1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 06 октября 2022 в 15:21
Снять ограничение

ГОСТ Р 56273.5-2016

Инновационный менеджмент. Часть 5. Менеджмент сотрудничества
Действующий стандарт
Проверено:  28.09.2022

Информация

Название Инновационный менеджмент. Часть 5. Менеджмент сотрудничества
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 14.04.2020
Дата введения в действие 01.06.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по наилучшей практике в области менеджмента сотрудничества для налаживания эффективного взаимодействия между физическими лицами, различными структурными подразделениями и сторонними организациями, участвующими в процессе создания инновацией. Настоящий стандарт применяется ко всем типам организаций, включая производственные предприятия, организации сферы услуг, общественные организации, государственные и социальные предприятия. Особое внимание уделяется малым и средним предприятиям (МСП). Настоящий стандарт входит в состав комплекса международных документов СЕН/ТС 16555 по инновационному менеджменту
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020 год
Утверждён в Росстандарт

ГОСТ Р 56273.5-2016/CEN/TS 16555-5:2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Часть 5

Менеджмент сотрудничества

Innovation management. Part 5. Collaboration management

ОКС 03.100.40

         03.100.50

Дата введения 2017-06-01


  Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2016 г. N 1931-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу CEN/TS 16555-5:2015* "Инновационный менеджмент. Часть 5. Менеджмент сотрудничества" (CEN/TS 16555-5:2015 "Innovation management - Part 5: Collaboration management", IDT).

________________

     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном  приложении ДА     

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

В современном мире физические и юридические лица вынуждены приобретать новые навыки и знания, необходимые для регулярного и эффективного обновления производства и внедрения инноваций. Путем сотрудничества можно значительно улучшить инновационную деятельность и изменить климат в организации.

Настоящий стандарт содержит описание основных причин, по которым организациям необходимо сотрудничать в различных обстоятельствах, а также описание условий внешней среды, при которых организации могут осуществлять эффективное сотрудничество. Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по менеджменту сотрудничества физических лиц, рабочих и проектных команд и организаций.

Рекомендации, установленные в настоящем стандарте, определяют, когда, как и с кем оптимально взаимодействовать. Рассматриваются различные типы сотрудничества, возникающие трудности и достигаемые преимущества. Приложение А содержит конкретные примеры практического применения указанных рекомендаций.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по наилучшей практике в области менеджмента сотрудничества для налаживания эффективного взаимодействия между физическими лицами, различными структурными подразделениями и сторонними организациями, участвующими в процессе создания инноваций. Настоящий стандарт применяется ко всем типам организаций, включая производственные предприятия, организации сферы услуг, общественные организации, государственные и социальные предприятия. Особое внимание уделяется малым и средним предприятиям (МСП).

Настоящий стандарт входит в состав комплекса международных документов СЕН/ТС 16555 по инновационному менеджменту.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий документ:

CEN/TS 16555-1:2013, Innovation Management. Part 1: Innovation Management System (Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются термины и определения, установленные в СЕН/ТС 16555-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 двустороннее сотрудничество (bilateral collaboration): Сотрудничество, в котором задействованы только две (партнерские) стороны.

3.2 консорциум (consortium): Ассоциация (команда) нескольких партнеров, работающих совместно.

3.3 внутреннее сотрудничество (internal collaboration): Кооперация различных физических лиц (групп), работающих внутри одной организации.

3.4 открытые инновации (open innovation): Инновации, использующие как внутренние, так и внешние идеи, как внутренние, так и внешние выходы на рынок для обновления производства.

________________

Henry Chesbrough (изобретатель рассматриваемой парадигмы) определяет это как "использование целенаправленных "приливов и отливов" знаний для ускорения инноваций".

     4 Сотрудничество

     4.1 Общие положения

В соответствии с СЕН/ТС 16555-1, сотрудничество является составной частью инновационного процесса. В СЕН/ТС 16555-1 (разделы 7.9 и 11.5) содержится краткое описание менеджмента сотрудничества, его особенностей и способов улучшения инновационной деятельности организации. Настоящий стандарт содержит более полную информацию о менеджменте сотрудничества.

     4.2 Положительный эффект

Сотрудничество способствует приобретению и задействованию новых навыков и ресурсов. Кроме того, оно сплачивает коллектив, создает возможности для креативности и инноваций, помогает в решении внутренних проблем и использовании внешнего потенциала.

Сотрудничество может объединять как внутренние, так и внешние ресурсы. Привлечение штатных сотрудников и их представителей необходимо. Очень важно обеспечить их личную заинтересованность и рассеять существующие сомнения. В некоторых странах привлечение максимального количества участвующих сторон определяется национальным законодательством и соглашениями о социальном партнерстве. Команды из различных подразделений организации, в том числе внешних распределенных бизнес-структур из разных стран и регионов, взаимодействуют для достижения общей цели: получения нового продукта для глобального рынка, новой услуги или разработки коммерческого предложения для основного заказчика.

Сотрудничество - это действие, объединяющее навыки и ресурсы, которыми отдельно взятая организация не обладает. При этом снижаются суммарные затраты, происходит разделение риска. Каждый участник сотрудничества вносит свой вклад в достижение общей цели. Потребность в сотрудничестве вытекает из потребности в дополнительных ресурсах, дополнительной квалифицированной экспертизе в одной или нескольких областях. Сотрудничество повышает доверие к персоналу, принимающему в нем участие. Инновации могут возникать при взаимодействии между собой людей с различными навыками и опытом. Эти люди могут решать проблемы, генерировать идеи, создавать ценность. Сотрудничество - это насущная необходимость для повышения инновационного потенциала.

Для инноваций, в особенности, рекомендуется сотрудничество с университетами и научно-исследовательскими институтами (НИИ). Это создает дополнительные преимущества: во-первых, инновации, разработанные при участии НИИ, могут быть представлены на рынке, во-вторых, сотрудничество с университетами и НИИ предоставляет доступ к широкому спектру новых идей, продуктов и услуг, способствует решению таких проблем, которые без специальной экспертизы могут оказаться неразрешимыми.

Сотрудничество с другими организациями, иногда конкурентами, дает возможность снизить затраты особенно в неконкурентных и неприоритетных областях, создать базу для дополнительной независимой экспертизы.

     4.3 Типы сотрудничества

Знания и технологии, необходимые для создания инноваций, могут лежать частично или целиком вне традиционных (ключевых) компетенций организации. Общий подход к решению проблемы - установление сотрудничества с другими организациями и учреждениями. Это позволяет повысить передачу неявных знаний, а также приобрести знания вне существующих организационных границ. По этой причине наблюдается резкий рост числа соглашений о сотрудничестве в области научно-исследовательских работ.

Вместе с тем, многие организации заключают соглашения о сотрудничестве без учета надлежащих условий. На рисунке 1 приведены различные типы сотрудничества, которые варьируют при переходе от сугубо внутренних до полностью открытых форм реализации инноваций.

Внутреннее сотрудничество

Данный вид сотрудничества может осуществляться непосредственно в рамках самой организации. Внутреннее сотрудничество имеет ряд недостатков, включая групповую тенденцию, известную как синдром "это придумали не мы" (неприятия чужой разработки), связанный с отторжением идей и инноваций, предложенных третьими лицами. С другой стороны, так как все участники хорошо знают друг друга, им проще достичь взаимопонимания, а это является важным условием успешного сотрудничества. Вместе с тем, если организация достаточно велика, то уровень взаимопонимания может быть недостаточен из-за невозможности охватить проблемы и области ее применения целиком. Решающим фактором здесь оказывается совместное использование информации и установление прочных и обширных связей между всеми сотрудниками организации.

Как внутри, так и между организациями могут существовать культурные барьеры, мешающие эффективному сотрудничеству. Существует мнение, что обмен информацией осуществляется гораздо лучше в неформальной обстановке между разработчиками программного обеспечения из разных организаций (собранных вместе), нежели из соседних отделов одной организации. Таким образом, должна быть выработана определенная культура совместного доступа к информации, способствующая преодолению политического сопротивления самодостаточных функциональных подразделений.

Современные технологии способствуют усилению как внутреннего, так и внешнего сотрудничества во временном, пространственном и культурном аспектах.


Рисунок 1 - Типы сотрудничества


Двустороннее сотрудничество

Двустороннее сотрудничество - это простейший вариант консорциума, когда в совместной работе участвуют только два партнера. Детали рассмотрены в разделе 7.

Консорциум

Консорциум - это ассоциация (комбинация) из нескольких партнеров. Важно договориться заранее о порядке совместной работы, доступе к объектам интеллектуальной собственности и т.д. (см. раздел 7).

Открытые инновации

Основная идея открытых инноваций заключается в следующем: знания в настоящем мире доступны всем, граница между организацией и окружающей ее внешней бизнес-средой становится все более прозрачной. Организация не может рассчитывать только на собственные силы. Необходимо задействовать внешнюю информацию. Ее доступность обусловлена приобретением, лицензированием и сотрудничеством с другими организациями. Потоки знаний из внешней среды, способствующие более эффективному использованию текущих возможностей рынка, расширению имеющихся рыночных границ и завоеванию новых рынков, изображены на рисунке 2.

Если внутреннее изобретение (разработка) не находит применения на самом предприятии, то его можно ввести во внешний коммерческий оборот путем лицензирования, с помощью совместных предприятий или отделившихся от дочерней компании предприятий. Данный подход формирует новые перспективные рынки (см. рисунок 2). Выбранная стратегия защиты прав на объекты интеллектуальной собственности должна четко определять, кто получает доход от продажи лицензий и патентов.

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное