1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 23:30
Снять ограничение

ГОСТ Р 57119-2016

Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Общие требования
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Общие требования
Название английское Technique of carrying out assessment of vulnerability objects of transport infrastructure and vehicles. General requirements
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 22.08.2019
Дата введения в действие 01.07.2017
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает общие требования к процедуре определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), транспортных средств (далее - ТС) и транспортного оборудования от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться собственникам ОТИ и ТС и специализированным организациям при проведении оцени уязвимости ОТИ и ТС
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Утверждён в Росстандарт

Расположение в каталоге ГОСТ


ГОСТ Р 57119-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Общие требования

Technique of carrying out assessment of vulnerability objects of transport infrastructure and vehicles. General requirements



ОКС 13.310

Дата введения 2017-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Рустехинновации" (ЗАО "Рустехинновации"), Закрытым акционерным обществом "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"), Ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности "Транспортная безопасность"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 "Контейнеры"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2016 г. N 1318-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан в целях установления единой терминологической базы и общих требований к деятельности субъектов транспортной инфраструктуры и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. с изменениями и дополнениями.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к процедуре определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), транспортных средств (далее - ТС) и транспортного оборудования (далее - ТО) от угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться собственникам ОТИ и ТС и специализированным организациям при проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС.

Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность по оценке уязвимости ОТИ и ТС.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 56461 Безопасность транспортная. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется принять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

           

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56461, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 акт незаконного вмешательства; АНВ: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

3.2 инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (инженерные сооружения ТБ): Части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их критические элементы.

3.3 категорирование ОТИ и ТС: Отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.

3.4 критический элемент ОТИ и/или ТС (критический элемент): Строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

3.5 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.6 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.7 модель нарушителя: Описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности, оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в отношении ОТИ и/или ТС.

3.8 нарушитель: Лицо (группа лиц), совершившее(ая) или пытающееся(аяся) совершить АНВ, а также лицо (группа лиц), оказывающее(ая) содействие в этом, в том числе с использованием ТС.

3.9 непосредственная угроза: Совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.

3.10 опасные грузы: Вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения ТС, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц [1].

3.11 уровень безопасности транспортного комплекса: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

3.12 элементы технологического комплекса и объекты вида транспорта: Сооружения и устройства вида транспорта.

     4 Обозначения и сокращения


БТИ - бюро технической инвентаризации.

ИССО - искусственное сооружение.

КПП - контрольно-пропускной пункт.

МВД России - Министерство внутренних дел России.

МЧС России - Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

ОВД РФ - органы Внутренних дел Российской Федерации.

ТБ - транспортная безопасность.

ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти.

ФСБ России - Федеральная служба безопасности России.

     5 Общие требования


При проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС общими являются требования:

- по учету результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС;

- по организации, точности, своевременности и скорости данного вида обслуживания [2];

- к унифицированной документации по 7.11.4 ГОСТ 1.5-2001.

     5.1 Требование учета результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС


При проведении оценки уязвимости учитывают результаты категорирования ОТИ и/или ТС. При проведении оценки уязвимости ОТИ и/или ТС учитывают видовые особенности ОТИ и ТС. Особое внимание на видовые особенности следует обращать на этапах изучения их технических и технологических характеристик и изучения системы принятых на ОТИ и/или ТС мер по защите от АНВ.

На этапах изучения способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием модели нарушителя и определения рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры по совершенствованию системы мер обеспечения ТБ необходимо дополнительно учитывать эксплуатационные особенности и характеристики ОТИ и/или ТС.

5.1.1 Автомобильный транспорт

ОТИ: автомобильные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса (включая городской наземный электрический транспорт) здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.

ТС - это средства, используемые:

- для регулярной перевозки пассажиров и багажа;

- перевозки пассажиров и багажа по заказу;

- перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение [3].

5.1.2 Воздушный транспорт

ОТИ: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления воздушным движением, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.

ТС являются: воздушные суда коммерческой гражданской авиации и воздушные суда авиации общего назначения [4].

5.1.3 Морской и речной транспорт

ОТИ: внутренние водные пути, вокзальные комплексы, морские порты, речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами [5].

ТС - это: суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, в значениях, устанавливаемых [6], [7].

5.1.4 Железнодорожный транспорт

5.1.4.1 Первая группа ОТИ:

ОТИ: раздельные пункты (далее - РП) [земляное полотно, верхнее строение пути, в том числе стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, ИССО, кроме мостов, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте; контактная сеть на станциях, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, водоразборные колонки].

Здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов, расположенных совместно со станционными и другими подразделениями владельцев инфраструктуры вида транспорта.

5.1.4.2 Вторая группа ОТИ

ОТИ: железнодорожные перегоны, в том числе законсервированные (земляное полотно, верхнее строение пути, ИССО (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды).

5.1.4.3 Третья группа ОТИ

ОТИ: ИССО, в том числе железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала); путепроводы; эстакады; селеспуски; тоннели.

5.1.4.4 Четвертая группа ОТИ

ОТИ:

отдельно расположенные (вне территории станций) здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов;

- объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:

- линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте,

- строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых, трансформаторных, комплектных трансформаторных подстанций, дизельных электростанций,

- строения, сооружения, помещения и оборудование пунктов группировки,

- строения, сооружения, помещения и оборудование постов секционирования,

- сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания,

- здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства электроснабжения,

- системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения;

объекты водоснабжения, в том числе: водозаборные устройства, водоочистные устройства, насосные станции, сети водоснабжения, водонапорные башни;

пункты управления и информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками, в том числе:

- стационарные пункты управления владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава,

- защищенные и запасные пункты управления,

- строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения информационно-вычислительных и диспетчерских центров,

- строения, сооружения и помещения, предназначенные для эксплуатации линейного и станционного оборудования сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте и потребность в связи,

- здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства связи и информатизации, используемые при ремонте технических средств систем связи и вычислительной техники;

отдельно расположенные объекты гражданской обороны (вне территории станций): убежища, противорадиационные укрытия, а также объекты жизнеобеспечения, в том числе котельные, больницы.

5.1.4.5 Пятая группа ОТИ

ОТИ:

объекты вагонного хозяйства, в том числе:

- производственные участки, связанные с ремонтом и обслуживанием вагонов, пункты технического обслуживания и ремонта вагонов, вагоноколесные мастерские, вагоноремонтные заводы,

- пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей,

- промывочно-пропарочные и дезинфекционно-промывочные станции и пункты, пункты промывки вагонов,

- пункты подготовки вагонов для перевозок;

объекты локомотивного хозяйства, в том числе:

- основные депо (электровозные, электроподвижной состав, тепловозные), в том числе производственные участки текущего ремонта, пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов) пескосушилки, склады топлива и смазочных материалов, устройства для постановки электровозов в ремонтные стойла и разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются,

- оборотные депо (электровозные, электроподвижной состав, тепловозные), в том числе пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов) пескосушилки, склады топлива и смазочных материалов, устройства для разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются,

- локомотиворемонтные и электровагоноремонтные заводы;

здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:

- контейнерные площадки, терминалы, грузовые дворы,

- используемые при содержании, ремонте и эксплуатации устройств и механизмов, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов,

- используемые при ремонте и эксплуатации железнодорожного пути и искусственных сооружений, путевых машин, механизмов и специального путевого подвижного состава;

здания, строения, сооружения, помещения, устройства и оборудование пунктов дислокации восстановительных и пожарных поездов и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются:

- базы и склады: без путевого развития; имеющие путевое развитие базы хранения мобилизационного резерва; имеющие путевое развитие базы хранения специального запаса, включая локомотивы, вагоны и другие материальные ценности; склады гражданской обороны, стационарные военно-продовольственные пункты,

- используемые при ремонте и эксплуатации устройств и линий сигнализации, централизации и блокировки.

5.1.4.6 Шестая группа ОТИ

ОТИ:

- объекты железнодорожного транспорта не общего пользования;

- объекты технологического железнодорожного транспорта.

К ТС железнодорожного транспорта относятся: локомотивы (паровозы, тепловозы, электровозы), электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, составы метро, дрезины, самоходные машины, вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.

     5.2 Требования к порядку проведения оценки уязвимости на ОТИ

5.2.1 Этап I Изучение технических и технологических характеристик, организации эксплуатации и функционирования ОТИ

Этот этап включает в себя:

а) изучение деятельности ОТИ, в том числе:

- устава юридического лица; документов, подтверждающих регистрацию в качестве юридического лица, а также прав собственности или иных вещных прав на ОТИ, а также на здания, сооружения и оборудование (свидетельства государственной регистрации прав собственности, выписки из реестра федерального имущества, документы кадастрового учета, ситуационный план); технических паспортов станционных путей, профиля станционных путей, горок, технико-распорядительного акта, документов о балансовой стоимости сооружений и оборудования, документов, определяющих границы станционной площадки, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению объекта; документации по отдельным элементам (земляное полотно, верхнее строение пути, стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, искусственные сооружения, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционного оборудования сетей связи (в том числе пневмопочты) и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы, электро- и энергоснабжения, пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей, пункты экипировки локомотивов, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов и их площадь, площадь вокзальных помещений, пассажирских платформ, водоразборные колонки, устройства водоснабжения, канализации (в том числе принадлежащие местным сетям) и другие устройства); местоположения относительно ближайшего населенного пункта, включая юридический и почтовый адреса, номера телефонов (для ОТИ); локального нормативного акта о назначении лица (лиц), ответственного(ых) за обеспечение ТБ на ОТИ; сведений об организациях, располагаемых в зоне безопасности, в зонах безопасности свободного доступа; регламента работы ОТИ;

б) изучение географических, топологических, этнических, климатических, геологических, гидрологических особенностей ОТИ;

в) изучение документации ОТИ:

- генерального плана, в том числе планы территории ОТИ с указанием границ и конфигурации [8] зоны ТБ, включая перевозочный и технологичный сектора зоны безопасности, зоны свободного доступа, КПП; расположения сооружений и технологического оборудования с указанием критических элементов,

- технического паспорта ОТИ: принадлежность ОТИ; данные о земельном участке; площадь используемой приграничной территории; численность персонала ОТИ (всего и занятого обеспечением транспортной безопасности); наличие объектов незавершенного строительства (при наличии); наличие зданий, сооружений, не участвующих в производственном процессе; систем энерго-, водо-, тепло-, газоснабжения и других систем жизнеобеспечения,

- состав ОТИ: наименование и назначение зданий, сооружений, технологического оборудования, устройств; балансовая стоимость;

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное