проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинка сиденья водителя, если имеется возможность ее регулирования, должна находиться в удобном для водителя рабочем положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем положении.

5.3.7 Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты АТС должны быть прогреты до рабочей температуры, что обеспечивается пробегом не менее 10 км.

5.3.8 Испытания проводят на прямом сухом участке дороги с покрытием из асфальтобетона в хорошем техническом состоянии. Продольный и поперечный уклоны измерительного участка не должны превышать 1%.

На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не должны находиться крупные звукоотражающие объекты (например, заборы, мосты, здания и автомобили) и складки местности. При этом во время испытаний на дороге не должно находиться других движущихся объектов, наличие которых способно повлиять на результат измерений.

К участкам, предназначенным для проведения сертификационных испытаний, предъявляется дополнительное требование - шероховатость в зоне качения колес должна находиться в пределах (0,3-1,0) мм. Шероховатость измеряют по [3]* или [4]*. Проверку участка на соответствие требованиям шероховатости проводят не менее одного раза в год; число точек измерений - не менее одной на 100 м.

________________

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

5.3.9 Уровень фонового шума в пассажирском помещении (кабине водителя) должен быть не менее чем на 15 дБА ниже уровня звука, регистрируемого в процессе испытаний. Фоновый шум измеряют внутри пассажирского помещения (кабины водителя) при остановленном АТС при всех выключенных системах и устройствах, являющихся источниками шума.

5.3.10 При измерении шума вспомогательное оборудование (системы очистки и омывания стекол, аудиоаппаратура и т.д.) выключают.

Если АТС оборудовано одним или несколькими вентиляторами системы охлаждения двигателя, которые имеют систему автоматического включения, то во время измерений эта система не должна подвергаться каким-либо дополнительным воздействиям.

Если АТС оборудовано жалюзи системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания проводят при их работе в автоматическом режиме. Если транспортное средство оборудовано жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи.

5.3.11 При измерении шума по методикам, изложенным в 5.5, 5.6 и 5.7.2, вентиляционные установки, отопители, кондиционеры должны быть выключены, если это возможно. Если отсутствует возможность выключения этих систем, они должны работать в режиме наименьшей производительности.

5.3.12 Испытания проводят при следующих метеорологических условиях:

- отсутствии атмосферных осадков;

- атмосферном давлении 100 кПа, допустимое отклонение ±10%;

- температуре окружающего воздуха от минус 10°С до плюс 40°С;

- скорости ветра, измеряемой на измерительном участке на высоте приблизительно 1,2 м от поверхности дороги, не более 5 м/с.

     5.4 Требования к местам установки микрофонов

5.4.1 Измерения уровня шума проводят в следующих точках:

- у сиденья водителя (для всех категорий транспортных средств): микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен быть смещен от его плоскости симметрии на (0,20±0,02) м в направлении средней продольной плоскости АТС согласно точке Б, указанной на рисунке 1;

- микрофон, расположенный над каждым рядом сидений пассажиров, устанавливают в точке А в плоскости симметрии сиденья, как указано на рисунке 1, при этом за плоскость симметрии сиденья принимают продольную вертикальную плоскость симметрии подголовника сиденья;

- в зонах, предназначенных для стоящих пассажиров: на высоте (1,6±0,1) м от пола, ближе к продольной оси симметрии АТС;

- в зонах, предназначенных для лежащих пассажиров (например, скорая помощь, седельный тягач): над серединой подушки на высоте (0,15±0,02) м.

5.4.2 Определение (локализация) точки измерения проводится при установке подушки, спинки и подголовника сиденья в среднее положение по всем регулируемым направлениям (если это возможно). Это требование распространяется также на локализацию точки измерения около подушки для лежащих пассажиров.


Рисунок 1 - Положение микрофона относительно сиденья

5.4.3 Расстояние от микрофона до стенок кабины или оператора, проводящего измерения, должно быть не менее 0,15 м. Допускается несоблюдение этого условия в отношении расстояния до крыши кабины (салона). Если при измерении в АТС находится второй испытатель, расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м.

5.4.4 Микрофон должен быть расположен горизонтально, его ось максимальной чувствительности (в соответствии с характеристикой прибора) должна быть ориентирована в направлении взгляда сидящего человека. Если это направление не определено, ось максимальной чувствительности должна быть ориентирована в направлении движения АТС.

5.4.5 В протоколе испытаний указывают зоны или точки, в которых были проведены измерения.

     5.5 Измерение шума при разгоне

5.5.1 Измерения проводят следующим образом.

83 закупки
44-ФЗ
Подписание контракта
1 851 333,00 Р
44-ФЗ
Подписание контракта
10 050 000,00 Р
44-ФЗ
Подписание контракта
16 000 000,00 Р
Показано 1-30 из 83
Назад 1 2 3 Вперед
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное