1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 02 октября 2022 в 08:07
Снять ограничение

ГОСТ Р 57239-2016

Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные инфраструктурные риски, возникающие при производстве аэропортовой деятельности
Действующий стандарт
Проверено:  24.09.2022

Информация

Название Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные инфраструктурные риски, возникающие при производстве аэропортовой деятельности
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 18.05.2020
Дата введения в действие 01.07.2017
Область и условия применения Объектом стандартизации являются общие требования к системе управления риском аэропортовой деятельности в рамках системы менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБАД) оператора аэродрома. Требования настоящего стандарта предназначены для применения всеми организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Утверждён в Росстандарт

ГОСТ Р 57239-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БАЗА ДАННЫХ

Авиационные инфраструктурные риски, возникающие при производстве аэропортовой деятельности

Air transport. Safety management of aviation activity. Data base. Aviation infrastructure risks of airport operation



ОКС 03.220.50

Дата введения 2017-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2016 г. N 1629-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
     


Введение


Аэропортовая деятельность определяется как деятельность оператора аэродрома/аэропорта по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию, обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

В соответствии с принципами менеджмента безопасности авиационной деятельности, приведенными в ГОСТ Р 57240-2016 "Воздушный транспорт. Менеджмент безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации. Основные положения", управление безопасностью включает оценку и управление рисками различных видов деятельности оператора аэродрома/аэропорта и основных аспектов безопасности.

Основой управления безопасностью является риск-менеджмент. В настоящем стандарте изложены основные требования по разработке, внедрению и применению системы риск-менеджмента в рамках системы менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБАД) аэродрома.

Положения данного стандарта полностью включают требования к риск-менеджменту в системах управления безопасностью полетов (СУБП) оператора аэродрома, изложенные в Стандартах и Рекомендуемой практике (SARPs) Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и ФАП-286, а также включают дополнительные требования по риск-менеджменту основных аспектов безопасности авиационной аэропортовой деятельности.

Эти дополнительные требования могут быть использованы при разработке интегрированных систем управления безопасностью аэродрома.

     1 Область применения


Объектом стандартизации являются общие требования к системе управления риском аэропортовой деятельности в рамках системы менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБАД) оператора аэродрома.

Требования настоящего стандарта предназначены для применения всеми организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 57240-2016 Воздушный транспорт. Менеджмент безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Сокращения, термины и определения

     3.1 Сокращения

AT - авиационная техника

АБ - авиационная безопасность

АСК - аварийно-спасательная команда

БД - база данных

ВПП - взлетно-посадочная полоса

ВС - воздушное судно

ГА - гражданская авиация

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ИКАО - Международная организация гражданской авиации

ИТП - инженерно-технический персонал

КС - коэффициент сцепления

ЛПР - лицо, принимающее решения

МБАД - менеджмент безопасности авиационной деятельности

МТ РФ - Министерство транспорта РФ

ОВД - обслуживание воздушного движения

ПВС - повреждение воздушного судна на земле

РД - рулежная дорожка

РЛС - радиолокационная станция

РТО - радиотехническое оборудование

РТОП - радиотехническое обеспечение полетов

РТС - радиотехнические средства

РУБП - Руководство по управлению безопасностью полетов

СМБАД - система менеджмента безопасности авиационной деятельности

СМК - система менеджмента качества

ССОа - светосигнальное оборудование аэродрома

СТО - светотехническое оборудование

СУБП - система управления безопасностью полетов

ТО - техническое обслуживание

ФАВТ - Федеральное агентство воздушного транспорта

ФО - фактор опасности

ЭВМ - электронно-вычислительная машина

ЭСТОП - электросветотехническое обеспечение полетов

ADREP - Accident/incident data reporting - система представления данных об авиационных происшествиях/инцидентах

ECCAIRS - European Coordination Centre for Aviation Incident Reporting Systems - европейский координационный центр по предоставлению отчетности об авиационных инцидентах

IATA - International Air Transport Association - Международная ассоциация воздушного транспорта

NOTAM - Notice to airmen - извещение, рассылаемое средствами электросвязи, содержащее информацию, которая имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов

SARPs - Standards and Recommended Practices - Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО.

     3.2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57240 "Воздушный транспорт. Менеджмент безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации. Основные положения", а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.2.1 авиационная деятельность на аэродромах и в аэропортах (aerodrome/airport aviation activity): Деятельность (организационная, производственная, научная и иная) физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, создание и использование аэродромной сети и аэропортов и их объектов, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках и других авиационных услугах [15].

3.2.2 аэродром (aerodrome): Участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов [12].

3.2.3 аэропорт (airport): Комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование [12].

3.2.4 аэропортовая деятельность (airport activity): Деятельность, осуществляемая операторами аэродрома/аэропорта по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов на территориях аэропорта [15].

3.2.5 взлетно-посадочная полоса аэродрома (runway): Часть летной полосы аэродрома, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов [14].

3.2.6 рулежная дорожка аэродрома (taxiway): Часть летного поля аэродрома, специально подготовленная для руления воздушных судов [14].

3.2.7 аэронавигационная информация (aeronautical information): Официальные сведения, опубликованные в Сборниках аэронавигационной информации (AIP), касающиеся характеристик и фактического состояния аэродромов, порядка маневрирования в районе аэродрома, воздушных трасс и их оборудования радио-, электротехническими средствами [15].

3.2.8 главный оператор гражданского аэродрома/аэропорта (operator of the civil aerodrome/airport): Хозяйствующий субъект из числа операторов авиационной деятельности на аэродромах и в аэропортах, владеющий сертификатом аэродрома, аэропорта (держатель сертификата) и свидетельством о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации [15].

3.2.9 место стоянки воздушного судна (aircraft stand): Часть перрона (выделенный участок на перроне) или площадки специального назначения аэродрома вне перрона, предназначенные для стоянки воздушного судна с целью его обслуживания, хранения [14].

3.2.10 обслуживание (управление) воздушного движения (air traffic service (control): Комплекс мероприятий по полетно-информационному, консультативному диспетчерскому обслуживанию (управлению) воздушного движения, а также аварийному оповещению [15].

3.2.11 перрон (apron): Определенная в установленном порядке площадь аэродрома как часть его летного поля, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки (высадки) пассажиров, погрузки (выгрузки) почты или грузов, заправки, стоянки, технического обслуживания [14].

3.2.12 территория аэродрома (airfield): Огражденные (обозначенные) в соответствии с нормами проектирования участки земли (или акватория), как служебно-техническая территория с расположенными на нем объектами аэродромной инфраструктуры [15].

     4 Общие требования

     4.1 Требования к организации аэропортовой деятельности

4.1.1 Перечень основных видов аэропортовой деятельности, входящих в сферу применимости настоящего ГОСТ, и их краткая характеристика приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Виды аэропортовой деятельности

N

Вид деятельности

Краткая характеристика

1

Аэродромное обеспечение

Поддержание летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки ВС.

2

Электросветотехническое обеспечение

Комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления ВС и централизованного обеспечения электроэнергией аэропорта и его объектов.

3

Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение

Организация и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей ВС, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и их эвакуации.

4

Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок

Обеспечение эксплуатации и обслуживания ВС авиационными ГСМ и спец. жидкостями. Осуществление контроля качества авиационных ГСМ.

5

Радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь

Комплекс мероприятий, выполняемых службами авиапредприятий, гос. предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, организации внутриаэропортовой электросвязи, ТО средств оповещения и информации пассажиров, охранно-пожарной сигнализации и специальных технических средств, вычислительной техники.

6

Метрологическое обеспечение

Обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение эффективности и качества работ по испытанию, эксплуатации и ремонту авиационной техники и средств наземного обслуживания ВС.

7

Метеорологическое обеспечение

Комплекс мероприятий по получению и своевременному доведению до должностных лиц авиационных предприятий и аэропорта метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.

8

Аэронавигационное информационное обеспечение

Комплекс мероприятий на этапах организации, подготовки и выполнения полетов, направленных на создание условий безопасной и точной аэронавигации.

9

Обеспечение авиационной безопасности

Комплекс режимно-охранных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей ВС.

10

Обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов

Комплекс мероприятий для осуществления посадки (высадки) пассажиров, обработки, хранения багажа, почты и грузов, погрузки (разгрузки) багажа, почты и грузов на борт (с борта) ВС с целью их перевозки по заявленному маршруту при соблюдении авиационной безопасности и безопасности полетов.

11

Орнитологическое обеспечение

Комплекс мероприятий для предотвращения столкновений ВС с птицами на этапах взлета, захода на посадку, посадки и руления.

12

Инженерно-авиационное обеспечение

Комплекс мероприятий по своевременному и качественному ТО ВС.

13

Обеспечение специальным транспортом и средствами механизации

Комплекс мероприятий по обеспечению служб аэропорта специальным транспортом и средствами механизации.

4.1.2 Оператор аэродрома в соответствии с [5] обеспечивает виды деятельности, обозначенные в таблице 1 под номерами 1, 2, 3.

4.1.3 К оператору аэродрома в полной мере применимы требования SARPs ИКАО по наличию и функционированию СУБП.

4.1.4 В соответствии с требованиями безопасности полетов и авиационной безопасности отдельные виды аэропортовой деятельности не допускают конкуренции. Перечень отдельных видов аэропортовой деятельности, не допускающих конкуренции, устанавливается федеральными авиационными правилами.

4.1.5 Оператор аэродрома/аэропорта, владеющий сертификатом аэродрома/аэропорта и свидетельством о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, обязан организовать и осуществлять аэропортовую деятельность в соответствии с документами, на соответствие требованиям которых эта деятельность была сертифицирована или декларирована.

4.1.6 В целях обеспечения безопасности полетов, авиационной, экологической, производственной и информационной безопасности, а также эффективной координации, деятельность операторов, привлеченных в установленном порядке других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основе единой технологии.

4.1.7 Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских ВС, установлены в [1].

4.1.8 Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов гражданских ВС, установлены в [2].

4.1.9 Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, установлены в [3].

4.1.10 Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим контроль качества авиационных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, заправляемых в ВС, установлены в [4].

4.1.11 Процедуры сертификации аэродромов установлены в [5].

4.1.12 Требования, предъявляемые к гражданским аэродромам, установлены в [13].

     4.2 Требования к системе менеджмента безопасности аэропортовой деятельности

4.2.1 Управление безопасностью аэропортовой деятельности включает оценку и управление безопасностью всех видов деятельности оператора аэропорта и следующих основных аспектов безопасности:

- безопасность полетов,

- авиационная безопасность,

- производственная безопасность,

- экологическая безопасность,

- информационная безопасность.

4.2.2 СМБАД эксплуатанта должна иметь подсистемы, выполняющие функции управления безопасностью по всем указанным аспектам. Степень взаимодействия между подсистемами может быть различной: от автономного функционирования и раздельного представления рекомендаций ЛПР до работы в интегрированной системе безопасности с использованием общего программного обеспечения.

4.2.3 СМБАД взаимодействует с СМК. В зависимости от особенностей деятельности эксплуатанта степень взаимодействия может быть различной вплоть до использования единой базы данных и общего программного обеспечения в рамках интегрированной системы СМБАД-СМК.

4.2.4 Наиболее полно требования к системе управления безопасностью и рекомендации по методам управления сформулированы для управления безопасностью полетов в [6] и [7]*.

________________

* Поз. [7], [9], [11] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

4.2.5 Требования к управлению авиационной безопасностью и рекомендации по методам управления приведены в [8] и [9].

4.2.6 Требования к управлению экологической безопасностью при аэропортовой деятельности приведены в [10] и [11].

     4.3 Требования к СУБП оператора аэродрома

4.3.1 В соответствии c SARPs ИКАО, приведенным в [6], и ФАП-286 [5] оператор аэродрома должен разработать и внедрить СУБП аэродрома и включить сведения о СУБП в Руководство по аэродрому.

4.3.2 Оператор аэродрома обеспечивает виды деятельности, обозначенные в табл.1 номерами 1, 2, 3. Соответственно, СУБП оператора аэродрома применяется для управления безопасностью этих видов деятельности.

4.3.3 Основными элементами СУБП оператора аэродрома являются:

- политика в области безопасности применительно к процессу обеспечения и ее взаимосвязь с процессами эксплуатации и ТО;

- политика в области безопасности применительно к процессу обеспечения безопасности и ее взаимосвязь с процессами эксплуатации и ТО;

- структура или организация СУБП, включая укомплектование персоналом и распределение индивидуальной или групповой ответственности за решение вопросов, связанных с безопасностью;

- стратегия и планирование в области СУБП, включая установление целевых показателей безопасности полетов, распределение приоритетов реализации соответствующих инициатив, а также создание условий для уменьшения опасности до практически обоснованного уровня;

- реализация СУБП, включая средства, методы и процедуры эффективной передачи сообщений, касающихся безопасности полетов, и обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности полетов;

- система определения критических с точки зрения безопасности полетов областей, требующих большего внимания к вопросам обеспечения безопасности полетов;

- меры, способствующие безопасности и предотвращению происшествий, а также система защиты от опасности, предусматривающая анализ и разбор происшествий, инцидентов, жалоб, недостатков, ошибок, несоответствий и отказов, а также постоянный контроль за состоянием безопасности;

- система анализа и внутренних проверок состояния безопасности полетов, в рамках которой подробно рассматриваются системы и программы контроля качества реализации мер по обеспечению безопасности полетов;

- система оформления документов на все оборудование аэродрома, связанного с обеспечением безопасности полетов, и регистрации данных об эксплуатации и обслуживании указанного оборудования, а также сооружений аэродрома, включая информацию по проектированию и сооружению поверхностей с искусственным покрытием и светосигнального оборудования;

- обучение и квалификация персонала, в том числе рассмотрение и оценка достаточности подготовки персонала в части выполнения им обязанностей, связанных с обеспечением безопасности полетов, а также системы проверки навыков и знаний для определения уровня квалификации;

- включение в контракты на выполнение на аэродроме строительных работ положений, касающихся безопасности полетов, и обеспечение их выполнения.

4.3.4 Подробные рекомендации по разработке и внедрению СУБП приведены в [7].

     5 Требования к процессу риск-менеджмента безопасности аэропортовой деятельности

     5.1 Общее описание процесса

5.1.1 Основу управления каждым из аспектов безопасности составляет риск-менеджмент. Эксплуатанту рекомендуется использовать единую методологию риск-менеджмента для всех аспектов безопасности.

5.1.2 Риск-менеджмент безопасности представляет собой процесс управления деятельностью организации, направленный на повышение уровня ее безопасности, с помощью методов риск-менеджмента.

5.1.3 Риск безопасности авиационной деятельности определяется как сочетание вероятности наступления авиационного события, связанного, в данном случае, с аэропортовой деятельностью, и предсказуемой серьезности последствий этого события при наиболее вероятном негативном его развитии.

5.1.4 Основными процедурами процесса риск-менеджмента (рис.1) являются:

- выявление ФО;

- идентификация связанных с ними рисков и оценка их на приемлемость;

- разработка предупреждающих/корректирующих мероприятий;

- оценка остаточного риска;

- внедрение мероприятий или отказ от данного вида авиационной деятельности.     

     

Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное