1
Доступно поисковых запросов: 1 из 2
Следующий пробный период начнётся: 10 февраля 2023 в 10:58
Снять ограничение

ГОСТ Р 57726-2017

Законопроекты, рассматриваемые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Требования к юридико-техническому оформлению
Действующий стандарт
Проверено:  02.02.2023

Информация

Название Законопроекты, рассматриваемые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Требования к юридико-техническому оформлению
Название английское Draft laws considered by legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation. Requirements for technical legal implementation
Дата актуализации текста 01.01.2021
Дата актуализации описания 01.01.2021
Дата издания 26.05.2020
Дата введения в действие 01.06.2018
Область и условия применения Настоящий стандарт устанавливает требования к юридико-техническому оформлению законопроектов, рассматриваемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Настоящий стандарт предназначен для применения Собраниями депутатов при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Утверждён в Росстандарт

ГОСТ Р 57726-2017

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ) ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования к юридико-техническому оформлению

Draft laws considered by legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation. Requirements for technical legal implementation


ОКС 03.160

Дата введения 2018-06-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (ФБУ "Тест-С.-Петербург")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1263-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В связи с активизацией законодательной деятельности в субъектах Российской Федерации и эволюцией законодательства становится актуальной проблема качества законов, являющегося необходимым условием признания норм права общеобязательных и действующих правил поведения.

Качество законов и методы исполнения совокупности требований, составляющих законодательную базу, - понятия неразрывные. В связи с этим остро встает проблема внедрения современных методологических правил, позволяющих субъектам права законодательной инициативы и разработчикам законопроектов ориентироваться в вопросах законодательной техники.

Настоящий стандарт разработан с учетом наилучшего отечественного опыта законопроектной деятельности, а также практики нормотворческой деятельности зарубежных стран.

Цель стандарта состоит в соблюдении единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.     

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к юридико-техническому оформлению законопроектов, рассматриваемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Настоящий стандарт предназначен для применения Собраниями депутатов при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

     2 Структура законопроектов

2.1 Наименование

Наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Наименование законопроекта следует писать с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом.

2.2 Преамбула (введение)

Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Преамбула предваряет текст законопроекта.

Преамбула не должна содержать самостоятельные нормативные предписания; подразделяться на статьи; содержать ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; содержать легальные дефиниции; формулировать предмет регулирования законопроекта; нумероваться. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

2.3 Структурные единицы законопроекта

2.3 Структурные единицы законопроекта

Законопроект может быть разделен на структурные единицы. Употребляют следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

- раздел;

- глава;

- статья.

Не следует вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов - на подразделы, глав - на параграфы.

В случаях, когда текст законопроекта содержит всего несколько статей, текст законопроекта следует делить только на статьи, без деления на главы.

Часть законопроекта обозначается словами: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ; ЧАСТЬ ВТОРАЯ и т.д.

Часть законопроекта может иметь наименование: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ либо обозначаться (в кодексах) следующим образом: ОБЩАЯ ЧАСТЬ; ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.

Обозначение и наименование части законопроекта следует писать прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроекта выделяют полужирным шрифтом.

2.4 Раздел

Раздел законопроекта должен иметь порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.

Обозначение и наименование раздела следует писать прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела выделяют полужирным шрифтом.

Пример

РАЗДЕЛ 2.
ТУРИСТЫ


В случае если раздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, обозначение и наименование раздела оформляют следующим образом.

Пример

РАЗДЕЛ 1.
ОБРАЗЕЦ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ
НАРОДНОГО ДРУЖИННИКА

2.5 Подраздел

Подраздел законопроекта должен иметь порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.

Обозначение подраздела следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

2.6 Глава

Глава законопроекта должна нумероваться арабскими цифрами и иметь наименование.

Обозначение главы следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример

Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления

В случае если подраздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование подраздела оформляют следующим образом.

Пример
     
     Глава 2. Полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения


2.7 Параграф

Параграф законопроекта должен быть обозначен знаком § с указанием порядкового номера, обозначаемого арабскими цифрами, и наименования.

Наименование параграфа следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

Пример
     
     § 1. Жилые зоны


2.8 Статья

Статья законопроекта является его основной структурной единицей. Она должна иметь порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование. В исключительных случаях наименование может отсутствовать.

Обозначение статьи следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Пример
     
     Статья 11. Основные задачи Уполномоченного
     
     1. ........(часть 1)
     
     2. ........(часть 2)


Если статья не имеет наименования, то точку после номера статьи не ставят, а обозначение статьи пишут с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Пример

Статья 11
     
     1. ........(часть 1)
     
     2. ........(часть 2)


Каждая структурная единица статьи должна иметь только ей свойственное обозначение.

Статью законопроекта подразделяют на части.

Части статьи обозначают арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяют на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяют на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Пример
     
     Статья 11. Основные задачи Уполномоченного     
     

1. …….. .

(часть 1)

2. …….. ;

(абзац первый части 2)

1) …….. ;

(пункт 1 части 2)

а) …….. ;

(подпункт "а" пункта 1 части 2)

    
     или
     
     Статья 11     
     

1. …….. .

(часть 1)

2. …….. ;

(абзац первый части 2)

1) …….. ;

(пункт 1 части 2)

2) …….. :

(пункт 2 части 2)

а) …….. ;

(подпункт "а" пункта 2 части 2)

б) …….. ;

(подпункт "б" пункта 2 части 2)


В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделять на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Не допускается деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта на пункты и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия.

Не допускается деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта на подпункты и абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия.

В случае если статья состоит из одной части, такая часть не имеет обозначения. Если подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, их следует считать пунктами и нумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Такие статьи рекомендуется оформлять следующим образом.

Пример

    Статья 20. Основные полномочия Губернатора Ленинградской области
     
     Губернатор Ленинградской области:


1) представляет Ленинградскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Ленинградской области; (пункт 1 статьи 20)
     


    2) обнародует законы Ленинградской области, удостоверяя их обнародование путем подписания областных законов, либо отклоняет областные законы, принятые Законодательным собранием Ленинградской области; (пункт 2 статьи 20)

Не допускается деление последнего в статье пункта (или подпункта) на абзацы, начинающиеся с прописной буквы.

Пример

Статья 11
     
     1. ....... (часть 1)
     
     2. ......; (абзац первый части 2)
     
     1) ......; (пункт 1 части 2)
     
     2) ....... (пункт 2 части 2)


Введение такого абзаца не допускается, так как будет не ясно, к какой структурной единице он относится (или абзац второй пункта 2 части 2, или абзац четвертый части 2 данной статьи).

Пример
     
     Статья 6. Финансовые меры стимулирования деятельности в сфере промышленности
     


    1. Финансовые меры стимулирования деятельности в сфере промышленности осуществляются в формах, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, с учетом особенностей и состояния отраслей промышленности города Москвы. (часть 1)
     


    2. Финансовые меры стимулирования деятельности в сфере промышленности могут осуществляться в следующих формах: (абзац первый части 2)
     


    1) предоставление льгот или установление понижающих ставок по: (абзац первый пункта 1 части 2)
     


    а) налогу на имущество организаций; (подпункт "а" пункта 1 части 2)
     


    б) земельному налогу; (подпункт "б" пункта 1 части 2)
     


    в) налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет города Москвы; (подпункт "б" пункта 1 части 2)
     


    2) предоставление субсидий; (пункт 2 части 2)
     


    3) предоставление дополнительных гарантий и компенсаций при реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы в сфере промышленности. (пункт 3 части 2)

2.9 Оформление законопроектов о ратификации

Законопроекты о ратификации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными государствами, а также с другими субъектами Российской Федерации, не содержащие никаких других нормативных предписаний, оформляют следующим образом:

Пример

О ратификации Соглашения о сотрудничестве между Московской областью и Кемеровской областью


Статья 1
     
     Ратифицировать Соглашение о сотрудничестве между Московской областью и Кемеровской областью, подписанное в городе Красногорске Московской области, 10 ноября 2014 года.
     
     Статья 2
     
     Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.


Если законопроект о ратификации международных договоров Российской Федерации включает в себя ратификацию нескольких международных договоров или содержит положения о порядке его вступления в силу, такой законопроект оформляют в соответствии с общими правилами, применяемыми для законопроектов, содержащих статьи без наименования.

Наименование соглашения Российской Федерации в законопроекте о ратификации должно быть полностью идентично наименованию этого соглашения в подписанном оригинале. Внесение каких-либо изменений не допускается.

2.10 Оформление законопроектов о внесении изменений в законодательные акты субъекта Российской Федерации

Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты не имеют наименований статей; подразделяются на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.

Пункты могут быть подразделены на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Пример
     
     Статья 1
     
     Внести в Закон ... от ... N... "Об..........." следующие изменения:

     1) .......;

(пункт 1)

     2) .......;

(пункт 2)

     а) .......;

(подпункт "а" пункта 2)

     б) .......;

(подпункт "б" пункта 2)


или
     
     Статья 1
     
     Внести в Закон ... от... N... "Об..........." следующие изменения:

……..;

(абзац второй)

……..;

(абзац третий)


или
     
     Статья 1
     
     Признать утратившими силу:

1) .......;

(пункт 1)

2) .......;

(пункт 2)

3) .......;

(пункт 3)


или
     
     Статья 1
     
     Признать утратившими силу:

……..;

(абзац второй)

……..;

(абзац третий)

2.11 Нумерация структурных единиц законопроектов

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Не допускается отдельная нумерация, например, статей каждой главы, или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Не допускается изменение нумерации частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.

Не допускается изменение нумерации частей статей, пунктов и буквенного обозначения подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Если дополнения вносят в конец законодательного акта, необходимо продолжать нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).

Если дополнения вносят в конец структурной единицы статьи, необходимо также продолжать нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).

Если законодательный акт дополняют новыми структурными единицами, новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5, статья 7, часть 2, пункт 3, подпункт "б").

Пример

Статья 2

Внести в Закон .... от ... N ... "Об ..........." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:
     


    1) дополнить статьей 15 следующего содержания:

"Статья 15............
     
     1. ....
     
     2. ....";
     


    2) в статье 16:
     
     часть 2 дополнить пунктом 2
следующего содержания:
     
     "2
) ....;";
     
     пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б
" следующего содержания:
     
     "б
) ....;".

При признании статьи или главы законодательного акта утратившей силу место этой статьи или главы в структуре законодательного акта сохраняют, а в текущей редакции законодательного акта делают следующую запись.

Пример
     
     "Статья 6. (Утратила силу на основании Закона ... от......N......)".


При признании структурной единицы статьи законодательного акта утратившей силу ее место в структуре статьи сохраняют, а в текущей редакции законодательного акта делают следующую запись.

Пример
     
     "6. (Часть 6 утратила силу на основании Закона ... от ...... N ......)".


При дополнении законодательного акта новой структурной единицей следует убедиться в том, что в результате такого дополнения не образовываются "двойные" (по номеру или по букве, которыми они обозначены) структурные единицы.

2.12 Оформление статей о вступлении в силу

В статьях о вступлении законопроектов в силу следует использовать понятие "вступление в силу".

Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить порядок вступления в силу данного законодательного акта.

Пример
     
     Настоящий Закон ... вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.


При определении срока вступления в силу не допускаются такие формулировки, как "по истечении месяца после дня официального опубликования".

Примечание - Месяцы включают в себя разное количество дней, это может быть тридцать, тридцать один, двадцать восемь и двадцать девять дней.


Если законодательный акт не является специальным законодательным актом о порядке вступления в силу другого законодательного акта, то он должен определять порядок вступления в силу только тех нормативных предписаний, которые содержатся в нем самом.

Срок вступления в силу законодательного акта и / или его структурных единиц определяется точной датой, а не промежутком времени. Например, недопустимы такие формулировки, как "вступает в силу со дня официального опубликования, но не позднее 1 января 2017 года".

Если в статье о вступлении в силу предусматриваются какие-либо исключения для сроков вступления в силу отдельных структурных единиц законопроекта, необходимо формировать текст законопроекта таким образом, чтобы иметь возможность точно вычленить эти структурные единицы.

Пример
     
     Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона


Закупки не найдены
Свободные
Р
Заблокированные
Р
Роль в компании Пользователь

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:
  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное